Иоанн дамаскин

Творчество Сергея Ивановича Танеева стоит особняком в русской музыке XIX столетия. Вопреки тенденциям эпохи, областью его интересов была полифония баховского типа – он не только посвящал ей музыковедческие труды, но и разрабатывал в собственных произведениях. Это как нельзя более соответствовало лирико-философской направленности его композиторского творчества. В 1881 г. он задумывает создать произведение, посвященное открытию храма Христа Спасителя – по мысли композитора, это должна была быть «православная кантата по типу баховских протестантских». Под этим Сергей Иванович подразумевал использование старинных православных песнопений в качестве тем, которые подвергаются полифоническому развитию.

Кантату на открытие храма Танеев не написал, но в том же году произошло событие, которое глубоко потрясло молодого композитора – и не только его: ушел из жизни Николай Григорьевич Рубинштейн, композитор, основавший Московскую консерваторию. Танеев участвовал в исполнении трио, которое Петр Ильич Чайковский посвятил памяти Рубинштейна, и он решил создать кантату в память о Николае Григорьевиче – и замысел, связывавшийся первоначально с открытием храма, был реализован.

Кантате, задуманной в 1881 г. и завершенной в 1884, Танеев придавал такое значение, что включил ее в список своих сочинений под № 1, хотя это было далеко не первое произведение, созданное им. Кантата получила заглавие «Иоанн Дамаскин». Этот христианский святой прославился не только как богослов и борец с ересями, но и как поэт, создатель песнопений-канонов. Его судьбе посвятил поэму русский поэт Алексей Константинович Толстой, который представил святого в первую очередь как поэта, посвящающего свой дар Богу. Центральное место в поэме занимает описание конфликта, пережитого Иоанном в монастыре: старец велит ему отказаться от всего мирского, включая поэтическое творчество, Иоанн следовал предписанию, пока один из монахов, тяжело переживающий смерть брата, не попросил его написать стихотворение ему в утешение. Созданное Иоанном песнопение вызывает гнев старца, но Богоматерь, явившаяся старцу во сне, убеждает его «оставить созвучья Иоанну». Поэма не единожды становилась источником вдохновения для композиторов: в 1880 г. Петр Ильич Чайковский написал на текст фрагмента из нее романс «Благословляю вас, леса». Танеев же избрал для своей кантаты песнопение, которое Иоанн создает в память об умершем брате монаха.

В качестве основной темы Танеев использовал напев «Со святыми упокой» – красивую, выразительную мелодию, богослужебный смысл которой полностью совпадал со стихами Толстого и с мыслями и чувствами самого Танеева, подтолкнувшими его к созданию кантаты: смерть и надежда, скорбь и обещание вечной жизни умершему. Напев этот композитор нашел в опубликованном в 1772 г. «Обиходе церковного пения», в то время его включали во все издания панихид. Однако мелодия казалась слишком длинной для контрапунктического развития, и Танеев ее перерабатывает, делая более краткой, однако, ни одного нового мелодического хода он в напев не вставляет. Многоголосное изложение мелодии предполагало гармонизацию, в которой Танеев, вопреки тенденциям эпохи (в частности, изданиям Придворной певческой капеллы) избегает хроматики, искажающей строгий и сосредоточенный характер песнопения, и отдает предпочтение плагальности и натуральному минору. Впервые эта тема – в хоральном изложении – появляется в оркестровом вступлении, в дальнейшем она возникает неоднократно, вплетаясь в полифоническую фактуру первой и третьей частей в драматургически важных, кульминационных моментах.

Кантата, обрамленная инструментальным вступлением и хоровым заключением, состоит из трех частей. Крайние части представляют собою фуги в фа-диез миноре. Тема первой из них – проникновенная, лирическая – близка мелодике русского романса, тема третьей части носит характер решительный и волевой, как многие темы «баховского типа» у Танеева. При всем различии тем этих фуг у них имеются общие черты – обе они опираются на звуки минорного трезвучия. Средняя часть – подобно вступлению – имеет аккордово-гармонический склад. Крайним частям она контрастирует не только фактурно, но и тонально – мрачному фа-диез минору противопоставляется светлый ре-бемоль мажор. Столь же просветленный характер носит и заключение, тоже имеющее хоральную фактуру, в котором хор поет без сопровождения. В последних тактах голоса хора один за другим все тише повторяют последнюю фразу, словно «истаивая».

Кантата впервые прозвучала в 1884 г. в Москве под управлением самого Танеева.

Кантата «Иоанн Дамаскин» – этот своеобразный «русский реквием» – стала первым образцом лирико-философской кантаты в русской музыке. Творческие искания Танеева в этом направлении были продолжены им в кантате «По прочтении псалма».

Преподобный Иоанн Дамаскин

Иоанн Дамаскин, Мансур (кон. VII — ок. 777-780 ), преподобный. Византийский богослов, философ, поэт, систематизатор греческой патристики, один из отцов Восточной Церкви. Ведущий идейный противник иконоборчества. Автор песнопений, способствовавших оформлению византийской системы осмогласия.

Память 4 декабря

Родом Иоанн был из Дамаска, носил наследственное прозвище Мансура (что значит: «победительный»). Год его рождения точно неопределим, это был конец VII века. Отец Иоанна, по имени Сергий (Ибн-Серджун) был христианином, служил при дворе халифа, в звании «великого логофета», т.е. сборщика податей (вернее, откупщика или мытаря). Пользуясь своим высоким положением, он выкупал пленных христиан, избавлял от грозившей им смерти и оказывал необходимую помощь. Впоследствии его сменил сам Иоанн.

Служба у халифа

Иоанн получил хорошее образование. По преданию, он учился вместе с приемным братом Косьмой (впоследствии Маюмским) у некоего пленного инока из Калабрии (тоже по имени Косьма). Очень рано пробудились у него богословские интересы.

Когда в Византии возникла и быстро распространилась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717–741), преподобный Иоанн встал на защиту православного иконопочитания и написал три трактата «Против порицающих святые иконы». Доказывая догмат иконопочитания, он приводил слова святого Василия Великого, который учил, что почитание иконы восходит к ее Первообразу. Мудрые, Богодухновенные писания святого Иоанна и влияние их на сознание людей привели императора в ярость. Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором последний будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо император Лев Исавр отослал халифу. Халиф, не подозревая подлога, приказал отстранить Иоанна от должности, отсечь ему кисть правой руки и повесить ее в центре города на всеобщее обозрение. Вечером по просьбе святого Иоанна халиф повелел вернуть ему отсеченную руку. Приложив ее к суставу, преподобный стал молиться пред иконой Пресвятой Богородицы испрашивая Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в за­щиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы. Обессиленный, он задремал на молитве и увидел Божию Матерь. Пречистая сказала, что рука его здорова, и повелела усердно трудиться ею во славу Божию. Проснувшись, святой Иоанн ощупал свою руку и увидел ее исцеленной. В память об этом дивном чуде преподобный Иоанн носил на голове плат, которым была обвита его отсеченная рука, и всю дальнейшую жизнь с благодарностью и любовью воспевал в своих произведениях Пречистую Богородицу. В память о чуде он прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, от­литое из серебра. С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица» (см. подробнее).

Монашество

Узнав о чуде, халиф понял, что святой Иоанн не виновен, просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность. Но преподобный раздал свое богатство и вместе с приемным братом Космой отправился в Иерусалим. Они были приняты простыми послушниками в Лавру преподобного Саввы Освященного . Никто из монастырской братии, зная, что послушник Иоанн человек мудрый и знатный, не соглашался быть его духовным наставником. На это согласился лишь один простой старец, который стал строжайшим образом воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Он запретил святому Иоанну писать и наставлял забыть все мирские науки. Однажды старец собрал много корзин, изготовленных иноками обители, и послал преподобного в Дамаск продать их по чрезмерно высокой цене. Проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа, одетый в бедные одежды, ходил по рынку Дамаска. Желающие купить корзины, услышав их цену, бранили и оскорбляли Иоанна. Преподобного узнал его бывший слуга, удивился его нищенскому виду и смирению и купил все корзины по назначенной цене.

По прошествии некоторого времени в монастыре скончался один из иноков. Брат его просил преподобного Иоанна написать для утешения надгробную песнь. Преподобный Иоанн долго отказывался, боясь нарушить запрет старца, но из милосердия уступил просьбам и написал свои знаменитые надгробные тропари: «Кая житейская сладость бывает печали непричастна…»; «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть…» и другие. За ослушание старец изгнал преподобного Иоанна из своей келии, но монахи стали просить за него. Тогда старец наложил на преподобного Иоанна тяжелую епитимию: вычистить в монастыре все отхожие места. Преподобный со старанием выполнял это послушание; даже суровый наставник удивился такому смирению. Через несколько дней в ночном видении старцу явилась Пресвятая Богородица и сказала:

«Зачем ты заградил источник, могущий источать сладкую и изобильную воду… Не препятствуй источнику течь… он всю вселенную протечет и напоит…»

С того времени преподобный Иоанн начал беспрепятственно писать церковные песнопения и духовные книги, из которых особенно известны: «Источник знания» («О ересях», «О правой вере и о воплощении Предвечного Слова», «Точное изложение Православной веры»), Пасхальная служба, каноны на Рождество Христово, на Богоявление, на Вознесение Господне и другие. В этих трудах преподобного поощрял и помогал ему приемный брат Косма, впоследствии поставленный во епископа Маюмского Иерусалимским патриархом Иоанном. Тот же патриарх рукоположил преподобного Иоанна во священника и назначил его проповедником при своей кафедре не позднее 734 года. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру святого Саввы, где трудился до конца своих дней.

Кончина

Согласно Минее святой Иоанн на Константинопольском Соборе 753-754 года обличал иконоборчество. Его подвергли заключению и пыткам, которые преподобный Иоанн стойко перенес и, по милости Божией, остался жив, преставившись около 780 года в возрасте 104 лет и будучи погребенным в Лавре святого Саввы . Святитель Димитрий Ростовский в своих Житиях указывает тот же возраст и время кончины около 777 года. Однако протоиерей Георгий Флоровский говорит что:

«Года кончины преподобного мы не знаем. Можно думать, что скончался он еще до иконоборческого собора 753 года.

Место погребения

Вход в пещеру-келью (слева) и усыпальница прп. Иоанна Дамаскина (в центре). Лавра преподобного Саввы Освященного. Иудейская пустыня.

В Лавре Саввы Освященного сохранилась пещера-келья преподобного Иоанна Дамаскина и часовня Иоанна Крестителя. Находится к северу от Архангельской церкви, выше последней. Профессор Йосеф Патрих из института археологии Иерусалимского университета указывает, что часовня была устроена в келье Иоанна Дамаскина после его смерти и освящена в его честь . Епископ Мефодий (Кульман) утверждает , что часовня была построена самим Иоанном Дамаскином над своей кельей и освящена во имя небесного покровителя Иоанна Дамаскина — Иоанна Предтечи .

В часовне – гробница прп. Иоанна Дамаскина с надписью, гласящей «Ὁ τάφος τοῦ ἁγίου Ἰωάννου τοῦ Δαμασκηνοῦ» – «Гроб святого Иоанна Дамаскина». Над входом в часовню икона, изображающая преподобного с красным шрамом поперек запястья (в память о чудесном приживлении кисти, отсеченной у Иоанна Дамаскина по приказу дамасского халифа).

Почитание

Несмотря на великое значение его трудов, о жизни преподобного Иоанна мы знаем немного, так как известные нам его жития были составлены в XI веке, и в них нелегко выделить бесспорное и достоверное.

При византийском императоре Андронике II (1282–1328) святые мощи преподобного Иоанна были перенесены в Константинополь.

В настоящее время известно о нахождении мощей святого Иоанна в Лавре Саввы Освященного, монастыре Георгия Аламана (Кипр), монастыре Иоанна Богослова на Патмосе (Греция) и в церкви Сан-Джорджо деи Гречи (Венеция). Часть мощей также находится в Казанском храме Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.

Шуйца (левая рука) преподобного Иоанна Дамаскина. Воскресенский Новодевичий женский монастырь. Санкт-Петербург

18 сентября 2013 года в Санкт-Петербургский Воскресенский Новодевичий монастырь был передан ковчег со шуйцей (левой рукой) преподобного Иоанна Дамаскина .

Молитвы

Тропарь, глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих Богодохновенное удобрение, Иоанне премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Песнописца и честнаго Богоглагольника, Церкве наказателя и учителя и врагов сопротивоборца Иоанна воспоим: оружие бо взем — Крест Господень, всю отрази ересей прелесть и яко теплый предста­тель к Богу всем подает прегрешений прощение.

Литература

Использованные материалы

См. обсуждение вопроса даты кончины в тексте.

Прот. Г. Флоровский пишет: «Не знаем точно, когда Иоанн удалился от двора и затворился в обители святого Саввы. Можно предполагать, что уже до начала иконоборческой смуты.»

Минея — Декабрь, т. 1, Изд. Московской Патриархии.

Епископ Мефодий (Кульман). «Святая Земля». 1961. Электронное издание журнала «Русский инок», Джорданвилль, США

«Иудейская пустыня, Вади Кедрон. Часовня Иоанна Крестителя и келья Иоанна Дамаскина» // Сайт Соборы.Ru —

«Шуйца прп. Иоанна Дамаскина» // Сайт «Монастырский вестник» —

Преподобный Иоанн был родом из Палестины; восемнадцати лет он крестился, и воспринял на себя иноческий образ и особенно стал подвизаться в посте. За свою добродетельную жизнь он был поставлен архиепископом в Дамаск. Но, не многое время пребыв на кафедре архиепископа, он заметил. что обязанности его высокого положения трудно совместимы с иноческими подвигами, поэтому Иоанн оставил епископию и тайно удалился из Дамаска. Придя в Александрию, он переименовал себя Варсонофием, чтобы кто его не узнал и не открылось его действительное положение. Из Александрии он отправился, как убогий странник, в Нитрийскую гору; поклонившись игумену бывшего здесь монастыря, святой Иоанн просил его, чтобы он принял его для услуг братии. Игумен принял его и дал ему монашеское одеяние. Святой стал ревностно служить инокам, днём он был занят сим делом, а ночью без сна пребывал в молитве. Ранним утром он собирал из всех келий тыквы и сосуды, шёл к реке; почерпнув воды он приносил ее и ставил сосуд с водой перед каждой келлией.

Один из иноков, человек малоумный, сильно досаждал святому, то давал ему укоризненные прозвища, то обливал его помоями. Наущаемый диаволом, недостойный инок провертел стенку той келлии, где жил преподобный Иоанн, и чрез отверстие «совершал водный исход» на ложе святого, так что оно стало издавать зловоние.

Узнав об этом, игумен призвал к себе брата, чтобы наказать его. Но Варсонофий упал в ноги игумену, с плачем говорил, что он сам виновен в сем:

— Я сам, — говорил святый, — раздражаю брата и возбуждаю его гнев; прости ему Господа ради.

Так он избавил брата от наказания. Но через некоторое время Иоанн был узнан преподобным Феодором Нитрийским, оставил гору и бежал в Египет. Здесь он проявил дар такой прозорливости, что узнавал даже помыслы людские. Он освободил Церковь от еретиков, написал много душеполезных книг и с миром отошел во Христе Иисусе, Ему же, со Отцом и Святым Духом, честь и слава во веки. Аминь.

Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых

В православии, духовный образ мученика Иоанна Дамаскина имеет особенный смысл, так как вся жизнь отца Иоанна прошла на Ближнем Востоке, среди иноверцев. Иконе Святого Иоанна принято молиться об исцелении телесных недугов, в особенности болезней опорно-двигательного аппарата. Иоанн Дамаскин – помощник всем верующим в делах их, освободитель от тягостных мыслей, и, спаситель искренне раскаявшейся души человеческой. Молитва преподобному Иоанну поможет избавиться от проблем, нужды и невзгод, а также научит, благочестиво и мужественно претерпевать лишения. Данной иконе можно возносить молитвы и просить заботы о детях, святого вразумления и наставления для них, чтобы их жизнь была спокойной, в мире и понимании с родителями и со своими сверстниками. Не будет лишней молитва о защите брака и дома, дабы в нем воцарился мир, любовь, счастье и взаимопонимание. Мученику Иоанну Дамаскину пристало молиться и просить послать умение разобраться в себе и окружающих людях.

О жизни Иоанна известно немного, так как о ней, было написано 100 лет спустя после его кончины, только установлено, что родился он в 680 году в христианской семье в Дамаске (нынешняя столица Сирии). Отец Иоанна занимался делами христианских общин, после его смерти, эту должность унаследовал Иоанн. Церковное поверье гласит, будто Иоанна называли Мансуром, однако никаких данных об его арабском происхождении не имеется. Малоизвестная история об Иоанне Дамаском сообщает, что по приказу Халифа, ему отрубили кисть руки и отдали ее Иоанну. Во сне, он увидел Пресвятую Богородицу, которая сообщила ему об исцелении руки, а также дала наставление неустанно трудиться этой рукой. Ею, Святой Иоанн писал песнопения и духовные книги. Долгое время жил в монастыре, где неустанно молился. В 734 году, стал священником, обличал иконоборцев, а также язычников. За свои дела был заключен в тюрьму, где подвергся жестоким пыткам, однако по милости Божией остался жив. Преставился около 750 года. День памяти иконы Святого Иоанна Дамаскина – 17 Декабря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *