Иконная доска

Честно говоря, это не совсем мастер-класс, так как не умея держать в руке стамеску, повторить подобную работу будет сложно, но если админы сказали МК, значит будет МК! Да и не боги горшки обжигают, и, может быть, кому-то это простое описание этапов работы поможет сделать первые шаги в качестве резчика. Поскольку моим работам до искусства еще далеко, попробую описать ремесленный, технический аспект изготовления подобной работы. Духовной стороны вопроса касаться не буду — не моя епархия, для этого есть священники и богословы. А историю удивительного древнего искусства объемной иконы я вкратце попыталась изложить в публикации «История резной иконы».

Для изготовления маленького карманного (дорожного) образка

с изображением Ангела-Хранителя

нам понадобится:

  • липовая доска
  • стамески для резьбы по дереву
  • наждачная бумага
  • карандаш простой, линейка, циркуль
  • бумага для эскизов, калька или копировальная бумага
  • морилки на водной основе (можно и без них)
  • масло льняное или другое финишное покрытие по выбору (лак, мастика, воск)
  • кисти мягкие (белка, колонок)
  • ветошь для полировки

Итак, любое дело начинается с идеи. А идеи — птицы вольные и прилетают порой из самых неожиданных мест. Поэтому, даже имея достаточно высокую эрудицию в данном вопросе, не будет лишним провести предварительную работу по изучению литературного и изобразительного материала. Здесь в ход идут все доступные фонды музеев и библиотек, личные книжные запасы, Интернет-ресурсы. Они помогут найти жития святых, библейские сюжеты, прориси, репродукции современной и древней произведений иконописи. Вдохновляемся, пополняем интеллектуальный багаж и приступаем к разработке эскиза: это может быть копия (в той или иной степени приближения к оригиналу), компиляция из доступных мастеру образцов или абсолютно новая, авторская работа с нуля.

Следующий шаг – выбор древесины. Она должна быть хорошо просушена (но не пересушена), без следов небрежной обработки и хранения.

Необходимо подобрать качественную доску. Самые лучшие заготовки выходят из участка близкого к центру ствола, но не захватывающего ядро — здесь самое широкое место и волокна идут параллельно, что значительно упрощает процесс резьбы, улучшает внешний вид и повышает качество изделия.

Нужно подогнать доску по размеру, изучить поверхность на предмет дефектов (трещин, сучков и проч.), устранить их или обыграть, заставив работать на общую художественную задачу; при необходимости обработать лицевую и обратную сторону, торцы — это неоходимая часть подготовки древесины к резьбе.

Далее — нанести разметку с учетом особенностей конкретной доски, обозначить контуры основных элементов можно с помощью обычных чертежных инструментов и копировальной бумаги или от руки, «на глазок».

Не будет лишним на этом этапе продумать декоративную отделку работы, предусмотреть обрамление, сделать запас под багет.

Теперь можно взять в руки резцы. Сначала на необходимую глубину выбирается фон (здесь иногда используют фрезы, но мне нравится это делать вручную).

Затем начинается проработка отдельных элементов: заглубляется нимб, прорабатываются фигуры, складки одежд. Теперь можно вырезать лики, по мере возможности добиваясь выразительности, но не отступая от канона. В последнюю очередь наносятся орнаменты, надписи, декоративные элементы, украшается обрамление, фон.

Если требуется, то производится механическая и ручная шлифовка изделия. На этом этапе удаляются мелкие огрехи и недочеты. В этой работе наждачной бумагой были слегка смягчены, скруглены края обрамления и выровнена задняя сторона доски.

Поскольку липовая доска имеет светлый, часто почти белый цвет, а также в соответствии с традицией раскрашивать культовую резьбу, наносятся тонировочные составы. В зависимости от замысла это может быть легкая прорисовка с целью придания эффектности складкам и углублениям; а может и яркая, многослойная, насыщенная проработка деталей различными цветами. Тотальную, кроющую окраску сейчас применяют редко, так как всегда жалко терять натуральную фактуру дерева. В недорогих работах (как в данном случае) я использую морилки на водной основе, нанося их в несколько приемов, при необходимости, разводя водой.

Далее – нанесение защитного слоя. Сейчас для качественного покрытия изделий из древесины есть множество препаратов: лаки, воски, мастики, масла, пропитки. Выбор всегда зависит от свойств материала, вкуса мастера и его желания добиться определенного эффекта.

Сделав финишное покрытие матовым или блестящим, можно в корне изменить внешний вид работы (иногда даже безнадежно испортить). Также следует учесть условия, в которых будет храниться работа. Скажем, для надвратных, подверженных всем климатическим и природным воздействиям, икон необходима специальная, особо прочная защита со всех сторон. Наша маленькая карманная иконка вряд ли будет подвергнута таким испытаниям, поэтому пропитана только несколькими слоями льняного масла. В последний добавлено несколько капель эфирного масла, чтобы облагородить не слишком приятный запах льняного. Каждый слой тщательно располирован мягкой тканью и высушен.

Возможно также украшение резной иконы сусальным золотом, поталью, камнями, металлическими вставками, однако сделать это деликатно и уместно весьма непросто. Грань между богатым декором и китчево-балаганной безвкусицей чрезвычайно тонка, тогда как натуральная, умело обработанная древесина, всегда выглядит естественно, благородно и даже роскошно.

Вот и все. Можно нести доску в храм — освящать: только тогда из изделия декоративно-прикладного искусства она превратится в настоящую икону.

Удачи!

Мира Вам и добра.

Наша мастерская принимает заказы на изготовление иконных досок по размерам заказчика. Мы используем только хорошо просушенную липу и натуральный меловой левкас.

Иконная доска. Самое главное для иконной доски – не доверяйте её изготовление не профессионалу. Не каждый хороший столяр сможет справиться с этой задачей. Правильно собранная иконная доска сочетает в себе обязательное соблюдение некоторых правил, которые обеспечивают нужное качество доски, её прочность и долговечность. Для изготовления иконных досок можно использовать разные породы древесины, но лучше всего для этого подходит липа. Она достаточно плотная и пластичная. Хорошо высушенные липовые доски, обрезают в размер, тщательно пристрагивают друг к другу, подбирая по рисунку годовых колец и склеивают столярным клеем. С задней стороны иконная доска свободно скрепляется поперечными шпонками, которые впоследствии, не дают иконе деформироваться. Шпонки вбиваются в специальные клинообразные пазы, так называемый у столяров ласточкин хвост. Иногда мы используем ещё один традиционный способ изготовления иконных досок. Шпонки из дуба врезаются в торцы иконы. Они также хорошо защищают доску от сильного изгибания, но они больше подходят для икон маленького размера. В середине доски вырезается углубление – ковчег. Ковчег символизирует духовный смысл – Ковчег Завета и Ноев Ковчег, спасающий человечество. Наши мастера и художники стремятся создать в первую очередь качественное изделие, вкладывая в него свою душу и мастерство. Мы стремимся воссоздать уникальные технологии древних мастеров. Перед нанесением грунта, доска покрывается клеем. На неё наклеивается паволока. Это должна быть холщёвая или льняная ткань, которая берёт на себя функцию каркаса всего слоя левкаса, предавая ему прочность и эластичность. Пройдёт много времени, деревянная часть иконы неизбежно начнёт деформироваться, дышать, немного изгибаться, все эти изменения никак не повлияют на поверхностный слой иконы. Левкас это специальный грунт, имеющий в своей основе, клей мел, а также, для пластичности материала, мы добавляем льняную олифу и мёд. Мел используется самого высокого качества, белого цвета, без каких-либо примесей. После того как левкас приготовлен, очень важно правильно наносить слой за слоем левкас шпателем. Слои левкаса должны быть тонкими и отлично просушены. Поверхность иконы должна быть идеально ровная и хорошо отшлифована. Обратную сторону иконной доски мы пропитываем защитной морилкой. Часто используем для этого — густой раствор марганцовки и Пинотекс-база. Иногда по просьбе заказчика, мы используем восковую мастику импортного производства, для обработки деревянного паркета. Это отличная защита иконы, восковая основа хорошо защищает от атмосферных воздействий, придаёт доске гладкость, лёгкий блеск, давно забытый запах детства, дерева и мёда.

Часы – вещь необходимая в любом доме. Но обычные изделия, массово продаваемые в магазинах не способны привнести тот уют и уникальность, которые несут часы ручной работы. Сегодня не нужно быть мастером с большим опытом, чтобы создать такие изделия – достаточно использовать деревянные заготовки для часов, собственную фантазию и творческий порыв!

Причем заниматься подобным видом творчества могут не только взрослые – заготовки легко использовать для занятий с детьми. Тем более детям особенно интересно создание реально востребованных предметов, изделий, которые будут ежедневно использоваться, и приносить радость окружающим.

Как и домик для декупажа, который способен стать любимой игрушкой детей или прекрасным украшением, заготовки часов являются отличной идеей подарка для всех, кто любит творчество и креатив. При этом нет необходимости ограничивать собственные пожелания – линия форм настолько обширна, что найти интересную идею не составит труда. Будет ли это использование заготовки для часов декупаж в классическом виде для круглых или квадратных изделий или же яркий сказочный персонаж – каждый может выбрать по своему вкусу.

Особенности изделий

Деревянные заготовки для часов выполнены из березовой фанеры, материала надежного, крепкого и абсолютно безопасного. Размеры изделий разнятся, впрочем все они позволяют сделать часовые механизмы с достаточно большими цифрами. Многие модели предусмотрены для самых маленьких. В них уже предусмотрены места для цифр большого размера, а в некоторых моделях цифры уже выполнены.

Оформление заготовок

Существуем несколько способов использовать заготовки для часов: декупаж, покрытие акриловыми красками, напыление блесток или цветного песка. В зависимости от желания и наклонностей можно выбрать любой вид декора, поскольку изделия будут выглядеть эффектно, необычно и красиво в каждом из случаев.

Оба варианта предполагают использование безопасных материалов, поэтому изделие можно разместить даже в детской. Тем более, с такими часами детям будет значительно легче изучать цифры и время.

Для удобства использования деревянные заготовки для часов тщательно подготовлены к использованию. Изделиям придана оригинальная форма, все поверхности и края ровные и без изъянов. Они ошкурены, чтобы облегчить нанесение грунтовки, краски или других декоративных веществ.

Создавать уют и уникальную атмосферу в доме с использованием заготовок просто и приятно. А результат будет приносить радость всем окружающим на протяжении долгих лет!

ОБРАБОТКА ДЕРЕВА

Большинство чернил, протрав и красок растекается по поверхности дерева, поэтому проводить ими тонкие штрихи или писать совершенно невозможно, если не сделать соответствующей подготовки.

a) Смолу-сандарак растирают в мельчайшую пыль, которой припорашивают шерстяной лоскуток и нати­рают им поверхность дерева Письмо чернилами и про­травами становится возможным, но полировка затруд­нительна

b) Для разрисовки обычно выбирают светлое и плотное дерево, например, остролистник (падуб), лимонное и т. п. Предварительно поверхность дерева шлифуют наждачной бумагой.

Затем готовят чернила из:

3 весовых частей мелкой копоти,

5 весовых частей медного купороса и

15 весовых частей этилового спирта

При помощи стального пера этими чернилами мож­но свободно рисовать на поверхности дерева, не опаса­ясь растекания. Когда рисунок высохнет, его пропола­скивают несколько раз в течение двух суток большим количеством воды От таких промывок черная краска проникает глубоко в дерево и рисунок становится на­столько прочным, что его можно свободно шлифовать и чистить без опасения стереть.

c) Один из новейших способов рисования на древе­сине заключается в том, что на шлифованной дощечке делают грубый рисунок чернилами, приготовленными из графита и растворимого стекла После просушки на черточки рисунка наносят гальваническим способом слои металла, например, никеля. Вынув из ванны, до- хцечку сушат и рисунок шлифуют куском кожи, что придает ему металлический блеск Для лакировки ри­сунков употребляют исключительно копаловый лак.

Благодаря этому способу можно избежать инкрусти­рования металлических вставок, но, с другой стороны, нанесение металла в гальванических ваннах является уже инои отраслью ремесла и требует особой оснащенности.

Способ серебрения:

d) к крепкому раствору азотнокислого серебра (ля­писа) в дистиллированной воде добавляют крепкий раствор гуммиарабика и взбалтывают. Добавляют еще несколько капель какой-либо краски и получают чер­нила, которыми можно рисовать — растекаться они не будут. В то время, пока рисунок просыхает, готовят слабый раствор серной кислоты с водой и опускают в него кусочки цинка. От действия разведенной кисло­ты на цинк выделяется большое количество водорода, который направляют на рисунок, выполненный ляпис­ным раствором Рисунок станет серебристым, причем серебро пристанет к дереву очень крепко. Лоск на серебре получают при натирании замшей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *