Содержание обучения: изучение танцевальных элементов историко-бытового танца, простых комбинаций и танцевальных этюдов; развитие координации движений, пластичности и мягкости исполнения; формирование первоначальных навыков общения партнеров; выработка стаккатирующих и легатирующих движений; знакомство с понятиями ансамбля и графического рисунка танца.
1. Введение в дисциплину:
Понятия «исторический», «бытовой», «бальный», «историко-бытовой» танец.
Народные празднества – источник бытовой танцевальной культуры. Эволюция бытовой танцевальной культуры от Средневековья до наших дней. Основные источники изучения историко-бытовых танцев. Социальная природа бального и историко-бытового танца. Образ в бальном и историко-бытовом танце.
XIX век – век массовых бальных танцев, век вальса. Придворные и общественные балы и маскарады. Народные корни бальных танцев славянских народов (полонез, полька, краковяк).
Связь бального танца со сценическим, влияние на балетный театр. Музыка в бытовом танце. Костюм и этикет.
2. Движения для практических занятий:
— Постановка корпуса, головы, рук, ног.
— Позиции рук и ног (в применении к историко-бытового танцу).
— Шаги: бытовые, танцевальные, легкие, скользящие.
— Изучение шагов на различные музыкальные размеры, темпы и ритмы.
— Виды port de bras соло и в паре (4/4 и 3/4)
— Поклоны и реверансы для юношей и девушек на 4/4, 2/4 и 3/4.
— Скользящий шаг pas glissé по I и III позициям на 2/4.
— Двойной скользящий шаг pas chassé.
— Галоп.
— Боковой подъемный шаг (pas elevé).
— I, II, III, IV формы pas chassé (с поворотом вправо и влево) и double chassé.
— Pas balancé:
а) на месте;
б) с небольшим продвижением вперед и назад;
в) с поворотом на 90° и 180°.
-Pas balancé –– менуэт.
— Pas dégagé.
— Полонез:
а) pas полонеза;
б) парами по кругу;
в) элементарные рисунки танцевальных этюдов по заданиям педагога.
-Полька:
а) pas польки на месте вперед и назад;
б) pas польки на месте и с поворотом на 90° и 180° (в правую и левую стороны);
в) pas польки с продвижением вперед и назад;
г) боковое pas польки;
д) боковое pas польки с вращением по кругу соло;
е) простейшие комбинации польки
-Вальс:
а) pas вальса вперед и назад по линиям;
б) pas вальса вперед и назад в комбинации с pas balancé;
в) pas вальса вперед с применением port de bras;
г) pas вальса с вращением по кругу соло;
д) вальс с продвижением вперед и назад –– вальсовая дорожка;
ж) простейшие комбинации вальса по заданию педагога.
-Русский танец:
а) русский переменный ход по кругу вперед и назад;
б) боковой русский ход (припадание);
в) русский pas de basque
-Французская кадриль (1, 2, 3 фигуры). Поклоны и реверансы на 2/4 для французской кадрили.
-Мазурка:
а) основной женский ход –– pas couru;
б) основной мужской ход –– pas gala;
в) простое заключение (ключ);
г) pas balancé в характере мазурки;
д) простейшие комбинации в стиле мазурки.
— Изучение рисунка chaîne и использование его в композициях.
3. Танцевальные композиции.
-Полонез
-Полька
-Русский лирический
-Французская кадриль
-Фигурный вальс
-Мазурка
-Вальс-бостон
-Падеграс
-Вальс Алеман
-Котильон