Иоанн 2 комнин

Мануил I. Иперпирон, золото.

Мануил I Комнин Византийский император, правивший в 1143—1180 гг. Сын Иоанна II. Род. ок. 1118 г. + 24 сект. 1180 г.

+ + +

Детство и юность Мануила прошли в военных походах, в которых он участвовал вместе со своим отцом. Он был самым младшим из четырех сыновей императора и едва ли мог рассчитывать на трон. Но случилось так, что два его старших брата умерли от горячки, а следующий за ними — Исаак — страдал позорной трусостью и пугался всякого шума. Мануил же, напротив, был воином смелым, в опасностях неустрашимым, а в битвах решительным. Лицо его было приятно и привлекательно. Поэтому никто не удивился, что, умирая под Аназарвом, Иоанн, минуя Исаака. передал престол младшему сыну (Хониат: 2; 1; 1—2).

По свидетельству Хониата, император был человеком добродушным, имел душу простую и сердце бесхитростное. Он легко отдавался в руки евнухов, находившихся при женских покоях, и безотказно выполнял все их просьбы. Когда время вызывало его на труд, он с необыкновенным терпением выносил лишения, терпел холод и выдерживал зной. Когда же он был свободен от войны, то любил пожить в свое удовольствие. Он был красноречив и не чуждался богословеких занятий (Хониат: 2; 7; 3,5). Ум он имел очень острый. Киннам пишет, что в разговорах с государем он часто предлагал ему много труднейших аристотелевых вопросов и видел, что он решает их легко и естественно. Равным образом, многое, что в сочинениях Аристотеля оставалось нераскрытым, он объяснял с удивительной простотой (Киннам: 6; 13). В первые годы своего правления Мануил казался морем щедрости, бездною милости, был доступен и приветлив. Но с возрастом он стал сам управлять делами, а с подчиненными обращался не как с людьми свободными, а как с наемными рабами. Потоки благотворительности он с годами сильно сократил и сделал это прежде всего потому, что возросли расходы на военные нужды. Его царствование было заполнено бесчисленными походами: со времен Юстиниана Великого, империя не вела такого количества завоевательных войн. Уже вскоре после его воцарения султан Масут разорил восточные области империи. Мануил выступил против него, разбил турок, опустошавших Фракисию, и прогнал их до самой Никонии. Затем император был отвлечен западными делами.

В 1147 г. во второй раз через земли империи прошли крестоносцы. Отношения между ними и ромея-ми были еще более враждебными, чем во времена Алексея 1. Мануил и сам старался вредить рыцарям и подданным велел наносить им всевозможное зло (Хониат: 2; 1; 3—5). Тогда же началась война с сицилийским королем Роджером. Норманны захватили Корфу, разграбили Коринф и Фивы, опустошили Эвбею. Мануил, собрав флот почти из тысячи судов и бесчисленное множество войск, хотел обрушиться на захватчиков (Хониат: 2; 2; 1). Но достигнув Филипполя, он услышал, что половцы перешли Дунай и грабят все, что встречается им на пути. Мануил повернул войска к Дунаю, туда же повелел плыть своему флоту. Половцы уже успели уйти с богатой добычей из пределов империи, но ромеи настигли их за Дунаем и одержали блистательную победу (Киннам: 3; 1). Вслед за тем Мануил, как и собирался, прибыл на Корфу и после упорной осады овладел тамошней крепостью. Со всем войском он переправился в Авлон и отсюда назначил поход в Сицилию. Обилие войск давало надежду на успех экспедиции, однако ромейский флот был остановлен сильными ветрами и страшной бурей. В глубоком мраке суда рассеялись в разные стороны. Тогда Мануил отказался на время от экспедиции в Сицилию и решил с небольшой частью войска начать войну против сербов. Он предполагал, что те не осмелятся выступить против него. Но сербы, получив помощь от венгров, бились мужественно, и победа досталась ромеям не бескровно. Сам император сразился с архижупаном Вакхином и взял его в плен. Когда здесь был достигнут успех, Мануил пошел против венгров, вторгся в их пределы, взял много пленных, захватил богатую добычу и с триумфом возвратился в Константинополь. Тем временем в 1154 г. в Южной Италии высадился Михаил Палеолог. Он захватил Вари и в короткий срок покорил почти всю Апулию и Калабрию. Но вскоре он умер. Другие полководцы, принявшие командование после его смерти, стали терпеть одну неудачу за другой. Попытка ромеев в 1157 г. овладеть Брундизием закончилась полным крахом. Поскольку огромные издержки опустошали казну, Мануил счел за лучшее заключить с норманнами мир (Хониат: 2; 2; 5—8). Таким образом, хотя война в Италии напомнила европейским народам о былом могуществе и величии ромеев, она не принесла империи никакой пользы. По заключении мира с Роджером, Мануил объявил поход против Венгрии, но и здесь вскоре был заключен мир.

В 1158 г. император отправился на Восток. Наведя ужас на владетеля Киликийской Армении Торуса, Мануил подступил к Антиохии (Хониат: 2; 3; 1): Чтобы отвести от себя опасность, князь Ренальд вышел навстречу императору босиком, с обнаженной головой и веревкой на шее. Мануил был тронут его видом и простил все прегрешения (Киннам: 4; 18). Союз с крестоносцами вскоре был скреплен браком: в 1161 г. Мануил женился на дочери прежнего антиохского князя, юной и прекрасной принцессе Марии (Хониат: 2; 3; 5).

Затем возобновилась венгерская война. Мануил двинулся к Зевгмину. Венгры, выстроившись на высоком берегу Дуная, пытались воспрепятствовать переправе ромеев, но стрелки и тяжелая пехота выбили их из прибрежных мест. Император осадил Зевгмин и, чтобы возбудить в подчиненных ревность, первый подъехал к воротам и вонзил в них копье. Огромными камнями, пускаемыми с камнеметов, ромеи разрушили стену и, ворвавшись внутрь, овладели городом (Хониат: 2; 4; 3). В июле 1167 г. Андроник Кондостефан наголову разгромил венгров в большом сражении под Землином. По мирному договору к империи отошли все спорные территории в Хорватии и Далмации со многими богатыми городами. Потом был усмирен сербский жупан Стефан Нееман. Мануил мог гордиться — такого могущества ромейское государство не знало уже много веков. Но так же, как во времена Юстиниана, внешнеполитические успехи были достигнуты путем чрезмерного напряжения внутренних сил (Хониат: 2; 5; 1—3). Ромеи, по свидетельству Хониата, осыпали Мануила насмешками за то, что он самолюбиво питал несбыточные желания, простирал взоры на края земли, делал то, на что могла отважиться только горячая голова. Он и в самом деле далеко выходил за границы, установленные прежними государями, и без всякой пользы тратил деньги, которые собирал, изнуряя подданных необыкновенными податями и поборами. Он не только разорил провинции, но и расстроил армию, так как очень скупо отпускал деньги на воинов (Хониат: 2; 7; 2, 4). Военные неудачи, которые стали преследовать императора в последние годы его правления, еще больше надломили силы государства.

В 1168 г. неумеренное славолюбие побудило Мануила в союзе с Иерусалимским королем Амальрихом начать войну против Египта. Но осада Дамиетты окончилась ничем, и ромеи отступили, побросав все свои осадные машины (Хониат: 2; 5,4). В 1176 г. Мануил начал грандиозный поход против турок. Отстроив крепости Доривлею и Сувлей, он приказал войску двигаться прямо на Иконий. Путь его лежал через Иврицкие теснины. Это была продолговатая долина, идущая между высокими горами. Предполагая продвигаться такой опасной дорогой, Мануил заранее не позаботился о том, чтобы очистить этот проход для войска. Когда его армия углубилась в долину, а некоторые отряды уже прошли ее, турки, спустившись с вершин, большой массой напали на походную колонну ромеев, разорвали ее во многих местах и устроили страшную резню. Император бросился на врагов с немногими бывшими при нем воинами, а всем прочим предоставил спасать себя, кто как может. Покрытый многими ранами, в поломанных доспехах, с щитом, в который вонзилось около 30 стрел, он один пробился сквозь строй врагов и вышел из теснины. Случайно встретившийся катафракт довел Мануила до лагеря Лапарды, который со своими полками успел пройти через ущелье до нападения турок. Хониат пишет, что, добравшись наконец до своих, император зачерпнул из реки воды и выпил несколько глотков. Заметив, что вода смешивается с кровью убитых, он заплакал и сказал, что, по несчастью, отведал христианской крови. Один из бывших поблизости ромеев воскликнул в ответ: «Не теперь только и не в первый раз, а давно и часто, и до опьянения, и без примеси ты пьешь чашу христианской крови, обирая и ощипывая подданных, как обирают поле или ощипывают виноградную лозу». Мануил снес эту хулу так равнодушно, как будто ничего не слышал и как будто не был оскорблен. Когда наступила ночь, он задумал бежать, бросив войско. Но едва он высказал свой замысел ближайшим полководцам, те пришли в ужас, особенно Кондостефан. Император остался, хотя понимал всю беспомощность своего положения. Действительно, турки окружили лагерь и могли довершить разгром ромеев, но султан, тронутый несчастьем Мануила, предложил мир на условиях разрушения Дорилеи и Сувлея. Подписав мирный договор и добравшись до своих владений, Мануил разрушил Сувлей, а Дорилею оставил целой. Когда султан отправил посольство напомнить об условиях мира, император ответил, что он мало обращает внимания на слова, сказанные по необходимости, и не хочет слышать о разрушении Дорилеи. Тогда турки возобновили войну и стали ужасно опустошать азиатские земли до самого моря. Наконец Мануил напал на них при переправе через Менандр и нанес тяжелое поражение (Хониат: 2; 6; 1— 7).

К концу жизни император охладел к политике и увлекся вместо нее астрологией (Дашков: «Мануил Комнин»). Перед смертью он постригся в монахи (Хониат: 2; 7; 7).

Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия. Константин Рыжов. Москва, 2001 г.

Здесь читайте:

Никиты Хониата История, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина. Санкт-Петербург, типография Григория Трусова. 1860.

Византийские императоры.

Иоанн II, отец Мануила, византийский император (биографическая справка).

«Мануэль Комненос» перенаправляется сюда. Для использования в других целях, см Мануэль Комненос (значения) .

Мануэль I Комненос

Император и самодержец римлян

Рукописная миниатюра Мануила I (часть двойного портрета Марии Антиохийской , Библиотека Ватикана , Рим)

Император в Византии

Царствовать

8 апреля 1143 — 24 сентября 1180

Предшественник

Иоанн II Комнин

Преемник

Алексиос II Комнин

Родился

28 ноября 1118

Умер

24 сентября 1180 г. (61 год)

Супруга

Берта Зульцбахская
Мария Антиохийская

Проблема

Мария Комнене
Алексиос II Комненос

дом

Отец

Иоанн II Комнин

Мама

Ирэн Венгерская

Религия

Восточно-православный

Мануил I Комнин ( греч . Μανουήλ Α ‘ομνηνός ; 28 ноября 1118 — 24 сентября 1180), латинизированный Комнин , также называемый Порфирогеннетос (» рожденный в пурпурном «), был византийским императором XII века, который правил в решающий поворотный момент. в истории Византии и Средиземноморья . Его правление ознаменовалось последним расцветом комнатенской реставрации , во время которой Византийская империя пережила возрождение своей военной и экономической мощи и пережила культурное возрождение.

Стремясь вернуть своей империи былую славу сверхдержавы средиземноморского мира, Мануэль проводил энергичную и амбициозную внешнюю политику. В процессе он заключил союзы с Папой Адрианом IV и возрождающимся Западом . Он вторгся в Норманское королевство Сицилии , хотя и безуспешно, будучи последним императором Восточной Римской империи, который попытался завоевать западное Средиземноморье . Прохождение потенциально опасного Второго крестового похода через его империю было искусно организовано. Мануэль установил византийский протекторат над государствами крестоносцев в Outremer . Столкнувшись с наступлением мусульман на Святой Земле , он объединился с Иерусалимским королевством и участвовал в совместном вторжении в Египет Фатимидов . Мануэль изменил политические карты Балкан и восточного Средиземноморья, поместив королевства Венгрия и Аутремер под византийскую гегемонию и проводя агрессивную кампанию против своих соседей как на западе, так и на востоке.

Однако к концу своего правления достижения Мануэля на востоке были скомпрометированы серьезным поражением при Мириокефалоне , которое в значительной степени было результатом его высокомерия при нападении на хорошо защищенную позицию сельджуков . Хотя византийцы оправились и Мануэль заключил выгодный мир с султаном Килидж Арсланом II , Мириокефалон оказался последней неудачной попыткой империи вернуть внутреннюю часть Анатолии от турок .

Называемый греками Хо Мегас ( ὁ Μέγας , что переводится как » Великий «) , Мануэль, как известно, внушал сильную преданность тем, кто ему служил. Он также появляется как герой истории, написанной его секретарем Джоном Киннамосом , в которой ему приписываются все достоинства. Мануэль, на которого повлияли его контакты с западными крестоносцами, пользовался репутацией «самого благословенного императора Константинополя » в некоторых частях латинского мира . Однако современные историки относятся к нему с меньшим энтузиазмом. Некоторые из них утверждают, что огромная сила, которой он владел, была не его личным достижением, а достижением династии, которую он представлял; они также утверждают, что, поскольку византийская имперская власть катастрофически упала после смерти Мануэля, вполне естественно искать причины этого упадка в его правлении.

(до 1143, К-поль? — после 1185), визант. историк, автор сочинения, известного под названием «Изложение деяний счастливого порфирородного василевса господина Иоанна Комнина и повествование о деяниях его прославленного сына порфирородного василевса господина Мануила Комнина» (᾿Επιτομὴ τῶν κατορθωμάτων τῷ μακαρίτῃ βασιλεῖ κα πορφυρογεννήτῳ κυρῷ ᾿Ιωάννῳ τῷ Κομνηνῷ κα ἀφηγέσις τῶν πραχθήντων τῲ ἀοιδίμῳ υἱῲ αὐτοῦ τῷ βασιλεῖ κα πορφυρογεννήτῳ κυρῷ Μανουήλ τῷ Κομνηνῷ). Сведения об И. К. содержатся в основном лишь в его сочинении. Вероятно, он происходил из знатной к-польской семьи, представители к-рой служили в гражданской администрации. Возможно, его учителем был известный визант. ритор Никифор Василаки. И. К. был грамматиком (секретарем) имп. Мануила I Комнина (1143-1180), в 50-60-х гг. сопровождал императора во время многочисленных военных кампаний на Балканах и в М. Азии. Никита Хониат в своей «Истории» упоминает, что И. К. участвовал в богословских диспутах в К-поле в правление имп. Андроника I (1183-1185). Свергнутый и казненный император неоднократно упоминается в сочинении И. К., но без к.-л. осуждений по его адресу, что позволяет считать, что исторический труд И. К. был завершен до 1185 г. Сочинение И. К. дошло до нас в 5 рукописях: Vat. gr. 163 (XIII в.), Neap. III B 26 (XVI в.), Vat. Barber. 167, 192, 242 (все XVII в.). В древнейшей и лучшей из них (Vat. gr. 163) испорчено заглавие и утрачены последние листы, т. о., подлинное название работы не установлено. Повествование охватывает период с 1118 по 1176 г.- от начала правления имп. Иоанна II Комнина до событий византийско-тюрк. войны в М. Азии, предшествовавших битве при Мириокефале 1176 г. Из-за повреждения рукописи финал сочинения И. К. неизвестен.

По жанру работа И. К. близка к образцам классической античной историографии. Автор рассказывает о современной ему эпохе как очевидец или человек, близко знакомый с подробностями тех или иных событий. Текст И. К. разделен на 7 книг, из которых 1-я посвящена правлению имп. Иоанна II Комнина (1118-1143), остальные — деятельности Мануила I. В соответствии с традициями жанра главное внимание историк уделяет военно-политическим событиям; большую часть текста занимает описание многочисленных походов и кампаний византийцев, 2-го крестового похода. И. К. неустанно подчеркивает таланты и успешность решений и поступков имп. Мануила, изображает его в соответствии с представлениями того времени об идеальном правителе. Мануил И. К.- мужественный воин, герой, неоднократно лично вступающий в схватки с врагами и в одиночку побеждающий их войска. Одновременно он же мудрый гос. муж, организующий военные кампании, ведущий переговоры, заботящийся о подданных, защищающий правосл. веру и Церковь от посягательств еретиков. Наряду с военной историей И. К. уделяет внимание и жизни Церкви. Он кратко характеризует К-польских патриархов, которые занимали престол в правление Мануила: Михаила II Куркуаса, Косму II Аттика, Николая IV Музалона, Феодота II, Луку Хрисоверга, в связи с упоминаниями о богословских спорах той эпохи описывает также К-польские Соборы 1157 и 1166 гг. Вместе с «Историей» Никиты Хониата работа И. К. считается одним из основных источников по истории Византийской империи XII в. Она содержит широкую картину жизни империи, прежде всего деятельности гос. власти, придворной культуры, мн. аспектов международных и межрелиг. отношений в Европе и на Ближ. Востоке в ту эпоху. Стиль сочинения И. К. сложен, текст перегружен многочисленными риторическими оборотами, часто шаблонными, заимствованными автором из античных греч. образцов. И. К. явно стремился показать свою образованность и знание классической лит-ры.

Сохранилось также небольшое риторическое соч. «Этопоия» (᾿Ηθοποιΐα), вероятно написанное И. К. в годы ученичества. Оно посвящено речи некоего художника, к-рый пишет изображение Аполлона и Дафны. Тема сочинения и его стиль также отражают увлеченность самого И. К. и культурной элиты Византии того времени греч. античной лит. традицией.

Изд.: Ioannis Cinnami Epitome rerum ab Ioanne et Alexio Comnenis gestarum / Ed. A. Meineke. Bonn, 1836. (CSHB; 13); Idem // PG. 133. Col. 309-678; Рус. пер.: Иоанн Киннам. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов (1118-1180). СПб., 1859; Kinnamos. Ethopoiiája / Ed. G. Bánhegyi. Bdpst., 1943. O. 6-10. (Magyar-Gorog Tanulmanyok; T. 23).

Лит.: Neumann C. Griechische Geschichtschreiber und Geschichsquellen im XII. Jh. Lpz., 1888. S. 78-102; Krumbacher. Geschichte. S. 279-281; Chalandon F. Les Comnène. P., 1912. T. 2. P. XIV — XXII; Hörmann F. Beiträge zur Syntax des Johannes Kinnamos. Münch., 1938; Grecu V. Nicétas Choniatès a-t-il connu l’Histoire de Jean Cinnamos? // REB. 1949. T. 7. N 2. P. 194-203; Moravcsik G. Byzantinoturcica. B., 19582. Bd. 1: Die byzantinischen Quellen der Geschichte der Türkvölker. S. 324-328; Фрейденберг М. М. Труд Иоанна Киннама как ист. источник // ВВ. 1959. Т. 16. С. 29-51; Каждан А. П. Еще раз о Киннаме и Никите Хониате // Bsl. 1963. Т. 24. С. 4-31; Соколова Т. М. Иоанн Киннам // Памятники визант. лит-ры IX-XIV вв. М., 1969. С. 89-93; Wirth P. Zur Frage nach dem authentischen Titel von Johannes Kinnamos’ Geschichtswerk // Byz. 1971. Vol. 41. P. 375-377; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 409-416; Karayannopoulos J., Weiss G. Quellenkunde zur Geschichte von Byzanz (324-1453). Wiesbaden, 1982. S. 372-373; Asdracha C. L’image de l’homme occidental à Byzance: le témoinage de Kinnamos et de Choniatès // Bsl. 1983. Vol. 44. P. 31-40; Magdalino P. Aspects of XIIth Century Byzantine «Kaiserkritik» // Speculum. 1983. Vol. 58. P. 326-346; idem. The Empire of Manuel Komnenos. L., 1993; Малахов С. Н. Иоанн Киннам и социальные низы Византии XII в. // АДСВ. 1988. Т. 24. С. 88-99; Бибиков М. В. Развитие исторической мысли // Культура Византии. М., 1989. Т. 2. С. 114-116; он же. Византийские ист. сочинения. М., 1997; ODB. Vol. 2. P. 1130; Laitsos St. P. Zum Bild der Deutschen im Geschichtswerk des Ioannes Kinnamos zur Zeit des Zweiten Kreuzzuges // Roma, Magistra Mundi: Itineraria сulturae medievalis: Mélanges offerts au Père L. E. Boyle. Louvain, 1998. P. 215-226; Любарский Я. Н. И вновь о Хониате и Киннаме // АДСВ. 2002. Т. 33. С. 123-127; он же. Мануил I глазами Киннама и Хониата // ВВ. 2005. Т. 64. С. 99-109.

И. Н. Попов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *