Иконостас: это что?

В православном храме иконостасом называется алтарная перегородка с несколькими рядами икон, отделяющая алтарную часть от остального пространства храма. Согласно православному календарю, иконостас состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти. Классическим иконостасом принято считать пятиярусный иконостас, в котором сюжеты икон и их порядок имеют определенное значение.

Иконостас может читаться как сверху вниз, так и снизу вверх, но, как говорят священнослужители, его лучше воспринимать как единый образ. «Иконостас воспринимается целиком. Он очень символичен, поскольку рассказывает всю историю. Смысл каждого ряда в иконостасе определен каноном, а его содержание и наполнение зависит от конкретного храма. Вся содержательная часть иконостаса служит напоминанием о становлении церкви, охватывая все времена, и включая все символические значения отдельных икон», — рассказал АиФ.ru протоиерей, настоятель Храма святого Александра Невского при МГИМО Игорь Фомин (отец Игорь).

Пять рядов икон носят следующие названия: верхний ряд — праотеческий, ниже — пророческий, праздничный, деисусный и самый нижний ряд — местный, где находятся Царские врата, алтарные двери, храмовая и местночтимые иконы. С середины XVI века, как сказано в Православной энциклопедии обязательными были Северные и Южные врата, но, их как правило, устраивали только в больших храмах.

Самый нижний ряд икон в иконостасе описывает земную жизнь и подвиги святых, выше изображены земной путь Христа, его жертвоприношение и Страшный суд, а наверху изображены пророки и праотцы, которые встречают праведников.

Иконостас Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Фото: www.globallookpress.com

Что символизируют ряды иконостаса?

Местный ряд

Самый нижний ряд в иконостасе — местный. Здесь обычно располагаются местночтимые иконы, состав которых зависит от традиций каждого храма. Однако часть икон местного ряда закреплена общей традицией и встречается в любом храме. В центре местного чина располагаются Царские врата, которые символизируют двери рая, символ входа в Царство Божие. Справа от Царских врат находится икона Спасителя, слева — икона Богоматери, изредка из заменяют на иконы господских и богородичных праздников. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный храм.

Над Царскими Вратами располагается икона «Тайная Вечеря» и иконы «Благовещения Пресвятой Богородицы» и четырех Евангелистов.

Вопрос-ответ Чем православный крест отличается от католического?

Деисус (деисис)

За местным рядом следует деисис (в пер. с греч. — «моление», в русском языке слово закрепилось в форме «деисус»). Здесь в центре икона Спасителя. Справа и слева от Него изображаются Богоматерь и Иоанн Предтеча. За ними следуют архангелы, святители, апостолы, мученики, преподобные, то есть весь сонм святых, представленный всеми чинами святости. Смысл этого ряда — моление Церкви за мир. Все святые на иконах этого ряда повернуты в три четверти оборота ко Христу и показаны молящимися Спасителю.

«В храмах нет строгого расположения деисуса. Как правило, он располагается над Царскими вратами. Иконография деисуса разнообразна и отличается по составу святых, количеству фигур. Минимальное количество икон в центральном ряде иконостоса — три — это Спаситель, Богоматерь и св. Иоанн Предтеча. В этом ряду также могут быть иконы святых, апостолов, пророков, святителей, преподобных, мучеников. В своем порядке они располагаются или справа или слева. Так что строгого ряда у деисуса нет. Он может быть и вторым и третьим», — говорит отец Игорь.

Иконостас Собора Богоявления в Елохове. Фото: www.globallookpress.com

Праздничный ряд

Праздничный описывает события земной жизни Спасителя. В этом ряду стоят иконы двунадесятых праздников (12 главных церковных праздников — Рождество Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста, Рождество Христово, Крещение (Богоявление), Благовещение, Сретение Господне, Вход Господень во Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница, Преображение Господне, Успение Богоматери).

Вопрос-ответ Градация святых в православии. Инфографика

Пророческий ряд

Пророческий ряд иконостаса являет собой ветхозаветную церковь от Моисея до Христа. Он состоит из изображений пророков с развернутыми свитками в руках. Первоначально в центре ряда помещались изображения Давида и Соломона, позже — Богоматерь с Младенцем.

Праотеческий ряд

Верхний ряд назван праотеческим. Этот ряд располагается над пророческим и представляет собой галерею ветхозаветных праотцов с соответствующими текстами на свитках. В центре этого ряда обычно помещается образ Святой Троицы в виде трех Ангелов — явление Бога Аврааму как ветхозаветное указание на Триединство Бога и напоминание о Предвечном Совете Пресвятой Троицы о спасении человека и мира.

Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (также в форме креста). Иногда по сторонам креста ставятся иконы Богоматери, Иоанна Богослова и даже иногда жен-мироносиц. Крест (Голгофа) над пророческим рядом является символом искупления человечества.

Иконостас в каждом православном христианском храме — один из важнейших, центральных элементов внутреннего храмового убранства. В храме он отделяет внутре-алтарное пространство от пространства общедоступного, тем самым символизируя грань, которую нельзя переступать просто так. И в то же время, одно из символических значений иконостаса — единение и сопричастность Божественного начала всему мирскому и земному.

По фактическому устройству иконостас для храма составляется из нескольких рядов икон, лики которых обращены к посетителям храма. В современных реалиях — обычно имеется 5 полных рядов, реже — 4 ряда. В нижней части православного храмового иконостаса неизменно расположены три двери. Центральная и наиглавнейшая из них носит название Царских Врат — это символическое место исхода Святой Силы Христовой. Завеса, закрывающие Врата изнутри, имеет глубочайшее значение, она отрывается в определенные моменты служб.

Двери по левую и правую стороны от Царских Врат — это проходы священнослужителей, совершающих службы в данной церкви (южные двери служат для входа, северные — для выхода). Внутри храма иконостас традиционно располагают от южной до его северной стены.

Пять рядов (иначе именуемых чинами) православного иконостаса символичны. Все ряды имеют собственные особые названия, иконы в них размещены согласно издревле существующей традиции. Глядя на иконостас, вы воочию видите историю возникновения мира и церкви.

Верхний ряд, считаемый первым, имеет название праотеческого. На иконах, расположенных в этом чину, вы увидите лики Святых Праотцов Церкви, начиная от Адама, Евы и до Моисея. Неизменно в центральной части помещается икона Ветхозаветной Троицы.

Следующий, нижерасположенный ряд, называют рядом пророческим. Как понятно из названия, в нем собраны иконы с изображением пророков ВетхогоЗавета, возвещающих о Божьей Матери и рождении Иисуса. Традиционно главный образ в пророческом ряду — икона Знамение.

Третий (при счете сверху) чин носит имя праздничного. Его иконы знакомят с важнейшими событиями, о которых повествовали апостолы в святых Евангелиях. Состав икон праздничного чина может быть индивидуальным в разных храмах, но обязательно здесь должны присутствовать иконы Распятия Христа и Вознесения.

Далее мы видим иконы четвертого деиусного ряда. Такое название означает — моление Иисусу всех земных церквей. Историки и теологи полагают, что именно деиусный ряд был основным, с которого началось собственно формирование традиций православного иконостаса. Центральное место неизменно занимает здесь икона Спаса (если выбрано поясное изображение — то икона Вседержителя). По обе стороны от центрального образа размещают иконы с образами Богоматери и Иоанна Предтечи, далее — склонившихся в молитве Христу архангелов и апостолов. При значительных размерах могут здесь быть размещены и образа всех апостолов, святых угодников и мучеников. Важная особенность икон этого чина — все фигуры изображены молящимися Христу ( и потому каждое изображение развернуто в три четверти оборота).

Нижний чин, считаемый пятым, ближе всех к людям, стоящим в храме, и потому носит название «местного», или «местночтимого». Именно в местном ряду и находятся Царские Врата, южная и северные двери. На обоих створах Царских Врат вы обязательно увидите изображения авторов Святых Евангелий и изображения в полный рост Богоматери и Архангела Гавриила (отображен здесь будет сюжет Благовещения).

Царские Врата обрамляются искусно украшенными столбами и венчающей сенью, обычный вид украшения — позолота, тонкая резьба по дереву или камню. По сторонам от них неизменно располагаются образа Спасителя (по правую сторону), и Богородицы (по левую сторону). Здесь же обычно — так называемая храмовая икона с изображением святого или храмового православного праздника, в честь которого данный храм был выстроен и освящен.

Местночтимым же нижний ряд называется потому, что в нем также имеются и так называемые «местночтимые» иконы, особо почитаемые в этой области/городе/селе и пр.

Вершина православного иконостаса — всегда и неизменно Крест или Икона Святого Распятия.

Именно такой вид пятиярусного иконостаса считается традиционным для большинства как старых, так и новых православных храмов.

Смотреть фотографии Иконостасов, изготавливаемых в мастерской «Абрамцево»

Читать еще статьи

Большинство иконостасов состоит из нескольких рядов или, как их еще называют, ярусов или чинов. Количество рядов может разниться в зависимости от местных традиций и категории храма.

На рубеже XIV-XV веков в иконостасах было 3 ряда, в XVI веке их стало 4, к концу XVII века число чинов некоторых иконостасов возросло даже до 7, но наиболее распространенными стали пятиярусные конструкции.

Все ряды имеют особое значение и символическое название.

Первый, самый нижний — это местный ряд. Назван он так потому, что там расположены иконы, посвященные особо важным в данной местности святым или праздникам. Такие иконы называют местночтимыми.

Некоторые иконы в этом ярусе постоянны в любом храме. Справа от Царских врат всегда будет расположена икона Спасителя, слева – лик Богоматери. Это символизирует то, что Христос и Дева Мария встречают каждого на пути в Небесное царство и сопровождают на пути к вечной жизни. Образ справа от иконы Спасителя называется «храмовым» и изображает святого или событие, в честь которого названа церковь. Например, в Успенской церкви на этом месте находится сцена Успения Богоматери, в Никольской — Никола Угодник.

Над местным располагается праздничный ряд. Он состоит из икон двунадесятых праздников и образов Страстной и Пасхальной недель. Интересно, что в самых ранних иконостасах он следует третьим ярусом, над Деисусом — но потом его стали располагать ниже, чтобы верующие могли лучше рассмотреть праздничные сюжеты.

Третий ряд, центральный и самый важный, называется Деисус. В центре его находится образ «Спас в силах», изображающий Иисуса – судью, а по краям находятся обращенные к Христу с молитвой святые. Потому название чина и происходит от слова «деисис», что в переводе с греческого значит «молитва».

Четвертый ряд иконостаса — пророческий, а пятый ярус — праотческий.

В некоторых случаях над праотческим еще располагается страстной ряд, изображающий страдания Христа в последнюю неделю накануне распятия и Воскресения.

На самом верху всегда изображена Голгофа — «недосягаемая гора». Перед ней склоняются все, кто пришел в храм.

Вернуться к каталогу с фотографиями иконостасов, изготавливаемых в мастерской «Абрамцево»
Связаться с нами для уточнения деталей и заказа изделия

Читать еще статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *