Иоанн экономцев

о. Иоанн (Экономцев)

в миру Игорь Николаевич Экономцев (1939) – крайний модернист, оккультист.

В 1963 году окончил филологический факультет МГУ. До 1970 г. работал в школе, с 1971 по 1976 гг. – сотрудник посольства СССР в Греции, с 1976 по 1978 – в центральном аппарате МИД СССР.

С 1978 г. работал в Институте всеобщей истории АН СССР по сектору византиноведения. С 1982 по 1990 г. преподавал в МДА византологию, читал курс лекций по истории балканских церквей. В 1983-1988 гг. помощник управ. делами, отв. секретарь учебного комитета Московской Патриархии. С 1987 по 1991 г. – зам. пред. ОВЦС.

В 1986 г рукоположен в сан диакона, затем – в сан священника, в 1987 г. возведен в сан протоиерея. В 1989 г. принял монашество. В 2002 г. возведен в сан архимандрита.

В 1990 г. возглавил Союз православных братств. С 1991 г. по 31 марта 2009 г. руководил синодальным Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

В 1993 г. основал Российский православный университет св. Иоанна Богослова, ректор РПУ.

Действительный член Российской академии естественных наук, член российской Экологической академии, членкор Российской академии образования, член Союза писателей.

Ведущий радиопрограммы «Логос” на протестантской радиостанции «Радио Центр”.

В 2008 г. поздравил Свято-Филаретовский институт (секта о.Г.Кочеткова) с 20-летием.

Участник экуменического движения, в частности, член Совместной комиссии по сотрудничеству между Русской Церковью и англиканами. Участник работы Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу. Участник экуменического конгресса «Культура и будущее России” (6-13 мая 1994 г., Москва – Нижний Новгород – Москва), итоговым документом которого стало обращение «К духовным лидерам и мировой общественности”.

Взгляды о.И.Э. отличаются радикальностью даже на фоне других модернистов нашего времени. Он излагает учение пантеизма в самой крайней форме, смыкающейся с оккультизмом.

Хотя о.И.Э. как будто ссылается на учение Церкви, в частности, на труды св. Григория Паламы, но, во-первых, он представляет учение о Божественной сущности и о Божией благодати как новое и неортодоксальное для Православия. И это для него служит оправданием для его собственного лжеучения. О.И.Э. использует имя св. Григория для проповеди идей даже внешне не связанных с учением Церкви.

Согласно магически-герметическому учению о.И.Э., в Боге следует различать существование «внутри” Бога и Его существование «ad extra”. Сущность Бога непознаваема, но Бог не тождествен Своей сущности, поскольку существует не только в Себе, но и ad extra. Таким образом, о.И.Э. демонстрирует свое неверие в Бога Всемогущего, и вводит многих богов (разные Божественные сущности), пусть не равносильных друг другу. Если Бог не тождествен Своей сущности, то это не Бог-Троица Христианского Откровения.

Вопреки учению Церкви и св. Григория Паламы, о. И.Э. утверждает, что это существование Бога, обращенное во вне, есть божественная энергия. Это означает, что о.И.Э. применяет богословски-философские термины «сущность” и «энергия” в оккультном смысле, и, кстати, поэтому избегает употребления слова «благодать”. Сходное учение встречается и у других модернистов, например, у о. И. Мейендорфа, но в случае о.И.Э. заметно, что он действительно верит в это языческое учение о Боге. У о. И. Мейендорфа – это лишь игра словами, а о.И.Э. имеет в виду именно сущности, а не только слова.

Оккультизм о.И.Э. находит подтверждение и в его учении о познании непознаваемого Бога, и о непосредственном вхождении Бога в человеческую историю в Боговоплощении. Последнее доказывает, что о.И.Э. не верит в Вездесущее Божество, Которое всецело повсюду находится, и не часть в части, разделяемая телесным образом, но все во всем и все выше всего (св. Иоанн Дамаскин).

Дерзкие фантазии о Боге присутствуют и в учении о.И.Э. об отношении Бога к миру. В грубо усеченном виде он приводит учение Церкви о том, что энергия едина для трех Ипостасей. Сразу же за этими словами, прямо возражая этому учению, о.И.Э. утверждает, что характер отношений Лиц Пресвятой Троицы с энергией различен. Здесь мы сталкиваемся с отрицанием Божественного Откровения и заменой Его своими оккультными сведениями полученными тоже не иначе как по ложному «откровению”. Это означает, что о.И.Э. не верит в Бога-Троицу, поскольку ипостаси не могут быть единосущными, если их отношение к энергии «различно”. И о.И.Э. именно это признает, когда тут же учит о Боге-Духе, как имеющем энергетическое начало. Здесь мы наблюдаем характерное радикальное перетолкование известного модернистского смешения Ипостаси Бога-Духа и действия Божией благодати.

В развитие своей мысли о «разных” богах, о.И.Э. вводит еще отдельный «мир несотворенных идей”, который является отблесками Бога-Сына. По неслыханному ранее учению о.И.Э., логосы исходят от Бога-Сына (будучи одновременно энергиями и сущностью), а энергии – от Бога-Духа! В этой безбожной теории о.И.Э. находит ту апологетическую пользу, что это убедительно показывает, почему Святой Дух не может исходить и от Сына!

Наконец, о.И.Э. исповедует радикальное учение о синергии (сотрудничестве человека с Богом). Он верит в присутствие благодати даже в аморальных и демонических творениях: Творчество может быть лишь результатом «синергии” со Всевышним Творцом. Истинное творение всегда от Бога, даже если сам автор не сознает этого и даже если мы порою находим его соблазнительным и нечестивым. Синергия у о.И.Э. сводится к прямому обожествлению «творцов”, независимо от их нравственности или безнравственности, что является прямым оккультизмом в духе Джордано Бруно.

О нем

Темная мистика православного игумена

Основные труды

Православие. Византия. Россия (YMCA-PRESS, 1989)

Записки провинциального священника (1993)

Стихи и драмы. в 2-х т. (1993)

Тайна восьмого дня: Мистический роман (1993, 2001)

Православный подход к экологическому кризису современной цивилизации // Православие и экология. М. 1999

Обетованный остров (2000)

Русская Православная Церковь и возрождение культуры // Сборник пленарных докладов IX Международных Рождествен­ских образовательных чтений. М., 2001

До востребования вечностью: Роман в письмах. Ч. 1, 2. (2004)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *