Инквизиция – это что?

Православная инквизиция — общее неофициальное название действий представителей и учреждений Православной церкви по борьбе с ересью, расколами и богоотступничеством.

В книге «Очерки по истории Русской церкви». богослов, обер-прокурор Святейшего Синода, профессор А. В. Карташёв отмечает, что:

первой вступительной задачей новоустроенной на Руси церкви состояла в том, чтобы водворить в языческой душе русского человека новую христианскую веру. … но простые народные массы никак не могли стать такими дерзкими рационалистами, чтобы отрицать существование национальных богов, и, привыкая к христианскому Богу, вместе с тем благоговейно чтили и свои прежние святыни. Молитва в христианском храме не успокаивала пугливой мысли русского новокрещенца, и он спешил помолиться в овин, в хлебное поле, в рощу и к воде, чтобы не обидеть исконных покровителей его обыденной жизни, и приносил обычные жертвы на болотах и у колодцев. Период такого чистого и сознательного двоеверия, как обычное явление в народной жизни, судя по времени написания памятников, говорящих о нем, обнимал XI, XII, отчасти даже XIII в…. С течением времени, под влиянием настойчивых преследований духовенства, суду которого подлежали преступления против христианской веры, и бесхитростной проповеди о том, что боги языческие это злые демоны, — отчетливая вера в старые божества померкла в сознании народном. А именно: через подмен нескольких языческих богов образами христианских святых (Перуна — образом Илии пророка, Волоса — св. Василия, Ярилы — св. Георгия).

Святой Макарий писал: «когда мы приняли от святого велико князя Владимира святое крещение: во всей Русской земле скверные мольбища идольские разорены тогда».

Святой Преподобный Макарий Калязинский «когда мы приняли от святого велико князя Владимира святое крещение: во всей Русской земле скверные мольбища идольские разорены тогда»

Фома Аквинский (1227—1274) обосновал необходимость смертной казни для еретиков, обозначив, что ересь-еще большее преступление, чем даже оскорбление государя. Заявив о нежелании проливать кровь еретиков, Фома Аквинский рекомендовал сжигать их заживо на кострах.

Инквизиторскую деятельность православная церковь осуществляла через судебные органы, находившиеся в распоряжении епархиальных архиереев, через патриарший суд и церковные соборы. Так же располагала и аппаратом, созданными для расследования дел против религии и церкви — Приказом духовных дел, Приказом инквизиторских дел, Раскольнической и Новокрещенской конторами. И посылала еретиковна смерть собственной властью. Светские органы были здесь лишь исполнителями церковных требований и приговоров. Один из основателей православной инквизиции Иосив Волоцкий провозгласил, что царь, не желавший бороться против ересей, не слуга Божий, а дьявол.

В духовном приказе рассматривались дела о богохульстве, еретичестве, волшебстве, святотатстве. Дела по преступлениям против веры и церкви вело так же организованное при Синоде в 1721 г. тиунское управление.

Приказ инквизиторских дел вел следствие по делам «интересным» и «безгласным». В распоряжении органа были свои подьячие, служба охраны и тюрьма.

С организацией духовных консисторий с 1744 года дела о религиозных преступлениях перешли в их ведение. Консистории производили розыск по делам против веры и церкви, помещали в тюрьмы обвиняемых, учиняли суд и расправу. Наиболее важные дела вел непосредственно Синод, так же применяя инквизиционные методы воздействия.

По настоянию церкви делами о преступлениях против церкви и религии занимались и светские следственные органы — Сыскной приказ, Тайная канцелярия, Преображенский приказ. Сюда поступали дела от церковных властей в тех случаях, когда в «изъяснение подлинной правды» требовалось подвергнуть обвиняемого пыткам. По настоянию духовных властей правительство неоднократно подтверждало, что местные власти обязаны по требованию епархиальных иерархов принимать направленных ими людей «для полного розыска».

Упоминание о сожжении мы находим в летописной записи за 1227 год

В Новгороде связывают и бросают в огонь четырех волхвов. Арестовавшие волхвов, сторонники православия, новгородцы доставили их на двор

В Смоленске духовенство требовало казнить монаха Авраамия, обвиняя его в ереси и чтении запретных книг — предложенные виды казни — «пригвоздить к стене и поджечь» и утопить. Житие Авраамия называет тех, кто требовал его казни: «попы, игумены, и священники, если бы могли, съели бы его живьем». «Бесчинно попы, а также игумены ревели на него, как волы; князья и бояре не нашли за ним никакой вины, проверивши все и убедившись, что нет никакой неправды, но все лгут на него».

В 1284 г. в русской «Кормчей книге». (сборнике церковных и светских законов) появляется мрачный закон: «Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь.

Литература

См. также

  • Инквизиция
  • Соловецкий монастырь
  1. Богослов, профессор А. В. Карташёв. Книга «Очерки по истории Русской церкви»
  2. 1284 г. Русская «Кормчея книга»

Ссылки

  • Монастырские тюрьмы (на примере Соловецкого монастыря).
  • Из «пыточной» истории России: сожжения заживо.

Инквизиция (от лат. inquisitio — рас­сле­до­ва­ние, след­ст­вие) — в XIII-XIX веках в прак­ти­ке ка­то­лической церк­ви сис­те­ма су­деб­но­го пре­сле­до­ва­ния тяж­ких пре­сту­п­ле­ний про­тив ве­ры, в пер­вую оче­редь ере­си и ве­дов­ст­ва (смотри так­же Ве­дов­ские про­цес­сы).

Пред­по­сыл­кой по­яв­ле­ния инквизиции ста­ло ак­тив­ное рас­про­стра­не­ние ма­ни­хей­ских ере­сей в Западной Ев­ро­пе в X-XII веках. В ос­но­ве инквизиции ле­жит су­деб­ный ин­кви­зи­ци­он­ный про­цесс, вос­при­ня­тый ка­но­ни­че­ским пра­вом на ру­бе­же XII-XIII веков. В пе­ри­од Аль­би­гой­ских войн ин­кви­зи­ци­он­ный про­цесс на­чал при­ме­нять­ся для пре­сле­до­ва­ния ере­ти­ков пап­ски­ми де­ле­ги­ро­ван­ны­ми судь­я­ми, ко­то­рые на­зна­ча­лись в по­мощь ме­ст­ным цер­ков­ным вла­стям.

Во 2-й четверти XIII – XIV веках в цер­ков­ном и свет­ском пра­ве бы­ла соз­да­на за­ко­но­дательная ба­за для пре­сле­до­ва­ния ере­си и сфор­ми­ро­ва­на су­деб­ная сис­те­ма пре­сле­до­ва­ния ере­ти­ков. Ересь, а в XIV веке. и ве­дов­ст­во бы­ли при­рав­не­ны к государственной из­ме­не. Су­дьи-ин­кви­зи­то­ры (ими бы­ли пре­имущественно до­ми­ни­кан­цы и фран­ци­скан­цы) на­зна­ча­лись па­пой Рим­ским в цер­ков­ные про­вин­ции и не под­чи­ня­лись в сво­ей дея­тель­но­сти ме­ст­ным цер­ков­ным и свет­ским вла­стям, но долж­ны бы­ли со­труд­ни­чать с ни­ми. Де­ла о ере­си и других тяж­ких пре­сту­п­ле­ни­ях про­тив ве­ры и Церк­ви пе­ре­шли из епи­скоп­ских су­дов в их ве­де­ние.

Прак­ти­ка инквизиции под­роб­но опи­са­на в трак­та­тах ин­кви­зи­то­ров клас­сического и позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья: Бер­на­ра Ги (1314-1316 года), Ни­ко­лая Эй­ме­ри­ка (1376 год) и других Доз­на­ние на­чи­на­лось на ос­но­ве слу­хов или до­но­са, час­то но­си­ло тай­ный ха­рак­тер. Це­лью бы­ло рас­кая­ние об­ви­няе­мо­го и спа­се­ние его ду­ши, то есть при­зна­ние им сво­их пре­сту­п­ле­ний, для по­лу­че­ния при­зна­ния ис­поль­зо­ва­лись пыт­ки, воз­мож­но­сти за­щи­ты для об­ви­няе­мо­го бы­ли очень ог­ра­ни­чен­ны. По­сле вы­не­се­ния при­го­во­ра под­су­ди­мый пе­ре­да­вал­ся свет­ским вла­стям и под­вер­гал­ся на­ка­за­нию в со­от­вет­ст­вии со свет­ски­ми за­ко­на­ми стра­ны про­жи­ва­ния (со­жже­ние, по­ве­ше­ние, чет­вер­то­ва­ние, по­жиз­нен­ное за­клю­че­ние и другие), его иму­ще­ст­во кон­фи­ско­вы­ва­лось. Каз­ни ере­ти­ков и об­ви­нён­ных в ве­дов­ст­ве но­си­ли пуб­лич­ный ха­рак­тер, час­то со­про­во­ж­да­лись пыш­ны­ми це­ре­мо­ния­ми (смотри Ау­то­да­фе).

Рас­цвет дея­тель­но­сти инквизиции в Западной Ев­ро­пе при­хо­дит­ся на XIII-XVI века; осо­бен­ное раз­ви­тие этот ин­сти­тут при­об­рёл на Пи­ре­ней­ском полуострове в конце XV-XVIII веках (окон­ча­тель­но уп­разд­нён лишь в 1834 году), где стал ин­ст­ру­мен­том государственной по­ли­ти­ки. Про­тес­тант­ски­ми по­ле­ми­ста­ми позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья был соз­дан не­га­тив­ный об­раз инквизиции., ши­ро­ко рас­про­стра­нив­ший­ся в ис­то­рио­гра­фии, об­щественном соз­на­нии и в ху­дожественной литературе; вы­ра­же­ние «ис­пан­ская инквизиция» ста­ло на­ри­ца­тель­ным.

В пе­ри­од Контр­ре­фор­ма­ции при Римской ку­рии бы­ла уч­ре­ж­де­на Рим­ская инквизиция — «Свя­тая кон­гре­га­ция» (или «Свя­той три­бу­нал»), рег­ла­мен­ти­ро­вав­шая дея­тель­ность инквизиции ка­то­лической церк­ви (в 1542-1908 годах — Sacra Congregatio Romanae et uni­ver­sa­lis Inquisitionis seu sancti officii). За­ме­нив­шая её Кон­гре­га­ция свя­то­го оф­фи­ция (Свя­щен­ная кан­це­ля­рия) в 1965 году бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на в Кон­гре­га­цию ве­ро­уче­ния. В 2000 году па­па Рим­ский Ио­анн Па­вел II (1978-2005 годы) и пре­фект Кон­гре­га­ции ве­ро­уче­ния при­нес­ли по­кая­ние за гре­хи, со­вер­шён­ные во вре­мя дея­тель­но­сти инквизицией в сред­ние ве­ка и в Но­вое вре­мя.

(от лат. inquisitio ≈ расследование, розыск), в католической церкви особый церковный суд по делам о еретиках, существовавший в 13≈19 вв. Ещё в 1184 папа Луций III и император Фридрих 1 Барбаросса установили строгий порядок розыска епископами еретиков, расследования их дел епископскими судами; светские же власти обязывались приводить в исполнение выносимые ими смертные приговоры. Впервые об И. как об учреждении говорилось на созванном папой Иннокентием III 4-м Латеранском соборе (1215), установившем особый процесс для преследования еретиков (per inquisitionem), достаточным основанием для которого объявлялись порочащие слухи. С 1231 по 1235 папа Григорий IX рядом постановлений передал функции по преследованию ересей, ранее исполнявшиеся епископами, специальным уполномоченным ≈ инквизиторам (первоначально назначавшимся из числа доминиканцев, а затем и францисканцев); в ряде европейских государств (Германии, Франции и др.) были учреждены инквизиционные трибуналы, которым поручалось расследование дел об еретиках, вынесение и исполнение приговоров. Так было оформлено учреждение И. Члены инквизиционных трибуналов обладали личной неприкосновенностью и неподсудностью местным светским и церковным властям, находились в непосредственной зависимости от папы. Из-за тайного и произвольного хода судопроизводства обвиняемые И. были лишены всяких гарантий. Широкое применение жестоких пыток, поощрение и вознаграждение доносчиков, материальная заинтересованность самой И. и папства, получавших огромные средства благодаря конфискации имущества осуждённых, сделали И. бичом католических стран. Приговорённых к смерти обычно передавали в руки светской власти для сожжения на костре (см. Аутодафе ). В 16 в. И. стала одним из основных орудий контрреформации . В 1542 в Риме был учрежден верховный инквизиционный трибунал. Жертвами И. стали многие выдающиеся учёные, мыслители (Дж. Бруно , Дж. Ванини и др.). Особенно свирепствовала И. в Испании (где с конца 15 в. она была тесно связана с королевской властью). Только за 18 лет деятельности главного испанского инквизитора Торквемады (15 в.) было сожжено заживо более 10 тыс. чел. В 18 в. И. была упразднена в большинстве стран Западной Европы, в 19 в. ≈ в Португалии (1820), Испании (1834), Папской области (1859). Частично функции И. перешли к Конгрегации священной канцелярии (одному из влиятельных органов папской курии, на которую в середине 20 в. была возложена функция борьбы с коммунизмом); в 1965 она была реорганизована в Конгрегацию вероучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *