Имя манефа

Число имени пять (5) символизирует личность независимую, преисполненную стремлением к свободе. Скептически относятся к мнению окружающих, больше всего ценят свой личный жизненный опыт и нередко опираются на интуицию. Имя Манефа означает склонность к риску и даже авантюрам, поэтому нередко испытывают как успех, так и неудачу.

Манефа любит путешествовать и делать новые открытия. Склонны к размышлениям, обладают аналитическим складом ума, находят выход из любых ситуаций. Но в то же время их поступки часто выглядят для окружающих странными и необычными.

Число пять (5) для имени Манефа означает повышенную сексуальность. У них все мысли о сексе, они с головой погружены в переживания и фантазии на эту тему. Могут вступать в интимную связь при первой встрече, с незнакомыми людьми, пренебрегая всеми мерами безопасности. С другой стороны, к сексу люди с именем Манефа относятся как к искусству, трудно найти более искушенных любовников. Склонны к изменам, так как стремятся ко всему новому, неизведанному и экзотическому.

Планета числа 5: Меркурий.

Знаки Зодиака числа 5: Близнецы, Водолей.

Среди подвижников благочестия земли белорусской всегда были те, кому Господь даровал через любовь, терпение и смирение нести миру весть о Христе. 11 августа 2007 года в Свято-Петропавловском кафедральном соборе города Гомеля состоялось прославление в лике святых схимонахини Манефы (Скопичевой).

Родилась Мария (так до принятия пострига звали матушку) 1 апреля 1918 года в деревне Севрюки под Гомелем в семье Владимира и Гликерии Скопичевых. С самого рождения она несла возложенный на нее Господом крест тяжелого недуга—девочка родилась с церебральным параличом. Как рассказывает житие преподобной, еще в детстве в ночном видении ей были показаны две дороги и сказано: «По левой пойдешь—спокойно жизнь проживешь, по правой—скорбеть будешь…». Богомудрая Мария выбрала тогда правый, скорбный путь.

Мария, не обращая внимания на свой недуг, старалась помогать матери в работе по дому, научилась превосходно кроить и шить одежду. Окружающие любили девочку за добрый нрав и золотое сердце. С ранних лет Мария полюбила молитву, чем очень отличалась от своих сверстников. Часто на маминых плечах добиралась Мария в женский монастырь в Ченках на праздничное богослужение или просто для молитвы. Встречаясь с девушкой, игумения Ченковского Тихвинского монастыря Поликсения всякий раз звала ее к себе в обитель. Мария много молилась, прежде чем решиться на уход в обитель. Девушка приняла монашеский постриг в малую схиму 19 августа, в день Преображения Господня.

Несмотря на телесную немощь, матушка смиренно подчиняется воле Божией. Святая непрестанно молилась, строго постилась, рукодельничала, была образцово послушной и вскоре приняла постриг в великую схиму, который совершил один из последних Оптинских старцев схиигумен Макарий, ставший духовным отцом схимонахини Манефы. Перед своей кончиной он поручил ее иеросхимонаху Артемию (Потоцкому).

С началом Второй мировой войны схимонахиня Манефа поселилась в деревне Вишневка Терниченского сельсовета в семье верующих престарелых супругов Кизёвых. Господь отметил преподобную даром прозорливости. Во время войны на крестных ходах, которые совершались в деревне с молитвой ко Господу об ограждении воинов от смерти, матушку Манефу нередко спрашивали о судьбе мужей и отцов. Старица открывала женщинам долю их близких, хотя иногда, щадя вдову, умалчивала о смерти мужа-воина. Так, она не сообщила имеющей большую семью Стефаниде правду о гибели ее супруга-кормильца. Анне Мироненко святая часто говорила: «Молись, молись за мужа». Он был в плену в Бельгии и вернулся живым.

После войны матушке Манефе пришлось вернуться в родительский дом, где остался без присмотра еще не ставший на ноги и нуждавшийся в помощи племянник. Часто в первые послевоенные годы у преподобной из еды была только подогретая на плите вода. Матушка совсем ослабела и уже ожидала скорую голодную кончину, когда вдруг из далекой Вишнёвки по глубоким сугробам добралась к ней Анна Мироненко с сухарями. Приняв их как из руки Божией, преподобная сказала Анне: «Отныне не сойдет хлеб со стола твоих детей и внуков».

Ченковский монастырь разогнали, но живущая в миру схимонахиня Манефа по-прежнему помогала людям и своей святостью привлекала к себе страждущих односельчан и людей из дальних мест. Указания не старой годами старицы были ясны и действенны. В ее словах была такая убедительность и благодатная сила, что мало кто сомневался в матушкиных советах, которые указывали правильное направление на жизненном пути, приводили людей к вере или сильно укрепляли ее.

Преподобная видела, кто и с какими помыслами идет к ней. С людьми говорила просто, ровно, никогда не повышая голоса. Могла сказать незнакомым ей прежде людям о самом сокровенном в их душе, рассказать о прошлом, предсказать будущее, дать безошибочно полезный совет. По молитвам матушки Манефы совершались также и исцеления. Старица была искренней бессребренницей, но, имея благословение схиигумена Макария, с благодарностью принимала то, что ей настойчиво давали во славу Божию, и кормила совсем неимущих и приходивших издалека. Преподобную посещали все, имеющие духовные и телесные нужды—и священники, и миряне. Приходили даже совсем неверующие люди и, познавая силу молитв преподобной, искренне обращались к Богу.

Господь не оставлял без помощи и поддержки немощную телом, но просвещенную Духом Святым схимонахиню Манефу. Долгое время с ней жили монахини Анна и Фотина, которые вели по-монашески скромное матушкино хозяйство. В большой духовной дружбе с преподобной был пострадавший за веру Христову и побывавший в ссылках в Сибири ее духовник, иеросхимонах Артемий (Потоцкий), служивший в Довске. Отец Артемий направлял к матушке Манефе многих людей, нуждающихся в благодатной духовной помощи.

Господь послал схимонахине Манефе духовного сына—прибывшего в Гомель глубоко верующего фронтовика-офицера Николая Маличева. Он временно определился на жительство у схимонахини Серафимы и, прослышав о прозорливости матушки Манефы, пришел к ней, чтобы получить исцеление от мучивших его недугов. Пристально оглядев его, преподобная коротко и твердо сказала: «Будешь священником». Раньше у Николая в глубине сердца уже проскальзывала мысль о пастырском призвании. Оставив работу, он переселился к прозорливой матушке, принял монашество от схиигумена Макария и вскоре был рукоположен во иеромонаха. Отец Николай выстроил двухкомнатную деревянную пристройку для приезжих, летнюю кухню и соорудил матушке коляску. Так образовался небольшой монастырь, в котором спасались духовник-священник, старица-схимонахиня и монахини Анна и Фотина.

Между приемом паломников, духовных чад, молитвой и богослужением матушка шила, занималась вышивкой или штопала. Наволочки, постельное белье, носки, покрывала—все у нее было чисто, опрятно и аккуратно заштопано. Во время шитья монахиня Анна читала вслух преподобной ее любимые псалмы—26, 50, 90; 17-ю кафизму или всю Псалтирь. Летом старица сидела во дворе, шила или вышивала, одновременно принимая приезжих. Почти все свои средства матушка отдавала на монастырь. Угодница Божия никогда никого не упрекала и не укоряла в грехах. Ее спокойное лицо выражало искреннее сочувствие, любовь, доброжелательность и жизнерадостность. Матушка советовала почаще читать от нападения врагов 50-й псалом «Живый в помощи» и (как она ее называла) «довоскресную» молитву.

Подвижница прозорливо рассказала отчаявшейся от скорби по умершему 26-летнему сыну Марии всю ее жизнь, ведь женщине хотелось знать причину смерти сына (она впадала в отчаяние, т.к. во всем винила себя). Матушка Манефа успокоила Марию, сказав: «Все по воле Бога. Бог спас его и твою душу от погибели. И уповая на милость Божию, становись на молитвенное служение, принося покаяние за себя и за сына». Со временем эта женщина стала помощницей преподобной, всегда ощущая при этом ее молитвенную поддержку. Сейчас Мария, приняв монашеский постриг, является старостой благолепно восстановленного Гомельского Петро-Павловского кафедрального собора.

В начале 1950 года в дом к матушке Манефе пришла и стала ее духовным чадом 26-летняя Любовь Мисько, работавшая заместителем начальника почтового отделения. Как-то на нее напал грабитель. Девушка оказала сопротивление. Преступник скрылся ни с чем, а Любовь целый год провела в больнице (он несколько раз ударил ее по голове металлическим прутом). Головная боль не прекращалась и была столь сильной, что девушке пришлось уволиться с работы. С помощью матушки она впоследствии смогла устроиться на работу.

Матушка Манефа тяжело болела. Между складками кожи у нее были постоянные язвы, которые почти не заживали и все время гноились. Все тело было покрыто струпьями. Любовь отдирала корки на теле старицы, часто меняла повязки. Какое мужество надо было иметь, чтобы терпеть такую боль! Преподобная только однажды заплакала, когда в доме протоиерея Василия Копычко его супруга, увидев причину ее страданий, очень испугалась. Вскоре она отвезла старицу к врачу, который, осмотрев раны, с состраданием спросил: «Как вы это терпите?» По назначению врача Любовь Мисько каждые 15 минут меняла матушке повязки с лекарством, а Мария Богуш возила их в Гомель и стирала. Однажды преподобная спросила у иеросхимонаха Артемия, почему она так болеет. Священник ответил: «Господь дает болезни для терпения, чтобы в Царствии Небесном была б?ольшая слава».

Когда указом митрополита Антония (Мельникова) отец Николай был назначен настоятелем Свято-Никольской Кривской церкви, все силы и средства матушки Манефы стали направляться на ремонт этого храма. Все духовные чада старицы помогали в ремонте и украшении церкви. И вскоре в храме по воскресным дням и праздникам стала совершаться Божественная литургия. Храмовые иконы были украшены рушниками, собственноручно вышитыми преподобной Манефой.

Несколько раз матушка видела во сне Божию Матерь. Эти видения были совершенно ясными и сопровождались неописуемым благоговением к Пречистой. Богородица всегда говорила угоднице: «Обращайся ко Мне в молитвах». Сердце преподобной при каждом посещении Божией Матери трепетало и готово было растаять от блаженства. Люди часто обращались к священникам с просьбой отслужить акафист Богородице в честь Ее иконы «Скоропослушница». И те никогда не отказывали, так как знали, что это благословение старицы.

Во время краткого ночного отдыха, когда матушка Манефа оставалась одна, ее посещал в видениях уже почивший ее духовник иеросхимонах Артемий, который продолжал ограждать свое чадо от вражеских искушений. Он давал духовной дочери указания, делал замечания, а также велел неусыпно следить за духовным восхождением отца Николая. Являвшемуся старцу преподобная жаловалась на обездвиживавшую ее и все сильнее сковывавшую стан и ноги болезнь и сильное общее недомогание, плакалась, что совсем изнемогла от земной жизни, жаловалась, что отец Николай бывает с ней в большом несогласии и очень этим ранит, на что духовник отвечал: «Все святые терпели, и тебе надо терпеть. Пей святую водичку и терпи». Еще батюшка говорил, что старица нужна иеромонаху Николаю, ибо ему без угодницы Божией будет худо. Давал иеросхимонах Артемий матушке Манефе и очень действенные советы для посещавших ее больных.

Нередко ко преподобной наведывались ночью принимавшие образ разных людей злые духи, угрожая ей или требуя, чтобы подвижница не помогала отцу Николаю и другим духовным чадам. Матушка прогоняла их прочь своими намоленными шерстяными четками, от взмаха которых вражьи посланники тут же исчезали. Много нападок терпела угодница Божия и от потакающих демонам людей. Некоторые из них позже каялись в своих злых поступках. С разной целью приходили к матушке Манефе люди: кто искал помощи Божией, а кто приходил как к гадалке. И к каждому у нее был свой подход. Кто не вразумлялся и не верил Матери- Церкви, того она оставляла без ответа. А всем остальным давала полезные духовные советы: одним говорила помолиться Божией Матери, другим—святителю Тихону Задонскому, и все благодаря наставлениям старицы непременно получали просимое. Помогая друг другу и духовно возрастая, вокруг преподобной объединились люди различных возрастов, занятий и судеб.

Люба Мироненко знала матушку Манефу с детства. Закончив школу, она решила учиться дальше. Но при поступлении в технический вуз не набрала нужного балла. Расстроенная, она пришла к матушке, а схимонахиня Манефа сказала: «Мне нужно, чтобы ты меня лечила. В медучилище поступишь». «Но туда трудно поступить»,—возразила Люба. «Тебе сами предложат помощь»,—ответила преподобная. Так по матушкиным словам и случилось. Знакомые неожиданно предложили помощь в поступлении в медучилище. Старица наставляла: «Первый жених от Бога—первого купца не надо менять». Познакомившись с парнем, Люба с сестрой пришла к матушке и рассказала, что и дом у ее жениха есть, и сестра настаивает. «Это не твой жених.—пророчески произнесла матушка.—А хата тебе вылезет боком». Но Любе было жалко бросать высокого статного парня-красавца. Матушка ушла к себе и долго молилась, а Люба с сестрой ждала. Ждала 8 часов, а потом и всю ночь. В 5 часов утра угодница Божия вышла, произнесла: «Неси покорно свой крест» и благословила на брак.

При необходимости матушка Манефа прозорливо указывала молодым людям подходящих жениха или невесту. Ищущим благословения свыше будущих супруга или супруги она советовала обращаться к Божией Матери и святителю Николаю Чудотворцу—по 12 раз читать утром и вечером «Богородице, Дево» и тропарь угоднику Божию «Правило веры…». Все, кто слушал советы старицы, всегда были счастливы в браке и приезжали благодарить ее. Бывали случаи, когда преподобная обличала ближних в самых малых (по-человечески понятных) тайных мыслях и поступках. Собираясь как-то навестить матушку Манефу, верующие купили себе по пути яйца. Что-то они отложили для схимонахини, а остальное укрыли под кустом, чтобы не обнаруживать свой преизбыток. Получив наставление, собрались уходить, и матушка сказала им: «Вы не забудьте забрать под кустом свои яйца».

Сердце старицы было особо расположено к людям смиренным. Однажды матушку собралась навестить Татьяна, ставшая позже матушкой Еванфией. Шла она к преподобной и очень робела, да еще к тому же две девушки, которые тоже шли к схимнице, стали уверять ее, что матушка никого не принимает. Татьяне очень хотелось видеть угодницу Божию, и она стала творить про себя молитву. «Бог даст, может и примет»,—думала она, пропуская впереди себя девушек, которые уверенно шли к матушке, т.к. были с ней знакомы. Но преподобная отправила их на послушание, а Татьяну пригласила помолиться с ней. После молитвы матушка Манефа, внимательно выслушав пришедшую, дала ей душеспасительные советы. Удрученных и унывающих от трудностей жизни святая укрепляла примерами подвигов людей, пострадавших за веру. Она говорила: «Дорогие мои, что нам жаловаться на нашу долю? Бог нас питает, дает нам жилье. Никто нас не гонит, не мучает. А вспомните всех тех, кто пострадал за веру, вспомните Иисуса Христа!»

Любило и уважало матушку белорусское духовенство. К ней ездили за советом из Гомеля священники Михаил Мандрик, Стефан Гладыщук, Феодор Харик, из Мозыря—отцы Василий Тур и Петр Повный (ныне архимандрит Феодосий), а также все их близкие и родные. Кроме кривской церкви преподобная посещала Свято-Никольский храм в Гомеле и регулярно приступала там к принятию Святых Христовых Таин.

В январе 1984 года ослабевшая телом схимонахиня попросила, чтобы ее вывезли во двор на свежий воздух. Вдруг откуда-то налетели птички и стали петь чудную песню. «Птицы Богу Небесному молятся»,—сказала в радости матушка Манефа. А ночью во сне ей явился отец Артемий и сказал, что птицы пели к ее смерти. Святая стала спрашивать о времени своей кончины, но батюшка ответил, что Богу не угодно открыть ей это, ведь каждый, кто знал старицу, захотел бы с ней проститься, а ей это было бы уже не по силам. Все, кто был близок в тот момент преподобной, по очереди дежурили у ее постели. Перед разлучением души от тела в глазах матушки Манефы на минуту застыл страх от видения пришедших напоследок состязаться с ней врагов спасения, но, увидев потом небесное свидетельство к ней милости Божией, она умиротворенно почила 12/25 февраля 1984 года.

На погребение схимонахини Манефы приехали все, кто знал и любил ее, как свою молитвенницу и матерь. Никто не мог удержаться от слез: ни священники, ни простые люди. Все понимали, что ушла в вечность великая избранница Божия. Все молились: «Великий Боже! Прими душу усопшей рабы Твоей схимонахини Манефы в вечные селения Твоя! Введи в Твою Небесную вечную Славу». Матушку похоронили на сельском кладбище в Севруках и установили на могиле скромный крест с фотографией и датами рождения и отшествия к Богу.Далеко находится кладбище от деревни, но тропа к месту погребения подвижницы никогда не зарастала. Помянуть ее и испросить молитвенной помощи приходили и до сих пор приходят многие люди. Не забывают верные чада свою матушку, приносят преподобной печали и радости, просят о помощи и по молитвам схимонахини Манефы получают исцеление и помощь. Не забывают свою матушку и севрюковцы. Давно выросло новое поколение, но местные жители бережно хранят память о праведной землячке, угодившей Богу и ближним.

Начиная с 2005 года священники Петро-Павловского кафедрального собора сначала еженедельно, а затем и ежедневно, служили на могилке матушки панихиды, а 11 августа 2006 года по благословению Высокопреосвященнейшего Аристарха, архиепископа Гомельского и Жлобинского протоиереем Иоанном Ленделом, священниками Евгением Трусиловым, Михаилом Дроздовым, Владимиром Петручиком и Алексием Морозом было произведено вскрытие захоронения и обретение честных останков преподобной Манефы. Оставшиеся нетленными ее честные мощи издавали тонкое, но хорошо ощутимое благоухание. Честные останки извлекли из покоившей их двадцать два года земли, поместили в новый гроб и перевезли в нижний храм в честь равноапостольной Марии Магдалины, расположенный под кафедральным собором.

18-20 сентября 2006 года мощи были освидетельствованы и облачены для помещения в раку. Теперь в Гомельском кафедральном соборе святых первоверховных апостолов Петра и Павла не только находится принадлежавшая схимонахине Манефе икона Божией Матери «Взыскание погибших», но и покоятся многоцелебные мощи самой старицы. Преподобная мати наша Манефо, моли Бога о нас!

Материал подготовил
Иван Кононович,
студент 5-го курса МинДС

Просмотрено: 0 раз.

В благословенный Богом день 1 апреля 1918 года в деревне Севруки под Гомелем в семье Владимира и Гликерии Скопичевых родилась дочь Мария, названная в Святом Крещении в честь святой Египетской отшельницы и ставшая, несмотря на свою пожизненную телесную немощь, великой подвижницей и молитвенницей Белорусской земли.

Мария родилась с церебральным параличом, так что надежды на избавление от тяжелого неисцелимого недуга не было, и она без ропота несла этот данный ей от рождения крест. Еще в детстве в ночном видении святой были показаны две дороги и было сказано: «По левой пойдешь, спокойно жизнь проживешь, по правой — скорбеть будешь…”. И богомудрая Мария выбрала тогда правый — скорбный — путь.

Ее сызмальства отличали терпение, смирение и любовь. Она старалась помогать матери, и всегда была занята делом: стирала на реке, убиралась дома, готовила. Она как-будто бы не замечала свой недуг, и старалась быть наравне с другими. Окружающие любили Марию за добрый нрав и золотые сердце и руки. Чтобы быть полезной людям, она научилась превосходно кроить и шить одежду. И у нее обшивались все соседи.

Первым Марию назвал монахиней облагодетельствованный ею нищенствующий старец. И действительно она еще до пострига выделялась от своих сверстников тем, что всегда молилась. Часто просила отнести ее на церковный праздник или просто для молитвы в женский монастырь в Ченках. Ее мама всегда отзывалась на эти просьбы.Встречаясь с девушкой, игумения Ченковского Тихвинского монастыря Поликсения всякий раз звала ее к себе в обитель. И она много молилась, прежде чем решилась на это, наконец-то почувствовав призыв Божий. Радостно принятая игуменией Поликсенией Мария приняла в день празднования Преображения Господня малосхимнический монашеский постриг.

Умерев для мира, она целиком и полностью подчинила свою волю воле Божией, непрестанно молилась, строго постилась, рукодельничала, была образцово послушной и духовно созрела для полного ангельского образа. Ее пoстриг в великую схиму совершил один из последних Оптинских старцев — прозорливый схиигумен Макарий, ставший духовным отцом схимонахини Манефы. Перед своей кончиной он поручил ее иеросхимонаху Артемию (Потоцкому). Постоянно пребывая в трезвении и молитве, матушка Манефа благодатно обновлялась духом, и, преодолевая немощность тела, всем своим сокрушенным и смиренным сердцем стремилась к совершенству.

Во Вторую мировую войну монахини Ченковского монастыря возвратились в свою обитель, а схимонахиня Манефа поселилась в деревне Вишнёвка Теренического сельсовета в семье верующих престарелых супругов Кизёвых. В это время Господь даровал преподобной Манефе благодатную прозорливость. Когда подвижник становится богоносным, духоносным, он обладает целым рядом духовных дарований — тех дарований, которые были так обильны в древней Церкви, и известия о которых читаются в памятниках трех первых веков христианства. Обладает дарами: различения духов, властью над бесами, проявляющейся в борьбе с искусительными нападениями злых духов и победе над ними, а также в изгнании демонов из одержимых; исцеления болезней, даже воскрешения мертвых; сподобляется откровений горнего мира, чаще всего в видениях света; в прозрении и прорицании будущего. Дарования различны, и не всякий подвижник может обладать всеми ими; высшая степень обладания ими бесконечна, и не всякий достигает ее здесь, на земле. Но всякий настоящий подвижник в той или иной мере непременно получает духовные дарования одного или нескольких видов — обладание ими является признаком истинного подвижничества. Вот почему жития преподобных наполнены чудесами, явлениями силы и Духа. Но дивные знамения не являются исключительными и редкими указаниями свыше на богоугодность жизни того или иного подвижника. Они обнаруживают правильность подвижнического пути и нормальную степень духовного возраста инока, органически связаны с его духовным ростом и обязательно проявляются на известной ступени нравственной высоты.

Общение человека с прозорливым подвижником при очевидности или неочевидности для этого человека имеющегося у подвижника пророческого дара в случае пользы его проявления служит раскрытию общечеловеческой и персональной Божественной воли о человеке. Если кто-то целенаправленно ищет ответ на вопрос как поступить, что предпринять, как жить или что делать, правильное и полезное решение этих и многих других проблем предполагает раскрытие человеку по благодати той же воли Божией. Встреча с Божиим пророком даже для неверующего человека может в корне переменить всю его жизнь, привести к вере, упрочить и углубить веру того, у кого она уже есть, но и здесь все исходит и все ведет от Бога и к Богу, и связано с Его совершенной и спасительной о нас волей. Сама по себе прозорливость без раскрытия воли Божией смысла не имеет, пользы не приносит и к спасению не приведет. Дар прозорливости в мотивации вопрошающего и отвечающего участников духовного общения, подразумевает знание одним и полученное от него познание другим воли Божией, как правило, в интересах и на пользу вопрошающему. Но ясное и конкретное раскрытие воли Божией о человеке подразумевает волю Самого Господа, участие прозорливца и готовность ее принять или нежелание ею руководствоваться со стороны самого человека. В войну в Вишнёвке ежегодно 24 сентября по деревенской улице из дома в дом торжественно переносили крестным ходом икону и украшенную полотном деревянную свечу. Люди верили, что это поможет ушедшим на фронт мужьям и сыновьям, и таким образом молитвенно, ограждали их от смерти. Свечу перед иконой всегда держала святая Манефа, которую несли на плечах. При этом ее часто прямо на ходу спрашивали о своих мужьях, сыновьях, отцах. И матушка прозорливо открывала женщинам долю их близких, хотя иногда, щадя вдовицу, бывало умалчивала о смерти воина-мужа. Вскоре ей пришлось вернуться в родительский дом, в деревню Севруки.Ченковский монастырь разогнали, но живущая в миру схимонахиня Манефа по-прежнему помогала людям, и своей святостью привлекала, притягивала к себе страждущих односельчан, и людей из дальних мест. Многие замечали: как скажет матушка, так и нужно поступать, как благословит, так и будет…

Указания не старой годами старицы были ясны и действенны. Матушка призывала людей сердечно и безотлагательно просить у Господа прощения грехов, советовала молиться Богу, читать акафист Божией Матери, заказывать поминовения в монастырях, подавать милостыню и быть милосердными. В ее словах была такая убедительность и благодатная сила, что мало кто сомневался в матушкиных советах, которые давали правильное направление на жизненном пути, приводили людей к вере и очень ее укрепляли. Преподобная прозорливо знала, кто и с какими помыслами к ней идет. С людьми говорила просто, ровно, никогда не повышая голоса. Могла сказать незнакомым ей прежде людям о самом сокровенном в их душе, рассказать о прошлом, предсказать будущее, дать безошибочно полезный совет. Молитвы матушки Манефы приносили исцеления. Старица была искренней бессребренницей, и, совершая исцеления, ничего не брала от людей за это. Но, имея благословение схиигумена Макария, с благодарностью принимала то, что ей настойчиво давали во славу Божию, и кормила этим совсем неимущих и приходящих издалека. Никто из них не уходил от матушки голодным. Ее посещали и священники для духовного общения, и миряне, имеющие душевные и телесные нужды. Приходили и совсем недуховные люди, и, познавая силу молитв преподобной, искренне обращались к Богу.

Почти все свои средства матушка отдавала на монастырь. Матушка Манефа никого не упрекала, не укоряла в грехах. Ее спокойное лицо выражало искреннее сочувствие, любовь, доброжелательность, жизнерадостность. Матушка советовала почаще читать от нападения врагов псалом «Живый в помощи” и, как она ее называла, «давоскресную” молитву.

Матушка очень болела, между складок кожи у нее были постоянные язвы, которые почти не заживали, и все время гноились. Тело ее было покрыто струпьями. Какое мужество надо было иметь, чтобы терпеть такие боли! Однажды матушка Манефа спросила у иеросхимонаха Артемия, почему она так болеет. А отец Артемий ответил: «Господь дает болезни для терпения, чтобы в Царствии Небесном была большая слава”. У матушки, кроме всего, часто болели почки. Она иногда даже стонала от нестерпимых почечных колик.

Несколько раз матушка видела во сне Божию Матерь. Эти видения были совершенно ясными и сопровождались неописуемыми по их глубине и силе чувствами благоговения и всеобъемлющей любви к Богу, Пречистой и людям. Божия Матерь являлась ей то в строгой, светло-коричневого цвета монашеской одежде, то в виде по-древнему одетой юной, целомудренно прекрасной и милостиво любвеобильной Девы. Она говорила Манефе: «Обращайся ко Мне в молитвах”. И сердце подвижницы при каждом Ее посещении и слове трепетало, и готово было растаять от блаженства.

Как-то раз матушка Манефа проснулась очень встревоженной. Она видела отца Артемия на облаке, а в руках у него была голубая косынка, к которой тянулись бесы. Отец Артемий отбивался от них, говоря, что за грех воровства будет принесено покаяние, но враги не отступали. Тогда матушка Манефа вспомнила, что не исповедывала забытый грех детства, когда она девочкой взяла соседскую косынку, и сшила из нее платье для куклы. Нередко и к самой матушке ночами наведывались принимавшие образ разных людей злые духи, угрожая ей или требуя от преподобной, чтобы она не помогала отцу Николаю и другим духовным чадам. А она прогоняла их прочь своими намоленными шерстяными четками, от взмаха которых вражьи посланники тут же исчезали.

Много нападок терпела матушка от потакающих демонам человеков. Некоторые из них позже каялись в своих злых поступках. Приходили к матушке Манефе люди с разной целью: кто искал помощи Божией, а кто приходил как к гадалке. И к каждому из них у нее был свой подход: кто не вразумлялся и не верил Матери Церкви, того она оставляла без ответа. А всем остальным давала полезные духовные и практические советы: одним советовала помолиться Божией Матери, другим — святителю Тихону и все, благодаря наставлениям матушки, непременно получали просимое.

Любило и уважало матушку белорусское духовенство. К ней ездили за советом и священники из Гомеля отцы Михаил Мандрик, Стефан Гладыщук, Феодор Харик, из Мозыря отцы Василий Тур и Петр Повный ныне архимандрит Феодосий, все их близкие и родные. Кроме Кривской церкви матушка посещала Свято-Никольскую церковь в городе Гомеле и регулярно приступала там к принятию Святых Христовых Таин. Настоятелем этого храма был в то время благочинный Гомельского округа благочестивый отец Василий Копычко. Однажды, когда схимонахиня Манефа, видя, что к батюшке Василию подошел неопрятный человек, и у нее проскользнула вражья мысль, что ей бы не хотелось принимать Святое Причастие после этого человека, в тот же момент отец Василий подозвал матушку к Святой Чаше, с ударением на слово «примет” произнеся: «А теперь примет Святое Причастие во исцеление души и тела схимонахиня Манефа”. При необходимости святая прозорливо указывала молодым подходящих жениха или невесту. Для ищущих благословенных свыше будущих супруга или супругу она советовала обращаться к Божией Матери и Николаю Чудотворцу, по 12 раз читать утром и вечером «Богородице Дево” и «Правило веры”. Все, кто слушал советы матушки Манефы, были счастливы в браке и приезжали ее благодарить.

Бывали случаи, когда матушка Манефа обличала людей в их самых малых, по-человечески понятных тайных мыслях и проступках. Собираясь както навестить матушку Манефу, люди купили себе по пути яйца, что-то отложили для матушки, а остальное укрыли под кустом, чтобы не обнаруживать свой преизбыток. Получив наставление, они собрались уходить, а матушка говорит им: «Вы не забудьте забрать под кустом свои яйца”.

Примерно в то же время у родителей не вернулась с выпускного вечера и пропала дочь. Ее не могли найти три месяца. Поехали за помощью к матушке Манефе. Она их выслушала и посоветовала заказать акафист Пресвятой Богородице, во время которого, встав на колени, всем усердно молиться и просить открыть, что стало с дочерью. В церковь на молебен отовсюду собрался народ, и все слезно молились. А на следующий день к обезумевшим от горя родителям пришел парень и рассказал, как он убил и где закопал девушку. До этого следствие никак не могло выйти не только на преступника, но и на место захоронения, а теперь воистинну «познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих” (Пс. 9, 17). Удрученных и унывающих от трудностей жизни святая Манефа укрепляла примерами подвигов людей, пострадавших за веру. Она говорила: «Дорогие мои, что нам жаловаться на наше долю? Бог нас питает, дает нам жилье. Никто нас не гонит, не мучает. А вспомните всех тех, кто пострадал за веру, вспомните Иисуса Христа. В январе 1984 года изнемогшая телом мать Манефа попросила, чтобы ее вывезли на улицу на свежий воздух. Вдруг откуда-то налетели птички и стали петь чудную песню. «Птицы Богу Небесному молятся”, — сказала в радости матушка. А ночью во сне ей явился отец Артемий и сказал, что птицы пели к ее смерти. Святая стала вопрошать у своего небожителя-старца время своей кончины, но он ответил, что открыть это ей Богу не угодно. Каждый, кто знал матушку, захотел бы с ней проститься, а ей это было бы уже не по ее физическим силам. Все, кто был близок матушке по очереди дежурили в последнее время у ее постели. И каждому из них она отдала распоряжение на случай своей кончины.

Преподобная Манефа отошла к Богу 12 / 25 февраля 1984 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *