т.е. которое не «монашество»?
вопрос состоит в том, что имеет ли хотя бы какой-то смысл, связанный с церковным Преданием, обычай так называемого «пострига в рясофор», когда надевается некая монашеская одежда, но не приносятся обеты?
вопрос именно о специфическом смысле такого обряда, не совпадающем с обычаем «рясофорного послушничества» и обыкновенного монашеского пострига (так наз. пострига «в мантию»).
из древности хорошо известно, что базовый момент в монашеском постриге — это возложение хотя бы одного предмета монашеской одежды (без собственно пострижения волос и без перемены имени). пример на все века — благословение Антония Великого милотью Павла Препростого (о чем подробно в его Житии, написанном Афанасием Великим), по образцу благословения Елисея милотию Илииной.
пока всё, что мне известно о постриге в «рясофор», не позволяет увидеть в этом обычае ничего, кроме частного случая процесса эрозии монашеских традиций и самого смысла монашества. буду рад услышать возражения, но только такие, которые опираются на святоотеческое разъяснение смысла «рясофора», буде таковые найдутся.
до сих пор мне было известно, что некоторые святые последних веков проводили в «рясофоре» какое-то время, подчиняясь обычаям своей среды или прямо бюрократическим требованиям церковной власти. при этом для себя и внутренне они не допускали никаких различий между «рясофором» и нормальным монашеским постригом, т.е. считали, что не произнесенные обеты все равно подразумевались. также понятно, что вся аргументация Григория Паламы и Феодора Студита против «великой схимы» (как еще одной особой разновидности монашеского пострига) полностью приложима и к случаю «рясофора» (которого просто еще не существовало в то время): суть ее в том, что как рыба бывает только одной свежести, так и монашество.
заодно вопрос: откуда и когда пошла эта манера употреблять слово «инок» иначе, нежели просто слово «монах»? имеет ли она распространение где-либо за пределами российской традиции?
АПДЕЙТ: продолжение дискуссии здесь:
В традициях Русской Православной Церкви после успешного прохождения послушнического искуса (испытания) начинаются четыре степени монашества, которые различаются количеством даваемых перед Богом обетов, разными аскетическими правилами поведения, послушаниями и внешними монашескими одеждами.
Послушник, (послушница) — лицо, готовящееся к принятию монашества. Послушники ещё не дают монашеских обетов и не принадлежат к монашескому братству, не носят монашеской одежды — рясы, послушникам разрешают носить подрясник. Послушники исполняют разные послушания при монастыре, привыкают к монастырской жизни, распорядку дня и правилам.
Рясофор (рясофорная послушница) — носящий рясу. В Греции принято называть эту степень «рясофорный послушник» («рясофорная послушница»), и греки не считают рясофор степенью монашества, относя его к послушничеству (подготовке к монашеству). При пострижении в рясофоры послушник изменяет свое мирское имя и даёт единственный обет — послушания. Облачение монаха-рясофора состоит из рясы, клобука и чёток.
В современной практике РПЦ в мужских монастырях рясофорных монахов часто называют иноками, а постриг в рясофор — иноческим постригом. Таким образом, общее для обозначения всех монахов русское слово инок стало обозначать лишь лиц, принадлежащих к первой степени монашества.
Инок (инокиня) (словообразовательная калька, аналогичная др.-греч. μοναχός, образованная от др. русск. «инъ» — иной) — древнерусское название монаха, иначе чернеца.
В современных православных мужских монастырях иноком называют не монаха в собственном смысле, но рясофорного (греч. «носящего рясу») монаха — до пострижения его в «малую схиму» (обусловленную окончательным принятием монашеских обетов и наречением нового имени). Инок — как бы «новоначальный монах».
В современных русских женских монастырях сохраняется традиция, согласно которой иноческий постриг принципиально отличается от рясофорного пострига тем, что принимающая иноческий постриг монахиня получает новое имя. Монашеские обеты Господу во время чина пострижения не произносятся, поскольку иночество — это подготовительная стадия перед мантийным пострижением. Монашеские обеты пока лишь подразумеваются, поскольку готовность к их принятию и исполнению требует особого внутреннего устроения, определенной духовной зрелости. Согласно правилам и уставам Православной Церкви иноческий постриг совершается при наличии на то благословения архиерея. В женских монастырях иноческое аскетическое правило, послушание и внешние иноческие одежды сильно отличаются от рясофорных. Рясофорная послушница обладает правом ношения подрясника, рясы, апостольника, скуфьи. Форма одежды инокини отличается от одежд рясофорной послушницы наличием клобука.
Многие монахини, приняв иночество, не принимают следующих монашеских степеней и всю жизнь проводят в монастыре в данной степени монашества.
Малая схима, или мантийное монашество. Разделение на малую и великую схиму сегодня на деле существует не во всех Православных церквях. Например, в современной Греции остались только две степени монашеского пострига — рясофорный постриг и следующий за ним монашеский постриг, при принятии которого человек сразу даёт обеты великой схимы.
Малую схиму еще называют мантийным монашеством — принимая постриг и обеты малой схимы, человек полностью отрекается от мирской жизни и становится монахом (от греческого слова μοναχός — одиночный). Он получает новое имя (как бы рождаясь заново) и даёт четыре монашеских (аскетических) обета: послушания (отказ от своей личной воли и послушание духовнику); безбрачия (или девства); нестяжания (нищета, или отказа от владения личной собственностью); непрестанной молитвы.
Часто пострижение в малую схиму совершается на Литургии, после которой монаха торжественно облачают в хитон, параман, пояс, рясу, мантию (она ещё называется паллий), клобук, сандалии и дают в руку чётки.
В соответствии с обетом послушания, монашествующий должен избрать руководителя своей духовной жизни, называемого старцем, и, отсекая своеволие во всех своих делах, следовать его совету и его воле. В конечном итоге через отсечение своей воли и послушание монах учится следовать воле Божией.
Принимая монашество, кроме соблюдения пяти обетов: первого, данного еще при крещении (отречения от сатаны и всех дел его и обещания верить и служить Христу как Царю и Богу) и четырёх аскетических обетов, — монах обычно должен ежедневно совершать положенное молитвенное правило (различаются в зависимости от монастыря и духовника) и нести монастырское послушание (трудиться).
Великая схима или схимничество. Великая схима — это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Христом. Монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ, называется схимона́хом, или схи́мником. Пострижение инока в великую схиму совершается торжественно и дольше, чем в малую.
Великосхимник даёт особые обеты, при этом ему снова изменяют имя. Притом, следует отметить, инок получает ещё одного святого покровителя (то есть после каждой перемены имени за него перед Богом ходатайствует всё больше святых). В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме непрестанной молитвы.
Обеты великой схимы в сущности являются повторением обетов малосхимника, но, вслед за повторением, обязывают и к ещё более строгому их соблюдению. В древности великосхимники давали дополнительный обет — вселиться в затвор, закрыться в одинокой пещере как в гробу и тем самым полностью умереть для мира, оставшись с единым Богом.
Великосхимничество происходит от стремления совершать высшие монашеские подвиги, которыми являются отшельническое или пустынножительное житие.
Не имея возможности поселиться в настоящей пустынной местности вдали от людей, чтобы посвящать все помыслы единому Богу, монахи, живущие в обычном общежительном монастыре, уходили в затвор, тем самым заменяя отшельничество, — они и стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным обетом для схимонахов.
И́нок — (словообразовательная калька с др.-греч. μοναχός, от др. русск. «инъ» — один). Во всех старых словарях и энциклопедиях инок и монах – синонимы.
Однако в практике современных русских православных монастырей возникло различие между словами инок и монах. Первый является насельником монастыря, не давшим еще обетов, но имеющим право носить часть монашеских одеяний.
Монахом же называют того, кто пострижен в мантию и дал монашеские обеты (малая схима).
***
Может ли человек, живя в миру, стяжать святость, соизмеримую со святостью, достижимую в монашестве, или это возможно лишь через иночество, монашество?
В основе христианской монашеской жизни лежит призыв Иисуса Христа оставить всё и последовать за Ним.
Однажды, отвечая на вопрос одного богатого юноши, что ему делать, чтобы наследовать вечную жизнь, Спаситель порекомендовал соблюдать заповеди. Когда юноша заметил, что исполняет уже их, от юности своей, Христос дополнил ответ наставлением, сказав, что если тот хочет стать совершенным, он должен продать принадлежащее ему имущество, а вырученные средства раздать нищим, после чего — последовать за Ним (Мф.19:16-21).
Именно эти слова, услышанные в своё время Антонием Великим, в храме, побудили его отказаться от богатого родительского наследства и удалиться в пустыню.
Но почему, чтобы сделаться совершенными, люди вступают в монашество? Неужели спасение недостижимо в миру?
Отстраняясь от мира, человеку легче освободиться от многого из того, что удерживает его в состоянии приземленности, пока он живёт мирской жизнью. Заботы мира сего, всевозможные мирские соблазны и пристрастия, ежедневная суета, всё это способно сковать человека в его устремлении к Богу, отвлечь от служения Господу.
Не случайно во времена Ветхого Завета один день седмицы отводился для служения Богу особо, как обязательное требование Моисеева закона. Именно так можно было отвлечь иудеев от ежедневных житейских хлопот.
Христос Сам в Себе явил пример идеального послушания Богу. Его учение с большей ясностью, нежели учение пророков, указывает на необходимость посвящать служению Богу всю свою жизнь.
Монашеская жизнь, подразумевающая опытное духовное руководство, послушание, регулярное участие в богослужении, ограждает человека от возможных ошибок, и в общем лучше, чем мирская, способствует единению с Богом.
Между тем, сказанное не означает, что достигнуть высших ступеней праведности можно лишь вне общения с миром. Просто в миру реализовать эту цель бывает гораздо труднее.
Апостолы, оставившие всё и последовавшие за Христом (Лк.18:28), не только не отстранялись от мира, но и шли, с Благовестием, даже к самым закоренелым злодеям. При этом, конечно, они нравственно сторонились всего того, что могло оттолкнуть их от Бога.
Богородица, воспитывая Сына, жила в миру среди грешных и очень грешных людей. При этом Она, как никто, явила в Себе Образец монашеских добродетелей, таких, например, как целомудрие, девство, смирение. В этой связи она признаётся Образчиком монашеской жизни. С другой стороны, Она же считается и Образчиком Материнства, материнской ответственности и любви.
Никто из когда-либо живших людей (за исключением Её Сына, Христа) не превзошёл Её праведностью и благочестием (см. подробнее: Можно ли называть Богородицу грешной или безгрешной?).
Пребывая в миру, Она не только сохранила обет Своей юности, удержалась от беззакония, но уподобилась Богу настолько, что достигла святости, превышающей святость самых высших ангельских чинов.
Примером хранения верности Богу в миру, во времена Ветхого Завета, служили такие великие праведники как Авраам и Иов.
История Церкви Христовой сообщает о множестве прославленных Богом святых, живших в миру, в том числе — семейною жизнью, и никогда не вступавших в ряды монашеского братства. Среди них есть и христианские мученики, и юродивые, и бессребреники, и воины, и князья, и цари.