Инструмент псалтирь

Музыкальный инструмент: Гусли

«В некотором царстве, в некотором государстве….». Так начинаются многие русские народные сказки, которые мы с большим удовольствием любили слушать в детстве. Здесь мы встречали добрых и злых героев, а также очень много разных чудесных волшебных вещей, таких как скатерть–самобранка, шапка – невидимка и гусли–самогуды, заставляющие плясать без устали. Гусли – это традиционный русский народный музыкальный инструмент, звучавший на Руси с незапамятных времен и который упоминался не только в сказках и былинных эпосах, но и в других видах народного творчества, таких как песни и поговорки.

Шутливая народная поговорк: «И в пир, и в мир, и в добрые люди» — подходит к этому славному инструменту как нельзя лучше. Княжеские и боярские застолья, сельские и городские братчины, свадьбы и поминки, языческие игрища и скоморошьи представления – в давние времена все сопровождалось звуком гуслей, которые теперь по праву считаются символом нашей великой страны и выразителем национального характера русского человека. Поэты воспевают их в своих стихах, а художники отображают в своих картинах. В кинематографе звучание гуслей очень часто используется для музыкального оформления чарующей красоты русской природы.

Историю гуслей и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Звучание гуслей — этого самобытного инструмента завораживает слушателей с первых нот. Его звонкий, но в то же время нежный и мелодичный голос в искусных руках исполнителя может изобразить и колокольный перезвон, и журчание ручья, и птичье пение. Мягкий, насыщенный и переливчатый тембр инструмента создает ощущение мира и покоя.

Источник звука на гуслях — натянутые гибкие струны, каждая из которых настроена на нужную высоту звука. Звук извлекается подушечками пальцев или медиатором.

Гусли, имеющие большое разнообразие видов, отличаются по форме, количеству струн, размеру и настройке. Одни инструменты настраиваются по хроматизму, другие имеют диатонический строй, который может быть изменен по желанию исполнителя. Чем сильнее натянута струна, тем выше издаваемый звук.

На разных видах гуслях используются различные приемы звукоизвлечения, такие, как щипок (пиццикато), арпеджио, бряцание, глиссандо, тремоло и другие.

Фото:

Интересные факты

  • У разных народов есть инструменты очень похожие по конструкции на гусли, но имеющие разные названия. В Литве — канклес, в Латвии – кокле, в Финляндии – кантеле. В Иране – сантур, в Армении – канон, в Китае – гуцинь.
  • Исполнителя на гуслях правильно называть гуслист, а не гусляр, как думают многие.
  • У русского царя Ивана Грозного для его персонального увеселения при дворе существовал ансамбль гуслистов.
  • В 1654 году по особому распоряжению патриарха всея Руси Никона пять больших нагруженных телег со скоморошьими инструментами, в том числе и гуслями, были привезены на берег Москвы — реки и там сожжены при всем народе. Огромный костер полыхал несколько суток.
  • При дворе императрицы Екатерины II камер–гуслистом служил виртуоз–исполнитель, композитор и собиратель народных песен В. Трутовский.

  • В мае 1945 года ансамбль гуслистов выступил в Берлине на ступенях поверженного рейхстага. А также на концерте в Москве, посвященном Параду Победы.
  • Первой песней, записанной нотами для исполнения на гуслях, была украинская народная песня «Ой пiд вишнею». Её записал французский композитор Ф. Буальде в Санкт-Петербурге в 1803 году.
  • В 2006 году в городе Санкт-Петербург, который считается мировой столицей гусельной культуры, был образован «Петербургский клуб гусляров». Основной целью этой организации является активная пропаганда инструмента, изучение, сохранение и развитие исполнительского мастерства на гуслях.

Конструкция

Гусли в настоящее время имеют несколько разновидностей, отличающихся по форме, настройке и количеству струн, но все они имеют характерные конструктивные особенности, включающие в себя три основные части: корпус, струнодержатель и колки.

Корпус крыловидных гуслей включает верхнюю и нижнюю деки, которые соединены между собой обечайкой (рамой).

На верхней деке, при изготовлении которой обычно используется резонансная ель, располагаются резонаторное отверстие, металлическая пластина со штифтами, подставка и порожек.

Резонаторное отверстие или розетка увеличивает длительность и силу звука.

На штифтах, которые располагаются на металлической пластине, закрепляются струны.

Колки, служащие для натяжения струн, изготавливаются из металла и имеют форму цилиндра диаметром 0.7 см и длиной 5 или 6 см.

Подставка и порожек, от которых зависит на уровень высоты струн, изготавливаются из более твердых пород деревьев. В центр подставки и порожка вставляется латунная или медная ладовая пластина.

Нижняя дека изготавливается из клена, березы, ореха, рябины.

Внутри к верхней и нижней деке, для усиления сопротивления и равномерного распределения звуковых колебаний, приклеиваются деревянные бруски, называемые пружинами.

Разновидности

Гусли в процессе своей эволюции претерпели значительные видоизменения. На сегодняшний день они делятся на четыре вида: крылообразные, шлемообразные, лировидные и стационарные, которые в свою очередь бывают двух типов : клавишные и щипковые.

  • Крыловидные гусли — в народе их часто называют яворчатыми или звончатыми, в настоящее время являются самыми популярными. Количество струн инструмента разнится от пяти до семнадцати, средние из которых настраиваются по звукам диатонического лада, а крайние верхние и нижние могут звучать как бурдонные. В настоящее время известно двенадцать вариантов настройки данного вида гуслей. Основным приемом звукоизвлечения, которое применяется для исполнения аккордового аккомпанемента, является бряцание, осуществляемое правой рукой. Пальцы левой руки при этом глушат невостребованные струны. Для проведения мелодических линий используется прием выщипывания отдельных струн или тремоло. Крыловидные гусли имеют четыре подвида, которые различаются по размерам и высоте звучания, это – пикколо, прима, альт и бас.
  • Шлемовидные гусли – имеют второе название псалтырь, по своему виду напоминают шлем. Количество струн – от десяти до двадцати шести. На инструменте играют обеими руками, правая исполняет мелодию, левая гармонический аккомпанемент. Основными приемами игры является выщипывание струн и тремоло.
  • Лировидные гусли — основное отличие этого вида гуслей наличие так называемого игрового окна, при помощи которого исполнитель манипулирует струнами: глушит ненужные или подщипывает дополнительные звуки.
  • Стационарные клавишные и щипковые гусли, которые еще имеют название академические или концертные имеют хроматический звукоряд.

Клавишные гусли имеют диапазон, который составляет от 4 до 6 октав, струны натягиваются в одной плоскости и их количество может быть от 49 до 66. На данном инструменте устанавливается механическая система с двенадцатью клавишами как у фортепиано, при нажатии на них открываются только те струны, которые должны звучать. Основной прием исполнения – арпеджиато от нижних звуков к верхним.

Шипковые гусли представляют собой металлическую раму с натянутыми на ней струнами, расположенными в двух уровнях. Рама размещена в корпусе, стоящем на деревянных ножках. Диапазон звуков данного инструмента равен диапазону клавишных гуслей. Довольно непростое звукоизвлечение на этих гуслях осуществляемое правой и левой рукой, позволяет исполнять произведения различной сложности.

   

Применение

Сегодня многие представляют гусли как архаичный инструмент скоморохов. Однако, это совсем не так, гусли уже давно стали профессиональным сценическим инструментом, обладающим роскошным неповторимым звучанием. В нынешнее время в каждом народном оркестре имеется комплект гуслей: клавишных и столовидных щипковых.

Кроме оркестровой практики инструмент активно используется как сольный, ансамблевый, а также в музыкальных группах различных стилей, среди них: фольк, джаз и даже рок. Большой популярностью у слушателей пользуются коллективы, в которых музыканты играют только на гуслях. Академическая музыка, мелодическая декламация, духовные стихи, народные наигрыши и песни – это небольшой перечень музыкальных жанров, которые исполняются на инструменте. К большому сожалению, гусли для музицирования в быту теперь почти не употребляются.

Среди современных композиторов, которые сочиняли специально для гуслей и оставили немало замечательных оригинальных произведений, хочется особо отметить В. Городовскую, Е. Дербенко А. Дунаевскую, В. Малярова, О. Меремкулова, Д. Локшина и В. Бояшова, Е. Синодскую и К. Шаханова.

Исполнители

Исполнители на гуслях в Древней Руси были очень почитаемы, к ним относились с большим уважением. В нынешнее время, в связи с всплеском интереса к истокам русской национальной музыкальной культуры, творчество музыкантов–гуслистов вновь вызывает большой интерес. Об этом говорит тот факт, что популярность гуслей растет с каждым годом, а вместе с этим и наполняемость концертных залов, в которых звучит уникальный древнерусский инструмент.

Исполнителей, которые сегодня пленяют сердца слушателей довольно много, вот имена некоторых из них:

Говоря об музыкантах-гуслистах, которые в нынешнее время покоряют своим творчеством не только отечественных, но и зарубежных слушателей, нельзя не отметить настоящих энтузиастов, заложивших основу современной школы исполнения на гуслях, В. Поветкина и О. Смоленского. Последователями и достойными продолжателями их дела, связавшие с гуслями всю свою жизнь, стали Н. Голосов, Ф. Артамонов, А. Прохоров, П. Шалимов, С. Головошкин, М. Васильев, А. Белова, В. Кононов, В.Тихонов, Д. Локшин, В. Трифонов, В. Суриков, В. Белявский, Л. Басурманова, Ю. Стрельников, Е. Комарницкая, Владимир Поветкин и многие другие, кто через свое творчество и учеников разнесли любовь к гуслям по всей нашей огромной Родине.

История

История гуслей, одного из самых древнейших инструментов, своими корнями уходит в незапамятные времена. Начало их происхождения как и всех струнных инструментов было связано с тетивой охотничьего лука, которая при сильном натяжении издавала звук приятный для человеческого уха. Затем тетиву, выполнявшую роль струны, прикрепили к корпусу, имевшему полость внутри и служившего в качестве резонатора. Тем самым был получен простейший музыкальный инструмент, который, несомненно, впоследствии эволюционировал и соответственно видоизменялся. Инструмент, подобный гуслям, встречается у многих народностей и имеет самые разные названия. Есть предположение, что у славян имя инструмента связано с той самой звучащей тетивой, которую в старину называли»гусла».

То, что гусли известны на Руси с испокон веков сомнения нет, но одним из первых, косвенных источников, которые содержат изображения инструмента, являются рукописи, относящиеся ко второму веку нашей эры, а также рисунки в древних храмах. Затем уже более достоверно о гуслях мы узнаем в письменах византийцев, датируемых концом шестого тысячелетия, в которых они высказывают свое удивление искусной игрой русичей на инструментах, похожих на кифары. И лишь с середины XX века благодаря находкам научных археологических экспедиций, проводимых в районе древнерусских городов Новгорода и Пскова, мы стали иметь представление о гуслях, на которых музицировали наши далекие предки.

Инструмент на Руси был необычайно востребован, и любим. Под его звуки рассказывали сказки, пели песни, водили хороводы, плясали и даже дрались, ведь кулачные бои — очень популярная забава у русского народа. Гусли звучали повсюду: в крестьянских избах, на рыночных площадях и в царских палатах. Секреты изготовления и искусство исполнения на них передавалось из поколения в поколение. Среди многообразия видов инструмента наиболее распространенными были крыловидные, шлемовидные и в форме трапеции.

Гусли часто называли «яровчатыми» и «звончатыми». Их изготавливали из пород деревьев, которые отличались наилучшими резонаторными свойствами: ели или клена-явора. А струны, количество которых также очень разнилось, натягивали металлические, именно они давали гуслям особое яркое звучание.

С XV по XVII века на русской земле большой популярностью у населения пользовались потешные люди–скоморохи. Они зарабатывали тем, что, путешествуя по деревням и городам, развлекали народ, устраивая различные увеселительные представления. Для озвучивания своих выступлений они применяли различные народные музыкальные инструменты, в том числе и гусли. В середине XVII века для скоморохов, которые часто просмеивали светскую и церковную власть наступили тяжелые времена. Их отправляли в ссылку и даже казнили, а их инструменты, включая гусли, собирали и уничтожали. Лишь по прошествии некоторого времени, когда к власти пришел Петр I, гонения закончились, и запреты были сняты. Однако в России начались преобразования на новый европейский лад, в том числе и в области музицирования. В дворянских кругах в моду входят европейские инструменты: арфа, затем клавесин. Только низшее сословие горожан и крестьян продолжают веселиться под привычное звучание любимых гуслей. И поклонники инструмента не уступали, постоянно преобразовывая инструмент. Во времена правления Екатерины II мастерами были сконструированы столовидные гусли, которые по звучанию превосходили модный в то время клавесин. Исполнители усовершенствовали технику исполнения, позволяющую исполнять на гуслях произведения итальянских композиторов: оперные арии и партиты.

Гусли в разных своих формах продолжают активно бытовать до середины 19 века и после небольшого затишья возрождаются вновь. По инициативе и убедительной просьбе русского энтузиаста, создателя «Великорусского оркестра» народных инструментов В. Андреева, а также его сподвижников Н. Привалова и О. Смоленского музыкальным мастером Фоминым были сконструированы хроматические клавишные гусли, а затем и целое семейство щипковых гуслей, состоящее из пикколо, примы, альта и баса. Эти инструменты, вошедшие состав оркестра, украсили его неповторимым колоритом гусельного звучания.

Гусли — уникальный древнейший инструмент, символизирующий наше Отечество, гармонию мира и Бытия. Гусли всегда были неотъемлемой частью русской культуры, интерес к которой очень активно прослеживается в последнее время. Красивый переливчатый голос гуслей собирает полные концертные залы и вызывает искреннее восхищение слушателей всех возрастов, что говорит о растущей популярности этого родного, но несправедливо забытого инструмента.

Многие богословы и простые люди возражают против использования музыкальных инструментов в церкви, в то время как есть и немало защитников их применения в богослужении. Допустим ли только колокол и орган в поклонении Богу или прославлять Творца можно на разных музыкальных инструментах во всем их многообразии? Некоторые отцы церкви объясняли использование музыкальных инструментов в Ветхом Завете «духовной немощью» народа, отсутствием «страха Божьего». А в Новом Завете о них, кажется, нет упоминаний.

Основные причины, по которым считалось неприемлемым употребление музыкальных инструментов в христианской литургии:

а) в инструментальной музыке усматривали механическое начало, лишенное живого духа (Иоанн Златоуст, блж. Августин, блж. Феодорит Кирский, Георгий Писида). Живое начало — только голос человека.

б) инструменты использовались в языческих богослужениях, а также в пиршествах и торжествах, где процветали пьянство и разврат. Это тоже отталкивало. Вот что писал игумен монастыря Исидор Пелусиот (рубеж IV-V веков): «Попойка, мой дорогой друг, — это возбуждающий авлос, который вместе с длительным возлиянием воскрешает чувственность и превращает пир в позорный театр, который околдовывает гостей при помощи кимвал и других инструментов обмана».

в) в звучании инструментов усматривали недопустимую чувственность (Климент Александрийский, Исидор Пелусиотский, Фома Аквинский). Например, Климент Александрийский полагал, что инструменты «воспламеняют желания, разнуздывают страсти, чувственное вожделение, приводят сердце в дикое возбуждение, раздражая его и гневом наполняя».

В III-IV веках инструменты были «изгнаны» из богослужения церкви. Однако обилие музыкальных инструментов в храме Ветхого Завета, видимо, все же смущало отцов церкви. И в святоотеческих писаниях часто встречается аллегорическое толкование музыкальных инструментов (Климент Александрийский, Ориген, св. Афанасий Александрийский и другие). Например, труба — это Евангелие, возвещающее благую весть о пришествии Спасителя. Нередко отцы церкви прибегают также к образным сравнениям музыкальных инструментов с различными органами человеческого тела, с помощью которых он может «воспевать Богу духом». «Духовными же гуслями соделываем наши тела, вместо струн служат зубы, вместо меди — уста, и язык производит стройные звуки бряцаний» (Феодорит Кирский).

Но, с другой стороны, было понимание, что инструменты — всего лишь послушные орудия в руках человека, и от него зависит, что на них играть — языческие мелодии или хвалу Богу (среди таких «понимающих» были Тертуллиан, Афинагор и другие). Даже Климент Алксандрийский, наряду с отрицательной оценкой использования музыкальных инструментов в поклонении Богу, высказывает и следующее: » если кто-нибудь, подражая праведному и всегда остававшемуся благодарным Богу царю еврейскому , пожелал петь с аккомпанементом лиры или арфы, то ничего не будет в том преступного».

Интересно, что своего рода «чистая музыка» все равно имела место в церкви. Служители храмов осознавали, что иногда слово бессильно выразить то, что чувствует душа. Поэтому существовали так называемые юбиляции — песнопения, где мелодически распевались слоги какого-либо слова (обычно «аллилуия»), причем распевы эти были столь длинными и красивыми, что слоги уже не складывались в слово, и его смысл терялся. Так об этом пишет Псевдо-Иероним: «Оно называется ликованием (jubilus), поскольку ни словами, ни буквами, ни голосом невозможно выразить или понять, как много нужно человеку хвалить Бога».

Сведений об использовании первыми христианами музыкальных инструментов немного, что неудивительно — ведь ситуация гонений, которым подвергались верующие, не способствовала «расцвету музыки на богослужениях», поскольку привлечение внимания к себе каким-либо шумом означало верную смерть. Но такие сведения все же есть. Ранние историки, наблюдавшие служения церкви первых веков, пишут, что псалмы сопровождались игрой на музыкальных инструментах. А некоторые отцы церкви даже различают новозаветные понятия «песня» и «псалом»: «Псалом есть мелодия, требующая музыкального инструмента; песнь есть напев человеческих уст» (Григорий Нисский). Ту же мысль высказывали Василий Кесарийский и св. Августин, и это не случайно, ведь «псалмос» означает «бряцать».

Если посмотреть на небесное поклонение, то оно не обходится без пения и музыкальных инструментов. Отк. 5:8 и другие стихи этой книги упоминают как минимум два инструмента, звучащие у небесного престола: трубы и гусли. Это, с одной стороны подтверждает благоволение Бога к музыкальным инструментам, а с другой, опровергает мнение, будто музыка смолкла на небесах после того, как оттуда был низвержен Люцифер. Но в таком случае, может быть, только на небесах она и является поклонением, угодным Богу? Только там эта музыка чистая и совершенная? А земная — греховная и чувственная, и увлечение ею человека говорит лишь о его «немощи»? Быть может, в Новом Завете от нее следует отказаться?

В Книге Деяний апостолов 15:16-17 говорится от лица Бога о восстановлении в новозаветные времена скинии Давида, которая, как никакая другая скиния или храм Ветхого Завета, отличалась неумолкающим прославлением Господа с участием великого множества музыкальных инструментов — и духовых, и струнных, и ударных. И это слова Нового Завета.

К сожалению, пока все еще ведутся споры и дискуссии о вовлечении в богослужение музыкальных инструментов, как и о допустимости современных музыкальных стилей в литургии. Естественно, музыка не должна быть просто каким-то отвлекающим фактором концертного плана. Как пишет Герцман о роли этого искусства в поклонении Творцу: «В общем плане задачи музыки можно сформулировать как содействие в создании особой духовной атмосферы, способствующей раскрытию души и сердца каждого прихожанина для искреннего обращения к Богу и для более динамичного сопереживания всего содержания данного литургического действа».

Египетские музыкальные инструменты

Второе издание, расширенная редакция

Мустафа Гадалла

Исследовательский фонд «Техути»

Центральный международный офис: Гринсборо, Северная Каролина, США

Египетские музыкальные инструменты

Мустафа Гадалла

Перевод с английского Екатерины Дафт

Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена или передана в никакой форме и никакими средствами, электронными или механическими, включая ксерокопирование, записана, сохранена или передана при помощи любых средств хранения информации и поисковых систем, без письменного разрешения автора, за исключением случаев использования цитат в обзорах.

Copyright 2018 Мустафа Гадалла,

Опубликовано:

Tehuti Research Foundation

P.O. Box 39491

Greensboro, NC 27438, U.S.A.

Контент

Об авторе

Предисловие

КАРТА ЕГИПТА

Глава 1 Многообразие инструментов

1.1 Египетские инструменты

1.2 Общие характеристики египетских инструментов

1.3 Музыканты древнего и современного Египта

1.4 Музыкальный оркестр:

Глава 2 : Струнные инструменты

2.1 Общая информация

2.2 Лиры

2.3 Тригонон (цитра)

2.4 Арфы

2.5 Танбуры (струнные инструменты с грифом)

Глава 3 : Духовые инструменты

3.1 Волшебная Най (продольная флейта)

3.2 Поперечная флейта

3.3 Флейта Пана

3.4 Свирель с одинарной тростью (кларнет)

3.5 Двойные свирели

3.6 Двойные горны/Трубы

Глава 4 : Ударные инструменты

4.1 Инструменты-мембранофоны

4.2 Немембранофонные инструменты (идиофоны)

4.3 Части тела (руки, пальцы, бедра, ноги и т.д.)

Глава 5 : Музыкальные выступления

5.1 Управляющая рука Мерит

5.2 Нотное письмо

5.3 Ритмический размер

5.4 Настроение и тональность

Словарь

Избранная библиография

Источники и примечания

И.Ф.Т. Публикации

Об авторе

Мустафа Гадалла – египетско-американский независимый египтолог, родившийся в Каире (Египет) в 1944 году, обладатель диплома бакалавра строительства и проектирования Каирского университета.

Гадалла – автор двадцати двух всемирно признанных и опубликованных во многих странах книг о различных аспектах древнеегипетской истории и цивилизации и их общемировом влиянии.

Гадалла является основателем и президентом исследовательского фонда «Техути» (https://www.egypt-tehuti.org) – международной неправительственной организации, расположенной в США и занимающейся исследованиями Древнего Египта. Он также основал и возглавил Египетский мистический университет дистанционного образования (https://www.EgyptianMysticalUniversity.org).

С раннего детства Гадалла с огромным интересом исследовал и изучал свои египетские корни. С 1990 года он посвящает всё своё время исследованиям и писательскому труду.

Предисловие

Данная книга является переработанным и улучшенным изданием произведения «Египетские музыкальные инструменты», написанного Мустафой Гадаллой в 2004 году. Данное новое издание является более обширным по сравнению с предыдущим.

Книга повествует о многообразии древнеегипетских инструментов, их диапазонов и техник игры. Также автор кратко рассказывает в ней о музыкантах и о том, как играя в оркестре, они следуют указаниям рук дирижёра, а также письменным нотным записям.

Данная книга состоит из пяти глав:

Глава 1: «Многообразие инструментов» рассказывает об общих характеристиках египетских инструментов, а также основных составляющих музыкальных оркестров.

Глава 2: «Струнные инструменты» повествует о таких древнегипетских струнных инструментах, как тригонон (цитра), лира, арфа, а также о технологии игры на них; о всеобъемлющих возможностях древних инструментов; струнных инструментах с грифом, например, лютне с укороченным грифом; египетских гитарах с длинным грифом; струнных смычковых инструментах .

Глава 3: «Духовые инструменты» информирует читателей о продольной флейте, поперечной флейте, флейте Пана, кларнете с одинарной тростью, двойной дудочке, двойном кларнете, двойном гобое, аргуле и прочих инструментах, таких как волынка, орган и трубы.

Глава 4: «Перкусионные инструменты» раскрывает тему таких мембранофонных инструментов, как барабаны и тамбурины, а также не мембранофонных (идиофонов), как, например, перкуссионные палочки, хлопушки, систры, тарелки, кастаньеты, колокольчики, ксилофоны, металлофоны, а также части тела (руки, пальцы, бёдра, ступни и т.д.).

Глава 5: «Музыкальные выступления» рассказывает о значении и роли пальцев и суставов пальцев в игре на инструментах и дирижировании, а также о различных методах поддержания ритма и темпа, включая использование слоговых названий нот.

Книга содержит избранные отрывки (разделы) произведения «Бессмертная древнеегипетская музыкальная система: теория и практика» автора Мустафы Гадаллы.

Мустафа Гадалла

КАРТА ЕГИПТА

Глава 1 Многообразие инструментов

1.1 Египетские инструменты

Археологические и традиционные древнеегипетские исторические познания о музыке являются намного более глубокими, чем в других странах. Настенные барельефы древнеегипетских храмов и гробниц демонстрируют многообразие видов и форм музыкальных инструментов, а также техники игры на них и их настройки, игру в ансамбле и многое другое. В изображённых музыкальных сценах можно явно видеть, каких струн касается арфист и какие аккорды играют духовые инструменты.

Длина ладов на лютне ясно демонстрирует, что интервалы и тональности можно вычислить.

Расположение рук арфистов указывает на четвертый, пятый интервал и октаву, что соответствует непреложному закону музыкальной гармонии.

Изображалось также движение рук дирижёра, что помогает нам определить тона, интервалы и функции звука.

Четвертый, пятый интервал и октава были наиболее широко представлены в Древнем Египте. В своей книге «История музыкальных инструментов» Курт Сакс упоминал, что из 17 арфистов, представленных в египетских произведениях искусства (с достаточным реализмом для того, чтобы считать их надёжными источниками), семь играют четвёртый интервал, пять – пятый, а остальные пять — октаву.

У наиболее часто изображаемых арф было семь струн, и в соответствии с исследованиями Куртом Саксом египетских инструментов, египтяне настраивали их по одним и тем же диатоническим интервалам.

Одно

Все музыканты — «дети Венеры»- учит Средневековая астрология. Во множестве любовных сцен у художников Возрождения музыкальные инструменты играют важную роль. Ярчайший пример — цикл картин Тициана (подлинников и современных художнику копий), в целом именуемый «Венера с музыкантом». Датируются эти картины 1550-1585 годами. Среди них и «Венера с лютнистом»

и «Венера с органистом».

Музыкальные инструменты непременно сопровождают богиню в сценах, изображающих ее с Марсом. Здесь они такой же ее атрибут, как оружие и доспехи для ее партнера. Любовные «обертоны» отчетливо «прослушиваются» на картине Караваджо «Амур-победитель»

где родословная Амура — сына Марса (бога войны) и Венеры (богини любви) символизируется воинскими доспехами, с одной стороны, и скрипкой, лютней и раскрытой нотной тетрадью — с другой.
Из античности в европейскую культуру перешло четкое разделение струнных и духовых инструментов, основывавшееся на различии тех смыслов и символических значений, которыми наделялись эти инструменты. Наиболее откровенно это различие — и даже, можно сказать, антагонизм — проявилось в древнегреческих мифах о состязании Аполлона с его незадачливыми конкурентами-музыкантами. Один миф, довольно юмористический, получил распространение в живописи как «Суд Мидаса», второй — глубоко трагический, известен как «Состязание Аполлона с Марсием». Обычно эти два мифа смешивают, не обращая внимания на тонкие различия.
Итак, в первом мифе фигурирует бог Пан с непременным своим атрибутом — флейтой (флейта Пана, или сиринкс). Комизм этой истории в том, что пострадавшим в результате состязания Аполлона-кифареда с Паном-флейтистом оказался сторонний наблюдатель — царь Мидас, не согласившийся с вердиктом Тмола, отдавшего первенство Аполлону. У царя Мидаса выросли ослиные уши.

Хендрик де Клерк. Наказание Мидаса.

Овидий в «Метаморфозах» так повествует об этом:
Тмол порешил, чтоб Пан не равнял своей дудки с кифарой.
Суд священной горы и решенье одобрены были
Всеми. И только один порицал, называя сужденье
Несправедливым, — Мидас, и Делиец терпеть не изволил,
Чтоб человеческий вид сохранили дурацкие уши:
Вытянул их в длину, наполнил белеющей шерстью,
Твердо стоять не велел и дал им способность движенья.
Прочее — как у людей. Лишь одной опорочен он частью.
Так был украшен Мидас ушами осла-тихохода.
(Перевод С. Шервинского)
Примечательно, что Мидас оказался наделенным ушами именно осла: это животное считалось особенно невосприимчивым к музыке. Вот почему так забавно выглядит Осел, поющий по нотам — один из символов глупости, — его изобразил на своей гравюре «Осел в школе» Питер Брейгель Старший.

Во втором мифе события развиваются гораздо более драматично. Марсий, этот уже почти человек, признанный богами побежденным, понес тяжкое наказание — с него содрали кожу и повесили ее в гроте в Келенах, где она трепетала всякий раз при звуках авлоса, на котором некогда играл Марсий, и оставалась неподвижной, когда звучала лира или кифара Аполлона.

Карле ван Лоо. Аполлон и Марсий. 1735

Овидий излагает эту историю более кратко:
…другой о Сатире припомнил, который,
Cыном Латоны в игре побежден на Палладиной флейте,
Был им наказан. «За что с меня ты меня же сдираешь?» —
Молвит. «Эх, правда, — кричит, — не стоило с флейтою знаться!»
Так он взвывал, но уж с рук и с плеч его содрана кожа…
Несмотря на то, что со времен Рафаэля подлинные античные лиры и кифары были известны художникам и часто воспроизводились (Рафаэль изучал форму античных инструментов по древнеримским саркофагам), и сам Рафаэль, и многие другие художники давали в руки Аполлону современный им струнный инструмент — виолу да браччо, предшественницу скрипки. Объясняется это тем, что, во-первых, в то время виола да браччо считалась самым благородным инструментом (именно по виоле да браччо, которую держит в руках юноша в крестьянском костюме на картине Беллини «Празднество богов»,

мы узнаем, что это переодетый Аполлон), во-вторых, другое название — лира да браччо — делало ее в глазах людей того времени полноправным заменителем античной лиры.
Флейта Пана и авлос, на котором играл мифический Марсий, — это два совершенно разных инструмента. Тот же Овидий рассказывает в «Метаморфозах», как нимфа Сиринга, спасаясь от преследования влюбившегося в нее Пана, превратилась в тростник.

Николя Пуссен. Пан и СирингаОпечаленный Пан срезал его, сделал несколько трубок разной длины и скрепил их воском. Этот инструмент Пан назвал сирингой (или сиринксом; вспомните пьесу Дебюсси для флейты соло, которая так и называется — «Сиринкс»). Он действительно был инструментом флейтового семейства. Авлос же, инструмент Mapсия, принадлежал к семейству язычковых и являлся прототипом современного гобоя. В отличие от сиринкса он обладал резким, пронзительным звуком.
Таким образом, можно констатировать, что для древних греков авлос был инструментом страсти, инстинктов; он символизировал дионисииское начало, в то время как лира — начало аполлоническое.
Юпитер поручает Меркурию убить стража Аргуса, который охранял Ио, превращенную Герой в корову. Меркурий расположил к себе Аргуса, усыпив его игрой на сиринксе, а когда тот уснул, убил его. Знал ли Рубенс, автор знаменитой картины на этот сюжет, первоисточник — рассказ из первой книги «Метаморфоз» Овидия? Тут возникает сомнение, потому что именно в этот рассказ Овидий включил историю о том, как был создан сиринкс, и даже его, что называется, техническое описание. Рубенс же дает в руки Меркурию коническую флейту, не имеющую ничего общего с сиринксом. Но как бы то ни было, коническая флейта тоже была пастушеским инструментом.

Другой пастух — гигант Полифем — тоже играл на сиринксе. Вот как описано это в «Метаморфозах» Овидия:
Взял он перстами свирель, из сотни скрепленную дудок,
И услыхали его деревенские посвисты горы,
И услыхали ручьи
(Перевод С. Шервинского)
Многие музыкальные инструменты символизируют муз и являются их непременными атрибутами. Так, для Клио (муза истории) — это труба; для Эвтерпы (музыка, лирическая поэзия) — флейта, часто двойная, иногда также труба или, реже, какой-нибудь другой музыкальный инструмент; для Талии (комедия, пасторальная поэзия) — небольшая виола; для Мельпомены (трагедия) — горн; для Терпсихоры (танец и песня) — виола, лира или другой, но непременно струнный инструмент, начиная с XVII века им часто была арфа; для Эрато (лирическая и любовная поэзия) — тамбурин, лира, реже треугольник или виола; для Каллиопы (эпическая поэзия) — труба; для Полигимнии, или Подимнии (героические гимны) — орган-портатив, реже — лютня или другой инструмент.
Итак, все музы, кроме Урании, имеют среди своих символов или атрибутов музыкальные инструменты. Почему? Объясняется это тем, что в античную эпоху стихи самых разных жанров исполнялись нараспев и включали в себя в той или иной степени музыкальный элемент. Потому и музы, покровительствовавшие разным поэтическим жанрам, имели каждая свой инструмент.
В эпоху Возрождения популярным становится один из сюжетов, связанных с Геркулесом. В живописи он называется «Выбор Геркулеса», или «Геркулес на распутье». Сюжет этот, кстати, имеет своего автора (в отличие от других — мифологических — сказаний Геркулесова цикла) — это древнегреческий софист Продик, друг Сократа и Платона.
Перед Геркулесом дилемма: пойти по пути добродетели или порока. В живописи утвердились иконографические типы Добродетели и Порока. Образы эти олицетворялись двумя женскими фигурами, каждая со своими атрибутами. Так вот, музыкальные инструменты были атрибутами Порока.

Помпео Батони. Геркулес на распутье. 1745.
Чаще вакхические — духовой из семейства язычковых и тамбурин. Это был, так сказать, классический набор, канонизированный Чезаре Рипой в его «Иконологии» (1593), быстро ставшей общепринятым справочником для художников Западной Европы.

По статье А. Майкапара

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *