Индийские секты

Школы и секты китайского буддизма

Внутри буддизма возникло множество различных школ и сект, сыгравших важную роль в истории культуры Китая и его соседей (прежде всего Японии). Одни из них существовали длительное время, другие сравнительно быстро исчезали. Некоторые получали широкую известность, многие навсегда оставались чем?то вроде закрытых клубов, доступных лишь посвященным. Как правило, в число последователей и сторонников тех или иных сект и направлений китайского буддизма входили, кроме самих монахов, представители высших кругов общества, принадлежавшие по рождению к сословию шэньши. Эти чиновники, аристократы, ученые-философы, художники, поэты обычно имели хорошее конфуцианское образование, и их интерес к буддизму объяснялся прежде всего тем, что в его теории и практике они стремились найти ответ на некоторые онтологические, гносеологические и эстетические проблемы, которым конфуцианство уделяло мало внимания. В первую очередь это были проблемы жизни и смерти, бытия и небытия, высшей истины и ее поисков, красоты и ее совершенства.

Одной из наиболее известных и влиятельных сект китайского буддизма была школа «Цзинту» , о которой уже говорилось в связи с культом Амитабы. Как считают синологи, в «Цзинту» было особенно заметно влияние даосизма , даже древнекитайского «синизма» (Г. Крил) с его стремлениями к счастью и процветанию человека . Видимо, во многом благодаря этому школа «Цзинту» с ее идеей о «Западном рае» получила признание и поддержку со стороны многомиллионных масс крестьянства. Впоследствии, в эпоху Сун, ее идеи легли в основу тайного общества «Байляньцзяо». Эта трансформация, естественно, не прошла безболезненно для судеб «Цзинту». Официальный статус ее стал подвергаться сомнениям, ибо власти подчас не без оснований отождествляли последователей школы с сектантами-мятежниками из «Байляньцзяо», которые видели в учении о «Западном рае» свое лучшее будущее и использовали его в качестве боевого знамени в своих антиправительственных выступлениях .

Секта «Тяньтай», названная так по монастырю того же названия, расположенному в живописном месте на побережье (современная провинция Чжэцзян), принадлежит к числу ранних и сравнительно недолговечных школ. Одним из первых и наиболее значительных патриархов этой школы был монах Чжи-и (531 – 597), который утверждал, что все в мире едино и, значит, Будда может присутствовать в каждой песчинке, а жизнь каждого человека может быть частицей жизни Будды. Несмотря на всю эксцентричность этой высокорафинированной теории, секта пользовалась успехом и просуществовала до XIV века .

Другой школой-сектой с сугубо философским уклоном была «Хуаянь», в основу учения которой была положена «Аватамсака сутра» («Хуаянь цзин»). Основателем ее считается Фа-шунь (557 – 640). По этому учению все дхармы во Вселенной возникли одновременно, они имеют два аспекта – статический (наименование) и динамический (явление). Третий и наиболее знаменитый патриарх этой школы Фа-цзан (643 – 712), объясняя это учение знаменитой танской императрице У Цзэ-тянь, взял в качестве примера золотую скульптуру льва. Золото здесь – статический аспект, лев – динамический. Вне динамического статическое не имеет формы. Все динамическое, как целое, так и части (лев или его уши, лапы), суть проявление статического (то есть золота). А поскольку все части единого динамического суть проявление общего статического, то все они находятся в гармонии, наподобие волн на поверхности воды. Иными словами, все в мире тяготеет к одному центру, к единому началу. В религии это – Будда, в империи – правитель. Не случайно учение «Хуаянь» пришлось по душе властной У Цзэ-тянь и японским императорам . Значение философской доктрины «Хуаянь» высоко оценивается исследователями . Учение «Хуаянь» оказало большое влияние на развитие средневековой китайской философии, а одно из его понятий – ли (закон, принцип, идеал, высший резон и стандарт) было впоследствии заимствовано неоконфуцианством .

Параллельно с этими двумя наиболее заметными школами– сектами, имевшими явный философский уклон, в китайском буддизме было немало других, менее значительных школ, выражавших аналогичные или сходные идеи . Наряду с ними в Китае возникли две секты буддизма, имевшие специфичный, эзотерический характер и сыгравшие важную роль в истории китайской культуры. Речь идет о секте «Чань» и о тантризме.

Тантризм, возникший в Индии в середине I тысячелетия, проник в Китай в начале эпохи Тан. Его расцвет приходится на VIII век, когда сюда прибыли и развили активную деятельность три видных патриарха этой школы – Субкахарасимха, Вайрабодхи и Амогхавайра. Все трое были приняты в Китае с большими почестями, а переведенные с их помощью сутры сыграли свою роль в развитии китайского буддизма. Характерными чертами тантризма было обилие магических поверий и эротических приемов, якобы обеспечивавших как общие цели буддизма (достижение состояния бодисатвы, спасение, достижение Нирваны), так и более конкретные потребности (выпадение дождя, обезвреживание злых духов и т. п.). Не вдаваясь подробно в магическую и сексуальную стороны тантризма, следует отметить, что обе они играли важную роль и в известной степени способствовали сближению этого учения с некоторыми суевериями даосов и с примитивными верованиями крестьянства. Большой вклад внес тантризм в буддийскую иконографию. Именно с ним связано появление множества второстепенных буддийских божеств, чьи функции и соответственно обличья четко разделялись на тех, кто отстаивал доброе начало, и на тех, кто отпугивал силы зла. Вторые наделялись страшным обликом, который должен был внушать всякой нечисти страх, ужас и отвращение. Одним из элементов иконографии, внесенных тантризмом, были ритуальные изображения, отражающие момент соития существ мужского и женского пола. Такого рода иконографические изображения сохранились в буддийских храмах.

Тантризм как самостоятельное и влиятельное направление существовал в китайском буддизме недолго. Влияние же тантризма сохранялось значительно дольше, особенно в сфере иконографии, соединения буддизма с примитивной магией и т. п. В меньшей степени эта секта оказала воздействие на образованные круги китайского средневекового общества. Зато пристальное их внимание привлекала другая буддийская эзотерическая секта – «Чань» (японская «Дзэн»).

Следующая глава >>

Хариджиты и их секты

Хариджиты и их секты Нерешительность халифа Али в сражении против мятежного Муавии привела к тому, что часть его войска разочаровалась в нем. Эта часть, хариджиты (вышедшие, отколовшиеся), провозгласила, что высокий пост халифа могут занимать лишь самые ревностные,

ПРОТЕСТАНТИЗМ И ПРОТЕСТАНТСКИЕ СЕКТЫ

ПРОТЕСТАНТИЗМ И ПРОТЕСТАНТСКИЕ СЕКТЫ В начале XIX в. протестантское ответвление христианства представляло собой пеструю и многообразную картину. В дальнейшем эта пестрота возросла в большой степени как в результате дробления основных подразделений данного

Создание «ленинской секты»

Создание «ленинской секты» Кардинальные социально-экономические изменения, как правило, происходят по реформированию сверху или посредством революционных изменений. На наш взгляд, властное реформирование закономерно и в основном удачно, революционные перемены

7.4. Секты и ереси

7.4. Секты и ереси С помощью разветвленной системы догматов католическая церковь ревниво охраняла свое право на приоритет в решении религиозных вопросов, поэтому каждый священник, допустивший в своей проповеди вольное толкование Священного Писания, мог быть отнесен к

Новые религии и секты

Новые религии и секты Сам факт существования сект (будь то христианских или иудейских) подводит нас наконец к вопросу о новых религиях. По утверждению Юрия Белова, до 1905 года законодательство было призвано обеспечить «полную невозможность» образования новых сект внутри

Расцвет китайского буддизма

Расцвет китайского буддизма Во времена правления лянского У-ди на юге страны (502 – 549) буддизм был объявлен чем?то вроде официальной государственной религии. Сам У-ди был ревностным буддистом, он запретил и велел разрушить все даосские храмы (даосизм теперь уже

Упадок китайского буддизма

Упадок китайского буддизма Едва ли справедливо видеть единственную причину кризиса китайского буддизма только в суровом разгроме 845 года. Дело в том, что живучесть и приспособляемость этого учения поразительны и даже после такого удара он вполне мог оправиться и занять

Война с рабами секты

Война с рабами секты 1920 год. Идут бои на Перекопе.Части «красных» рабов, служак секты прокажённых безродных паразитов (146 000 штыков, 40 000 сабель, 985 орудий, 4435 пулемётов, 57 бронеавтомобилей, 17 бронепоездов, 45 самолётов), наседают на Белую армию (23 000 штыков, 12 000 сабель, 213 орудий,

Протестантские секты

Протестантские секты В Украине широко развернута деятельность протестантских религиозных организаций, финансирующихся, как правило, из США. Они очень активны, мобильны и направлены на выявление людей, у которых произошли большие личные проблемы; людей, не

Исмаилитские секты

Исмаилитские секты В 869 г. отряд исмаилитов во главе с Карматом примкнул к восстанию занзибарских рабов-зинджей, в ходе которого бывшие рабы сами превратились в рабовладельцев, с еще большей свирепостью угнетавших всех обращенных ими в рабство. Зинджи-карматы выступали

истории 06:49, 26 августа 2017

В индийском городе Панчкула 25 августа признали виновным в изнасилованиях гуру Рама Рахима Сингха, лидера религиозного культа с десятками миллионов последователей. В ожидании вердикта в городе собрались около 200 тысяч последователей Рахима, а власти Индии ввели режим чрезвычайного положения и бросили на ликвидацию беспорядков полицию и армию. Районы вокруг суда, где вынесли вердикт, обесточены, в них не работает интернет и сотовая связь. «Медуза» рассказывает, кто такой гуру Рахим и что происходит в Индии после суда над ним.

Кто такой Рам Рахим Сингх?

Духовная организация «Дера Саша Сауда», которую возглавляет Рам Рахим Сингх, занимается благотворительной деятельностью и помогает людям, попавшим в трудные ситуации, найти свое место в обществе. Организация проповедует служение людям и отказ от мяса, алкоголя, молока и молочных продуктов. Она популярна в сельской местности, поскольку часто помогает беднякам, оказывает бесплатную медицинскую помощь, строит дома и организовывает работу школ. Подобных религиозных благотворительных организаций в Индии больше девяти тысяч, но «Дера Саша Сауда» — крупнейшая; у нее, как утверждает сама организация, около 60 миллионов последователей в Индии и по всему миру.

50-летний гуру возглавил «Дера Саша Сауда» больше 25 лет назад (руководящий пост он занял в 23 года). Согласно легенде, Рахим родился чрезвычайно одаренным ребенком и все науки и умения схватывал на лету.

Реклама

Рахим — не просто лидер секты. Он выглядит как смесь героя болливудского боевика и рок-звезды: постоянно ходит в солнечных очках и богато украшенной одежде. Рахим регулярно снимается в пропагандистских видеороликах и поет песни о своей секте. Эти видео набирают миллионы просмотров на ютьюбе и прославляют силу и способности духовного лидера, который катается на мотоциклах и багги, играет в различные виды спорта (и всегда побеждает), принимает героические позы, появляется в кадре из пламени и выступает перед десятками, если не сотнями, тысяч поклонников.

RAM RAM | Video Song | MSG: The Messenger

Hakikat Entertainment Pvt Ltd

В 2015 году Рам Рахим Сингх даже снялся в полнометражном фильме с бюджетом в три миллиона долларов. В фильме рассказывается, как гуру (его играет сам Рахим) спасает мир от наркомании и эксплуатации и борется с врагами. В том же году вышло продолжение фильма с примерно таким же сюжетом.

Секту Рахима не любят индийские сикхи, которые считают и его самого, и последователей секты отступниками от истинной веры. Нередки столкновения между сторонниками секты и сикхами. У Рахима значительное политическое влияние в Индии, перед выборами многие политики стараются получить его благословение, сама секта поддерживает одну из политических партий в штате Харьяна, где она базируется.

В чем обвиняли Рам Рахим Сингха?

В 2002 году, как установил суд, Рахим изнасиловал двух последовательниц секты. Об этом стало известно из анонимного письма, опубликованного в одной из индийских газет. Журналист, добывший это письмо, был застрелен в том же году, дело об изнасиловании завели только в 2007-м, а сбор доказательств длился до 2014-го.

Рахим утверждал, что все обвинения — это ложь. Также он отмечал на суде, что не имел физической возможности кого-либо изнасиловать по медицинским причинам.

Это не единственные обвинения и подозрения в адрес лидера религиозной секты, но единственные, которые дошли до суда. Помимо этого, ему приписывали причастность к кастрации около 400 членов «Дера Саша Сауда» и к заказным убийствам противников организации.

Рахима взяли под стражу сразу после судебного заседания. Ему грозит до семи лет тюрьмы, точный срок приговора будет определен в понедельник, 28 августа.

Что происходит в Индии после приговора?

В Панчкуле ко дню вынесения приговора Раму Рахиму Сингху собрались несколько десятков тысяч его сторонников. Власти ожидали массовых беспорядков и направили в город около 50 тысяч полицейских и военных, чтобы не допустить кровопролития, пишет The Times of India. Магазины, школы, и другие общественные учреждения в районах, где собрались сторонники Рахима, были закрыты. К спокойствию призывало и руководство секты, сам Рахим говорил, что верит в оправдание.

Подожженные автомобили в Панчкуле, 25 августа 2017 года

Ravi Kumar / Hindustan Times / Getty Images

После приговора, который секта объявила несправедливым, в городе начались массовые беспорядки: сторонники секты начали громить постройки, поджигать автомобили и нападать на полицейских. По последним данным, в столкновениях с полицией и военными погиб 31 человек, несколько сотен попали в больницы с различными травмами. Протестующие подожгли железнодорожную станцию, попытались захватить здание школы, на улицах Панчкулы вечером в пятницу лежали перевернутые и сгоревшие автомобили. В полиции утверждают, что спустя несколько часов ситуацию удалось взять под контроль.

В общей сложности в штатах Харьяна и Пенджаб, где популярна секта Рама Рахима Сингха, произошло около 300 инцидентов, связанных с приговором духовному лидеру, сообщает India Today. В некоторых городах Пенджаба и Харьяны введен комендантский час. Власти штатов и президент Индии Рам Натх Ковинду призывают к миру и порядку.

Павел Борисов

Под прицелом новая статья Ольги Валяевой Вся правда о Ведическом знании. Более правдивого вранья я в жизни не встречала.
1. Ведическое знание трогает сердце
А ложь и обман, трогают ум, если он есть. Ум побуждает человека думать и анализировать. И замечать откровенное враньё и профанацию. А так же опасность, которую это вранье может принести.
2. Ведическое знание – это не религия.
Оленька! Ради всего святого! Не несите чушь! Ведизм — это религия. Веды — это религиозная литература. И даже то, что вы — ведические кришнаистские лекторы — так усиленно толкаете за Веды — это тоже религиозная литература. Православные батюшки вполне могли читать и другую религиозную литературу — это входит в обучение семинаристов. Но само отношение тех же батюшек — вполне конкретное. Потрудитесь найти мнение священников про ту же йогу.
Цитируемый Радханатха Свами — является кришнаистским гуру, кстати.
Признаёшь себе близкой определённую конфессию — переходи в неё. Нельзя быть наполовину православным, наполовину кришнаитом.
3. Ведическое знание не для индусов и не для русских
Ведические знания долгое время были доступны только для мужчин 3х варн. Изучение этих знаний шудрам, женщинами, иностранцами и иноверцами было запрещено. Об этом написано в той же Ману-смрити, которую Оленька Валяева цитировала в другой своей статье. Неужели не дочитала до этого места? Или на пункте «Женщина всегда находится под опекой мужчины» все мыслительные процессы остановились что ли?
Принимать иностранцев и иноверцев в индуизм, который является преемником ведизма, начали относительно недавно и по распоряжению индийского правительства.
4. Веды – это не Индия
А Махабхарата, Бхагавад-Гита и Шримад-Бхагаватам — это не Веды.
Преемником ведизма является индуизм, а не кришнаизм, к которому относится г-жа Валяева. Более того, кришнаизм носит антиведический характер.
5. Ценности Ведического знания вне времени и расстояния
Ценности ведического знания были актуальны в ведийское время. Это где-то до 2 века до нашей эры. В настоящее время они безнадёжно устарели. Ценности кришнаистских учений актуальными не были никогда, кришнаизм — это опасная деструктивная секта.
6. Главная ценность – любовь к Богу
«Бхакти-йога» провозглашается кришнаизмом как превосходящая все остальные йоги. Почему бы Оленьке не рассмотреть другие течения? Вообще создание Йога-сутры относится ко 2 веку до н.э., а это уже не ведийский период. И причём тут Веды?)
«Об этом и говорят Веды. Не о ритуалах, не о традициях, а о способах развития любви к Богу в своем сердце.»
Дорогая, Ольга Валяева! Если вы никогда не читали Веды, не открывали их, то не позорьтесь своим незнанием! Веды — это сборник молитв, заклинаний, молитвенных песнопений и ритуалов. Для ведийского общества вообще было крайне важно, КАК именно вы молитесь, КАКИЕ ритуалы вы совершаете. Иначе и Вед никаких не было бы.
7. Ведам о нас все известно
Приведённые цитаты взяты из «Шримад Бхагаватам». Это не Веды.
8. Ведическое знание записано иносказательно, метафорично
Поэтому древнеиндийские писания некоторые личности трактую так, как им удобно. Очень это любил делать основатель секты МОСК Шрила Прабхупада. Дорогой учитель Ольги — Торсунов — достойный преемник своего гуру.
9. Ведическое знание – это не секта
А вот кришнаизм — это секта.
10. Оно распространяется само. Как пожар.
И это страшно. Страшно, что деструктивные культы и учения, что статьи и лекции, полные лжи и профанации, распространяются как пожар. Такие знания несут разрушение в семьи, отторжение старых, давно установленных связей, депрессию и стрессы от несоответствия собственного образа «идеальному ведическому».
11. Роль женщины не в том, чтобы быть прачкой и уборщицей
Однако именно такую роль женщинам в мировом порядке отводят кришнаистские лекторы. Позволяя за хорошее служении сходить на массаж и маникюр — ведь вы же бахини, вы этого достойны!
Да и вообще многие религии пропитаны жуткой мизогинией.
«Нигде в Ведах нет такого, мол, женщина, сиди, знай свое место и стирай. Нет. Много говорится о том, как надо защищать и беречь женщин, насколько мы уязвимы и ценны. О том, как женщины создают мир вокруг себя. О том, как опасно нас доверять самим себе – мы таких дров наломаем!
А все обязанности женщины проистекают от чего? Если ты любишь этого мужчину, то сделай для него то, что ему самому для себя сделать трудно. Приготовь ему поесть, почеши ему спину, прибери дом. Тебе ведь это нетрудно, тебя этому учили, ты же фея домашнего очага!»
Ольга, откуда в вас столько ненависти к женщинам? За что вы себя так недооцениваете и принижаете?
Ольга, пожалуйста! прекратите писать такую ересь! Перестаньте выдавать за Веды то, что Ведами не является! Хотите писать о своём укладе — пожалуйста, но называйте вещи своими именами! То, что вы называете «жить по Ведам», — это жизнь по правилам по правилам кришнаистской секты. Не скрывайте этого от людей. Не смущайте их умы ложными отсылками к якобы древним текстам.

Tags: Веды без прикрас, Ольга Валяева, заблуждения, неудобные вопросы, эпическое

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *