Икона

Образ Спасителя

Икона (слово греческое, обозначает образ, изображение) – прообраз идеального человечества, она дает лишь символическое его изображение.

  • Почему мы почитаем иконы
  • Иконография Богородицы
  • Иконография святых
  • Иконография ангелов
  • Символика иконы

Основой для многообразной иконографии Спасителя послужило Священное Предание и дошедшие до нас исторические свидетельства.
Так, еще к шестому веку относят западное свидетельство Антонина из Пьяченцы (ок.570) и восточное свидетельство в сказании Феодора летописца.
В восьмом веке появились свидетельства Андрея Критского и Патриарха Германа.
Эти древнейшие описания внешности Христа весьма лаконичны и вполне согласные друг с другом.
Образцовым обобщением перечисленных свидетельств считается «Сказание» монаха Епифания (начало IX в.), согласно которому Спаситель
«был весьма прекрасен видом (как глаголе пророк (Пс. 44, 3), «красен добротою паче сынов человеческих»), ростом же… шести полных фут, русые имея волосы и не особенно густые, скорее напоминавшие колосья, брови же черные и не особенно согнутые, очи светлые и блестящие… красноокий, с долгим носом, с русою бородою, имея длинные волосы, ибо никогда бритва не коснулась главы Его, ни рука человечья, кроме Матери Его в детском Его возрасте, с легким склонением выи настолько, чтобы не вполне прямо держаться Ему во весь рост, пшеничного цвета тело, лицо не круглое, но как у Матери Его, слегка суживающееся книзу, слегка покрываю-щееся румянцем настолько, чтобы выказать благочестивый и разумный нрав и кроткий обычай и во всем безгневную благость, какую описало Слово незадолго в Его Матери, ибо во всем Он Ей уподоблялся и приравнивался».
Чуть позднее, в 836 г., в послании к императору Феофилу был дан неофициальный канон изображения Иисуса в Его человеческом облике: «…благотелесный… со сдвинутыми бровями, красноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив…». С XIV-го века широко известно так называемое «Письмо» иудейского проконсула Публия Лентула к Тиберию или к римскому сенату, в котором еще раз описывается внешний вид Иисуса. Это свидетельство представлено в нескольких вариантах.
Один из вариантов цитируется по книге З.Косидовского «Сказания Евангелистов»: «Человек он среднего роста, с хорошей осанкой и великолепным благородным лицом.
Его вид внушает и любовь, и страх одновременно. Волосы цвета спелого ореха ниспадают гладко до ушей, а дальше до самых плеч вьются колечками, чуть более светлыми и блестящими; посередине головы они разделены пробором, как это принято у назореев; лоб ясен и чист, лицо без морщин и пятен дышит силой и спокойствием; линии носа и рта безукоризненны, борода густая, того же цвета, что и волосы, не очень длинная, разделенная посередине. Взгляд прямой, проницательный, глаза сине-зеленые, яркие и живые. В гневе он страшен, а поучает дружески и нежно, с радостной серьезностью. Иной раз плачет, но не смеется никогда. Держится гордо и прямо, руки и плечи его полны изящества, в разговоре он серьезен, скромен, сдержан, и к нему по праву можно отнести слова пророка: «Вот самый прекрасный обликом из всех сынов человеческих». Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Христос был высок и строен, имел прекрасные глаза, прямой нос, вьющиеся волосы, черную бороду; голову, склоненную несколько вперед».

Обязательные элементы изображения

Рис. 1. Основные элементы иконографии Спасителя

  1. нимб,
  2. гиматий — верхняя одежда,
  3. хитон,
  4. клав,
  5. книга,
  6. именование

Нимб у изображений Христа появился как ответ Церкви на ересь Ария, отвергавшую Божество Сына Божия Иисуса Христа. Чаще всего Иисус Христос изображается с особым, свойственным только Ему «кресчатым нимбом».
С XI в. «земное» имя Спасителя подписывается IС ХС (сокращение от Иисус Христос) слева и справа от изображения, а «небесное» имя — греческими буквами (означает «Сущий» (Исх. 3:14)) в трёх видимых лучах кресчатого нимба. В русской иконописи греческие буквы часто заменяются кириллическими: .
Традиционные одежды Христа:
нижняя — пурпурный «хитон » с полосой — «клавом » на плече, верхняя — синий «гиматий «

Иконографические типы

«Спас Нерукотворный»

«Нерукотворный Образ Иисуса Христа», «Спас на убрусе», «Мандилион» — один из основных типов изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице).
Первое пожизненное изображение Христа (30-е годы от Р. Х.) возникло чудесным образом:
Он, умыв лицо, отерся чистым платом (убрусом), непостижимым образом вода, пропитавшая ткань, превратилась в краски, и на ткани возникло изображение Божественного лика. Этот плат обладал чудотворной силой — он исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря. Это самое древнее из канонических изображений. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос.
Образ был прибит на «доску негниющую» и помещен над городскими воротами города Эдессы.

Позже образ пришлось скрыть – замуровать в нише стены. За четыре столетия о нем забыли. В 545 году эдесскому епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворенного образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ, но и отпечаток лика на керамиде – глиняной доске, закрывающей Святой убрус.

В православной иконописной традиции сложилось два основных типа Нерукотворного Образа Спасителя: Спас на убрусе (лик на фоне белого плата, верхние концы которого завязаны узлами, подчеркнуты складки ткани, а по нижнему его краю пущена кайма) и Спас на чрепии (на этих иконах нет изображения плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или каменной кладки).

Иконография Нерукотворного Спаса содержит только оглавные изображения.

«Спас Вседержитель» («Пантократор»)

«Вседержитель» или «Пантократор» ( «всевластный») — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию.
Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно.
В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благославляющем жесте. Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.

Одна из разновидностей изображения Христа Вседержителя — «Спас в силах». Христос восседает на троне в окружении ангельского сонма — «Сил Небесных».
Иконографический тип «Господь Вседержитель»: поясное изображение с книгой в форме свитка
Иконографический тип » Господь Вседержитель»: поясное изображение с закрытой книгой в форме кодекса

Иконографический тип «Господь Вседержитель»:
поясное изображение с раскрытой книгой
Иконографический тип » Господь Вседержитель»:
Ростовое изображение с предстоящими

«Спас в силах»
Этот образ — целый богословский трактат в красках. Всю площадь иконы занимает изображение красного четверика, т. е. квадрата с вытянутыми концами, который знаменует собою землю. Изображения упоминаемых в Апокалипсисе животных помещены по четырем концам красного квадрата. Это символы евангелистов: ангел – Матфей, лев – Марк, телец – Лука, орел – Иоанн, которые разносят благую весть по всем четырем частям света.

На красном четверике с символами евангелистов, который иначе называют тетраморф, помещен синий овал – мир духовный, сфера бесплотных сил. Все пространство овала заполнено изображениями крылатых ангелов с человеческими лицами. А поверх него, на красном ромбе, который является условным изображением светозарной огненной природы мира Божественного, – фигура Спасителя на престоле.

У подножия престола изображены бесплотные силы (престолы).

Правая рука Спасителя – в благославляющем перстосложении. В левой – раскрытая (содержит цитату из Евангелия) или закрытая (книга за семью печатями) книга, которая символически соотносится и с книгой Завета и Закона, и с книгой Жизни, и с книгой Откровения.

«Господь на престоле» , «Царь царем «— особый эпитет Христа, заимствованный из Апокалипсиса (Откр.19:11-17), а также иконографический тип, изображающий Иисуса Христа как «Царя царствующих и Господа господствующих» (Тим 6:15). Самостоятельные иконы Царя царем встречаются редко, чаще подобные изображения входят в состав особой деисусной композиции. Обычно Иногда символические атрибуты Царя Царей изображаются и на образе смешанной иконографии «Архиерей Великий — Царь Царей». Царь царей и грозный Судия – таким изображается Христос на иконах этого типа. Как и в иконографии Христа Пантократора, здесь также есть изображение благословляющей руки и книги, но фигура Господа всегда изображается восседающей на престоле в полный рост. Престол в иконографии – не просто символ царственной власти – это, скорее всего, символ вселенной, символ всего видимого и невидимого мира. Христос изображается в окружении мандорлы, в царском одеянии, со множеством диадем на голове, образующих тиару, со скипетром, завершающимся крестом, в левой руке, от левого плеча в сторону («из уст») направлен меч. Фигура может быть одиночной, а может быть «с предстоящими» – с ангелами и святыми.

Господь на престоле Великий Архиерей

«Великий Архиерей»

«Великий Архиерей» — изображение Христа в образе новозаветного первосвященника, приносящего в жертву самого себя.

«Спас Эммануил»

«Спас Эммануил», «Еммануил» — иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте. Наименование образа связано с пророчеством Исаии, исполнившемся в Рождестве Христовом (Мф. 1, 21-23). Имя Эммануил присваивается любым изображениям Христа-отрока — как самостоятельным, так и в составе композиций икон Богородицы с Младенцем, Отечества, Собора Архангелов и др.

«Добрый Пастырь»

Спаситель изображён в виде пастуха, окружённого овцами, либо с заблудшей овцой за плечами.

См. также «Пастырь Добрый «. Архимандрит Тихон (Агриков)
«Не рыдай Мене, Мати»

«Не рыдай Мене, Мати…»— иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе: обнажённое тело Спасителя наполовину погружено в гроб, голова приопущена, глаза закрыты, руки сложены крест-накрест. За спиной Христа крест, часто с орудиями страстей.

«Христос Ветхий Денми»
Изображение Христа в облике седовласого старца.
«Ангел Великого совета»
Изображения Христа в виде архангела с крыльями.
«Благое Молчание»
Изображение Христа до прихода к людям (воплощения) в виде крылатого юноши с восьмиконечным нимбом.
«Лоза истинная»
Христос окружён лозой, в ветвях которой изображены апостолы и другие персонажи. В другом варианте Христос выжимает в потир гроздь с лозы, вырастающей из Него.
«Недреманное Око»Спаситель изображается в виде отрока, возлежащего на ложе с открытыми глазами.
«Спас иерей» — Христос в облике священника.
«Царь Иудейский» — Спаситель в терновом венце и багрянице.
Какие бывают иконографические типы иконы Христа 05.03.2018 14:46

Изображение Христа имеет крестчатый нимб. Что такое нимб? Слово это переводится с латинского как «облако», «туман», «ореол». Нимб — символ нетварного Божественного света, который Спаситель явил ученикам на горе Фавор: «И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце » (Мф.17.2). Нимб на иконах Спасителя имеет еще и вписанный Крест. Внутри него три греческие буквы, передающие слова Бога «Я есмь Сущий» (Исх.3.14), сказанные Моисею. Обычно Богочеловека Христа изображают облаченным в красный хитон (одежда в виде рубахи) и синий гиматий (плащ, накидка). Красный цвет символизирует земную и человеческую, синий — небесную и Божественную природы Спасителя. Обычно на правом плече хитона можно увидеть еще нашивную темную полосу — это клав, в античном мире — знак патрицианского достоинства. На иконах он является символом чистоты и совершенства земной природы Спасителя и признаком его особой мессианской роли.

Рассмотрим иконографические типы иконы Христа:

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа «Спас на убрусе» лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. В предании сохранились две версии происхождения нерукотворного образа: одна из них была распространена на Западе, другая — на Востоке. В первой повествуется о праведной женщине Веронике, которая из чувства сострадания отерла лик Спасителя своим платком, когда он нес на Голгофу крест. И чудесным образом лик Христа запечатлелся на ткани (потому существуют западные изображения Христа на плате, где Он изображен в терновом венце, с кровавыми подтеками, со скорбным и мученическим выражением, часто с закрытыми глазами). Вторая история приводит нас в восточный город Эдессу, где царем был Авгарь. Заболев проказой, царь долго и тщетно ищет того, кто бы мог его вылечить. Услышав о Христе, он посылает к нему своего слугу с приглашением посетить Эдессу. Христос отказывается идти, но не отказывается исцелить царя. Попросив принести чистый плат, Спаситель прикладывает свой лик к ткани, и его образ нерукотворно запечатлевается на нем. Когда слуга доставляет чудесный кусок ткани в Эдессу, царь, приложившись, тут же получает исцеление от страшной болезни. Авгарь хранит чудотворный лик как величайшую святыню.

Появление иконы «Спас на чрепии» объясняется следующим преданием. Царь Авгарь установил Нерукотворный Образ в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Эдессой, вернулся в язычество. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Эдесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Эдессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ. Но при этом увидел, что изображение Спасителя отпечатлелось на черепице, где был скрыт Нерукотворный Образ (отсюда и название «Спас на чрепие»). После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

Обе святыни — Спас на убрусе и Спас на чрепии –утеряны.

Спас Вседержитель

Спас Вседержитель (Пантократор) — это икона, которую можно увидеть в каждом православном храме. Обычно фреска или мозаика «Пантократор» находится в центральной купольной части церкви. На иконе Христос предстает перед нами облаченным в гиматий и хитон. Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества. Правая Его рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие. Различаются несколько вариантов композиций — изображение фигуры в рост, поясное изображение (огрудное) и оплечное.

Спас на Престоле

Фигура Христа всегда изображаемся восседающей на престоле в полный рост. Престол — символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того — знак царственной славы Спасителя. Особенно любили такие изображения в Византии, где рядом со Спасителем изображали императоров и императриц, выражая тем самым идею сакральности императорской власти. Византия часто рассматривала небесную и земную иерархии как зеркальные по отношению друг к другу.

Спас в силах

Спас в силах — центральное изображение в иконостасе православного храма. Христос, в хитоне и гиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами. Квадрат — это символ земли. По четырем концам квадрата можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символы евангелистов, разносящих спасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий овал — мир духовный. В синем овале изображены ангелы — силы небесные (отсюда название). Поверх синего овала — красный ромб (символ мира невидимого). Эта икона Спаса — настоящий богословский трактат в красках. Иконография иконы опирается в основном на Откровение Иоанна Богослова; образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

Спас Эммануил

Спас Эммануил — образ Христа в возрасте двенадцати лет. (Лик Спасителя соотносится с евангельским текстом: «И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник» Лук.2.42). Эммануил переводится как «с нами Бог». У Исайи, старшего из четырех ветхозаветных пророков Израиля, читаем: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил»(Ис.7.14).

Христос Ветхий Деньми

Спаситель изображен по видению пророка Даниила в облике седовласого старца, Ветхого днями: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна» (Дан.7.9). Также в Книге Откровений мы читаем: «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел… подобного Сыну Человеческому, глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег» (Откр.1.12-14). Широта употребления этого образа ограничена его эсхатологической тематикой (т.е. темой конца мира и Второго Пришествия). По этой причине он не встречается в моленных иконах. Преимущественная сфера бытования — храмовые росписи.

4 Фото: личный архив Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin. Болгарская иконопись появилась в болгарском искусстве с принятием христианства в 864 году. Первообразом служила византийская модель, но она органично смешалась с существующими на болгарских землях традициями. Османское владычество задержало некоторые процессы в развитии культуры и искусства: в течение нескольких веков сохранились наложенные Византией иконографические каноны.
В эпоху болгарского Возрождения (ХVІІІ век) появился новый стиль, близкий к народным традициям. На смену бледным, традиционно аскетическим лицам святых, пришли более пластичные и объемные изображения, яркие, жизнерадостные цвета, активную роль начал играть пейзаж, как фон иконы. Началось ощущаться влияние европейского искусства, для которого характерным было изображение тяжелых корон на головах святых, богато украшенные пышные доспехи святых-воинов, типичная для эпохи одежда изображенных фигур.
Иконописцы эпохи Возрождения уже редко были духовными лицами. Не является таким и Валери Великов из региональной радиостанции Варна Болгарского национального радио. Его жизнь и творческий путь сложились так, что после окончания школы с изучением изобразительного искусства, он попал на радио. Но создание икон навсегда осталось его необычным хобби. Почему он выбрал именно иконы?
«Это вопрос, на который трудно ответить, так как интерес к иконам родился во мне совсем естественно. Я интроверт, нервный тип, и рисование икон меня успокаивает. С этой идеей я и начал рисовать. Но в какой-то момент, когда я увидел, что иконы начинают получаться, я решил, что пришло время перейти на другой, полупрофессиональный уровень создания икон, на котором я нахожусь и на данный момент».
Некогда иконописцы приступали к созданию произведения только после специальной подготовки. Она включала 40-дневный пост, изготовление красок из естественных материалов и минералов, выбор и подготовку основы для будущей иконы – чаще всего, липовой доски, покрытой естественным клеем на животной основе. Использовались темперные краски, смешанные с яичным желтком, который сохранял их яркие цвета.
«Я соблюдаю канон, что касается цветов одежды, положения тела святых, жестов, изображений на заднем фоне, — рассказывает Валери. – Но, будучи современным художником икон, как и многие сегодня, я немного отхожу от канона».
«Я рисую масляными красками, потому что эффект почти тот же, что и при рисовании темперой, — дополнил наш собеседник. — Кроме этого, я не лакирую свои иконы, так как они приобретают блеск на грани китча, это часто можно увидеть в работах многих современных мастеров. Золочение – одна из больших тонкостей иконописи и создания икон. Можно использовать настоящее золото – это делают только настоящие профессионалы. Можно золотить имитацией золота, что массово делают люди, которые рисуют иконы. А можно применить, как часто делаю я, просто качественную золотую краску».
Для икон использовались не только доски, но и некоторые нетрадиционные материалы. Например, в Болгарии в Х веке изготовлялись керамические иконы. На них были изображены святые и ангелы, а некоторые из них имели круглую форму.
А на каком самом интересном материале рисовал икону Валери?
«Этот материал, может быть, уже не столь странный, поскольку он уже встречается часто – это яйцо страуса. Сначала я изолировал поверхность обычным клеем ПВА. Это часто применяемая техника, так как клей не позволяет краскам просочиться в материал и, таким образом, цвета остаются насыщенными. И затем нарисовал на нем образ Иисуса Христа Спасителя».
И все же, что объединяет создание икон и радиожурналистику?
«Их объединяет вызов. Потому что иногда, как бы непрофессионально это ни звучало, начав подготавливать материал для радио – интервью или репортаж, в сущности, никогда не знаешь, что получится в конечном счете, несмотря на то, что у тебя есть ясная концепция, как именно должно пройти интервью или репортаж. То же самое и с иконой: я начинаю с одной концепцией, но в какой-то момент, даже дойдя до середины иконы, я решаю, что она мне не нравится и начинаю или совсем новую икону, или того же свaятого, но, скажем, в другой позе. Так что эти две, на первый взгляд, несовместимые вещи, объединяет то, что иногда нужна импровизация».

Фото: личный архив Валери Великова

Главный, центральный образ всего древнерусского искусства — образ Иисуса Христа, Спаса, как его называли на Руси. Спаситель (Спас) — это слово абсолютно точно выражает представление о нем христианской религии. Она учит, что Иисус Христос — Человек и одновременно Бог и Сын Божий, принесший спасение человеческому роду. Каждая икона Христа является своего рода знаком Боговоплощения, то есть напоминанием, что Слово Божье воплотилось «истинно, а не призрачно». Языкова И.К. Богословие иконы. — М.: Общедоступный Православный Университет, 1995. с.125.

Вопрос о подлинном облике Иисуса Христа долгое время занимал умы христиан, начиная со времен первых его последователей. Поиски адекватного «портретного» образа Иисуса привели к из основных в христианском искусстве типов изображения — так называемого Нерукотворного образа, или Святого Убруса (Мандилион).

Предание свидетельствует, что убрус, или плат, с нерукотворным ликом появился во времена, когда проповедовал Христос. В то время в сирийском городе Эдессе правил царь Авгарь, тело которого было поражено проказой. Узнав о чудесах, творимых Иисусом, он послал к нему своего живописца Ананию. Анания пришел в Иерусалим и пытался издали написать образ Христа. Спаситель, видя его неудачные попытки, попросил принести ему воду и полотенце (убрус), затем умыл лицо и вытер его убрусом, на котором запечатлелся его божественный лик. Авгарь, получив нерукотворный образ, переданный Ананией, украсил его и установил в нише над городскими воротами. При правнуке Авгаря, не признавшем христианской веры, образ был заложен глиняной доской и замурован. Спустя много лет во время нашествия персидского царя Хозроя в 545 году епископу Евлавию явилась Богородица и велела открыть образ. И вот Нерукотворный Лик вновь предстал перед всеми, а на глиняной доске, закрывавшей плат, так же чудесно проявился лик Христа. Город был спасен от неприятеля, и с этого времени, как утверждает легенда, начинается поклонение Нерукотворному Образу. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. — Спб.: Мифрил, 1995. — с.75-76.

Есть разные изображения лика Христа в возрасте Тайной вечери в окружении крестчатого нимба на плате квадратной формы или на керамических плитах. На иконе Х века из Третьяковской галереи волосы Христа симметрично расчесаны на обе стороны, а мягкая борода на конце разделяется на две пряди. В русской иконографии позднее, в ХVXV веках, устанавливается новый извод Нерукотворного Образа — так называемый «Спас Мокрая Борода», который отличается тем, что борода приобретает клинообразную форму.

Причем византийская и русская иконография не знает изображения Нерукотворного Лика Христа в терновом венце. Этот вариант появляется только в западном искусстве начиная с X века на основе латинской версии о Нерукотворном Образе, которая гласит, что во время крестного шествия на Голгофу некая Вероника, видя страдания Иисуса, дала ему свой платок утереть лицо. На этом платке и запечатлелся чудесным образом лик Христа. Следует отметить, что на плате Вероники Христос может быть изображен как в терновом венце, так и без него. Там же, с.77. Нерукотворный образ, или иначе Спас Нерукотворный, — важнейший образец, которому следовали мастера во все времена, пока существовало древнерусское искусство.

Изображение Нерукотворного Образа помещалось не только на иконах, но входило в систему росписи храма, занимая место в основании барабана купола, как в Спасе на Нередице в Новгороде. Лаконичность и выразительность образа помогает выявить для нас основные элементы этой иконографии: Лик, глаза (преувеличенные, с характерным взглядом), крест на нимбе состоит из девяти линеечек, означающих 9 ангельских чинов, славу Божию, тут же греческие буквы ??? — Сущий. На фоне — буквы славянские, означающие сокращение имени Иисус Христос. Этот набор элементов будет практически всегда сохраняться как ядро иконографии, на это ядро будут наслаиваться другие элементы — плат, надпись молитвы, ангелы, держащие плат, образ св. Вероники и т.д. Языкова И.К. Богословие иконы. — М.: Общедоступный Православный Университет, 1995. с.95.

Таким образом, мы видим, что существует несколько легенд появления Нерукотворного Спаса. Но во всех вариантах главное — это Нерукотворный Лик Иисуса Христа. Все версии, так или иначе, восходят к единому источнику — к Туринской Плащанице, ткани, на которой действительно нерукотворным образом отпечатался не только Лик, но и Тело Господа Иисуса Христа. История плащаницы темна и непонятна; когда-то она была в Иерусалиме, у ближайших учеников Господа, затем, видимо, попадает в Константинополь (есть версии, что ее путь следовал как раз через Эдессу), но во время разгрома Константинополя крестоносцами она исчезает. Вскоре она вновь появляется в Италии, у родственников казненного магистра ордена тамплиеров. Сейчас Плащаница хранится в Турине, где ее исследуют суперсовременными приборами, но ответ, насколько вероятна подлинность этого удивительного куска ткани с уникальным изображением, пока не получен. Но для нас в данном случае важно одно — Плащаница из Турина — прототип или аналог иконографической схемы (и идеи) Нерукотворного Спаса.

Однако центральное место в иконографии Христа занимает изображение его восседающим на престоле. Этот репрезентативный образ сложился в эпоху торжества христианства под влиянием существовавших канонов изображения римских императоров. В нем была воплощена идея Христа Вседержителя (Христос — Пантократор). Уже на ранних изображениях Христос представлен в царственной позе (мозаики церкви св. Пуденцианы в Риме 401-417 гг. и Сан-Аполлинарио в Равенне V в.). Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. — Спб.: Мифрил, 1995. — с.77.

Различаются несколько вариантов композиций — изображение фигуры в рост, поясное изображение и сидящий на престоле. Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как промыслитель о мире, как вершитель судеб этого мира, податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские.

Наибольшее распространение этот иконографический тип получил в монументальной живописи. В наиболее ранних памятниках мы встречаем в куполе изображение композиции «Вознесение», например, в церкви Святой Софии в Салониках в IX в., где Христос, поддерживаемый ангелами, удаляется в небо, вокруг стоят апостолы и Богоматерь. Еще более ранний вариант — вокруг креста в куполе изображены ангелы и символы евангелистов — такая композиция украшает свод Архиепископской капеллы в Равенне VI в. Обе композиции трактуют свод храма как небо, куда удалился по Вознесении Христос и откуда Он должен сойти в последний день. Храм есть место ожидания Второго пришествия Господа, а ощущение ранней Церкви было весьма эсхатологичным и время второго пришествия Христа мыслилось не за горами. Таким образом, композиция в куполе оказывалась проекцией реального переживания скорой встречи со Спасителем. Постепенно из двух вариантов «Вознесения» выкристаллизовался один — Христос-Пантократор в окружении небесных сил. Трактоваться эта композиция стала в более спокойном космическом плане — Христос-Пантократор, творящий вселенную, держащий ее в Своей руке. Таков образ Христа-Пантократора в церкви Святой Софии в Киеве (XI в.) и в Новгороде (XIII в.). Алексеев С. В. Образ, воплотивший Слово. — СПб.: Сатис, 1997.- с.38.

Изображение Христа-Пантократора на престоле имеет другую трактовку — здесь Он воспринимается как Царь Небесный и как Судия. Такие композиции также весьма широко распространены в монументальной живописи. Особенно любили такие изображения в Византии, где рядом со Спасителем изображали императоров и императриц, выражая тем самым идею сакральности императорской власти. Византия часто рассматривала небесную и земную иерархии, как зеркальные по отношению друг к другу. Языкова И.К. Богословие иконы. — М.: Общедоступный Православный Университет, 1995. с.111.

Согласно канону в левой руке Христа Евангелие, пальцы правой сложены таким образом, что образуют греческие символы «IC XC» (указательный и средний пальцы вверх). Обычно верхняя одежда Христа (гиматий) изображалась синей, а рубаха (хитон) — красной, иногда лиловой, что символизирует человеческое воплощение и божественную сущность Христа соответственно.

Все эти иконографические варианты находят свое соединение в иконографии образа Христа, именуемом «Спас в силах». Эта икона является замковым камнем сложнейшей конструкции иконостаса. В ней сливаются различные аспекты трактовки образа Христа:

· эсхатологический аспект (второе пришествие Спасителя и Страшный Суд),;

· апокалиптический (образ Царя царей, Небесного Владыки и Агнца);

· софийный (Пантократор — Логос, Бог Творящий).

В наименовании композиции «Спас в силах» отражена богословская концепция — явление Иисуса Христа в силе и славе в конце времен, как исполнение Божественного Промысла о мире: «Дабы все земное и небесное соединить под главой Христа». Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. — Спб.: Мифрил, 1995. — с.78.

Христос, восседающий на престоле, изображен на фоне красного квадрата, на который последовательно наложены синий круг (овал, мандорла) и красный ромб. Собственно, на сочетании двух основных цветов, красного и синего, и строится вся композиция. Это символизирует соединение во Христе антиномических начал — милости и истины, огня Духа и воды Живой, божественной и человеческой Его природы, непознаваемости и воплощения и т.д. Красный нижний квадрат означает землю — четырехугольник всегда прочитывается как земная фигура (четыре стороны света, четыре стихии и т.п.). В четыре конца земли проповедуется Евангелие Царства и в четырех уголках квадрата изображаются символы евангелистов. Символы распределяются следующим образом: ангел символизирует евангелиста Матфея, телец — Луку, лев — Марка, орел — Иоанна. Следующая фигура — синий круг означает небесную сферу, мир бесплотных сил или ангельских чинов. Нередко этот небесный свод изображается как бы «затканным» ангельскими головками. Собственно, все, что изображено вокруг фигуры Христа, и есть изображения небесной иерархии — подножие престола с колесами и даже сам престол тоже не что иное, как изображение различных небесных сил. Один из чинов ангельской иерархии так и называется «престолы», другие, впрочем, также носят весьма показательные названия: «силы», «власти», «начала» и т.д. И всех их заключает в себе данная иконографическая схема. Припачкин И. А. Иконография Господа Иисуса Христа. М.: Паломникъ, 2001. — с.67.

Фигура Христа окружена изображением красного ромба. В отличие от «нижнего» квадрата, также красного, этот «верхний» ромб обозначает огонь, сходящий с небес, огненную природу божества («Ибо Господь, Бог твой, есть огонь поядающий». Втор. 4.24), неопалимую купину (Исх. 3.2). Бог говорит к нам из среды огня. Обычно Спаситель облачен в одежды двух цветов — красный хитон и синий гиматий, что символизирует соединение двух природ, божественной и человеческой, иногда — в одеждах золотого цвета, что обозначает сияние Его славы. Правой рукой Христос благословляет, левой придерживает раскрытую Книгу. Символика Книги в христианской культуре глубока и обширна. Христианство само является религией Книги. Семантический ряд рассматриваемой нами иконографии также весьма разнообразен: образ Книги раскрывается здесь и как Книги Жизни, в которой вписаны имена спасенных, и Книги Откровения, написанной внутри и извне, запечатанная семью печатями, открыть и прочесть которую никто не может, кроме Агнца. Это и Книга Завета и Закона — Библия и собственно Евангелие-Благая Весть, которую в мир принес Спаситель, и Его сокровенное учение. Припачкин И. А. Иконография Господа Иисуса Христа. М.: Паломникъ, 2001. — с.68.

Таким образом, без преувеличения можно сказать, что Спас в силах — это целый богословский трактат, исполненный посредством живописи и символического языка. Благодаря этому в русских храмах образ «Спас в силах» становится центром не только иконостаса, но и всего храма, отчасти повторяя изображение Христа-Пантократора в куполе.

Существует еще один тип: Христос Священник. Именно этот тип выпадает из ряда изображений сидящего Спасителя. На этой иконе Христос преимущественно показан в рост или по пояс. Однако следуя логике развития содержания типа Спас Великий Архиерей, изображение по пояс использовалось меньше.это представлялось более важным, чем формальное соблюдение композиционного принципа изложения материала. Общий облик Христа Иерея передает мозаика в Соборе Софии Киевской середины XI века и аналогичная ей фреска церкви Спаса на Нередице. На этом типе иконы также отсутствуют привычные иерейские одеяния. Их чаще всего заменяют традиционные для образа Христа хитон и гиматий, которые возвращают молящихся в апостольские времена, когда облачения христианских священнослужителей ещё не имели собственного вида и ничем не отличались от гражданского костюма. Уже позже, со становлением различных форм деисусной композиции, на основе поясного изображения появилось оплечное и оглавное изображение Христа, которые известны по иконам с XII столетия.

Стремление подчеркнуть идею царственности Христа привело к возникновению в сербском искусстве XIV столетия новой иконографической схемы, в которой, несомненно, сказалось влияние придворного византийского церемониала, — композиции, называемой «Предста Царица» или «Царь Царем» Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. — Спб.: Мифрил, 1995. — с. 78.. Сцена строится по типу Деисуса: перед Христом, восседающим на троне и облаченном в царские одежды, с короной (либо тиарой) на голове, предстоит Богоматерь в образе царицы. На миниатюре Сербской псалтыри, например, по другую сторону изображен ветхозаветный царь Давид (XIV в., Баварская библиотека в Мюнхене). Аналогичны изображения на росписях Маркова монастыря, Касторьи и Македонии. Припачкин И. А. Иконография Господа Иисуса Христа. М.: Паломникъ, 2001. — с.65 Появление фигуры Давида на миниатюре не случайно, так как композиция сложилась как непосредственная иллюстрация к стихам Псалтыри, где сказано: «Дщери царей в чести Твоей: и предста Царица одесную тебе, в ризах позлаченных одеяна. Слыши дщи и виждь и приклони ухо твое и забуди люди Твоя и дом отца Твоего». Было распространенным толкование, что здесь речь идет о Христе и Богородице. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. — Спб.: Мифрил, 1995. — с. 78. Есть предположения многих исследователей, что именно в Сербии в композиции «Предста Царица» Христа в образе царя стали впервые заменять Христом в образе архиерея. Такую замену мы видим на Сиенах Спаса на Ковалеве в Новгороде (1380), но истоки этого нового иконографического типа восходят к XI — XII векам. Изображения Христа-священника присутствуют в росписях Софии Киевской, Нередицы в Новгороде и Бертубани в Грузии (1212), где они помещаются в горнем месте, что говорит о преемственности изводов. Изображение собственно Христа-Великого Архиерея возникает в греческом искусстве XII — XIII веков, а в сербских росписях церкви Михаила Архангела в Лесново (1341 — 1348) мы можем видеть его изображенным дважды: в апсиде и диаконнике. Там же, с. 79. Трехфигурный деисус с изображением Христа в архиерейском облачении и Богоматери в царских одеждах получает широкое распространение в русской иконографии XVI-XVII веков, о чем свидетельствует например, икона Симона Ушакова и прорись из Сийского иконописного подлинника.

Кроме традиционного, так называемого исторического типа Христа, существуют иконографии, в которых Спаситель представлен в виде младенца или отрока, такой тип именуется «Спас Эммануил». Имя Эммануил появляется в Библии, в словах пророчества Исайи и означает «с нами Бог». Это имя относится прежде всего к изображению Предвечного Младенца, зачатого в чреве Пресвятой Девы — как, например, мы видим в иконографии «Богоматерь Знамение» (или Воплощение). Яркий пример тому икона «Ярославская Оранта» или «Курская Коренная». Благословляющий жест Иисуса, изображенного в обрамлении концентрических кругов, означающих лоно Богородицы, вместившее невместимого Бога. В момент зачатия Слово Божье все равно больше мира, Оно внутри и вне его.

Тот же младенческо-отроческий тип Христа вошел во все богородичные иконы. О них пойдет речь в соответствующей главе. Здесь необходимо добавить только то, что часто Младенец изображается со свитком в руке, символизирующим Его учение, которое Он приносит в мир, Благую весть. Он еще как человек, но Его учение в Нем и с Ним, ибо Он — Бог и Спаситель. Одежды Младенца в богородичных иконах могут быть самыми различными — золотыми (Богоматерь Владимирская), красно-синими (Богоматерь Страстная), с цветной рубашечкой (Богоматерь Яхромская), с цветной и золотой каймой (Одигитрия Дионисия) и т.д. Ножки младенца либо босые, либо обуты в тонкие золотые сандалики (Богоматерь Донская), что символизирует Благую весть. Языкова И.К. Богословие иконы. — М.: Общедоступный Православный Университет, 1995. с.123.

Тип Христа Эммануила появился в иконографии довольно рано. Такие изображения можно видеть в мозаиках Равенны, в частности в Сан-Витале, VI в. — здесь он имеет вполне самостоятельное значение, не являясь «дополнением» к образу Богородицы, как это нередко трактуют особенно поздние богородичные иконы. Такое же самостоятельное значение приобретает этот иконографический тип в ранних домонгольских, оглавных, так называемых «ангельских деисусах», где Спас Эммануил изображен с предстоящими ангелами. Видимо, подобные композиции использовали для низких алтарных преград, когда высоких иконостасов на Руси еще не было. Такой деисус конца XII в. можно видеть в экспозиции Третьяковской галереи.

Тема Предвечного Младенца, Эммануила, «рожденного, не сотворенного» «прежде всех век», развивается в иконографии XIV века в византийском и балканском искусстве, тогда появляются композиции типа «Недреманное око». В основе иконографической схемы стихи 120 Псалма — «Не дремлет и не спит Хранящий Израиля». Подобные композиции помещали над входом в храм. На Руси также была известна эта иконография, например, Соловецкая икона сер. XVI века. На вершине горы, на ложе возлежит Спас Эммануил, над ним парит ангел с опахалом. Одесную Христа — Богородица (по отношению к зрителю Богородица расположена в левой части иконы), напротив нее архангел, держащий крест. Можно предположить, что здесь изображен архангел Гавриил, поскольку в паре с Богородицей обе фигуры повторяют схему Благовещения, открывшего миру тайну Воплощения и спасения. Языкова И.К. Богословие иконы. — М.: Общедоступный Православный Университет, 1995. с.125. Появление иконографий такого рода, с характерной иллюстративной наглядностью, свидетельствует об определенных тенденциях, которые прослеживаются в русском иконописании начиная с XVI века. Прежде всего, это не углубление богословского прочтения иконы, а развитие иконографии вширь, появление новых сюжетов, новых образов, которые нередко заимствованы из других культур, в частности из западноевропейской. И заимствования эти не всегда бывают удачными, осмысленными и оправданными. Против таких тенденций в свое время выступил московский дьяк Иван Михайлович Висковатый. Подробнее о сути его возражений мы поговорим в следующей главе. Здесь же нам важно отметить, что эти новшества коснулись и типологии образов Иисуса Христа. В частности, в многочастной иконе из Пскова (ныне в Успенском соборе Московского Кремля) Висковатый увидел странные, не находящие объяснения в православном духовном опыте образы. В частности, изображения крылатого Распятия. Совершенно очевидно происхождение этого образа — он пришел из францисканской мистики, таким образом изображается у Джотто огненный серафим, явившийся св. Франциску Ассизскому в момент стигматизации. Естественно, на Руси в XVI веке этот образ не мог быть адекватно воспринят, ибо то, что органично в одной системе, может быть диссонансом в другой. Языкова И.К. Богословие иконы. — М.: Общедоступный Православный Университет, 1995. с.126.

Еще один иконографический тип Христа — Не рыдай Мене, Мати… — иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе: обнажённое тело Спасителя наполовину погружено в гроб, голова приопущена, глаза закрыты, руки сложены крест-накрест. За спиной Христа крест, часто с орудиями страстей.

Выделяют отдельный вид изображения Христа, который называют символическим.

Христос Ветхий Деньми (Ветхий Денми, Ветхий Днями) — изображение Иисуса Христа в облике седовласого старца. Одежды традиционны для икон Христа, нимб обычно кресчатый. Эпитет «Ветхий Деньми», как и источник иконографии восходят к Ветхому Завету. В видении пророка Даниила Бог описывается в виде старца. Понимание библейского Ветхого Деньми как Бога-Отца, первого Лица Святой Троицы, приводит к таким формально запрещённым иконографическим схемам изображения Троицы, как Отечество и Сопрестолие. Догмат о неизобразимости Бога-Отца и неоднократно описываемые в Библии антропоморфные облики Божества, приводят к выводу о том, что видимым людям являлось второе Лицо Троицы, Бог-Сын. В иконописи подобная точка зрения выражается в надписывании имени Иисуса Христа над изображением Ветхого Деньми. Первые изображения Христа Ветхого Деньми известны не позднее VI века (церковь святой Констанции в Риме). В русской иконографии можно отметить фрески церкви Спаса на Нередице (Новгород Великий, XII век). Припачкин И. А. Иконография Господа Иисуса Христа. М.: Паломникъ, 2001. — с.82.

Ангел Великого совета — одно из символических именований Христа, заимствованное из Ветхого Завета. Послужило источником для особого типа изображения Христа в виде архангела с крыльями, которое встречается как самостоятельно, так и в составе различных символико-догматических композиций («Сотворение мира», «И почил Бог в день седьмый…» и других).

Спас Благое Молчание — иконографический тип изображения Иисуса Христа, представляющий Его в виде Ангела Великого Совета, в ангельском чине, до воплощения, в виде юноши с крыльями за спиной, в белой далматике с широкими рукавами. Руки сложены крест-накрест и прижаты к груди. Нимб не крестчатый, восьмиконечный (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом данного вида), нимб Господа Саваофа.

Добрый Пастырь — символическое именование и изображение Иисуса Христа, заимствованное из Ветхого Завета и повторенное Христом в Новом Завете в аллегорическом описании своей роли учителя. Иисус изображается виде безбородого юного пастуха с жезлом, окруженного пасущимися овцами, или же, согласно евангельской притче, — с заблудшей овцой, вскинутой на плечи.

Спас Лоза Истинная — редкий иконографический тип, изображающий Христа в соответствии с евангельскими словами: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь», «Аз есмь лоза, вы же гроздие». В ранних вариантах (XV век) Христос окружён лозой, в ветвях которой изображены Богородица, Иоанн Предтеча и апостолы (то есть евангельская фраза передаётся буквально). В более поздних (XVII—XVIII века) вариантах усиливается евхаристическое содержание, на лозе, вырастающей в руках или из ребра Спасителя, виноградная гроздь, которую Христос отжимает в потир. Из символико-аллегорической композиция превращается в дидактически-назидательную. В греческом варианте икона подписывается «???????», что, собственно и означает «виноградная лоза». Припачкин И. А. Иконография Господа Иисуса Христа. М.: Паломникъ, 2001. — с.83.

Спас Недреманное Око — особый иконографический тип, представляющий Христа в виде отрока, возлежащего на ложе с открытыми глазами. Ему предстоят Богородица и Ангел, над ложем — летящий ангел с орудиями страстей. В качестве фона чаще всего используется цветущий сад. Иконография складывается на основе некоторых ветхозаветных пророчеств, сравнивающих Христа со львом. Льву приписывался ряд фантастических свойств (среди которых сон с открытыми глазами), символически истолковывавшихся, как прообразы спасительной смерти и Воскресения Христа. В византийском искусстве эта иконография использовалась преимущественно в стенописи, на Руси с XIV века одинаково часто и в монументальном искусстве, и в иконописи.

Христос Царь Иудейский — композиция католического происхождения, представляющая Христа в терновом венце и багрянице. Изображение чаще всего поколенное, руки Спасителя связаны, в правой руке трость. Источник названия и иконографии — евангельская сцена поругания Христа римскими солдатами Припачкин И. А. Иконография Господа Иисуса Христа. М.: Паломникъ, 2001. — с.83..

Таким образом, мы наблюдаем широкое разнообразие иконографических типов изображения Иисуса Христа, которые появлялись вместе с постепенным развитием христианства и проникновением его в умы и сердца людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *