Индикт, что это?

1/14 сентября Православная Церковь празднует церковное новолетие – начало нового церковного года, которое в соответствии с византийской традицией именуется Началом индикта.

В Римской империи начало индикта было началом финансового года. Сам индикт – одна пятнадцатая часть индиктиона – 15-летнего промежутка времени, который утвердился при императоре Константине Великом. Официальное византийское счисление по индиктионам начиналось с 1 сентября 312 года. В христианской Церкви календарное счисление по индиктам было введено в царствование Юстиниана I (527–565).

Кроме привычного нам года, в котором через 12 месяцев всё возвращается к своему началу, в юлианском (то есть церковном) календаре есть еще «полный церковный год» продолжительностью почти в полтысячелетия, называемый также «Великим индиктионом», а на Руси – Миротворным кругом. Дело в том, что через 532 года все церковные праздники – неподвижные (например, Рождество Богородицы, дни памяти святых) и подвижные (Пасха и связанные с ней) возвращаются на те же числа месяца и дни недели. Так, в 2011 году Пасха была тогда же, когда она была 532 года назад по юлианскому календарю, то есть в 1479 году. По византийскому счету от Сотворения мира (5508 г. до Р.Х.) сейчас идет 15-й Великий индиктион, который начался в 1941 году.

Миротворный круг юлианского календаря представляет собой совершенное творение в области летоисчисления, гармонично сочетающее в себе систему религиозных, астрономических и гражданских аспектов измерения времени. Шкала Миротворного круга простирается в прошлое и будущее, отражая вечное круговое течение времени и циклическую повторяемость астрономических явлений по числам юлианского календаря.

С принятием христианства Русь усвоила византийское летоисчисление от Сотворения мира (5508 г. до Р.Х.) и индиктионы. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта – так исчисляли начало года все древнерусские летописцы. Только в 1492 году (в 7000 г. от Сотворения мира) произошло слияние гражданского и церковного новолетия – началом года официально стало 1 сентября, которое два века отмечалось как церковно-государственный праздник. В этот день совершалась особая праздничная служба – «чин летопроводства», во время которой епископ с процессией выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читался Апостол и Евангелие, а затем под пение тропаря праздника вся процессия шла в храм для совершения Божественной литургии.

В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рождества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. Однако в современном гражданском календаре сентябрьский новый год сохранился в сфере образования, поскольку в старину учебный год в церковноприходских школах всегда начинался с церковного Новолетия – 1 сентября, и эта традиция распространилась на все учебные заведения.

***

Основным смыслом богослужения в Новолетие (1/14 сентября) является воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос прочел пророчество Исаии (Ис. 61, 1–2): «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». И добавил: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4, 16–22).

Со времени пришествия в мир Спасителя человечеству дарована Богом возможность спасения – избавления от несвободы (рабства греху), стяжания добродетелей (богоподобного совершенства) и даже обожения. Именно это должно быть целью и содержанием всей жизни христиан, а более конкретно – наступающего нового церковного года.

Святые учат нас, что каждый день, каждый год своей жизни человек должен жить как последний, за которым его ждет строгий и нелицеприятный суд Божий. Потому и наступивший год, как и любой другой, надо использовать с духовной пользой, больше заботясь о своей душе, ища «прежде Царства Божия и правды Его», веруя словам Христа, что тогда все остальное приложится нам (Мф. 6, 33).

Поэтому и в песнопениях праздника говорится, что Господь в мир пришел, ища «удобрити создание» Свое, «завещав уставы и лета, во спасение наше». Прославляя и благодаря Христа в праздничных песнопениях за Его жертвенный подвиг ради спасения человечества, Церковь «приносит», то есть посвящает, новый церковный год Творцу мира, Который «нам, мудростию времена и лета положил». «Начало лета» (то есть года) мы посвящаем Начальнику нашего спасения Христу. Это значит, что мы, верующие христиане, даем обещание посвятить весь наступающий год Богу – служить Ему, а не своим греховным желаниям. И это служение Благу, Добру должно направить нас на борьбу со грехом в себе и вокруг нас, к возрастанию в добродетелях, как и сказано в псалме: «уклонись от зла и сотвори благо». Потому Церковь просит за богослужением сподобить нас «житие начати, благоугодно Тебе, Владыко, с летным начинанием»; «сподобить начавшим лето (год)» и «скончати благоугодно», чтобы «многокружное лето» сие Господь благословил «благоплодием», увенчал «благословеньми»; чтобы нашим воздаянием за понесенные труды, за наше служение Добру стало познание Бога – истинного Блага – и наше «преложение (то есть изменение) к лучшим, мирное устроение», чтобы нам «славити вседетельную Его благость».

В тропаре праздника Церковь просит Бога: «Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны».

Владимир Немыченков

Часть 1. Метонов цикл
Этимология слова Индикт (или индиктион от греч. ‏Ινδικτιών), обозначающего 15 летний период, как и то, кем установлен этот период, в точности неизвестны.
Наиболее распространённым является предположение, что индиктион происходит от латинского indictio — «объявление» и первоначально означал чрезвычайный налог на зерно. Император Диоклетиан превратил его в ежегодную подать, размер которой определялся один раз в пять лет, на основании переписи населения, производившейся один раз в 15 лет.
Считается, что Индиктион введен Константином Великим взамен языческого счисления олимпиадами по четыре года, как промежуточная единица времени между годом и веком. Чтобы получить индикт года в эре от Рождества Христова, надо к искомому году прибавить число 3 и сумму разделить на 15. Остаток даст индикт года. Если остаток равен 0, то индикт — 15.
В средневековой хронологии существует некоторая путаница оттого, что не все историки считали начало цикла Индиктов одинаково. Различают Индикты, в зависимости от того, с какого числа отсчитывается начало года — византийский, начинавшийся с 1 сентября, императорский, с 25 сентября, и римский (или папский) начинавшийся с 1 января. В литературе также порой встречаются упоминания о цикле индиктов с началом 8 сентября, называемом indictio Senensis.
Через 532 года «круги Солнца и Луны» снова начинаются вместе. Цикл индиктов, совместно с 19-летним метоновым и 28-летним солнечным циклами, лёг в основу юлианского периода.
Старый юлианский счет лет очень прост для астрономии, истории и пасхалии. Простота и практичность юлианского календаря объясняется тем, что дни здесь возвращаются к тем же числам через 28 лет, новолуния и полнолуния — через 19 лет, пасхалия повторяется через каждые 532 года (28 х 19).
Период в 532 года составляет Великий индиктион , через который солнечные и лунные затмения, фазы Луны, дни — все возвращается к тем же числам. Астрологическая ситуация полностью повторяется.
Часы – циклы на Башне Зимера в Лире, Бельгия.


Солнечный цикл и вруцелето Цикл метона и эпакта
Солнечный 28-летний цикл и Вруцелето (от др.-рус. «въ руцѣ лѣто» — год в руке).
После 28 лет все даты снова повторяются в том же порядке. На внутреннем круге стрелка указывает на текущий год солнечного цикла. На внешнем круге стрелка показывает соответствующую доминантную букву. Заглавными буквами Вруцелета показан день, на который падает первое воскресенье года. Буква A означает, что первое воскресенье года выпадет на 1 января. Буква E означает, что первое воскресенье будет 5 января. В високосные годы внешний круг будет показывать две буквы.
Метонов цикл — промежуток времени в 6939 дней 14 часов 15 минут, служащий для согласования продолжительности лунного месяца и солнечного года в лунно-солнечном календаре (периодичность кругов – видимых движений Солнца и Луны) .
Метонов цикл, по имени предложившего его древнегреческого астронома Метона, связан с приближённым (с точностью до нескольких часов) равенством: 19 тропических лет = 235 синодическим месяцам, то есть каждые 19 лет лунный цикл завершается в тот же день солнечного года. Погрешность метонова цикла составляет 0,08685 суток за 19 лет, то есть сутки примерно за 219 лет.
Епакта (от латинского epactae, от греческого ἐπάκτη, лат. epactae, ἐπακτὰἱ ἡμέραἱ — добавочные дни ) — число дней, на которое продолжительность солнечного года превышает продолжительность лунного года из 12 лунных месяцев. Епакты используются для перевода дат из лунно-солнечного календаря в даты солнечного календаря и обратно. Епакта используется, для вычисления даты Пасхи, которая отмечается в первое воскресенье после полнолуния, наступающего за днем весеннего равноденствия.
Метонов метод однокоренной с Мефодием, Матфеем и математикой, их «бог дал».
Как заметил Метон в своих вычислениях, 19 солнечных лет равны 235 лунным месяцам и 6,940 дням (вот откуда появились тысячелетия «от сотворения мира” в хронологии).
Так как 19 лунных лет равны 228 месяцам (19·12 = 228), то, чтобы согласовать солнечный и лунный календари, Метон добавил к 19 лунным годам семь дополнительных месяцев (19·12 + 7 = 235). Так, 19-летний цикл включал 12 лет по 12 месяцев и 7 лет по 13 месяцев (вероятно в этот зодиакальный цикл включали созвездие Змееносца).
Здесь использованы материалы работы https://vedaveta.livejournal.com/133975.html.
Лунно-солнечный календарь унаследовал от лунного календаря как достоинства, так и недостатки. Несмотря на то, что по фазам Луны достаточно просто вести счет времени, но сама продолжительность синодического месяца непрерывно меняется в пределах от 29 дней 6ч.15м. до 29 дней 19ч.12м. Причиной этому является довольно сложное движение Луны по орбите.
Начало месяца в лунно-солнечных, как и в лунных календарях, приходится на неомению, то есть на первое появление молодой Луны в лучах заходящего Солнца. Неомения отстоит от новолуния на 2—3 дня. Причём это время меняется в зависимости от времени года, широты наблюдателя и текущей продолжительности синодического месяца. Из-за этого невозможно как вести один и тот же календарь, основанный на наблюдении Луны, в разных странах, так и пользоваться простым календарём из 29- и 30-дневных месяцев. Календарь, введенный по какой-либо системе будет неизбежно расходиться с реальным движением Луны, хотя, с той или иной точностью, будет в среднем этому движению соответствовать.
Индиктионы было принято отсчитывать от начала византий­ской эры. В частности, 12-й великий индиктион на­чался в 345 году, 13-й — в 877 году, 14-й — в 1409 году, 15-й Великий Индиктион начался в 1941 году.
Зная про Метоновый цикл и веря, что через каждые 19 лет фазы Луны снова повторяются точно по дням солнечного года, было установлено, что с учетом каждого четвертого високосного года и седьмицы (недели), через каждые 532 года (= 19х4х7) фаза Луны попадет ровно на тот же конкреный день недели и число месяца и високосного, и каждого из 3-х невисокосных годов.
Итак, через 19 х 28 = 532 года расчётные фазы Лу­ны и дни недели приходятся на те же числа месяца.
Проверим эти утверждения с помощью астрокалькулятора StarCalc 5.72.
Для наблюдателя православного храма Византии: Софийский собор в Константинополе 41°00′31″ с. ш. 28°58′48″ в. д.
14-й Великий Индиктион начался в 1409 году, закончился в 1941 году (532 года).
— Когда было весеннее равноденствие в 1409 году?
12 марта 1409 в 04.08 – равноденствие.
Солнце – прямое восхождение — 0°0’0.5», склонение 0°0’5»,
Луна – Фаза 0.19 – 25.3 дней.
Первый восход Солнца в день весеннего равноденствия.

Скрин 1
— Когда было первое полнолуние после весеннего равноденствия в 1409 году.
30 марта 1409. Луна – Фаза 1.0 – 14.2 дней.
Первое полнолуние после равноденствия.

Скрин 2
Обратим внимание, что Фаза полнолуния, восход Луны начинается в лучах заката Солнечного диска.
30.03.1409 в 18.30 – Полнолуние. Восход Луны на заходе Солнца.
Солнце – прямое восхождение – 1ч 7м, склонение +7°11′,
Луна – прямое восхождение – 12ч 41м, склонение -2°47′.

Скрин 3
Обратим особое внимание. Луна восходит в созвездии Девы, рядом звезда Спика (альфа Девы).
Спика – прямое восхождение – 12ч 54м, склонение -8°1′.

Скрин 4
Переместимся во времени на 532 года, в 1941 год.
— Когда было весеннее равноденствие в 1941 году?
21.03.1941 в 02.20 – весеннее равноденствие.
Солнце – склонение 0°. Луна – Фаза 0.40 – 23.1 дней.
— Когда было первое полнолуние после весеннего равноденствия в 1941 году.
11 апреля 1941 в 18.30 – Полнолуние. Восход Луны на заходе Солнца.
Солнце – прямое восхождение – 1ч 19м, склонение +8°20′,
Луна – Фаза 1.00 – 14.5 дней, восход в 18.18. прямое восхождение – 13ч 14м, склонение -6°33′.

Скрин 5
Луна вновь, как и 532 года назад восходит в созвездии Девы, рядом со звездой Спика (альфа Девы).
Спика – прямое восхождение – 13ч 22м, склонение -10°51′

Скрин 6
Внесем полученные данные в Сводную Таблицу.

Сводная Таблица.
В Таблице исследованы ближайшие метоновы циклы к нашему времени.
Можно констатировать, что каждые 19 лет в один и тот же день 11 апреля (но разные дни недели) происходит первое полнолуние после весеннего равноденствия, в 14 лунный день, фаза Луны 1.0.
— Теперь проверим правило: через 19 х 28 = 532 года расчётные фазы Лу­ны и дни недели приходятся на те же числа месяца.
Фазы Луны и лунные дни совпадают – полнолуние.
Восход Луны происходит на закате Солнца.
Луна восходит в созвездии Девы.
Однако, на одно и то же число и месяц в 1409 и 1941 годах полнолуния не попадают.
В чем причина?
Перехлд с Юлианского календаря на Григорианский.
Согласно официальной истории, в 1583 году произошел переход от Юлианского к Григорианскому календарю из-за того, что юлианский календарь недостаточно точен и за 128 лет дает ошибку в один день.
Считается, что в 45 году до н.э. Юлий Цезарь в своём юлианском календаре установил для Европы 25 декабря, как дату зимнего солнцестояния. С тех пор за счёт разницы между календарным годом (365,2500 дней) и тропическим годом (~365,2421897 дней) произошёл сдвиг фактического астрономического солнцестояния примерно на три дня за каждые четыре столетия. В 1582 году Папа Григорий XIII решил восстановить точное соответствие между сезонами и гражданским годом, но при этом он ссылался не на эпоху римского императора, а на Никейский собор 325 года, период становления основных христианских праздников. Таким образом, Папа аннулировал 10-дневную ошибку, накопленную за период с IV по XVI века, но не учёл 3 дня, набежавшие между I и IV веками нашей эры. Эта корректировка календаря сдвинула зимнее солнцестояние в северном полушарии примерно до 22 декабря. До сих пор в григорианском календаре солнцестояние колеблется на один или два дня, а в долгосрочной перспективе может дополнительно произойти сдвиг на один день за каждые 3000 лет.
В Риме указ от февраля 1582 года декларировал, что 10 дней должны быть выброшены с октября 1582 так, чтобы 15 октября следовало немедленно после 4 октября, после чего должен был использован реформированный календарь.
В новом календаре счет дней был начат с новолуния которое пришлось на 1 января, на этот же день было перенесено начало года (в римском календаре год начинался 1 марта).
Все католические страны очень быстро приняли реформу, протестансткие долго противились, а в православных юлианский календарь оставался до 20 века.
Согласно же наших расчетов, приведенных в Сводной Таблице, день первого полнолуния после весеннего равноденствия в 1599 году перескочил на 10 апреля с 30 марта в 1580 году. Наблюдаем сдвиг даты на 11 дней.
Такая программа прошита в калькуляторе StarCalc 5.72, переход на новый григорианский календарь, после 4 октября 1582 года следует сразу 15 октября.
За период Великого Индиктиона с 30 марта 1409 по 11 апреля 1941 годов по расчетам было потеряно всего 12 дней.
Однако, согласно нового Григорианского календаря и ОИ: в зависимости от века количество пропускаемых дней увеличивалось, так: в 16 веке — 10 дней, в 17 — 11, в 18 – 12, в 19 – 13, в 20 — 14. Именно этой системой и объясняется отсутствие 12 сентябрьских дней в 1752 году в Великобритании и ее колониях.

В России переход осуществлялся в 1918 году — тогда «потерялись» 13 дней с 31 января по 14 февраля.
В наших же расчетах фигурирует 1941 год – ХХ век и должен был произойти сдвиг в те же 13 дней минимум.
А по нашим расчетам произошло смещение всего в 12 дней по календарю.
Какие выводы можно сделать?
«Я не в восторге от нашего календаря!..»
Официально считается, что через каждые 532 года пол­ностью повторяются и даты Пасхи.
Но об этом в следующей части, продолжение следует…

Инди́кт или индиктион (от лат. indictio — «объявление», «указание») — период в 15 лет, использовавшийся в летоисчислении Римской Империи и её приемницах, вошедший в обиход Православной Церкви.

В Римской Империи индиктом называлась цифра податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей. При этом каждые 15 лет производилась переоценка имений. По мнению В. В. Болотова индикты имели египетское происхождение.

Официальное византийское счисление, так называемые индикты Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 года. В VI веке, в царствование Юстиниана I, в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам.

При употреблении индикта началом счета циклов по 15-ти лет принимают 3-й год до Р. Х., так что для получения года индиктиона должно прибавить к текущему году число 3 и сумму разделить на 15; частное дает число циклов, а остаток — год индикта.

В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября, что производило некоторую путаницу в средневековой хронологии. И на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление, в котором началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения). Различают индикт византийский, начинавшийся с 1 сентября, императорский, с 25 сентября, и римский, или пaпcкий, начинавшийся с 1 января. Торжественное Церковное празднование новолетия 1 сентября развилось в поздневизантийский период.

См. также

  • Начало индикта

Использованные материалы

  • Бернацкий, Михаил, «Празднование Начала индикта — церковного новолетия», 13.IX.07:
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

1.1.5. Старый индиктовый способ летоисчисления

В связи с пасхальными циклами сделаем отступление, которое имеет отношение не только к датировке Никейского собора, но и к исторической хронологии вообще. Речь пойдет о старых способах записи дат. Точнее – о способах счета лет.

Сегодня мы настолько привыкли к летосчислению по одной и той же, неизменной эре, что часто не отдаем себе отчета в том, что такой способ не является вещью простой и само собой разумеющейся. Обозначая текущий год ЧЕТЫРЕХЗНАЧНЫМ номером, мы, в силу привычки, не осознаем чрезмерности использования столь больших чисел в повседневном счете лет. Тем более, что современный человек привык к большим числам. Они его уже не пугают, как в старые времена, когда понимание больших чисел – и даже просто умение записать их, – было достоянием узкого круга образованных людей. Даже и сегодня мы иногда отбрасываем две первые цифры в обозначении года. Например, говорим и пишем 98-й год вместо 1998-го, 99-й вместо 1999-го и т. д.

Нетрудно понять, что подобный современному способ летоисчисления по неизменной эре не был и не мог быть первым, изначальным способом записи дат. Люди средневековья просто его не поняли бы (в своей подавляющей массе). А общепринятое летоисчисление, доступное лишь узкому кругу образованных лиц, – бессмыслица. Оно могло, конечно, использоваться в узкоспециальных сочинениях, скажем по древней астрономии. Но присутствовать на страницах древних летописей оно не могло никак. Поскольку летописи писались для того, чтобы их понимали все грамотные люди – поскольку события прошлого, в отличие, скажем, от астрономических законов и наблюдений, всегда были интересны очень многим. В частности – правителям, деяния которых (и их предков) описывались в летописях. Правители совсем не обязаны были обладать специальными познаниями в науках. В Средние века, например, многие из них, как известно, были просто неграмотны. Но даты в летописях должны были быть им понятны. Они должны были быть понятны также и писцам правителей, монахам в монастырях и так далее. Но далеко не все грамотные люди в то время обладали умением обращаться с большими числами. Многие их просто не понимали.

Указанное обстоятельство – неумение древнего и средневекового человека, в своей массе, обращаться с большими числами – хорошо видно на примере истории денежных величин. Известно, что в Средние века денежные единицы были обычно гораздо крупнее, чем сегодня. А денежные суммы, исчисляемые в таких единицах – соответственно гораздо меньше, чем в наше время. Скажем, денежные жалования на Руси в XVII веке могли исчисляться 1 – 2 рублями или даже долей рубля в год. В XIX веке – это были уже десятки рублей в месяц, а в XX – сотни и тысячи. Или даже миллионы. Далее, с XVI до XIX века в России ходили полушки, то есть четверти копеек, или 1/400-е части рубля , т. 33, с. 652. Это существенно уменьшало масштаб чисел, выражающих денежные суммы. Сегодня полушек уже нет. Масштаб денежных сумм, с которыми людям приходится иметь дело в повседневной жизни, в среднем увеличивается по мере повышения возможностей населения обращаться с большими числами. Сегодня используются карманные калькуляторы. А средневековые люди, в своей основной массе, с денежными суммами, выражаемыми большими числами, иметь дело просто не могли – по той простой причине, что они не могли их складывать и даже не понимали их обозначений.

Выскажем гипотезу. По-видимому, переход к летосчислению по неизменной эре был в значительной степени вынужденной мерой. К ней пришлось прибегнуть лишь после того, как люди столкнулись с почти непреодолимыми трудностями в установлении хронологии древних событий. То, что такой способ представляется нам сегодня естественным и простым, – результат привычки, выработанной в течение последних столетий.

В этой связи возникает важный вопрос: какие способы записи дат использовались в действительно старых документах? Имеются в виду оригиналы, а не редакции или подделки XVII века.

Одним из самых старых способов был, по-видимому, отсчет лет от воцарения действующего правителя. Такой способ широко применялся в древности и в Средние века. Он до сих пор применяется, например, в Японии, где летосчисление ведется от начала правления здравствующего императора. С точки зрения хронологии такой способ мало что даст, если уже забыто – когда именно правил упомянутый в летописи царь. Необходимо будет сначала определить время его правления. Или же – сопоставить его одному из уже известных и датированных царей древности. Далеко не всегда это можно сделать обоснованно. Другими словами, для понимания таких дат надо иметь достаточно большой запас «датированных царей», то есть – уже протянутую в прошлое хронологическую шкалу. Если такой шкалы нет, то датировки по годам правления становятся просто немыми. Именно с таким обстоятельством и пришлось, по-видимому, столкнуться средневековым хронологам на заре становления хронологии.

Несмотря на свою простоту, способ отсчета лет от начала правления сопряжен и с чисто практическими неудобствами. Например, каждый раз при смене правления номер года совершает скачок. Причем – на случайную величину. Проследить такое летосчисление всего на 50_100 лет назад может оказаться непростой задачей. Придется ВЫЧИСЛЯТЬ, скажем, сколько лет прошло от 3-го года правления позапозапрошлого правителя до текущего времени. А значит – вспомнить длительности нескольких последних правлений и их последовательность, что в повседневной жизни не очень удобно. Кроме того, во время смут, когда правители часто меняются, подобное летосчисление просто переставало работать.

Поэтому в старых летописях применялся и другой, гораздо более изощренный способ счета лет. Также не требующий знания больших чисел, но вместе с тем не привязанный к именам и правлениям царей и не зависящий от смен правителей. И обеспечивающий непрерывное, без сбоев и скачков летосчисление на протяжении приблизительно восьми тысяч лет. Такой способ находится в самой тесной связи с церковной пасхалией и юлианским календарем. Будем называть его «индиктовым способом» или летоисчислением «по индиктам». Он состоял в следующем.

Номер года задавался не одним большим числом, как сегодня, а тремя маленькими числами, которые имели свои названия: «индикт», «круг Солнцу», «круг Луне». Каждое из них ежегодно увеличивалось на единицу, но как только достигало положенного ему предела, снова сбрасывалось до единицы. А потом опять начинало каждый год возрастать на единицу. И так далее. Таким образом, вместо одного, в принципе бесконечного счетчика лет, используемого сегодня, в индиктовом способе применялось три конечных циклических счетчика. Они задавали год тройкой небольших чисел, которые не могли выйти из предписанных им узких границ. Это были:

– индикт, который менялся от 1 до 15 и снова сбрасывался на 1;

– круг Солнцу, который менялся от 1 до 28 и снова сбрасывался на 1;

– круг Луне, который менялся от 1 до 19 и снова сбрасывался на 1.

Летописец, использовавший индиктовый способ летосчисления, мог написать, например, следующее: «данное событие произошло в индикт 14, круг Солнцу 16, круг Луне 19. А на следующий год случилось то-то и то-то в индикт 15, круг Солнцу 17, круг Луне 1. А еще через год произошли такие-то события, в индикт 1, круг Солнцу 18, круг Луне 2». И так далее.

Поскольку участвующие в индиктовом летосчислении ограничители 15, 28 и 19 являются взаимно-простыми числами, любое их сочетание повторяется только через число лет, равное их произведению: 7980 = 15 X 28 X 19. Таким образом, повторение индиктовой даты происходит лишь через 7980 лет. Следовательно, на отрезке времени продолжительностью почти восемь тысяч лет индиктовый способ летоисчисления задает год совершенно однозначно.

Индиктовый способ тесно связан с юлианским календарем, пасхалией и христианской Пасхой. Похоже, он был изобретен вместе с пасхалией и пасхальными таблицами. В самом деле – два из трех счетчиков, используемых в индиктовых датах (круг Солнцу и круг Луне), как мы уже объяснили выше, связаны именно с юлианским календарем, его високосными годами, днями недели и разбиением на месяцы. Оба они имеют самое прямое отношение и к определению дня христианской Пасхи как первого воскресния после первого весеннего полнолуния.

Таким образом, индиктовый способ летосчисления в значительной степени основан на пасхальных календарных величинах. Поэтому по своей сути он является ПАСХАЛЬНЫМ СПОСОБОМ.

Известно, что индиктовый способ летосчисления действительно применялся в старинных текстах. Обычно считается, что он использовался в основном в средневековых византийских сочинениях, написанных «очень давно». Но в русской книжной традиции индикты указывались еще и в XVII и даже в XVIII веке – наряду с годами «от сотворения мира» и (или) «от Рождества Христова». Например, в выходных данных «Следованной Псалтыри» московской печати XVII века год издания книги – 7160 от Адама, он же 1652 от Рождества Христова, – указан вместе с индиктом: «индикт 5» . По смыслу индикт не нужен в такой записи – он ничего к ней не добавляет. Но, очевидно, он сохранен по традиции, как остаток старого способа записи дат. Круг Солнцу и круг Луне в этой Псалтыри уже не указаны, опущены. Позже, в XVIII веке, перестанут указывать и индикты. Последние остатки старого индиктового способа летоисчисления пропадают, таким образом, лишь на рубеже XVII – XVIII веков!

Причем, если обратиться к русским текстам XVII века, то окажется, что они содержат огромное количество остатков старых индиктовых дат. Причем – именно остатков, обрывков – иногда переписанных со старых рукописей даже без понимания сути дела. Полных индиктовых дат в рукописях XVII века почти не встречается. По-видимому, такие даты переписывались в XVII веке либо как дань ушедшей традиции, либо потому, что в старом тексте была только такая дата. Поскольку переписчики в XVII веке уже плохо понимали смысл индиктовых дат, они вписывали их, как правило, в неполном, полуразрушенном виде. В тех случаях, когда индиктовые даты в текстах XVII века сопровождаются датами «от Адама», те и другие, как правило, не согласуются между собой. Это значит, что годы «от Адама» переписчики XVII века брали откуда-то со стороны и вписывали в летопись рядом с остатками исходных – причем совершенно других – индиктовых дат.

Получается, что старинный способ летоисчисления по индиктам, кругам Солнцу и кругам Луне был еще очень распространен в русских текстах XIV – XVI веков. Иначе бы переписчики XVII века не встречались бы с этими датами так часто. Не понимая их смысла они, естественно, искажали их при переписывании. Не исключено однако, что в некоторых случаях искажения были внесены намеренно с целью уничтожения старой хронологической традиции. Так, например, почему-то особенно часто опускался круг Солнцу. Причем иногда даже сами слова «круг Солнцу» или «круг Луне» присутствуют в рукописи, а числа, выражающие их значения, – нет. Они почему-то опущены.

Заметим также, что в старых текстах круг Солнцу в индиктовой дате мог даваться не прямо, а как «вруцелето такого-то перста». Выше мы уже говорили, что круги Солнцу располагались в пасхальной таблице по пальцам (перстам) «руки Дамаскиновой», где под каждым значением круга Солнцу указывалось соответствующее ему вруцелето. При этом, как легко убедиться, глядя на рис. 1, перст и вруцелето полностью задают соответствующий круг Солнцу. Поэтому, скажем, вместо слов «круг Солнцу И» в старинной летописи могло стоять, например: «крут Солнцу 6 на мизинце». В самом деле, смотрим на рис. 1 и видим, что вруцелето 6 на мизинце «руки Дамаскиновой» действительно дает круг Солнцу, равный 11. Но переписчик XVII века, уже отвыкший от индиктового летоисчисления, мог не понять такой записи, и, скажем, опустить слово «мизинец». Этим он менял значение круга Солнцу с 11 на 6. Подобная замена, кстати, отнюдь не безобидна. Она сдвигает индиктовую дату на СОТНИ и даже ТЫСЯЧИ лет.

Приведем пример. В рукописной Палее XVII века (Российская Государственная Библиотека, Отдел рукописей, фонд Румянцевского музея, № 297) на листе 256 имеется следующая датировка распятия Христа: «во 18 лето царства Тивериева пострадал Господь наш Iссъ Хрстосъ спасения ради члча в лето 5530 марта в 30 день в пяток в 6 часе дня, индикта 3, круг Солнцу 7, Луна 14 а пасха жидом».

Сразу отметим, что приведенная в Палее дата распятия по эре от Адама: 5530 год – противоречит указанному в ней же индикту. Более того, эта дата противоречит и кругу Солнцу – тоже указанному в этой же Палее. Сегодня, пользуясь калькулятором (которого у переписчика XVII века, естественно, не было), легко подсчитать, что в 5530 году от Адама индикт был равен 10, а крут Солнцу – 14. Между тем в Палее четко сказано: индикт равен 3, а круг Солнцу 7. Обе цифры совершенно другие Круг Луне в данном случае не указан. Говорится, что была «14 Луна и пасха иудейская». Здесь «14 Луна» означает не 14-й круг Луне, а первое весеннее полнолуние, соответствующее иудейской Пасхе (см. ниже). Возможно, первоначально круг Луне все-таки присутствовал в этой дате, но переписчик опустил его «для ясности», не поняв, зачем для Луны указано сразу два различных числа. Это, кстати – типичная ошибка в рукописях XVII века.

И еще одно замечание по поводу той же даты. В рукописи говорится, что 30 марта была пятница. Но в 5530 году 30 марта был понедельник. В то же время, 30 марта приходилось на пятницу в 5533 году. Можно было бы предположить, что здесь присутствует описка в дате – опущена тройка (ноль в церковно-славянских цифрах не пишется). Тогда вместо 5530 следует читать 5533 (год). Однако и это не спасает положения, поскольку в 5533 году от Адама индикт был равен 13, круг Солнцу 17, а крут Луне 4. В рукописи же мы видим совсем другие цифры.

В такой ситуации разобраться, как выглядела индиктовая дата распятия Христа в том документе, из которого была сделана выписка в Палее XVII века, – непросто. Ясно одно – этой датой не мог быть указанный в Палее 5530 год от Адама (22 год н.э.). Этот год, скорее всего, был взят из какой-то хронологической таблицы XVII века и вставлен в Палею переписчиком или редактором. Исходная дата была другой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Способ исследования

Способ исследования Этнологическое исследование в отличие от исторического, базирующегося на источниках, основано на сумме достоверных фактов, почерпнутых из монографий, где источники прошли проверку путем исторической критики. Но если привлечен новый материал, или

Способ обработки

Способ обработки Сцепив весь свод одной хронологической основой и набросив летописную сеть на его нелетописные части, Сильвестр внёс в своё произведение ещё более единства и однообразия, переработав его составные статьи по одинаковым приёмам. Переработка состояла

Формальный способ

Формальный способ В Правде заметен двоякий способ пользования источниками, формальный и материальный; или брали из источника только юридический казус, который нормировали по другим источникам, или заимствовали самую юридическую норму. Первый способ преобладал в

ТРЕТИЙ СПОСОБ

ТРЕТИЙ СПОСОБ Большевики пошли «третьим путем». Они придумали в своем роде гениальную систему: национально-государственную. Они стали создавать эдакие причудливые полугосударства внутри государства. Признавая в теории право наций на самоопределение вплоть до выхода

Способ самопроверки

Способ самопроверки Говорят, особенно в наше время, что математику нужно применять всюду, даже в истории. Допустим. Но обыкновенный счет для наших целей ничего не дает, потому что нам считать нечего и незачем. Попробуем применить другое — математическую методику, пусть

Способ крещения

Способ крещения Святой Равноапостольный Владимир крестил Русь на совершенно особых условиях.Сирийские историки рассказывают, что византийские императоры сами предложили Владимиру союз и брак с принцессой Анной — при условии, что руссы помогут подавить восстания в

Третий способ

Третий способ Большевики пошли «третьим путем». Они придумали в своем роде гениальную систему: национально-государственную. Они стали создавать эдакие причудливые полугосударства внутри государства. Признавая в теории право наций на самоопределение вплоть до выхода

СПОСОБ КОМАНДОВАНИЯ

СПОСОБ КОМАНДОВАНИЯ Незадолго перед смертью маршал Рокоссовский сказал:— Этот недоучка только мешал воевать. Мы ? командующие ? его обманывали: любому самому несуразному его распоряжению поддакивали, а действовали

«Русский способ»

«Русский способ» В середине XVIII века Михаил Ломоносов пришел к выводу, что в России и во вновь открытых землях нужно добывать так называемое рассыпное золото из песков. Он изобрел новый метод извлечения мельчайших частиц драгоценного металла из золотосодержащих песков.В

Способ ведения боя

Способ ведения боя Кельтские войска были известны своей отвагой и мужеством; женщины сражались так же отважно, как и мужчины. Вражеские укрепления кельтские воины брали с помощью деревянных лестниц, крепостные стены окружали, бросали на укрепления множество камней,

1.5. Старый индиктовый способ летоисчисления

1.5. Старый индиктовый способ летоисчисления В связи с пасхальными циклами сделаем отступление, которое имеет отношение не только к датировке Никейского собора, но и к исторической хронологии вообще. Речь пойдет о старых способах записи дат. Точнее – о способах счета

3.1.4. Серварный способ производства

3.1.4. Серварный способ производства Уничтожение магнарных отношений и запрет долговой кабалы сделало не только возможным, но и необходимым развитие рабства. Но прежде чем заняться исследованием этого процесса, нужно уточнить понятие рабства. В нашей литературе рабство

Способ строительства

Способ строительства Но как же в России строят? Это делается без старательных поисков добрых материалов и не приноравливаясь к должному времени года. Из плохо обожженного кирпича, только что срубленных бревен и сырых досок быстро и даже посреди зимы возводят дом, который

Война русов и ариев с аримами и принятие нового летоисчисления

Война русов и ариев с аримами и принятие нового летоисчисления Выше мы говорили, что государство возникло во многом благодаря войне. Это действительно было так. Около 7700 лет назад расселявшиеся на юг от Хингана и Ирийских гор (Саяно-Алтай) русы и арии вышли к среднему

Способ правления

Способ правления В любой стране существует «два народа», или, иначе, два основных класса. Первый, основной — большинство населения страны, создающее материальные ценности. Второй — малая часть населения, называемая элитой. Обычно государство стремится к тому, чтобы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *