Иконостас ряды

Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»

Греческое «иконостас» состоит из двух слов: икона и «stasis» — место стояния. Это перегородка, которая разделяет алтарь и основную часть храма.

Чаще в русских православных храмах мы встречаем высокий иконостас. Он состоит из рядов, или ярусов, икон, которые располагаются друг над другом. «Чины», как их еще называют, выстроены не случайно, а в строго определенном порядке.

Но сейчас все чаще в храмах ставят не высокие иконостасы, а низкие перегородки — всего с несколькими иконами, центральное место среди которых занимают большие образы Иисуса Христа и Богородицы. Такой иконостас возвращает нас к византийской традиции построения храмового убранства, когда разделение между алтарем и молящимися людьми было чисто символическим. Сквозь такую перегородку можно увидеть все, что происходит в алтаре: действия и молитву священнослужителей, подготовку таинств.

Чины же высокого иконостаса, а их бывает от трех до пяти, визуально рассказывают нам историю богообщения — от Ветхого Завета до новозаветной истории о том, как Господь стал человеком и спас нас ценой крестной смерти, а затем воскрес.

В середине нижнего яруса расположены царские врата, рядом с ними всегда — икона Спасителя и икона святого или праздника, в честь которого освящена церковь. Икона Тайной Вечери располагается над вратами.

Поднимая взгляд вверх, мы движемся будто бы в прошлое — в начало истории общения человека с Богом. Второй ряд иконостаса — так называемый деисис, который состоит из трех основных икон: Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя. Также в этом ряду можно увидеть апостолов, архангелов и разных святых. В третьем ряду помещаются иконы двунадесятых праздников. Двунадесятые праздники связаны с событиями земной жизни Спасителя и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Четвертый ряд — пророки. Пятый, верхний, ярус — это икона Пресвятой Троицы и иконы ветхозаветных праздников и ветхозаветных праотцев. На самой вершине высокого иконостаса — всегда крест.

Несмотря на строгую каноничность, иконостасы бывают очень разными по стилю. Строгие и аскетичные или пышно и витиевато украшенные; лаконичные или многоярусные, устремленные к самому куполу храма. По иконостасу можно изучать историю церковной архитектуры и наблюдать, как менялась из века в век иконописная традиция. Иконостас — это еще одно подспорье для тех, кто молится к храме, помощь человеку, который пришел поговорить с Богом.

Храмовая живопись (фреска, мозаика, иконопись) неразрывно связана со зданием христианского храма. Она не просто украшает храм, а составляет с ним смысловое и художественное единство. Еще в Византии была выработана стройная система расположения живописных изображений на стенах церквей. И эту систему в главных чертах усвоила Древняя Русь, воспринявшая христианство от Византии.

Древнерусское искусство создало непревзойденные фрески и мозаики, но большую часть в нем составляют иконы. В русских православных церквах большое количество икон располагается в иконостасе , отделяющем собственно–церковное помещение, где находятся верующие, от алтаря, куда имеют доступ лишь священнослужители.

Классический иконостас включает пять рядов икон, которые носят следующие названия: верхний ряд – праотеческий, ниже – пророческий, праздничный, дейсусный и самый нижний ряд – местный, где находятся Царские врата, алтарные двери, храмовая и местночтимые иконы . Однако, такие иконостасы существовали не всегда и не во всех храмах. Создание высокого иконостаса, включавшего три ряда икон (деисусный, праздничный и пророческий), поставленных на алтарную преграду, относится к ХV в. и связано с именами великих иконописцев Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного. В ХVI в. в иконостасах появляется праотеческий ряд, в XVII в. в отдельный ряд выводятся Страсти Господни. Вместе с тем, в большинстве северных церквей еще в первой трети ХVII в. существовали двухрядные иконостасы, включавшие иконы местного и деисусного рядов. Очень немногие храмы имели иконостасы в три или четыре ряда. Только в XVIII в. четырехрядные иконостасы (подобные современному иконостасу Покровской церкви) получают широкое распространение. Что же касается классического пятирядного иконостаса, то в деревянных северных церквях он распространения не получил.

Из истории предшествовавших иконостасов Покровской церкви.

Первые сведения об иконостасе Покровской церкви относятся к XVII в. . Из них следует, что он был трехрядным тябловым, включал, праздничный деисусный и местный ряды. Тябловыми называются иконостасы, в которых иконы ставятся на горизонтальные расписные брусья–полки («тябла»), отделяющие один ряд икон от другого. После пожара 1693–94 гг., повлекшего гибель древних церквей, на погосте были возведены новые храмы, в которых, вероятно, вновь были установлены тябловые иконостасы, но имеющие по четыре ряда. В Покровской церкви он просуществовал до 1865 года, когда и был заменен четырехрядным «ордерным» иконостасом столярной работы . На рубеже XIX–ХХ вв. иконостас вновь переделывается в трехрядный . Именно он и был зафиксирован финским исследователем Л.Петтерссоном в 1943 г., а его остов (каркас – прим. сост.) оставался в Покровской церкви до 50-х гг. XX в.

Структура современного иконостаса и состав икон.

Ныне в церкви мы видим тябловый четырехрядный иконостас, реконструированный в 1957–59 гг. по проекту архитектора А.В.Ополовникова, при консультации исследователя древнерусской живописи В.Г.Брюсовой (Светличной). Реконструкция архаичного типа иконостаса была обусловлена тем, что именно они были характерны для деревянных северных церквей вплоть до XVIII в. Расписаны тябла художником–реставратором С.Ф.Коненковым по образцам росписи «неба» из часовни во имя Св. апостолов Петра и Павла на о.Волкостров, находящегося рядом с о.Кижи.

Иконы для иконостаса были подобраны из так называемой «Кижской коллекции». Ее составляли иконы из заонежских часовен и церквей (в том числе из Преображенской и Покровской), вывезенные в Финляндию во время Великой Отечественной войны, в период оккупации Заонежья (1941–1944 гг.), а после окончания войны возвращенные в Петрозаводск. Когда началось создание музея «Кижи», часть из них – около девятисот, была перевезена на остров Кижи.

Ряды, в иконостасе расположены следующим образом: самый верхний – пророческий, далее – деисусный, следующий – праздничный, самый нижний – местный.

Пророческий ряд. Его составляют иконописные изображения ветхозаветных пророков -правозвестников явления Xриста, воплотившегося от Богородицы. В центре пророческого ряда располагается икона «Богоматерь Знамение», на ней мы видим Богоматерь с воздетыми руками, на груди, в медальоне – образ Спаса Еммануила (Еммануил – евр. «с нами Бог», так в Библии именуют Иисуса Xриста), она олицетворяет предзнаменование о рождении Xриста–Спасителя. Справа и слева от центральной иконы – образы предстоящих Богородице ветхозаветных пророков: Иеремии, Иезекииля, Даниила, Исайи, Моисея, Давида, Соломона, Захарии, Самуила, Илии, Аввакума, Ионы. Пророки изображены со свитками в руках – хартиями, в которых записаны пророчества о грядущем пришествии Xриста. Кроме того, на фонах икон, согласно канону, изображены наиболее важные атрибуты их предсказаний (видения, предзнаменования, назначения и т.д.). Так, например, Моисей изображается с Купиной неопалимой – так называют куст горящий и несгорающий, который символизрует христианскую Церковь, царь Соломон – с храмом, Даниил – с камнем, отпадающим от горы, Исайя – с углем в щипцах и т.д. Этот ряд иконостаса символизирует связь Ветхого и Нового заветов.

Дейсусный ряд. Его название происходит от греческого слова «деисис» – моление. В центре -икона «Спас в Силах», где Иисус Xристос предстает в образе грозного Судии, восседающего на престоле, с раскрытым Евангелием. По правую руку Спасителю предстоит Богородица, по левую – Иоанн Предтеча. Собственно именно эти три образа и называются «Дейсис», они и дали название всему ряду. За Богородицей и Иоанном Предтечей – образы других предстоящих: архангелы Гавриил и Михаил, верховные апостолы – Петр и Павел, четыре евангелиста: Марк, Матфей, Лука, Иоанн, а также Отцы Церкви – святители Василий Великий и Григорий Богослов. Предстоящие обращаются к Xристу с молением о прощении грехов человеческих в день Страшного Суда. В деисусном чине могут находится и другие иконы – преподобных, мучеников, но в иконостасе Покровской церкви их нет.

Праздничный ряд. В классических иконостасах праздничный ряд обычно расположен над деисусным, но в иконостасах северных церквей с конца XVII в. и, особенно, в XVIII в. он чаще находится ниже. Праздничный ряд составляют иконы, посвященные событиям земной жизни Иисуса Xриста и Богоматери, которые описаны в Евангелии, христианской истории, апокрифической литературе. Еще в глубокой древности в честь большинства этих событий были установлены повторяющиеся из года в год праздники. Двенадцать наиболее значимых из тех, что празднуются Русской Православной церковью, получили название «двунадесятые» («дванадесятые»). Величайшим является «праздник праздников» – Светлое Xристово Воскресение, или Пасха. В древнерусской иконописи это событие евангельской истории нашло свое выражение в такой иконографии, как «Сошествие во Ад». Икона на этот сюжет изображает сошествие Xриста во Ад и выведение оттуда праведников. Умерший на кресте и погребенный, Иисус Xристос воскресает на третий день, смертью «попирая смерть», утверждая своим Воскресением возможность людского спасения от смерти и тлена, поэтому сюжет «Сошествие во Ад» часто именуется как «Воскресение Xристово». В праздничном ряду иконостаса Покровской церкви находятся еще 9 икон с изображением праздников из числа двунадесятых: Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, Благовещение, Сретение, Крещение Господне (Богоявление), Вход Господень в Иерусалим, Троица, Вознесение Господне, Успение Богородицы . Кроме праздничных, в этот ряд помещена икона «София Премудрость Божия».

С XV в. праздничный ряд иконостасов включал и изображение Страстей Господних – крестных страданий и смерти Xриста (Распятие, Снятие со Креста, Положение во гроб). В прямом смысле слова праздников в честь этих важных событий нет. Церковь вспоминает страдания и смерть Xриста во время богослужений на особой Страстной неделе (или Страстной седмице), которая следует за Великим постом и предшествует Пасхе. В праздничном ряду иконостаса Покровской церкви икон с изображением Страстей Господних нет, но они входят в состав праздничного ряда иконостаса Преображенской церкви.

Местный ряд. Он следует за праздничным. В этом ряду находятся Царские врата и еще два входа, ведущие в алтарь. Здесь же должны стоять иконописные изображения Иисуса Xриста и Богоматери, храмовая икона, а также образы наиболее чтимых в данном приходе или местности святых. Среди них могли быть особо почитаемые на крестьянском Севере Св. Николайи Чудотворец, пророк Илия, великомученик Георгий, апостолы Петр и Павел, мученики Флор и Лавр, Параскева Пятница. В ныне существующем иконостасе икон, посвященных местночтимым святым, нет.

Царские врата расположены в центре ряда. На их створках изображена сцена «Благовещение» а также образы четырех евангелистов, это Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Благовещеним именуют возвещение Архангелом Гавриилом Деве Марии радостной, «благой вести» о предстоящем рождении Спасителя – Сына Божия Иисуса Xриста. На сени царских врат — изображение Евхаристии или Причащения (Евхаристия – главное и величайшее Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Апостол Павел называет Церковь (в греческом тексте – Экклесиа, что значит «Собрание») Телом Христа. Церковь – это сплав людей в единый организм – в Тело Христово. В Таинстве Евхаристии, Верующие христиане, под видом хлеба и вина, приобщаются Божественной субстанции Тела и Крови Христовой, сообщающей человеку свойства нетления и делающей его причастником вечной жизни. Приобщаясь Святых Даров, верующие освящаются силой Святого Духа и соединяются со Христом и друг с другом, составляя единое Тело Христово . – прим. сост.).

В местном ряду иконостаса Покровской церкви, справа от Царских врат, находится икона «Спас Всемилостивый» (другое название этой иконы – «Спас Смоленский»). Она происходит из зимней церкви–предшественницы. Слева от царских врат находится икона «Богоматерь Грузинская», иконографический вариант Одигитрии .

В местном ряду иконостаса Покровской церкви помещены иконы «Единородный Сыне» и «Пресвятая Богородица всех скорбящих радость». Xрамовая икона, «Покров Пресвятой Богородицы», по канону должна следовать за образом Xриста, но, ввиду того, что на этом месте находилась южная алтарная дверь, она стояла дальше, у стены, там, где сегодня помещается икона «Пресвятая Богородица всех скорбящих радость». К сожалению, несмотря на то, что храмовая икона Покровской церкви, датируемая XVI в., сохранилась, по ряду обстоятельств она вошла в коллекцию произведений древнерусской живописи Государственного Музея изобразительных искусств Республики Карелии (ГМИИРК), и в современном иконостасе отсутствует.

Происхождение и датировка икон иконостаса.

В существующий сегодня иконостас преимущественно входят иконы, изначально принадлежавшие Покровской церкви, хотя и написанные в разное время. Только некоторые из них ранее принадлежали другим храмам. Среди них Царские врата, они датируются XVII в., и, предположительно, происходят из Преображенской церкви, где ранее хранились в алтаре. Столбики врат являются макетами, живопись на них не восстановлена. Сохранился лишь один подлинный столбик, который хранится ныне в фондах ГМИИРК. Из Ильинской церкви Водлозерского погоста происходит икона «Богоматерь Грузинская», которая датируется XVII в. (164? г.). Икона «София Премудрость Божия», стоящая в праздничном ряду, происходит из церкви Вознесения в д.Типиницы (XVIII в.).

Самая древняя из икон – «Спас Всемилостивый» (конец XVI в.). Она написана профессионально, и по стилю не может быть отнесена к Северным письмам, но, возможно, все же была создана в одной из северных мастерских. Древнейшие иконы с подобной иконографией относятся к эпохе Ивана Грозного. На них мы видим Спасителя, к ногам которого припадают Св. Преп. Варлаам Хутынский и Св. Преп. Сергий Радонежский. На иконе из иконостаса Покровской церкви вместо Сергия Радонежского иконописец изобразил Св. Преп. Александра Свирского, основателя Свято-Троицкого монастыря, расположенного вблизи современного г.Олонца.

Большой комплекс икон праздничного, деисусного и пророческого рядов (соответственно – 8, 10, и 11 икон) написаны в конце XVII в. По мнению исследователей, эти иконы составляют единый ансамбль. Они схожи по стилю, по характеру письма, по набору используемых художником пигментов. Живопись всего комплекса икон также не характерна для Северных писем, она, скорее, близка традициям центральной России. Характерной их чертой является обилие золота и разнообразие техник золочения, светлый колорит и обилие орнамента придают иконам нарядность. Иконы праздничного ряда интересны своими тщательно выписанными, фантастически сложными архитектурными фонами. По мнению исследователей , этот комплекс икон ранее мог находиться в приделе во имя Николы Чудотворца, который существовал в Покровской церкви до 1865 года и располагался в трапезной.

Иконы «Единородный Сыне» и «Пресвятая Богородица всех скорбящих радость», датируются серединой – второй половиной XVIII в. Иконы «Троица Ветхозаветная» и «Вознесение Господне» появились в праздничном ряду иконостаса в XIX в. (1865 г.), когда прежний тябловый иконостас был заменен на новый, рамный, «столярной работы». Они были написаны крестьянином В.А.Потаповым из д.Огорелыши Повенецкого уезда. В это же время иконы XVII и XVIII вв., были «поновлены» и по-прежнему оставались в иконостасе.

В 1999 г. в иконостасе появились новые иконы – копии подлинных, хранящихся в фондах музея «Кижи». Их выполнили студенты–иконописцы Свято–Тихоновского Богословского Института (г.Москва). Эти иконы помещены в правом крыле иконостаса: в дейсусном ряду это «Евангелист Иоанн Богослов» и «Григорий Богослов», в пророческом – «Пророк Илия», «Пророк Аввакум» и «Пророк Иона». Необходимость написания копий, которые представляют собой зеркальное отображение оригиналов, была продиктована тем, что оригиналы предназначались не для правого, а для левого крыла иконостаса. То, что среди сохранившихся икон (и находящихся ныне в иконостасе Покровской церкви, и хранящихся в фондах музея) левосторонних больше, чем правосторонних, позволяет некоторым исследователям выдвигать гипотезу, что этот комплекс икон ранее принадлежал асимметричному иконостасу, центр которого был смещен вправо. Это мог быть иконостас придела Николы Чудотворца.

Использованная литература и источники:

  1. Барская И.А. Сюжеты и образы древнерусской живиписи. М., 1993.
  2. Мельникова Н.М. Об иконостасе церкви Покрова Богородицы на о.Кижи. НА музея «Кижи», 2000. №1885.
  3. // Кижский вестник №6. Петрозаводск, 2000. – С.173–183.
  4. // Мастер и народная художественная традиция Русского Севера (доклады III международной конференции «Рябининские чтения-99»). Петрозаводск, 1999. – С.436–442.
  5. Яскеляйнен А.Т. Новый взгляд на историю церкви Покрова Богородицы Кижского погоста // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. — С.123–138.

Основная рекомендуемая литература:

  1. Барская И.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.
  2. Платонов В.Г. Иконостасы храмов Обонежья по Писцовой книге 1628–1629 гг. и некоторые вопросы развития иконостасных композиций в XVII–XVIII вв. // Чтение по исследованию и реставрации памятников художенственной культуры Северной Руси, посвященные памяти художника -реставратора И. В. Перцева (1902–1981). Архангельск, 1992.
  3. Флоренский П.А. Иконостас. М., 1994.
  4. Яскеляйнен А.Т. Новый взгляд на историю церкви Покрова Богородицы Кижского погоста // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. – С.123–138.

  • Иконостас – от греч. eikon – образ, икона и stasis – стояние.
  • Перечисление рядов сверху вниз – практика, сложившаяся в советском искусствоведении. Согласно церковной, литургической традиции перечислять ряды следует снизу вверх .
  • Сведения касаются иконостаса церкви – предшественницы нынешней Покровской
  • Ордер — вид архитектурной композиции, состоящей из вертикальных и горизонтальных частей в соответствующей архитектурно–стилевой обработке.
  • По мнению ст.н.сотрудника музея «Кижи» В.А.Гущиной 4-хрядный тябловый иконостас был заменен в 1865 году на 3-хрядный, столярной работы.
  • К двунадесятым праздникам также относятся Рождество Христово, Преображение, Воздвижение креста Господня
  • См.: https://azbyka.ru/pochemu-vino-krov-xristova-a-xleb-ego-telo
  • Одигитрия – в переводе с греч.»путеводительница». Это поясное изображение Богородицы с младенцем Христом, которого она держит на левой руке.
  • По данным ст.н. сотрудника музея «Кижи» Г.И.Фроловой – не позже 1697/8 г.
  • Ст.н. сотрудник музея «Кижи» Г.И.Фролова опубликовала по этой проблеме статью в Кижском вестнике №6.
  • по царским вратам, располагающимся напротив престола в алтаре

Схема древнерусского иконостаса: 1 – царские врата; 2 – местный ряд; 3 – деисусный ряд; 4 – праздничный ряд; 5 – пророческий ряд; 6 – праотеческий ряд.

ИКОНОСТА́С (от ико­на и греч. στάσις – стоя­ние), в пра­во­слав­ном хра­ме пре­гра­да с по­ме­щён­ны­ми на ней ико­на­ми, от­де­ля­ет ал­тарь от сред­ней час­ти хра­ма; сим­во­ли­зи­ру­ет не­бес­ную Цер­ковь во гла­ве с её ос­но­ва­те­лем Иису­сом Хри­стом. Вос­хо­дит к ви­зант. ка­мен­ным низ­ким ал­тар­ным пре­гра­дам, на ко­то­рых по­ме­ща­ли свя­щен­ные изо­бра­же­ния. Пер­во­на­чаль­но изо­бра­же­ния яв­ля­лись ча­стью ар­хи­тра­вов (тем­п­ло­нов) – се­реб­ря­ные или мра­мор­ные ме­даль­о­ны с Хри­стом, Бо­го­ма­те­рью, ан­ге­ла­ми, про­ро­ка­ми и апо­сто­ла­ми на не­со­хра­нив­шем­ся ар­хи­тра­ве кон­стан­ти­но­поль­ско­го Свя­той Со­фии хра­ма, 6 в.; по­лу­фи­гу­ры свя­тых, вы­пол­нен­ные в тех­ни­ке цвет­ной ин­кру­ста­ции, на фраг­мен­те ар­хи­тра­ва из Ма­лой Азии, 9–10 вв. С 11 в. на ар­хи­тра­вах на­ча­ли ста­вить ико­ны – ряд икон на отд. дос­ках или силь­но вы­тя­ну­тую по го­ри­зон­та­ли ико­ну с деи­су­сом и празд­ни­ка­ми (эпи­сти­лий). Не позд­нее сер. 14 в. ико­ны поя­ви­лись и ме­ж­ду ко­лон­ка­ми ал­тар­ной пре­гра­ды (церк­ви Воз­не­се­ния в мон. Де­ча­ни и Св. Ди­мит­рия в Мар­ко­вом мон., обе в Сер­бии). С уве­ли­че­ни­ем ко­ли­че­ст­ва икон тем­п­ло­ны ста­ли де­лать из де­ре­ва и раз­ме­щать их пе­ред ал­тар­ной пре­гра­дой. Они не­сли три ря­да икон: ме­ст­ный (по­клон­ный), де­исус­ный и празд­нич­ный. Т. о. поя­вил­ся не­вы­со­кий ико­но­стас.

Одним из самых святых мест для верующих является храм, собор, церковь, куда они приходят на службы и литургии. В храме самым святым местом является алтарная комната, символизирующая Царство Небесное, область Божественного бытия, постоянное присутствие Божественной благодати.

Возвышенность и величие алтаря подчеркивается его приподнятостью над базовым уровнем, на котором находится основное помещение храма, где и собираются прихожане. Основное помещение храма включает обязательно алтарную комнату,
ограждаемую от основного помещения для прихожан, иконостасом.

История происхождения иконостаса

Происхождение иконостаса было вызвано необходимостью оградить алтарную часть от основного помещения, где находятся молящиеся и все прихожане особой специальной алтарной преградой. Отделение алтарной части от общего помещения храма символизирует отделение Божественного и земного начал. Они суть едины, но земная часть — проявленная, Божественная же не
может быть показана никакими земными формами, поэтому происходит символичное отделение алтарной комнаты иконостасом.

Необходимо сказать, что иконостас — особенность православных церквей. Само же использование иконостаса является чисто русской идеей. В греческих церквах также имеется иконостас, но туда он пришёл из России через Афонский монастырь. Обычай помещать на алтарную завесу иконы с ликами Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя появился после проникновения христианства в Греции.

Возникновение иконостаса на Руси путём заполнения алтарной преграды иконами объясняется тем, что в деревянных храмах не было настенной росписи, в то время как в Византии искусство фрески достигло вершин. Сегодня иконостас является очень важной частью любого православного храма.

Строение иконостаса

Строение иконостаса подразумевает конструкцию из нескольких рядов икон (четыре — пять), внизу трое врат, завершается иконостас вверху крестом. Иконы обращены к молящимся и символизируют соединение Божественного начала с Земным. Таким образом, за богослужением собрание верующих, как бы, поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса.

Традиционно устройство иконостаса предполагает в центре расположение Царских Врат, напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит святая сила, которой был наделен Христос. Слева от Царских Врат, напротив жертвенника — северные двери для выхода священнослужителей и их помощников во время богослужения; справа иконостас имеет южные двери для входа священнослужителей.

Изнутри Царских Врат привешивается завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения. Открытие завесы изображает открытие людям тайны Спасения. Открытие Царских Врат означает открытие христианам Царствия Небесного.

Сам иконостас обыкновенно украшается иконами в несколько рядов. По сути своей иконостас — попытка представить человеку историю сотворения мира.

Строение иконостаса: нижний ряд

Крайний образ справа — это «храмовая икона». Она символизирует праздник или святого в честь которого освящена церковь. Там же, слева — «икона местного ряда». Она указывает какого святого наиболее почитают в этих краях. На Царских вратах размещены небольшие иконы Благовещения и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над Царскими вратами находится икона «Тайная вечеря» — символ таинства Евхаристии. Справа от Царских врат — большая икона Спасителя, слева от них — икона Божией Матери с Младенцем на руках. На северных и южных вратах — архангелы Гавриил и Михаил (иногда — святые диаконы).

Строение иконостаса: второй ряд

Если нижний ряд знакомит нас с основополагающими моментами православного вероучения и с особенностями местного почитания святых, то второй ряд (он еще называется Деисусным) более сложен: здесь больше икон, и они меньше по размеру. Весь этот ряд символизирует моление Церкви ко Христу, моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде.
В центре ряда (непосредственно над Царскими вратами и иконой «Тайной вечери») находится изображение «Спас в силах». Христос, сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами (земля), синего овала (мир духовный) и красного ромба (мир невидимый). Этот образ представляет Христа как грозного судию всего мироздания.

Справа находится образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, слева — икона Божией Матери. Не случайно это — «Заступница» (Богородица изображена в полный рост, смотрящей влево и со свитком в руке). Справа и слева от этих икон — изображения архангелов, пророков и наиболее известных угодников, являющих собой святую Церковь Христову.

Строение иконостаса: третий ряд

Это так называемый «праздничный» ряд. Его еще можно назвать историческим: он знакомит нас с событиями Евангельской истории (первая икона здесь — Рождество Пресвятой Богородицы, далее идут Введение во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение. (Количество праздничных икон может быть разным).

Строение иконостаса: четвертый ряд

Четвертый ряд — пророческий. Если иконы третьего ряда являются своеобразными иллюстрациями к Новому Завету, то четвертый ряд вводит в нас во времена ветхозаветной Церкви, Здесь изображены пророки, возвещавшие о грядущем: Мессии и о Деве, от которой родится Христос. Не случайно в центре ряда находится икона Божией Матери «Оранта», или «Молящаяся», изображающая пречистую Деву с молитвенно поднятыми к небу руками и Младенцем на лоне.

Строение иконостаса: пятый ряд

Этот ряд называется «праотеческим». Его иконы отсылают нас к событиям еще более давнего времени. Здесь изображены праотцы — от Адама до Моисея. В центре ряда помещается «Ветхозаветная Троица» — символ предвечного совета Святой
Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление человеческого грехопадения.

Выбор изображаемых праотцев произволен, как правило, смысл выбора известен тем, кто заказывал иконостас. Верх иконостаса увенчивается изображением распятия. Здесь нужно оговориться, что подобное устройство иконостаса имеется не во всех храмах.

В церквах древней Руси этот тип пятиярусного иконостаса был господствующим, но иногда число рядов могло быть уменьшено и до одного с необходимым изображением Тайной Вечери над Царскими вратами.

Подготовил Александр А. Соколовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *