Иконы благовещение Пресвятой Богородицы

События из истории иконы

Икона Божией Матери «Благовещение»

В четвероевангелии событие Благовещения – одного из центральных богородичных праздников церковного года – описано только апостолом-евангелистом Лукой (Лк. 1. 26-38).
Из Евангелия от Луки мы узнаем, как к Невесте Неневестной явился архангел Гавриил с радостным сообщением о том, что ей надлежит стать Матерью Спасителя мира, которое Она приняла в изумлении, но безусловном повиновении.
Предание церкви говорит, что в этот момент Пречистая читала Ветхий Завет, Книгу пророчеств Исайи, и как раз об этом пророчестве (Ис. 19:1). Надо сказать, что весь Ветхий Завет изобилует пророчествами о Богоматери, начиная с Книги Бытия (Быт. 3:15), а также они встречаются в некоторых местах Псалтири царя-песнопевца Давида, от которого пошел род Девы Марии и Йосифа Обручника, и у других пророков, так что иногда на иконах «Благовещение» изображена раскрытая книга Ветхого Завета. Матерь Божья изображается здесь с пряжей в руке – символом Царства Сына Её и Её самой, также это сообщает нам, что Она ткет Сыну Своему багряную мантию, которая облечет Его плоть, пока Она будет носить Его под Своим сердцем.
Архангел будто парит в воздухе, благословляя Пресвятую Деву, Чья голова склонена в изумлении и безусловном повиновении – «се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему…» В этом повиновении есть невероятное величие и невероятная скромность – величайший пример смирения и послушания Божьей воле, которое часто сравнивают, противопоставляя, с непослушанием Евы. Она – «новая Ева», которая своим послушанием искупает первородный Евин грех, как Сын Её, Спаситель, от Неё рожденный, потом искупает все грехи человечества. Она – залог спасения человечества, о чем поется в праздничном богослужении, в тропаре к празднику.
Описание сюжета из апокрифичкеских источников
Сущность события передана Лукой достаточно ясно и полно, но о внешней его стороне сказано мало: такова особенность многих евангельских (канонических) рассказов. Апокрифы же дополняют эти рассказы подробными описаниями внешних обстоятельств событий.

Икона Божией Матери «Благовещение»,
иконописец Юрий Кузнецов

На основании рассказа апокрифического Протоевангелия от Иакова (10:1–10) появляется тип икон «Благовещение с рукоделием»: «Тогда было совещание у жрецов, которые сказали: Сделаем завесу для храма Господня. И сказал первосвященник: Соберите чистых дев из рода Давидова. И пошли слуги. Снискали, и нашли семь дев. И первосвященник вспомнил о молодой Марии, которая была из рода Давида и была чиста перед Богом. И слуги пошли и привели Ее. И ввели девиц в храм Господень. И сказал первосвященник: Бросьте жребий, что кому прясть: золото, и амиант, и лен, и шелк, и гиацинт, и багрянец, и настоящий пурпур. И выпали Марии настоящий пурпур и багрянец, и, взяв их. Она вернулась в свой дом. В это время Захария был нем, заменял его Самуил, пока не стал Захария снова говорить. А Мария, взяв багрянец, стала прясть».
Другой тип изображений Девы Марии в этом сюжете — Благовещение у источника. Литературной основой здесь также является Протоевангелие от Иакова (11:1–9): «И, взявши кувшин, пошла за водой, и услышала голос, возвещающий: Радуйся, благодатная!…», колодец также упоминается в Евангелие псевдо-Матфея (9:1–3).

Сюжет иконы «Благовещение» сохраняется из века в век, но несет в себе не только канон, но также дух и своеобразие времени, в котором она возникла. «Иконы не копируются, не воспроизводятся механически, но рождаются одна от другой», говорил Инок Григорий Круг.
Так с течением времени на иконе Благовещения Пресвятой Богородицы менялось положение фигур Архангела Гавриила и Богоматери: Богородица изображалась или резко обернувшаяся с островерхим киворием над ней и широко шагающим Архангелом, или покорно склоненная с округлым навесом над ней и спокойной фигурой Архангела. Добавлялись и исчезали отдельные детали: Богородица у колодца (такие иконы еще называют «Предблаговещением»); Царица Небесная с рукоделием в руках, прядет пурпурную завесу для Иерусалимского храма; Богоматерь в доме (в храмине) — сидит на престоле, покорно склонив голову, а к ней подходит архангел Гавриил, поднявший правую руку в благословляющем жесте.
Позднее появляется тип икон – Благовещение с книгой. Объяснением появления на иконах книги может служить шестая глава Евангелия псевдо-Матфея (6:7–9), где говорится о прилежности Марии в служении Богу. Отсюда можно сделать предположение, что в момент явления благовествующего ангела Мария занималась чтением Святого Писания. Вполне вероятно, что это могла быть книга пророка Исаии. Именно такой вариант описан в иконописном подлиннике Филимонова: «Пречистая сидит, а пред нею лежит книга разгнутая, а в ней написано: се дева во чреве зачнет и родит сына и наречеши имя ему Еммануил» (Ис. 7:14; это пророчество приводится и у Матфея — 1:23).
Почитание иконы Благовещение
Икона Божией Матери «Благовещение» как и сам праздник занимают важное место в жизни верующих. Сюжет Благовещения размещается на Царских вратах в церкви, символизируя вход в Царство Божье через Благую весть.
Икона Божией Матери «Благовещение» входит также в состав праздничного иконостаса русского православного храма. Здесь представлена земная жизнь Христа и Богоматери. Как правило, ядро ряда составляют иконы двунадесятых праздников, обычно и располагаются иконы в этом ряду в порядке их следования в церковном году.
Главная тема иконостаса – Деисусный чин, в центре располагается икона «Спас в силах», это «сердце» грандиозного символического сооружения, и здесь также повторяется сюжет «Благовещения»: напротив Богородицы находится архангел Гавриил. Особое значение события Благовещения отразилось и в системе росписи церквей, композиции Благовещения помещаются на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма, причем изображение Архангела располагается на левой опоре, а Богоматери — на правой.
Какое чудо произошло
С иконой «Благовещение» связано событие, чудо которого невозможно сопоставить ни с одним другим чудом, – явление Боговоплощения. Этот великолепный, несказанный по значению замысел о нашем Спасении и открытии нам Царствия Божия возник ещё на заре Бытия и тонкой светлой тканью скользит по всей ветхозаветной истории человечества. А за ним и из него проистекают все прочие чудеса, творимые Господом нашим Иисусом Христом по воле Отца Его. И самое великое чудо, которое венчает всю историю новозаветной церкви, – Светлая Христова Пасха, которую мы ждем с нетерпением каждый год и так же ежегодно радуемся чуду Его Воскресения, как радовались Его Мать, жены-мироносицы и апостолы – его святые ученики.

Чудесные явления икон «Благовещение» на Руси
Широко известна история явления иконы Божией Матери «Благовещение» на стене одной из кремлевских башен в Москве. По преданию, при Иване Грозном, в башню, использовавшуюся в те времена как тюрьму, по ложному навету, был посажен некий воевода, который не мог доказать царю свою невиновность и, после его горячих молитв, на стене башни явилась самописанная икона Благовещения.
Чудесно явленная икона привлекала к себе молящихся, и вскоре у башни построили деревянную часовню, которая простояла более полтораста лет. А в 1731 году императрица Анна Иоанновна приказала построить на этом месте каменную церковь во имя Благовещения так, чтобы явленная икона находилась внутри церкви, а башня служила бы колокольней. Всего через несколько лет, в 1737 году случился страшный пожар, в котором сгорел Царь-колокол. В огне была повреждена и Благовещенская церковь, но осталась невредимой чудотворная икона.

Икона Божией Матери «Благовещение»,
иконописец Юрий Кузнецов

Явленная на стене икона Божией Матери «Благовещение» (считается, что она XVII века) сохранялась долгое время. В течение столетий приходили к ней в Кремль молящиеся с просьбой о помощи. К сожалению, церковь не сохранилась до наших дней, она была разобрана в 1932 году. Придел в башне был уничтожен, и дальнейшая судьба самописной иконы неизвестна. С тех самых пор сохранилось лишь название кремлевской башни — Благовещенская.
Одна из самых ранних икон Божией Матери с сюжетом «Благовещение» находится в Государственной Третьяковской Галерее, это икона XIII века. У этой иконы Божией Матери «Благовещение» (Устюжское) есть своя история и свой день празднования. Она прославилась в 1290 году, когда юродивый Прокопий объявил жителям Великого Устюга, что Бог хочет покарать их за грехи. В определенный день, 8 июня, небо закрыли страшные тучи, черное облако надвигалось на город. Народ собрался в церкви, где вместе с юродивым молился перед иконой Благовещения. Вдруг из глаз Богородицы потекло миро. Народ воспринял этот знак как знамение слезного моления Богоматери перед Ее Сыном за род человеческий. Тучи пронеслись мимо, на пустом месте выпал, как говорится в предании, каменный дождь.
С тех пор икона считается чудотворной. В XVI веке, при Иване Грозном, она была перенесена в Москву, в Успенский собор. В Устюге же осталась копия с этой иконы. Во времена Ивана Грозного с этой чудотворной иконы было сделано множество списков.
Еще одна чудотворная икона Божией Матери «Благовещение» (Тиносская) находится в храме Благовещения Пресвятой Богородицы на острове Тинос в Греции и тоже имеет свой отдельный день празднования. По местному церковному преданию, эта икона была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. Она является символом независимой Греции, так как была обретена в начале XIX века во время национально-освободительной борьбы греческого народа против турецкого ига. Появление этой чудотворной иконы было воспринято в Греции как знак Божий, подтверждающий правоту национальной борьбы, так как начало освободительного движения совпало с праздником Благовещения и днем празднования этой иконы.

Икона была обретена 30 января 1823 года после чудесного видения святой монахини Пелагеи. Двумя годами раньше было также видение некоему старцу Михаилу Полизоису, но в 1821 году поиски иконы ни к чему не привели. Да и после видения монахине поиски иконы продолжались на протяжении шести месяцев, люди отчаивались и прекращали поиски, и тогда, как и возвещала Богородица, на острове начинались болезни. И вот, наконец, в январе во время строительных работ в земле была найдена икона Благовещения Пресвятой Богородице. Один из рабочих копая, вытащил кусочек дерева и, очистив его, рассмотрел образ Ангела. Обрадовавшись, начали искать вторую половину иконы с образом Божьей Матери, которая была вскоре найдена.

Икона Божией Матери «Благовещение»,
иконописец Юрий Кузнецов

Икона была обгоревшей и расколотой, но образы Богородицы и Ангела остались невредимы. Удивительно, что несмотря на большую влажность и нахождение в течение нескольких столетий в земле, икона сохранилась. Техника написания иконы свидетельствует о ее происхождении в начальные годы христианства. Ну а чудотворная сила, исходящая от иконы, свидетельствует об ее благословении Самой Божьей Матерью и, следовательно, авторство иконы приписывается апостолу Луке. Со времени открытия Тиносской иконы Богородицы записано более 70-ти чудесных событий.
Значение иконы
Событие, отраженное на иконе, невероятно многозначно. Оно предрекалось всем Ветхим Заветом, давая человеку смутную надежду, что будет нечто, что даст искупление его грехам, но тайна эта была сокрыта на многие века, пока из недр колена Давидова не выкристаллизовалось великое чудо – единственная Дева, которая могла понести Того, Кто стал Солнцем Правды, Богом словом и Спасителем всего человеческого рода, – «новая» Ева, со смирением принявшая то, что судил Ей исполнить Всевышний. Её смирение спасло всех. Приснодева явилась истоком нашей возможности узнать Господа через Слово Его, почувствовать на себе все несказанное Его Милосердие, указание верного пути в Царство Божие. Бог открылся нам во всей Его полноте. Он голодал, уставал, недосыпал вместе с Его учениками, а Матерь Его, зная предназначенное Ему, скорбела о Нём, но ни разу не сказала ни слова, которое остановило бы Его, не только потому, что остановить исполнение им воли Отца было невозможно. В послушании Сына – послушание Матери, которое длилось все время от Благовещения до Успения Её, после которого Она обрела Свое царственное место рядом с престолом Божиим.

Святые родители сделали выбор за Неё, посвятив дочь свою Марию Единому Богу, надолго дав Ей в удел закрытую жизнь, тихую и уединённую молитву. Пресвятая Дева с самых малых лет пребывала во Святая Святых Храма Господня и, насыщаясь Божественной благодатью, духовно возрастала. Многие в те дни стремились угодить Богу служением и молитвой, да никто не преуспел в этом так, как эта маленькая Девочка.

Дева избрала для Себя самое скромное положение: сведения о Её жизни до сих пор весьма скудны. В те времена девице было невозможно оставаться незамужней, поэтому подросшую Марию под видом брака отдали на попечение праведному Иосифу — старцу и вдовцу, который в действительности являлся лишь Её опекуном. Сама Она, по слову Григория Паламы, была первой монахиней.

Святое Семейство проводило скромную жизнь в городе Назарете, который не был примечателен ничем, кроме дурной славы, ходившей о его жителях, как о людях невежественных в религиозном отношении.

Праведный Иосиф, хотя и был из царского рода, но об этом мало кто знал. Сама Пресвятая Богородица вовсе не помышляла о том, что именно Ей уготовано послужить воплощению Сына Божия.

Предание Иерусалимской церкви сохранило рассказ о явлении Архангела Пречистой Деве у колодца. Сейчас на этом месте расположен древний греческий храм.

В его недрах сохранились даже ступеньки, по которым спускалась Она к источнику. Это здесь раздалось приветствие небесного Вестника:

«Радуйся Благодатная! Господь с тобою; благословенна Ты между женами».

…Католики в стародавние времена выстроили на месте второго явления Ангела Деве Марии очень странный храм; под огромным его куполом находятся остатки дома праведного Иосифа и та горница, где произошла беседа Девы с Архангелом Гавриилом.

«И сказал ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего.»

Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, воспринял на Себя человеческое естество, заимствовав его от Пресвятой Девы Богородицы. Он, «одеяйся светом яко ризою», как бы оделся в человеческое естество, в плоть, соединённую с разумной душой. И отныне уже непреложно, неизменно, на все веки Сын Божий познаётся не только как Бог, но и как Человек, и общается с нами посредством Своего человечества.

В это мгновение, когда Ангел еще не отошёл от Неё, произошло великое, непостижимое чудо Боговоплощения. Произошло то, что сокрыто и непознаваемо никаким разумом. С Боговоплощения началось спасение человеческого рода, давшего для этого Богу лучшее – Деву.

Святитель Григорий Палама отмечал, что воплощение Сына Божия было бы невозможно без Её воли так же, как без воли Отца!

«Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Потому Архангел ждал от Неё согласия, что Бог охраняет человеческую свободу, которая дана при сотворении человека, дабы он мог свободной волей выбрать Любовь как жертву.

Символ этой богоданной свободы – вольные птички, которых мы отпускаем в небо бескрайнее из тесной клетки. Так рвётся ввысь умная человеческая душа, заслышав Божий призыв, и принимает смиренно всё, что ей ниспослано, как из десницы Его святой.

Когда находишься в местах описываемых евангельских событий, действительно чувствуешь, что здесь произошло нечто непостижимо великое. От самых камней, свидетелей дел Божиих, исходит великая Божественная благодать.

«Тебе Самой оружие пройдёт душу».

Путь от светлого Назарета до Голгофы совсем недолог.

На этом коротком пути уместилась высота, где диавол дерзнул приступить с искушениями, опрокинутая чаша горы Фавор, раз в году обращающий вспять свои воды Иордан и сказочное Галилейское море, полное серебряных рыбок…

Это всё – Крестный путь, который Матерь Божия прошла вместе с Сыном.

Как достойно нести крест – этому надо поучиться у Божией Матери. Вся жизнь – жертва, вся жизнь – служение. Богу, Церкви, ближним. И всегда знала. Не могла же Она забыть Симеонова пророчества.

Когда кормила Своего Мальчика, лелеяла, прятала в Египте, искала по иудейской пустыне и обрела в Божием храме. Всегда знала.

Кажется, у Николая Лисового есть пронзительная строчка в стихотворении о Христовом Рождестве: «Матерь новорожденному Сыну нашивала крестики на гроб»…

Она была первой у Креста. Трудновообразимая мука никак не изменила Её кроткого сердца, так же, как смиренное стояние вне во время Его проповеди. Даже и славное Его Воскресение и Вознесение в небесной славе не поколебали и тенью тщеславия мира Её чистой души, как нам свидетельствует святой Дионисий.

Со Креста прозвучавшие слова: «Жено, се сын твой…се Мати твоя» Церковь всегда относила не только к любимому ученику, но и к каждому, кто сострадает Крестным мукам Спасителя и сокрушенною душой преклоняется перед Его Пречистой Матерью, поэтому с детской верой воспевает она в эти дни:

«Радуйся, благодатная, радуйся, обрадованная, радуйся, преблагословенная, Господь с Тобою!..»

Открытие, удивившее даже специалистов. Третьяковская галерея обнародовала данные последних исследований Владимирской иконы Божией матери. Шедевр мирового значения, уникальная икона, по преданию написанная апостолом Лукой, хранит немало секретов. Напомним, икона двусторонняя: образ Богоматери с младенцем – на лицевой стороне. Это изображение относят к XII веку. На обороте – Престол и орудия Страстей, написанные примерно на два века позже. Но в результате исследований выяснилось, что под изображением страстей Господних скрыт лик неизвестного святого. Рассказывают «Новости культуры».

В Третьяковской галерее просят не называть эту новость сенсацией. Если уж и употреблять сильное слово, говорят здесь, так это чудо. Владимирская икона Божией Матери из своей более, чем 800-летней истории в храме святителя Николая при Третьяковской галерее провела последние 15 лет. Сотрудник отдела древнерусского искусства Валентина Уханова все эти годы является ее хранителем. Она знает каждый сантиметр этой иконы. Но даже для нее стала полной неожиданностью новость о том, что, одна из самых изученных в мире икон с обратной стороны в древности выглядела совсем не так.

«Мы сначала даже не могли в это поверить, – признается Валентина Уханова. – Когда Дмитрий Николаевич сказал, что, получается, что совсем другое изображение было, я говорю, этого быть не может».

Два года назад при строжайшем соблюдении тайны реставратор Владимир Суховерков исследовал Владимирскую икону при помощи метода послойной рентгенографии. Это позволило заглянуть внутрь, но, главное, чего не удавалось раньше – разложить полученные изображения на переднюю и заднюю стороны иконы. Планировалось, что метод позволит обнаружить следы более ранней живописи с изображением престола и страстей Христовых. Эту сторону Владимирской датируют XV веком. Но рентген показал совсем другое. С обратной стороны обнаружились следы от гвоздей, которыми в древности крепился оклад. Расположение следов точно повторяет контуры …человека.

«Вот такая организация гвоздей в такой круг, мы понимаем, что это, скорее всего, был нимб, – поясняет Дмитрий Суховерков. – Вот этот овал читается как лик. Мы видим изображение человека».

Теперь исследователям предстоит ответить на более трудный вопрос – чей лик скрывает Владимирская икона под слоями краски. Впервые прикоснуться к тайне иконы удалось накануне больших исторических перемен, через год после революции реставраторы под руководством Александра Анисимова с благословения патриарха Тихона приступила к открытию иконы.

«Оклад был снят до начала реставрации, – рассказывает Валентина Уханова. – Был составлен акт, и по этому акту довольно драматического содержания, потому что памятник был, выражаясь современным языком, в аварийном состоянии, и комиссия незамедлительно приступила к укреплению».

Именно после реставрации XVIII года икона приобрела современный вид. До этого она была под многочисленными слоями поновлений, самое последнее из которых было сделано перед коронацией Николая Второго в 1894-м году. Анисимову удалось добраться до самого первого – Византийского слоя – начала XII века. Правда, от того времени сохранились только лики Младенца и Божией Матери. И только сегодня техника позволила увидеть и то, что не сохранилось, но было когда-то изображено на иконе.

«Очень похоже на то, что это изображение омофора, это детали одежды святителей, епископов. И на этом основании, что мы увидели вот такие-то детали, мы сделали предположение вполне обоснованное, что это было изображение святителя», – говорит Дмитрий Суховерков.

Версий, кто бы это мог быть, несколько, но основная – одна: Святитель Николай Чудотворец. Ученые говорят, что это всего лишь предположение. Исследования принесли неожиданный результат, который еще предстоит осмыслить. И затевались они не ради любопытства.

«Ради истины. Ради того, чтобы та великая история этого древнего памятника, чтобы мы лучшее ее узнали. Вот когда мы узнаем историю этого древнего памятника более точно, мы понимаем и себя, и мы понимаем историю нашей страны, нашего народа», – говорит главный хранитель музейных предметов Государственной Третьяковской галереи Татьяна Городкова.

Теперь предстоит ответить на целый ряд вопросов. И, возможно, отчасти переписать историю древнерусского искусства. До сих пор непонятно, кем и когда был написан лик святителя? Почему позднее – кстати, когда именно, тоже вопрос, написали совершенно новый сюжет – страстей? И, наконец, кто же все-таки был изображен в древности на самой известной русской иконе, которая не раз спасала Россию?

Новости культуры

Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля

В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира.

Благовещение. XIV век. Охрид

Ангел явился в дом праведного Иосифа, когда Мария читала Священное Писание и, вошел к Ней, сказал: «радуйся благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами».

Мария смутилась от слов Ангела и думала: что значит это приветствие?

Санта-Мария-Мадджоре. 1295 г.

Ангел же продолжал говорить Ей: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И, вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца».

Благовещение. Армянская рукопись

Мария в недоумении спросила Ангела: «как это будет, когда Я мужа не знаю?»

Ангел ответил Ей, что все это совершится силою всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот, и родственница Твоя, Елисавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово».

Синайская икона

Тогда Мария со смирением сказала: «Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

И Архангел Гавриил отошел от Нее.

Дуччо ди Буонинсенья 1308-1311

Благовещение Пресвятой Деве Марии празднуется Св. Православною Церковью 25-го марта (7 апр. н. ст.). Праздник благовещения один из самых великих праздников.

Собор Рождества Богоматери, 1502, Дионисий

Слово благовещение означает: добрая, радостная весть, весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти.

Благовещение. Симоне Мартини

Благовещение. Франческо Албани

Благовещение. Бальдоовинетти

Благовещение. 13 в. Армянское Евангелие

София Киевская, ок. 1040

Благовещение. Кампин Мероде Мидден, 1425-30

Благовещение. Фра Филиппо Липпи

Благовещение 14 в.

Благовещение. Пинтуриччино

Благовещение. Андрей Рублев. 1408

Благовещение. Фра Беато Анджелико. 1432

Благовещение. Леонардо да Винчи, 1472

Благовещение. Царские врата 15-16 в.

Благовещение. Ангелико Валдарно

Благовещение. Паоло Вернезе 1560

Благовещение. Царские врата 1620, Поганово

Благовещение. Бартоломео Мурильо, 1655

Джованни Батиста Питони, 1758

Шнорр фон Карольсфельд, 1818

Благовещение. Бёрн-Джонс, 1876

Благовещение. Генри Оссава Танеер, 1896

Благовещение. Данте Габриэль Россетти

Благовещение Джон Кольер

Благовещение. Роман Николайчук

Благовещение. Михаил Нестеров

Благовещение

Благовещение

Благовещение с клеймами жития Богоматери. XVI век. Сольвычегодский музей

Благовещение. А. Иванов

Благовещение. Индейский образ. He Qui

Благовещение. Григорий Гагарин

Благовещение. Египетская икона

Благовещение. Китайская икона

Благовещение. Индийская икона. 18 век

Благовещение. Коптская икона

Благовещение. Коптская икона

Благовещение. Коптская икона

Благовещение. Коптская икона

Благовещение. Болгарская икона

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *