Содержание
Cловарь синонимов Н. Абрамова ( разговорная форма )
лобзание — смотрите также поцелуй
Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова
ЛОБЗАНИЕ — лобзания, средний род ( слово книжное , поэтично, в языке поэтов устаревший, устаревшая форма ). поцелуй. Но ты от горького лобзанья свои уста оторвала. Пушкин.
. . . Иудино лобзание ( слово книжное риторическое ) — лицемерный, неискренний поцелуй, смотрите также Иуда.
Орфографический словарь под ред. проф. Лопатина (c уд.)
лобзание — лобза́ние — лобза́ние, -я
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой
лобзание — средний род устаревший, устаревшая форма Процесс действия по значение глагол : лобзать, лобзаться.
Энциклопедический словарь «Святая Русь»
СЛАДКОЕ ЛОБЗАНИЕ — (Гликофилусса), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Именуется так потому, что Богоматерь изображена на ней лобзающей младенца Христа, принадлежит, по преданию, к одной из 70 икон, писанных евангелистом Лукой. Находится в Филофеевском монастыре на Афоне. Икона прославилась во времена иконоборства. Она принадлежала благочестивой женщине Виктории, жене некоего Симеона Патрикия. Виктория, с опасностью для жизни, чтила и хранила ее у себя в комнате. Муж потребовал, чтобы она сожгла икону, но Виктория предпочла лучше пустить ее в море — и пустила. Икона явилась на берегу пред Филофеевским монастырем. Игумен и братия внесли ее в соборный храм. С тех пор и доныне в понедельник Пасхи совершается из монастыря крестный ход на место явления иконы. Чудеса и поныне совершаются от сей иконы. Празднуется в понедельник Светлой седмицы. Прот. И. Бухарев Это интересно
По всем вопросам и рекламе звоните: +7 (923) 2Ч5Ч757
В соборе афонского монастыря Филофей на левом клиросе находится известная чудотворная икона Божией Матери «Сладкое лобзание» (греч. «Гликофилу́са»). По преданию её написал евангелист Лука.
Во времена царствования византийского императора-иконоборца Феофила (829—842) благочестивая жительница Константинополя Виктория, супруга одного из приближенных императора по имени Симеон, спасая икону от уничтожения, с опасностью для жизни, чтила и хранила ее у себя в комнате. Муж потребовал, чтобы она сожгла икону, но Виктория предпочла лучше бросить её в море. Так образ прибыл на Святую Гору, о чём чудесным образом был предупреждён игумен Филофея. На месте, где была найдена икона, истекла святая вода.
С тех пор и доныне в понедельник Пасхи совершается из монастыря крестный ход на место явления иконы.
В 1793 году диакон Иоаникий во время зажигания свечей пред иконой часто сетовал на то, что Богоматерь не заботится об обители, потому как другие монастыри Афона ни в чем не имеют нужды, а Филофей нуждается.
Однажды свою жалобу диакон произнес в полночь. Он был очень погружен в свою молитву и не замечал ничего вокруг. Внезапно перед ним явилась в таинственном свете Богородица и сказала, что его жалобы и сетования напрасны — если бы ее попечения не было, обитель не смогла бы существовать. Он напрасно просит достатка — в золоте и серебре нет никакой пользы для обители.
Когда диакон проснулся, он понял, что ошибался, и смиренно просил прощения у Пречистой. Потом он рассказал братии об увиденном.
В 1801 году один сребролюбивый паломник похитил привешенные к образу златницы. Совершив святотатство, он сел на корабль, отправлявшийся от Иверской пристани. Но судно, отплыв немного от берега, стало на месте, несмотря на попутный ветер. Между тем, когда в Филофее узнали о пропаже, послали во все стороны людей, чтобы догнать вора. Один из них подплыл на лодке к кораблю, стоявшему недалеко от Иверской пристани. Тем временем преступник, вразумлённый чудесной остановкой корабля, сам раскаялся в святотатстве и поспешил добровольно возвратить златницы, после чего корабль свободно продолжил плаванье.
Нельзя не упомянуть здесь об одном назидательном чудесном случае, бывшем в 1830 году. В это время в Филофеевский монастырь пришел из Адрианополя один богомолец. Здесь в обители он случайно заговорил с экклесиархом (смотрителем храма). Последний в искренней беседе рассказал богомольцу о различных чудесах Божией Матери и сообщил также о том, каким образом явилась на берегу моря пред Афонской Филофеевской обителью Ее икона Сладкое лобзание.
Богомолец с любопытством о всем расспрашивал экклесиарха, внимательно выслушивал его рассказы и, по-видимому, все близко принимал к сердцу. Экклесиарх шел навстречу его желаниям. Но каково же было его изумление, когда его собеседник в конце концов выразил свое сомнение в истинности всего рассказанного, а повествование инока о чудесном явлении иконы Божией Матери Гликофилуссы счел за простую басню, которой может поверить разве только ребенок.
Экклесиарх задумался. Он не ожидал ничего подобного. Несомненно, что в душе богомольца были посеяны злые семена, и они отравляли его христианское настроение. Может быть, он был уже близок к полному падению. Ведь от отрицания благодеяний, оказанных роду человеческому Богоматерью, и от сомнений в чудесном явлении Ее святого образа всего лишь один шаг к сомнению и в чудесах вообще, а в частности, и чудесах Спасителя рода человеческого…
Видя близкую гибель своего собеседника, экклесиарх пытался рассеять его дух сомнения, но богомолец упорно отрицал все его слова и доводы. Так глубоко он пал.
И не доводы инока убедили богомольца: он был возвращен в число искренних последователей Христа Самой Царицей Небесной.
В тот же день над ним самим совершилось чудо, и из него он мог убедиться в чудесной силе Пречистой Девы. Идя по верхнему этажу дома, он оступился и начал падать вниз. Тут он воскликнул: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» и спустился на землю без всякого вреда…
Другое чудо в списке бесчисленных чудес, явленных иконой, произошло с одним христианином из Праора. Его жена не могла иметь детей, и поэтому семейная пара очень страдала. Будучи на Афоне, Святой горе, христианин усердно молил Пресвятую Деву перед иконой «Сладкое лобзание». Перед тем как отправиться домой, он взял немного елея из горящей перед иконой лампады и, вернувшись, помазал им себя и свою жену. И в этот же год его супруга родила сына. Христианин был очень благодарен Деве Марии и принес дар обители Филофея.
По молитвам у иконы Богородицы свершилось множество чудес и в наше время. Одно из них произошло в годы немецкой оккупации. Рассказ о нем содержится в книге старца Паисия Святогорца «Отцы святогорцы и святогорские истории: Во время немецкой оккупации запасы пшеницы в монастыре преподобного Филофея были на исходе, и отцы решили прекратить принимать посетителей. Один благочестивый старец отец Савва, узнав об этом, опечалился и начал упрашивать совет старцев обители не делать этого, потому что этим они опечалят Христа и монастырь лишится благословения. Он привел множество примеров из Священного Писания, в том числе историю вдовицы из Сарепты Сидонской и пророка Илии (см. 3Цар.17), и его, наконец, послушались. Однако по прошествии какого-то времени старца стали донимать укорами, говоря:
- Мука закончилась. Что теперь будет? Старец им отвечал:
- Отцы мои, то немногое, что еще осталось, доедим вместе с народом, а Божия Матерь нас не оставит.
В кладовых монастыря оставалось лишь двадцать пять окад пшеницы и больше ничего, и монахи начали довольно язвительно выговаривать отцу Савве:
- Отец Савва, пшеница закончилась, что теперь будет?
Но благочестивый и исполненный веры старец на это отвечал:
- Не теряйте надежды на Гликофилусу. Замесите оставшиеся двадцать пять окад, испеките из них хлеб и раздайте его братии и мирянам, а Бог, как Благий Отец, позаботится о всех нас.
Когда у них закончился последний хлеб, то не успели они даже проголодаться, как к пристани монастыря причалил корабль, шедший из Кавалы, и капитан предложил обменять пшеницу, которую он вез, на дрова. Монахи, видя очевидный Промысл Божией Матери, Которая, как Добрая Мать, позаботилась о Своих детях, прославили Бога. Конечно, больше всех славил Бога и благодарил Божию Матерь отец Савва, всегда воссылавший Ей благодарения самой своей святой жизнью.
После этого он напоминал отцам: «Разве я не говорил вам, что Божия Матерь нас не оставит?»
Редкая композиция и выразительный живописный стиль иконы позволяют связывать ее создание с мастерской знаменитого критского мастера Ангелоса Акотантоса второй половины XV века. Ангелос определил пути развития иконографии критских икон и создал тот особый прославивший их стиль, где константинопольская образность и условный характер иконописи органично сочетались с изобразительными мотивами и художественными приемами готического искусства. Художник эмигрировал на Крит из Константинополя в первой половине XV в. Судьба мастера была типичной: в XV в. представители константинопольской творческой элиты, спасаясь от нависшей над Империей опасности, активно переселялись на остров, и после завоевания византийской столицы турками в 1453 г. образовали здесь целую колонию. Столица Крита Кандия (современный Ираклион) с XV и до XVII веков была главным центром традиционного иконописания.
Критское происхождение иконы неоспоримо: только на Крите, в подражание итальянским мастерам, нимбы орнаментировались резьбой по золоченому левкасу. С критской культурой XV в. связано и украшение ворота платья Богоматери небольшой круглой брошью – черта, заимствованная из готического искусства. Иконографический тип Богоматери Гликофилусы (греч. «сладко любящая, ласкающая») был распространен в позднем византийском искусстве, выражая не только нежную любовь Марии и Младенца Иисуса, но и мысль о Его будущих страданиях и жертве. Она передана через изображение обнаженной, повернутой на зрителя ступни Младенца. В позднем искусстве Византии, с его разработанной системой символов, обнаженная ступня в изображении Младенца Иисуса обозначает смертность, уязвимость его плоти, знак Его смирения перед искупительной жертвой. Вариант иконографии Гликофилусы, представленный на иконе, чрезвычайно редок для критской иконописи.