Икона спасителя Иисуса Христа

Верующие люди, которые часто посещают церковь или храм, знают о том, что ни одно святое место не может обойтись без самого почитаемого среди христиан образа — «Спас в силах». Эта святыня украшает стены каждого монастыря, храма, церковного сооружения, размещаясь в самом центре иконостаса. На изображении нарисованы важнейшие христианские события в том виде, как их представляли великие пророки. В чем же помогает данный образ и что он означает?

Каково значение иконы

Отличительной чертой данной святыни можно считать особую, глубокую символичность, отличающейся сложной иконографией. Данный образ является полной противоположностью другим иконописным творениям Пантократора. К наиболее важным элементам иконы «Спас в силах» относят:

  • Позу, месторасположение и одеяние Иисуса Христа. На этом образе он восседает на троне, а его десница крепко охватывает книгу. Одет Сын Божий в бело-золотую одежду, что говорит о святости, чистоте и непорочности души;
  • Задний фон, а именно размещающийся позади квадрат красного цвета со слегка вытянутыми концами. Геометрический предмет сам по себе уже очень символичен и обозначает землю (земную жизнь). На каждом их углов квадрата расположилась евангельская символика (ангел, орел, телец, лев). Каждое из животных отождествляется со своим святым;
  • Овал синего цвета, обозначающий всеобщую мировую духовность. Внутри этой фигуры можно увидеть ангелочков-покровителей небесных сил. Именно поэтому икона получила свое название — «Спас в силах»;
  • Ромб красного цвета, отождествляющийся с незримым миром.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы:Икона на дереве Спас в Силах с золочением (Размер 27*31 см)Цена от: 8 500Рукописная икона Спас в СилахЦена от: 15 500Икона Спас в силах с камнямиЦена от: 10 500

Данную икону относят к типу «знамение», потому как основное ее значение заключено в геометрических фигурах и центральном образе Иисуса Христа. Эти символы характеризуются как объединение в Сыне Божьем человеческой и божественной силы. Согласно иконографическим исследованиям ученые предполагают, что Спаситель, изображенный на иконе «Спас в силах», упоминается во Втором Пришествии, когда Иисус следует отцовой воле.

О чём молятся пред этим образом

Обратиться к Господу с молитвенными словами у иконы «Спас в силах» можно в разных ситуациях. Верующие могут попросить Спасителя избавить их или родственников от страшного недуга, нервного расстройства, душевного расстройства, трудных ситуаций, семейных неурядиц. Также Иисуса можно попросить об избавлении от злых помыслов, воздействия нечистой силы, желания совершить грех, о помощи в решении сложных жизненных ситуаций.

Господь всегда поможет молящемуся в семейных делах, поможет справиться с неурядицами, недопониманием, подарит любовь и взаимопонимание. Важно, чтобы все обращения были искренними и шли от сердца, а икона располагалась в центральной части домашнего иконостаса.

Молитва

Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего ( имя рек ) словесами Божественнаго Евангелия Твоего, чтомыми о спасении раба Твоего сего. Попали, Господи, терние всех согрешений его, вольная и невольная. И да вселится в него благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Центральный образ всего христианского искусства – образ Спасителя, или Спаса, как его называли на Руси. Слово Иисус переводится с греческого именно как Спаситель, ибо он пришел в мир спасти человечество ради жизни вечной. Христос означает помазанник, то есть царь – тот, кто помазан на царство (в древности обряд вступления монарха на престол сопровождался помазыванием лба «освященным маслом» – миром. Этот обычай унаследовали все христианские монархии). Вопрос о подлинном облике Иисуса Христа занимал умы христиан со времен первых его последователей. Евангелия не оставили нам описания внешности Спасителя. На протяжении II-IV вв. складывались два типа представлений о нем: одно основывалось на образе исторического Иисуса Назорея с выраженными сиро-палестинскими чертами, другое, более позднее, – на идеализированном греко-римском образе. Со временем вторая точка зрения возобладала благодаря Иоанну Златоусту, заявившему, что «Иисус был прекрасен». Одновременно с ним блаженный Иероним считал, что «если бы Иисус не имел чего-то божественно-прекрасного в самом лице и взоре, апостолы ни в коем случае не последовали бы за Ним тотчас же». В первые века существования новой религии чаще всего можно было встретить образ Христа в виде юного, безбородого отрока, что, безусловно, связывалось с многовековой античной традицией изображать бога в виде прекрасного юноши (ведь боги не могут стариться!). Однако позднее сложилась собственная христианская традиция представлять Спасителя в образе «средовека» – то есть человека средних лет, что соответствовало возрасту, в котором Христос окончил земную жизнь.

Церковь Сан-Витале, VI в. Церковь Св. Аполлинария, VII в. Мавзолей Галлы Плацидии, V в.

Образы юного Христа в ранневизантийском искусстве. Мозаики из храмов Равенны V- VII вв. Канон изображения Христа выработался в Византии к VIII в., а в следующем столетии было зафиксировано описание того иконографического типа, согласно которому лик Спасителя должен быть «благостен, со сдвинутыми бровями, красноокий (красный – красивый), с долгим носом, русыми волосами, имеющий темную бороду». От этого описания и отталкивались художники на протяжении многих веков.

Образы Христа на византийской (VI в.) и древнерусской иконах (XV в.) Сохранились предания о чудесном происхождении первоначального изображения Христа. Согласно легендам лик Иисуса был запечатлен нерукотворным (то есть не сотворенным рукой человека) образом – на полотенце (плате, убрусе) и на глиняной доске (черепице, чрепии). Самым древним является образ Нерукотворного Спаса, или Святого убруса, который восходит ко временам земной жизни Христа. Предание гласит, что царь Авгарь, правитель сирийского города Эдессы, узнав о чудесах, творимых Иисусом, послал к нему своего слугу Ананию, бывшего талантливым живописцем. Царь страдал проказой и задумал исцелиться с помощью портрета Спасителя. Пришедший в Иерусалим Анания пытался написать образ Христа, однако нестерпимый свет, шедший от лика Спасителя, мешал разглядеть его черты. Тогда Христос решил помочь отчаявшемуся художнику: он велел принести воду и чистое белое полотенце (убрус), затем умыл лицо и вытер его убрусом, на котором чудесным образом запечатлелся божественный лик. Царь Авгарь, излечившийся от проказы в тот миг, когда прикоснулся к убрусу, велел закрепить его в нише над городскими воротами. Позднее, при правнуке Авгаря, не признававшего христианской веры, образ был заложен глиняной доской и замурован. Спустя несколько столетий во время нашествия персов местному епископу явилась Богородица и велела открыть образ. И тогда перед пораженными жителями предстал не только Нерукотворный Лик: на глиняной доске, закрывавшей плат, также чудесным образом отпечатался образ Христа. Город был спасен от неприятеля, и с этого времени, как гласит легенда, начинается поклонение Нерукотворному Образу. Чаще всего он встречается в двух вариантах – Спас на убрусе (на белом фоне) и Спас на чрепии (или на керамии), который отличается кирпично-красным фоном лика. Второй вариант Нерукотворного Образа пользовался большой любовью на Руси. Именно такой Спас украшал знамена московских, тверских, ярославских князей, выступал защитником русской земли и покровителем русского воинства. Под стягом с образом Нерукотворного Спаса сражался в Куликовской битве Дмитрий Донской.


Спас Нерукотворный на убрусе. Древнерусская икона XIV в.

Спас Нерукотворный (на чрепии). Древнерусская икона XII в.

Спас Нерукотворный на убрусе с предстоящими. Древнерусская икона XVI в.

Образ Спаса Нерукотворного представляет собой изображение лика Христа в окружении крестчатого нимба. Это единственная икона, в которой нимб имеет форму полностью замкнутого круга, выражающего совершенство и гармонию мирового устройства. Положение лика в центре круга символизирует центральную роль Спасителя в мироздании. Терновый венец в православных иконах не изображается, этот вариант встречается только в западноевропейском искусстве, и связан он совсем с другой легендой. Она гласит, что во время крестного шествия на Голгофу некая праведная жена Вероника, видя страдания Христа, подала ему свой платок утереть лицо. На этом платке и запечатлелось нерукотворное изображение Христа. Одна из главных реликвий христианства, именуемая «плат Вероники», хранится ныне в соборе св. Петра в Риме и показывают ее верующим единственный раз в году – в пятую воскресную вечерю Великого Поста. Память о св. Веронике запечатлелась и в Иерусалиме: шестая остановка Виа Долороса (Крестного пути Христа) отмечена часовней св. Вероники, а кусок колонны, вмурованный в стену, обозначает место, где в древности находился дом праведной жены.
Плат св. Вероники. Картина Д. Фетти. XVII в. Иисус Христос – царь на небе и на земле, он владеет и душами, и телом, и судьбой людей. Поэтому в искусстве с очень давних времен появился образ Христа, подчеркивающий его значение владыки и судии, повелителя мира: Спас Вседержитель. Этот величественный образ сложился в эпоху торжества христианства под влиянием существовавших правил изображения римских императоров.

Христос Вседержитель. Древнерусская и византийская иконы XIV в. Христос Вседержитель (по-греч. Пантократор) – это поясное изображение Спасителя, восседающего на троне с поднятой в благословляющем жесте правой рукой и книгой Священного Писания в левой. Такое изображение, помимо икон, часто встречается в храмовых росписях: фигура Христа Вседержителя помещается в центральном куполе, уподобленном небесным сферам. Согласно богослову Николаю Месариту Пантократор изображается таким образом, что по-разному воспринимается различными группами зрителей. Его взгляд направлен на всех сразу и на каждого в отдельности. Он смотрит «благосклонно и дружелюбно на имеющих чистую совесть», а для того, кто творит зло, глаза Вседержителя «сверкают гневно, отчужденно и неприязненно», а лик его выглядит «разгневанным, страшным и полным угрозы». Правая рука благословляет идущих верным путем и предупреждает свернувших с него, удерживает их от неправедного образа жизни.

Образ Христа Вседержителя в куполах храмов
(собор св. Софии, Киев, XI в.)
Церковь Спаса Преображения в Новгороде, XIV в., фреска

С теми же атрибутами Владыки мира – с Евангелием в левой руке и с поднятой в знак благословения десницей – изображался Иисус Христос в композициях, получивших название «Спас в силах». Однако здесь фигура восседающего на престоле Христа окружена различными, выработанными долгой традицией символическими знаками, указывающими на полноту его власти над миром. Фигура Спасителя на престоле предстает в обрамлении ромба, овала и четырехугольника, чья совокупность символизирует образ Вселенной. Красный четырехугольник обозначает землю, в его углах помещены ангел, лев, телец и орел – символы четырех евангелистов, благовествующих славу Спасителя во все концы земли (тетраморф). Можно дать ссылку на материал «Система живописного оформления христианского храма», тетраморф В символизирующем небо голубом овале роятся служащие Христу «ангельские чины» – крылатые серафимы и херувимы; подножие трона поддерживают таинственные «силы небесные», давшие название изводу – в виде крылатых, алых, усыпанных глазами колец (так в Средние века понимали фразу «исполненные очей»). Саму фигуру Христа окружает огненный ромб – знак мощной, животворящей, исходящей от него энергии. Огненный ромб и идущие от фигуры Спасителя золотые лучи символизируют божественную славу Иисуса Христа.

Спас в силах. Икона XV в.
Тверская школа иконописи.
Андрей Рублев. Спас в силах. Икона XV в.

Икона подобного типа чаще всего помещается в центре иконостаса как воплощение верховного божества, его господства над небом и землей. Царствующий над миром Христос предстает и как его грозный судия; подходящие к нему с обеих сторон Богородица, Иоанн Предтеча, архангелы и святые молят его о милости и снисхождении к людским грехам.

День празднования: 21 января/3 февраля

Перед иконой молятся о даровании душевного мира, в скорби и печали, а также об исцелении от тяжелых заболеваний. Названа «Утешением», потому что дарит радость души и отраду в сердце.

Икона Божией Матери «Отрада и Утешение», находится в храме Благовещения Пресвятой Богородицы древнего Ватопедского монастыря.

Эта икона прославилась на Афоне тем, что однажды ожила и себя переписала. Оригинал иконы – это фреска, которая была написана на стене в притворе храма. Согласно преданию, некий игумен однажды услышал голос от иконы: «Сегодня не открывайте врата монастыря, вместо этого поднимитесь на стены и прогоните разбойников». Игумен повернулся к иконе и увидел, как Иисус Христос закрывает ладошкой уста Богородицы, говоря Ей: «Не надо заботиться об этом грешном стаде, оставь их. Они погибнут от меча пиратов, ибо умножились беззакония в этом монастыре».

Однако Богородица слегка отодвинула ручку Сына, чтобы освободить Свои уста и повторила предупреждение еще дважды. Конечно, монахи врата не открыли. Поднявшись на стены монастыря, иноки увидели, что он окружен разбойниками, которых отогнали пушками. Лики Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы на образе навсегда изменили своё положение.

Божия Матерь, спасая монахов, показала, что для Нее милосердие превыше справедливости. А Господь не наказывает, а наставляет людей на истинный путь. Таким образом, монастырь был спасен.

История возникновения образа Христа Спасителя

Любое изображение Сына Бога используется в качестве образа для поклонения. Еще во время жизни мученика слава пришла к нему за чудесные исцеления. Многие стремились удостоиться внимания «лекаря». Правитель города Эдесса, которого мучила болезнь, попытался призвать Христа к себе, прислав за ним слугу. Иисус не поспешил выполнить желание просителя, а поступил иначе. Господь умыл лицо водой, приложил к нему полотенце. На ткани остался отпечаток. Этот лик Спаситель отослал эдесскому царю. Он уверил получателя, что сила подношения не уступает той, которая даруется при его личном присутствии. Именно это своеобразное изображение считается первой иконой. Появилось понятие «Спас Нерукотворный». Явление послужило началом иконографии. Образы стали писать специально для прошения помощи. Лики заменили необходимость личного присутствия Господа. Люди совершали молитвы, просили об исцелении, других свершениях. Первоначально иконы Иисуса Христа делали по аналогии с оригиналом на рушниках. Позже картины стали выполнять на следующих материалах:

  • черепица (фреска);
  • холст (специальная растяжка);
  • дерево (дощечки).

Сейчас образа пишут маслом, выкладывают в виде мозаики, вышивают. Особого внимания заслуживают варианты в виде чеканки на драгоценных металлах. Внимание привлекают как старинные, так и красивые современные экземпляры. Любая иконка станет отличным презентом к празднику для верующего человека. При этом цена подарка не имеет значение. Купить икону Иисуса Христа получится в разных вариациях. В интернет-магазине Дарунок предложены самые почитаемые позиции.

Какой бывает икона Спасителя Иисуса Христа

Образок Всевышнего всегда считался самой дорогой и боготворимой святыней. Иконы Спасителя выполняют в разных вариациях. Все святые рисунки обладают чудесными свойствами. Они несут не только исцеление, но и гармонию, благословение Божье в разных делах. Лики Всевышнего выполняют посредническую роль между Небесным Царством и земными реалиями. Иконописные творения подразделяют на следующие виды:

  • Вседержитель или Небесный Судья;
  • Проповедник среди мирян;
  • детские образы где дополнительно может присутствовать Пресвятая Богоматерь;
  • страдальческий облик на кресте, в терновом венце.

На большинстве картин присутствует нимб над головой, который выступает символом Божественного света. Элемент символизирует земное тело, наделяя его высоким Небесным естеством. Часто в руках у героя книга или пергамент. Писание изображается как в открытом, так и в закрытом виде. Это священное послание о спасении, которое даровано каждому. Пантократора рисуют во весь рост, в виде бюста или только лицо. Если на картине видны руки, то одна из них обязательно сложена в напутствующим знаке. Каждое начертание обладает особым предназначением, ему присущи определенные условия. Только на правильный иконописный образок молятся, а изделие становится чудотворным.

Современные производители икон Иисуса Христа

При многих храмах, монашеских обителях работает собственная мастерская по написанию святых образов. Картины современных художников этой особой сферы используются как для церковных нужд, так и уходят на продажу верующим. Икона Господа Иисуса Христа — наиболее востребованный вариант творчества. Божественные облики выполняют в разных техниках, копируют известные творения или создают нечто новое, но с учетом традиций и требований. Иконопись широко развита в Греции и Италии. Именно там создают уникальные серебряные изделия. Драгоценный металл выступает как основой, так и дополнением работы. Востребованы следующие варианты картин:

  • из листового серебра;
  • с напылением;
  • на дереве с драгоценными окладами.

Итальянские и греческие мастера работают с соблюдением всех правил написания святых образов. Сына Божьего изображают в наиболее известных видах. Особого внимания заслуживает распятие, которое символизирует мирские мучения и печали, дарует молящемуся сострадание, спокойствие, силы для преодоления препятствий, терпение.

Преимущества икон интернет магазина Дарунок.ua

Купить шедевры современного иконописного творчества на территории Украины легко на сайте Darunok. Здесь представлен широкий выбор икон Христа Спасителя, других святых. В продаже только качественные изделия, известные мотивы. Для выбора можно посетить розничную точку в Киеве или заказать понравившийся вариант по фото через интернет. Вознося мольбы пред святыней, верующие часто надеются на чудеса, просят о послании напутствия в достижении цели. Без соответствующего «проводника» сконцентрироваться, осмыслить свои мысли и желания не всегда получается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *