Икона, известная в православном мире, как «Спас Нерукотворный» – одно из первых изображений Иисуса Христа, появление которого окутано тайнами и недомолвками. Считается, что «Спас Нерукотворный» обладает такой же важностью для религии, как Животворящий Крест. Какова история возникновения иконы и что она значит для христианского мира, разберемся ниже.
Содержание
История происхождения
История возникновения иконы «Спас Нерукотворный» имеет несколько разных версий, каждая из которых звучит довольно правдоподобно. Первая версия относится к общецерковному восточному преданию. Это самая древняя версия, описывающая времена появления иконы с изображением лика Сына Божьего. Она отсылает нас к временам правления Абгара V, который правил городом Эдесса и был серьезно болен. По его поручению было велено нарисовать портрет Иисуса Христа, чтобы царь мог совершить молитву с просьбой о выздоровлении.
Художник, посланный на это дело, не смог нарисовать картину самостоятельно, а автором иконы стал сам Иисус Христос, который отер свой лик после омовения тряпкой, поданной царским художником. После того, как вода высохла, на тряпке остался образ Сына Божьего.
Рисунок имел одну особенность – борода выглядела таким образом, как будто только что намокла. Из-за этого у иконы есть второе, неофициальное название – «Спас Мокрая Брада».
Вторая версия возникла намного позже и относится к группе западных церковных преданий. По информации из разных источников, западная легенда о возникновении образа сформировалась в промежутке между 12 и 15 веками. Место художника занимает попутчица Христа Вероника, которая сопровождала его во время его крестного пути на скалу Голгофа. Согласно легенде, молодая еврейская девушка использовала свой льняной платок, чтобы утереть кровь и пот с лика Иисуса.
Обратите внимание! Главной отличительной чертой, по которой можно различить эти два изображения, является наличие тернового венка на голове Сына Божьего.
Описание и значение в православии
Икону, на которой отображен лик Иисуса Христа, сложно недооценивать, так как он является ключевой фигурой, сплотившей вокруг себя первых последователей христианства.
В православии икона имеет следующее значение:
- расценивается, как эталонное изображение Иисуса Христа. Все начинающие иконописцы стараются начинать свою карьеру с написания именно этой иконы;
- нимб над головой Сына Божьего имеет завершенную форму, чего нельзя отметить на других иконах. Это отражает гармоничность окружающего мира и его завершенность;
- на иконе изображен только лик Иисуса, что символизирует главенство духа и силы мысли над остальным телом;
- лицо Христа не несет признаков боли или гнева – только покой и гармония. Из-за этой особенности священнослужители часто приводят икону в пример, когда необходимо дать объяснение такому понятию, как «непорочная красота».
Выглядит икона просто, без всяких излишеств. При взгляде на нее молящийся как бы остается «лицом к лицу» с Богом, отметая все отвлекающее в сторону.
О чем просят перед образом
Прихожане, предстающие перед образом иконы «Спас Нерукотворный», чаще всего просят о:
- излечении от смертельных недугов;
- получении божественного благословления для себя или своих близких;
- об укреплении физического и духовного самочувствия;
- защите от злых помыслов и неудач, постоянно преследующих молящегося;
- помощи в выборе верного решения, от которого зависит дальнейшая судьба человека.
Избавление от страшных недугов
Молитва иконе помогает излечиться от серьезных болезней, вылечить которые не в состоянии обычные врачи. Между прихожанами ходит много историй на эту тему, которые можно найти как в церковных текстах, так и на просторах интернета.
Получение благодати для себя и родственников
Порой от жизненных тягот душа истощается, а все вокруг становится серым и бессмысленным. Человек становится апатичным, выполняя повседневные действия как будто на автомате. Избавиться от такого состояния помогут молитвы иконе «Спас Нерукотворный».
Молиться можно о помощи не только для себя, но и для своих близких, которые попали в непростые жизненные обстоятельства.
Об укреплении физического и душевного состояния
Не обязательно просить перед ликом Сына Божьего об исцелении только серьезных недугов. Обычные болячки или душевные расстройства не менее опасны, зачастую они становятся причиной более серьезных неприятностей. Чтобы избавиться от подобных проблем в самом начале их зарождения, попросите у Господа сил на дальнейшие свершения, и он не обойдет вас стороной.
Защита от плохих помыслов и жизненных неудач
Икона защищает и от тлетворного влияния извне, связанного с негативными помыслами окружающих или неудачным стечением обстоятельств. Иисус всегда помогал окружающим в минуту нужды, не зависимо от источника угрозы. Самое главное – не отчаиваться и помнить, что неудачи не вечны, и возможно Господь проверяет вас перед тем, как привнести в вашу жизнь нечто поистине прекрасное.
Поиск верного решения
Ни для кого не секрет, что жизнь — это череда непростых решений, которые определяют нашу дальнейшую судьбу. Порой эти решения чересчур ответственные, и человек не может решиться, какой путь выбрать. Помочь исправить неопределенность, направив вас по лучшему пути, поможет икона «Спас Нерукотворный».
Обратите внимание! Перед молитвой помните о главном правиле – обращение к Всевышнему должно идти от чистого сердца, с верой в чудо. Если молящий не верит в Бога и его величие, совершая молитву, как какой-то рутинный обряд, то ни о какой помощи говорить не приходится.
Где можно найти списки
Список – икона, частично копирующая другую редкую икону. Они делаются для отправки в различные христианские храмы, желающие заполучить в свое распоряжение редкую, чудотворную икону. Списки «Спаса Нерукотворного» можно найти в следующих местах:
- Третьяковская галерея хранит в своих стенах одну из самых ранних икон с изображением Иисуса Христа – Новгородский двухсторонний образ, нарисованный в 12 веке;
- в Спасо-Преображенском соборе, располагающемся в городе Санкт-Петербург;
- в Тутаевском Воскресенском соборе;
- в государственном музее искусств Грузии;
- в соборе Святого Петра, в Ватикане;
- в монастыре Святой Екатерины, на горе Синай.
Иконы делятся на два типа:
- Спас на убрусе;
- Спас на чрепии.
Убрусом называется полотно светлого оттенка, а под чрепием понимают изображения на черепице или керамике.
Тексты
Для верующих, желающих обращаться к иконе с просьбами о помощи по всем правилам, будут представлены тексты молитв и тропарь. Их можно читать как наизусть, так и по бумажке, в распечатанном виде.
Молитва
Первая молитва:
О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков. Аминь.
Вторая молитва:
Го́споди Ще́дре и Ми́лостиве, Долготерпели́ве и Многоми́лостиве, внуши́ моли́тву на́шу и вонми́ гла́су моле́ния на́шего, сотвори́ с на́ми зна́мение во бла́го, наста́ви нас на путь Твой, е́же ходи́ти во и́стине Твое́й, возвесели́ сердца́ на́ша, во е́же боя́тися И́мене Твоего́ свята́го. Зане́ ве́лий еси́ Ты и творя́й чудеса́, Ты еси́ Бог еди́н, и несть подо́бен Тебе́ в бозе́х, Го́споди, си́лен в ми́лости и благ в кре́пости, во е́же помога́ти и утеша́ти и спаса́ти вся упова́ющия на И́мя свято́е Твое́. Ами́нь.
Тропарь
Пречи́стому Твоему́ о́бразу покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же:/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.
1552-1612 г.
Боевые знамена и стяги использовались на Руси, начиная с древности. Изначально они имели треххвостную форму или же обладали трехступенчатым выступом, к концам которого пришивались кисти.
Русские стяги — история появления
В древние времена вместо современных слов «флаг» и «знамя» использовалось слово «стяг». Стяги не только обозначали построение дружины перед битвой, но и выстраивал витязей в боевой порядок, обозначая середину войска. На защиту стягов ставили лучших, богатырей-стяговников. По положению стяга можно было определить и ход битвы. Если стяг развивался над воинством, значит и бой идет благополучно. Если стяг пал, означало, что бой проигран и врагам удалось добраться до него. Падение стяга означало и смерть богатыря-стяговника.
Знамена Руси
Слово знамя появилось после того как на стягах начали изображать лики православных святых. «Знамениями» тогда называли изображения святынь. Стяги с ликами святых, наиболее часто изображали Святого Георгия Победоносца, постепенно превращаются в «знамения», а позже «знамена». Известно, что до Петра Великого в Руси не существовало единого государственного флага. С давних времен на княжеских знаменах изображались лики Богородицы и Христа, святые.
На протяжении не одного столетия русское войско, отправлявшееся на битву с врагом, осеняли знамена красного цвета. Еще Святослав Великий вел свое войско под красным стягом. Древние рукописи сохранили его изображение. Полотнища имели клиновидную форму. Навершия были в форме креста.
Стяг «Всемилостивейшего Спаса» Иоанна Грозного
Для изготовления стяга Иоанна IV Васильевича Грозного была использована китайская тафта. Формой стяга стала трапеция с откосом. Глядя на стяг, можно видеть три основных цвета:
- середина полотнища выполнена лазоревого (голубого) цвета;
- откос – сахарный;
- кайма, обрамляющая полотнище – брусничного цвета;
- вокруг откоса – маковый цвет.
На фоне лазоревой середины размещен круг, выполненный из тафты темно-голубого цвета. В центре круга изображение Спасителя одетого в белые одежды, восседающего на белом коне.
Окружность, ее обрамляют изображения серафимов и херувимов. Немного левее, под кругом разместилось небесное воинство на белых конях, одетое в белые одежды.
В откос вшит еще один круг из тафты белого цвета. В его центре изображение Святого Архангела Михаила, скачущем на золотом крылатом коне. В правой руке Архангела меч, в левой руке – крест.
И середина стяга и его откос богато украшены золотыми звездами и изображениями крестов.
Под этим стягом войска Ивана Грозного в 1552 году смогли взять штурмом Казань. Об этом знаменательном событии сохранились записи в летописи, в которых говорится, что в честь победы царь велел развернуть знамена над покоренным городом.
На протяжении последующих полутора веков стяг Ивана Грозного сопровождал русские войска. При царице Софье Алексеевне стяг сопровождал войска в Крымском походе. При Петре Первом стяг принимал участие в Азовском походе и в войне со шведами.
Сегодня копия стяга Ивана Грозного отреставрирована, она сберегается в Оружейной палате.
На страницах энциклопедии http://fighterland.ru/entsiklopedija/rossijskaja-simvolika/ представлено немало интересной информации об истории Российского государства, его гербах и флагах.
«Говорят, что взгляд иконы светоносен, и оттого еще ее называют «Спас – Ясны – Очи». Именуют икону также Оконной, потому что образ – Оконце, через которое русский государь лицезреет Всевышнего и получает от Него укрепление».
Акунин или, в данной ситуации Брусникин, как всегда не подвел. Очень интересная книга. Главные герои – три друга, скажу даже больше, три богатыря, Митя, Илейка да Алешка. Они разные, но судьба крепко-накрепко связала их. В самых сложных жизненных ситуациях друзья поддерживали друг-друга, оказывались Божьей волей рядом.
Мне очень понравились родители мальчиков, и было очень горько от смерти Лариона Михайловича. До самой глубины души затронули «Записки Лариона Никитина для пользы сына»:
«Будь крепок, сын мой. Хоть сломайся, да не гнись. Слушай Бога и совесть, служи отечеству. Не уподобляйся таким, кто пред троном пресмыкается, подачек выпрашивает. То не истинные дворяне, то дворня. Богатства не желай, дворянину быть слишком богатым стыдно и вред. Нега с роскошью нам враги. Имей довольно, чтоб достойно несть родовое имя, чтоб конь был хорош и оружье доброе, чтоб холопы твои с голоду не помирали, сверх же сего злата-серебра не скапливай».
Вот какой человек этот был! Вот как сына он воспитывал!
Еще хочется вспомнить Бабиньку, как плакала она, когда трое озорников перстень обручальный ее похитили, и как вы-ходила Илюшу, когда он в речке почти утоп.
Да, нелегкий путь прошли товарищи, многое повидали, в разных передрягах успели побывать, но самое тяжкое испытание им предстояло в конце – любовь. Измучила Василиска их красотой своей, умом, манерами, хуже, чем недоброжелатели какие. А сама только: «Петюша, да Петюша». Страдали добры молодцы, ревновали, да поделать ничего не могли.
Еще интересно в книге описывается быт в те времена, склоки правительские, борьба за власть, нравы и обычаи простых людей да дворян. Много любопытных героев, за которыми увлекательно наблюдать на страницах. Но вся эта атмосфера пропитана одним взглядом, который все видит и все знает, — взглядом Девятного Спаса. Что бы не происходило, этот образ все время находился в гуще событий. Его искали, за него убивали, а он себе висел в доме у простолюдина Ильи. Думаю, что «Спас – Ясны – Очи» выбрал этот дом неспроста. Ему там хорошо и спокойно было, не так как в горнице у царицы Софьи. И все это время он оберегал трех друзей и Василиску. Следил за их судьбами спокойным золотистым взглядом и в обиду не давал.
Я очень рада, что в рамках игры «Борьба с долгостроем» прочитала-таки эту книгу!
Спас Нерукотворный. Икона XII в., Новгород. Собр. ГТГ
Спас Нерукотворный — образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, чудесно отпечатавшийся на плате, которым Христос вытер Свой лик
Празднование 16 августа
Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Уккама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.
Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.
Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.
После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.
Один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство и хотел уничтожить Нерукотворный Образ. Тогда епископ города замуровал икону в городской стене с зажженной перед ней лампадой.
Со временем место это было забыто.
Обретение Образа
Образ был снова обретён, когда Едесса была осаждена персидским царем Хозроем I в 544 или 545 году. Положение города казалось безнадёжным. И тогда епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасёт город от неприятеля.
Разобрав нишу, епископ обрёл Нерукотворный Образ, перед которым горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. В память об этом в Православной Церкви существует два типа икон Нерукотворного Спаса: лик Спасителя на убрусе, или Убрус, и лик без убруса, т. н. Чрепие.
После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.
В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В VIII веке христиане праздновали Нерукотворный Образ во многих местах.
Начиная с 843 года, праздник Нерукотворного Образа совпадал в Едессе с Торжеством Православия.
Перенесение в Константинополь
В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы. 16 августа он был торжественно перенесен в Константинополь и помещен в Фаросском храме Богоматери.
В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник «Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа».
Существует несколько преданий о последующей судьбе Нерукотворного Образа. По одному — его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.
Упоминание в древних источниках
Древние авторы не упоминают о Нерукотворном Образе вплоть до V века. Это объясняется, по-видимому, тем, что образ оставался замурованным, местонахождение его не было известно и о нём забыли.
Древнейшее известное упоминание об образе находится в памятнике, называемом «Учение Аддаи».
Евагрий Схоластик упоминает его в «Церковной истории» и называет образ «богозданной иконой».
Во времена иконоборчества на Нерукотворный Образ ссылается прп. Иоанн Дамаскин. В 787 году отцы VII Вселенского Собора упоминают его несколько раз.
Молитвословия
Тропарь, глас 2
Пречи́стому Твоему́ о́бразу покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же,/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Кре́ст,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Те́м благода́рственно вопие́м Ти́:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся́, Спа́се на́ш, прише́дый спасти́ ми́р.
Кондак, глас тот же (Подобен: В молитвах:)
Неизрече́ннаго и Боже́ственнаго Твоего́ к челове́ком смотре́ния,/ неопи́санное Сло́во О́тчее,/ и о́браз непи́санный, и богопи́санный победи́телен,/ ве́дуще нело́жнаго Твоего́ воплоще́ния,// почитаем, того лобызающе.
Ин кондак, еллинский, глас тот же
Богоза́рнаго Твоего́ Зра́ка подо́бие,/ живонача́льныя мо́лнии облиста́ющее,/ от Еде́са прия́хом,/ я́ко носи́ло вся́каго дая́ния./ Ты́ бо о́браз Сво́й вообрази́вый,/ к Первоо́бразу то́й возве́л еси́,// Еди́н сый Многоми́лостивый.
Величание
Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стаго лица́ Твоего́// пресла́вное воображе́ние .
Ино величание
Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́, / и чти́м о́браз Тво́й святы́й,/ и́мже на́с спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.
См. также
- Анчисхатский Спас Нерукотворный
- Святое Чрепие
Использованные материалы
Вариант: «ли́ка»
вариант: «изображе́ние».
Во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа царь Едессы Авгарь (1) жестоко страдал от проказы и воспаления суставов. Он услышал о бесчисленных исцелениях, которые совершал Иисус. Поскольку сам он не мог ни передвигаться, ни даже показываться перед подданными, он послал в Иерусалим писца Ананию с письмом к Иисусу. В послании повелитель просил Спасителя прийти к нему и исцелить его: он предложил Христу поселиться в Едессе, чтобы избежать козней иудеев. Кроме того, он поручил Анании, который был искусным живописцем, написать портрет Того, о Котором говорили, что Он – Сын Божий.
В Иерусалиме Анания вручил письмо Господу. Христос был окружен большой толпой, поэтому Анания, чтобы лучше видеть Его, поднялся на камень и попытался сделать набросок. Но оказалось, что он не может запечатлеть черты Спасителя, потому что Его лицо, казалось, беспрерывно менялось под действием невыразимой благодати, которая от Него исходила. Христос, проникавший в сердца и мысли людей, догадался о намерении Анании и, желая показать, что невозможно отделить Его человеческую сущность от Божественной, исполнил благочестивое желание посланца, явив великое чудо.
Иисус попросил принести небольшой сосуд, омыл в нем Свое лицо и отер его полотном, сложенным вчетверо. Тотчас Его черты оказались неизгладимо отпечатанными на этом Мандилии – нерукотворно, то есть без помощи человеческих рук. Он вернул полотно Анании с письмом, предназначенным Авгарю. В нем Иисус объяснил, что Ему необходимо исполнить в Иерусалиме предвечный Божественный замысел о спасении людей. Но Он пообещал, что после завершения Своего служения, когда Он вознесется на небо, Он отправит к Авгарю одного из Своих учеников, чтобы тот позаботился о спасении души и тела царя (2).
Повелитель принял Ананию с великой радостью и простерся перед изображением святого лика с верой и любовью, после чего обнаружил себя почти полностью исцеленным от проказы за исключением одной язвы на лбу.
После Вознесения Господа нашего и Пятидесятницы святой апостол Фаддей был послан в Едессу. Проповедуя Благую Весть, он крестил царя и большую часть населения. Выйдя из крещальной купели, Авгарь обнаружил, что исцелился полностью, и вознес благодарность Господу. Впоследствии он выказывал столь большое почитание Нерукотворного образа, что приказал поместить его в нишу над главными воротами города, где прежде находился идол. На воротах сделали надпись: «Христос Бог, всякий, кто надеется на Тебя, никогда не узнает несчастья». И каждый, кто входил в город, должен был ему поклониться. Так было во время правления Авгаря и его сына.
Однако внук Авгаря, взойдя на трон, задумал вернуть народ к поклонению идолам и для этого разрушить Нерукотворный Образ. Епископ Едессы, предупрежденный в видении об этом замысле, повелел замуровать нишу, где находился Образ, поместив перед ним зажженный светильник.
Прошло много лет. Хотя царство вновь стало христианским, о существовании иконы забыли.
В 544 году персидский царь Хосров осадил город, ввергнув всех его обитателей в великий страх. Тогда епископу Евлалию в видении было открыто местонахождение Образа Спасителя, заступничеством Которого жители Едессы могут победить. Епископ повелел раскрыть нишу. Каково же было его удивление, когда он не только обнаружил образ невредимым, но и увидел, что после стольких лет лампада все еще горит! Более того, на черепице, которая закрывала нишу, Евлалий увидел точную копию образа (3), отпечатавшегося на ней. Спешно собравшиеся жители образовали длинную процессию: в великом трепете они несли две святыни, которые привели в страх ряды осаждавших. А когда епископ окропил врагов маслом от лампады, это масло превратилось в жаркое пламя, обратившее неприятеля в бегство.
Несколько лет спустя Едесса перешла в руки персов, а затем в 628 году была отвоевана императором Ираклием, но вскоре покорена арабами. Когда христианская армия вновь достигла города, император Роман Лекапин поспешил перенести в Константинополь (19 августа 944 г.) святой Мандилий и письмо Авгарю. Святой Образ, протообраз всех христианских икон (4), был встречен огромной толпой и положен вначале во Влахернской церкви, а на следующий день – в Святой Софии. Отсюда его перенесли в храм Богородицы Фаросской, находившийся во дворце, дабы Нерукотворный Образ защищал столицу и весь народ (5).
________________
1 Авгарь V Уккама (13–50 Р.Х.), царь Осроены, страны, расположенной между Тигром и Евфратом, столицей которой была Едесса.
2 Едесское царство действительно было первым государством, которое в результате обращения царя Авгаря VIII (177–212) официально стало христианским.
3 Эта вторая нерукотворная икона была впоследствии перенесена в сирийский город Иераполь, а император Никифор Фока, по преданию, перенес ее в Константинополь около 965 года. Другие нерукотворные образы упоминаются в «Синаксаре» св. Никодима под 9 и 11 августа. Согласно другому преданию, Керамион (Керамида), или Спас на чрепии, то есть отпечаток с Мандилия на черепице, чудесным образом возник тогда, когда Анания, боясь по пути язычников, спрятал последний в груде черепицы.
4 В православном храме изображение святого Мандилиона обычно находится или над триумфальной аркой (над алтарем), или над царскими вратами (между храмом и притвором).
5 Следы святого Мандилия теряются после взятия Константинополя крестоносцами в 1204 г. Согласно некоторым источникам, он был среди реликвий, приобретенных Людовиком IX в 1247 г. Они были положены в Сен-Шапель в Париже и уничтожены во время революции. С другой стороны, считают возможным отождествлять его с Туринской плащаницей, на негативном отпечатке которой видно изображение, обладающее поразительным сходством с этим иконографическим типом святого лика. Но это привлекательное предположение является спорным.
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря