Император феодосий 1

Феодосий I Великий Флавий

Феодосий I Великий (Theodosius Flavius) — святой, последний император обеих частей Римской империи в 379-395 гг. Родился 11 января 347 г., умер 17 января 395 г. Феодосий был сыном полководца армии императора Валентиниана I, сам служил офицером. После гибели в 378 г. императора восточной части империи Валента в Адрианопольском сражении император Грациан спустя год провозгласил Феодосия августом в г. Сирмий. В 382 г. Феодосий заключил мир с вестготами и расселил их в качестве федератов южнее нижнего течения Дуная, при этом они должны были нести воинскую повинность. В 388 г. Феодосий устранил узурпатора Максима Магна и передал власть над Италией Валентиниану II. После убийства последнего Арбогастом Феодосий предпринял в 394 г. второй поход в Италию, в ходе которого разбил войска узурпатора Евгения под Аквилеей и на короткое время объединил всю империю под своей властью. Отказался от арианства в пользу православного вероучения, провозглашенного единой государственной религией на созванном им в Константинополе Втором Вселенском соборе. По примеру императора Грациана Феодосий отверг сан великого понтифика и преследовал язычников. В 391-392 гг. он запретил языческие культы, а в 394 г. — проведение Олимпийских игр. Был женат на Галле, дочери императора Валентиниана I и августы Юстины. Перед смертью Феодосий I разделил империю между своими сыновьями Аркадием и Гонорием, которые соответственно в 383 и 393 гг. стали августами. Этот шаг означал фактический конец единой Римской империи и привел в 395 г. к образованию двух самостоятельных империй на Западе и Востоке. Феодосий проводил политику покровительства готским племенам, за что получил прозвище «Друг готов».

Византийский словарь: в 2 т. / . СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.422.

Феодосий I Великий, Флавий (346- 395) — последний император единой Римской империи. После битвы под Адрианополем полчища варваров рассыпались по Фракии, овладели Дакией, дошли до стен самого Константинополя. В 382 году Феодосий победил готов и приостановил их наступление. Согласно Гумилёву, был последним императором, объединившим власть над восточной и западной частями Римской империи. Перед смертью разделил империю между сыновьями Аркадием и Гонорием. В свое правление покончил с язычеством, запретил приносить кровавые жертвы. Принял никейское вероисповедание.

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 612.

Феодосий Флавий (Flavius Theodosius), Феодосий I Великий (ок. 346-395) — римский император (379-395). Родом из Испании. Сын полководца. Был энергичным военачальником и ловким дипломатом. После гибели императора Валента был провозглашен императором Грацианом августом (соправителем Грациана), ему была передана восточная часть империи. При Феодосии было приостановлено наступление готов (в результате победы над ними в 382 году, а также благодаря соглашению с ними и расселению их в качестве федератов на территории империи). Феодосий окончательно утвердил господство ортодоксального христианства (эдикт de fide catholica 380), активно преследовал сторонников арианства и приверженцев язычества. При нем было разрушено много языческих храмов, сожжена Александрийская библиотека; в 394 году отменены Олимпийские игры. Христианская церковь признала его «Великим».

Феодосий боролся против узурпаторов императорской власти в западной части империи: Максима (убит в 388 году) и Евгения (убит в 394 году). Он был последним императором, объединившим власть над западной и восточной частями империи (394-395).

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Феодосий I Великий Флавий — Римский император в 379—395 гг. Род. 11 янв. 347 г. + 17 янв. 395 г.

+ + +

Феодосии родился в северной Испании. Отец его, Гонорий, был полководцем в армии Валента и вел свой род от императора Траяна (Виктор: «О жизни и нравах римских императоров»; 48). В юности Феодосии получил хорошее общее образование, а военную науку постигал в армии отца. Под его началом он воевал против скоттов и саксов в Британии, а затем против мавров в Африке. Его мужество и способности военачальника очень рано были отмечены императором (Гиббон: 26). По свидетельству Марцеллина, Феодосии был назначен полководцем в Мезию в то время, когда был еще безбородым юношей. В многократных стычках он разбил полчища сарматов и принудил их к миру (Марцеллин: 29; 6). Но вскоре опала и казнь Гонория, казалось, положили конец блестящей карьере его сына. Феодосии лишен был всех должностей и поселился в качестве частного лица в своем поместье в Испании (Гиббон: 26). Впрочем, опала его была недолгой. В 378 г: восточный император Валент был разбит готами под Андрианополем и погиб. Полчища варваров рассыпались по Фракии, овладели Дакией, дошли до стен самого Константинополя (Иордан: 138). В этой крайности западный император Грациан прибыл в Сирмий, вызвал к себе Феодосия и 19 января 379 г. провозгласил его Августом и императором над всеми восточными провинциями империи (Виктор: «О жизни и нравах римских императоров»; 48).

Феодосии принял власть в очень трудное время. По свидетельству всех писателей, андрианопольское поражение повергло римлян в полное уныние. Одно имя готов приводило солдат в ужас. Нечего было и думать с такой армией давать новую битву. Следующие четыре года были потрачены Феодосием на то, чтобы вернуть римлянам утраченный боевой дух. Местом своего пребывания новый император избрал Фессалонику. Отсюда он руководил боевыми действиями и управлял своей половиной империи (Гиббон: 26). Военное обучение вскоре принесло свои результаты, а косность и праздность были искоренены. Феодосии, вообще отличавшийся острым умом, доблестью и здравомыслием, добивался твердости как строгостью приказов, так и щедростью и лаской. И действительно, после того как воины обрели веру в себя, они стали увереннее нападать на готов и постепенно вытеснили их из пределов Фракии. Но тогда же Феодосии заболел, и состояние его было почти безнадежно. Это вновь придало готам дерзости. Часть из них отправилась грабить Фессалию, Эпир и Ахайю, другие устремились в Паннонию. Когда император Грациан узнал, что в связи с роковым и безнадежным недугом Феодосия готы усилили свой натиск, то он явился на восток, дал им много даров, снабдил продовольствием и заключил с ними мир (Иордан: 139—141).

Тем временем Феодосии, разбитый тяжелым недугом, принял в 380 г. крещение от православного епископа Асхолия. Болезнь его стала отступать, и он совершенно излечился. Прибыв после этого в Константинополь, Феодосии показал себя горячим защитником православия. Арианскому епископу Демофилу он предложил или принять веру в единосущие Христа с Богом-Отцом, либо удалиться из столицы. Демофил избрал последнее. Вслед за ним Константинополь покинули многие ариане, более сорока лет владевшие здесь всеми церквами. В 381 г. Феодосии собрал в Константинополе Второй Вселенский собор, на котором арианство и другие ереси подверглись строгому осуждению, а принятый на Никейском соборе символ веры был уточнен таким образом, чтобы исключить всякое превратное его толкование (Сократ: 5; 6—8). Император своей властью утвердил это решение и издал целый ряд законов, объявлявших единственно правильной веру отцов Никейского собора. Все церкви должны были отныне передаваться православному духовенству ( Созомен: 7; 9). Точно так же Феодосии, первым из императоров, подверг гонениям язычников и издал закон, повелевавший закрывать и разрушать по всей империи языческие храмы (Феодорит: 5; 21).

Между тем понемногу утихла война с варварами. В октябре 382 г. Феодосии заключил с вождем Фри-тигерном договор, по которому готы получали для поселения земли в Нижней Мезии и Фракии и поступали на службу к императору в качестве федератов (Иордан: 145). С этого времени Феодосии правил спокойно и твердо до самой своей смерти. Аврелий Виктор пишет, что он был кроток и благожелателен ко всем, особенно же к хорошим людям. Он давал изысканные и веселые пиры, однако без пышности, речь его была солидна и приятна. Он был ласковым отцом и примерным супругом. В отношении наук его образование было посредственно, но он от природы отличался проницательностью. В еде и питье он был умерен (Виктор: «О жизни и нравах римских императоров»; 48), а также отличался целомудрием и воздержанием. Однако он был гневлив и вспыльчив (Гиббон: 27). Кроме того, пишут, что он был невоздержан в тратах и предан неумеренной роскоши (Филосторгий: II; 1), беспечен и даже склонен к лени (Евнапий: 50).

Впрочем, от размеренной и приятной жизни Феодосия отвлекали распри в западной части империи. В 387 г. он вступился за Валентиниана II, брата Грациана, изгнанного из Италии тираном Магном Максимом. Соперники встретились в Паннонии на берегу Савы. Первый день сражения не принес никому победы, но на следующее утро Феодосии благодаря своему превосходству в коннице (она сплошь состояла из варваров — готов и алан) одержал победу. Максим был захвачен и казнен (Гиббон: 27). Следующие три года Феодосии провел в Италии, управляя отсюда всей империей. Среди многих полезных деяний, совершенных им в это время, историки пишут и об одном несомненно позорном, наложившем темное пятно на память об этом государе. В 390 г. случилось народное возмущение в фессалониках. Феодосии, не разобрав дела, велел подвергнуть жителей города беспорядочному избиению. Всего было убито около пятнадцати тысяч горожан без различия пола и возраста. Этим злодеянием Феодосии разгневал медиоланского епископа. Амвросия, который при всем народе не допустил императора в храм, так как руки его обагрены кровью невинных. Чтобы умилостивить прелата, Феодосии в одежде кающегося грешника всенародно исповедовался в своих грехах. Он был первым из императоров, демонстративно склонившим голову перед авторитетом церковной власти (Созомен: 7; 25).

В том же году Феодосии возвратился в Константинополь, оставив Валентиниана упрарлять западной частью империи. Два года спустя Валентиниан был убит, и власть захватил ритор Евгений. В 394 г. Феодосии выступил против него во главе своей армии. Сражение произошло неподалеку от Аквилеи на берегу Фригиды. В первый день воины Евгения потеснили отряды вараров, которых было великое множество в армии Феодосия (Сократ: 5; 25). Только ночь спасла Феодосия от полного поражения. Но на другой день ему удалось обещаниями переманить на свою сторону большой отряд противника. Кроме того, в разгар сражения началась сильная буря. Ветер дул прямо в лицо воинам Евгения. Они не выдержали двойного натиска и бежали. Евгений был схвачен и обезглавлен (Гиббон: 27)

На короткое время и в последний раз вся империя объединилась в руках одного государя. Однако спустя всего четыре месяца Феодосии по пути из Рима занемог в Медиолане и умер, завещав власть двум своим сыновьям (Феофан: 386).

Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия. Константин Рыжов. Москва, 2001.

Далее читайте:

Все римляне (биографический указатель в алфавитном порядке)

Римские императоры (биографический указатель в хронологическом порядке)

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам — | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |

Литература:

Чернявский Н. P., Император Феодосий Великий и его царствование в церковно-историческом отношении, Сергиев-Посад, 1913;

ФЕОДО́СИЙ I Фла­вий Ве­ли­кий (Flavius Theodosius Magnus) (346/347–395), рим. им­пе­ра­тор (с 379), ка­но­ни­зи­ро­ван ка­то­лич. Цер­ко­вью. По­след­ний пра­ви­тель еди­ной Рим. им­пе­рии. Уро­же­нец Сев. Ис­па­нии, Ф. I был сы­ном вид­но­го рим. вое­на­чаль­ни­ка, по­пав­ше­го в опа­лу и каз­нён­но­го при имп. Ва­лен­ти­ниа­не I. Сде­лал бле­стя­щую во­ен. карь­е­ру: ус­пеш­но сра­жал­ся с сар­ма­та­ми на Ду­нае, в 376 по­лу­чил во­ен. ко­ман­до­ва­ние в пров. Ил­ли­рик. В 379, по­сле тя­жё­ло­го по­ра­же­ния, по­не­сён­но­го рим­ля­на­ми от вест­го­тов в бит­ве при Ад­риа­но­по­ле, и ги­бе­ли имп. Ва­лен­та (378), стал со­пра­ви­те­лем имп. Гра­циа­на, по­лу­чив под свою юрис­дик­цию вост. часть им­пе­рии. Дос­тиг­нув вер­хов­ной вла­сти, про­явил се­бя как та­лант­ли­вый пол­ко­во­дец и спо­соб­ный ди­пло­мат. Одер­жав ряд по­бед в вой­не с вест­го­та­ми, всту­пил с ни­ми в пе­ре­го­во­ры. В 382 за­клю­чил мир­ный до­го­вор, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым вест­го­ты по­лу­чи­ли воз­мож­ность по­се­лить­ся в ка­че­ст­ве фе­де­ра­тов им­пе­рии в Ниж­ней Мё­зии и Фра­кии. Вслед­ст­вие это­го и др. ре­ше­ний Ф. I уси­лил­ся про­цесс вар­ва­ри­за­ции рим. ар­мии. На Вос­то­ке Ф. I уда­лось до­стичь со­гла­ше­ния с дер­жа­вой Са­са­ни­дов о раз­де­ле Ар­ме­нии на сфе­ры влия­ния (387). В об­лас­ти ду­хов­ной жиз­ни осу­ще­ст­вил це­лый ряд ре­ши­тель­ных мер, ко­рен­ным об­ра­зом из­ме­нив­ших ре­лиг. си­туа­цию в Рим. им­пе­рии. Из­дал в 380 в г. Фес­са­ло­ни­ки эдикт «О ка­фо­ли­че­ской ве­ре». В 381 в Кон­стан­ти­но­по­ле со­сто­ял­ся II Все­лен­ский со­бор (см. Все­лен­ские со­бо­ры), на ко­то­ром был уточ­нён и окон­чат. сфор­му­ли­ро­ван Сим­вол ве­ры и за­кре­п­лён ста­тус ни­кей­ско­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния как гос. ре­ли­гии Рим. им­пе­рии. По ре­ше­нию со­бо­ра епи­скоп­ские ка­фед­ры мог­ли за­ни­мать ис­клю­чительно по­сле­до­ва­те­ли ни­кей­ско­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния. На­хо­дясь под ду­хов­ным влия­ни­ем св. Ам­вро­сия Ме­дио­лан­ско­го, Ф. I не толь­ко пре­сле­до­вал ере­си, пре­ж­де все­го ари­ан­ст­во, но и по­сле­до­ва­тель­но ис­ко­ре­нял всё, что бы­ло свя­за­но с язы­че­ст­вом. В 381–385 на­ча­лись го­не­ния на языч­ни­ков: под стра­хом смерт­ной каз­ни за­пре­ща­лись жерт­во­при­но­ше­ния, бы­ло пред­пи­са­но за­кры­вать и унич­то­жать язы­че­ские хра­мы. В 391 ус­та­нов­ле­ны круп­ные штра­фы за по­кло­не­ние язы­че­ским бо­гам, по­сле 393 пе­ре­ста­ли про­во­дить­ся Олим­пий­ские иг­ры. За ре­лиг. по­ли­ти­ку хри­сти­ан­ские пи­са­те­ли на­гра­ди­ли Ф. I эпи­те­том «ве­ли­кий». Ф. I при­шлось по­дав­лять мя­те­жи узур­па­то­ров: в 388 – Маг­на Мак­си­ма, в 394 – Ев­ге­ния. С 394 пра­вил еди­но­лич­но всей Рим. им­пе­ри­ей. Пе­ред смер­тью осу­ще­ст­вил раз­дел го­су­дар­ст­ва ме­ж­ду сы­новь­я­ми: стар­ше­му, Ар­ка­дию, дос­та­лась вост. часть со сто­ли­цей в Кон­стан­ти­но­по­ле (бу­ду­щая Ви­зан­тия), млад­ше­му, Го­но­рию, – зап. тер­ри­то­рии в 395–402 со сто­ли­цей в Ме­дио­ла­не (совр. Ми­лан), с 402 – в Ра­вен­не.

* Первые Античные Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. Но многие историки предполагают, что они проводились и ранее. В то время Игры продолжались лишь один день. Спустя некоторое время они длились уже 5 дней, каждый из которых отводился под отдельные состязания.

* Программа Первых Олимпийских игр включала лишь один вид состязаний – бег на 1-й стадий (192,27 м). Постепенно программа расширялась — в соревнованиях участвовали метатели, борцы, гонщики на колесницах, прыгуны и кулачные бойцы.

* Древнегреческие Олимпийские игры носили национальный характер. К участию в них допускались только греки. Более того, лишь свободнорожденные имели право участвовать и присутствовать на Играх. Женщины также не допускались на соревнования, ни в качестве участников, ни в качестве зрительниц. Лишь одной женщине разрешалось присутствовать – жрице (служительнице) храма богини Деметры. Ей отводилось специальное место на стадионе.

* В современном спорте за нарушение правил спортсмена могут наказать снятием очков, желтой или красной карточкой, дисквалификацией или как-то еще. Древние греки были гораздо жестче. Если, к примеру, атлет стартовал раньше (допускал фальстарт), его били палками. За подкуп или нечестное соперничество могли закидать камнями или убить. Нарушение правил воспринималось как неуважение Зевса.

* В 394 году римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры как праздник язычества. По мнению римлян, Игры пагубно сказывались на развитии христианства среди греков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *