Икона святого Артемия

Св. прав. Артемий Веркольский. Икона. XVII в. (ГИМ)
Св. прав. Артемий Веркольский. Икона. XVII в. (ГИМ) (1532, с. Веркола (совр. Пинежский р-н Архангельской обл.) — 23 июня 1545), прав. (пам. 23 июня, 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых). «Житие святаго праведнаго богомудрого отрока новоявленнаго Артемиа, Верколскаго чюдотворца» известно в большом числе списков XVII-XIX вв., отражающих 3 основные редакции. 1-я редакция жития, составленная ок. 1619 г. по повелению Новгородского митр. Макария, содержит описание 53 чудес, совершившихся по молитвам к А. В., последнее чудо относится к 1618 г. В основе этой редакции, по предположению В. О. Ключевского, лежит первоначальный рассказ об А. В., возникший сразу после перенесения мощей святого в 1577 г. и содержавший описание 19 чудес. 2-я и 3-я редакции дополняют 1-ю более поздними чудесами. По мнению исследователей, 2-я редакция жития, описывающая 72 чуда, была составлена в 1649 г., 3-я редакция была создана в Артемиевом Веркольском мон-ре при настоятеле Антонии (Попове; 1693-1729), в ней отражены 85 чудес, последнее датируется 1700 г.

А. В. родился в крестьянской семье. Родители — Косма по прозвищу Малый и Аполлинария — воспитали сына в страхе Божием и благочестии. По преданию, у А. В. была сестра — прав. отроковица Параскева Пириминская, прославившаяся посмертными чудотворениями. Однажды отрок вместе с отцом боронил поле. Разразилась сильная гроза, ударила молния, и А. В. упал замертво. Односельчане посчитали внезапную кончину отрока наказанием за его тайные грехи и оставили тело непогребенным в лесу, называвшемся Сосония. В 1577 г. диакон местной ц. во имя свт. Николая Чудотворца Агафоник увидел в лесу необычный свет над местом, где покоились останки А. В., и обрел нетленное тело праведного отрока. Крестьяне перенесли св. мощи на паперть Никольской ц. в Верколе.

В 1583 г., во время распространившейся в окрестностях Верколы эпидемии, у некоего человека по имени Каллиник тяжело заболел сын. Каллиник молился о его исцелении, потом приложил мальчика ко гробу А. В. и, взяв бересту, в к-рую было завернуто тело святого, положил ее на плечи и на «гайтан» (нательный крест) ребенка, к-рый тотчас выздоровел. О свершившемся чуде Каллиник рассказал жителям Верколы, собравшимся в церкви; был отслужен молебен, и мор прекратился. Житие сообщает, что с этого времени стала праздноваться память А. В. (РГБ. Унд. № 378. Л. 100-101). В 1584 г. у гроба А. В. исцелился др. житель Верколы — Павел, голова к-рого была обращена назад. После этого чуда к Никольской ц. был пристроен придел во имя вмч. Артемия, мощи св. отрока переложили в новый гроб и торжественно перенесли в придел. На досках от прежнего гроба священники Иоанн и Фома повелели написать образы А. В., к-рые почитались чудотворными. В 1601 г. некий Панкратий привез один из образов в Вел. Устюг, и неск. жителей Устюга получили от него исцеления. Почитались чудотворными также стружки от гроба А. В., к-рые благочестивые паломники прикрепляли к своим нательным крестам. У мощей А. В. продолжали совершаться исцеления: прп. Трифон Вятский († 1612), шедший в родное с. Малнемнюжское (близ Верколы), исцелился от «расслабления руки»; вновь обрел зрение веркольский житель Иоанн по прозвищу Растегай, страдавший слепотой более 2 лет.

В марте 1635 г. кеврольским и мезенским воеводой был назначен А. Ф. Пашков (позднее сопровождавший в ссылку Аввакума Петрова). Будучи проездом в Верколе, Пашков не захотел почтить мощи А. В. и уехал в Кевролу, где тяжело заболел его сын Иеремия. Поняв, что болезнь сына является наказанием за неверие, Пашков отправился в Верколу, чтобы поклониться мощам А. В. В Никольской ц. в Верколе был отслужен молебен, потом Иеремию приложили к образу и мощам А. В., а грудь обернули берестой, в к-рую было завернуто тело святого. Мальчик выздоровел, и Пашков дал обет создать ц. во имя вмч. Артемия. В 1645 г. на месте, где было обнаружено тело праведного отрока, на средства Пашкова построили ц. во имя вмч. Артемия Антиохийского с приделом во имя А. В. (освящена по благословению Патриарха Иосифа и Новгородского митр. свт. Аффония). При храме возник мон-рь, первоначально существовавший без царского указа, «по слову» воеводы, из-за чего насельники подвергались притеснениям со стороны местных жителей. Однажды ночью А. В. явился настоятелю обители иером. Рафаилу и ободрил его, предсказав скорые изменения к лучшему. В 1648 г. царь Алексей Михайлович разрешил строить мон-рь, 17 нояб. мощи А. В. были переложены в новую раку, перенесены в обитель и поставлены в приделе во имя святого. В 1650 г. в мон-рь было прислано царское жалованье: иконы, книги, колокола, богослужебные сосуды, церковная утварь. Веркольскому мон-рю оказывал покровительство Патриарх Никон, имевший в своей б-ке житие А. В.

Св. прав. Артемий Веркольский. Икона. XVIII в. (АМИИ)
Св. прав. Артемий Веркольский. Икона. XVIII в. (АМИИ)

21 апр. 1695 г. во время пожара ц. во имя вмч. Артемия, где стояла рака с мощами А. В., сгорела; по благословению Холмогорского архиеп. Афанасия (Любимова) мощи св. отрока были обретены под завалами сгоревшего храма. В 1700 г. построили новую деревянную холодную ц. во имя вмч. Артемия Антиохийского и 4 июля 1701 г. положили в ней мощи праведного отрока. В 1712 г. была сооружена теплая ц. с трапезой во имя А. В., впосл. сгоревшая. На ее месте в 1785-1806 гг. была воздвигнута каменная ц. во имя А. В. с приделами во имя свт. Николая Чудотворца и вмч. Артемия, в приделе во имя вмч. Артемия на юж. стороне находилась рака с мощами праведного отрока. В 1867 г. близ Веркольского мон-ря там, где погиб А. В., на месте древней часовни была построена новая, в 1876 г. освященная как храм во имя А. В. (ныне — часовня). С 1888 г. ежегодно 23 июня совершался крестный ход с мощами святого вокруг Веркольского мон-ря. Св. прав. Иоанн Кронштадтский, почитавший А. В., неоднократно посещал мон-рь, в 1892 г. на свои средства он устроил новую раку для мощей святого и резной золоченый балдахин над ней. 14-15 июля 1897 г. св. Иоанн присутствовал при освящении построенного на его средства монастырского храма в честь Успения Пресв. Богородицы. Св. Иоанн является автором акафиста А. В.

В 1919 г. Веркольский мон-рь был закрыт, в 1920 г. мощи А. В. были спрятаны братией; по нек-рым свидетельствам, ныне они находятся под спудом на территории мон-ря. Богослужения в ц. во имя А. В. возобновились в 1990 г., в этом же году в церковь была перенесена рака, где ранее почивали мощи святого (в 20-80-х гг. XX в. рака находилась в часовне, построенной на месте гибели А. В.), в 1991 г. в стенах обители была возобновлена монашеская жизнь.

История канонизации А. В. излагается в источниках противоречиво. В одном из поздних списков жития сказано, что веркольцы, видя множество чудес, совершавшихся по молитвам к праведному отроку, собрались на совет и написали письмо Новгородскому митр. Макарию, к-рый повелел боярскому сыну Дружине Малгину, игум. Красногорского мон-ря Макарию и кеврольским священникам освидетельствовать мощи А. В.; после чего митр. Макарий повелел написать житие и службу святого, создать в честь него храм и там положить его мощи. 6 дек. 1610 г. мощи А. В. по указу митрополита были перенесены из придела в Никольскую ц. (РНБ. Q. I. 990, кон. XVIII — нач. XIX в.). Однако в 1610 г. Новгородскую кафедру занимал митр. Исидор, красногорский же игум. Макарий действительно подвизался при митр. Макарии. Источник, известный Н. П. Барсукову, сообщает, что в 1639 г. Новгородский митр. Киприан († 17 дек. 1634) послал в Верколу повеление освидетельствовать мощи «тутошними и окольными игумены, и попы, и диаконы». Получив роспись исцелений, митрополит в 1640 г. установил местное празднование памяти А. В., тогда же составили службу — «полный праздник: стихиры, и славники, и литею, и стиховны, и богородичны, и канон, и икос, и светилен, и хвалитны, и розпев под знаменем». Поскольку и это сообщение содержит хронологическое противоречие, можно предположить, что канонизация святого совершилась тогда же, когда было составлено житие,- ок. 1619 г. Память «святаго и преподобного Артемия Веркополского, иж в Кевроле» (без указания дня) внесена в месяцеслов Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. № 201. Л. 335об., сер. 50-х гг. XVII в.). В 1685 г. краткое житие святого опубликовано под 20 окт. в Прологе, что говорит об общерус. почитании А. В., память А. В. отмечена также в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). В 1701 г. в Москве в храме во имя вмч. Параскевы на Пятницкой у. был освящен придел во имя А. В., здесь хранился его чудотворный образ с частицей мощей, написанный на доске от гроба святого.

Ист.: Описание о российских святых. С. 157; Пролог. Сентябрь-февраль. М., 1685.

Лит.: Яхонтов И. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Каз., 1881. С. 183-187; Ключевский. Древнерусские жития. С. 323-324; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 62-64; Голубинский. Канонизация святых. С. 128; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 231; Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 249-261, 290-292; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2; Кн. 6; Савельева Н. В. «Житие Артемия Веркольского» в рукописной традиции Веркольского монастыря // ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 365-376; Свято-Артемиев Веркольский монастырь. М., 2000.

А. К. Сальников, Е. В. Романенко

Иконография

Св. прав. Артемий Веркольский. Икона. XVIII в. (АМИИ)
Св. прав. Артемий Веркольский. Икона. XVIII в. (АМИИ)Св. прав. Артемий Веркольский. Литография. 1867 г. (РГБ)
Св. прав. Артемий Веркольский. Литография. 1867 г. (РГБ)

Большое распространение получили иконы А. В. в молении Спасителю (в облачном сегменте), на фоне деревянного Веркольского мон-ря на берегу Пинеги. Святой традиционно изображался отроком с округлым ликом и короткими, слегка волнистыми волосами, в короткой белой (иногда красной) рубахе, с крестом и веткой (или стрелой-молнией) в руках, с босыми ногами. Панорама мон-ря, как правило, воспроизводит его исторический облик: храм вмч. Артемия Антиохийского, шатровую ц. во имя свт. Николая, трапезную, колокольню, ограду со Св. вратами и др. деревянные постройки; рядом или вдали — пашня с изгородью, конь, запряженный в борону, и лежащая фигура убиенного отрока; в облаках благословляющий Спаситель, к-рому Ангел-хранитель подносит душу праведника. К данному иконографическому изводу относится икона кон. XVII — нач. XVIII в. (ГЭ), прорись с иконы XVIII в. северных писем (Маркелов. Т. 1. С. 133), прорись с иконы XVIII в. (ГРМ) — без вида мон-ря. На иконе 1-й пол. XIX в. (АМИИ) представлен каменный храм во имя А. В., на образе нач. XIX в. (АМИИ) в композицию включено изображение службы монахов в храме у мощей святого. Иногда рядом с фигурой молящегося А. В. представлен только рассказ о его смерти (из неск. сюжетов), без вида мон-ря, напр. на иконах XVIII в. (ГЭ; АМИИ), прориси с иконы XVIII в. (ГРМ); иногда встречается надпись: «Артеми громом убиен бысть». На прориси с иконы XVII в. дважды изображен лежащий отрок, над ним клеймо с образом Успения прав. Анны (Маркелов. Т. 1. С. 131).

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 552-553; Антонова, Мнева. Т. 2. С. 356-357, 443. № 845, 954. Ил. 157; Мильчик М. И. Веркольский монастырь в иконографии XVII-XVIII вв. // ПКНО, 1986. Л., 1987. С. 487-496; Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI — начала XX в. с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1996. С. 29-30. Кат. 15, 16; Сорок сороков. Т. 2. С. 612; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 124-135, 398-399, 460-461. Т. 2. С. 62; Северные письма: Кат. / Сост. О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. Архангельск, 1999. Кат. 225, 226.

О. А. Полякова, Я. Э. З.

По-разному складывалась история Артемиево-Веркольской обители. Богатые пожертвования прислали сюда Государь Алексей Михайлович и его сестра-царица Ирина. Вообще, милостями российских государей и усердием значительного числа людей, обитель в 17 веке была в цветущем положении. Слава угодника Божия Артемия распространилась далеко по Руси.
Поначалу все постройки в монастыре были деревянные, поэтому не раз горели храмы и келии. Однако, по милости Божией, мощи святого отрока всегда удавалось спасти от огня.
В 1583 году Новгородский митрополит Макарий дал грамоту о построении в монастыре храма во имя святого отрока Артемия. Но лишь через 130 лет построили и освятили такую церковь с трапезной, однако через несколько десятилетий она сгорела.
В 1785 года заложили новый каменный храм во имя праведного Артемия Веркольского. Три года понадобилось, чтобы построить два теплых предела во имя Николая чудотворца и великомученика Артемия. Строительство же главного храма завершили в 1806 году. 22 января при многочисленном стечении народа церковь освятили и перенесли в нее раку с мощами отрока Артемия.
С середины 18 века в монастыре все начало меняться в худшую сторону. Он был выведен за штат. Много испытаний выпало на его долю. В середине 19 века в монастыре царила страшная бедность и запустение, даже мощи отрока стояли несколько лет запечатанными. Епархиальное начальство уже подумывало о закрытии обители.
Но, по молитвам праведного Артемия, Богу было угодно, чтобы Веркольский монастырь не только не оказался уничтоженным, но расцвел бы и украсился, как духовно, так и материально. Графиня Анна Алексеевна, в иночестве Агния, Орлова-Чесменская прислала в монастырь 5 тысяч рублей. Начались ежедневные службы, стала восстанавливаться обитель, увеличилось братство.
В 1859 году сюда назначили настоятелем иеромонаха Иону. Он немало сделал для возрождения Веркольского монастыря.
А через два года обитель возглавил иеромонах Феодосий (Орехов). 25 лет он нес здесь послушание. Был возведен в сан игумена, затем архимандрита, отмечен несколькими наградами. Он ввел в обители строгий церковный устав. Многие благотворители стали присылать крупные жертвы и богатые вклады в управление мудрого и доброго настоятеля Веркольского монастыря. И обитель сама стала оказывать помощь нуждающимся. При архимандрите Феодосии воздвигли монастырскую ограду с башнями и очень красивой колокольней, в которой позднее освятили храм во имя Иверской иконы Божией Матери. На их строительство пошло 1 миллион 200 тысяч штук кирпичей, изготовленных на монастырском заводе. Колокольный звон был слышан на 50 верст. При архимандрите Феодосии соорудили также каменный двухэтажный корпус, водопровод и многое другое.
С 1908 по1917 годы Верколькую обитель возглавлял архимадрит Варсонофий (Вихвелин). 3 июля 1910 года он был назначен епископом Кемским, викарием Архангельской епархии, с оставлением его на должности настоятеля Веркольского монастыря.
В 1907 году было начато строительство 3-этажного трапезного корпуса с церковью во имя Казанской иконы Божией Матери. Чуть больше двух лет понадобилось для возведения этого великолепного здания, украшенного колонками и другими рельефами.
В 1917 году последним настоятелем Веркольского монастыря перед его закрытием стал епископ Павел (Павловский). В то время братство обители составляло 185 человек.
В ноябре 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть монахов ушла в другие обители, а тех, кто остался, расстреляли на берегу Пинеги. Богоборцы сжигали иконы и богослужебные книги. Некоторые иконы местные жители успели унести по домам, а через 70 лет вернули их во вновь открывшийся монастырь.
Спустя месяц приехала особая комиссия по вскрытию мощей, но монахи их спрятали, и мощи не нашли. Среди местных жителей существует предание, будто люди видели, как отрок Артемий в белой рубашке уходил из монастыря.
В разные годы в монастырских зданиях располагались уездный комитет партии, госпиталь для красноармейцев, поселковая коммуна, детский дом, интернат для детей с отклонением в развитии. В игуменском корпусе находилась общеобразовательная школа, в Артемиевском храме – спортивный зал, мастерские, одно время в нем даже выращивали кроликов.
В конце 80-х годов прошлого века обитель хотели превратить в туристический центр. Но Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, вдова известного советского писателя Федора Александровича Абрамова, уроженца села Веркола, предприняла огромные усилия, чтобы здесь вновь началась монашеская жизнь. В 1990 году обитель передали Русской Православной церкви, а 25 декабря 1991 года Священный Синод принял решение об отрытии Артемиево-Веркольского мужского монастыря.
На месте преставления праведного отрока Артемия, в деревне Ежемень вместо прежней ветхой часовни заложили новую с алтарем, трапезной и колокольней. Позднее ее обратили в храм.
Архимандрит Феодосий закончил свой земной путь 5 мая по новому стилю 1885 года и похоронен около Артемиевского храма.
Большой вклад в развитие монастыря внес и архимандрит Виталий, который был здесь настоятелем 12 лет. При нем воздвигли 2-этажный каменный игуменский корпус. А также грандиозный собор, сооружение которого началось 17 сентября 1891 года. По своей богатой архитектуре и величию он являлся главным украшением монастыря. С наружной стороны храм был украшен иконами, писанными на полотне. Вокруг всего собора располагалась висячая галерея для крестных ходов, обнесенная решеткой. Внутри его находились золоченые иконостасы с иконами, написанными в строго византийском стиле известным художником Софоновым. На стенах — великолепная роспись. В окна вставлены изящные кованые решетки. Общая стоимость всего двухэтажного собора определялась в 100 000 руб. Грандиозная постройка храма была окончена в 1897 году.
14 июня архимандрит Виталий в сослужении Кронштадтского протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, иеромонахов монастыря и приезжих сельских священников при необыкновенно большом стечении народа, торжественно освятил верхний храм в честь Успения Божией Матери. На другой день отец Иоанн в сослужении духовенства освятил нижний храм в честь Рождества Христова.
В 1890 году Веркольский монастырь указом Священного Синода был возведен в 1-классный общежительный монастырь, и стал единственным первоклассным монастырем Архангельской епархии, не считая Соловецкого.
Распорядок

18.30 – малое повечерие с тремя канонами (в праздничные дни – без канонов),

вечерние молитвы, чин прощения. После вечернего правила очередной чтец читает акафист св. прав. отр. Артемию

(в воскресные дни ему служится молебен с акафистом).
23.00 – общий отход ко сну.

  • О чудесах святого праведного Артемия, Веркольского чудотворца
  • Акафист святому праведному Артемию, Веркольскому чудотворцу
  • О святых мощах святого праведного отрока Артемия

Богомудрый и праведный отрок, блаженный Артемий, родился в 1532 году (от сотворения мира в 7040 году) от кротких и благочестивых родителей. Отца его звали Космою, по прозванью — малый, а мать — Аполлинариею; оба они были благочестивы и добродетельны и жили на севере России близ моря, неподалеку от страны Кеврольской при реке так называемой Пинеге, в селении по названию Веркола, занимавшихся земледелием. От этих-то супругов и родился, как пресветлая звезда, Артемий; воспитанный в истинной вере и нравственности, он с детства возлюбил Бога и почитал своих родителей. На пятом году своей жизни он, приняв (в свое сердце) страх Божий, начал удаляться от детских привычек, возненавидел детские игры и всякие забавы; стал прилежным к Церкви Божией и был во всем послушен своим родителям; начал оказывать прилежание и привыкать к земледельческому труду, внимая слову Самого Господа к Адаму: «в поте лица твоего снеси хлеб твой» и словам апостола Павла, который говорит: «подобает убо делателю прежде от плода вкусити», и еще: «нетрудивыйся ниже да яст». Артемий своим благоразумием и смирением, превышавшими его малолетний возраст, удивлял всех своих соседей: он почитал своих родителей, был беспрекословно послушен им во всем: любил Господа Бога, совершал продолжительные молитвы, прося у Господа милости. И вот однажды он, будучи двенадцати лет, во время обработки земли пошел, по обычаю, с отцом своим в поле работать, именно бороновать землю. Когда оба они таким образом трудились в поле, вдруг, по Божию усмотрению, подул сильный ветер, небо покрылось облаками, стало темно как ночью, поднялась страшная гроза и полил большой дождь. В то же мгновение разразился с необыкновенным треском и шумом громовой удар над местом, где находился праведный Артемий; этот удар привел в ужас праведного отрока Артемия, и он от ужаса скончался, предав дух свой в руки Господу. Это было 1544 (7052) года, месяца июня 23 дня. Тело св. Артемия свезено было с поля и положено в лесу на пустом месте сверх земли непогребенным, а только поставлен был над телом его деревянный срубец; обгорожено деревьями и покрыто; место это было вдали от церкви. Но Господь сказал: прославляющия Мя прославлю, и еще: не может град укрытися верху горы стоя; и вот Богу угодно было прославить угодника своего следующим образом: один из клириков, дьячок церкви св. Николая, человек благоговейный и религиозный по имени Агафоник, ходивши в лесу и собиравши земные плоды, увидел сияющий свет на том месте, где лежало тело святого (Артемия). Это было в 1577 году. Клирик, подошедши к означенному месту, увидел тело блаженного совершенно целым и невредимым, несмотря на то, что после смерти блаженного Артемия прошло 33 года; кроме этого, тело святого казалось клирику сияющим. Клирик пошел в селение и рассказал обо всем, что он видел, священнику и крестьянам, жившим в том селении. Сии последние, отправившись на место, где лежало тело св. Артемия, и нашедши все в таком точно виде, как о том поведал им клирик, прославили Бога, прославляющего святых своих и, взявши тело святого, принесли его в селение и положили в паперти у церкви св. Николая чудотворца. В тот год, по Божию попущению за грехи людей, свирепствовала страшная и тяжкая трясучая болезнь (род лихорадки), от которой иные приближались к смерти, а иные умирали. Но Владыка Господь наказывает нас многими скорбями и болезнями для того, чтобы мы обратились к нему и покаялись во грехах своих; мы же беспрестанно грешим и прогневляем Бога злыми делами. Несмотря на это, милосердый Господь Бог, желая спасения своему созданию — человеческому роду — от мучительства диавольского и прославляя угодника своего, святого, богомудрого и праведного Артемия, поставляет его в родной ему Кеврольской стране — как светильник, сияющий дивными и преславными чудесами.

В то время заболел свирепствовавшею тогда трясучею болезнью сын одного жителя селения Кеврольского по имени Каллиник. Каллиник весьма скорбел о сыне своем и молил Всещедрого Бога, призывал на помощь Пречистую Его Матерь, святого чудотворца Николая и праведного Артемия, прося их молитв к Богу об избавлении его сына от тяжкой трясучей болезни. Затем Каллиник пошел к мощам святого Артемия, приложился ко гробу его и, взявши часть гробового покрова, состоявшего из бересты, пришел в свой дом и положил ее на грудь болящему своему сыну; больной вдруг выздоровел. Отец, обрадованный чудесным исцелением своего сына, воздал благодарение Господу Богу и святому угоднику Его Артемию, пошел и рассказал христианам о

чуде, совершившемся над его сыном. Услышавшие об этом все вскоре с радостью притекли ко гробу св. Артемия; каждый брал с собою бересту с гроба,

полагал ее на грудь больных, которые чрез то освобождались от своего недуга и становились здоровыми, — и затем с радостью спешили к церкви св. Николая, воздавали Богу усердное благодарение, совершали молебное пение и прославляли угодника Божия св. Артемия чудотворца. Господь Бог, по молитвам святого Николая чудотворца и святого праведного Артемия, призрел на рабов своих: с того времени болезнь прекратилась в той стране. От мощей же святого Артемия совершалось множество чудес: слепые прозревали, хромые начинали ходить, глухие получали слух, исцелялись одержимые всякими недугами — и мужчины, и женщины, чудес было так много, что нельзя было написать их все. Упомянем здесь об одном чуде, особенно замечательном и дивном, бывшем в 1583 (7091) году. Был один человек по имени Павел, у которого лицо обратилось назад и закрылись глаза, так что он ничего не видел. В таком ужасном положении он пробыл немалое время. Молясь Богу, этот человек призывал на помощь чудотворца Николая; вспомнивши о святом новоявленном Артемии, больной со слезами просил его помощи — и тотчас стал здоров. Пришедши в прежнее здоровое состояние, он обрадовался, пошел и рассказал всем христианам о дивном чуде. Христиане, видевшие и слышавшие о чуде, прославили Бога и святого Артемия, сотворившего такое преславное чудо, устроили придел к церкви святого Николая, с верою перенесли из паперти в придел и с честью положили в оном чудотворные мощи праведного, — с любовью лобызая руку его и усердно молясь ему. Затем, после общего совета, описаны были явление мощей святого и чудеса, и дано было знать обо всем этом управлявшему тогда престолом св. Софии преосвященному Макарию, митрополиту Великого Новгорода. Этот иерарх, раньше слышавший все и прочитавший написанное (о св. Артемии), послал от себя сына боярского Малгина с товарищами, повелев им взять с собою еще игумена Красногорского монастыря (Холмогорского

уезда) Макария, для освидетельствования установленным порядком мощей новоявленного чудотворца Артемия. Посланные, приехав в Верколу, поступили по святительскому указу и обо всем подробно и верно донесли преосвященному митрополиту. Святитель Макарий, тщательно исследовав показания о святом, повелел написать ему службу, описать его жизнь и чудеса, устроить во имя его храм и в нем положить с подобающей честью святое тело его. По благословению святительскому тело святого Артемия перенесено было из придела в церковь святого Николая в 1610(7118) году, декабря 6-го дня. В то время, молитвами чудотворца Артемия, Бог даровал исцеление многим людям, страдавшим от разных недугов. Имена их обозначены в чудесах по порядку с самого начала. Прежнюю же гробницу священники повелели переделать на иконные доски и писать на них образ чудотворца праведного Артемия, и об этом сказано в чудесах.

Свя­той Ар­те­мий Вер­коль­ский ро­дил­ся в 1532 г. в се­ле Вер­ко­ле Двин­ско­го края, в бла­го­че­сти­вой кре­стьян­ской се­мье. Вос­пи­тан­ный в стра­хе Бо­жи­ем и хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии, св. Ар­те­мий еще и в дет­стве от­ли­чал­ся кро­то­стью, по­слу­ша­ни­ем и тру­до­лю­би­ем. В воз­расте 12 лет, ра­бо­тая в по­ле, он был убит мол­нией. Суе­вер­ные од­но­сель­чане оста­ви­ли те­ло бла­жен­но­го Ар­те­мия, как умер­ше­го от вне­зап­ной смер­ти, неот­пе­тым и по­ло­жи­ли его ле­су, по­верх зем­ли, при­крыв хво­ро­стом и бе­ре­стой.

Праведный Артемий Веркольский, отрок

Так про­ле­жа­ло оно, все­ми за­бы­тое, 32 го­да. Но в 1577 г. мо­щи св. Ар­те­мия бы­ли чу­дес­но об­ре­те­ны нетлен­ны­ми и про­сла­ви­лись мно­ги­ми чу­де­са­ми и ис­це­ле­ни­я­ми бо­лез­ней. Так, во вре­мя рас­про­стра­нив­шей­ся в Двин­ском краю зло­ка­че­ствен­ной ли­хо­рад­ки вер­коль­ский се­ля­нин Кал­ли­ник, взяв с гро­ба св. Ар­те­мия бе­ре­сту, при­ве­сил ее к кре­сту на гру­ди уми­рав­ше­го сы­на, и тот по­лу­чил ис­це­ле­ние.

Впо­след­ствии бы­ли на­пи­са­ны ико­ны пра­вед­но­го Ар­те­мия. От до­сок, на ко­то­рых их пи­са­ли, оста­ва­лись струж­ки. От них боль­ные так­же по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния от сво­их неду­гов. На ме­сте об­ре­те­ния мо­щей св. от­ро­ка был ос­но­ван мо­на­стырь, где и по­ло­жи­ли его свя­тые мо­щи.

2 ноября (20 октября по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Димитриевская родительская суббота. 20-я седмица по Пятидесятнице (двадцатая неделя после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается поминовение убиенных на брани воинов и всех усопших православных христиан, а также память 15 известных поимённо угодников Божиих. Далее коротко расскажем о них.

Димитриевская родительская суббота. Димитриевская родительская суббота была установлена после битвы на Куликовом поле великим князем Дмитрием Донским. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

В этот день христиане традиционно посещают могилы почивших родных и устраивают поминальные трапезы. Во всех церквях в канун Димитриевской субботы служат заупокойные Всенощные – парастасы, а в сам этот день – панихиды и литии. Подробнее об этом дне – в нашем материале «Смерти нет», опубликованном на страницах Царьграда.

***

Воин царя Константина: 2 ноября – память великомученика Артемия Антиохийского

Великомученик Артемий Антиохийский. Святой, казнённый в период правления императора-язычника Юлиана Отступника, царствовавшего в Римской империи в 361-363 годах от Рождества Христова. Один из военачальников равноапостольного императора Константина Великого, святой Артемий отказался отречься от Истины в годы, когда Христианскую Империю пытались вновь сделать языческой.

Великомученик Артемий всенародно обличил императора-отступника Юлиана в нечестии, за что разгневанный отступник подверг святого жестоким пыткам. Сам Христос в окружении Ангелов явился страдальцу в темнице, сказав:

Мужайся, Артемий! Я с тобой и избавлю тебя от всякой боли, какую причинили тебе мучители, и уже готовлю тебе венец славы. Ибо как ты исповедал Меня пред людьми, на земле, так и Я исповедую тебя пред Отцем Моим Небесным.

После страшных, нечеловеческих пыток святой Артемий был обезглавлен в 362 году от Рождества Христова. Подробнее об этом великом святом, его подвиге, а также об одном из подмосковных храмов, посвящённых великомученику Артемию Антиохийскому, вы можете узнать из нашего материала «Воин царя Константина», опубликованного на страницах «Царьграда».

***

Святой праведный Артемий Веркольский. Русский святой XVI века, набожный и благочестивый отрок, погибший в 13-летнем возрасте от удара молнией в 1545 году. Сначала суеверные люди думали, что это знак проклятья, а потому не погребли по-христиански юного Артемия. Только 28 лет спустя местный священник увидел благодатный свет над местом гибели отрока. Его святые мощи перенесли в храм, после чего от них стали совершаться чудеса и исцеления.

Святой праведный Артемий Веркольский. Фото: www.pravoslavie.ru

«Я жду Вас в Самтавро…»

Преподобный Гавриил Самтаврийский. Один из самых почитаемых святых Грузинской Православной Церкви, архимандрит Гавриил (Ургебадзе) отошёл ко Господу совсем недавно — в 1995 году от Рождества Христова. Блаженный старец, в годы богоборческих гонений принявший на себя образ мнимого безумия — юродства Христа ради. В последние годы о старце Гаврииле вышло несколько книг, включающих уникальные воспоминания об этом прозорливом чудотворце.

Священномученики Николай Любомудров, пресвитер (1918), Зосима Пепенин, Иоанн Родионов, Иоанн Ганчев, Иоанн Речкин, Николай Фигуров, Леонид Никольский, Иоанн Талызин и Александр Орлов, пресвитеры, Михаил Исаев и Петр Кравец, диаконы, и мученик Павел Бочаров (1937). Православные священнослужители в священническом и диаконском санах, а также мирянин, принявшие мученические венцы в этот день в разные годы эпохи советских богоборческих гонений. Впоследствии все эти страдальцы были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

***

Поздравляем всех православных христиан с днём всех сегодняшних святынь и угодников Божиих! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *