Ильин

Баргилевич Олег Антонович

КУЛЬТУРА В ФИЛОСОФИИ ДУХОВНОГО ОПЫТА И. А. ИЛЬИНА

В статье раскрывается креативное значение наследия философа И. А. Ильина в области русской культуры, духовно сплачивающей и объединяющей народы Российского многонационального государства. В философии И. А. Ильина кризис русской культуры напрямую связан с утратой веры в Бога. Мыслитель считает, что одним из основных источников развития культуры является духовное единение человека с Богом. Изучая творческое наследие Ильина, можно найти пути выхода из данного кризиса с минимальными духовными и материальными потерями.

Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/З^СИУ^/б.^т!

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 2(76) C. 32-34. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/2/

© Издательство «Грамота»

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

16. Werner T. B. Rechtsextreme und rechtspopulistische Parteien in Europa. Wien: ÖGPP, 2015. 149 S.

«CULTURAL RACISM» IN MODERN GERMANY

Antonov Aleksandr Evgen’evich

Kemerovo State University derchef.kem@mail.ru

УДК 130.2

Философские науки

В статье раскрывается креативное значение наследия философа И. А. Ильина в области русской культуры, духовно сплачивающей и объединяющей народы Российского многонационального государства. В философии И. А. Ильина кризис русской культуры напрямую связан с утратой веры в Бога. Мыслитель считает, что одним из основных источников развития культуры является духовное единение человека с Богом. Изучая творческое наследие Ильина, можно найти пути выхода из данного кризиса с минимальными духовными и материальными потерями.

Ключевые слова и фразы: культура; дух; духовность; духовные ценности; духовный кризис; И. А. Ильин; вера; Церковь.

Баргилевич Олег Антонович

г. Югорск

obargilevich@ttg.gazprom. гы, boa292@yandex. гы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КУЛЬТУРА В ФИЛОСОФИИ ДУХОВНОГО ОПЫТА И. А. ИЛЬИНА

Великий русский философ, публицист, культуролог и правовед Иван Александрович Ильин (1883-1954 гг.) предвидел назревающий мировой кризис и квалифицировал его как духовно-религиозный и культурный кризис. Фундаментальные труды Ивана Ильина предназначены для изучения и применения на практике нам, живущим в XXI веке, потому что главная тема его исследования — русская многонациональная культура, обеспечивающая связь многих веков и народов и являющаяся основой экономического и творческого процветания России.

Кризис в культурно-духовной сфере Российского государства обязывает нас обратиться к трудам Ильина для того, чтобы, углубленно изучив его творческое наследие, найти пути выхода из данного кризиса с самыми минимальными духовными и материальными потерями для страны. «Выход из кризиса предполагает, в первую очередь, не внешние преобразования, а само внутреннее, душевно-духовное преображение человека с иной вертикалью ценностей, с иным пониманием существа человека и межчеловеческих отношений, с иными ориентирами в «жизненном мире» — в воспитании и образовании, в религии и культуре, в политике и хозяйстве, в армии, суде и другие» .

ISSN 1997-292X

№ 2 (76) 2017

Всему мировому сообществу известно, что русская духовная культура никогда не угнетала другие народы. Русская культура — это культура, объединяющая культурные традиции более 140 народов великой и уникальной многонациональной страны. Русская культура всегда с глубоким уважением и признанием, с любовью и терпимостью относится к религиозной вере других народов.

Иван Ильин сказал много точных слов о предметности духовной культуры, исходящей из русского сердца и творящейся только в свободе: «Перед нами задача: творить русскую самобытную духовную культуру -из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе, раскрывая русскую предметность. И в этом -смысл русской идеи» . Если мы сумеем сохранить русскую духовность и русскую культуру, то будем нужны другим народам мира, как это было раньше, потому что именно наша многонациональная культура была цементом, скреплявшим фундамент нашего Российского государства. Мы должны помнить о том, что целые народы и государства бесследно исчезали, если забывали о своей родной культуре. Сегодня, когда существуют Интернет и социальные сети, как позитивно, так и негативно действующие на молодежь, — судьба русской духовной культуры во многом зависит от усилий государственной власти, российского народа и каждого отдельного человека, ценящих свою древнюю историю, семейные традиции и христианскую культуру.

Основную часть своего творчества в эмиграции Иван Александрович посвятил вопросам исторической судьбы России, ее духовных корней, национального облика ее культуры, а также культуры как всесторонней деятельности человека — творчески-созерцательной, государственно-правовой, повседневно-бытовой. Иван Ильин говорил: «Народ может иметь древнюю и утонченную культуру, но в вопросах внешней цивилизации являть картину отсталости. И обратно: народ может стоять на последней высоте техники и цивилизации, а в вопросах духовной культуры переживать эпоху деградации» .

Главным исследованием И. А. Ильина по теории культуры является его работа «Основы художества. О совершенном в искусстве». Особая тема в творчестве Ильина — это Великая Россия, ее уникальный самобытный творческий русский народ, с искренней толерантностью относящийся к национальным культурам нашей страны и идущий во главе всей российской государственной культуры. Этой теме посвящены книги: «Основы христианской культуры», «Наши задачи», «Путь духовного обновления», «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Аксиомы религиозного опыта».

В философии И. А. Ильина кризис русской духовно-нравственной культуры напрямую связан с утратой веры в Бога. «В секулярном обществе культура невозможна, как невозможна подлинная духовность. Лишаясь своего животворного источника, культура теряет цель своего развития» .

Иван Александрович в своих научных трудах отмечает, что истинная русская культура возникает там, где духовное содержание пытается найти и находит себе правильную и совершеннейшую форму для дальнейшего творческого существования. Он видит духовность как некие высшие абсолютные и совершенные ценности, к которым постоянно стремится человечество. Высшими ценностями он называет Красоту, Истину и Благо. По словам Ильина, духовность имеет в себе три основных составляющих — это красота, нравственность и знание. Духовный человек всегда стремится к этим высшим ценностям, и соответственно, знает об их существовании и верит в то, что истина познается субъектом, что на свете есть добро, которое всегда надо претворять в жизнь, и есть красота, которая помогает творить прекрасное. Поэтому основополагающим принципом духовности любого индивида является его вера в объективное присутствие в нашей жизни Красоты, Истины и Блага, то есть, по своей глубокой сути, вера в Бога. Ни в коем случае нельзя исключать нашу духовность из материальной составляющей Матери-природы — это все равно, что пытаться наделить элементарные частицы человеческой волей и разумом. «Задача же создания христианской культуры требует ответственного вхождения в мир и радостного творчества в нем во славу Божию, и современная секуляризованная и нехристианская культура подлежит творческому пересмотру и обновлению в духе христианском» .

По И. Ильину, повседневная связь русского национального духа и традиционного христианского обычая реализуется, прежде всего, в сфере культуры. Именно христианская культура осуществляет преображение национального бытия и его обогащение со стороны творческого духовного деяния российского народа. Христианское касательство к культуре, по мнению великого философа, полагает не отказ от светской культуры, а только обновление философии, литературы, науки, права, искусства и национально-экономического сознания современного мирового общества. При этом необходимо правильно осмыслить духовно-нравственную позицию и социальный вес Церкви в творческой и культурной жизни российского народа. По Ивану Ильину, Церковь всегда ведет нашу веру, а вера всецело заполняет душу верующего. Душа же творит культуру в сердце человека. Но Христианская Церковь не охватывает всю сознательную жизнь человека и не должна покушаться на свободу национально-культурного развития государства, равно как и государство не должно руководить культурой и сдерживать творческую самобытность своих граждан. «Народ есть источник жизненной силы и созидания. Церковь есть источник благодатной мудрости; государство есть источник внешнего порядка и мира. Государство есть оборона и опора независимой Церкви; а Церковь есть духовник и ангел-хранитель христианского государства. Но земная культура творится не государством и не Церковью, а народом: многим множеством свободно дышащих и созерцающих индивидуальностей. И потому ни государство, ни Церковь не должны помышлять о том, чтобы подавить, вытеснить или заменить это творческое дыхание людей, созидающих христианскую культуру» .

В современном мире культура и самобытность любого народа мира оценивается значительно выше, чем его экономическое и военное могущество. По сути, на шкале ценностей культура значительно отодвинула

военную силу. И самое главное, что современный человек в родословной ищет не только своих прославленных героических, но и культурных, образованных предков.

Иван Ильин создал оригинальную конкретную философскую концепцию кризиса всей европейской культуры конца XIX и начала XX в. И, соответственно, выдал научный системный проект успешного преодоления и выхода из данного кризиса. Во-первых, человек должен вернуться к изучению и усвоению православной культуры и снова начать веровать, потому что истинная вера в Бога является бездонным родником творческого вдохновения, без которого невозможно культурное творчество человека. Главным последствием отсутствия у человека веры Иван Ильин полагает разрушение морально-духовного нрава индивида, который, духовно «ослепнув», не может отличить добро от зла, разрушение и уничтожение от созидания. Во-вторых, Ильин свидетельствует и указывает на то, что всегда в нашем бытии присутствуют вековые начала и основы религиозной культуры, которые нам, современникам, нужно опять постигнуть и снова осуществить в своей нынешней земной жизни. В-третьих, важным шагом в построении основ православной культуры для Ивана Ильина является постижение творческого, неистребимого временем христианского, живого духа, и необходимо всеми силами постараться внести его в нашу русскую культуру. В своей небольшой по объему, но очень насыщенной философскими высказываниями и суждениями книге «Основы христианской культуры» Ильин утверждает: христианский дух является главной составляющей внутренней духовности человека, а все окружающее нас материальное является лишь только возможностью и оболочкой духа. Иван Александрович научно характеризует христианский дух следующим образом: это дух совершенного, чувственного и предметного служения делу Христа на земле, это дух любви, искренности и верности, это дух молитвенного созерцания и живого органичного внутреннего содержания каждого человека. Творить по-настоящему земную культуру можно только тогда, когда у людей существует вера во Христа, которая принимает от Бога дух, как дух настоящей и истинной творческой силы. Поэтому, по суждению И. Ильина, творческой хранительницей вечного христианского духа является российская Церковь.

Только сейчас народы многонациональной России ясно и четко понимают, что в преодолении духовного кризиса нашему Отечеству не поможет ни западная рыночная экономика, ни стремление России войти в элиту так называемых цивилизованных стран. Сегодня наше спасение от захватывающего страну духовного кризиса — в возвращении к русским традиционным духовно-нравственным, культурным и православным ценностям, на которых много веков строилось и формировалось наше уникальное великое государство, равного которому никогда не было и не будет в современном мире.

По мнению И. А. Ильина, одним из основных источников развития русской духовной культуры становится духовное единение человека с Богом и его высшей волей. Путь к Богу проходит через любовь к совершенному и божественному и является источником истинной религиозной Веры. Через эту Веру и такую любовь усваиваются и постигаются другие формы внутренней жизни и вся сущность русской духовно-нравственной культуры.

Сегодня обращение к трудам философа И. А. Ильина актуально как никогда раньше — его пророческие прогнозы и рекомендации, как найти пути выхода из культурно-духовного кризиса, нам необходимо досконально изучить и применять на практике. Анализируя кризисные проявления российской культуры, философ назвал главную причину крушения культуры — это кризис российской духовности. В своих трудах Иван Александрович очень точно обосновывает объективную реальность того, что основой оборонного и экономического могущества любого государства была, есть и всегда будет духовность, которая является основной составляющей и высшей ценностью российской культуры.

Список литературы

1. Гончаров С. З. Философия совершенства Ивана Ильина. Екатеринбург: Урал. ин-т бизнеса, 2007. 551 с.

2. Ильин И. А. Одинокий художник: статьи, речи, лекции / сост., предисл., примеч. В. И. Белова. М.: Искусство, 1993. 348 с.

3. Ильин И, А. Собрание сочинений: в 10-ти т. / сост., вступит. ст. и коммент. Ю. Т. Лисицы. М.: Русская книга, 1993.

Т. 1. Путь духовного обновления. Основы христианской культуры. Кризис безбожия. 400 с.

4. Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10-ти т. / сост., вступит. ст. и коммент. Ю. Т. Лисицы. М.: Русская книга, 1993.

Т. 2. Наши задачи: статьи, 1948-1954 гг. Кн. 1. 496 с.

CULTURE IN PHILOSOPHY OF SPIRITUAL EXPERIENCE BY I. A. ILYIN

Bargilevich Oleg Antonovich

obargilevich@ttg.gazprom.ru, boa292@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«РI»: Размышления Ивана Ильина о русском народе и его политическом будущем сейчас принято цитировать, не обращая внимания на политические предпочтения русского философа, как некие универсальные истины, стоящие по ту сторону правого и левого, не имеющие прямого отношения ни к красному проекту, ни даже к белому делу. Видимо, это объясняется каким-то особым положением русского народа именно сегодня, когда вопрос о его цивилизационной судьбе подвергается внешнему и внутреннему вызову. Что может сказать о положении русского народа философская публицистика мыслителя, скончавшегося 60 лет тому назад? Об этом рассуждает наш постоянный автор, историк Станислав Хатунцев.

***

60 лет назад, 21 декабря в швейцарском городе Цоллингене умер Иван Александрович Ильин – русский гегельянец и религиозный философ, автор солидных трудов в области юриспруденции и государственного права, писатель. Но наиболее известен он как пламенный публицист, противник большевиков и советской власти, живое олицетворение ветхозаветных пророков в условиях индустриального века.

Эта юбилейная дата не прошла незамеченной. НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва (Институт Наследия) при поддержке Министерства культуры РФ и Всемирного Русского Народного Собора провел международную научную конференцию «Национальный вопрос в творческом наследии Ивана Ильина. Смысл и цель общенациональной и этнокультурной политики». А сайт «Спутник и Погром» вывесил статью «Любимый философ Путина», которую, впрочем, трудно назвать явлением выдающимся.

Чуть ранее «Новая газета», стремящаяся бежать впереди белоленточного паровоза со знаменем революции и нагадить первой, отчего-то назвала Ильина «философом кадила и нагайки». По-видимому, ее автору, тоже «философу», однако не имеющему этих атрибутов реакции, вспомнилось определение «сладострастный культ палки», данное И.С. Аксаковым взглядам другого русского консерватора.

Однако будем серьезны.

Ни для кого не секрет, что Иван Ильин был выдающимся идеологом и теоретиком русского национализма, а важнейшей сферой его внимания являлись русский народ и Россия. Рассматривал он их, в том числе, и с цивилизационно-исторической точки зрения.

Вряд ли хоть кто-нибудь рискнет утверждать, что Ильиным вопрос цивилизационно-исторического познания России и русских был «закрыт» и исчерпан – тем более, что за годы, прошедшие после смерти мыслителя, оба этих предмета существенно изменились.

Так, беспрецедентный размах и умопомрачительные темпы с начала «стремительных шестидесятых» приняли процессы миграции из стран «глобального юга» в умеренные широты – на территорию Европы, Северной Америки и России.

И.А. Ильин наверняка проявил бы к ним большой интерес и занялся их анализом. Поэтому о данных процессах следует сказать хотя бы несколько слов – отметив, что проблему миграций Ильин, вооруженный «жгущим глаголом», скорее всего, рассматривал бы с точки зрения угроз, которые они представляют для этнокультурной идентичности России. Именно так сделал знаменитый Сэмюэл Хантингтон, посвятивший этому вопросу последний фундаментальный труд «Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности» (2004).

Основную часть приезжающих в США составляют выходцы из лимитрофной Мезоамерики и переселенцы с земель обладающего иной цивилизационной идентичностью южноамериканского континента. Но все эти территории относятся к единой мета-, или мегацивилизации. Поэтому поток переезжающих в США из Латинской Америки можно сравнить с миграциями в коренную Европу из лимитрофных восточноевропейских пространств и России. Опасны для исторически сложившейся североамериканской идентичности масштабы латиноамериканской иммиграции. Она существенно превышает интеграционные возможности «плавильного котла» США.

Совсем иначе обстоят дела в Европе. Там преобладающую часть миграционных потоков составляют выходцы не из восточной части континента и из России, которые относительно легко – в течение 1 – 2 поколений — входят в цивилизационное пространство своей новой родины, а человеческий материал из мусульманского мира и стран Тропической Африки, в цивилизационно-культурном плане абсолютно чуждый потомственным европейцам. Его интеграция зачастую крайне проблематична. Благодаря этому Европа из года в год наполняется социальной взрывчаткой, и ей грозит не просто пожар, а взрыв с непредсказуемыми последствиями.

В России опасность для этнокультурной идентичности как русского, так и других населяющих ее народов представляет миграция из Закавказья и южных регионов Центральной Азии – Узбекистана, Таджикистана, части Киргизии. Все вышеперечисленные области относятся к Великому лимитрофу, откуда в Россию могут придти анархия, террор и преступность под черным знаменем салафизма.

Однако имеется выгодное и весьма существенное отличие нашей ситуации от положения в Северной Америке, тем более – в старушке Европе. Оно заключается в том, что и Центральная Азия, и Закавказье, в отличие от Латинской Америки, мусульманского мира и Черной Африки, связаны с российскими землями и их населением самыми разнообразными, хотя и не всегда сверхпрочными, нитями на протяжении многих столетий. Поэтому пришельцы оттуда не являются для России столь же чужими, как выходцы из Конго и Пакистана для Швеции и Германии. В то же время, с каждым годом этнокультурный дрейф Закавказья и Центральной Азии от России усиливается, и выгодные отличия миграционных потоков в Россию от миграционных потоков в Европу и США постепенно сходят на нет.

Иван Ильин справедливо относил русский народ к числу великих народов. Но вместе с тем русские до сих пор являются и одним из народов, которые можно назвать мировыми. К мировым следует отнести народы, оказывающие исключительно большое влияние на ход истории человечества. Нынешние мировые народы сформировались в основном в XV – середине XIX столетий. Этот период стал их «осевым временем». К ним сейчас можно отнести американцев, китайцев, русских, отчасти – англичан и французов.

Мировыми народами в текущем поколении обществ, т.е. по окончании античной формации, являлись также арабы (но вышли из их числа как раз в XV веке), испанцы и, в значительной степени, португальцы; однако их звезда закатилась на протяжении XVIII – первой четверти XIX столетий. Со второй половины этого же столетия мировыми народами пытались стать немцы, японцы и итальянцы, но к середине следующего века их усилия в этом направлении закончились крахом.

После войны 1914 – 1918 годов клуб мировых народов стали покидать французы, после 1945 года – англичане, с началом 1992-го – русские. В первом десятилетии нового века явственно различимые закатные краски легли на чело американского народа, тогда как китайцы-ханьцы с середины 80-х испытывают новый подъем.

Сохранят ли великороссы – и на какой исторический период — статус мирового народа? Этот вопрос не мог бы не волновать И.А. Ильина.

Что такое русский народ сейчас, в начале ХХI века? Что отличает его от китайцев, хиндустанцев, арабов, японцев, немцев, англичан, персов, французов, бенгальцев, корейцев, итальянцев, испанцев?

Мы видим, что в великорусской среде региональные различия и местные идентичности выражены гораздо слабей, нежели у других крупнейших народов Старого Света. Это действительно единая национальная общность, единая нация – не только в политическом отношении. Таким образом, русские – это гораздо больше и шире нации политической.

На земле не существует и ранее никогда не существовало другого народа, который, имея численность более 100 млн. чел. и населяя территорию протяженностью порядка 10 тыс. км с запада на восток и 4 тыс. км с юга на север, был бы в культурном и в языковом планах настолько един как русские. В мире национальностей русские в этом отношении – явление уникальное.

Положение русского народа в своей цивилизационно-исторической нише также беспрецедентно. В Европе имеется несколько больших, примерно равновеликих по численности и по занимаемому пространству наций, за которыми «в порядке убывания» следует множество сравнительно малых народов и этнических групп. Примерно такое же положение наблюдается в южноазиатской цивилизационной нише.

Совершенно иная ситуация в странах мусульманской, или афразийской, цивилизации. Там на фоне сравнительно небольших национальных общностей почти полтора тысячелетия соперничают между собой два ближневосточных гиганта – арабы и персы.

В восточноазиатской цивилизационной нише главную роль играет титанический китайский народ, а с ним – еще два крупных народа, японский и корейский, которые, однако же, уступают китайцам-ханьцам по численности примерно на порядок и более. За ними идет множество менее значительных этнических групп.

Что касается российской или же российско-евразийской цивилизации, то русские составляют б?льшую часть общего ее людского состава. Помимо них на пространствах этой цивилизации живут народы и национальные группы, число представителей которых даже в их совокупности в несколько раз меньше числа представителей великорусского этноса. И ни один из этих народов не составляет русским «противовеса», сколько-нибудь сопоставимого, скажем, с тем противовесом ханьцам, которые составляют японцы.

На роль такого противовеса могли бы претендовать татары и украинцы. Но украинцы – пограничный народ, связанный с лимитрофными образованиями и континентальными империями Европы, то есть европейской цивилизации; это народ, подпираемый – и попираемый! – поляками, литовцами, австрийцами, венграми, немцами – творцами политических единиц, с которыми время от времени конкурируют неукраинские «центры силы», тяготеющие к бассейну Черного моря. Благодаря всему этому украинцы, в отличие от японцев, не имеют геокультурной ниши для самостоятельного, независимого развития.

Последнее справедливо и в отношении поволжских татар.

Таким образом, для российско-евразийской цивилизации русские значат даже больше, нежели китайцы-ханьцы значат для дальневосточной цивилизации. А их значение в восточноазиатском мире само по себе громадно и исключительно. В целом, роль русского народа в своей цивилизационной нише является существенно б?льшей, нежели роль какого-либо другого народа в своей. В макроисторическом плане она уникальна и аналогов не имеет.

Русский народ ничуть не растворяется в «россиянах». «Россияне» – это политическая, историческая, и, во многих отношениях, культурная общность, которую, если воспользоваться термином Льва Гумилёва, можно обозначить как суперэтнос. Таким образом, «россияне» – суперэтническая общность, выработанная российской цивилизацией, так же как «европейцы» – суперэтническая общность, выработанная цивилизацией европейской.

При этом русский народ является важнейшим элементом российского суперэтноса. Он же – главный, хотя и не единственный, создатель России, какой она предстает в истории и пространстве. Только он, с помощью других народов России, способен ее сохранить, дать ей необходимое и правильное развитие.

Инструментом в решении этих задач может стать здоровый русский национализм – тот самый национализм, за который ратовал и который стремился создать философ Иван Ильин.

По словам Ильина, «России было дано великое задание – выработать русско-национальный творческий акт, верный историческим корням славянства и религиозному духу русского Православия, – «имперский» акт такой глубины, ширины и гибкости, чтобы все народы России могли найти в нем свое родовое лоно, свое оплодотворение и водительное научение; создать из этого акта новую, русско-национальную, светски-свободную культуру (знания, искусства, нравственности, семьи, права, государства и хозяйства) – все это в духе восточного, Иоанновского христианства (любви, созерцания и свободы); и, наконец, узреть и выговорить русскую национальную идею, ведущую Россию через пространства истории».

Думаю, что высказанная философом мысль по сути своей верна и актуальности отнюдь не утратила.

Данное положение отражается в составе Совбеза ООН.

Проект Русская Idea осуществляется на общественных началах и нуждается в финансовой поддержке своих читателей. Вы можете помочь проекту следующим образом:

Номер банковской карты – 4817760155791159 (Сбербанк)

Реквизиты банковской карты:

Ильин Александр Григорьевич

Генеральный директор ООО «Калининградстрой-Холдинг».
После окончания Харьковского инженерно-строительного института в 1956 году Александр Григорьевич был направлен на работу в г. Калининград в СМУ-2, где, проработав 4 года, был награжден почетным званием «Лучший молодой строитель г. Калининграда».
С 1960 по 1965 г.г. за время работы в проектном институте «Калиниградгражданпроект» в должности главного конструктора института были внедрены новые конструктивные решения фундаментов, что позволило перейти на застройку жилыми домами поймы реки Преголя. В 1965 году Ильин А.Г. переводится в систему строительного объединения «Калининградстрой», где работает начальником технического отдела, главным инженером и генеральным директором этого объединения. За этот период построены такие важные для города объекты, как многопрофильная больница, терапевтический и диагностический корпуса областной больницы, с/к Юность, кинотеатры Октябрь, Россия и многие другие.
По его инициативе построен домостроительный комбинат, новые площади на ЖБИ-1, новый завод ЖБИ-2. К 1990 году объединение ежегодно вводило в строй 200 тыс. кв.м. жилой площади и другие объекты соц. культуры.
Сейчас Ильин А.Г. является генеральным директором ООО «Калининград-Холдинг», куда входят 4 строительные организации и проектный институт.
Решением № 209 от 15.06.2005 г. Ильину Александру Григорьевичу присвоено звание «Почетный гражданин города Калининграда».

Биография

Один из блестящих умов России начала XX столетия, философ, писатель и публицист. Диссертация Ивана Ильина, посвященная философии Георга Гегеля, считается лучшей трактовкой трудов немецкого мыслителя. Ильин не принял революцию и большевистскую власть, что стало поводом для его изгнания из России.

Иван Ильин

Жизнь на чужбине была тяжелой ношей для ученого, видевшего смысл только в служении отечеству. Но благодаря его ученикам и последователям, которые привезли на родину труды просветителя, вклад Ильина в развитие русской философской мысли нельзя недооценить.

Детство и юность

Иван Александрович Ильин родился 28 марта (по новому стилю 9 апреля) 1883 года в Москве в многодетной дворянской семье. Отец Александр Иванович Ильин – губернский секретарь, присяжный поверенный округа Московской судебной палаты. Мать – Екатерина Юльевна Швейкерт, немка по национальности, принявшая православие. Пара воспитала четвертых сыновей: Алексея, Александра, Ивана и Игоря.

Родители Ивана Ильина

Семья Ильиных славилась своей добродетелью и благородным происхождением. Среди замечательных предков по отцу – дед Иван Иванович Ильин, инженер, участвовал в строительстве Большого Кремлевского дворца, потом служил в нем комендантом. Сам Александр Иванович был крестником императора Александра II.

Родители, люди религиозные и образованные, стремились дать детям хорошее воспитание и ратовали за их обучение. Все сыновья Ильиных получили блестящее образование в юриспруденции, идя по стопам отца.

Иван Ильин в молодости

Иван тоже, отучившись 5 лет в 5-й Московской гимназии и 3 года в 1-й Московской гимназии, поступил на юридический факультет Московского университета в 1901 году. Абитуриент с золотой медалью и отличным знанием нескольких языков (помимо французского и немецкого, владел латинским, греческим и церковнославянским) впоследствии стал одним из лучших студентов вуза.

Философия и общественная деятельность

Изучая право, Иван увлекся философией. Постепенно увлечение переросло в глубокий интерес. Знание языков открыло студенту доступ к трудам великих мыслителей Канта, Платона, Аристотеля, Шеллинга, Жан-Жака Руссо, но более всего юноша проникся учением Гегеля. Близость идеям немецкого философа Ильин пронесет через всю жизнь, она станет основой для создания самых выдающихся работ публициста.

Философ Иван Ильин

Учителями Ивана стали видные педагоги-философы: князь Евгений Трубецкой, Павел Новгородцев, которые, помимо высоких умственных способностей парня, отмечали его невероятную работоспособность. Именно Трубецкой ходатайствовал за то, чтобы Ильин по окончании обучения в 1906 году остался в альма-матер, стал готовиться к преподавательской деятельности и далее – к профессорскому званию.

Первые лекции молодой педагог стал читать на Московских высших женских курсах, где и встретил будущую жену – Наталью Вокач. Женитьба не нарушила его планов относительно научной карьеры. В 1909 году Ильин, сдав экзамены, получил степень магистра государственного права, защитил звание приват-доцента по кафедре энциклопедии права и истории философии права Московского университета.

Портрет Ивана Ильина

Началом научной деятельности Ивана Ильина считается 1910 год, когда он стал членом Московского психологического общества и опубликовал первую работу «Понятие права и силы». После этого ученый вместе с супругой отправляется в заграничную стажировку по Европе. До 1912-го он слушает лекции крупнейших европейских философов Г. Риккерта, Г. Зиммеля, Э. Гуссерля и других в университетах Берлина и Парижа.

Эта поездка стала для ученого источником новой, свежей мысли: Европа в те годы переживала всплеск модных философских течений и открытий. В частности, Ильина увлекло постижение науки феноменологии. Молодой стажер и сам выступает с докладами на научных семинарах, его лекции пользуются неизменным успехом. Приобщившись к прогрессу, Ильин приехал в Россию в 1913 году вдохновленный, полный научных планов и писательского азарта.

«Обдумываю и задумываю так много, что в минуты утомления или упадка кажусь себе дуралеем», — пишет он в своем дневнике. Иван Ильин

Ильин в самом деле много работает: его увлекательные лекции по философии и психологии в Московском университете собирают полные залы студентов. В свободное от преподавательской деятельности время Иван работает над статьями и диссертациями. Одна за одной из-под его пера выходят работы: «Опыт по истории индивидуализма» (1911), «О возрождении гегелианства» (1912), «Философия Фихте как религия совести» (1914), «Духовный смысл войны» (1915) и многие другие.

Все это происходит на фоне надвигающейся революции 1917 года. Однако первые звоночки не пугают ярого противника социализма Ильина. Даже февральские события он воспринимает как временный беспорядок. А вот уже Октябрьскую революцию и смену режима он встречает с неподдельным ужасом. Ильин отрыто поддерживал Белую армию, в том числе и агитационно, публиковал статьи, в которых обращался к белогвардейцам, называя их победителями. За это не раз подвергался арестам начиная с 1918 года.

Иван Ильин перед высылкой из России

В том году Ильин блестяще защитил диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», получив сразу две степени: магистра и доктора государственных наук. И арест видного ученого, а затем и суд над ним, вызвали большой резонанс в обществе. Отчасти благодаря защите со стороны интеллигенции была пролоббирована скорая амнистия для Ильина.

4 года Иван Александрович работал в тяжелых для него условиях под пристальным надзором чекистов, еще несколько раз подвергался задержанию за «развитие антисоветской деятельности». В итоге по приказу властей Ильина высылают из России на так называемом «философском пароходе». Вместе с ним родину покинули еще 160 человек из числа прогрессивной интеллигенции.

Эмиграция

В Германии, куда прибыл русский ученый, началась новая глава его биографии. В 1923-м открылся Русский научный университет в Берлине, профессором которого стал Ильин. Он читал лекции по энциклопедии права, философии и эстетике на русском и немецком языках и по-прежнему уделял приоритетное внимание писательско-просветительской деятельности. Среди резонансных трудов этого периода – опубликованное в 1925 году сочинение «О сопротивлении злу силою».

Иван Ильин читает лекцию в Берлине

Помимо этого, Ильин вел общественную работу по организации Религиозно-философской академии и философского общества. Объездил с лекциями о России всю Европу, издавал журнал «Русский колокол». Похоже, жизнь в эмиграции начала налаживаться, но в 30-е годы в Германию пришел фашизм. Отказавшись принимать идеи национал-социализма, Ильин вынужден уйти из университета, а вскоре и вовсе скрываться от гестапо.

Только в 1938 году он сумел выехать в Швейцарию. Обосноваться здесь помог старый друг, композитор Сергей Рахманинов, который внес денежный залог, чтобы философа с женой не депортировали обратно в Берлин.

Иван Ильин в своем кабинете

Власти разрешили Ильину остаться, но лишили права на работу, публикации и общественную деятельность. Иван Александрович с женой поселился в пригороде Цюриха – Цолликоне. Все, что он мог делать – заниматься наукой.

Здесь во второй вынужденной эмиграции Иван Ильин написал ряд выдающихся работ. Прежде всего, завершил труд, которому посвятил 33 года жизни – «Аксиомы религиозного опыта». Также написана серия из трех книг «Огни жизни. Книга утешений», «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» и «О грядущей русской культуре».

Личная жизнь

«Сила инстинкта и сила духа сочетаются, чтобы не разлучаться; и тогда чувственная любовь становится верным и точным знаком духовной близости и духовной любви», — так писал в своих трудах Иван Александрович.

Ему посчастливилось встретить человека, с которым он обрел счастье в личной жизни и духовное родство.

Иван Ильин и его жена Наталья Вокач

Верной музой, соратницей и единомышленницей русского ученого стала Наталья Николаевна Вокач. Выпускница Высших женских курсов, женщина просвещенная и образованная, она разделяла взгляды супруга. Занималась философией, искусствоведением, историей.

Наталья Николаевна разделила с мужем все тяготы эмиграции и до последнего была рядом, поддерживая и оберегая. Детей у семейной пары не было.

Смерть

Несмотря на полную сосредоточенность на писательской деятельности, Ивану Александровичу тотально не хватало времени. Он хотел закончить книгу «О монархии», готовил к изданию труд «Путь к очевидности», планировал отредактировать более старые работы. Но недомогания все чаще приковывали философа к больничной кровати. В итоге организм не справился с нагрузкой: 21 декабря 1954 года Ильин скончался. Смерть наступила по причине ослабленности из-за частых болезней.

Могила Ивана Ильина в Донском монастыре

Ивана Александровича похоронили в Цолликоне. Жена, пережившая его на 8 лет, также обрела здесь вечный покой. Только в 2005 году прах супругов был перевезен в Россию и захоронен в некрополе Донского монастыря.

Труды Ильина стали публиковаться на родине с начала 90-х годов и обрели популярность у многих выдающихся мужей современности. Цитаты философа используют в своих выступлениях президент России Владимир Путин, кинорежиссер Никита Михалков и другие.

Библиография

  • 1915 – «Общее учение о праве и государстве»
  • 1918 – «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека»
  • 1925 – «О сопротивлении злу силою»
  • 1931 – «Яд большевизма»
  • 1937 – «Основы христианской культуры»
  • 1958 – «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *