Феодосий I Великий Флавий
Феодосий I Великий (Theodosius Flavius) — святой, последний император обеих частей Римской империи в 379-395 гг. Родился 11 января 347 г., умер 17 января 395 г. Феодосий был сыном полководца армии императора Валентиниана I, сам служил офицером. После гибели в 378 г. императора восточной части империи Валента в Адрианопольском сражении император Грациан спустя год провозгласил Феодосия августом в г. Сирмий. В 382 г. Феодосий заключил мир с вестготами и расселил их в качестве федератов южнее нижнего течения Дуная, при этом они должны были нести воинскую повинность. В 388 г. Феодосий устранил узурпатора Максима Магна и передал власть над Италией Валентиниану II. После убийства последнего Арбогастом Феодосий предпринял в 394 г. второй поход в Италию, в ходе которого разбил войска узурпатора Евгения под Аквилеей и на короткое время объединил всю империю под своей властью. Отказался от арианства в пользу православного вероучения, провозглашенного единой государственной религией на созванном им в Константинополе Втором Вселенском соборе. По примеру императора Грациана Феодосий отверг сан великого понтифика и преследовал язычников. В 391-392 гг. он запретил языческие культы, а в 394 г. — проведение Олимпийских игр. Был женат на Галле, дочери императора Валентиниана I и августы Юстины. Перед смертью Феодосий I разделил империю между своими сыновьями Аркадием и Гонорием, которые соответственно в 383 и 393 гг. стали августами. Этот шаг означал фактический конец единой Римской империи и привел в 395 г. к образованию двух самостоятельных империй на Западе и Востоке. Феодосий проводил политику покровительства готским племенам, за что получил прозвище «Друг готов».
Византийский словарь: в 2 т. / . СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.422.
Феодосий I Великий, Флавий (346- 395) — последний император единой Римской империи. После битвы под Адрианополем полчища варваров рассыпались по Фракии, овладели Дакией, дошли до стен самого Константинополя. В 382 году Феодосий победил готов и приостановил их наступление. Согласно Гумилёву, был последним императором, объединившим власть над восточной и западной частями Римской империи. Перед смертью разделил империю между сыновьями Аркадием и Гонорием. В свое правление покончил с язычеством, запретил приносить кровавые жертвы. Принял никейское вероисповедание.
Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 612.
Феодосий Флавий (Flavius Theodosius), Феодосий I Великий (ок. 346-395) — римский император (379-395). Родом из Испании. Сын полководца. Был энергичным военачальником и ловким дипломатом. После гибели императора Валента был провозглашен императором Грацианом августом (соправителем Грациана), ему была передана восточная часть империи. При Феодосии было приостановлено наступление готов (в результате победы над ними в 382 году, а также благодаря соглашению с ними и расселению их в качестве федератов на территории империи). Феодосий окончательно утвердил господство ортодоксального христианства (эдикт de fide catholica 380), активно преследовал сторонников арианства и приверженцев язычества. При нем было разрушено много языческих храмов, сожжена Александрийская библиотека; в 394 году отменены Олимпийские игры. Христианская церковь признала его «Великим».
Феодосий боролся против узурпаторов императорской власти в западной части империи: Максима (убит в 388 году) и Евгения (убит в 394 году). Он был последним императором, объединившим власть над западной и восточной частями империи (394-395).
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974.
Феодосий I Великий Флавий — Римский император в 379—395 гг. Род. 11 янв. 347 г. + 17 янв. 395 г.
+ + +
Феодосии родился в северной Испании. Отец его, Гонорий, был полководцем в армии Валента и вел свой род от императора Траяна (Виктор: «О жизни и нравах римских императоров»; 48). В юности Феодосии получил хорошее общее образование, а военную науку постигал в армии отца. Под его началом он воевал против скоттов и саксов в Британии, а затем против мавров в Африке. Его мужество и способности военачальника очень рано были отмечены императором (Гиббон: 26). По свидетельству Марцеллина, Феодосии был назначен полководцем в Мезию в то время, когда был еще безбородым юношей. В многократных стычках он разбил полчища сарматов и принудил их к миру (Марцеллин: 29; 6). Но вскоре опала и казнь Гонория, казалось, положили конец блестящей карьере его сына. Феодосии лишен был всех должностей и поселился в качестве частного лица в своем поместье в Испании (Гиббон: 26). Впрочем, опала его была недолгой. В 378 г: восточный император Валент был разбит готами под Андрианополем и погиб. Полчища варваров рассыпались по Фракии, овладели Дакией, дошли до стен самого Константинополя (Иордан: 138). В этой крайности западный император Грациан прибыл в Сирмий, вызвал к себе Феодосия и 19 января 379 г. провозгласил его Августом и императором над всеми восточными провинциями империи (Виктор: «О жизни и нравах римских императоров»; 48).
Феодосии принял власть в очень трудное время. По свидетельству всех писателей, андрианопольское поражение повергло римлян в полное уныние. Одно имя готов приводило солдат в ужас. Нечего было и думать с такой армией давать новую битву. Следующие четыре года были потрачены Феодосием на то, чтобы вернуть римлянам утраченный боевой дух. Местом своего пребывания новый император избрал Фессалонику. Отсюда он руководил боевыми действиями и управлял своей половиной империи (Гиббон: 26). Военное обучение вскоре принесло свои результаты, а косность и праздность были искоренены. Феодосии, вообще отличавшийся острым умом, доблестью и здравомыслием, добивался твердости как строгостью приказов, так и щедростью и лаской. И действительно, после того как воины обрели веру в себя, они стали увереннее нападать на готов и постепенно вытеснили их из пределов Фракии. Но тогда же Феодосии заболел, и состояние его было почти безнадежно. Это вновь придало готам дерзости. Часть из них отправилась грабить Фессалию, Эпир и Ахайю, другие устремились в Паннонию. Когда император Грациан узнал, что в связи с роковым и безнадежным недугом Феодосия готы усилили свой натиск, то он явился на восток, дал им много даров, снабдил продовольствием и заключил с ними мир (Иордан: 139—141).
Тем временем Феодосии, разбитый тяжелым недугом, принял в 380 г. крещение от православного епископа Асхолия. Болезнь его стала отступать, и он совершенно излечился. Прибыв после этого в Константинополь, Феодосии показал себя горячим защитником православия. Арианскому епископу Демофилу он предложил или принять веру в единосущие Христа с Богом-Отцом, либо удалиться из столицы. Демофил избрал последнее. Вслед за ним Константинополь покинули многие ариане, более сорока лет владевшие здесь всеми церквами. В 381 г. Феодосии собрал в Константинополе Второй Вселенский собор, на котором арианство и другие ереси подверглись строгому осуждению, а принятый на Никейском соборе символ веры был уточнен таким образом, чтобы исключить всякое превратное его толкование (Сократ: 5; 6—8). Император своей властью утвердил это решение и издал целый ряд законов, объявлявших единственно правильной веру отцов Никейского собора. Все церкви должны были отныне передаваться православному духовенству ( Созомен: 7; 9). Точно так же Феодосии, первым из императоров, подверг гонениям язычников и издал закон, повелевавший закрывать и разрушать по всей империи языческие храмы (Феодорит: 5; 21).
Между тем понемногу утихла война с варварами. В октябре 382 г. Феодосии заключил с вождем Фри-тигерном договор, по которому готы получали для поселения земли в Нижней Мезии и Фракии и поступали на службу к императору в качестве федератов (Иордан: 145). С этого времени Феодосии правил спокойно и твердо до самой своей смерти. Аврелий Виктор пишет, что он был кроток и благожелателен ко всем, особенно же к хорошим людям. Он давал изысканные и веселые пиры, однако без пышности, речь его была солидна и приятна. Он был ласковым отцом и примерным супругом. В отношении наук его образование было посредственно, но он от природы отличался проницательностью. В еде и питье он был умерен (Виктор: «О жизни и нравах римских императоров»; 48), а также отличался целомудрием и воздержанием. Однако он был гневлив и вспыльчив (Гиббон: 27). Кроме того, пишут, что он был невоздержан в тратах и предан неумеренной роскоши (Филосторгий: II; 1), беспечен и даже склонен к лени (Евнапий: 50).
Впрочем, от размеренной и приятной жизни Феодосия отвлекали распри в западной части империи. В 387 г. он вступился за Валентиниана II, брата Грациана, изгнанного из Италии тираном Магном Максимом. Соперники встретились в Паннонии на берегу Савы. Первый день сражения не принес никому победы, но на следующее утро Феодосии благодаря своему превосходству в коннице (она сплошь состояла из варваров — готов и алан) одержал победу. Максим был захвачен и казнен (Гиббон: 27). Следующие три года Феодосии провел в Италии, управляя отсюда всей империей. Среди многих полезных деяний, совершенных им в это время, историки пишут и об одном несомненно позорном, наложившем темное пятно на память об этом государе. В 390 г. случилось народное возмущение в фессалониках. Феодосии, не разобрав дела, велел подвергнуть жителей города беспорядочному избиению. Всего было убито около пятнадцати тысяч горожан без различия пола и возраста. Этим злодеянием Феодосии разгневал медиоланского епископа. Амвросия, который при всем народе не допустил императора в храм, так как руки его обагрены кровью невинных. Чтобы умилостивить прелата, Феодосии в одежде кающегося грешника всенародно исповедовался в своих грехах. Он был первым из императоров, демонстративно склонившим голову перед авторитетом церковной власти (Созомен: 7; 25).
В том же году Феодосии возвратился в Константинополь, оставив Валентиниана упрарлять западной частью империи. Два года спустя Валентиниан был убит, и власть захватил ритор Евгений. В 394 г. Феодосии выступил против него во главе своей армии. Сражение произошло неподалеку от Аквилеи на берегу Фригиды. В первый день воины Евгения потеснили отряды вараров, которых было великое множество в армии Феодосия (Сократ: 5; 25). Только ночь спасла Феодосия от полного поражения. Но на другой день ему удалось обещаниями переманить на свою сторону большой отряд противника. Кроме того, в разгар сражения началась сильная буря. Ветер дул прямо в лицо воинам Евгения. Они не выдержали двойного натиска и бежали. Евгений был схвачен и обезглавлен (Гиббон: 27)
На короткое время и в последний раз вся империя объединилась в руках одного государя. Однако спустя всего четыре месяца Феодосии по пути из Рима занемог в Медиолане и умер, завещав власть двум своим сыновьям (Феофан: 386).
Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия. Константин Рыжов. Москва, 2001.
Далее читайте:
Все римляне (биографический указатель в алфавитном порядке)
Римские императоры (биографический указатель в хронологическом порядке)
Византия (краткая справка).
Хронологические таблицы и по векам — | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |
Литература:
Чернявский Н. P., Император Феодосий Великий и его царствование в церковно-историческом отношении, Сергиев-Посад, 1913;
ФЕОДО́СИЙ I Флавий Великий (Flavius Theodosius Magnus) (346/347–395), рим. император (с 379), канонизирован католич. Церковью. Последний правитель единой Рим. империи. Уроженец Сев. Испании, Ф. I был сыном видного рим. военачальника, попавшего в опалу и казнённого при имп. Валентиниане I. Сделал блестящую воен. карьеру: успешно сражался с сарматами на Дунае, в 376 получил воен. командование в пров. Иллирик. В 379, после тяжёлого поражения, понесённого римлянами от вестготов в битве при Адрианополе, и гибели имп. Валента (378), стал соправителем имп. Грациана, получив под свою юрисдикцию вост. часть империи. Достигнув верховной власти, проявил себя как талантливый полководец и способный дипломат. Одержав ряд побед в войне с вестготами, вступил с ними в переговоры. В 382 заключил мирный договор, в соответствии с которым вестготы получили возможность поселиться в качестве федератов империи в Нижней Мёзии и Фракии. Вследствие этого и др. решений Ф. I усилился процесс варваризации рим. армии. На Востоке Ф. I удалось достичь соглашения с державой Сасанидов о разделе Армении на сферы влияния (387). В области духовной жизни осуществил целый ряд решительных мер, коренным образом изменивших религ. ситуацию в Рим. империи. Издал в 380 в г. Фессалоники эдикт «О кафолической вере». В 381 в Константинополе состоялся II Вселенский собор (см. Вселенские соборы), на котором был уточнён и окончат. сформулирован Символ веры и закреплён статус никейского вероисповедания как гос. религии Рим. империи. По решению собора епископские кафедры могли занимать исключительно последователи никейского вероисповедания. Находясь под духовным влиянием св. Амвросия Медиоланского, Ф. I не только преследовал ереси, прежде всего арианство, но и последовательно искоренял всё, что было связано с язычеством. В 381–385 начались гонения на язычников: под страхом смертной казни запрещались жертвоприношения, было предписано закрывать и уничтожать языческие храмы. В 391 установлены крупные штрафы за поклонение языческим богам, после 393 перестали проводиться Олимпийские игры. За религ. политику христианские писатели наградили Ф. I эпитетом «великий». Ф. I пришлось подавлять мятежи узурпаторов: в 388 – Магна Максима, в 394 – Евгения. С 394 правил единолично всей Рим. империей. Перед смертью осуществил раздел государства между сыновьями: старшему, Аркадию, досталась вост. часть со столицей в Константинополе (будущая Византия), младшему, Гонорию, – зап. территории в 395–402 со столицей в Медиолане (совр. Милан), с 402 – в Равенне.
* Первые Античные Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. Но многие историки предполагают, что они проводились и ранее. В то время Игры продолжались лишь один день. Спустя некоторое время они длились уже 5 дней, каждый из которых отводился под отдельные состязания.
* Программа Первых Олимпийских игр включала лишь один вид состязаний – бег на 1-й стадий (192,27 м). Постепенно программа расширялась — в соревнованиях участвовали метатели, борцы, гонщики на колесницах, прыгуны и кулачные бойцы.
* Древнегреческие Олимпийские игры носили национальный характер. К участию в них допускались только греки. Более того, лишь свободнорожденные имели право участвовать и присутствовать на Играх. Женщины также не допускались на соревнования, ни в качестве участников, ни в качестве зрительниц. Лишь одной женщине разрешалось присутствовать – жрице (служительнице) храма богини Деметры. Ей отводилось специальное место на стадионе.
* В современном спорте за нарушение правил спортсмена могут наказать снятием очков, желтой или красной карточкой, дисквалификацией или как-то еще. Древние греки были гораздо жестче. Если, к примеру, атлет стартовал раньше (допускал фальстарт), его били палками. За подкуп или нечестное соперничество могли закидать камнями или убить. Нарушение правил воспринималось как неуважение Зевса.
* В 394 году римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры как праздник язычества. По мнению римлян, Игры пагубно сказывались на развитии христианства среди греков.