Инквизиция еретики

В Средние века инквизиция распространилась по всей Европе и за несколько столетий своей «работы» забрала множество жизней. «Вокруг света» рассказывает, как Святой отдел расследований еретической греховности вынес смертный приговор всем жителям Нидерландов.

Инквизиция — карательный орган католической церкви, гонения на нехристиан и еретиков в Средние века.

Основные этапы активности инквизиции:
• преследование еретиков до XIII века,
• доминиканская инквизиция после Тулузского собора 1229 года,
• испанская инквизиция с 1480 года.

Предыстория


Пытки испанской инквизиции

Испанская инквизиция, возникшая в XIII веке, возрождается с новой силой в конце XV века, получает новую организацию и приобретает политическое значение.

Читайте также: Как начиналась охота на ведьм

Когда папа римский дал «католическим королям» разрешение устанавливать свою инквизицию, в Кастилии и Арагоне правили Изабелла Кастильская и Фердинанд Католик, которые реорганизовали инквизиционную систему страны и благодаря этому значительно пополнили казну.

Генеральным инквизитором — главой новой инквизиции в Испании — стал духовник Изабеллы, доминиканец Томас де Торквемада.

В Испании, от страха онемелой,
Царили Фердинанд и Изабелла,
Но властвовал железною рукою
Великий инквизитор над страною.
Он был жесток, как повелитель ада,
Великий инквизитор Торквемада.

(из поэмы Генри Лонгфелло «Торквемада» в переводе Б. Томашевского)

На иллюстрации: Томас де Торквемада с королем Фердинандом II и королевой Изабеллой в 1478 году

По некоторым данным, за период с 1481 по 1498 год испанской инквизицией были сожжены на костре около 10 тысяч человек, 6,5 тысячи были сожжены после казни удушением, еще около 100 тысяч подверглись конфискации имущества, церковным наказаниям и каторге.

Инквизиция в Нидерландах

Испанская инквизиция распространилась на ряд стран, в том числе на Португалию, Францию и Нидерланды.

В Нидерландах она была установлена Карлом V в 1522 году и продолжила трудиться с особым усердием во время правления его сына — Филиппа II (1556–1598), который был рьяным поборником католицизма. Кроме Испании он унаследовал от отца Нидерланды, Неаполь, Милан, Сицилию и некоторые земли стран Нового Света. Для искоренения ереси в своих владениях Филипп усилил суды инквизиции с ее и без того искусными шпионами и пытками.


Король Филипп II

До смерти Карла V жители Нидерландов были в основном католиками, поэтому инквизиция не оказала сильного влияния на их жизнь. Но с началом правления Филиппа из-за развитой торговли с соседними странами в Нидерланды проникли лютеранство и кальвинизм, что усилило гонения инквизиции.

В Нидерландах Филиппа не признавали королем из-за жестких ограничений, чрезмерных налогов и гонений на богатых купцов. Его правление вызвало бунт, который перерос в масштабное народное восстание в 1565–1567 годах.

Тогда Филипп отправил в Нидерланды одного из своих лучших военачальников — генерала Альбу.


Герцог Альба прибывает в Амстердам с испанским войском

С прибытием Альбы и его войска в Нидерландах вспыхнули костры инквизиции: практически любой клеветы было достаточно, для того чтобы отправить человека на смерть.

Уникальный случай в истории

Шестнадцатого февраля 1568 года все население Нидерландов — на тот момент оно составляло три миллиона человек — было приговорено к смертной казни.

В этот день Филипп II представил специальный меморандум, в котором говорилось, что «за исключением избранного списка имен, все жители Нидерландов были еретиками, распространителями ереси, и поэтому были виновны в государственной измене». Суд инквизиции принял это предложение, и 26 февраля Филипп подтвердил решение документом, в котором приказал исполнить постановление незамедлительно и без поблажек.

Десять дней спустя Филипп II приказал Альбе приступить к выполнению приговора. В стране начались массовые казни, большинство дворян сбежали в Германию. Альба написал в ответ Филиппу, что уже составил список из первых 800 человек, которые будут казнены, повешены и сожжены сразу после Страстной недели. Сотни людей подверглись ужасным пыткам перед смертью: мужчин сжигали на кострах, а женщин хоронили заживо.


Массовые казни в городе Харлем

По данным историков, в течение своего шестилетнего срока пребывания в Нидерландах Альба лично отдал приказ об исполнении 18 600 приговоров.

Со временем дух национального сопротивления в Нидерландах был подавлен, и в 1564 году инквизиция была фактически упразднена.

Кто из нас не слышал хотя бы что-нибудь о средневековой инквизиции, которая держала в страхе всю Европу? Наверняка многие с детства знакомы с историями о ведьмах и колдунах, подвергавшихся страшным пыткам, а потом сожженных на кострах на потеху темной толпе, слепо верящей церкви. «Санкта симплицитас» (лат. «sancta simplicitas» – «святая простота») – так, по преданию, сказал сжигаемый на костре Ян Гус, наблюдая за тем, когда «сердобольная» старушка подбросила охапку хвороста к его горящим ногам.

В наше время слово «инквизиция» очень часто используется тогда, когда нужно назвать особо жестокие и изощренные пытки невинных людей.

Истоки инквизиции

Инквизиция корнями уходит к первой половине IV века. Находясь на смертном одре, император Константин крестился и сделал христианство официальной религией. Средневековая Инквизиция появилась в 1184 году, когда Папа Луций III разослал епископам Европы список ересей и повелел принимать активное участие в определении того, действительно ли обвиняемые в ереси виновны. Допросы велись церковным трибуналом, т.е. квалифицированными юристами с университетским образованием. Эта процедура называлась латинским словом «inquisitio» («исследование»).

В отличие от светского судопроизводства, непременной частью которого были пытки, священнослужители старалась использовать более гуманные и мягкие методы. Никто не мог быть осужден без доказательств. Известно немало случаев, когда подследственные либо были оправданы, либо приведение приговора в исполнение откладывалось на неопределенный срок.

Преследование за религиозные убеждения

Когда трибунал инквизиции прибывал в какой-то город, объявлялся «период милосердия», в течение которого любой виновный мог прийти и тайно покаяться в преступлении. В этом случае на него накладывалось обычное церковное покаяние за грех.

В какой-то степени введение инквизиции было прогрессивным явлением для той эпохи, так как на первых порах церковь обуздывала кровожадные инстинкты, время от времени охватывавшие тогдашнее общество. Однако попытки действовать «мирными» методами (с помощью актов милосердия, проповедей, диспутов) оказались неэффективными. И тогда в практику стали вводиться пытки, смертные приговоры и аутодафе (официальное оглашение приговоров и приведение их в исполнение, т.е. сожжение на костре).

Несчастным, попавшим в застенки инквизиции и подвергавшимся жесточайшим истязаниям, было практически невозможно вырваться оттуда. Именно с санкции церкви началось целенаправленное преследование людей за их религиозные убеждения, развилась система репрессий, подкрепленных законом.

Дыба, «испанский сапог», «железная дева»…

Дыба, «испанский сапог», «железная дева», костры, на которых католическая церковь миллионами бросала своих врагов, – все это хорошо узнаваемые образы испанской инквизиции, плотно вошедшие в нашу культуру.

В XVI веке в Европе появляются тексты, в которых упоминается так называемая «черная легенда», согласно которой самые жестокие и изощренные расправы над еретиками, казни миллионов невинных людей происходили именно в Испании под руководством «великого и ужасного инквизитора» – Фра Томаса де Торквемады. Однако факты отличаются от созданного образа. Поскольку испанская инквизиция работала профессионально и эффективно, оставляя очень четкие записи, многие свидетельства сохранились до сих пор.

Рождение испанской инквизиции

Испанскую инквизицию , возникшую в конце XV столетия, следует отличать от церковной епископской и папской средневековой инквизиции. Испания, большая часть которой в течение восьми веков находилась под властью арабов, во многом отличалась от остальной Европы. Местные правители были вынуждены лавировать, создавать условия для мирного сосуществования разных конфессий. Возникло даже такое понятие, как «convivencia», что означало способность мусульман, христиан и иудеев жить вместе.

Однако постепенно волны антисемитизма, прокатывавшиеся по всему континенту, проникли и на Иберийский полуостров. Летом 1391 года в Барселоне и других городах озлобленные горожане врывались в еврейские кварталы, ловили иудеев и предлагали им на выбор крещение или смерть. Большинство предпочитало крещение, т.е. стать «conversos» (новообращенными). Так появилась новая часть общества – в этническом и культурном отношении еврейская, в религиозном – католическая.

«Конверсос» – «угроза» государству

Из года в год росло число новообращенных, которые сильно богатели и сосредотачивали в своих руках большую власть. Это вызывало негативную реакцию и зависть со стороны старых христиан, принадлежавших к аристократии и среднему классу. Получая большое количество жалоб и обвинений, католические короли Фердинанд и Изабелла были вынуждены признать необходимость исследования вопроса о «тайных иудеях».

Их поддержал папа Сикст IV, позволив короне учредить инквизиционный трибунал, состоящий из двух или трех священников старше 40 лет. Причем монархам отдавалась полная власть над инквизиторами. Вероятно, король Фердинанд считал, что расследование ничего не выявит, поскольку в его окружении было много таких «конверсос», оснований не доверять которым у него не было. Но он ошибся. Инквизиторы оказались завалены огромным объемом доносов, главными мотивами которых были сведение счетов и приспособленчество.

Инквизиция – дело государства

Публичные сожжения, причиной которых часто становились вопиюще лживые показания, небезосновательно пугали всех. Даже папа Сикст IV пытался остановить эту жестокость. Он приказал епископам принять прямое участие во всех будущих трибуналах. Им следовало обеспечить уважение к установленным церковным нормам правосудия. Услышав о приказе папы, король Фердинанд пришел в ярость. Он написал папе, открыто высказав предположение, что понтифик подкуплен золотом «конверсос». И в дальнейшем все действия инквизиции согласовывались только с испанскими монархами.

«Ужасный инквизитор»

В 1483 году Фердинанд назначил Фра Томаса де Торквемаду генеральным инквизитором большей части Испании. На этом посту он находился до 1498 года. В его обязанности входило определение правил рассмотрения доказательств и процедур инквизиции, а также организация ее отделений в основных городах. По мнению многих исследователей, самыми жестокими были именно те годы, когда испанской инквизицией управлял Торквемада. При нем огню было предано около двух тысяч «конверсос». А затем, к 1500 году, количество казненных сильно уменьшилось.

Есть и другая точка зрения, согласно которой Торквемада скорее смягчил неумеренное рвение своих предшественников – Мигеля де Мурильо и Хуана де Сан-Мартина, – в частности, ограничил использование пыток. Так или иначе, реальное число жертв далеко от тех миллионов, которые приписывают испанской инквизиции.

Реформа инквизиции

Преемник Торквемады кардинал-архиепископ Толедо Франсиско Хименес де Сизнерос много сделал для реформы инквизиции. В результате испанский трибунал стал более справедливым и «умеренным». Казни и пытки были явлением достаточно редким. Укомплектованная хорошо образованными профессионалами-юристами, испанская инквизиция стала одним из самых эффективных и милосердных судебных органов Европы.

Конечно, ситуация не была идеальной. Известны случаи массовых сопротивлений суровым решениям трибунала. Так, в 1504–1506 годах инквизитор Лусеро в Кордове приговорил к смертной казни сотни людей за обращение в иудаизм. В ответ вспыхнули восстания, в результате чего Лусеро пришлось бежать.

«Баскские ведьмы»

После 1530 года испанская инквизиция направила свое внимание на реформаторов-протестантов, чтобы не допустить проникновения этого религиозного направления в страну, как это случилось в Германии и Франции. В то время как казни были повседневными событиями по всей Европе, на Иберийском полуострове все было иначе. За 350 лет своего существования испанская инквизиция отправила на костер около четырех тысяч человек. Это значительно меньше, чем количество жертв «охоты на ведьм», бушевавшей в остальных католических и протестантских странах, когда сожжено было около 60 тысяч человек.

Испания была избавлена от этого потому, что вера в ведьм в Испании в действительности была весьма низкой. Еще со времен господства вестготов она считалась преступлением и ересью сама по себе. Вера в ведовство сохранялась только в самых северных горных районах Галисии и Страны Басков.

Когда в начале XVII века на севере Испании, в Логроньо (недалеко от Наварры и Страны Басков), появились первые случаи обвинения, инквизиция отправила туда своих людей для расследования. На протяжении двух лет было арестовано почти все население деревушки Сугаррамурди и окрестных сел (около 300 человек). 6 и 7 ноября 1610 года в Логроньо состоялось грандиозное аутодафе – процесс над «баскскими ведьмами», или дело «ведьминской деревни», в результате которого были сожжены 11 человек из 40 обвиненных в колдовстве.

В застенках

У испанской инквизиции были тюрьмы. Но они не были похожими на склепы и даже считались лучшими в Европе. Бывали случаи, когда преступники в Испании нарочно богохульствовали, чтобы их перевели в инквизиционные казематы. Как и все суды Европы, испанская инквизиция применяла пытки. Но делала она это гораздо реже, чем другие суды.

Закат испанской инквизиции

В 1808 году Наполеон вторгся в Испанию и посадил на трон своего брата Жозефа Бонапарта. В декабре этого же года новая власть издала указ, запрещающий инквизицию. 9 марта 1820 года Фердинанд VII выпустил декрет, отменяющий инквизицию в Испании. Через 14 лет, в 1834 году, закон, запрещающий инквизицию, формально вступил в силу.

Разумеется, все сказанное нисколько не умаляет безжалостности и жестокости, присущей любой инквизиции. Испанская инквизиция отправила на костер тысячи людей как на Иберийском полуострове, так и в своих колониях. Под ее давлением из страны были изгнаны иудеи, мусульмане, мудехары, иезуиты. Она запрещала работы Дидро, Монтескье, Руссо и Вольтера и тем самым препятствовала развитию страны. И этот список можно продолжать долго. Однако к рассмотрению этого сложного вопроса следует подходить более взвешенно, вооружившись фактами и отбросив все стереотипы и предрассудки.

Теперь самые популярные статьи о жизни в Испании и полезные лайфхаки от инсайдеров вы сможете прочитать на нашей странице в «Яндекс Дзен». Подписывайтесь!

Сотни тысяч сгоревших на костре, миллионы томившихся в тюрьмах, искалеченных, отверженных, лишенных имущества и доброго имени — таков общий итог деятельности инквизиции (в переводе «расследование «). Среди ее жертв — участники народных еретических движений, руководители восстаний, герои патриотической борьбы, философы и естествоиспытатели , гуманисты и просветители, противники папства и феодальных порядков. Католическая церковь не терпела инакомыслия. На протяжении столетий в феодальном мире костры инквизиции пылали там, где пробивались ростки нового, передового, торжествовал разум, возникала надежда на социальную справедливость. Имена многих людей, ученых, например Джордано Бруно стали символом верности патриотическому долгу и научным убеждениям.
Начало деятельности инквизиции как особого церковного суда католической церкви для борьбы с ересью и свободомыслием было положено папой Иннокентием III (понтификат 1198-1216); она действовала почти во всех католических странах с 13 по 19 в.
Иннокентий III в борьбе за всемерное укрепление авторитета церкви и папской власти придавал особое значение искоренению ереси. В 1204 г. он поручил монахам ордена цистерианцев в качестве посланцев папы с исключительными полномочиями истребить альбигойскую ересь на юге Франции. Позже с этой же целью он организовал крестовый поход на северофранцузских рыцарей («альбигойские войны», 1209-1229). У альбигойцев были отняты их владения и розданы пришедшим с севера крестоносцам; много получил при этом король, владетель Северной Франции, который поддерживал церковь при истреблении ереси. Вопрос искоренения ереси обсуждал Вселенский (IV Латеранский) собор в 1215 г., решения которого заложили теоретическую основу деятельности инквизиции. Собор возложил на церковь ответственность за преследование инакомыслящих. В 13 в. инквизиционные трибуналы были учреждены на юге Франции, в Италии, Германии, Испании, Португалии, позже в других странах Европы. Испанцы и португальцы ввели их в своих американских владениях. Верховным главой инквизиции являлся папа римский. Члены инквизиционных трибуналов не подчинялись светской власти и целиком зависели от папы.
Папа Григорий IX (1227-1241) передал дело инквизиции орденам нищенствующих монахов доминиканцам и францисканцам. Собака с пылающим факелом в зубах — эмблема доминиканцев — повергла население в ужас, за ними утвердилось имя «псы господни» (Domini canes) и стража Христова. Основатель ордена Доминик де Гусман за фанатическую преданность папскому престолу и заслуги ордена в расправе с еретиками в 1234 г. был возведен в ранг святых.
Хотелось бы мне так же отметить такую личность начала XIV века как Бернардо Гуи. Его имени боялась вся Европа. Гуи также написал труд «Руководство инквизитора». Личность этого человека очень хорошо описывается в романе Умберто Эко «Имя розы».
Инквизиционный суд также не подлежал контролю, следствие велось тайно, произвольно, с применением жестоких, изощренных пыток. Широко использовались доносы и лжесвидетельства. Донос вменялся в обязанности верующим и щедро вознаграждался за имущества осужденных. Имена свидетелей, а ими могли быть взрослые и малые дети, друзья и враги, верующие и еретики, убийцы и клятвопреступники, также оставались в тайне. Содержание научных и литературных произведений становились источником обвинений их авторов. От суда инквизиции не спасали социальное положение, пол, возраст и даже смерть. Осуждение распространялось на родственников и потомков в трех поколениях.
От обвиняемого требовали раскаяния, которое не исключало наказания. В качестве наказаний применялись интердикт, отлучение от церкви, паломничество в святые места, публичное покаяние, бичевание, ношение порочащих знаков, тюрьма. Тюремное заключение чаще всего было пожизненным. Заключенные содержались в полной изоляции, их заковывали в кандалы, кормили только хлебом и водой.
«Упорствующих в ереси» инквизиционный трибунал отлучал от церкви и «отпускал на волю», т.е. передавал в руки светской власти для «наказания по заслугам», что обычно означало сожжение на костре.
Казни предшествовал мучительный ритуал аутодафе. Включал многолюдные шествия граждан, организованные и возглавляемые членами инквизиционного трибунала, подготовку узника к экзекуции, пение траурных церковных гимнов и траурную мессу, проповедь инквизитора, оглашение приговора, облачение осужденного в шутовские одежды (санбенито). Завершалось аутодафе публичным сожжением еретика на костре.
Кровавый след в истории оставила испанская инквизиция. В 1480 г. король Фердинанд Кастильский учредил Новую инквизицию во главе с доминиканцем Томасом Торквемадой. Она стала орудием абсолютизма в борьбе против всех инакомыслящих. Кроме еретиков, врагов церкви и короля она преследовала также марранов и морисков (принявших христианство евреев и мусульман). Всего в Мадриде с 1481 по 1808 г. взошли на костер 31 912 человек и почти 300 000 понесли тяжелые наказания. За первые 18 лет по ее приговору были заживо сожжены 10 220 человек. Последний акт сожжения на костре имел место в Испании в 1826 году.
В течении веков менялась конкретная власть направленности деятельности инквизиционных трибуналов, но оставалась неизменной ее реакционная сущность. В 13-15 вв. она в основном преследовала участников народных еретических движений — выразителей антифеодальных настроений эксплуатируемых низов; в 16-17 вв. — сторонников Реформации и гуманизма, свободомыслия, представлявших раннебуржуазную идеологию; в 18 в. — носителей идей Просвещения и Великой французской революции 1789-1799.
Против изуверств инквизиции были направлены массовые народные движения в 13 в. Ограничении ее деятельности способствовало укреплению королевской власти в ряде стран Европы. Она стала объектом уничтожающей критики мыслителей эпохи Возрождения и Просвещения. Инквизиция была отменена в протестантских странах в 16 в., во Франции в 1789 г., в Португалии в 1820 г., в Испании в 1834 г., в американских владениях Испании и Португалии в ходе борьбы за независимость (1810-1826). Дольше всего существовал верховный инквизиционный трибунал в Риме (папская инквизиция), учрежденный папой Павлом III в 1542 году как оружие контрреформации. После ликвидации в 1870 г. светского государства пап она действовала только методами наказания и церковной цензуры.
Протестантская и православная церковь в борьбе против инакомыслящих также прибегала к методам инквизиции, но они не нашли там широкого распространения.
Альбигойские войны. Мюре. Место сражения 1213 между католиками во главе с Симоном де Монфором и альбигойцами во главе с графом тулузским Раймундом VI и арагонским королем Педро II. Альбигойцы потерпели поражение, что положило конец организованному сопротивлению. Педро пал в битве.

Великий инквизитор — сын священника и племянник еврея

Томас Торквемада родился в начале XV века в семье священника в небольшом испанском городке. Его отец принимал участие в Констанцском соборе, призванном преодолеть раскол католической церкви. Его родной дядя, кардинал Хуан де Торквемада, был потомком крещеных евреев.

Отец дал Томасу хорошее образование. Современники вспоминали о будущем инквизиторе как о смышленом и общительном ребенке. Существует легенда, что в молодости Торквемада путешествовал по Пиренейскому полуострову. Наслаждаясь морем, солнцем, окружающими красотами, он переезжал из города в город, пока в Кордове не увлекся одной девушкой. Однако красавица предпочла ему некоего мавра, потомка ненавистных арабских завоевателей. Влюбленная пара сбежала в Гранаду. Торквемада же возненавидел мавров еще больше и поклялся навсегда изгнать их из Испании. После этой истории, согласно преданию, он сделался мрачен, суров и аскетичен.

Кардинал Хуан де Торквемада. Источник: es. wikipedia.org

Продолжив свое путешествие по Испании, Торквемада вскоре поступил в доминиканский орден, где поразил всех своими ораторскими способностями и умением ловко трактовать религиозные догмы. Вскоре он стал настоятелем монастыря Санта-Крус ла Реал, одного из главных монастырей Сеговии.

В должности приора он выказывал удивительное рвение и ограничивал себя во всем: носил самую простую одежду и вовсе не носил обуви, не ел мяса, даже самые дальние расстояния преодолевал пешком. К подобного рода аскетизму он приучал и собратьев по монастырю.

Изабелла Кастильская — подопечная Торквемады

Однажды в Санта-Крус ла Реал прибыла с визитом Изабелла Португальская. Три года назад она потеряла мужа и от тоски ударилась в религиозный фанатизм. Познакомившись с Томасом, она попросила монаха стать духовником ее дочери Изабеллы. Торквемада согласился и принялся с двойным усердием воспитывать инфанту. Он был не просто духовником, но и учителем, и ментором девочки.

Изабелла Кастильская. (wikipedia.org)

Неокрепший ум ребенка легко воспринимал фанатические воззрения Торквемады. Однако некоторые историки считают, что его влияние нельзя назвать отрицательным: к моменту замужества Изабелла обладала неплохим багажом знаний и была образованней своего жениха Фердинанда. Брак устроил сам Торквемада. Выдав замуж свою подопечную, он тем самым объединил Испанию.

Инквизиция — дело жизни

Став супругами, и Фердинанд, и Изабелла были готовы сделать для своего покровителя все, что угодно. Торквемаде предлагали самые высокие должности, самые роскошные подарки, но он отказывался и требовал только одного — начать наконец преследования иноверцев. В 1478 году Фердинанд и Изабелла решились на этот шаг и назначили Торквемаду верховным инквизитором Испании.

Существует предание о том, что дьявол решил некоторое время провести среди людей и в течение долгого времени искал человека, чтобы вселиться в него. В конце концов он выбрал Торквемаду и несколько десятков лет сеял зло в свое удовольствие. Говорят, что вселение произошло именно тогда, когда монаха назначили великим инквизитором.

Своей главной задачей Торквемада считал укрепление положения католической церкви, а других средств, кроме инквизиции, он не видел. В Испании инквизицию учредил еще папа Григорий IX, но широкого распространения она не получила, а во второй половине XV века на территории Кастилии и вовсе не было ни одного инквизитора.

«Аутодафе». Франсиско Гойя. Источник: wikipedia.org

При Торквемаде начались массовые сожжения еретиков. Великий инквизитор создал инструкции, по которым можно было вычислить еретика. Отдельно он прописал процедуру допроса, количество и длительность пыток. По разным подсчетам, при Торквемаде было сожжено заживо от двух до восьми тысяч человек. При этом иногда на костер кидали не самого еретика, а его соломенное чучело, поскольку преступники часто убегали. Более 20 тысяч человек было подвергнуто пыткам.

Инквизиция не щадила никого: еретик должен был принять католичество или умереть. Имущество осужденных присваивало государство. Все эти зверства сопровождались гонениями на евреев и мавров. По легенде, когда богатые еврейские купцы предложили Изабелле и Фердинанду деньги, чтобы те прекратили гонения на евреев, Торквемада сорвал с себя нательный крест и воскликнул: «Иуда Искариот предал своего учителя за 30 серебряников, а Ваши Величества хотят продать его за 300 тысяч! Вот Он, берите и продавайте!» И даже осуждение папы Сикста IV не остановило великого инквизитора.

Ничего удивительного, что за 78 лет Торквемада нажил себе немало врагов. Он и в молодости был одинок, а в преклонные годы и вовсе отгородился от людей и окружил себя охраной. 250 человек день и ночь следовали за великим инквизитором, который страшно боялся ножа в спину или подсыпанного в напиток яда. Великий инквизитор умер на исходе XV века, ненавидимый целой страной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *