Икона «Распятие» – одна из наиболее значимых восточно-православных икон с изображением Иисуса Христа. Она не просто очень красива, она несет в себе глубокий смысл, постоянно напоминая о совершенной жертве Христа на Кресте – важном для всех верующих христиан событии, которое произошло на Голгофе почти две тысячи лет назад.
Как вы, наверное, знаете, распятие было распространенной формой высшей меры наказания среди римлян, а самой известной жертвой распятия был Иисус Христос. Согласно четырем каноническим Евангелиям, Христа раздели донага и пригвоздили к кресту, на котором он висел в агонии шесть часов, пока не умер. Это монументальное событие, которое тесно связано с Воскресением Христовым, и изображено на иконе «Распятие». Более того, довольно часто Распятие Христа показано как на земле, так и в небесном царстве.
Традиционная икона «Распятие» – это рукописная икона со сценой Распятия Иисуса Христа в центре композиции. Христос обычно окружен Пресвятой Девой Марией, Марией Магдалиной, Иоанном Богословом, Лонгином Сотником и несколькими другими наблюдателями. Все фигуры, изображенные на иконе «Распятие», переполнены эмоциями, связанными с горем, но ничто не указывает на звук. Икона, как и ее персонажи, хранит молчание. Сам Христос изображен с закрытыми глазами и склоненной головой, давая преставление о последних минутах жизни Господа на земле.
В композицию иконы «Распятие» также часто включено изображение пещеры прямо у основания Креста, в которой можно различить череп и кости Адама. Согласно легенде, кости Адама, которые были похоронены под Голгофой потомками Ноя, появились на поверхности земли в момент смерти Христа из-за сильного землетрясения, расколовшего скалу. Кровь Христа стекала с Креста на кости Адама, принося искупление первому человеку на Земле и всей человеческой расе.
Икона «Распятие» может быть дополнена определенными сценами на полях. Как правило, это «Вход Господень в Иерусалим», «Тайная Вечеря», «Предательство Иуды», «Приведение Христа к Пилату», «Снятие со Креста», «Положение во Гроб» и несколько других важных сцен, связанных с последними днями жизни Иисуса Христа и Его погребением.
Икона «Распятие» – действительно одна из наиболее значимых восточно-православных икон. Показывая распятого Христа, чья кровь стекает с Креста на землю, она является важным символом искупления, которое ожидает всех умерших.
Основные отличия католического и православного распятия
Отличие первое. На православном Распятии Иисус пригвожден к Кресту 4-мя гвоздями, а на католическом – 3-мя.
Отличие второе. Самое основное. Католическое Распятие (Креста) натуралистично и предельно чувственно, православное же – более духовное. При этом на католических Распятиях Иисус изображается со страдальческим лицом, провисшим на руках телом, терновым венцом на голове, а также с ранами и кровью. На классической православной иконе Распятия изображен Иисус – Победитель. Его вид демонстрирует Божественный покой и величие. Христос не беспомощно на руках свисает, а парит в воздухе, как бы призывая в объятия всю Вселенную. Богородица стойко сопереживает страданиям Сына.
Свое догматическое обоснование иконография православного Распятия получила только в 692 году. Закреплено оно было в восемьдесят втором правиле Тульского собора. Основным условием становится гармоничное сочетание реализма Божественного Откровения и подлинной истории. Фигура Христа выражает покой и величие. Господь открывает объятия всем тем, кто к нему хочет обратиться. В данной иконографии успешно решается достаточно трудная задача изображения двух ипостасей Христа — Божественной и Человеческой, которые одновременно демонстрируют и смерть, и полную победу над ней Иисуса.
Стоит отметить, что католики не приняли правила Тульского собора, отказавшись от своих ранних взглядов. Кроме этого они не приняли и символического духовного изображения Спасителя.
Так и появился в Средневековье католический тип распятия, где преобладающим становится натурализм человеческих мук. Голова Иисуса, увенчанная венцом, перекрещенные ступни, дополнительно пригвожденные одним гвоздем – новшество XIII столетия. Анатомические подробности католического изображения, четко передавая правдивость непосредственно самой казни, скрывают главное событие — торжество Иисуса, который победил смерть и открывает нам вечную жизнь.
Еще несколько важных деталей
Раскинутые руки Иисуса в православном распятии должны быть прямыми. Они не должны провисать под весом умирающего тела.
Отличительным признаком католического Распятия являются скрещенные и пробитые гвоздём обе ступни Спасителя. В православной традиции Иисус изображается распятым на 4-ых гвоздях.
Ладони Христа на православном Распятии обязательно открыты. Стоит сказать, что вопрос недопустимости изображения на иконах согнутых пальцев Спасителя под католическим влиянием поднимал дьяк Висковатый в 1553 году. Пусть он и был осуждён за свои рассуждения об иконописи тех времен, но предоставленные им доводы о необходимости изображения именно открытых ладоней были признаны правильными, после чего спорные иконы подлежали переписыванию.
В православном кресте нет натуралистических следов страданий Христа.
Терновый венец является атрибутом католического распятия, который в православной традиции встречается крайне редко (на пасхальных артосах, к примеру).
Общие черты
Еще в IX столетии Преподобный Феодор Студит учил, что «крест любой формы является истинным крестом».
Очевидно, что в католицизме отсутствуют четкие правила по поводу распятия. На древнейших распятиях Спаситель изображён живым, в одеждах, а также дополнительно увенчанным короной. Терновый венец, кровь и раны, которые собираются в чашу, появляются только в Средневековье с другими деталями, обладающими мистическим либо символическим смыслом.
Т.е. в романскую эпоху, либо на востоке, где успешно сохранялась греческая традиция, между католическим и православным распятием нет значительных отличий. Натурализм и реализм возникают в готическую эпоху, после чего получают особое развитие в период барокко. Черты подобного натурализма перешли в религиозную живопись Руси Синодального периода, хотя, безусловно, их нельзя считать образцами канона.
Важно подчеркнуть, что католические и православные распятия изображают две стороны одного важного события. Как на католических образах, где изображаются страдания, безысходность и смерть подразумевается последующее воскресение и победа Христа, так и, смотря на православные распятия, на которых изображен торжествующий Спаситель Победитель, мы четко понимаем, что Он понёс свои страдания за грехи всего человечества.
Смотреть фотографии Распятий, изготавливаемых в мастерской «Абрамцево»
Читать еще статьи
Распятие
Распятие — крест, с изображением Распятого Господа Иисуса Христа, как правило, скульптурным или рельефным. Изображение креста, на котором был распят Иисус Христос, является главным и обязательным символом христианства. Распятие обязательно присутствует в храмах, а также у верующих в домах и, в качестве нательного символа и святыни, на груди.
«Голгофы»
Голгофы – это большие распятия, которые устанавливаются в храмах. На них с двух сторон от Креста могут располагаться также изображения Богородицы и апостола Иоанна Богослова, стоявшие, согласно Евангелию, во время казни у самого креста («Распятие с предстоящими»). Часто у основания креста может изображаться череп и кости, в напоминание о том, что Христос был распят на Голгофе, что в переводе значит «череп». Так же это символизирует череп Адама, похороненного, по преданию, на Голгофе.
Напрестольный крест
Напрестольный крест — в Православной церкви распятие, хранящиеся вместе с Евангелием и антиминсом на престоле в алтаре храме. Многие напрестольные кресты являются произведениями ювелирного искусства, в некоторые из них помещают частицы мощей святых.
Запрестольный крест
Запрестольный крест, как главная святыня храма, помещается в Алтаре за Престолом, на Горнем месте. Когда совершается Крестный ход, запрестольный крест всегда возглавляет такое шествие.
Надалтарный крест
Надалтарный крест — устанавливается во главу, над верхним рядом иконостаса, тем самым увенчивая его и символизируя славу Божию, явленную в победе над смертью.
Накупольный крест
Крест, увенчивающий купол или шпиль храма, традиционно называется накупольным или же надглавным. Накупольный крест отражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения. В православной церкви на куполах используются восьмиконечные кресты (реже — четырёхконечные). В основании креста может помещаться полумесяц, который в Византийской империи был государственным знаком. Известны накупольные кресты на которых кроме полумесяца изображены 12 звезд, которые образуют, описанный в Откровении Иоанна Богослова, образ Жены, облечённой в солнце.
Канун
В православных храмах распятие с предстоящими помещают на канунах — прямоугольных подсвечниках в виде столика. На него ставят свечи об упокоении, а также кладут приношения для поминовения усопших. Перед канунами совершают панихиды.
Надгробный крест
Надгробный крест — тип могильного памятника на кладбищах в местах захоронения христиан. Устанавливается как символ того, что «тело умершего находится здесь, в земле, а душа — на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием». Крест помещают у ног усопшего так, чтобы распятие было обращено к его лицу.
Наперсный крест
Наперстный (или нагрудный) крест — распятие, носимое священнослужителем «на персях», то есть на груди. Одно из первых, дошедших до нас упоминаний о таком кресте содержится в сочинениях Симеона, архиепископа Солунского: «Крест, висящий у архиерея на груди, означает печать и исповедание веры, а что он висит на груди и этим означает исповедание от всего сердца.
Разновидностью наперстного креста является нательный крестик. Нательный крест — распятие маленького размера, обычно получаемое человеком во время крещения от крестных родителей. Носится под одеждой, не напоказ. Нательный крест одевается на крещаемого во исполнение евангельских слов: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк.8:34). В русской православной традиции на обороте нательного креста помещают надпись «Спаси и сохрани».
«Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения» — свидетельствует 73-е правило Трульского собора (691 г.). Каждый, с верой взирающий на Крест, получает
Молитвы перед Распятием:
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим;
Слава Господи Кресту Твоему честному;
Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла;
Крест – хранитель всей вселенной, Крест – красота Церкви, Крест – верных утверждение, Крест – Ангелов слава и демонов язва.