Православная инквизиция — общее неофициальное название действий представителей и учреждений Православной церкви по борьбе с ересью, расколами и богоотступничеством.
В книге «Очерки по истории Русской церкви». богослов, обер-прокурор Святейшего Синода, профессор А. В. Карташёв отмечает, что:
первой вступительной задачей новоустроенной на Руси церкви состояла в том, чтобы водворить в языческой душе русского человека новую христианскую веру. … но простые народные массы никак не могли стать такими дерзкими рационалистами, чтобы отрицать существование национальных богов, и, привыкая к христианскому Богу, вместе с тем благоговейно чтили и свои прежние святыни. Молитва в христианском храме не успокаивала пугливой мысли русского новокрещенца, и он спешил помолиться в овин, в хлебное поле, в рощу и к воде, чтобы не обидеть исконных покровителей его обыденной жизни, и приносил обычные жертвы на болотах и у колодцев. Период такого чистого и сознательного двоеверия, как обычное явление в народной жизни, судя по времени написания памятников, говорящих о нем, обнимал XI, XII, отчасти даже XIII в…. С течением времени, под влиянием настойчивых преследований духовенства, суду которого подлежали преступления против христианской веры, и бесхитростной проповеди о том, что боги языческие это злые демоны, — отчетливая вера в старые божества померкла в сознании народном. А именно: через подмен нескольких языческих богов образами христианских святых (Перуна — образом Илии пророка, Волоса — св. Василия, Ярилы — св. Георгия).
Святой Макарий писал: «когда мы приняли от святого велико князя Владимира святое крещение: во всей Русской земле скверные мольбища идольские разорены тогда».
Святой Преподобный Макарий Калязинский «когда мы приняли от святого велико князя Владимира святое крещение: во всей Русской земле скверные мольбища идольские разорены тогда»
Фома Аквинский (1227—1274) обосновал необходимость смертной казни для еретиков, обозначив, что ересь-еще большее преступление, чем даже оскорбление государя. Заявив о нежелании проливать кровь еретиков, Фома Аквинский рекомендовал сжигать их заживо на кострах.
Инквизиторскую деятельность православная церковь осуществляла через судебные органы, находившиеся в распоряжении епархиальных архиереев, через патриарший суд и церковные соборы. Так же располагала и аппаратом, созданными для расследования дел против религии и церкви — Приказом духовных дел, Приказом инквизиторских дел, Раскольнической и Новокрещенской конторами. И посылала еретиковна смерть собственной властью. Светские органы были здесь лишь исполнителями церковных требований и приговоров. Один из основателей православной инквизиции Иосив Волоцкий провозгласил, что царь, не желавший бороться против ересей, не слуга Божий, а дьявол.
В духовном приказе рассматривались дела о богохульстве, еретичестве, волшебстве, святотатстве. Дела по преступлениям против веры и церкви вело так же организованное при Синоде в 1721 г. тиунское управление.
Приказ инквизиторских дел вел следствие по делам «интересным» и «безгласным». В распоряжении органа были свои подьячие, служба охраны и тюрьма.
С организацией духовных консисторий с 1744 года дела о религиозных преступлениях перешли в их ведение. Консистории производили розыск по делам против веры и церкви, помещали в тюрьмы обвиняемых, учиняли суд и расправу. Наиболее важные дела вел непосредственно Синод, так же применяя инквизиционные методы воздействия.
По настоянию церкви делами о преступлениях против церкви и религии занимались и светские следственные органы — Сыскной приказ, Тайная канцелярия, Преображенский приказ. Сюда поступали дела от церковных властей в тех случаях, когда в «изъяснение подлинной правды» требовалось подвергнуть обвиняемого пыткам. По настоянию духовных властей правительство неоднократно подтверждало, что местные власти обязаны по требованию епархиальных иерархов принимать направленных ими людей «для полного розыска».
Содержание
Упоминание о сожжении мы находим в летописной записи за 1227 год
В Новгороде связывают и бросают в огонь четырех волхвов. Арестовавшие волхвов, сторонники православия, новгородцы доставили их на двор
В Смоленске духовенство требовало казнить монаха Авраамия, обвиняя его в ереси и чтении запретных книг — предложенные виды казни — «пригвоздить к стене и поджечь» и утопить. Житие Авраамия называет тех, кто требовал его казни: «попы, игумены, и священники, если бы могли, съели бы его живьем». «Бесчинно попы, а также игумены ревели на него, как волы; князья и бояре не нашли за ним никакой вины, проверивши все и убедившись, что нет никакой неправды, но все лгут на него».
В 1284 г. в русской «Кормчей книге». (сборнике церковных и светских законов) появляется мрачный закон: «Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь.
Литература
См. также
- Инквизиция
- Соловецкий монастырь
- Богослов, профессор А. В. Карташёв. Книга «Очерки по истории Русской церкви»
- 1284 г. Русская «Кормчея книга»
Ссылки
- Монастырские тюрьмы (на примере Соловецкого монастыря).
- Из «пыточной» истории России: сожжения заживо.
Инквизиция (от лат. inquisitio — расследование, следствие) — в XIII-XIX веках в практике католической церкви система судебного преследования тяжких преступлений против веры, в первую очередь ереси и ведовства (смотри также Ведовские процессы).
Предпосылкой появления инквизиции стало активное распространение манихейских ересей в Западной Европе в X-XII веках. В основе инквизиции лежит судебный инквизиционный процесс, воспринятый каноническим правом на рубеже XII-XIII веков. В период Альбигойских войн инквизиционный процесс начал применяться для преследования еретиков папскими делегированными судьями, которые назначались в помощь местным церковным властям.
Во 2-й четверти XIII – XIV веках в церковном и светском праве была создана законодательная база для преследования ереси и сформирована судебная система преследования еретиков. Ересь, а в XIV веке. и ведовство были приравнены к государственной измене. Судьи-инквизиторы (ими были преимущественно доминиканцы и францисканцы) назначались папой Римским в церковные провинции и не подчинялись в своей деятельности местным церковным и светским властям, но должны были сотрудничать с ними. Дела о ереси и других тяжких преступлениях против веры и Церкви перешли из епископских судов в их ведение.
Практика инквизиции подробно описана в трактатах инквизиторов классического и позднего Средневековья: Бернара Ги (1314-1316 года), Николая Эймерика (1376 год) и других Дознание начиналось на основе слухов или доноса, часто носило тайный характер. Целью было раскаяние обвиняемого и спасение его души, то есть признание им своих преступлений, для получения признания использовались пытки, возможности защиты для обвиняемого были очень ограниченны. После вынесения приговора подсудимый передавался светским властям и подвергался наказанию в соответствии со светскими законами страны проживания (сожжение, повешение, четвертование, пожизненное заключение и другие), его имущество конфисковывалось. Казни еретиков и обвинённых в ведовстве носили публичный характер, часто сопровождались пышными церемониями (смотри Аутодафе).
Расцвет деятельности инквизиции в Западной Европе приходится на XIII-XVI века; особенное развитие этот институт приобрёл на Пиренейском полуострове в конце XV-XVIII веках (окончательно упразднён лишь в 1834 году), где стал инструментом государственной политики. Протестантскими полемистами позднего Средневековья был создан негативный образ инквизиции., широко распространившийся в историографии, общественном сознании и в художественной литературе; выражение «испанская инквизиция» стало нарицательным.
В период Контрреформации при Римской курии была учреждена Римская инквизиция — «Святая конгрегация» (или «Святой трибунал»), регламентировавшая деятельность инквизиции католической церкви (в 1542-1908 годах — Sacra Congregatio Romanae et universalis Inquisitionis seu sancti officii). Заменившая её Конгрегация святого оффиция (Священная канцелярия) в 1965 году была преобразована в Конгрегацию вероучения. В 2000 году папа Римский Иоанн Павел II (1978-2005 годы) и префект Конгрегации вероучения принесли покаяние за грехи, совершённые во время деятельности инквизицией в средние века и в Новое время.
(от лат. inquisitio ≈ расследование, розыск), в католической церкви особый церковный суд по делам о еретиках, существовавший в 13≈19 вв. Ещё в 1184 папа Луций III и император Фридрих 1 Барбаросса установили строгий порядок розыска епископами еретиков, расследования их дел епископскими судами; светские же власти обязывались приводить в исполнение выносимые ими смертные приговоры. Впервые об И. как об учреждении говорилось на созванном папой Иннокентием III 4-м Латеранском соборе (1215), установившем особый процесс для преследования еретиков (per inquisitionem), достаточным основанием для которого объявлялись порочащие слухи. С 1231 по 1235 папа Григорий IX рядом постановлений передал функции по преследованию ересей, ранее исполнявшиеся епископами, специальным уполномоченным ≈ инквизиторам (первоначально назначавшимся из числа доминиканцев, а затем и францисканцев); в ряде европейских государств (Германии, Франции и др.) были учреждены инквизиционные трибуналы, которым поручалось расследование дел об еретиках, вынесение и исполнение приговоров. Так было оформлено учреждение И. Члены инквизиционных трибуналов обладали личной неприкосновенностью и неподсудностью местным светским и церковным властям, находились в непосредственной зависимости от папы. Из-за тайного и произвольного хода судопроизводства обвиняемые И. были лишены всяких гарантий. Широкое применение жестоких пыток, поощрение и вознаграждение доносчиков, материальная заинтересованность самой И. и папства, получавших огромные средства благодаря конфискации имущества осуждённых, сделали И. бичом католических стран. Приговорённых к смерти обычно передавали в руки светской власти для сожжения на костре (см. Аутодафе ). В 16 в. И. стала одним из основных орудий контрреформации . В 1542 в Риме был учрежден верховный инквизиционный трибунал. Жертвами И. стали многие выдающиеся учёные, мыслители (Дж. Бруно , Дж. Ванини и др.). Особенно свирепствовала И. в Испании (где с конца 15 в. она была тесно связана с королевской властью). Только за 18 лет деятельности главного испанского инквизитора Торквемады (15 в.) было сожжено заживо более 10 тыс. чел. В 18 в. И. была упразднена в большинстве стран Западной Европы, в 19 в. ≈ в Португалии (1820), Испании (1834), Папской области (1859). Частично функции И. перешли к Конгрегации священной канцелярии (одному из влиятельных органов папской курии, на которую в середине 20 в. была возложена функция борьбы с коммунизмом); в 1965 она была реорганизована в Конгрегацию вероучения.