Икона златоуст

Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту

Кондак 1 Избраннии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, ученьми вашими мир просветившии и вся шатания ересей и хульных смущения угасившии; яко ходатаи спасения нашего суще, молитвами вашими сохраните ны от всяких бед и вечных мук, да с радостию благодаряще вопием вам:
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Икос 1 Ангели земнии и человецы небеснии, святителие Христовы и отцы треблаженнии, поборницы Живоначальныя Троицы, от Нея светом трисолнечным осияваемии и молящиися непрестанно у Престола Триипостаснаго Божества о душах наших, услышите ны, от сердца к вам взывающия:
Радуйтеся, имущии дерзновение вопити о нас ко Господу;
Pадуйтеся, велицыи угодницы Святыя Троицы.
Радуйтеся, дарованьми единочестнии;
Pадуйтеся, Апостолом единонравнии.
Радуйтеся, яко вашими ученьми дивно просия благодать Христова;
Pадуйтеся, разум свой в послушание веры пленившии.
Радуйтеся, блазии делателие винограда Христова;
Pадуйтеся, от юности Богом благословеннии.
Радуйтеся, скорби жития сего добре претерпевшии и данный вам талант приумножившии;
Pадуйтеся, волю Божию сильным мира сего со многим дерзновением благовестившии.
Радуйтеся, тьму нечестия отгнавшии;
Pадуйтеся, всю подсолнечную зарями догматов просветившии.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Кондак 2 Видя еретичествующих лютая стремления, меч острейший противу сетей лжеучений и огнь, плевелы суемудрия поядаяй, святый Василий явися и, яко пастырь изряднейший, обличив лесть идольскую своим богодухновенным вещанием, научи ны почитати Святую Троицу, разделену убо Ипостасьми, соединену же Существом, и вопити Ей: Аллилуиа.
Икос 2 Разум озарен благодатию Христовою имуще, яко Апостолом единонравнии, православных догматов учения уяснисте и трие велицыи светильницы Триипостаснаго Божества явистеся; вашими бо вдохновенными писаньми озаряема, Церковь Христова светло красуется, и верная чада ея в меру возраста исполнения Христова восходят. Темже взирающе на богатство благодати Христовы, вам дарованныя, яко просветители наша восхваляем вы, вопиюще таковая:
Радуйтеся, богоноснии небеснии таинницы;
Pадуйтеся, покаяния немолчнии проповедницы.
Радуйтеся, сосуди избраннии;
Pадуйтеся, премудрии учителие вселенныя.
Радуйтеся, в Божественных учениих Христовых люди наставившии;
Pадуйтеся, в повелениих Господних всегда усердно ходившии.
Радуйтеся, многоразличных добродетелей образы в вашем житии явившии;
Pадуйтеся, столпи непоколебимии, веру Христову Божественными догматы утвердившии.
Радуйтеся, словесное стадо Христово мудре упасшии;
Pадуйтеся, Православия изряднейшии богослови.
Радуйтеся, светила, вся концы земли просвещающая;
Pадуйтеся, свирель и цевнице сладкозвучная.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Кондак 3 Сила молений отчих понуди святаго Григория Понт оставити и в Назианз ко отцу своему, помощи ради ему, преселитися, идеже славу Божию ученьми и делы вещаше и ересь арианскую посрамляше. Темже и нас, великий святителю Григорие, Божественнаго рая нетленныя проходя пажити, поминай у Престола Святыя Троицы, да с умилением взываем Ей: Аллилуиа.
Икос 3 Имуще в сердцах светоносную благодать Святыя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы, трие богопроповедницы, разделеннии телесы и совокупленнии духом, благочестно яве проповедаша Троицу Едину непременную, Существо же и Божество, и сию проповедь страданьми запечатлеша. Темже и мы, подражающе вере их, вопием таковая:
Радуйтеся, сильнии и непреборимии Церкве Христовы споборницы;
Pадуйтеся, истины Христовы усерднии ревнители.
Радуйтеся, ко Пресвятей Троице молитвенницы теплии;
Pадуйтеся, Церкве Христовы пастырие добрии.
Радуйтеся, Ария низложившии и православныя утвердившии;
Pадуйтеся, Троицу Едину Непременную, Существо и Божество, деяньми и ученьми прославившии.
Радуйтеся, Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицы Ипостаси, дивно уяснившии;
Pадуйтеся, Трисиятельнаго ради и Единаго Божества величайшия скорби и гонения претерпевшии.
Радуйтеся, тяготу дневную до скончания своего жития неослабно понесшии;
Pадуйтеся, нощь мрачную злочестивых ересей лучами богомудрых догматов отгнавшии.
Радуйтеся, души верных благодатно напитавшии;
Pадуйтеся, Царствия Вечнаго наследницы быти сподобившиися.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Кондак 4 Бурю ярости и гнева воздвигоша, о Златоусте, безумнии людие, клевещуще на тя и изгнати от царствующаго града повелевающе. Ты же, Златослове, на камени веры Христовы непоколебимо пребывая и благодатию Святаго Духа укрепляемь, бурю гонений и мучений мужественно претерпел еси и страданьми венец нетленный на небесех себе уготовал еси, научая всех в терпении нести крест Христов и взывати Богу: Аллилуиа.
Икос 4 Слышаще богодухновенная словеса ваша, запечатленная многими подвиги и страданьми, жаждущии глаголов жизни вечныя издалеча к вам прихождаху, и нетленную пищу от вас приемше и Божественнаго пития почерпше, взываху вам сицевая:
Радуйтеся, глубины слова Божия добре испытавшии;
Pадуйтеся, непрестанным рачением Бога взыскавшии.
Радуйтеся, алчущих правды питателие;
Pадуйтеся, нищих духом утешителие.
Радуйтеся, облацы, источающии росу учений благочестивых и напаяющии вселенную;
Pадуйтеся, приснотекущия реки духовныя, напаяющия верных чад Церкве Христовы.
Радуйтеся, Божественных Таин хранителие и словесныя трубы Божия;
Pадуйтеся, правыя веры и благочестия христианского насадителие.
Радуйтеся, чудесы многими верныя озаряющии;
Pадуйтеся, реки врачеваний нам проливающии.
Радуйтеся, усердно притекающия к вам от искушении и напастей молитвами вашими охраняющии;
Pадуйтеся, всего рода христианскаго похвало.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Кондак 5 Боготечную звезду Христос миру показа тя, великий во иерарсех Василие; стяжав бо ведение Божественных Таин и озарение свыше от Престола благодати Божия, умы и сердца верных богодухновенными словесы дивно просветил еси, любовию же к Богу одушевляемь, гонения и страдания за Христа добре претерпел еси и сего ради сподобился еси на небесех молитвеннаго дерзновения у Престола Царя Славы, образ быв верным словом, житием, духом, любовию, верою и чистотою, да вси со умилением вопиют Пресвятей Троице: Аллилуиа.
Икос 5 Видяще вас, святителие Христовы, Небесным ликостоянием присно спребывающия и Престолу Божию всегда предстоящия, со умилением воспеваем возвеличившую вас Живоначальную Троицу, Юже словом и житием вашим прославили есте, вам же, молитвенником изряднейшим, от любве сердечныя вопием:
Радуйтеся, горним ликом совокупленнии и святых Ангел сожителие;
Pадуйтеся, Престолу Царя славы предстоящии присно со всеми избранными.
Радуйтеся, славою небесною украшеннии;
Pадуйтеся, плоть и мир возненавидевшии.
Радуйтеся, вся сокровища мира и житейския сласти Христа ради во уметы вменившии;
Pадуйтеся, на светозарную добродетелей колесницу возшедшии и Небеснаго Царствия достигшии.
Радуйтеся, и нам, грешным, образ добродетелей словом и житием явившии;
Pадуйтеся, многими скорбьми вшедшии в радость Господа своего.
Радуйтеся, теплии о нас пред Богом ходатаи;
Pадуйтеся, православнаго богословия светила изряднейшая.
Радуйтеся, веры христианския похвало;
Pадуйтеся, святителей славо и Церкве украшение.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Кондак 6 Проповедуя истину боговещанными твоими глаголы, сокрушил еси, богослове Григорие, еллинская суемудрия и ересей соблазны, вселенней же всей немолчно проповедал еси в Троице славимаго Бога Единосущнаго, Отца и Сына и Духа Святаго, научая всех вопити Ему: Аллилуиа.
Икос 6 Возсиясте светом добродетельнаго жития и православныя веры исповеданием во всю вселенную и всем языком свет истиннаго богопознания уяснисте, якоже быти вам пастырем и учителем всея Церкве Христовы. Темже и по смерти не престайте призирати на ны, тепле вам молящияся и взывающия:
Радуйтеся, три светила великая, путеводящая нас ко спасению;
Pадуйтеся, просветителие седящих во тьме неведения.
Радуйтеся, недомысленныя Тайны Триипостаснаго Божества нам уясняющии;
Pадуйтеся, струями мудрых учений паству свою напаяющии.
Радуйтеся, пастырие изряднейшии, житие свое всякими добродетельми благоукрасившии;
Pадуйтеся, стадо свое от волков хищных соблюдшии.
Радуйтеся, светильницы трисолнечнаго света, умы и сердца верных дивно озаряющии;
Pадуйтеся, образы целомудрия, ревновати о стяжании сея добродетели нас научающии.
Радуйтеся, церковная кормила, путь православнаго боговедения ясно показующая;
Pадуйтеся, дванадесяти Апостолом единонравнии.
Радуйтеся, ангельских ликов сожителие;
Pадуйтеся, купно со всеми святыми непрестанно молящиися о нас.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Кондак 7 Хотя змий лукавый искусити тя, якоже Иова многострадальнаго, воздвиже бурю злобы нечестивых, изгнавших тя в заточение. Обаче благодатию Христовою укрепляемь, всякая злострадания и болезни добре претерпел еси, отче Иоанне Златоусте, и блаженныя кончины сподобился еси. Ныне же пребывая в невечернем дни Царствия Христова, не престай молитися за ны у Престола Триипостаснаго Бога, да со умилением вопием: Аллилуиа.
Икос 7 Новии светильницы светозарнии и Церкве непоколебимии столпи явистеся, святителие велицыи: святостию бо жития вашего, еще во плоти суще на земли, бесте яко безплотни. Сего ради Церковь Христова, присно прославляющи вас, благодарственная пения восписует светодавцу Христу Богу, Егоже благодатию укрепляеми, велия болезни претерпесте и труды понесосте во благовестии Христове. Темже прославляюще Христа, непрестанно благодеющаго Церкви Своей святей, восхваляем и вас, яко верных слуг Христовых и строителей Таин Божиих, вопиюще сицевая:
Радуйтеся, вернии Троицы поборницы;
Pадуйтеся, Православия непобедимии исповедницы.
Радуйтеся, иерархов священноначальницы;
Pадуйтеся, лучами богословия вашего ересей неистовство разрушившии.
Радуйтеся, пресветлии благочестия образи;
Pадуйтеся, верныя в боговедении утвердившии.
Радуйтеся, слова Божия богодухновеннии изъяснителие;
Pадуйтеся, Владыки Христа раби блазии и вернии.
Радуйтеся, кротость Моисееву и ревность Илиину в подвизех своих воплотившии;
Pадуйтеся, терпением скорбей и гонений древнему Иову подражавшии.
Радуйтеся, Иосифа целомудрием и чистотою украшеннии;
Pадуйтеся, Петрово исповедание и Иоанново богословие показавшии.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Кондак 8 Странное чудо благодати дарованныя тебе, святителю Василие, уведе на себе Ефрем Сирианин, егда восхотевшу ему видети тя, отче, послал еси архидиакона своего привести его к тебе, и молитвою твоею Ефрем уразуме язык еллинский и чудеси дивяся, прослави Бога, поя Ему: Аллилуиа.
Икос 8 Всю веру во Святую Троицу непорочну сохранисте и многи ко Христу приведосте, святителие Христовы, подвигом добрым подвизавшеся. Сего ради, взирающе на дивный подвиг ваш и на чистое житие ваше, со умилением вопием вам таковая:
Радуйтеся, Православия одеждою, свыше истканною, Церковь украсившии;
Pадуйтеся, еретическая суесловия ясно обличившии.
Радуйтеся, писаньми и словесы вашими духовное сокровище Церкви Христове собравшии;
Pадуйтеся, мудрость Божию и вся красная мира Христа ради отвергшии.
Радуйтеся, сокровищ Небесных паче всего взыскавшии;
Pадуйтеся, Пастыреначальника Христа, яко служителие вернии, Живоносным стопам последовавшии.
Радуйтеся, высокий образ добродетелей в житии вашем явившии;
Pадуйтеся, душевныя страсти, вкупе же и телесныя, духовным мечем посекшии.
Радуйтеся, Живоначальней Троице в жертву живу, святу и благоугодну себе самих принесшии;
Pадуйтеся, грешников предстателие.
Радуйтеся, нищих заступницы;
Pадуйтеся, пастырей учителие и образы.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Кондак 9 Всею душею твоею возлюбив Бога, отче Григорие, боговидную чистоту и целомудрие паче всех благ избрал еси и богослов великий и таинник явился еси. Ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, испроси мирови мир, и спасение всем нам, восхваляющим тя и поющим Богу: Аллилуиа.
Икос 9 Витийством богодухновенным триех вселенских святителей еритичестии соблазны престаша, православная же вера паче и паче превозможе. Сего ради от усердия нашего со умилением и любовию взываем к ним таковая:
Радуйтеся, любовию Православия все житие ваше озарившии;
Pадуйтеся, Единаго Бога в Триех Лицех чествовати научившии.
Радуйтеся, Ариево злочестие и хуления иных еретиков низложившии;
Pадуйтеся, лжеучителей пребеззаконная уста светлостию словес ваших заградившии.
Радуйтеся, небесныя трубы, проповедавшия мирови Христово Евангелие;
Pадуйтеся, во иерарсех светила три великая.
Радуйтеся, учителие кротости, воздержания, вкупе же и покаяния;
Pадуйтеся, монашествующих добрии учителие и наставницы.
Радуйтеся, Церкве ограждение и Православия поборницы;
Pадуйтеся, в труды Апостолов вшедшии и клас добраго исповедания пожавшии.
Радуйтеся, за веру и подвиги венцы нетленныя от Пастыреначальника Христа приемшии;
Pадуйтеся, великия труды и подвиги во благоустроении Церкве Христовы подъемшии.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Кондак 10 Спаса Христа умоляти не престай о чтущих память твою, всехвальне Иоанне Златоусте: тебе бо дадеся благодать молитися за ны. Темже и мы, яко ко благоуханнаго мира сосуду, точащему исцеления всем с верою притекающим, со умилением и любовию припадающе, вопием прославльшему тя Богу: Аллилуиа.
Икос 10 Стена есте необоримая празднующим святую память вашу и всем притекающим к молитвенному покрову вашему, непостыдная надежда и крепкое заступление. Темже и нам, святии трие святителие, со умилением припадающим к вам, испросите у Престола Святыя Троицы милость и благодать во благовременную помощь, да с радостию и благодарением взываем вам:
Радуйтеся, милость и утешение всем верным являющии;
Pадуйтеся, кающияся грешники от сетей диавола избавляющии.
Радуйтеся, благодатных даров усерднии раздаятелие;
Pадуйтеся, всех человек предстательство и покрове.
Радуйтеся, сирых отцы и вдов заступницы;
Pадуйтеся, убогих богатство и болящих исцеление.
Радуйтеся, милосердия ко страждущим немолчнии проповедницы и юных наставницы;
Pадуйтеся, старец питателие.
Радуйтеся, сущих в скорбех утешителие;
Pадуйтеся, странных сопутницы.
Радуйтеся, изнемогающим поможение;
Pадуйтеся, чтущим память вашу радость и спасение низпосылающии.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Кондак 11 Пение Пресвятей Троице паче иных принесли есте, святителие Божии, умом, словом, делом и богословным витийством вашим сплетения риторская разрушили есте, наставляюще ны почитати Троицу во Единице и воспевати Ей: Аллилуиа.
Икос 11 Светозарную троицу святых иерархов, Василиа, царствия тезоименитаго, Григориа, Богослова наименованнаго, Иоанна, Златоустаго учителя вселенныя, глубины Божия испытавших, восхваляюще и светлую память их благоговейно торжествующе, похвальная пения приносим таковая:
Радуйтеся, благознаменитыя трубы Божественных глаголов;
Pадуйтеся, цевницы богодухновенныя.
Радуйтеся, апостольских словес богодухновеннии изъяснителие;
Pадуйтеся, церковных преданий ревнителие.
Радуйтеся, дивная величия Божия всем земнородным поведающии;
Pадуйтеся, славу Божию вашим житием и словом проповедавшии всей вселенней.
Радуйтеся, ко спасению добрии путеводителие и наставницы;
Pадуйтеся, растленных обычаев искоренителие, благих же нравов насадителие.
Радуйтеся, отрицатися плотских похотей и страстей научающии;
Pадуйтеся, врачеве премудрии недугов душевных и телесных.
Радуйтеся, церковная светила, от Трисолнечнаго Света возжженная;
Pадуйтеся, цветы благовоннии райскаго прозябения.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Кондак 12 Благодать Божия обильно излияся во уста ваша, треблаженнии: вера православная вами укрепися, и мгла еретических шатаний и лжеучений светом богодухновенных писаний отгнася. Темже, святителие, молитеся ко Христу Богу, да дух ревности вашея о вере и благочестии почиет и на нас, да сподобимся купно с вами пети Святей Троице: Аллилуиа.
Икос 12 Поюще и светло празднующе священную память вашу, треблаженнии Василие, Богослове Григорие и Златоустый Иоанне, смиренно молим вас, не престайте молитися Христу о всех, верою призывающих вас и с любовию вопиющих таковая:
Радуйтеся, православных догматов хранителие;
Pадуйтеся, богословия живоноснии источницы.
Радуйтеся, верных сердца Божественне веселящии;
Pадуйтеся, яко неослабными подвиги вашими Арий низложися.
Радуйтеся, яко огнем богодухновенных вещаний ваших Евномиева ересь попалися;
Pадуйтеся, яко вашими богодуновенными глаголы Савеллиа ересь отгнася.
Радуйтеся, яко мудрование Нестора вами упразднися;
Pадуйтеся, о мире молитвенницы изряднейшии.
Радуйтеся, к Царствию Небесному верныя возводящии;
Pадуйтеся, Божии гласи, пречудно нам возгремевшии.
Радуйтеся, пастырей Церкве достоподражательнии образи;
Pадуйтеся, по Апостолу, всем вся бывшии.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Кондак 13 О святителие Христовы и отцы треблаженнии, Василие Великий, церковное светило и столпе непоколебимый, Богослове Григорие, уме богопросвещенный, архиерею превеликий, вкупе же и Златоусте Иоанне, покаяния твердый проповедниче, небесным спребывающе ликом и ангельским совокупльшеся силам, нынешнее приемше малое моление наше, испросите нам у Всещедраго Бога вышняя мыслити и деяти, да вечныя муки избегше, небесную жизнь наследим с вами, вопиюще Богу: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й
Молитва трем святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту О пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озарившии и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившии; припадающе к вашему милосердию, с верою и любовию из глубины души вопием: предстояще Престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и души своя полагасте, всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в Православии и единомыслии, и непоколебимем даже до смерти исповедании веры Христовы, и во вседушевнем послушании Его Церкви Святей; да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша; да соблюдет Церковь Свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола; да дарует архипастырем нашим здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение; пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, правителем суд и правду, воином терпение, мужество и одоление на враги, сирым и вдовицам заступление, болящим исцеление, юным благое в вере возрастание, старцем утешение, обидимым заступление, и всем вся ко временней и вечней жизни потребная, яко да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, добрым подвигом подвизающеся, течение наше скончаем и сподобимся в Небеснем Царствии купно с вами всегда Пети и славити пресвятое и великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Тропарь трем святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту
Тропарь, глас 4: Яко Апостолов единонравнии, и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашым велию милость.
Кондак, глас 2: Священныя и Боговещанныя проповедники, верх учителей Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение: труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине прославляяй святые Твоя.
Величание Величаем вас, святителие велиции Василие, Григорие и Иоанне, и чтим святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего.
Ино величание Величаем вас, святителие Христовы Василие Великий, Григорие Богослове и Иоанне Златоусте, и чтим святую память вашу вы бо молите за нас Христа Бога нашего.
Главная / Библиотека / Акафистник / Акафисты святым / Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту

Село Команы находится в Абхазии. Это живописный уголок в 15-ти километрах от города Сухум и святое место для христиан. Здесь окончил свой жизненный путь святитель Иоанн Златоуст, и именно отсюда его святые мощи были перенесены в Константинополь. Сегодня, 9 февраля, Православная Церковь празднует это событие, произошедшее в далеком V веке.

Златоустый проповедник

Святитель Иоанн Златоуст — человек, полностью посвятивший себя Богу. Родом из Антиохии, он после смерти матери становится монахом-отшельником, проводя жизнь в строгом аскетическом подвиге. Спустя некоторое время он возвращается в Антиохию, где становится диаконом, а затем — священником.

Святитель Иоанн по достоинству назван «Златоустом» за прекрасные проповеди, которые он совершал часто, а периодами — почти каждый день. Без сомнения, такой талант владения словом дан святому от Бога. Его речи, всегда основанные на Священном Писании, помогали простым, зачастую неграмотным, людям понять глубины христианского вероучения. Проповеди святителя Иоанна касались почти всех сфер жизни христианина: веры, священства, брака, воспитания детей. Наследие Иоанна Златоуста огромно: от посланий к отдельным людям и «Слов» к церковным праздникам, до толкований Священного Писания и составления Литургии… Его труды собраны в тома, и занимают в библиотеке не одну полку. Святитель Иоанн Златоуст является одним из трех Вселенских святителей — главных Отцов Церкви.

Непримиримый борец за истину

Благодаря необычайному красноречию святой Иоанн довольно быстро стал известен во всей империи. Когда в 397 году скончался константинопольский архиепископ Нектарий, на первенствующую кафедру пригласили святителя Иоанна.

Но новый архипастырь оказался непримиримым обличителем порочных нравов, царивших тогда при императорском дворе, и борцом с роскошной, далекой от аскетизма жизнью местного высшего духовенства. Не мог угодник Божий Иоанн покорно и бессловесно мириться с мерзостью греха. Он выступает против роскоши архиерейского дворца, распродав ненужные ценности. Деньги он передает в больницы и гостиницы для паломников. Без страха святитель обличал жену императора Аркадия, императрицу Евдоксию, утопавшую в греховной пышности и непомерных тратах.

Святой Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия

Однажды она приказала конфисковать собственность вдовы и детей опального вельможи. Иоанн Златоуст встал на защиту семьи, незаслуженно оказавшейся на краю нищеты. Императрица, конечно, не смогла вынести такую обиду. Совсем скоро последовало решение сослать Златоустого архиерея в ссылку. Народ яростно протестовал против этого приказа, и он вскоре был отменен, но не благодаря бунту верующей паствы… Святителя Иоанна умоляли вернуться обратно в Константинополь после страшного землетрясения, которое, словно в наказание за обиду праведника, произошло в городе. И он вернулся, но ненадолго. В марте 404 года разгневанная императрица Евдоксия вновь отдает приказ о ссылке «неудобного» архипастыря. На этот раз окончательно — в Армению.

Ссылка в вечность

Через несколько месяцев после своего решения об изгнании святого Иоанна императрица Евдоксия умерла. Но враги святого не унимались. Из-за его переписки с друзьями и духовными чадами последовало решение сослать святителя еще дальше — в Питиус (ныне Пицунда), что находится в Абхазии. Святитель, уже ослабленный болезнью, не перенес длительного и не самого комфортного путешествия. В местечке под названием Команы (или Каманы) святой Иоанн Златоуст мирно предал свою душу в руки Божии. Это произошло 14 сентября 407 года. Святой угодник Господень, причастившись, скончался со словами: «Слава Богу за все».

Команы. Абхазия

Иоанн Златоуст был погребен в саркофаге. 30 лет его святые мощи пребывали в Команах, пока не было решено перевезти их в Константинополь. В 438 году сын Евдоксии и Аркадия, император Феодосий II отправил за мощами святителя Иоанна специальную делегацию. Но прибыв в Команы, эти люди никак не могли поднять тела усопшего архиерея. Тогда Феодосий II написал и отправил послание к святителю Иоанну, в котором просил прощения у него за себя и за неправедные деяния своей матери. Покаянное письмо было зачитано у гроба святого. После этого мощи с легкостью подняли и на корабле доставили в столицу Византии.

По прибытии в Константинополь встречать святые мощи вышли Патриарх Прокл, император Феодосий II и огромное множество народа, любовь которого к своему архипастырю не угасла с годами. Раку с мощами поставили в церкви святой мученицы Ирины. А когда открыли крышку гроба, тело святого оказалось нетленным и источающим дивное благоухание. Позже мощи святителя Иоанна Златоуста перенесли в церковь святых апостолов. Есть предание, что по прибытии раки в храм народ воскликнул: «Приими престол твой, отче!», на что святитель Иоанн открыл уста и произнес: «Мир всем».

Святое место

В честь перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь установлено отдельное празднование, отмечаемое ежегодно 9 февраля. В IX веке на этот праздник написаны церковные песнопения.

Однако в 1204 году во время Четвертого крестового похода мощи святителя Иоанна были перенесены из Константинополя в Рим. Лишь в ноябре 2004 года святыня была возвращена на свою историческую родину. Сейчас святые мощи пребывают в Стамбульском соборе святого Георгия.

Село Каманы в Абхазии существует и поныне. Сейчас там расположен знаменитый Команский монастырь, ставший местом паломничества для многих верующих христиан. Здесь в храме святителя Иоанна Златоуста находится саркофаг, который был обнаружен в конце XIX века при строительстве колокольни. Позже возникла версия, что, вероятно, это та самая гробница, в которой покоился в течение более 30-ти лет святитель, пока его мощи не были перевезены в Константинополь. Так или иначе, многочисленные верующие приезжают в Команы, чтобы очутиться в святом месте, где Великий святитель — Иоанн Златоуст нашел последнее пристанище перед уходом в небесные обители.

Теги: Святитель Иоанн Златоуст святые и святыни

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст (ок. 350-407), патриарх Константинопольский, проповедник, автор многих богословских трудов; отличался выдающимся красноречием.

+ + +

Иоанн Златоуст (‘Ioannns o Xrysostomos) (родился между 345 и 347 — умер 407) — один из виднейших идеологов восточно-христианской церкви, в 398-404 годы константинопольский патриарх. Получил образование в школе языческого ритора Ливания. Демагогически используя демократическую фразеологию христианства, добился большой популярности у городского населения. В 400 году руководил движением константинопольских горожан против готских наемных отрядов. Никогда не призывал ни к уничтожению рабства, ни к перераспределению собственности, а лишь к благотворительности. Однако и умеренная критика вызвала недовольство константинопольского правительства; Иоанн Златоуст был низложен и отправлен в ссылку. Причислен церковью к «лику святых».

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 6. ИНДРА — КАРАКАС. 1965.

Общий вид храма Иоанна Златоуста Команского монастыря;
он построен на территории, на которой первоначально был похоронен святитель.

Иоанн Златоуст (347-407), архиепископ Константинопольский, великий Вселенский учитель и духовный писатель. Родился в Антиохии, после смерти своего отца воспитывался благочестивой матерью. Учителем его был известный языческий ритор Либаний. Св. Иоанн крестился в 23 года и был посвящен на должность лектора Священного Писания.

Живя близ Антиохии, Иоанн подвергал себя жестоким истязаниям до тех пор, пока в 380 болезнь не заставила его вернуться в Антиохию. Здесь, посвященный в диаконы, потом в пресвитеры, он выказал необычайный ораторский талант. Суровость его требований навлекла на него ненависть высших классов, и враги обвинили его в хуле против имп. Евдокии и в растрате церковного имущества. На Соборе епископов, происходившем под председательством Феофила Александрийского в императорском имении близ Халкедона Иоанн был низложен, в 403 отправился в заточение, но по единодушному требованию его общины возвращен. Однако новые его нападки на императрицу повлекли за собой вторичное изгнание, сначала в Никею, затем на Кавказ в пустыню Тавра и наконец, т. к. он в своем благочестивом рвении не унимался, в Питий, на восточном берегу Черного моря: по дороге туда он умер.

Название «Златоуст” дано ему было уже после его смерти. Народ прозвал его «Иоанном Милостивым”. В своих проповедях и поучениях Златоуст объясняет Библию и талантливо умеет применять ее к жизни.

Произведения Иоанна Златоуста — одна из вершин христианской духовной мысли. С именем Иоанна Златоуста связана наиболее распространенная литургия, принятая в Православной Церкви.

Память свт. Иоанну отмечается 27 января/9 февраля (перенесение мощей), 30 января/12 февраля (в Соборе Вселенских учителей и Святителей), 14/27 сентября (преставление) и 13/26 ноября.

Мозаичная икона Иоанна Златоуста на внешней стене храма
Команского монастыря.

Иоанн Златоуст — святитель, константинопольский патриарх в 398- 404 гг., отец Церкви, блестящий оратор (отсюда его прозвище с VI в.], автор многих проповедей, панегириков, комментариев к Библии. Родился в 347 г. в Антиохии, умер 14 сентября 407 г. около городка Команы, в провинции Понт. Был сыном магистра армии, но в раннем детстве потерял отца и воспитывался матерью. В юности решил стать адвокатом и поступил в школу языческого ритора Либания в Антиохии. Однако через некоторое время Иоанн решил посвятить себя церковной жизни и перешел в ученики к известному антиохийскому богослову Диодору Тарсийскому. В 369 г. Иоанн стал чтецом Антиохийской Церкви, но уже в 370 г., как и многие православные церковнослужители, был вынужден покинуть город, спасаясь от преследований ариан. Он провел четыре года в монастыре, а затем два года как анахорет. После победы православия над арианской ересью в правление императора Феодосия I (378-395) Иоанн вернулся в Антиохию между 378 и 380 гг. В 381 г. он стал диаконом, а в 386 г. был рукоположен в сан пресвитера и с этого времени начал активную деятельность проповедника. В течение 12 лет он еженедельно выступал с речами в храмах города. В проповедях ярко рисовал общественную и религиозную жизнь своего времени. К антиохийскому периоду его жизни относятся его ранние произведения: два утешающих слова к Феодору, три книги трактата «Против противников монашеской жизни», «Сравнение Царства и Священства», три книги «Стагирию», «Утешение молодой вдове» и ряд других сочинений. Написанные тогда Иоанном шесть книг «О священстве» стали настольной книгой и классическим учебником для православных священников, только начинающих свое служение Богу. Как проповедник Иоанн не признавал импровизаций, всегда тщательно готовил свои речи, разрабатывал план, оттачивал формулировки. Главной темой его выступлений были не догматические вопросы, а проблемы христианской нравственности, чрезвычайно актуальные для тогдашней паствы, по большей части состоявшей из недавних язычников. Проповеди и широкая благотворительная деятельность принесли Иоанну любовь антиохийцев и необычайную известность не только в Сирии, но и в столице империи. По инициативе влиятельного придворного евнуха Евтропия Иоанн в 398 г. был избран на константинопольский патриарший престол и был вынужден тайно покинуть родной город из опасений народных волнений. В Константинополе Иоанн Златоуст активно выступал против военного засилья готов в империи и против арианской ереси, способствовал изгнанию готов из столицы в 400 г. Однако при этом Иоанн Златоуст вызвал недовольство у столичного клира своей реформой церковного управления. Он лишил некоторых клириков постов из-за их аморального поведения или преступлений, прекратил все траты на нецерковные цели, сократил бюджет патриаршей резиденции, прекратил официальные архиерейские обеды. Сэкономленные средства Иоанн использовал для строительства больниц и приютов для бедных, а также гостиниц для прибывающих в столицу паломников. Его осуждение пороков высших слоев общества, роскоши императорского двора, развращенности высшего духовенства и особенно поведения супруги императора Аркадия августы Евдоксии злило константинопольский двор. Иоанн Златоуст был низложен в 403 г., затем возвращен на патриарший престол, вновь низложен и арестован в 404 г. Сначала Иоанн Златоуст был отправлен в г. Кукуз в Армении, где он провел большую часть своей ссылки. Позже император решил перевести его еще дальше — в Питиунт (совр. Пицунда) на Черном море. Во время долгого изнурительного переезда Иоанн умер в сентябре 407 г.

Византийский словарь: в 2 т. / . СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 389-390.

Гробница Иоанна Златоуста.

Иоанн Златоуст (Ἰωάννης ὁ Χρυσόστομος) (ок. 345, Антиохия — 14 сентября 407, Команы) — христианский проповедник и церковный деятель. Ученик ритора Ливания и Диодора Тарсского, с 381 — дьякон, с 386 — пресвитер в Антиохии, с 398 — епископ Константинопольский; из-за вражды императорского двора и части духовенства был низложен и сослан в Армению, а затем в Питиунт (Пицунду), на пути к которому умер в местечке Команы. Канонизирован. Автор многочисленных толкований на библейские тексты, проповедей, бесед (гомилий), полемических сочинений, обширной переписки периода ссылки (сохранилось 236 писем). Ему приписывается ряд псалмов и Божественная Литургия. Для стиля Иоанна Златоуста характерно приспособление приемов античной риторики к целям христианской проповеди. Его интересовали в первую очередь этические проблемы. Нравственную жизнь он понимал как свободное произволение к добру. С нравственной чистотой жизни связана чистота веры. В Церкви Иоанн Златоуст видел новое бытие человека, основанное целиком на принципах добра, свободы и любви; поэтому она противостоит государству, основанному на принуждении; она не отменяет его, так как после грехопадения испорченной природе человека необходимо внешнее принуждение, но подвергает его моральному суду. Религиозный, нравственный и социальный идеал для Иоанна Златоуста един: по его мнению, христианам следует добровольно стремиться к изживанию как чрезмерного богатства, так и чрезмерной бедности, так как и то и другое вызывает в людях зависть, злобу и отчаяние и мешает спасению. В отклонениях от христианского идеала нравственной жизни он видит источник как ересей, так и социальной несправедливости.

Как экзегет Иоанн Златоуст был представителем антиохийской традиции толкования текста Св. Писания: ветхозаветные сюжеты не аллегория, но прообразы, провозвестники событий, позволяющие человеку безошибочно ориентироваться в духовных и нравственных делах; историчность библейских событий лишь подтверждает их истинность.

M. Л. Хорьков

Далее читайте:

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам — | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

Сочинения:

MPG, t. 47-64; в рус. пер.: Творения, т. 1-12. СПб., 1895-1906.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *