Иконы ярославля

Об обстоятельствах прославления Казанской (Ярославской) иконы Божией Матери известно следующее.

В 1588 году одному благочестивому христианину по имени Герасим, страстно желавшему иметь у себя икону Успения Пресвятой Богородицы, во сне явилась Богоматерь и сказала ему: «Герасим, в Казани, в торговом дворе у одного юноши на левой стороне в его лавке есть Моя икона. Возьми ее у юноши, и благодатью Сына Моего и Бога она станет источником чудес. Иди с иконой в город Романов и скажи жителям, чтобы храм во имя Рождества Моего, который был перенесен ими на гору, они вернули на прежнее место – под гору и назвали его во имя принесенной тобой иконы. Сам же оставайся в городе Романове до кончины твоей».

Герасим выполнил волю Божией Матери, отыскав святую икону в указанном месте. Как только взял он в руки образ, правая рука его (давно болевшая) сразу же исцелилась. С чудотворной иконой отправился Герасим в Романов и все исполнил по повелению Пресвятой Богородицы. Двадцать один год пребывала Казанская икона в храме.

Однако после того, как город в 1609 году был взят литовцами, святой образ был увезен неким литовским офицером в Ярославль. Жители города предлагали офицеру большую сумму денег за икону, но он долго не соглашался, и только через некоторое время принес образ одному из старейших граждан Ярославля – Василию Лыткину. Икона была торжественно перенесена в загородный приходской храм Похвалы Богоматери. Во время очередного нападения на город польских войск, святыню перенесли внутрь города и поместили в церкви Рождества Христова, на берегу Волги. Пресвятая Богородица дважды являлась диакону Елеазару, повелевая воздвигнуть в честь Ее иконы храм, который и был сооружен у земляного вала с приступной стороны. От перенесенной в новый храм чудотворной Казанской иконы совершались многочисленные чудеса. При храме позднее был создан женский монастырь, в котором поселились 72 сестры из разоренной поляками Ярославской женской обители.

В 1610 году жители Романова обратились к царю Василию Иоанновичу Шуйскому с просьбой разрешить вернуть икону из Ярославля обратно в Романов. Однако после того, как в Ярославле от чудотворной иконы произошли два чудесных исцеления – полупарализованной инокини Анисии и умалишенного посадского человека Константина, ярославцы дерзнули просить монарха оставить икону у них. После подробного исследования свершившихся чудес было решено оставить икону в Ярославле, а в Романов отправить точный список с образа, украсив его окладом, подобным тому, который находился на самой чудотворной иконе. 2 марта 1611 года список с почестями был перенесен в Романов и помещен в Казанской церкви, где прежде стояла чудотворная икона. Сам же чудотворный образ каждый год переносился из Ярославля в Романов.

Празднование Ил. 8

Икона Божией Матери Ярославская в Успенском Кафедральном Соборе

Ярославская земля, как и вся Святая Русь, никогда не оставалась без покрова и благодатной помощи Пресвятой Богородицы. Свидетельствами сей заботы о Ярославском крае стали Ее чудотворные иконы: Ярославская, Толгская, Ярославская-Казанская, Югская, Ярославская-Смоленская, Ярославская-Печерская, явленные горожанам в разное время. Самой древней и почитаемой из них считается Ярославская икона Богоматери, принесенная святыми князьями, братьями Василием и Константином в середине 13 века — в тяжкую для Руси годину татаро-монгольского нашествия. Кровь лилась реками, грады и селения пылали в огне. Ярославль цепенел от ужаса. Родные братья Василий и Константин, ставшие духовным украшением Ярославской земли, явили пред лицом всей Руси образ духовного братства во Христе. Знаменательно, что братья-князья не принимали участия ни в каких междоусобных распрях. Во времена скорбных междоусобиц, которые раздирали тело Русской земли и позволяли татарам пленить Русь, этот пример братолюбия стал основанием и образом единения Русской земли.

Принесение образа Богоматери в Ярославскую землю носило обетный характер благодарности Пресвятой Богородице за спасение во время Ситской битвы (4 марта 1238 г.) — одной из самых драматических битв русской истории, ставшей духовным рубежом и символом национального сопротивления. Принесение иконы было воспринято как особое чудесное явление милости Богородицы, простирающей всем концем ярославской земли руку помощи в борьбе с иноплеменниками. Именно поэтому сам день празднования иконы — 21 июня — еще в старину стали называть «Явление иконы Пресвятой Богородицы Ярославския». Ярославская икона Божией Матери стала своего рода памятником борьбе народа с татаро-монгольским игом. Она исполнила особую миссию Утешительницы православных в тяжкое время. Божия Матерь, через Свой образ, разделила народную тугу. Само ее явление утверждало горожан в том, что последние времена еще не пришли на Святую Русь. Наша Помощница, Заступница и Утешительница — любвеобильнее и нежнее всякой матери. Предстоя у Престола Божия, Она неусыпно и горячо молится за нас. Все, кто хоть раз обращался к ней в трудную минуту, по опыту знают силу ее заступления. Усердными молитвенниками перед Ярославской иконой за землю русскую были святые благоверные князья Феодор, Давид и Константин. На поклонение Ярославской иконе Божией Матери и святым мощам своих предков приезжал Государь всей Русской Земли Иоанн III. Перед ликом Ярославской Богоматери проходили важнейшие события истории России. В Смутное время, когда Москва находилась в пленении польских захватчиков, Ярославль стал временной столицей государства. Здесь располагался так называемый «Совет всея Земли», при котором Богоматерь «Ярославская» становится главной моленной иконой Руси. 28 июля 1612 года в Ярославле завершилось формирование народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и князя Димитрия Пожарского. 20 000 ополченцев перед ликом Ярославской Богоматери приняли благословение от Ростовского митрополита Кирилла и двинулись на Москву.

Освобождение первопрестольной по молитвам Царицы Небесной положило начало новой странице истории Российского Государства. Именно здесь, в Ярославле, 21 марта 1613 года Ярославская икона Божией Матери встретила юного, только что избранного на престол царя Михаила Федоровича Романова. После молитвы перед чудотворным образом он послал грамоту в Земскую Думу, извещая о своем согласии принять царский венец. Спустя три века, в год трехсотлетия Дома Романовых, у этой же иконы молился последний Русский Государь-страстотерпец Николай Александрович, посетивший Ярославль в 1913 году. В разные годы пламенные молитвы Царице Небесной перед ее Ярославским образом возносили: святитель Димитрий Ростовский, святитель Агафангел и святитель Тихон — Патриарх Московский и всея России. Наконец и в наши дни ярославцы имеют возможность вкусить от источника благодати. С раннего утра до позднего вечера не иссякает поток богомольцев к древнему чудотворному списку иконы Ярославской Богоматери, в настоящее время находящемуся в Успенском Кафедральном Соборе города Ярославля. Воспоминая подвиг братолюбия святых благоверных князей Василия и Константина, православные из поколения в поколение продолжают обращать свои молитвы перед Ярославской иконой Божией Матери о любви, согласии и мире в семье. Возобновляется традиция получения молодоженами благословения на супружество перед образом Великой Заступницы. С горячей верой мы обращаемся к Божией Матери: Настави нас заблудших на путь правый, исцели страждующих и скорбящих, соблюди нас в непорочном и целомудренном житии. И якоже древле, тако и ныне избави нас от нашествия иноплеменников, междоусобной брани и всякого душепагубного обстояния. Устрой нам, молитвами твоими, все благая и полезная. В любви и единомыслии супружество утверди и от всех злых и бедственных обстояний избави. Мы ее просим и мы веруем в Ее материнскую помощь, говоря из глубины нашего сердца: Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице.

Почти одновременно с возвращением Русской Православной Церкви древнего храма Спаса-на-Городу, задолго до строительства современного Успенского Кафедрального Собора, в еще совсем разоренной и поруганной Спасской церкви появился образ Пресвятой Богородицы Ярославская — икона, по благословению тогдашнего правящего архиерея, архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, была временно помещена в храм до момента воссоздания главного соборного храма нашей митрополии. Образ Пресвятой Богородицы бережно хранился в Спасонагородском храме целых 7 лет. В августе 2010 года торжественным крестным ходом Ярославская икона Божией Матери была перенесена в восстановленный Кафедральный Собор и помещена на западной стороне одного из столпов. Стоит отметить, что в это время Спасский приход на собранные средства приобрел и подарил Успенскому Кафедральному собору большой золоченый подсвечник, который и сейчас стоит перед Ярославской иконой Пресвятой Богородицы.

Образ Божией Матери Ярославская в жемчужной ризе


Сразу же после перенесения Ярославской иконы Богородицы в Соборный Храм приход храма Спаса-на-Городу начал писать новый образ Богоматери Ярославская в лучших традициях иконописной школы. Одновременно с собиранием средств на новую икону, с 2009 года началась работа и по устройству жемчужной ризы, которая завершилась 27 ноября 2016 года, когда риза была одета на икону и помещена в величественный дубовый киот.

Происходит из Успенского собора в Ярославле.
Реставрировалась в 1977 г. Е. П. Юдиной.

Празднование иконе Богоматери Ярославской приходится на 8/21 июня — день обретения мощей живших в XIII веке святых ярославских князей Василия и Константина, которым, по преданию, принадлежал чудотворный образ. Об истории этого образа сохранилось очень мало сведений. Утрачена и сама древняя святыня. О почитании иконы Богоматери Ярославской свидетельствуют лишь многочисленные списки, созданные на протяжении XV–XVI веков. Публикуемая икона происходит из Успенского кафедрального собора в Ярославле и является самой ранней из сохранившихся в городе икон Богоматери Ярославской. Именно ее считали моленным образом ярославских князей. Икона была вставлена в раму, написанную в 1803 году иконописцем Иваном Смирновым, с изображением князей Василия и Константина и клеймами чудес от почитаемых икон Богоматери.

Памятник относится к иконографическому типу Умиления. Его особенностью является изображение Младенца Христа, прильнувшего к щеке Богоматери. Образ Богоматери на ярославской иконе исполнен нежности и печали. Дева Мария бережно прижимает к себе Младенца, прикрывая его краем мафория, а Младенец доверчиво касается рукой подбородка Богоматери. Колорит иконы отличается строгостью: темно-вишневый и темно-зеленый цвета контрастируют с охрой и золотом. Силуэт Младенца подчеркнут линией тонкой золотой обводки. Разделки одежд на иконе графичны — на мафории Богоматери это прямые ломкие линии, на одеждах Младенца — более мягкие и плавные. При небольших размерах икона выглядит монументально. Возможно, она повторяет какие-то черты древней святыни.

Особенностью публикуемой иконы Богоматери Ярославской является цветовое решение одежд Младенца. На всех ранних иконах этого типа, датируемых XV веком, Христос одет в белый с редким цветочным орнаментом хитон и охристый с золотыми разделками гиматий. На иконе из Успенского собора Христос облачен в длинный охристый хитон с рукавами разного цвета (правый — темно-зеленый, а левый — охристый). Можно предположить, что иконописец, создавший этот образ, не видел древней иконы, а пользовался прорисями и поэтому не совсем верно воспроизвел одежды Младенца.

Авторы:Т.Е. КАЗАКЕВИЧ.А.Ш.

Находится на ул. Малая Пролетарская (бывш. Федоровский пер.), 59. Приход состоит из двух храмов — летнего Федоровского и зимнего Никольского.

5 фотоСмотреть фотогалерею 5 фото Церковь Федоровская из

Пятиглавый каменный холодный храм в честь Федоровской иконы Божией Матери сооружен в 1687 на месте, где стоял дом одного из горожан, который «своим двором поступился под церковь каменную пресвятыя Богородицы». За образец был выбран храм Вознесения Господня. Работы велись «всем народом», «покров и главы довершил своим иждивением един от жителей прихода сего» земский староста Родион Леонтьев Еремин. В 1736 с запада к храму была пристроена закрытая паперть с высоким крыльцом. Позднее с южной стороны паперти был устроен придел в честь Тихвинской иконы Богоматери. Внешний декор церкви весьма скромен. Основным украшением стен является широкий пояс из двенадцати профилированных кирпичных рядов, на который опираются завершающие стены декоративные полукружия.

В 1715—1716 на средства посадского Ивана Данилова Еремина интерьер Федоровской церкви был расписан ярославскими мастерами во главе с Федором Игнатьевым и Федором Федоровым. В 1862 стенопись была частично прописана клеевыми красками. Декоративно-композиционная система Федоровской росписи в основном следует традициям, сложившимся в ярославской монументальной живописи в конце XVII в. и нашедшим наиболее совершенное воплощение в росписи соседней церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Стенопись церкви Федоровской Богоматери состоит из 438 сюжетных клейм, сгруппированных в 25 иконографических циклов. Паперть церкви не была расписана.

В центральном куполе помещено изображение Вседержителя с раскрытым Евангелием. В барабане 8 праотцев в рост и 16 ветхозаветных пророков. На парусах написаны евангелисты, между ними «Спас на убрусе», «Богоматерь Знамение» и ангелы с зерцалами. На восточной подкупольной арке «Троица Ветхозаветная», на западной — «Сошествие Святого Духа». В куполе юго-западного барабана фреска «Христос Архиерей», на подпружных арках композиции «Достойно есть», «Христос и самарянка» и «Богоявление»; в северо-западном куполе «Николай Чудотворец в митре», на подпружных арках «Похвала Богородице», «Жены мироносицы» и «Вход в Иерусалим». Своды украшены изображениями праздников: северо-восточный — Благовещения и Рождества Богородицы (с апокрифическими сценами), юго-восточный — Рождества Христова и Сретения; на западном своде помещена композиция «София созда себе дом».

Подпружные арки и столпы заняты 46 сценами деяний апостольских. В нижней части столпов, на восточных их сторонах, написаны два оригинальных изображения полуфигур Христа и Богородицы в пышных медальонах из цветочных гирлянд, напоминающих оформление парадных царских портретов того времени. На южном столпе это «Богоматерь цвет неувядаемый», на северном — «Христос с мечом во устах».

Стены храма разделены киноварными разгранками на 6 ярусов. Пять верхних шириной 1,25 — 2 м заняты сюжетными фризами, шестой (1,3 м) — орнамент из вьющихся красновато-коричневых стеблей и листьев и зелено-голубоватых цветов. На западной стене в этом ярусе вместо орнамента даны 6 картин на сюжеты «Песни Песней». В крупных люнетах стен, образующих верхний ярус, располагаются многофигурные композиции праздников, среди которых преобладают праздники богородичного цикла — «Живоносный источник», «Покров», «Собор Богородицы» и «Введение во храм». В остальных сюжетных фризах тематические циклы следуют один за другим непрерывно, начинаясь в одном ярусе и переходя в другой. Второй ярус посвящен евангельской тематике, сюда же включены 6 композиций «Молитвы Господней». В третьем ярусе представлены четыре тематических цикла: «Заповеди блаженств» (9 клейм), «Символ веры» (12 клейм), притчи (10 клейм) и «Страсти Христовы» (5 клейм). Страстной цикл вместе с «Явлениями воскресшего Христа» продолжается в 30 клеймах четвертого яруса. Пятый ярус посвящен чудесам Богородицы и ее прославлению, на северной стене эту тему дополняют сцены из жития Иоанна Многострадального (небесного патрона заказчика росписи Ивана Еремина) и жития Николая Чудотворца.

Большим своеобразием отмечено декоративное оформление 16 больших окон храма. На подоконниках в круглых медальонах изображены 16 ветхозаветных пророков в царских коронах. В оконных арках традиционные эмблемы ангелов, Спаса на убрусе и Иоанна Предтечи помещены только на западной стене. На северной и южной стенах впервые в Ярославле однофигурные эмблемы заменены сложными сюжетными. На южной стене это композиции «Не рыдай мене, мати», «Недреманое око», «Явление Моисею неопалимой купины» и «Огненное восхождение Илии Пророка», на северной — «Притча о сучке в глазу брата», «Положение ризы Богородицы», «Лоно Авраамово» и «Обретение главы Иоанна Предтечи». Фрески, написанные в арках трех входных порталов, также относятся к богородичной тематике — «Сошествие Святого Духа», «Успение» и «Коронование Богородицы».

Декоративное оформление трех небольших замкнутых помещений алтаря отличается простотой и архаизмом изобразительного языка. В центральной алтарной конхе помещена сцена «О тебе радуется», в апсиде живопись располагается двумя регистрами. В верхний из них включено 10 литургических сцен, в нижнем изображения вселенских святителей. Их торжественный ряд акцентирует фигура Христа Архиерея, написанная в арке алтарного окна. Алтарная преграда занята изображениями мучеников, архидиаконов и ростовских святителей, а также сценой Тайной вечери. В конхе жертвенника написан Христос в потире, в своде литургическая композиция «Великий вход», в верхнем регистре апсиды иллюстрированы сцены из Акафиста Богородице и рассказы о душах усопших, в нижнем — фигуры архидиаконов. На алтарной преграде композиция «Похвала Богородице» и изображения апостолов из числа семидесяти. В арке, соединяющей жертвенник с центральным алтарем, помещена сцена «Три отрока в пещи огненной» и фигуры преподобных. В свод диаконника мастерски вписано «Древо Иессеево» с 14 фигурами ветхозаветных царей. У подножия древа, около фигуры спящего Иессея, помещены сцены сотворения Адама и Евы. В вершине древа Богоматерь в западном иконографическом типе, в короне, с распущенными волосами. В апсиде расположены огромные фигуры апостолов из числа семидесяти. Над аркой, ведущей в центральный алтарь, помещено «Чудо Георгия о змие». На алтарной преграде сложная символическая композиция на слова псалма Давидова «Красен добротою паче сынов человеческих». В центре ее изображен Христос в образе Ангела великого совета.

Роспись Федоровской церкви выполнена в резкой цветовой гамме, основными элементами которой являются теплые тона: золотистая охра, разбеленная празелень и красно-коричневая черлень. Кое-где в одеждах драгоценными сапфирами вспыхивают пятна венецианского чистого голубца. Открытый характер несложной и грубоватой цветной палитры, доведенная до предела плоскостность трактовки при помощи обобщенных и конструктивно скупых линий, орнамент, пышно и разнообразно покрывающий одежды и изображаемые предметы, придает росписи характер очаровательного лубка. И. Э. Грабарь назвал федоровские росписи «наиболее типичными лубками среди всех известных нам фресок».

Лубочный характер носит и сам подбор сюжетов, особенно в храмовом ярусе. Здесь отражена бьющая ключом жизнь со множеством реалистических бытовых подробностей и жанровых сцен. Тематика живописи подсказана десятью «чудами» из книги И. Галятовского «Небо Новое». В первом из них, посвященном обретению иконы Федоровской Богоматери, изображен костромской князь Василий Георгиевич Квашня во время соколиной охоты, в другой сцене он выступает против войск Батыя со знаменами, барабанщиками, отрядами кавалерии, пушками и пищалями. Интересна картина, изображающая пожар Костромы, на которой жители спасают от огня сундуки со своим имуществом.

Росписи создавались в период войны Петра I со шведами. Талантливый знаменщик Федор Игнатьев придал многим сценам неповторимые черты своей эпохи, живо, динамично, непосредственно показав в росписи морские и сухопутные битвы. Например, в «Чуде спасения Царьграда от сарацин» реально изображен трехмачтовый шведский корабль «Элефантина». Неповторимое своеобразие росписи придают превосходно написанные архитектурные кулисы, в облике которых угадываются реальные формы дворцов в стиле петровского барокко.

В 1705 в церкви сделан резной иконостас, выполненный ярославцем, посадским человеком Степаном Вороной и крестьянином Ярославского уезда Василием Комаром с товарищами. Большинство икон для иконостаса написаны в Толгском монастыре. Иконы местного чина «Богоматерь Федоровская» и «Спас на троне» принадлежат кисти знаменитого мастера XVII Гурия Никитина.

Деревянная церковь Николы Пенского (что на пенье), была сооружена прихожанами в 1659 по благословенной грамоте митрополита Ростовского Ионы. В средневековой «Повести о начале… и построении церкви…» так объясняется его название: «… Близ же того места исперва бяше лес велий, который перед начатием храма посечен был и по посечении оного леса остася множество пенья, от которого пенья и именование церковь сия прият…». Та же «Повесть…» объясняет построение церкви нежеланием жителей Толчковской слободы ожидать восстановления ц. Иоанна Предтечи, сгоревшей в 1659, а иметь свой храм поближе к домам горожан. В 1689−91 церковь была перестроена в камне и сделана теплой.

Храм одноглавый, с трапезной и с колокольней над входом с западной стороны. Трапезная и основной храм одинаковы по ширине (12,3 м) и изнутри воспринимаются как единый нерасчлененный объем. Главный престол посвящен Николаю Чудотворцу, в 1890 на средства купца С. А. Черногорова с северной стороны был пристроен двухэтажный придел в честь Сергия Радонежского, на втором этаже находилась часовня во имя Николая Чудотворца. Наружная отделка Николо-Пенской церкви скромна. Углы храма и трапезы обработаны широкими лопатками, карниз и цоколь украшены рядами профилированного кирпича и пояском поребрика. Все окна имеют одинаковые по форме наличники в виде прямоугольных рам с двумя кокошниками. Ажурный кованый крест, венчающий главку на восьмигранном барабане, напоминает крест над Казанским приделом церкви Рождества Христова.

Существующий двухъярусный иконостас классических форм выполнен в 1840 резчиком из Больших Солей В. Я. Трубниковым. В местном ярусе иконостаса сохранились иконы XVII в. Интерьер Николо-Пенской церкви украшен масляной живописью конца XIX, выполненной в подражание живописи М. Нестерова и В. Васнецова. В центральном объеме на своде и в люнетах помещены сцены из жизни Богоматери, в трапезе — праздничный и страстной циклы, в приделе — сцены житий Сергия Радонежского и Николая Чудотворца.

Церковь Федоровской Богоматери была закрыта в 1930. В 1989 передана Русской Православной Церкви. До освящения вновь построенного Успенского собора Фёдоровская церковь была кафедральным собором епархии. Церковь Николы Пенского не закрывалась и в ХХ в. долгое время была единственным действующим храмом в центре Ярославля.

О месте

Выставка «Иконы Ярославля XVI–XVIII веков» представляет выдающиеся художественные произведения иконописи, созданные в Ярославле на протяжении трех столетий. В их сюжетах воплотились идеи и идеалы позднего русского средневековья.

Открывают выставку иконы первой половины — середины XVI века из иконостаса Спасского собора Спасо-Преображенского монастыря.

Торжественный храмовый образ «Преображение», монументальные иконы Деисусного чина, «Благовещение», «Богоматерь Владимирская» написаны под влиянием столичной иконописи.

Необычайно почитаемый в Ярославле образ Смоленской Богоматери связан с именем основателя второй ярославской княжеской династии Фёдора Ростиславича Чёрного, по рождению князя смоленского.

На выставке экспонируется уникальная икона «Ярославские чудотворцы, князья Фёдор, Давид и Константин, с житием», выполненная в 1560-х годах. Это самый ранний житийный образ в коллекции икон музея. Изображение князя Фёдора и его сыновей (живших в XIII — XIV вв.) окружают 36 клейм, в которых представлены прижизненные события и посмертные чудеса от святых мощей ярославских князей, живших в XIII — XIV вв.

XVII столетие — «золотой век» Ярославля, время быстрого экономического и культурного расцвета города. Богатые ярославские купцы возводят на посаде удивительные по своей красоте каменные храмы, для которых создают пышные пятиярусные иконостасы с великолепными рядами икон. На выставке представлены большие комплексы икон из самых известных ярославских церквей — Ильи Пророка, Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи и других.

Сложнейшая по композиционному построению многосюжетная и многофигурная икона большого размера «Троица Новозаветная с минеями» не имеет аналогов в русской иконописи.

Иконы из собрания музея-заповедника дают всеобъемлющее представление об одном из крупнейших художественных центров — ярославской иконописной школе, сформировавшейся во второй половине XVII столетия.

В начальный период петровских реформ творческий потенциал ярославской иконописи оставался достаточно высоким. Иконописцы продолжали создавать замечательные по мастерству, красоте, и эмоциональному воздействию произведения, в которых сохранялось богатство орнамента, сложная цветовая гамма, тщательно прописанная миниатюра.

Блестящее собрание произведений древнерусского искусства и искусства Нового времени из собрания Ярославского музея-заповедника имеет общенациональное значение и служит источником вдохновения для современных иконописцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *