Икона царской семьи романовых

В чем святость царской семьи

У некоторых христиан возникает вопрос, чем царская семья заслужила перед Богом честь быть причисленной к лику святых, ведь они не страдали за веру, жили в богатстве и светских утешениях.

Семья императора Николая ІІ причислена к лику святых за их непротивление злу

Николай Второй стал последним императором России, его семья до последней минуты оставалась верной православию. Николай был миропомазан на царствие самим Богом, его расстрел стал бунтом против Всевышнего Творца и Его воли.

Важно! Расстрел семьи царя — святотатство, совершенное властями России, его грех до сих пор лежит на всей стране. Уважая духовную и историческую память России, христиане поют благодарственные песни памяти семье, разделившей с императором все испытания, молясь с ним до последнего мгновения.

Иоанн Кронштадтский писал о Николае Втором, как о праведном и благочестивом верующем, который достойно пронес крест испытаний, данный ему Творцом. Рожденный в день памяти Иова Многострадального и названный в честь Николая Чудотворца, царь всю жизнь молился святым и понимал, что ему предназначено пройти многострадальный путь испытаний, подобно Иову.

Другие статьи о святых царственных страстотерпцах:

  • Акафист благоверному царю и великомученику Николаю Второму
  • Православная церковь о фильме «Матильда»: отношение и мнение

Его жена Алиса, во имя любви к мужу и стране, стала православной, подобно Руфи приняла Бога мужа своим Богом (Руфь.1:16).

Взошедший на престол Николай Второй дал обет Творцу хранить мир, преуспевание, укреплять могущество державы. Сердце царя было настолько миролюбивым, что за время своего царствования не было подписано ни одного смертного договора, каждую просьбу о помиловании император подписывал мгновенно, переживая, чтобы добрая весть вовремя дошла да страждущего.

Пройдя свой путь на Голгофу, по великой милости Всевышнего царская семья была взята на Небеса одновременно.

Как читать акафист святым страстотерпцам и его значение

Многих христиан волнует вопрос, как правильно читать акафист в домашних условиях, сколько времени надо уделить чтению святого послания, чтобы получить положительный ответ.

В первую очередь вопрос чтения святого Писания, молитв и акафистов следует решать со своим духовным наставником или священником, которому доверяете свои исповеди.

Икона святых Царственных страстотерпцев

Основным условием чтения прошений и благодарственных песен Богу за святых является искреннее, чистоте сердце, в котором нет гнева, злобы и непрощения.

В акафисте святым царственным страстотерпцам звучит хвала Богу, давшему членам царской семьи выдержать со смирением все испытания, выпавшие на их долю, и остаться верными христианской вере.

Все акафисты здоровые христиане читают стоя как дома, так и в храме, исключение делается для больных и стариков.

Важно! Принимая решение в особо сложных ситуациях читать акафист 40 дней, обязательно следует получить благословение священника.

Акафист святым царственным страстотерпцам читается при сложных ситуациях, когда возникают:

  • трудности и несчастья;
  • отсутствие мира и взаимопонимания в семейных отношениях;
  • финансовые проблемы;
  • незаслуженные обиды и гонения;
  • нехватка терпения и смирения.

Христиане просят царскую семью ходатайствовать перед Богом о даровании сохранения чистоту и целомудрие, избавить от безбрачия и бездетности, об обращении в православие родных и близких, не познавших еще прелестей истинной веры.

Кондак 1

Избраннии покровителие земли Российския, похвальная пения восписуем вам, благочестие и чистоту жития вашего прославляюще и страдальческий подвиг ваш почитающе. Вы же, имуще велие дерзновение ко Господу, молите о земном отечестве вашем и о всех с верою и упованием прибегающих к вам и взывающих: Радуйтеся, святии Царственнии страстотерпцы, земли Российския заступницы.

Икос 1

Ангел Божий, предстояй алтарю Господню, прият молитвы ваша и возложи на кадильницу злату, вкупе с молитвами всех святых; и изыде дым кадильный от руки Ангела пред Бога. Мы же, почитающе достославное житие ваше, глаголем вам: «Веселитеся о Господе и радуйтеся, праведнии» и зовем таковая:
Радуйтеся, предстоящии Престолу Агнца, облечены в ризы белы; Радуйтеся, вкушающии ныне от манны сокровенныя.
Радуйтеся, на высоту добродетелей Христовых восшедшии; Радуйтеся, благая дела, аки фимиам благовонный, Господу принесшии.
Радуйтеся, благодарящии Господа на всякое время; Радуйтеся, гусли седмиструнныя, присно Господа восхваляющия.
Радуйтеся, власть царскую яко служение, Богом данное, почитавшии; Радуйтеся, креста сего бремя достойно понесшии.
Радуйтеся, отечество ваше паче жизни временныя возлюбившии; Радуйтеся, страдальческий подвиг за него подъемшии.
Радуйтеся, вы бо есте красота Церкве Христовы; Радуйтеся, Святыя Руси похвало и нетленная славо.
Радуйтеся, святии Царственнии страстотерпцы, земли Российския заступницы.

Кондак 2

Видя Всеблагий Господь чистоту сердца твоего, страстотерпче царю Николае, избра тя от рождения на служение Себе. Ты же, быв даже до смерти верен Богу и отечеству твоему, воспевал еси на всяк день хвалу Господу: Аллилуия.

Икос 2

Разум духовный даровася вам, святый царю Николае, святая царице Александро вкупе со царственными чады вашими, от юности бо познасте истину словес Писания: «Приступите ко Господу и просветитеся, и лица ваша не постыдятся». Темже Христос Бог в добродетелех и жертвеннем служении вашем укрепляше вас. Сего ради приимите от нас похвалы сия:
Радуйтеся, благородныя лозы грозды благословеннии; Радуйтеся, благочестивых русских государей достойнии преемницы.
Радуйтеся, о прославлении угодников Божиих ревновавшии; Радуйтеся, святых храмов и обителей созидателие.
Радуйтеся, обидимых благосердии заступницы; Радуйтеся, милость народу вашему и по сей день являющии.
Радуйтеся, яко елени на источники водныя ко Господу души устремившии; Радуйтеся, от младых лет сердца возвышена к Богу имевшии.
Радуйтеся, со Христом сочетавшиися; Радуйтеся, благочестия светильницы.
Радуйтеся, блистающии радугою седмицветною даров Духа Божия; Радуйтеся, завет России с Богом утверждавшии.
Радуйтеся, святии Царственнии страстотерпцы, земли Российския заступницы.

Кондак 3

Сила любве Божественныя коснуся сердца твоего, святая царице Александро, и познала еси истину веры Православныя. Такожде русскою духом соделалася еси и народу твоему матерь явилася еси, древним царицам русским уподобившися. Мнози же человецы, врагом рода христианскаго возбуждаеми, оклеветоваху и хуляху тя. Ты же евангельски вся со смирением терпела еси, воспевающи благодарственно Господеви: Аллилуия.

Икос 3

Имуще ревность о богоугождении, святии Царственнии страстотерпцы, провождасте дни своя в молитве и благотворении, еще же о умирении языков и племен попечение имели есте, заступницы земель словенских суще. Мы же, множество благих деяний ваших воспоминающе, с любовию вопием вам сице:
Радуйтеся, святыя Александро, Ольго и Татиано, милосердия сестры; Радуйтеся, болезни ранами уязвленных облегчавшия.
Радуйтеся, разжже бо Господь сердца ваша огнем любве Своея; Радуйтеся, и нас сего дара сподобляющии.
Радуйтеся, клевету и поношение кротко претерпевшии; Радуйтеся, бысте бо искушени, да соделаетеся искусни пред Богом.
Радуйтеся, образ смиренномудрия нам показующии; Радуйтеся, сладкоуханнии сосуди благодати.
Радуйтейся, бысть бо светильник ногам вашим закон Господень и свет стезям вашим; Радуйтеся, чистая зерцала Божественныя премудрости.
Радуйтеся, источницы приснотекущии, реки воды животныя источающии; Радуйтеся, сердца верных напояющии благодатию.
Радуйтеся, святии Царственнии страстотерпцы, земли Российския заступницы.

Кондак 4

Бурю бед и скорбей разделили есте с родительми своими, любовию неизреченною соединеннии, святый цесаревиче Алексие с сестрами Ольгою, Татианою, Мариею и Анастасиею. Измлада имевшии веру нелицемерную и благую совесть, узким путем евангельским море жития земнаго, аки по суху, прешли есте, выну Господу воспевающе: Аллилуия.

Икос 4

Слышаще и видяще ангелонравное житие ваше, о святая царственная чада, и мучителие ваши сердцами умягчахуся. Вы бо, аки крини благоуханнии, процвели есте в земли Российской, украсивше вертоград святых Церкве Христовы. Сего ради приимите от нас песни сия:
Радуйтеся, древа благокоренная, плодоносием добродетелей достолепно украсившаяся; Радуйтеся, радоватися с радующимися и плакати с плачущими навыкнувшии.
Радуйтеся, к любви и попечению о родителех наставляющии; Радуйтеся, юныя ко благу руководствующии.
Радуйтеся, страданиям издетска причастнии; Радуйтеся, мужеству и терпению нас научающии.
Радуйтеся, услаждавшии уста и души словом Божиим; Радуйтеся, побеждающии благим злое.
Радуйтеся, новая Ольго богомудрая, державнаго отца сотаиннице, и Татиано добропобедная; Радуйтеся, Марие, милости исполненная, и Анастасие светолучная.
Радуйтеся, чада царственная, юныя ластовицы небесныя; Радуйтеся, простоты во Христе образ нам подающии.
Радуйтеся, святии Царственнии страстотерпцы, земли Российския заступницы.

Кондак 5

Божественный свет осия лица ваша, яко не о внешнем попечение иместе, но много паче внутренняго человека добродетельми украсити тщастеся. Бысть же знамение чудное, егда схимницы богочестивии затвор свой оставиша, да поклонятся ти, боговенчанный страстотерпче Николае, и благословят тя, воспевающа Господеви: Аллилуия.

Икос 5

Видевше, святии страстотерпцы Царственнии, яко вся в мире сем тленна и преходяща, сокровище свое в Бозе положили есте, о исполнении заповедей евангельских нелицемерное прилежание явивше, да в немощи вашей сила Божия совершается, отечество же ваше ко благоденствию ведясте. Мы же, дивящеся преславному житию вашему, воспеваем сице:
Радуйтеся, супругом добрии наставницы; Радуйтеся, родителем в воспитании чад мудрии учителие.
Радуйтеся, монашествующих покровителие; Радуйтеся, о Церкви Божией попечение имевшии.
Радуйтеся, в житиях святых поучатися возлюбившии; Радуйтеся, подражателие наследствующих обетования верою и долготерпением.
Радуйтеся, бремена ближних носившии; Радуйтеся, о исполнении воли Божия выну ревновавшии.
Радуйтеся, умы и сердца горе обращавшии; Радуйтеся, терпеливомудрым нравом украшеннии.
Радуйтеся, вы бо, ветхаго отложивше человека, плотское мудрование отринули есте; Радуйтеся, от лампады небесныя светильники сердечныя возжегшии.
Радуйтеся, святии Царственнии страстотерпцы, земли Российския заступницы.

Кондак 6

Проповедует вся страна Российская, любовию к вам исполненная, богоразумие и высоту жития и кончины вашея. О святый царю Николае, ты достойно несл еси бремя правления державою, яко послушание, Господом данное, со тщанием, любовию и страхом Божиим, ведая, яко един Господь управляет стезями человеческими, и воспевая хвалебную песнь Творцу: Аллилуия.

Икос 6

Возсияша, яко звезды путеводныя царству Российскому, седмочисленнии мученицы, Небеснаго Иерусалима украшение, к горнему путь указующия. Мы же, взирающе на образ ваш, с радостию возносим вам песни таковыя:
Радуйтеся, яспис веры в основание храмины сердечныя положившии; Радуйтеся, из сардоникса смирения дом душевный устроившии.
Радуйтеся, сапфиром целомудрия увенчаннии; Радуйтеся, аки халкидон, в нетленной чистоте прекраснии;
Радуйтеся, смарагдами богословия ум и сердце питавшии; Радуйтеся, горящии духом пред Богом, аки сардий.
Радуйтеся, блистающии, яко хрисолиф, преподобием; Радуйтеся, сияющии, яко хрисопрас, правдою.
Радуйтеся, вирилл сокрушения сердечнаго обретшии; Радуйтеся, благотворением, аки топазием, венец украсившии.
Радуйтеся, быша бо капли кровей ваших аки иакинфы; Радуйтеся, амефист небесный улучившии терпением.
Радуйтеся, святии Царственнии страстотерпцы, земли Российския заступницы.

Кондак 7

Хотя Человеколюбец Господь всем людем спастися и в разум истины приити, яви вселенней святаго царя Николая, иже просия, аки луча благодатная, посреде нечестия и богоотступления, являя благий пример жития христианского. Последи же мученическую кончину прият Государь, да присно молит Бога о стране своей, поя Ему: Аллилуия.

Икос 7

Новаго Иова Многострадальнаго возрасти Церковь Русская, святаго царя страстотерпца Николая, в день праведнаго Иова на свет Божий рождшагося. Ты бо, святый мучениче Николае, всех простил еси, повелевая не мстити за тя, и рекл еси, яко зло погибнет, едина же любы победит. Благодаряще убо Господа за вся, вкупе с царицею и чады душевная и телесная страдания претерпел еси. Темже и мы, дивящеся крепости духа вашего, о святии страстотерпцы Царственнии, вопием вам сице:
Радуйтеся, крест, Христом Богом благословленный, на рамена вземшии; Радуйтеся, в жертву за люди своя принести себе готовии.
Радуйтеся, присными оставленни, благодатию же укрепляеми; Радуйтеся, яко ничтоже возможе отлучити вас от любве Христовы.
Радуйтеся, вы бо, на Христа взирающе, по водам страданий ко Господу прешли есте; Радуйтеся, молитвою ко Иисусу Сладчайшему горечь заточения услаждавшии.
Радуйтеся, представившии уды ваша в оружия правды Богови; Радуйтеся, Христови сораспеншиися.
Радуйтеся, кротостию ненависть истреблявшии; Радуйтеся, ни единому же злая за зло воздававшии.
Радуйтеся, овчата белорунная, на пажити Христовой упасшаяся; Радуйтеся, Господу пастыреначальнику до конца последовавшии.
Радуйтеся, святии Царственнии страстотерпцы, земли Российския заступницы.

Кондак 8

Странное и преславное чудо явися в стране Российстей, дом Пресвятыя Богородицы нареченней. Бысть бо, егда отступиша людие от веры, внемлюще учением бесовским, сотвориша беззаконие и неправду и отрекошася от Царя — Помазанника Божия, тогда Царица Небесная Сама скипетр и державу прият в Пречистыя руце Свои. Ты же, о святый царю Николае, за неверная и стропотная чада твоя умоляя, выну пред Престолом Божиим воспеваеши: Аллилуия.

Икос 8

Весь исполнен злобы, враг рода человеча воздвиже в стране нашей гонение лютое от людей безбожных и зверонравных, и потекоша реки крове христианския. Вы же, все упование на Бога и Пречистую Богородицу возложивше, ничесоже убоялися есте, на подвиги древлих мучеников взирающе, духом же прозревающе, яко чрез страдания и скорби сия приведет Господь Россию к велицей славе. И мы, покланяющеся подвигом вашим, вопием вам сице:
Радуйтеся, Господа не отвергшиися пред человеки; Радуйтеся, держасте бо исповедание упования неуклонное.
Радуйтеся, мучителей своих простившии; Радуйтеся, за врагов с любовию молившиися.
Радуйтеся, воини Христовы, явльшии мужество необоримое; Радуйтеся, оружием Креста видимыя и невидимыя враги победившии.
Радуйтеся, бисери духовнии, нить многоценную составившии; Радуйтеся, союзом любве соединеннии.
Радуйтеся, утешение в Божественной литургии обретавшии; Радуйтеся, друг друга любовию укреплявшии.
Радуйтеся, слезами своими огнь праведнаго гнева Божия угашающии; Радуйтеся, молитвами вашими покров небесный народу своему исткавшии.
Радуйтеся, святии Царственнии страстотерпцы, земли Российския заступницы.

Кондак 9

Все естество ангельское удивися, зряще, како посреде лета воспеша Государь и вси людие Российстии Пасху, прославляюще Саровскаго угодника Божия досточуднаго Серафима. Темже и преподобный, по обетованию своему, прослави тя, богоблаженный царю Николае. Мы же славословим Господа, дивнаго во святых Своих: Аллилуия.

Икос 9

Ветия многовещанныя не возмогут изрещи по достоянию полноту попечения вашего о стране Российстей и людех ея. Вы бо, аки делатели усердни, вся благая соделасте вертограду вашему, чающе, да принесут людие плоды добрыя, сотвориша же тии терние. Обаче вы, народ свой простивше, молили есте Бога о вразумлении онаго и о спасении. Мы же, недостойная чада ваша, воспеваем вам:
Радуйтеся, блаженнии, званнии на вечерю брака Агнча; Радуйтеся, яко белыя горлицы к небу возлетевшии.
Радуйтеся, яко седмисвещник святый у Престола Божия горящии; Радуйтеся, в радость Господа своего вшедшии.
Радуйтеся, Ангелов веселие и ликование; Радуйтеся, прибежище наше в скорбех и обстояниих.
Радуйтеся, маслины многоцелебныя, недуги наша исцеляющии; Радуйтеся, в земных нуждах благовременно нам помогающии.
Радуйтеся, благоуханием мира, от икон ваших истекающим, всю Россию исполнившии; Радуйтеся, российских царей достолепное украшение.
Радуйтеся, бысте бо общницы мудрым девам; Радуйтеся, в чертозех светлых вселившиися.
Радуйтеся, святии Царственнии страстотерпцы, земли Российския заступницы.

Кондак 10

Спасти хотяще люди русския, святии царственнии страстоносцы, не оставили есте народа своего, но присно с нами духом пребываете. Подвигом добрым подвизастеся, течение скончасте, веру соблюдосте, темже уготова вам Господь венцы правды. И мы, благодаряще вас и во святых вас прославляюще, непрестанно Богу вопием: Аллилуия.

Икос 10

Стена и ограждение стране Российской явился еси, святый царю самодержавный, мудро управляя царством, от Бога тебе врученным, и ко благу вся руководяй. Ты бо, аки мнози от князей древлих, яко солнце пресветлое явился еси Отечеству твоему и, святым Борису и Глебу подобно, страстотерпческим подвигом праведное житие увенчал еси. Мы же, о святии страдальцы державнии, благодарне глаголем вам сицевая:
Радуйтеся, чадам Церкве возлюблении; Радуйтеся, духом радования нас исполняющии.
Радуйтеся, приводящии заблуждших к свету истины; Радуйтеся, Православие своею жизнию утверждающии.
Радуйтеся, воинства российскаго покровителие; Радуйтеся, защитницы наши и скории помощницы.
Радуйтеся, предстательством вашим исцеление и очищение душам нашим приносящии; Радуйтеся, свобождающии нас от пленения страстьми.
Радуйтеся, от клеветы нас избавляющии; Радуйтеся, злых и лукавых людей вразумляющии.
Радуйтеся, благоухание небеснаго сада; Радуйтеся, богокраснии цвети райстии.
Радуйтеся, святии Царственнии страстотерпцы, земли Российския заступницы.

Кондак 11

Пение умиленное приносим вам, всехвальнии, яко праведным благоверным царем и страстотерпцем Христовым. Ныне же молим вы усердно: умолите милостиваго Владыку, да простит нам беззакония наша и да сподобимся купно с вами воспевати Создателю: Аллилуия.

Икос 11

Светоподательная свеща бысть всей вселенней житие ваше, озаряюще, просвещающе и согревающе сердца человеков. Темже Твоим светом озари, Христе, и помышления наша, молитвами святых страстотерпец Твоих, ихже с любовию ублажаем похвалами таковыми:
Радуйтеся, вкупе со Ангелы хвалу Господу воспевающии; Радуйтеся аки лучи солнечныя мрак греховный разгоняющии.
Радуйтеся, страданьми к великой славе прешедшии; Радуйтеся, соделавшиися световидны храмы Божества.
Радуйтеся, яко души ваша желаху и скончавахуся во дворы Господни; Радуйтеся, яко сердца ваша возрадовашася о Бозе живе.
Радуйтеся, всею Россиею прославленнии; Радуйтеся, во всем мире Православнем почитаемии.
Радуйтеся, небесною прохладою в знои скорбей нас орошающии; Радуйтеся, утешение и отраду нам подающии.
Радуйтеся, зари невечерния златое сияние; Радуйтеся, света неземнаго причастницы.
Радуйтеся, святии Царственнии страстотерпцы, земли Российския заступницы.

Кондак 12

Благодать Господня опочи на вас, осеняющи над главою в день брани. Слышаще же словеса Господня: «Претерпевый до конца, той спасен будет», достойно шествие земное скончали есте, в скорбех воспевающе Богу: Аллилуия.

Икос 12

Поюще ваше прославление, радуемся радостию неизреченною: вы бо, якоже вавилонстии отроцы богочестивии, во огни страданий росою Духа Святаго осенени бысте. Темже молим вас: и нас огня будущаго молитвами вашими избавите, да воспеваем вам:
Радуйтеся, семена Божественнаго Слова в сердца приемшии; Радуйтеся, плоды добрыя сотворшии.
Радуйтеся, нищетою духовною богатящиися; Радуйтеся, из горушична зерна смирения возрастившии райское древо спасения.
Радуйтеся, кротостию Господу подражавши; Радуйтеся, насыщаемии правдою Божиею.
Радуйтеся, многоценный бисер любве стяжавшии; Радуйтеся, пшенице чистая на ниве Христовой.
Радуйтеся, миротворцы, мира духовнаго исполнении; Радуйтеся, неправедно гонимии.
Радуйтеся, молитвы щитом от соблазнов мира огражденнии; Радуйтеся, сокровенное жительство о Бозе аки маргарит обретшии.
Радуйтеся, святии Царственнии страстотерпцы, земли Российския заступницы.

Кондак 13

О всеславнии и великоименитии Христовы угодницы, страстотерпцы царю Николае, царице Александро, цесаревиче Алексие, царевны Ольго, Татиано, Марие и Анастасие, венец златый державы Российския составльшии! Приимите милостивно нынешнее малое моление наше, от любящих сердец благоговейно вам приносимое. Яко велие имуще дерзновение ко Господу, молитеся о всех нас и о земном отечестве нашем, да обрящем милость в день судный и сподобимся в Царствие Небесное внити, воспевающе непрестанно Богу: Аллилуия.
(Этот кондак читать трижды. Затем читается Икос 1 и Кондак 1).

Акафист святым царственным страстотерпцам

Одной из самых трагических страниц в истории России 20 века стало убийство царской семьи, продиктованное, как утверждали большевики, «революционной необходимостью». Жертвами этой бесчеловечной логики пали не только Николай II, ставший последним представителем трехсотлетней династии Романовых, но и его супруга, императрица Александра Федоровна, четыре их дочери возрастом от 17 до 23 лет и наследник престола, 14-летний цесаревич Алексей. Убиты были также люди, сохранившие им верность в этот последний час: как члены семьи, так и из ближайшего окружения.

История иконы

Грех убийства помазанника Божия тяготел над Россией долгие десятилетия, и лишь на рубеже тысячелетий, в 2000 году, убиенный император Николай II и его семья были канонизированы Русской Православной Церковью как царственные страстотерпцы. Для прославления новых святых появились иконы царской семьи Романовых.

Однако икона Романовых служит не только для прославления невинно убиенных, но и для покаяния народа, повинного в грехе отступничества от помазанника Божьего и оставления его вместе с невинными детьми в руках врагов. Грех этот усугубляется тем, что ни семья, ни приближенные во время ареста и содержания под стражей не пытались оказать сопротивления, смиренно принимая с христианской кротостью Волю Божью. Этот грех, до сих пор тяготеющий над Россией, придется отмаливать не одному поколению.

Поэтому неудивительно, что икона святых царственных страстотерпцев есть сегодня почти в каждом православном храме, а у многих верующих и дома. В этом и заключается значение иконы царственных мучеников – напоминать всем нам, как верующим, так и неверующим, о мученическом подвиге царской семьи, который был совершен во имя мира на русской земле и еще раз подтвердил незыблемость основ православия в Российском государстве.

Иконография царственных мучеников

Прежде всего, следует подчеркнуть, что иконография семьи Романовых основана на подлинных фотографиях царской семьи. Николай II, как известно, сам увлекался фотографией, и в архивах сохранилось множество снимков его семьи.

Русская православная церковь заграницей причислила царскую семью к лику святых мучеников еще в 1981 году, и сразу же начали появляться иконы царственных страстотерпцев, имеющие портретное сходство с фотографиями. Так, икона царя мученика Николая Второго являет лик царя, хорошо знакомый нам по фото.

Невозможно забыть, однако, что вместе с царем мученическую смерть приняла вся его семья, в том числе и невинные дети, поэтому не меньшее распространение получила икона царской семьи. Канон написания таких образов еще не сложился, поэтому иконописцы пошли двумя путями. Одни изображают царскую семью так, как она запечатлена на фотографиях.

Другие же следуют традициям православной иконописи и изображают царственных мучеников так, как принято писать святых: в соответствующих одеждах и с ликами, хотя и имеющими портретное сходство, но все-таки слегка стилизованными в иконописном стиле.

На иконе, созданной заграницей, увековечены не только царственные мученики, но и все, кто сохранил им верность до смертного часа, а также другие страстотерпцы, пострадавшие за свою верность Христову Учению и Православной Церкви.

Молитва перед иконой святых царственных страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, цесаревича Алексея, царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии

Что вы наречем, о святии страстотерпцы Царствении, Царю Николае, Царице Александро, Цесаревиче Алексие, Царевны Ольго, Татиано, Марие и Анастасие! Славы ангельския сподоби вас Христос Господь и нетленных венцев во Царствии Своем, наш же ум и язык недоумеет, како восхвалити вас по достоянию.
Молим вас с верою и любовию, помозите нам с терпением, благодарением, кротостию и смирением нести крест свой, надежду на Господа возлагающе и вся в руце Божии предающе. Научите нас чистоте и целомудрию сердечному, да, по глаголу апостола, всегда радуемся, непрестанно молимся, о всем благодарим. Согрейте сердца наша теплотою любве христианския. Болящия уврачуйте, юныя наставите, родители умудрите, скорбящим даруйте отраду, утешение и надежду, заблуждшия к вере и покаянию обратите. Защитите нас от козней лукаваго духа и от всякия клеветы, напасти и злобы.
Не оставите нас, заступления вашего просящих. Умолите Всемилостиваго Владыку и Пречистую Деву Богородицу Марию за державу Российскую! Да предстательством вашим укрепит Господь страну нашу, да ниспослет нам вся благопотребная к жизни сей и сподобит Царствия Небеснаго, идеже вкупе с вами и со всеми святыми земли Российския прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святые Романовы: Чем угодили Богу несколько представителей царской династии?

Сегодня мы расскажем нашим читателям о предполагаемом родоначальнике династии Романовых, оказавшемся одним из известнейших юродивых на Руси. О победившем Наполеона Бонапарта императоре Александре I, который, как считают некоторые исследователи, отрёкся от царской власти и продолжил жизнь в Сибири под именем старца Фёдора Кузьмича.

Также вы узнаете о делах милосердия преподобной Анастасии Киевской, подвиге беззлобия святых царственных страстотерпцев, делах милосердия преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны и других мучениках, погибших в шахте под Алапаевском.

У истоков рода стоял блаженный Прокопий Устюжский?

В начале XX века исследователи генеалогии, изучавшие разнообразные исторические документы, генеалогические древа русских дворян, жития святых и другие исторические источники, высказали гипотезу о том, что родоначальником рода Романовых может быть первый русский юродивый — блаженный Прокопий Устюжский.

Андрей Иванович Кобыла, живший в XIV столетии, является первым представителем ряда дворянских родов, упоминаемым в исторических документах. Кобыла имел 5 сыновей: Семена Жеребца, Александра Елку, Василия Ивантея, Гавриила Гавшу, Федора Кошку. Четверо из них стали родоначальниками дворянских родов.

От Семена Жеребца произошли Синие, Лодыгины, Облязевы, Образцовы и Кокоревы. От Александра Елки — Сухово-Кобылины, Неплюевы, Колычевы (одним из которых был священномученик Филипп, митрополит Московский), Хлызневы, Хлудневы, Немятые, Лошаковы. От Гавриила Гавши — Боборыкины.

Наконец, Федор Кошка стал родоначальником Кошкиных, Захарьиных, Яковлевых, Лятских, Юрьевых-Романовых, Беззубцевых и Шереметьевых. Именно он является далеким предком последнего русского императора.

С конца XVIII века в генеалогии закрепилось убеждение, что отцом самого Андрея Кобылы был некий «Гланда Камбила Дивонович», выходец из знатного прусского рода. Он, будто бы, скрываясь от преследования крестоносцами, в XIII веке оказался вынужден переехать в Великий Новгород, где был крещен в православную веру под именем Иван. При этом непривычное для русского слуха прозвище «Камбила» было заменено на созвучное «Кобыла».

В исследовании Михаила Мальцева сообщается, что протоиерей И. Кузнецов, изучая житие первого русского блаженого Прокопия Устюжского, обнаружил, что в его жизнеописании имеется немало перекличек с биографическими данными о Гланде Камбиле (Мальцев М. Святой праведный Прокопий Устюжский — родоначальник династии Романовых : факты и вымыслы // Духовно-нравственное воспитание. — 2011. — № 4).

Оба они прибыли из немецкой земли. Причем, местом своего жительства избрали Великий Новгород. Здесь они были крещены в православную веру. Совпадает и время их приезда — XIII в. Более того, в житии Прокопия обнаружилось немало свидетельств, косвенно указывающих на его княжеское достоинство.

Будущий святой Прокопий вырос в богатстве в немецких землях. Более знакомый с католичеством, чем с Православием, прибл с товаром в Великий Новгород. Здесь его поразило благочестие местных жителей, обилие и богатство церквей и монастырей, красота богослужений и сладкозвучие церковных хоров.

Он уми­лил­ся до глу­би­ны ду­ши, так что не за­хо­тел уже боль­ше воз­вра­щать­ся на ро­ди­ну, принял Пра­во­сла­вие и стал ис­кать че­ло­ве­ка, ко­то­рый бы мог на­учить его дог­ма­там ве­ры и уста­вам Пра­во­слав­ной Церк­ви. Его учителем стал ста­рец Вар­ла­ам Прок­ши­нич из Ху­тын­ского монастыря.

После наставлений подвижника, святой раздал всё своё имущество бедным, а сам стал послушником при обители.

Новгородцы узнали о славном подвижнике и стали во множестве посещать монастырь, чтобы увидеть его. Святой Прокопий стал слышать в свой адрес похвалы и, боясь утратить смирение, бежал из города на восток, где его никто не знал.

Так в Устюге появился блаженный праведник, притворявшийся безумным, сила молитвы и чудеса которого со временем явили его святость и местным жителям. Мос­ков­ский Со­бор 1547 года при­чис­лил пра­вед­но­го Про­ко­пия к ли­ку свя­тых и уста­но­вил со­вер­шать ему па­мять 8/21 июля.

Святой праведный Феодор Томский (вероятно, император Александр I)

Осенью 1836 года близ города Красноуфимска Пермской губернии был задержан неизвестный странник. Он привлек к себе внимание необычной внешностью и необъяснимым поведением.

Поражало несоответствие облачавшей его грубой крестьянской одежды и величественной, благообразной наружности, а также изысканности манер, выдававшей в этом человеке знатное происхождение. На все вопросы он отвечал неохотно и уклончиво, чем вызвал подозрение у крестьян, которыми был доставлен в земский суд.

На допросе он сообщил о себе следюющее: Феодор Козьмин, 70 лет, неграмотен, исповедания православного греко-российского, холост, не помнящий своего происхождения с младенчества, пропитывался у разных людей, напоследок вознамерился отправиться в Сибирь. Документов, удостоверяющих личность, при себе он не имел.

Несмотря на крайне сочувствие к нему судей, по действующему законодательству он был бит 20-ю ударами плетью за бродяжничество и приговорён к ссылке в Сибирь на поселение. Святой праведный Феодор Томский приговором остался доволен.

В итоге, старец прибыл в Томскую губернию, где жил в нескольких сёлах, а потом поселился в самом Томске. Праведный еженедельно посещал богослужения, а также много и часто молился дома. Святой Феодор был чрезвычайно воздержан в пище в обычное время и строго соблюдал посты.

Несмотря на посты, праведник был статен, физически силён, высок, внешность имел величественную, лицо замечательно красивое, светлое, всегда чистое , глаза голубые, волосы на голове кудрявые, бороду длинную, вьющуюся, совершенно седую.

Известно, что через различных странников Феодор Козьмич вел довольно обширную переписку и был в курсе всех основных событий общественной жизни. Случалось, что он помогал тому или иному обратившемуся к нему человеку в решении его житейских проблем, вручая ему в запечатанном конверте письмо к какой-нибудь важной особе, при непременном условии никому кроме адресата не показывать письма: “А то смотри, пропадешь”. И вмешательство Феодора Козьмича, как говорили, оказывало желанное действие.

Крестьянских детей святой Феодор учил грамоте, знакомил их со Священным Писанием, с географией и историей. Взрослых он увлекал духовными беседами а также занимательными рассказами из событий отечественной истории. Все сведения и поучения, сообщенные им, отличались глубиной и правдивостью, надолго запоминались и вели слушателей к пониманию действия Промысла Божия в судьбах великих и малых явлений человеческой жизни и окружающего мира.

В своих рассказах старец обнаруживал необычайное знание петербуржской придворной жизни и этикета, а также событий конца XVIII и начала XIX столетий. Знал всех государственных деятелей и давал им чрезвычайно верные характеристики. С большим благоговением он отзывался о митрополите Филарете и архимандрите Фотии, а также рассказывал об Аракчееве и его деятельности, о военных поселениях, вспоминал о Суворове. Все подобные воспоминания и суждения о людях имели какой-то особенный — беспристрастный и, в то же время, мягкий — характер.

Чаще всего старец Феодор любил говорить о военных походах и сражениях, причем незаметно для себя самого вдавался иногда в такие мелкие подробности, например, в эпизодах войны 1812 года, что этим вызывал недоумение даже у лиц образованных: духовенства, интеллигентных ссыльных.

Прославление старца Феодора Томского в лике святых в 1984 году. Ежегодно память святого праведного Феодора совершается в день его преставления 20 января/5 февраля.

Как известно, император Александр I Благословенный, выигравший Отечественную войну 1812 года, официально скончался в Таганроге в 1925 году. Уже при жизни старца Феодора Кузьмича в России широко распространились слухи о том, что смерть самодержца была им инсценирована, а свои последние годы он провёл в покаянии в Сибири.

Интересно, что в начале XXI века президент русского графологического общества Светлана Семенова и ряд почерковедов заявляли, что почерки Александра I и Фёдора идентичны.

Преподобная Анастасия Киевская

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви 2009 года, инокиня Анастасия (Романова) была причислена к лику местночтимых святых.

Александра Петровна (1838-1900), старшая дочь принца Ольденбургского Петра Георгиевича и принцессы Терезы, родилась в Санкт-Петербурге. Она была крещена по протестантскому обряду и получила имя Александра Фредерика Вильгельмина.

В 1855 году ей сделал предложение Великий князь Николай Николаевич — третий сын императора Николая I. Перед венчанием, принцесса приняла православие с именем Александра Петровна. Вначале супруги жили счастливо, но со временем разность интересов привела к глубокому охлаждению их отношений, так как княгиня постоянно в душе стремилась к Богу.

В 1879 году Великая Княгиня тяжело заболела и, перебравшись в Киев, приступила к осуществлению своей давней мечты – созданию женского монастыря с многочисленными лечебными и благотворительными учреждениями, «живого монастыря», как сама она называла его. Проектировал обитель сын Александры Петровны – Великий Князь Пётр Николаевич.

В монастыре были выстроены: собор, дома для монастырских сестёр, грандиозная больница, лечебница для приходящих больных, аптека, училище для девочек-сирот, приют для слепых, приют для неизлечимых хронически больных женщин, барак для заразных больных, анатомический покой для нужд больницы, прачечная и странноприимница. Матушка стала фактически предшественницей Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны, а её Покровский монастырь – прообразом Марфо-Мариинской обители.

В 1889 году княгиня получила чудесное исцеление от болезни и вновь начала ходить. Тогда она приняла тайный монашеский постриг с именем Анастасия и усугубила свои молитвенные и аскетические подвиги. Также она часто трудилась сестрой милосердия, и сиделкой в больнице при обители.

Великая княгиня продавала свои драгоценности и вкладывала вырученные деньги в строительство и оборудование больниц. В 1894 году Синод решил к процветающему Покровскому монастырю присоединить Межигорский монастырь, пребывавший тогда в полном упадке. Благодаря усилиям царственной инокини и этот монастырь обрел второе рождение.

Подвиг матушки по служению Богу и ближним продлился почти 20 лет. В конце жизни, даже тяжело болея, она постоянно посещала богослужения, сама читала шестопсалмие, часы, канон. Преподобная Анастасия Киевская преставилась ко Господу 13 апреля 1900 года, на Светлой седмице.

Святые царственные страстотерпцы император Николай II, императрица Александра и их дети Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия

Наследник императора Александра III родился 6 мая 1868 года. Николай Александрович получил отличное образование с военным уклоном и с детства был усерден к занятиям и скромен в быту.

В 1894 г., после смерти отца, Николай Александрович вступил на Российский Престол и в том же году женился на Гессенской принцессе Аликс, которая получила в Святом Крещении имя Александра Федоровна. Коронационные торжества были омрачены несколькими случайными трагедиями, которые в народе воспринимались как зловещие предзнаменования.

У Царственной Четы родилось пятеро детей: дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и сын – наследник Алексей. Своих детей Государь воспитывал так же, как был воспитан сам – в духе православной веры и народных традиций: всей Семьей часто посещали Богослужения, говели. Императрица Александра, родившаяся в лютеранстве, всей душой восприняла Православие и благочестием выделялась даже среди русских людей. Она любила долгие, чинные уставные службы, за ходом богослужения всегда следила по книгам.

И сам император и императрица и их дети всегда нежно любили друг друга и старались всегда разделять общие труды. Супруги оставались возлюбленными и в горе, и в радости и вместе преодолевали тяжелейшие испытания судьбы. Историкам известны более 700 писем, в которых отразились нежнейшие отношения императора и императрицы

Дети императора проявляли искреннее благочестие по отношению к святыням и заботу о бедных и больных. Цесаревич Алексей также принимал участие в делах милосердия, несмотря на тяжелейшее генное заболевание, которым страдал.

Император Николай в повседневной обстановке предпочитал носить простой полковничий мундир, его сын цесаревич Алексей также любил носить военную форму, в частности шинель. Дочери и супруга государя в быту носили довольно простые, но добротные платья. Меблировка их комнат была не «спартанской», но тоже довольно скромной, выдержанной в серых, белых и зелёных тонах.

Осенью 1891 года, когда десятки губерний России изнемогали от голода, тогда ещё наследник престола цесаревич Николай встал во главе Комитета по оказанию помощи голодающим.

Вступив на престол, государь не только объявил амнистию для некоторых категорий заключённых и распорядился от своего имени раздать небольшие суммы нищим, но также оказал значительную помощь нуждающимся ученым, писателям и студентам. Ещё в мирное время он пожертвовал около 4 000 000 рублей на открытие и содержание больниц и госпиталей.

В годы Первой Мировой войны император Николай II пожертвовал личные 200 000 000 рублей, хранившиеся в Лондонском банке, на нужды раненых, увечных и их семей. Сам он часто посещал не только военные совещания и фронт, но и раненых в госпиталях.

Императорская чета участвовала в строительстве десятков храмов и монастырей в России и по всему миру, жертвуя для этого собственные средства, заботилась о просвещении народа, создавая сеть земских, казённых и церковно-приходских школ. В годы правления императора Николая II были канонизированы многие православные святые.

Во время голода 1898 года Александра Фёдоровна пожертвовала голодающим восьмую часть годового дохода семьи. Часто она передавала денежную помощь нуждающимся через своих приближенных, стараясь, по евангельскому завету, сохранить это в тайне.

Государыня устраивала благотворительные базары, выручка от которых шла на помощь больным, организовывала по всей стране учебные мастерские для бедных. На личные средства она открыла училище сестер милосердия и построила дом для солдат-инвалидов русско-японской войны, где они обучались разнообразным ремёслам.

Во время войны императрица Александра Фёдоровна отдала отдала под госпитальные помещения многие из залов и комнат Зимнего дворца, а сама со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной выполняла обязанности сестёр милосердия и ухаживала за ранеными.

Позже Александра Фёдоровна стала патронировать также лазарет в Царском Селе, лазарет в Новом Петергофе, Двинский земский лазарет и другие госпитали и лазареты для раненых воинов. На деньги царской четы для лечебных учреждений закупались оборудование, расходные материалы и медикаменты.

Две младшие дочери императрицы, Мария и Анастасия, как слишком юные для такой тяжёлой работы, стали патронессами госпиталя. Обе сестры отдавали собственные деньги на закупку лекарств, читали раненым вслух, вязали им вещи, писали под их диктовку письма домой, по вечерам развлекали телефонными разговорами, шили бельё, готовили бинты и корпию. К концу войны они подросли и также стали сёстрами милосердия.

Закончила свою жизнь семья государя, проявив христианский подвиг беззлобия. Отрекшись от престола, император с семьёй и несколькими приближёнными, пожелавшими с ним остаться, добровольно уехал в ссылку в Тобольск, а затем в Екатеринбург, где его семья была жестоко убита.

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года узников спустили в подвал и расстреляли. Когда пули кончились, раненых добили штыками. Вместе с царской Семьей погибли слуги: врач Евгений Боткин, фрейлина Анна Демидова, повар Иван Харитонов и лакей Трупп.

После расстрела тела отвезли за город на заброшенную шахту в урочище Ганина яма, где их долго уничтожали с помощью серной кислоты бензина и гранат.

Святая преподобномученица Елизавета Феодоровна

Преподобномученица Великая княгиня Елизавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Она приходилась родной сестрой будущей русской императрице Александре Фёдоровне — супруге императора Николая II

В 1884 году она приняла православие и вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III. Когда Сергей Александрович стал генерал-губернатором Москвы, она старалась разделить его заботы.

Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения. Во время русско-японской войны 1904-1905 годов она собирала пожертвования для фронта и размещала в московских госпиталях раненых воинов.

Страшный удар постиг её в 1905 году, когда террорист бомбой взорвал карету её мужа. Тогда Елизавета Фёдоровна решила принять монашество и посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы.

Знаменитая Марфо-Мариинская обитель милосердия была официально открыта 21 апреля 1910 года в Москве на улице Большая Ордынка, где Елизавета Фёдоровна купила усадьбу и несколько домов, продав все свои драгоценности после гибели мужа.

Первоначально Марфо-Мариинская обитель не была монастырём в точном смысле слова, так как сёстры обители преимущественно занимались благотворительностью, медицинской помощью и уходом за больными.

Сёстры, жившие в обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определённого срока могли уйти из обители, создать семью и быть свободными от данных прежде обетов.

Насельницы получали в обители серьёзную психологическую, методологическую, духовную и медицинскую подготовку. Им читали лекции лучшие врачи Москвы, беседы с ними проводили духовник обители о. Митрофан Сребрянский (позднее архимандрит Сергий; канонизирован Русской православной церковью) и второй священник обители о. Евгений Синадский.

В обители были созданы больница, амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют для сирот, бесплатная столовая и ещё множество учреждений, а также регулярно проводились катехизические беседы. Очень быстро обитель стала широко известна не только в Москве, но и по всей России.

На пасхальной неделе 1918 года настоятельницу обители арестовали. Её и нескольких инокинь, а также нескольких великих князей и их приближённых вывезли на Украл в Алапаевск.

На следующий день после расстрела царской семьи, в ночь на 18 июля 1918 года, в 18 км от города Алапаевска у рудника Нижняя Селимская матушка Елизавета, инокиня Варвара, пятеро князей из рода Романовых и один из их приближённых были сброшены в шестидесятиметровую шахту. При этом, большинство мучеников умерли от полученных при падении травм и, позднее, от голода.

Святой Иоанн Романов, замученный в Алапаевске

Вместе с преподобномученицей Елизаветой Фёдоровной в Алапаевске был казнён и князь императорской крови Иоанн Константинович Романов, сын племянника Александра II великого князя Константина Константиновича.

Будучи человеком высокой духовной настроенности, князь Иоанн Константинович выделялся молитвенностью даже в кругу своей очень религиозной семьи. Князь даже думал посвятить себя духовной карьере, но влюбился, встретив сербскую принцессу Елену. На принцессе Елене Иоанн и женился. В их счастливом браке родилось двое детей.

Когда началась Первая мировая война Иоанн Константинович, как настоящий патриот, отправился на фронт, как и все его братья. Князь служил в кавалерии и был награждён Георгиевским оружием за храбрость, проявленную в ходе августовских боёв 1915 года, при выполнении опасных для жизни заданий в качестве ординарца государя императора при штабе 1-й Гвардейской кавалерийской дивизии.

После вступления в Алапаевск Белой армии, тела Романовых были извлечены из шахты. Пальцы князя Иоанна, как и пальцы обеих преподобномучениц, были сложены для крестного знамения. В кармане пальто Иоанна Константиновича оказалась деревянная икона среднего размера, образ которого был стерт, а на обратной стороне просматривалась дарственная надпись от праведного Иоанна Кронштадтского.

Андрей Сегеда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *