Иконы спас нерукотворный

Содержание

Нерукотворные образы Иисуса Христа

«Спас Нерукотворный» — изображение Нерукотворного Образа Спасителя, запечатленного чудесным образом на куске ткани (плате, полотенце), который в Византии называли «Святым Мандилионом», а в Древней Руси «Святым Убрусом» или «Спасом Нерукотворным».


Икона первой половины XIII в. Ярославль

История происхождения

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Ухама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.

Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.

Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.


Христос держит плат с явленым Ликом
мастерская Оружейной палаты, 1684

Другое предание о возникновении Мандилиона напоминает о страстях Господних. Нерукотворный Образ возникает во время молитвы в Гефсиманском саду. «И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22: 41–44).

Тогда, по преданию взяв у одного из учеников кусок ткани, Он вытер им ручейки пота, и тотчас отпечатался Его боговидный образ. После Вознесения Христа апостол Фома передал Нерукотворный Образ апостолу Фаддею, которого он послал к Авгарю во исполнение обещания Христа. При виде апостола, принесшего Мандилион, Авгарь мгновенно исцелился, возложив плат себе на голову, глаза и уста. Он изучил «отпечаток образа на льне» и поразился его чудотворной силе, а апостол Фаддей рассказал ему об «изображении без красок от пота». Апостол Фаддей, совершив множество чудес и исцелив всех больных в Эдессе, крестил Авгаря и его семью.

Новокрещеный властитель Эдессы прославил Нерукотворный Образ. Он прикрепил его к доске, украсил золотом, написав на образе слова: «Христе Боже, надеющийся на Тебя не погибнет», и установил перед главными воротами города на том месте, где ранее находилась статуя почитаемого греческого божества. И каждый должен был поклониться «чудотворному образу Христа» как новому небесному покровителю града.

Однако внук Авгаря отступил от христианства и решил уничтожить Нерукотворный Образ над воротами города. Узнав об этом, епископ Эдессы закрыл «полукруглую нишу» с Мандилионом черепицей, предварительно поставив перед Нерукотворным Образом светильник. О спрятанном Образе забыли.

Обретение Образа

Образ был снова обретен, когда город Едесса был осажден персидским царем Хозроем I в 544 или 545 году.

Положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля.

Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. В память об этом в Православной Церкви существует два типа икон Нерукотворного Спаса: лик Спасителя на убрусе, или Убрус, и лик без убруса, т.н. Чрепие.

После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В VIII веке христиане праздновали Нерукотворный Образ во многих местах.

Начиная с 843 года праздник Нерукотворного Образа совпадал в Едессе с Торжеством Православия.

Перенесение в Константинополь

В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы. 16 августа он был торжественно перенесен в Константинополь и помещен в Фаросском храме Богоматери.

В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

Существует несколько преданий о последующей судьбе Нерукотворного Образа. По одному – его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204–1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.


Святой Лик из монастыря Св. Варфоломея в Генуе

Упоминание в древних источниках

Древние авторы не упоминают о Нерукотворном Образе вплоть до V века. Это объясняется, по-видимому, тем, что образ оставался замурованным, местонахождение его не было известно и о нем забыли.

Древнейшее известное упоминание об образе находится в памятнике, называемом «Учение Аддаи».

Евагрий Схоластик упоминает его в «Церковной истории» и называет образ «богозданной иконой».

Во времена иконоборчества на Нерукотворный Образ ссылается прп. Иоанн Дамаскин. В 787 году отцы VII Вселенского Собора упоминают его несколько раз.

Самый ранний из сохранившихся – створка складня из монастыря Святой Екатерины на Синае середины X века. В XII веке изображение Спаса Нерукотворного приобретает самостоятельное значение. Широкое распространение оно получает в росписях храмов.

Ростово-суздальская живопись. XIII в.

На Руси Святой Убрус начинают почитать как истинный образ Христа сразу после крещения. Предание сообщает, что писанный на полотне образ, список с реликвии, был принесен из Византии первым епископом и просветителем Суздальской земли святым Феодором. Самая ранняя из сохранившихся – двусторонняя икона с Образом Спаса Нерукотворного второй половины XII века из Третьяковской Галереи.

Икона XII в., Новгород

Празднование Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа – 29 августа (16 августа по старому стилю).

Иные Нерукотворные образы Христа

Помимо образа Спаса Нерукотворного из Эдессы, особо почитаемого Православной Церковью, существует образ Спасителя в терновом венце.

По преданию, когда Христос шел Крестным путем на Голгофу, благочестивая женщина Вероника, сняла плат со своей головы и подала его Божественному Страдальцу. Спаситель отер им кровавый пот со Своего Лица, запечатлев Свои черты в терновом венце.

Плат Святой Вероники

Считается, что святыня находится в соборе Св. Петра в Ватикане, хотя по некоторым версиям оригинал был утрачен при разграблении Рима в 1527 году.

Также Нерукотворным образом считается Туринская Плащаница.

Фрагмент Туринской Плащаницы

Использованные материалы

«Перенесение Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа», страница православного церковного календаря изд-ва Московской Патриархии: http://calendar.rop.ru/svyat1/aug16-perenesenie.html; Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Глава II. Первые иконы Спасителя и Божией Матери, М., 2008, стр. 25 — 27; Статья Ж.Г.Белик и О.Е.Савченко. История иконы «Спас Нерукотворный» http://kargasok.cerkov.ru и др. открытые материалы интернета.

Предание IV века сообщает, что Свой лик Христос отпечатал на полотенце, дабы исцелить царя Авгария от подагры

Историю возникновения реликвии связывают с царём Авгарием V Уккамой (почитается армянской Церковью как святой). Он правил Эдессой. Ныне эта территория принадлежит Турции.

По преданию, царь сильно болел. Один из авторов уточняет, что подагрой. Царь искал, как исцелиться и услышал об Иисусе Христе. С исторической точки зрения это маловероятно, так как при жизни Спасителя почти никто не знал: Он не выделялся из числа иерусалимских проповедников.

Абгар V Уккама — царь, излеченный ликом Христа

Но всё же предание стоит на своём. Царь решил, что ему поможет исцелиться образ Спасителя. Авгарий отправил к Христу своего художника. Тот должен был запечатлеть лицо Мессии и доставить своему повелителю.

Иисус утёрся полотенцем и оставил на нём свой лик.

Однако всё пошло не по плану. Художнику всё время мешал какой-то свет, исходивший от Иисуса Христа. Что бы не предпринимал этот мастер, ему не удалось справиться со своей работой.

Но Спаситель нашёл выход: Он умылся и оттёрся полотенцем (убрусом). Ткань сохранила образ Иисуса Христа. Затем Мессия отправил царю не только свой лик, но и письмо, а также Фаддея — апостола от 70-ти.

Но историк Церкви Евсевий Кесарийский с этой версией не согласен:

Евсевий Кесарийский Историк

«Спаситель не внял тогда его просьбе, но удостоил особого письма, в котором обещал прислать одного из Своих учеников излечить его болезнь и вместе спасти его и всех его близких. Обещание это было вскоре выполнено. После Воскресения Христа из мертвых и Вознесения Фома, один из двенадцати, по внушению Божию отправляет Фаддея, принадлежавшего к числу семидесяти учеников Христовых, в Эдессу благовествовать учение Христово. Он выполнил все, что обещал Спаситель наш».

В его версии предания не фигурирует ни художник, ни полотенце. Апостол справился своими силами. Автор даже ссылается на переписку царя и Христа, которую обнаружил в архиве Эдессы.

В любом случае история о нерукотворном Спасе возникает в начале IV века, и с некоторыми вариациями её излагают разные источники.

Дважды лик Христа сотворил чудеса и спас Эдессу от захватчиков

Со Спасом связаны ещё две истории.

Икона помогла сжечь осадное орудие. Эдессу пытались взять захватчики. Единственный способ спастись — сжечь орудие для осады, которое возвели враги. Ни уголь, ни дрова не помогали. Тогда жители окропили икону водой, и несколько капель стекли в ров. Огонь тут же разгорелся и спас город от осады.

Образ перепечатался на камень. Авгарий определил для образа нишу на стене над городскими воротами, но вскоре к власти пришли язычники. Чтобы спасти икону, её заложили камнем. Но однажды, во время войны с персами, епископ Евлалий увидел сон, откуда узнал, где лежит нерукотворный образ Спасителя. Его следовало извлечь, чтобы спасти город. Священник так и сделал, и обнаружил, что на той стороне камня, что прилегала к полотенцу, появился отпечаток лица Спасителя.

Икона оставила свою копию на камне.

Оттуда и две традиции:

  • изображать лик на платке;
  • изображать лик на каменной поверхности.

Спас нерукотворный традиционно располагают над вратами и арками, как на этой мозаике

Известны две похожие реликвии: Плат Вероники и Туринская Плащаница

В западной христианской традиции известны две реликвии, которые очень напоминают Спас Нерукотворный.

Плат Вероники

По преданию, некая девушка по имени Вероника вышла к Иисусу Христу, когда Он нёс крест, и вытерла Его лицо льняным платком, либо просто дала его, чтобы Тот мог утеряться сам. В некоторых версиях она дала Спасителю воды. Лик Мессии отпечатался на платке.
Есть две любопытные детали этой истории:

  • «Вероника» — возможное искажения латинского vera icon (истинный образ)
  • На плате Вероники Христос в терновом венце, но образ часто путают со Спасом, поэтому эта деталь в иконографии, бывает, изображается не на «подобающей» иконе. Немало Спасов с этим самым венцом.

В отличие от Спаса, плат Вероники не утерян. Более того — их минимум два (есть даже больше). Какой подлинный — спорят. Возможно, что и никакой, так как предание не зафиксировано раньше XIII века.

  • «Вуаль Вероники» в соборе Святого Петра в Ватикане

Ватикан не демонстрирует этот плат и некогда уничтожал все существующие репродукции под страхом отлучения от церкви. Иезуитский историк искусства Иосиф Уилферт сообщает, что видел реликвию и она выглядела как обычный платок с двумя невнятными коричневыми пятнами.

Возможно, репродукция Плата Вероники из Ватикана

  • «Лик из Манопелло»

Венец отсутствует, что явно указывает на подделку.

«Лик из Манопелло»

Туринская Плащаница

Ткань с изображением на ней во весь рост человека, похожего на канонический образ Иисуса Христа. Преподносится, как погребальный саван Спасителя. Способ нанесения изображения долгое время оставался загадкой. Попытки его воспроизвести вышли спорными. Христианский мир с осторожностью высказывается о подлинности реликвии.
Есть компромиссное мнение, согласно которому, Спас Нерукотворный и Туринская Плащаница — это одно и то же. Просто в Эдессе ткань складывали в несколько раз, так что оставалось видно только лицо. Исторически это возможно. Спас последний раз видели в 1204 году, а о Плащанице впервые сообщили в 1353 году.

Туринская Плащаница может быть тем самым спасом нерукотворным

Молитвы и тропари нерукотворному образу Христову

Тропарь нерукотворному образу, , глас 2

Пречи́стому Твоему́ о́бразу покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же:/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.

Кондак, глас 2

Неизрече́ннаго и Боже́ственнаго Твоего́ к челове́ком смотре́ния,/ неопи́санное Сло́во О́тчее,/ и о́браз непи́санный, и богопи́санный победи́телен,/ ве́дуще нело́жнаго Твоего́ воплоще́ния,// почита́ем, того́ лобыза́юще.

Молитва первая

Го́споди Ще́дре и Ми́лостиве, Долготерпели́ве и Многоми́лостиве, внуши́ моли́тву на́шу и вонми́ гла́су моле́ния на́шего, сотвори́ с на́ми зна́мение во бла́го, наста́ви нас на путь Твой, е́же ходи́ти во и́стине Твое́й, возвесели́ сердца́ на́ша, во е́же боя́тися И́мене Твоего́ свята́го. Зане́ ве́лий еси́ Ты и творя́й чудеса́, Ты еси́ Бог еди́н, и несть подо́бен Тебе́ в бозе́х, Го́споди, си́лен в ми́лости и благ в кре́пости, во е́же помога́ти и утеша́ти и спаса́ти вся упова́ющия на И́мя свято́е Твое́. Ами́нь.

Молитва вторая

О, Преблаги́й Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш! Ты иногда́ челове́ческаго о́браза Твое́ лице́ пресвято́е омы́в водо́ю и оте́р убру́сом, чуде́сне о́ное на том же убру́се изобрази́ти и Еде́сскому кня́зю Авга́рю во исцеле́ние неду́га его́ посла́ти благоволи́л еси́: се и мы ны́не, гре́шнии раби́ Твои́, одержи́мии душе́вными и теле́сными неду́ги на́шими, лица́ Твоего́, Го́споди, и́щем и с Дави́дом во смире́нии душ на́ших зове́м: не отврати́ лица́ Твоего́ от нас, и уклони́ся гне́вом от рабо́в Твои́х: помо́щник нам бу́ди, не отри́ни нас и не оста́ви нас. О, всеми́лостивый Го́споди, Спаси́телю наш! Изобрази́ Сам Себе́ в душа́х на́ших, да, во святы́не и пра́вде жи́тельствующе, бу́дем сы́нове Твои́ и насле́дницы ца́рствия Твоего́, и та́ко Тебе́, преми́лостиваго Бо́га на́шего, ку́пно со безнача́льным Отце́м Твои́м и Пресвяты́м Ду́хом, сла́вити не преста́нем во ве́ки. Ами́нь.

Величание

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стаго лица́ Твоего́// пресла́вное воображе́ние.

Ино величание

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим о́браз Твой Святы́й,/ и́мже нас спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.

Акафист Нерукотворному образу Господа нашего Иисуса Христа

Кондак 1

Пречистому Твоему Образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия, тем с надеждою вопием Ти: Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне noгибающему и исцели от болезни моя неисцельныя.

Икос 1

«Иисусе, Спасителю мой, — молил смиренно Авгарь князь Едесский, — прииди ко мне и исцели неисцельныя болезни моя, в них же от многих лет стражду.
Ему же подражая, и аз, пораженный гpexoвною проказою, мольбою вопию сице: Господи мой, Господи, помилуй мя по велицей милости Tвoeй, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Господи Спасителю мой, росою милости Твоей омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Господи, отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Господи, сердце чисто созижди во мне и дух прав обнови во утробе моей Господи, не отвержи мене от лица Твоею и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 2

Видя любовь и веру Авгаря Едесскаго, Господи, Ты писал ecu ему «Блажен еси Авгарь, не видевый Мя и веровым в Мя Аз пошлю ученика Моего и той исцелит тя и жизнь вечную подаст ти и сущим с тобою». Посли же, Господи, милость Твою и мне вопиющему: Аллилуиа.

Икос 2

Разум не постигает тайны, как Господь приложением к Божественному лику Своему убруса, изобрази на нем подобие Свое, посылал оное к Авгарю, желание того исполняя. Сей же радости великой исполнься, поклонися образу Христову. Ему же и мы с благоговением днесь поклоняемся, с мольбою и верою зовуще: Господи мой, Господи, устне моя отверзиши, и уста моя возвестят хвалу Твою, Господи мой, Госпо ди, возврати ми радость спасения и Духом Владычным утверди мя. Господи, Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, по милости Твоей пощади мя, Господи мои, Господи, Спасителю мой, призри на скорбь души моея и поспеши на помощь мне. Господи мой, Господи, услыши мя и от всех скорбей избави мя.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди, ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 3

Силою любве и радости преисполненный поклонися Авгарь Нерукотворенному образу Спасителя мира и, получив своих болезней исцеление; с верою воззва «Христе Боже, всяк уповающий на Тя не постыдится». Сим поучая и нас всегда уповлти на милости Господни и пети Ему: Аллилуйа!

Икос 3

Имея любовь к падшему роду человеческому, Ты, Христе Боже, чрез единаго от учеников Твоих воззвал eси Ашаря от мрака гpеxoвного и просветил душу ею светом истины Твоея. Воззови и меня от глубины греховныя, да и аз с плачем возопию Тебе сице:
Господи мой, Господи, даруй ми слезы умиления, да ими Тя умолю — очисти прежде конца вся моя npeгрешения Господи, просвети мою душу светом Твоего Божественнаго познания, и введи мя но милости Твоей в Царство Твое Господи мой, Господи, просвещение мое и Спаситель мой, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою. Господи мой, Господи, Боже мой, вразуми сердце мое, и отжени от него искушение лукаваго, и настави мя на путь спасения. Господи Moй, Господи, не отрини убо моления моего и услыши мя, Твоею Благостию утверди сердце мое страхом Твоим. Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 4

Буря страстей и треволнений житейских потопляет мя, и сердце, объятое ужасом смерти, вопиет Ти: Господи, несть помогающаго ми на земли, спаси мя, якоже древле Авгаря, и даруй купно с ним пети Ти: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша, яко иудеи ненавидят Тя, и хощут нечто злое содеяти Тебе, Господи, пишет Авгарь: «Аз молю: прииди ко мне и обитай, со мною». Того любви подражая, и аз, восстав из глубины падения моего, дерзновенно молю Тя, Христе Боже сице:
Господи Боже мой, вниди в дом души моея и пребуди неотлучен со мною грешным. Господи, Боже сердца моего, прииди и соедини мя с Тобою на веки. Господи мой, Господи, к Тебе прилепилась еси душа моя, прииди и радости исполни сердце мое.
Господи Боже, Спасителю мой, прниди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 5

Благословен грядый во имя Господне — воспеваху древле дети еврейскии, встречая Господа в Иерусалиме. Мы же днесь, раскрывая двери сердец наших грядущему к нам Спасу, со умилением зовем: Аллилуиа.

Икос 5

Дивныя глаголы Ты рекл еси, Господи, всем погибающим: «Да не смущяется сepдце ваше, и да не устрашается, веруяй в Бога, и в Меня веруйте и наследите Царство, уготованное вам от создания мира». Аз же, помышляя свое беззаконие, молю Тя, Блаже, утверди сердце мое и просвети ум мой, Тебе вопиющий: Господи мой, Господи, призри на мя и просвети очи мои, да не усну в смерть, Господи мой, Господи, путеводя Израиля от земли фараоновой, настави мя на путь Твой, да пойду во истине Твоей. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, верую в Тя, помози моему неверию, Господи мой, Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, и не удаляйся от мене за беззакония моя.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 6

Воззрети очима на образ Твой, Господи, не смею окаянный аз oт лукавых моих деянии, но, яко мытарь, стеня, взываю Ти Боже, очисти мя грешнаю от фарисейскаго лицемерия и научи чистым сердцем пети милосердию Твоему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия в скорби моей, утешительное слово Твое, Спасителю мой, еже рекл еси: «Не оставлю вас сиры, прииду к вам» . Того ради аз, избегши темноту отчаяния, с надеждою на Твое человеколюбие прибегох к Тебе сице моляся: Господи мой, Господи, Прибежите мое в беде и в скорби, не остави мя едина, Господи мой, Господи, безгрешный, с беззаконными вмененный, изми мя оот рук ненавидяших мя. Господи мой, Господи, от поругания видимых и невидимых врагов сохрани мя. Господи мои, Господи, прости мя и приими мя, якоже блуднаго древле во объятия Твоя.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 7

Дивныя показал еси дела Твоя, Господи, в пречистем образе Твоем, и чудности даровал утешение всем земнородным, научив их в скорбных обстояииях жизни прибегати к Твоему милосердию и пети Тебе с любовию: Аллилуиа.

Икос 7

Храм нося и телесный весь осквернен, множество содеянных мною лютых, трепещу страшнаго Суднаго дне и молю: покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, и яко Давид вопию Ти: Господи мои, Господи, услыши моление мое, внемли молитве моей и помилуй мя. Господи Боже мой, Твой семь аз, вразуми мя и жива будет душа моя. Господи Боже мои, пастырю мой, заблудих, яко овча погибшая, взыщи раба Твоего и спаси мя. Господи мой, Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 8

Страшнаго дне пришествия Твоего ужасаюся, Христе, и трепещу, яко имый множество согрешений, но Ты, Милостивый Боже, прежде конца обрати мя, поющего Тн: Аллилуиа.

Икос 8

Весь был ecи любовь к падшим человеком, о Иисусе, и даровал еси им образ Твой Святый, ясно глаголющий всем в скорби и печали сущим, «приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы». Сего ради погибающий, со дерзновением молю Тя, Христе, сице глаголя:
Господи мой, Господи, хранителю мой, сохрани мя от врагов, нападающих на мя. Господи мой, Господи, в вышних живый и на смиренныя призираяй, призри на мя грешнаго и буди отрадой моей. Господи мой, Господи, спаси мя, утопающаго в пучине житейских искушений. Господи мой, Господи, да не смущается сердце мое и да не устрашается во исповедании имени Твоего. Господи мой, Господи, приими мя, яко мытаря, яко Хананея помилуй, помилуй мя по милости Твоей.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему, и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 9

Вси языцы, приидите, с любовию и трепетом поклонимся пречистому образу Спасителя мира, избавльшему нас от работы вражия и благодарственно вопием Ему, Победителю смерти и ада: Аллилуиа.

Икос 9

Весь пораженный проказою греховною, недоумеваю, како есть достойно величати Тя, о Владыко многомилостивый, но верою сердечною исповедую Тя, истиннаго Сына Божия, смиренно стою пред образом Твоим Святым, сице моляся: Господи Иисусе, Радосте моя, даждь ми, да возрадуюся о милости Твоей. Господи, Спасителю мой Преблагим, спаси раба Твоего от неверия и беззакония. Господи мой, Господи, Милость неизреченная, благодатию Твоею потреби гнев и сердце моем. Господи мой, Господи, чистота неописанная, чистоту сердца и ума даждь ми. Господи мой, Господи, одеяйся спевом яко ризою, освяти мя, печалями житейскими омраченнаго.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 10

Господи мой, Господи, Милосердый Спасителю мой, душу мою студными деяниями люте разслабленную воздвигни Божественным Твоим милосердием, якоже древле разслабленнаго при овчей купели, и на спасения стези настави ю, да поем Ти: Аллнлуна.

Икос 10

Царю Предвечный, Утешителю, Христе Истинный, очисти мя от всякия скверны, якоже очистил eси десять прокаженных и исцели мя, якоже исцелил еси сребролюбивую душу Закхея мытаря, да воспою Ти, сице глаголя:
Господи мой, Господи, недуги наша приемый и болезни понесый, исцели болезни сердца моего. Господи мой, Господи Иисусе, Помощниче мой, помози ми, яко изнемогает душа моя oт скорби сея. Господи мой, Господи, очи давый слепому во еже видети, даждь ми око, да узрю кротость и терпение Твое. Господи долготерпеливый, избави душу мою от нечестиваго и спаси мя ради милости Твоея.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 11

Пение всеумиленное Тебе приносяща, и сокрушенным сердцем молящася, не презри мя, о Преблагий Владыко! Отврати убо лице Твое от грех моих! Но не отврати лица Твоего от раба поющаго Тебе: Аллилуиа.

Икос 11

Христе Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека грядущаго в мир, призри на мя, грешнаго и непотребнаго раба Твоего и исправи жизнь мою по заповедям Твоим, и душу мою освяти, да принесу Ти молитву сице:
Господи Иисусе Христе, Ты Свет мира, светом Твоим осияй мя Господи мой, Господи, Ты источник жизни, даруй душе моей жизнь нетленную и утверди ю в заповедех Твоих. Господи Иисусе Христе, Ты Солнце правды, правдою Твоею согрей душу мою и озари ум мой. Господи мой, Господи, Ты наставник мой, научи мя творити волю Твою и любити Тя всем сердцем Господи мои, Господи, Ты отверзл eси очи слепому, отверзи и мне двери покаяния и, яко щедр, очисти вся грехи моя.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 12

Благодатию Твоею всесильною, утверди сердце мое в вере, надежде и любви, даруй ми покаянием и неослабленным исполнением заповедей Твоих достигнуть Царствия Небеснаго, идеже с лики апостольскими воспою: Ти Аллилуиа.

Икос 12

Ты, Пастырю добрый, рекл еси всем, и скорби и печали сущим «Друзи Мои, Аз иду ко Отцу Моему и Отцу вашему уготовити место вам, но паки прииду и возьму вас к Себе, аще заповеди Моя соблюдаете». Сему благоговейно внимая, дерзну и аз, погруженный в лютую скорбь, приступити к Тебе, сице моляся: Господи мой, Господи, Милосердый Спасителю мой, спаси мя погибающаго. Господи мой, Господи, отжени от мене тучи неверия, зла и вражды и Духом Твоим Благим настани мя на путь правды. Господи мои, Господи, утешение души моем, утеши мя в печали сущаго. Господи Боже мой, имене ради Твоего, оживи мя и правдою Твоею изведи из печали душу мою. Господи, Царю Пресильный, помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 13

О, Премилосердый и Преблагий Господи Боже, Спасителю мой, пришедый в мир для спасения падшаго человека, не возгнушайся мене паче всех человек прегрешившаго и не отврати от мене лица Твоего, но призри на лютую скорбь и печаль души моея, исцели и утверди в Свете истины и любве, да поем Ти: Аллилуиа!
О Спасе мой Премилосердый, пришедый в мир для спасения — падшаго человека, взыщи мя погибаюшаю и благодатию Твоею душу мою освяти, тело очисти и жизнь исправи но эапо-ведем Твоим, да воспою Ти чистым сердцем: Аллилуиа.
О Спасе Moй Премилостивый, призри на раба Твоего, утопающаю в мори житейских искушений и бед, и, яко же древле Петра утопающа, спаси благодатию Твоею, освяти душу и утверди на стези заповедей Твоих, да чистым сердцем и усты вопию Ти с любовию: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа

Далее читается 1-й икос и 1-й кондак

Молитва

О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимы, лица Твоею, Господи, ищем, и с Давидом во смирении душ наших зовем не отврати лица Твоею, Господи, от нас, и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Ссбе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь

Жития святых

Память 16 августа

Во дни явления Господа нашего Иисуса Христа на земле, когда, живя с человеками, Он с проповедью о Царствии Божием проходил грады и веси Иудеи и окрестных стран,»исцеляя всяк недуг и всяку язю в людех», в Эдессе, городе Сирийском по ту сторону реки Евфрата, жил князь Авгарь. Он страдал неисцельной болезнью, – проказою: снаружи его покрывали синеватые язвы; внутри он чувствовал ломоту костей и расслабление всего тела. До Авгаря достиг слух5100 о Господе Иисусе Христе и о великих чудесах, совершаемых Им, – как словом Своим Он врачует проказу, расслабление и всякую болезнь; и сильно желал Авгарь увидеть своими глазами Творца таких чудес, надеясь и сам получить от Него исцеление. А так как князь не имел возможности сам идти в Иудею, то послал просьбу Господу Иисусу, умоляя Его прийти к Нему в Эдессу. Не имея же уверенности, что просьба будет исполнена, Авгарь отправил в Палестину искусного живописца Ананию, поручив ему изобразить на иконе лицо Господа; князь желал иметь хотя ту отраду в своей болезни, что будет видеть изображение лица Христа Иисуса; столь велика была у него любовь ко Христу, внушенная верою по слуху. Послание Авгаря Господу Иисусу состояло в следующем: «Князь Эдесский Авгарь Иисусу, благому Спасителю в странах иерусалимских явившемуся, во плоти радоваться.

До меня достиг слух о Тебе и Твоих преславных чудотворениях, как без врачевства и лекарств Ты исцеляешь болезни, – слепым даешь прозрение, хромым хождение, отгоняешь от людей нечистых духов, очищаешь прокаженных, расслабленных, в течение многих лет лежащих на одре, врачуешь словом и воскрешаешь мертвых: слыша о Тебе, что Ты совершаешь столь дивные чудеса, я относительно Тебя пришел к такого рода двум заключениям: Ты или Бог, сошедший с неба, или Сын Божий. Посему я и обращаюсь к Тебе с таким смиренным молением, да потрудишься прийти ко мне и исцелить неизлечимую болезнь мою, от которой я страдаю уже много лет; дошло до меня также, что иудеи ненавидят Тебя и хотят причинить Тебе зло. Я же имею город, хотя и небольшой, но красивый и изобилующий всем; итак приходи ко мне и живи со мною в моем городе, в котором для нас обоих найдется всё потребное».

С этим посланием Авгаря живописец Анания достиг Иерусалима. Он увидел Господа Иисуса учащего на равнине среди множества людей, но не мог приблизиться к Нему по причине тесноты, производимой скученностью народа. Ожидая времени, когда разойдется народ, Анания вступил на один камень, немного возвышавшийся над землею; отсюда он внимательно всматривался в лицо Спасителя, намереваясь изобразить его; и не мог Анания сделать этого, ибо Всевидец, не благоволивший к намерению живописца, изменял лицо Свое божественною, непостижимою, недоступною для изображения руки человеческой, славою и благодатию. Долго трудился Анания, но ничего не достиг. Господь же повелел Апостолу Фоме идти и привести мужа, который, стоя на камне, изображает его лицо. Когда его подвели и он еще ничего не начал говорить, Господь подозвал его к себе по имени и, указывая на его занятие, назвал его по имени живописцем Ананиею и открыл причину его пришествия, говоря:

– Где письмо князя твоего Авгаря, которое ты принес ко мне из Эдессы?

Анания, в удивлении и ужасе от Господней прозорливости, тотчас вынул послание князя и с трепетом отдал его в руки Спасителя. Господь, прочтя послание, написал Авгарю следующее:

«Блажен ты, Авгарь, не видевший Меня и уверовавший в Меня, ибо о Мне написано, что видящие Меня не имут веры, не видящие же Меня уверуют в Меня и наследуют жизнь вечную. Ты пишешь ко Мне, чтобы Я пришел к тебе, но Мне подобает совершить то, ради чего Я послан, и, по совершении, возвратиться к Пославшему Меня Отцу. И когда Я буду вознесен к Нему, тогда пошлю к тебе одного из учеников Моих, который, совершенно исцелив тебя от твоей болезни, подаст тебе и находящимся с тобою жизнь вечную (через крещение)».

Написав такое послание Авгарю, Господь Иисус Христос запечатал его печатью, на которой находилось еврейским письмом такое начертание: Божие видение, Божественное чудо. Затем Господь, исполняя желание Авгаря и художника, приказал принести воду и, умыв пресвятое лицо Свое, отер его поданным Ему четвероконечным убрусом. И о, чудо! простая вода обратилась в краску, и на убрусе отпечаталось пресвятое подобие Божественного лица. Отдавая это изображение Анании вместе с письмом, Господь сказал:

– Неси, отдай пославшему тебя. (Это были последние дни жития Господа на земле пред Его страданиями5101.

И возвратился5102 Анания в Эдессу к князю своему и отдал ему нерукотворенное изображение на убрусе лица Христова и письмо. Взяв их, Авгарь исполнился радости и облобызал с любовью; поклонившись образу Христову, он тотчас получил облегчение в болезни, так что только малая часть проказы оставалась на лице его до того времени, когда должен был прийти к нему посланный Господом ученик.

По вольном же страдании, воскресении и вознесении на небо Господа, в Эдессу пришел, по Божественной благодати, святой Фаддей, один из семидесяти Апостолов: достаточно наставив Авгаря святой вере в Христа, святой Фаддей крестил князя; и когда Авгарь, войдя во святую купель, крестился, тотчас уничтожилась оставшаяся часть проказы, и он вышел из купели совершенно чистым, здравым телом и душою. Вместе с Авгарем крестился весь дом его и весь город, и славилось в Эдессе имя Господа нашего Иисуса Христа, единого истинного Бога. Был же на воротах Эдессы стоявший здесь исстари идол какого-то языческого божества, которому всякий, входивший в город, обязан был воздать поклонение. Этого идола Авгарь свергнул с его места и уничтожил; потом он устроил над воротами в каменной стене круглое углубление, в которое не мог попадать дождь; наложив убрус нерукотворенного образа Христова на доску не гниющего дерева, Авгарь обложил и украсил его золотом с драгоценными камнями и поставил в стене над вратами; кроме того, он сделал еще такую надпись золотыми буквами:

– Христе Боже! Всякий уповающий на Тебя не постыдится.

И повелел Авгарь всем входящим в город и исходящим из него поклоняться божественному образу Христову; он издал закон, повелевавший непременно воздавать таковую честь Господню изображению; это благочестное повеление Авгаря, огражденное законом, соблюдалось в течение многих лет: как во дни жизни его и его сына, по нем княжествовавшего в Эдессе, так и при его внуке. Затем, при одном из правнуков Авгаря, приявших княжение в Эдессе, возобновилось в городе древнее языческое нечестие: этот князь, развратившись, отступил от Христа и уклонился в идолопоклонство. Увидев на городских вратах образ Спасителя, почитаемый всеми входящими и исходящими, князь, как враг Христа, вознегодовал; он захотел сбросить со стены божественное изображение, поставив на его место идола. Узнав об этом, по особому извещению от Господа, епископ Эдессы пришел ночью с клириками к вратам города и, поднявшись по лестнице, поставил пред святым образом Христовым зажженную лампаду с деревянным маслом; потом епископ заложил святой образ глиняною доскою, а затем кирпичами и покрыл заделанное таким образом место мелом и сравнял со стеною, – так ему было повелено божественным явлением. Когда нерукотворенный образ Христов стал невидим, нечестивый князь оставил свое намерение. И, по многом времени, в памяти людей уничтожилось воспоминание о святом образе, забыто было и место его заграждения; никто не знал о нем до дня его чудесного явления после очень многих лет, совершившегося следующим образом.

Во дни благочестивого царя Иустиниана царь персидский Хозрой с большим войском подошел к Эдессе, окружил его и начал упорную и продолжительную осаду. Когда же граждане, находясь в изнеможении от недоумения и великого страха, со слезами молились Богу, в одну ночь епископу Эдессы Евлавию явилась некая пресветлая, блистающая великою славою, невеста; показывая перстом на городские ворота и место в стене, она сказала:

– Вверху этих врат сокрыт божественный нерукотворенный образ Спаса Христа; хорошо сделаешь, когда вынешь его из заграждения.

Епископ с поспешностью пошел ко вратам и, поднявшись к месту указанному в стене, нашел всё так, как было сказано ему в откровении; узнав заграждение, он раскопал его и отнял доску; и нашел пречистый и пресвятой образ Христов цел и невредим, лампаду, несмотря на то, что прошло уже столько лет, не угасшей и полной елея; а на самой доске, которою заложен был образ, отобразилось нерукотворенно другое такое же подобие Лица Христова. Епископ взял убрус с изображением Спаса и показал гражданам; и была для всех великая радость, и все исполнились мужества, уповая на Господа. Епископ, совершая усердное моление, понес образ по стенам города, являя Лицо Спасителя персидским воинам, осаждавшим город, и тотчас всё персидское войско, гонимое божественною силою, обратилось в бегство. Так Эдесса милосердием Христа Бога нашего и явлением Его нерукотворного пресвятого образа была избавлена от своих врагов.

Затем, также по прошествии многих лет, когда в Греции был царем Роман Багрянородный, прозывавшийся еще Ликапенис, разделявший власть с Константином, сыном Льва Премудрого и своим зятем, святой убрус с нерукотворенным изображением божественного Лица Христова перенесен был из Эдессы, захваченной сарацинами, в Константинополь: в те времена уже вся Сирия, в которой и находится Эдесса, была под властью сарацин. Перенесение это совершилось таким образом: царь греческий Роман, желая иметь в Царьграде бесценное сокровище (нерукотворенный образ Спаса) много раз посылал к эмиру Сарацинскому просьбу отдать ему нерукотворный образ Христов. Эмир же, упрашиваемый эдесскими христианами, не хотел отдать образа, и возникла война: царь Роман послал в Эдессу свое войско и стеснил город, опустошая окрестности. Тогда эдессяне послали к царю греческому просьбу о прекращении войны; царь же просил у них образ Христов. Эмир же сарацинский, под властью коего была Эдесса, не хотел отдать даром; царь же христианский, движимый великим желанием иметь у себя нерукотворный образ Христов, дал эмиру двенадцать тысяч сребреников в возвратил из плена греческого двести знатных сарацин, к этому он присоединил еще свое царское за золотой печатью писание, обещая никогда не поднимать войны ни на Эдессу, ни на его окрестные города. Получив через это желаемое, царь принял нерукотворенный образ Христов и с ним вместе и то послание, которое, как замечено выше, Господь наш Иисус Христос написал Авгарю, князю эдесскому; руками архиереев и прочих честных мужей духовного чина святой образ был перенесен в Царьград. По пути и в самом Царьграде от честного образа совершались многие чудеса: исцелялись всякие недуги, – слепые прозревали, глухие слышали, хромые ходили и бесы изгонялись. Один же бесноватый восклицал:

– Восприими, Константинополь, твою славу и веселие, а ты, Порфирородный, честь твоего царства.

Так взывая, человек этот исцелился от беснования.

Празднование перенесения нерукотворного образа Христова установлено в 16 день августа месяца, когда именно Его приял с великою честью и торжеством царствующий город и поставил в церкви Пресвятой Богородицы Фаросской5103 на защищение граду и во славу Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом славимого ныне и присно и во веки веков. Аминь5104.

Тропарь, глас 2:

Пречистому Твоему образу поклоняемся Благий, просяще прощения прегрешений наших Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак, глас 2:

Неизреченного и божественного Твоего к человеком смотрения, неописанное Слово Отчее, и образ неписанный и богописанный победителен ведуще неложнаго Твоего воплощения, почитаем того лобызающе.

Святой Мандилион (Нерукотворный образ Иисуса Христа на убрусе) с историей обретения в раме.; Византия; XII в.; местонахождение: Италия. Генуя. Армянская церковь Св. Варфоломея

Месяца августа в 16 день. Перенесение нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа из Эдессы в Царьград

Господи, благослови, отче!

1. Авгарь, прослышав о чудесных исцелениях Христа в Иерусалиме, посылает к Нему с письмом Анания

Необходимо побеседовать именно о самой благодати бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Когда он сотворил прекрасно много чудес и всем народам стало известно об Иисусе, услышал об этом Авгар, князь эдесский, который страдал от черной проказы и неприятной немощи. И пожелав своими глазами видеть самого Создателя и не будучи в состоянии, Авгар послал к Иисусу умоляющее послание, говоря в нем так: «Я слышал о тебе, господи, и о твоих исцелениях, совершаемых лишь словом. Ты даешь исцеление болящим: слепым — прозрение, хромым — возможность ходить, глухим — слышать. Очищаешь прокаженных и мучимых долговременными недугами исцеляешь. И кровоточивую женщину, прикоснувшуюся к одеждам твоим, ты исцелил и мертвых воскрешаешь. И я услышал, и понял сердцем своим, что ты один из двух, сошедший с небес, и что ты — Сын божий. Слышу же и то, господи, что иудеи ропщут на тебя и хотят убить. Город же мой невелик, а люди в нем добры. И его будет достаточно нам обоим».

2. Анания, придя в Иерусалим и встретив Христа проповедующего в храме, пытается Его изобразить на плате

Говорит Иисус Анании, посланному Авгаром к Иисусу: «Знай впредь, за то, что, не видев меня, уверовал, здоровье тебе уготовано. Я послан исполнить всю правду, а потом предстоит мне взойти туда, откуда я снизошел. И вот, пошлю я к тебе одного из учеников моих — Фаддея, дабы недуг твой он исцелил».

Когда Авгар услышал такие слова, он послал писца, искусного в писании икон, в Иерусалим, дабы он написал образ Иисусов тайно на плащанице. И пришел Лука в Иерусалим, и вошел в собрание, где Иисус учил, и, встав в удаленном месте, стал писать образ Иисусова лика природными красками, недоумевая, как ему удастся постигнуть непостижимое божественное Слово. Однако тайноведец происходящее тайно сделал явным. И тотчас Иисус воззвал, говоря: «Лука, Лука, Авгаров посол, дай мне плащаницу, что принес от Авгара».

3. Христос, видя тщету Анании, просит пренести воды и омывает ею лице Свое

И вошел Лука в собрание, и отдал Иисусу плащаницу. И тотчас воды попросил Иисус и омыл пречистое и божественное свое лицо водою, а плащаницею отерся. О чудо, выше ума, превосходящее разум! Простая та вода преобразовалась в краски и, скатившись, закрепилась на плащанице, и явился образ Иисусов на плащанице, так что ужаснулись и в страхе все были. И отдал его Иисус Фаддею апостолу и послал его в град Эдессу, где лежал Авгар болящий на одре шесть лет. И отправились Лука-посол с Фаддеем, неся нерукотворенный образ. И пришли они в место, называемое Иераполь, и остановились за городом в гостинице. И опасаясь, спрятали образ Господень между двух глиняных плит.

4.Отерев Лик убрусом от Анании, Христос передает ему Мандилион и письмо для царя Авгаря

И явился столп огненный с небес, и встал над тем местом, где был спрятанный образ Господень. Когда же стража увидела такое чудо, завопила громким голосом. И когда услышали все люди в городе, всполошились, и было смятение великое в городе. Фаддей же и Лука быстро взяли образ Господень и отправились в путь свой. Когда же пришли горожане на место, где стоял огненный столп, ужаснулись и пали ниц и, взглянув, увидели, что отпечатался тот образ Господень на одном из камней. Они же, горожане, взяв этот отпечаток, понесли в город. И когда они вошли в городские ворота, вот, стали собираться слепые, хромые, бесноватые и прокаженные, кричащие и взывающие: «Иисус, Спас бога вышнего, помилуй нас!» И, прикасаясь к подобию образа Господня, получали исцеление. Когда же увидели горожане те преславное это чудо, то прославили всемилостивого бога и уверовали в святую Троицу, Отца, и Сына, и Святого Духа.

5. Царь Эдесский Авгарь получает письмо и Убрус от Анании

Когда же Фаддей с послом подошли к городу Эдессе и были за версту от него, появился некий хромец ползающий и, увидев апостолов господних, закричал, говоря: «Помилуй меня!» И прикоснулся апостол господень, который нес образ господень, к нему, и тотчас же вскочил хромой и побежал быстро в город впереди апостолов. И, увидев его, все горожане дивились, говоря: «Не это ли сын той вдовицы, что ползал на коленках?» Одни говорили: «Он», а другие: «Похож на него». И быстро доложили о нем князю Авгару. И он призвал его к себе и спросил его: «Кто тебя исцелил?» Ответил юноша, сказав: «Когда я был за версту от города и просил у прохожих милостыню, некий человек шел по дороге с другом. Я стал просить у них милостыню. И один из них прикоснулся ко мне, и, вскочив, я выздоровел совсем, каким ты меня и видишь».

6. Царь Авгарь повелевает сокрушить идолов с городских врат и расположить на них Нерукотворный Образ Христа

Авгар же подумал, что это — Христос, и послал множество слуг навстречу. И идя, они встретили апостолов, несущих образ Спасов нерукотворенный. И когда они пришли в палату к Авгару, где он лежал на одре немощный шесть лет, Авгар, увидев убрус, на нем образ Иисуса Христа, тотчас захотел от радости как бы привстать с одра, на котором лежал. И тут же вскочил с одра и сделался здоровым в один миг всем телом, как будто и не болел никогда. И он освободился от неисцелимых страданий, и пал пред пречистым образом, и стал с любовью класть поклоны. И потом сказал Авгар апостолу Фаддею: «Что мне следует делать?» И сказал ему апостол: «Крестись!» И он крестился в граде Эдессе с женою и с детьми, и всех, относящихся к дому его, крестил апостол. И весь город его крестился во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Пречистую же ту и чудную плащаницу, на которой образ Христов, князь Авгар повелел над вратами городскими, оборудовав почетное и хорошо сделанное место, устроить. Он отдал приказ, чтобы всякий человек, входящий в город или выходящий, сперва святому и честному образу поклонился, а потом вошел в город или вышел, написав так над ним: «Владыка многомилосердный, Христос, боже наш, надежда для всех стран света, помилуй нас, ибо в тебя веруем. Всякий, надеящийся на тебя, не ошибется в ожиданиях».

7. Епископ Евлалий по велению Господнему, возжигает лампаду перед Образом и скрывает его в городской стене

Потом же, когда прошло много лет, некий идолопоклонник стал властителем града того; он захотел божественную икону ту Христову уничтожить, поставив вместо нее бесовское изваяние мерзких идолов. Узнав об этом, епископ града того задумал замысел. Поскольку место было округлым, как бы в виде каменного свода там, где был образ Спасов, то епископ ночью, когда никто не знал, зажег светильник пред божественным образом и заложил кирпичом. Плитами и известью снаружи изображение иконы он оградил и сделал стену ровной. И поскольку невидимой стала икона, отступил от умысла нечестивый. «Почему, — сказал он, — невидимо стало такое сокровище?»

8. Чудо обретения Керамиона во время извлечения Образа епископом Евлалием из городской стены

Потом же, через много лет, пришли персы и захотели взять Эдесский град штурмом. Горожане же возопили к богу со слезами, прося милости и помощи у него. И тотчас вскоре освобождение обрели. В одну из ночей Евлалию, епископу того града Эдесского, явилась в видении жена светоносная, говоря ему: «Над вратами градскими сокрыт образ нерукотворенный Спаса Христа. Взяв же его, быстро от бед избавишь град сей и народ его». И показала ему то место. Епископ же с радостью великой, как только стало светать, разобрал ограждение и обрел пречистый образ Христов нерукотворенный и горящий светильник. На кирпиче же, заложенном для сохранения иконы, другое изображение, не отличимое от первого, запечатлелось. О чудо! За столько лет светильник тот не угас, а сокровище то не было обнаружено. Когда же епископ взял пречистую икону и встал над вратами града и воздел руку вверх, держа в руке тот честной и нерукотворенный образ Христов, как будто огнем стали гонимы персы. И так пострадав, посрамленные персы отступили от града Эдесского. Одни умерли, другие были побиты.

9. Чудо избавления от нашествия персов на Эдессу. Епископ Евлалий обносит Нерукотворным Образом стены города

Но была Божия воля, чтобы сей святой образ господень пребывал в славном и богохранимом граде Константинополе. Бывший тогда у власти Роман, греческий царь, послал две тысячи литр злата и десять тысяч серебра и двести сарацин, мужей знатных, к владельцу Эдесского града, чтобы он послал к нему пречистую ту икону, образ Господень, и долговременный мир он даст ему, если получит желаемое. Царь послал в Эдесский град за изумительным, и чудным, и достохвальным сокровищем сто епископов, две тысячи и шестьсот священников, а диаконов сорок тысяч, а игумнов, и черноризцев, и монахов, кто же может назвать число. И придя в Эдесский град, взяли тот пречистый образ Господень, со слезами умоляя, и псалмами, и песнями взывая: «О владыко, господи, помилуй!» И когда они приблизились к греческой стране, стало известно царю и патриарху, что уже приблизились они с образом нерукотворенным.

10. Перенесение Нерукотворного Образа из Эдессы в Царьград и Чудо избавления от демона

Вышел царь со всеми сановниками, и патриарх со всем клиром, и весь народ — бесчисленное множество мужчин и женщин. Покрыли море корабли со свечами и воскурениями благовонными. И когда сошлись, стали возглашать они: «Слава тебе, многомилостивый владыка, пожелавший прийти к нам, недостойным рабам твоим! Слава тебе, прещедрый господи, давший возможность нам грешным поклониться пречистому образу твоему! Слава, Христос, твоей воле, ибо устраиваешь все на пользу и для спасения рода человеческого!» И когда вошли все в город, понес патриарх над головой ковчег златой, в котором было сокровище дороже всего мира. Народ же, идущий вослед, возглашал: «Господи, помилуй!» А другие пели песнопения различные: «Христос приходящий явственно бог наш!» Иные громогласно возглашали: «Радуйся, град Константина! Вот царь, избавитель твой пришел. Не на осленке, как прежде, в Иерусалим, ныне же на пречистой иконе, желая спасти нас от заблуждения злых идолов». Многие же больные без числа исцеление обрели: слепые прозрели, глухие стали слышать, хромые быстрее серны стали бегать, немые заговорили, и все бесноватые исцеление обрели. Все же возглашали громким голосом: «Прими, — говорили, — град Константина, славу и радость. И ты, Роман — царь Багрянородный, царство свое упрочь!» И вошли в церковь Премудрости Божией в 16 день августа, и это сокровище честное приняли.

Вид иконы без оклада

Ему же царь, и святитель, и просто все множество с радостью поклонились и, поцеловав, положили в раке златокованой. И отсюда — светлое торжество пришествия божественному изображению богочеловеческого образа Христа, истинного бога нашего, совершая, празднуем, славу ему воссылая с Отцом и Святым Духом.

Древнерусская литература. Антология.
Историко-литературный сайт (http://old-ru.ru/)

Читать:
Канон Нерукотворному образу Господа нашего Иисуса Христа

Икона «Спас нерукотворный» считается одним из самых первых христианских изображений, на котором увековечили лик Иисуса Христа. Значение этого образа очень важно для православных верующих, его нередко приравнивают по значению к кресту и распятию. Верующие всегда интересуются значением этой иконы, а также от чего защищает икона «Спас нерукотворный».

История святого Лика

Образ Христа «Спас нерукотворный» имеет особо значение для иконописи. Эта икона имеет два варианта создания — на платке (Мандилиона), на плите (Керамион). Легенда появления образа гласит, что в своем время царь Авгарь заболел проказой и попросил Иисуса исцелить его. Спаситель написал ему ответное письмо, но излечение не наступало.

Поэтому Авгарь отправил своего слугу, чтобы тот нарисовал портрет Иисуса. Видя неудачные попытки художника, Сын Божий попросил принести ему чистое полотенце и воду. Умывшись, он запечатлел свое отражение на куске ткани. Когда слуга царя возвращался домой, он остановился на ночь в городе Иераполь и спрятал платок с ликом Христа в куче камней. Наутро на одном из них отпечатался образ Спасителя. Когда царь Авгарь прикоснулся к святому Лику, исцеление больного произошло сразу же.

Мандилиона и Керамион были доставление в Константинополь, а по истечению продолжительного времени попали и на территорию Руси. Образ Иисуса на платке имеет немного большее значение, чем на черепице. Но помощь обязательно приходит ко всем, кто молится перед этим чудотворными изображениями.

«Спас нерукотворный», значение иконы

Этот чудотворный лик Христа имеет несколько особенностей:

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

  • именно эта икона является обязательным элементом программы обучения иконописцев и их первой самостоятельной работой;
  • это единственное изображение Иисуса Христа с нимбом, замкнутого типа. Это символизирует гармонию и завершенность мирового устройства;
  • симметричность изображения лица Спасителя. Только глаза слегка скошены на бок для более живой картины. Симметрия иконы означает симметричность всего, что создает Господь;
  • святой Лик не выражает страдание или боль. В нем читается спокойствие, равновесие и чистота, свобода от всяких эмоций. Этот образ часто ассоциируют с понятием «чистая красота»;
  • на иконе изображен портрет Иисуса Христа, одна его голова без плеч. Эту особенность трактуют по-разному. Голова еще раз подчеркивает главенство души над телом, а также напоминает, что главным в церковно жизни остается Сын Божий.

Икона «Спас нерукотворный» — это единственное изображение лица Спасителя. Все остальные святые Лики демонстрируют Его в движении и во весь рост.

О чем молятся иконе «Спас нерукотворный»:

  • об исцелении от тяжелых болезней;
  • для получения милости себе и своим близким;
  • чтобы укрепить физические и духовные силы;
  • для избавления от глупых мыслей и жизненных бед;
  • чтобы получить помощь в решении проблем и найти правильный путь.

Перед началом прошения о помощи Спасителя, возле его образа необходимо покаяться и обязательно прочесть молитву «Отче наш».

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о нерукотворном образе Спаса:

«Именно такой веры ждет от нас Бог.» Однажды поздним вечером в одном из домов вспыхнул пожар. Вся семья – отец, мать и дети – потрясенные происходящим, выбежали на улицу и смотрели на разгорающийся огонь. И вдруг все поняли, что среди них нет самого младшего члена семьи – пятилетнего сынишки.Скорее всего,… ВЫРОСШИЕ ПАЛЬЦЫ НАЗАРА СТАДНИЧЕНКО. ЧУДЕСА СВЯТОГО ЛУКИ Чудо произошло с Назаром в 2001 году. Когда Назар Стадниченко учился в пятом классе музыкальной школы, он понял, что хочет стать пианистом и связать свою жизнь с музыкой. Почти все свое время он уделял музыке. Но однажды в Феодосии, где мальчик гостил у бабушки, он прихлопнул тÑ… НАСТАВЛЕНИЯ – ДАР БЕЗЦЕННЫЙ. СХИИГУМЕН ИЕРОНИМ САНАКСАРСКИЙ. — Не знаешь как правильно поступить? – Проси Ангела-хранителя. Придет благая мысль и положит на сердце как поступить. На сердце станет легко, будет мир. Если страх и тревога – дела не предпринимай.- Начинаешь любое дело – стань на восток и помолись.- Как вымолить детей?… В БЕЛОРУССКОМ МОНАСТЫРЕ НА СТЕНЕ ПОЯВИЛСЯ НЕРУКОТВОРНЫЙ ЛИК ХРИСТА На стене разрушенного монастыря появился нерукотворный лик Христа — такой же, как на знаменитой Туринской плащанице.Чудо произошло в Свято-Успенском монастыре на границе Беларуси и России. Засиявший на стене образ Христа, словно две капли воды, похож на знаменитый плат Ð…

Спас Нерукотворный — икона, появившаяся при земной жизни Иисуса Христа. Образ Спаса Нерукотворного изображает только лик Христа, значение и символизм иконы акцентирует внимание на главной цели христианина — установлении личных отношений с Богом. Это образ, говорящий именно о личности, а не о деятельности Христа. В отличие от повествовательных икон, здесь Христос находится в прямом контакте, «лицом к лицу».

Почему Нерукотворный или История возникновения образа

Образ возник на полотенце (плате), которым утирал лик Иисус Христос, увидев, что присланный из Едессы Анания (Ханаан) собирается писать Его портрет. Ананию прислал больной проказой правитель Авгарь V Ухама с просьбой к Иисусу об исцелении. Анании было также поручено написать портрет Христа и принести его Авгарю, если Иисус прийти не сможет.

Важно! Икона Спаса Нерукотворного не имеет автора: ее явление — одно из важнейших чудес, совершившихся во время земной жизни Иисуса Христа.

Найдя Иисуса в толпе слушающих Его проповедь, Анания встал на камень и приготовился писать. Увидевший это Христос умылся водой и утер лик платом, на котором запечатлелся Его лик.

Нерукотворный Образ (Убрус) Господа Иисуса Христа

Этот платок Анания отвез своему правителю, который образом Христовым был исцелен от проказы. Но не до конца — на лице его следы болезни оставались до тех пор, пока он не принял христианство и не поместил дарованный ему Спасителем образ над воротами города, свергнув висевшего там прежде идола.

Потомок Авгаря, вновь впавший в идолопоклонство, пытался уничтожить чудотворный образ. Икону сохранил местный епископ: он замуровал плат в городской стене. Место, где она была сохранена, было забыто жителями Едессы.

Важные события или Празднование в честь иконы

Церковь чтит образ Спаса Нерукотворного ежегодно 16 августа по новому стилю. В этот день на службе читается акафист этой иконе, поются молитвы, обращенные к ней. Дата выбрана неслучайно: 16 августа 944 года образ был перевезен в Константинополь. Его выкупили у Едессы Константин Багрянородный и Роман I.

За 400 лет до этого при осаде Едессы персами образ Спаса Нерукотворного был вновь обретен. Место, где была скрыта икона местному епископу указала Богородица. При вскрытии ниши в городской стене, оказалось, что образ неповрежденным сохранился на плате и запечатлелся на глиняной доске.

Деревянная резная икона «Спас Нерукотворный»

Жители города пронесли образ по крепостной стене с молитвой. Неприятель отступил. Едесса же стала ежегодно чтить святой образ.

В Константинополе реликвия находилась в Фаросском храме Божией Матери. Точная история первой иконы Спаса Нерукотворного неизвестна: есть только предания. Согласно одному из них он был похищен крестоносцами в XIII веке, но увозивший его корабль затонул. Другое предание гласит, что плат перевезли в XIV веке в Геную.

Сейчас никто не знает, где находится реликвия.

Самые известные иконы Спаса Нерукотворного

В собрании Третьяковской галереи находится двусторонний образ работы новгородских мастеров XII века, с одной стороны которого Спас на чрепии, а с другой — Прославление Креста. Спас Нерукотворный в версии новгородской иконы XII века — один из наиболее известных списков с Едесской реликвии.

Спас Нерукотворный — первая работа каждого окончившего обучение иконописца.

Еще один особо чтимый Русской Православной Церковью список Нерукотворного Образа происходит с вятской земли. Он был перевезен в Москву из города Хлынова царем Алексеем Михайловичем. Произошло это тогда, когда на Руси свирепствовала моровая язва, от чего город Хлынов защитила икона Спаса Нерукотворного. Список с вятского образа был воссоздан над воротами тогда еще Фроловской, а в последствии — Спасской башни Московского Кремля.

Надвратная икона Спасителя на Спасской башне Московского Кремля

По легенде, во время крушения под Харьковом поезда император Александр III удерживал на своих плечах рушащийся вагон, в чем ему помогла икона Спаса Нерукотворного, которую он имел при себе.

Помолиться перед иконой Господа нашего Иисуса Христа «Спас Нерукотворный» можно обо всем, что важно для верующего. Полноценная духовная жизнь невозможна без молитвы и душе необходимы все четыре ее вида: хвалебная, просительная, покаянная и благодарственная.

Совет! Самой простой молитвой, запомнить которую под силу любому человеку, считается Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Икона Спас Нерукотворный

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *