Иоанн кормянский

Где бы монастырь ни находился – острове, удаленном от мирской суеты, или посреди многомиллионного города, в любой точке земного шара монашествующие хорошо знают, что такое внутренняя брань. И как важно, особенно для новоначальной братии, новоначальных сестер, видеть рядом людей, являющих собой пример истинного монашества. Об этом, а также о некоторых этапах духовного становления обители, расположенной в нескольких сотнях метров от Красной площади столицы, мы беседовали с исполняющим обязанности наместника Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря иеромонахом Даниилом (Константиновым).

В народе говорят: «Православие не доказуется, а показуется»

Батюшка, наверное, это очень непросто – избрать для спасения души монастырь, находящийся на одной из самых оживленных улиц столицы, и затем год за годом смиренно выдерживать столь тяжелое для монаха соседство?

Как я уже говорил в своем докладе на круглом столе «Особенности устроения монашеской жизни в городских монастырях» (Санкт-Петербург, август 2017 года), мы пришли сюда, привлеченные личностью отца Петра (Афанасьева). Мое знакомство с ним произошло на Московском подворье Валаамского монастыря. Я закончил лесотехнический институт, успел потрудиться инженером лесного хозяйства. Затем мой хороший друг, незадолго до моего призыва в армию, пригласил меня поработать на этом подворье, недавно возвращенном Церкви. Всех нас подкупало то, что батюшку интересовал сам человек. Он подходил и искренне спрашивал: «Что у тебя? Как ты?» Помогал разобраться в сложных вопросах, осознать важные проблемы. Никого не обделял вниманием. Когда я служил в Кантемировской танковой дивизии, отец Петр (в то время – иерей Александр) приехал на электричке в Наро-Фоминск. Комбат дал свой «УАЗик», чтобы мы батюшку встретили. Мы его встретили и вместе направились в часть. Помню, в тот момент в голову пришла мысль: как удивительно, что человек в возрасте (55 лет, нам казалось, много) сел в электричку, затем пересел на «УАЗик», чтобы увидеться с солдатами, побеседовать с ними. В то время я еще не знал, что наш гость до принятия священного сана много лет был художественным и музыкальным руководителем Московской государственной филармонии, получил звание профессора, заслуженного деятеля искусств России и его авторитет в мире искусства чрезвычайно высок. Позже, когда узнал, это стало для меня наглядным примером того, что человек глубокой веры может оставить мирскую славу ради служения Христу. Пропущу промежуточные этапы и скажу: уже придя в монастырь – сюда, на Никольскую улицу, где сплошь и рядом кафе, рестораны, магазины для туристов, ГУМ, музыка и масса всяких соблазнов, мы видели, как наш отец-наместник живет. В обители и по сей день в силу объективных обстоятельств нет игуменского дома или, скажем, покоев для настоятеля. Батюшка обитал в скромной келье. Людей он выслушивал, помогал им решать какие-то духовные вопросы, исповедовал их в проходной комнате, перед которой всегда стояла толпа народа. Это какое же смирение надо было иметь!

Какие качества отца Петра братия вспоминает сегодня?

Внимание к человеку, а также требовательность и строгость. Отец Петр иногда был резким, ругал нас, смирял, но мы чувствовали, что делается это не по страсти, не с раздражением, как нередко это происходит в миру, а продиктовано любовью. Сегодня я с уверенностью могу сказать: у нас имелись определенные качества, требовавшие именно такого подхода. Не мягкого, а строгого.

Был и еще один пример истинного монашества у меня перед глазами. Отец Петр часто посылал меня к своему духовному отцу – архимандриту Науму (Байбородину). Вспоминая отца Наума, митрополит Астраханский и Камызякский Никон заметил на одной из монашеских конференций, что старец не советовал ничего, что бы не делал сам. Это касалось и общей уставной жизни в монастыре, и внутренней, молитвенной. Отец Наум дал нам живой образ монаха, сказал владыка Никон. Я сам постоянно видел батюшку, учась в Московской духовной семинарии на очном отделении. Мы все видели, что батюшка никогда не пропускает утреннее братское правило. К нам, семинаристам, он относился серьезно, был внимателен к нашему внутреннему состоянию. Отцу Науму я во многом обязан. Осмысление духовной жизни произошло благодаря ему и тем, кто рядом с ним находился. Это игумен Пантелеимон (Бердников), возглавляющий сейчас Миссионерский отдел Московской духовной академии; архимандрит Ефрем (Елфимов), настоятель Покровского скита Троице-Сергиевой лавры в селе Сабурово; клирик Покровского Хотьковского ставропигиального женского монастыря иеромонах Иоанн (Корчуков); епископ Домодедовский Иоанн, викарий Святейшего Патриарха, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря в Москве; епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий. Мы воспитывались в единой семье, что, конечно, незабываемо. Приснопоминаемый архимандрит Матфей (Мормыль) – человек очень добрый по складу характера, со своей подкупающей доброй улыбкой говорил о нас: наумовичи…

Многие свидетельствуют, что у отца Наума был дар воспитания монашествующих. Известно, что старец благословил на монашество целую армию людей. А Вы к нему за благословением обращались?

Тут вышла интересная история. В 2001 году состоялась моя диаконская хиротония, в 2003 – иерейская. Я был целибатом. Прошение на монашеский постриг подал в начале 2005 года, однако оно где-то затерялось. Отец Петр сказал: «Поезжай к отцу Науму, испроси у него благословение на монашество». Я поехал в Лавру, встретился с батюшкой, поведал ему о своем решении и услышал в ответ: «А ты будешь жить по-монашески?» Признаться, я опешил. Столько лет отец Наум меня знает – я был у него на глазах, он давал мне какие-то поручения! Позже пришло понимание, что этот, как показалось в тот момент, неожиданный подход к моему решению был призван помочь мне избавиться от радужного восприятия монашества и в каком-то смысле прелестного его понимания. Так что вопрос был совсем не лишним. «Буду стараться, батюшка!» – ответил я старцу после некой заминки. Великим постом 2006 года состоялся мой монашеский постриг. И все эти годы я стараюсь жить по-монашески, имея в душе дорогие образы тех неутомимых тружеников на ниве Христовой, которые направляли нас, поддерживали, помогали становиться идеалистами в хорошем смысле этого слова и стремиться к внутреннему уединению, даже если окна келий выходят на улицу, заполненную туристами.

Чтобы тяжелое соседство не помешало атмосфере единения

Отче, скажите, братия по-прежнему живет в помещениях с видом на неумолкающую Никольскую улицу? Ничего не изменилось за год с лишним после Вашего выступления на круглом столе в Санкт-Петербурге?

Знаете, у нас сегодня чрезвычайно радостное событие. Как раз, когда мы с вами беседуем, насельники обители переселяются в новый братский корпус. Прежде его занимал Российский Государственный гуманитарный университет (бывший историко-архивный институт). В апреле монастырское помещение передали Церкви, в августе – монастырю. Теперь большинство келий выходит во двор обители. Но все же часть их выходит на другую сторону, где ресторан «Старая башня». Вспоминаешь два других детища отца Петра – Шостьенский Никольский и Акатовский Троице-Александровский ставропигиальные женские монастыри – и думаешь: там сельская местность, лес, тишина. Пошел, допустим, грибы пособирал. Там свежий воздух, вода из колодца или из скважины. Разница большая. Но понимаешь, что это нам для смирения – такое тяжелое соседство.

А молодая братия есть в монастыре?

Слава Богу, есть. Сегодня в обители подвизается 16 насельников. Из них два молодых инока и два иеродиакона, есть молодые послушники. Все они тоже, можно сказать, идеалисты – пришли в монастырь, который находится в том месте, где, по сути, монашеская жизнь, в традиционном ее понимании, казалось бы, невозможна. И тем не менее она существует! И в XVII веке существовала, и в XXI веке возрождается. Недавно мы принимали в число насельников двух ребят. Проводя с ними собеседование, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой лавры сказал мне в конце: «Хорошие ребята! Береги их!» И старшая братия старается оберегать молодую братию. Человек в монастыре не должен страдать от нехватки духовного кислорода. Прекрасно помня, как относился к нам в свое время отец Петр, мы тоже пытаемся уделять молодым внимание, несмотря на свою загруженность послушаниями и разного рода делами. Без этого они могут угаснуть, и это уже будет наш грех. Хотя суть даже не в грехе. Все, что мы делаем для молодой братии, мы делаем по любви к ней. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла мы стали проводить братские службы в домовом храма в честь святителя Николая Чудотворца, расположенном чуть дальше нашей обители, в Китай-городе, в Никольском монастыре. Там есть возможность помолиться отдельно от прихожан. Братия служит, поет на клиросе. В такие минуты, часы особенно сильно ощущается атмосфера единения, что и для старшей братии, и для новоначальных одинаково важно. Когда же чувствуешь, что в душе молодого собрата начинается какое-то брожение, (может, он выше своих сил что-то берет), то начинаешь с ним больше общаться, исповедовать чаще. Нередко отсылаем человека в Покровский скит в Рязанской области, чтобы он отдохнул от прессинга современной городской жизни и почувствовал уединение. По воскресным дням у нас на богослужениях бывает особенно многолюдно – до 150-200 прихожан, а мы знаем, что враг никогда не дремлет и часто соблазны приходят оттуда, откуда ты их не ждешь. Поэтому братию из молодых направляем в воскресные дни в наш приписной храм под Рузой, где есть немножко земельки – можно послужить и физически потрудиться на свежем воздухе. Не забываем, что каждого сюда привел Господь.

Через несколько месяцев будет три года, как преставился ко Господу архимандрит Петр – батюшка, который строил, созидал, духовно окормлял монашествующих трех монастырей и множество мирян. Но ход времени не остановить – жизнь идет, монастырь развивается. Отец Даниил, что Вы можете сказать о сегодняшнем дне Заиконоспасского монастыря?

Батюшка действительно был центром монастырской жизни, он вел нас за собой. А после его кончины наступил новый этап. Те отношения, которые между нами стали складываться, постепенно приобретали какой-то другой характер. Может, не все были готовы к тому, что должно быть послушание старшей братии по должностям – благочинному, эконому, казначею. Однако это было необходимо, и это сейчас есть. Мы начали вести жизнь, более приближенную к монашескому общежитию, притираясь друг к другу, научаясь оказывать друг другу уважение. Ведь монашество – это братство, это любовь. Теоретически многие из нас воспринимают любовь, как что-то такое радостное, лучезарное. На самом деле это не совсем так. «Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов», – говорит нам святой апостол Павел в Послании к галатам (Гал. 6: 1–2). Научиться терпеть друг друга, уважать друг друга – попробуйте это сделать! Проведу некую параллель. Те, кто служил в армии, знают, что порой бывало очень тяжело и именно в тех обстоятельствах выявлялось, что за человек рядом с тобой. Здесь, как и в армии, следует, неся крест повседневной монастырской жизни, совершенно сознательно выбирать путь добра. То есть чем-то жертвовать, чтобы другим стало полегче. Иначе монашеская жизнь не будет иметь некой полноты.

Возьмем духовные книги. В них все замечательно расписано – младшие должны оказывать послушание старшим. Но в реальности далеко не всегда так бывает. Человек обычно приходит в монастырь со своим «набором» страстей. Он старается бороться с ними, преодолевать себя, и нам, старшим, приходится терпеть. Случались какие-то тяжелые моменты, когда мы со всей строгостью спрашивали: ты понимаешь, зачем ты здесь находишься? Ты почему себя так ведешь? Возникали даже ситуации, когда человек осознавал, что он неправ, однако ничего с собой сделать не мог. Мы его терпели. Я верю, что благодаря такому терпению наш собрат рано или поздно понимал, что мы проявляем милость по отношению к нему, которой он не видел в миру. А поняв это, становился на правильные рельсы…Терпение немощей друг друга в монастыре (да и в семейной жизни – смею утверждать это, поскольку исповедую прихожан) дает свои плоды.

Развивается и миссионерская составляющая…

Батюшка, сколько раз доводилось видеть: Никольская улица бурлит, туристы эмоционально-громко обмениваются впечатлениями, вдруг с монастырской колокольни раздается колокольный звон – атмосфера меняется на глазах. Люди поднимают голову к небу, и, как сказал один ваш насельник, понимают, что они находятся в православной стране. Звонари – из монашествующих?

Есть и монахи, но в основном звонят миряне, которые обучаются на курсах звонарей при монастыре. На колокольне они проходят практику. Также у нас бывают фестивали колокольных звонов «Заиконоспасская колокольня». Кстати, это одно из чисто монашеских послушаний, так что в дальнейшем нужно будет обратить внимание на то, чтобы этому виду церковного искусства обучалось больше наших насельников.

При обители, помимо курсов звонарей, действует еще несколько структур, созданных по благословению архимандрита Петра (Афанасьева). Это Высшие Знаменские богословские курсы, слушатели которых получают знания для преподавания в воскресных школах и «Основ православной культуры» – в общеобразовательных школах. Это Спасский молодежный центр и Славяно-корейское православное общество. Братия имеет к ним какое-то отношение?

Славяно-корейским православным обществом занимается клирик Заиконноспасского монастыря иерей Александр Сон. Деятельность Спасского молодежного центра курируют два наших иеромонаха. А вот с Высшими Знаменскими богословскими курсами братия связана непосредственно – преподает литургику, патрологию, агиографию. Думается, слушателям курсов важно услышать о каких-то духовных вещах из уст людей, которые стараются все это пропускать через себя, имеющих правильное внутреннее устроение и богословское образование. В перспективе еще несколько человек из числа насельников монастыря могут пополнить ряды преподавателей курсов. На данном этапе, я бы сказал, идет некое осмысление нашей деятельности в свете истории Заиконоспасского монастыря, поскольку в нем была создана в XVII веке Славяно-греко-латинская академия, а после перевода духовной академии в Троице-Сергиеву лавру здесь была Московская духовная семинария и позже – духовное училище. Монастырь справедливо называли учительным. Так что миссионерская составляющая здесь должна быть обязательно. На это обратил внимание и Святейший Патриарх Кирилл. Он спросил нас: «Какое вы можете предложить развитие миссионерской деятельности?» Мы рассказали о богословских курсах со сроком обучения пять лет, о курсах звонарей, молодежном центре, Славяно-корейском центре. Также мы сообщили Его Святейшеству, что хотим создать монастырский музей, посвященный истории обители, начиная со времен Славяно-греко-латинской академии и заканчивая сегодняшним днем (статус монастыря в постсоветское время был получен в 2010 году). Прежде такой возможности не было – не в последнюю очередь из-за отсутствия помещения. Но сейчас, когда монастырские постройки потихоньку нам возвращают, пора приступать к задуманному. Мы надеемся, что наш музей будет интересен многим людям – верующим и неверующим. И, возможно, кто-то из неверующих, увидев экспонаты, реликвии, услышав рассказ экскурсовода, придет к Богу. Ведь разными путями Господь приводит человека к вере: одних – через историю или искусство, у других перемена в душе происходит при созерцании красоты окружающего мира. А у кого-то, быть может, она произойдет после посещения монастырского музея.

Возвращаясь к началу нашего разговора, хочу спросить Вас, батюшка, вот о чем. Многие из духовных чад отца Петра говорят, что после его кончины они осиротели. А Вы что чувствуете, оставшись без духовного наставника?

Мне вспоминается один момент из жития преподобного Паисия Святогорца. В монастыре, где будущий святой подвизался в качестве послушника, ему встретился инок с хорошим, правильным устроением души. Как мы говорим – раб Божий. Отцу Паисию не нужно было читать духовные книги, что-то доказывать окружающим, что-то им объяснять по вопросам веры. Просто видя этого инока, без слов становилось ясно: так надо жить. Глядя на нашего отца Петра, тоже было ясно, как надо жить. Батюшка, будучи уже преклонного возраста, с немощами и болезнями, до конца своих дней везде ездил, ездил. Он не оставлял без отеческого попечения сестер в селе Шостье на Рязанщине и в селе Акатово в Подмосковье, где Патриаршие подворья были преобразованы в ставропигиальные монастыри. Он продолжал созидать мужской монастырь и собирать монашескую общину в центре Москвы. Нужно быть безмерно благодарным Господу, что нам, когда-то молодым, ищущим Бога, батюшка старался дать образ внешнего монашества, параллельно наполняя его содержанием. Что он помогал нам постичь глубочайший смысл слов святых Отцов: «дай кровь и приими Дух». С этими мыслями я сегодня живу, в какой-то степени заняв батюшкино место: несу послушание исполняющего обязанности наместника Заиконоспасского монастыря, ставшего нашей духовной родиной.

Кондак 1

Избранный угодниче Христов, святе праведне Иоанне, / от чрева матери на служение Богу избранне / и юродивым старцем служителем Церкви Господней предреченне, / житием твоим праведником Божиим уподобивыйся, / темже и Господь обогати тя даром прозрения и исцеления. / Мы же, чада Церкви Православныя, с любовию да зовем ти:
Радуйся, Иоанне пресвитере, чудотворче и целителю.

Икос 1
Ангельские силы на небесе возрадовашася, аки предреченно еще во чреве матери быти тебе служителем Церкви Божией, отче праведне Иоанне. Темже прослави тя Господь в житии твоем славне, даром прозрения обогати тя, источник исцелений содела мощи твоя нетленная. Мы же, ведуще славу Божию в тебе нам явльшуюся, да зовем ти с радостию велией:
Радуйся, Церкви Православныя новая похвало,
Радуйся, Царствия Божия небожителю.
Радуйся, даром прозрения одаренный,
Радуйся, даром исцеления обогащенный.
Радуйся, дальняя аки ближняя предвидевый,
Радуйся, волю Божию людям вещавый.
Радуйся, служителем Церкви предреченный,
Радуйся, Богородицею прославленный.
Радуйся, Иоанне пресвитере, чудотворче и целителю.

Кондак 2
Виде отец твой пресвитер знамение Божие в рождестве твоем, крещая тя Иоанном нарече в честь апостола любве, Господу же возгласи хвалебную песнь со Ангелы: Аллилуиа.

Икос 2
Бысть отрочество твое в храме Покрова Богородицы прохождаемо, Ея же теплым заступничеством и водительством охраняемо, аки птенец Богу в жертву непорочну принесенный, тако и ты, Господом возлюбленный, измлада служити Ему избранне, похвальную песнь приносим и мы тебе таковую:
Радуйся, Богом измлада избранне,
Радуйся, старцу родителю послушен бывый.
Радуйся, молитвы матери твоея плод добрый явивый,
Радуйся, житие богоугодное родителей твоих возлюбивый.
Радуйся, плод молитвы их, аки цвет расцветший,
Радуйся, надеждо их и веселие.
Радуйся, труды старческие им облегчивый,
Радуйся, старость их упокоивый.
Радуйся, Иоанне пресвитере, чудотворче и целителю.

Кондак 3
Избра тя Господь на служение славное, видя души твоея чистоту, постави тя пастырем Церкви Божией и стадо словесных овец тебе вручи, да пасеши его со усердием, поя Господу песнь: Аллилуиа.

Икос 3
Божественная Благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, восполнися в тебе, сосуде избранный Духа Святаго, праведне отче наш Иоанне. Постави тя светильника верху горы высокия, мы же, видяще дивные дела Божия, во умилении зовем ти тако:
Радуйся, пресвитере Богом избранне,
Радуйся, светильниче, во тьме века возсиявший.
Радуйся, стадо Христово от волков хищных упасший,
Радуйся, чада духовныя ко Христу приведый.
Радуйся, пастырю неленостный,
Радуйся, праведному Иоанну Кронштадтскому подражавый.
Радуйся, духа злобы от стада Христова отгнавый,
Радуйся, заблудшия овцы взыскавый.
Радуйся, Иоанне пресвитере, чудотворче и целителю.

Кондак 4
Дивный молитвенник явился еси, отче праведне Иоанне: не токмо во дни, но и в нощи предавался еси Господеви в молитве, воспевая со ангелы Ему хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 4
Видяще тя щедродателя велия, сирии и вдовицы притекаху к тебе, отче, ты же одарил еси их дарами коемуждо на потребу, смерти гладныя их избавляя, темже и мы молим тя: избави и нас от глада и нестроения в бытии земнем сем: мы же благодарно тебе воспоем:
Радуйся, к земным благам пристрастия не имевый,
Радуйся, вдовицу со чады ея от гладныя смерти препитавый.
Радуйся, нищих одаривый,
Радуйся, сирых защитивый.
Радуйся, странников приявый,
Радуйся, нагих одеявый.
Радуйся, алчущих и жаждущих утешивый,
Радуйся, яко в темницех и больницех отверженных посетивый.
Радуйся, Иоанне пресвитере, чудотворче и целителю.

Кондак 5
Боготочный источник явился еси, отче Иоанне, силою молитвы твоея бесы отгоняя, болящия исцеляя, от греха на путь правый заблудшия наставляя, не остави и нас сирых и убогих, но твоими молитвами спасаеми, и мы воспоим хвалебную песнь в Троице славимому Богу: Аллилуиа.

Икос 5
Видяще подвиги Твоя земная, пресвитере славне Иоанне, Христос даром исцелений тя одари, да и мы, ведуще в тебе сосуд силы Божией, преисполненный всякия цельби и благостыни, зовем ти сице:
Радуйся, источниче исцелений,
Радуйся, сосуде Богом избранный.
Радуйся, врачевом безмездным уподобивыйся,
Радуйся, белезни неисцельныя исцеливый.
Радуйся, врачами оставленных не оставивый,
Радуйся, телу моему здравие даровавый.
Радуйся, прощение грехов моих у Господа испросивый,
Радуйся, душу мою от сна лености воздвигнувый.
Радуйся, Иоанне пресвитере, чудотворче и целителю.

Кондак 6
Хотя уподобитися странникам мира сего в Лавру Киевскую последовал еси, тамо благословение от старцев ея приял еси, да житием своим преподобным подражая, воспеваеши со печерскими святыми: Аллилуиа.

Икос 6
Новаго неба и новыя земли в обетовании Христове ожидал еси, да и нас подражати тебе научил еси: на всяк день Господу угождати, в молитве неленостно пребывати, в посте не расслаблятися, в труде плоть умерщвляти и тебе воспевати:
Радуйся, молитвою небо и землю соединивый,
Радуйся, в видении руце ко Господу простиравый.
Радуйся, пришествие Богородицы в храме предвидевый,
Радуйся, храм в честь Покрова Ея соорудити благословивый.
Радуйся, место строительства его указавый,
Радуйся, со пресвитеры его освятивый.
Радуйся, в нем же место славно себе уготовавый,
Радуйся, яко и ныне телесем нетленным в нем почиваеши.
Радуйся, Иоанне пресвитере, чудотворче и целителю.

Кондак 7
Провозвестник грядущаго испытания явился еси, земли Российстей слезами и кровию омытися возвещал еси, слезы теплые пред Лицем Божиим проливал еси, да сменит Господь гнев Свой на милость над нами, воспевая Ему вечную песнь: Аллилуиа.

Икос 7
Егда прииде скорбь на землю нашу, избави тя Господь сего страшнаго видения, призва тя в райския обители, ты же завещал еси нам яко к живому к тебе приходити и мольбы своя изливати пред тобою. Мы же, исполняя заповедь твою, во умилении сердца зовем ти тако:
Радуйся, яко нетлением Господь тя прослави,
Радуйся, яко душею пред Творцом предстоиши.
Радуйся, яко телесем с нами пребываеши,
Радуйся, яко скорбем и печалем нашим внемлеши.
Радуйся, яко отраду божественную нам подаеши,
Радуйся, яко и воздыхание наше слышиши.
Радуйся, яко радованию нашему сорадуешися,
Радуйся, яко чад своих не оставляеши.
Радуйся, Иоанне пресвитере, чудотворче и целителю.
Кондак 8
Дивно прослави Господь телесе твое, праведне отче наш Иоанне. Гроб твой тлению земли не предадеся и телесе твое, яко адамант драгоценный, в нем сохранися. Многая лета память твоя забвена бысть, но Христос тя яко светильник на свещницу постави, да мрак мира сего озариши. Мы же Господа прославим песнью: Аллилуиа.

Икос 8
Всяк возраст стар и млад прослави тя, отче Иоанне, егда обретеся нетленное телесе твое и многая знамения и чудеса совершашася, болящии исцеляшеся, слепые прозреваша, хромии хождаше. Мы же, видяще в тебе источник исцелений, со слезами воспеваем ти сице:
Радуйся, пресвитерами славно обретенный,
Радуйся, народом православным почитаемый.
Радуйся, слепым прозрение подающий,
Радуйся, хромых исцеливый.
Радуйся, расслабленных жилами укрепивый,
Радуйся, токи крове остановивый.
Радуйся, отчаянных во врачевании не оставивый,
Радуйся, в скорбех душу мою утешивый.
Радуйся, Иоанне пресвитере, чудотворче и целителю.

Кондак 9
Всех приходящих ко гробу твоему не оставляеши, коемуждо на пользу души подаеши и Господа умоляеши: да пришедшии к тебе в скорбех и печалех истощенни не отыдут, но источник утешения в тебе обретут, Спасу душ наших воззовут: Аллилуиа.

Икос 9
Ветии богохвальнии не возмогут достойно восхвалити пучину чудес, чрез тя Богом явленную. В видениях сониих являешися и веру слабоверных укрепляеши, да с радостию и надеждою ко гробу твоему притекают и сердцем чистым тебе зовут:
Радуйся, яко вера православная тобою укрепися,
Радуйся, яко любовь тобою умножися.
Радуйся, яко надежда наша оправдася,
Радуйся, крине райскаго прозябения.
Радуйся, кимвале восклицания,
Радуйся, гусли сладкозвучные.
Радуйся, ковчеже позлащенный,
Радуйся, каменю драгоценный.
Радуйся, Иоанне пресвитере, чудотворче и целителю.

Кондак 10
Свет чудес новых излия Господь Вседержитель, егда бысть обретение нетленнаго телесе твоего. Дивный огнь от иконы Царицы Небесныя на гроб твой изыде, мы же, видевше славная чудеса сия, верою окрепшею Отца Небеснаго прославиша: Аллилуиа.

Икос 10
Светоподатель Господь, желая спасения всякой плоти человеческой, пророки и апостолы на проповедь посылая, мученики и святители венцем нетленным венчая. Тако и тя, отче наш Иоанне, с преподобными в лике праведных прослави, а нас научи тебе воспевати:
Радуйся, добрая ветвь винограда Христова,
Радуйся, лозо многоплодовитая.
Радуйся, верныя ко Христу приведый,
Радуйся, заблудшия неотринувый.
Радуйся, мног плод духовный о Христе сотворивый,
Радуйся, путь спасения нам указавый.
Радуйся, яко же и сам ко Христу путем тесным следовавый,
Радуйся, яко и нас на стезю правды наставивый.
Радуйся, Иоанне пресвитере, чудотворче и целителю.

Кондак 11
Пение хвалебное приносят ти, отче праведне Иоанне, обретшии спасение твоими молитвами от бед и скорбей и всяких напастей, да купно с тобою радостно поют Богу: Аллилуиа.

Икос 11
Светозарным светом бысть житие твое, отче праведне Иоанне. Да и нам грешным путь ко спасению указуя, зарю общего воскресения предвозвещая, маловерныя уверяя, верныя подкрепляя, темже купно да зовем ти:
Радуйся, пастырю наш вселюбимый,
Радуйся, защитниче наш от врагов спасения непреоборимый.
Радуйся, козни диавольския молитвою победивый,
Радуйся, Христа житием твоим прославивый.
Радуйся, Богородицы избранниче неложный,
Радуйся, сослужения Ангельскаго удостоивыйся.
Радуйся, в сониях на молитву к ходатайству твоему призвавый,
Радуйся, яко и мене грешнаго Благодати Божия не лишивый.
Радуйся, Иоанне пресвитере, чудотворче и целителю.

Кондак 12
Благодать свыше ниспосли всем нам, притекающим с любовию к раце мощей твоих, и испроси у Господа прощение согрешений наших, болящим же и страждущим исцеление даруй, да благодарственно вси вопием дивному во святых Богу: Аллилуиа.

Икос 12
Житие твое славно Господь прослави, человека небеснаго и ангела земнаго нам показавый. Мы же, ведуще многая знамения у гроба твоего происходяща, молим тя, отче наш Иоанне, да твоими молитвами укрепится в нас вера православная, в ней же наше спасение, и тебе мы поем восхваление:
Радуйся, фимиам кадильный Богу принесший,
Радуйся, во иереях ему послуживый.
Радуйся, тайнозрителю Божия благодати,
Радуйся, покровителю сирот и вдов.
Радуйся, ересей искоренителю,
Радуйся, правыя веры насадителю.
Радуйся, яко тобою Господь прославися,
Радуйся, яко тобою Вера Православная утвердися.
Радуйся, Иоанне пресвитере, чудотворче и целителю.

Кондак 13
О преблагий угодниче Божий, святый праведный отче наш Иоанне, приими сие малое моление наше аще недостойне тебе приносимое, но с любовью сыновнею припадающе вопием ти: избави нас от недуга душевнаго и болезни телесныя, да и мы в покаянии плод добр Господеви принесем и с тобою в Царствии Небеснем Ему воззовем: Аллилуиа.

Сей Кондак глаголи трижды.
А по сем чтется Икос 1
и Кондак 1.

Молитва
О преславный угодниче Божий, святый праведный отче наш Иоанне! Ныне припадая к раце с цельбоносными мощами твоими, из глубины души тебе зовем, о святче Божий, не отрини нас, сирых и убогих, во гресех рожденных и плод достойный покаяния не принесших. Тебе, яко имеющему дерзновение пред Господем, со слезами взываем: исцели болезни наша телесныя, укрепи души наша маловерныя. Умоли Господа даровати нам радость покаяния и жития нашего исправление. Испроси у Бога земли нашей плодородие, дожди мирны и воздухи благорастворенны. Церковь нашу твоими молитвами незыблемо огради от ересей и расколов. Обитель сию и храм сей до скончания века сохрани, и по кончине жития нашего во обители Отца Небеснаго нас водвори, да и мы тамо купно с тобою и всеми святыми прославим в Троице Единаго Бога Отца, и Сына, и Духа Святаго.
Аминь.

Фотография протоиерея Иоанна Гашкевича (Кормянского)Православное почитание святых угодников Божьих вытекает из убеждения, что все мы, живые и мертвые, составляем единую Божью семью. Церковь — это великое общество, охватывающее видимый и невидимый мир и построенное на принципе любви, в которой каждый должен заботиться не только о себе, но и о благе и спасении других людей. Святые — это люди, при своей жизни более других проявляющие любовь к ближним.

Семантика слова, обозначающего библейское понятие святости, восходит к значению «отделенный» или в переносном значении — «избранный»: «вы — род избранный, люди взятые в удел» (1Пет. 2;9). В более широком контексте святыми — избранными — назывались люди и предметы, посвященные Богу, отделенные от мира, непорочные.

Святые — это люди, глубоко ощутившие, что никакое добро невозможно совершить без Бога. Это люди, увидевшие замысел Божий о себе и воплотившие его в собственной жизни. Святые искореняли в своих душах все злое даже на уровне мыслей и чувств. В этом их отличие от обыкновенных героических личностей. Герои пытаются изменить мир путем внешней борьбы за справедливость. А святые влияют на мир путем внутреннего его преображения и начинают это преображение с самих себя.

Спаситель определил нравственный долг человека кратко в двух заповедях Закона: о любви к Богу и о любви к ближнему. При этом Христос научил, что подлинное исполнение этих заповедей невозможно без той или иной степени самоотречения и требует подвига.

Подвиги святых различаются между собой. В зависимости от этих подвигов среди сонма святых выделяют равноапостольных; мучеников и страстотерпцев; святителей; преподобных; благоверных; праведных — святых людей разных званий, проявивших любовь христианскую и прославившихся добродетельной жизнью в миру.

Люди, исходя из положений будничной земной жизни, часто могут не увидеть праведника, живущего рядом с ними. Чтобы явить благодать праведника, Господь одаряет своего избранника при жизни или по смерти чудотворениями, которые могут быть явлены после кончины подвижника. Первое из них — нетление тела подвижника, подтвержденное словами Священного Писания: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 2;23).

Мощами называются не подвергшиеся тлению тела умерших святых, прославившихся чудотворениями. Значение и происхождение слова указывает на то, что мощи способны — «мощны» — совершать Божией волей чудеса, чаще всего — чудо исцеления или защиты от опасности. Именно поэтому чудотворения при мощах праведников являются главным условием для начала их почитания.

Так, 30 апреля 1998 г. определением Синода Белорусской Православной Церкви к лику местночтимых святых причислен протоиерей Иоанн Гашкевич (Кормянский). При жизни его отличала духовная любовь и высокий нравственный авторитет. Он стяжал в себе мирный дух Христов, и потянулся к нему простой люд, находя у праведника мир, успокоение своим мятущимся сердцам и чудесные исцеления.

Будущий угодник Божий родился в семье священника в 1837 г. и был крещен в честь апостола любви Иоанна Богослова. Уже с четырех лет будущий праведник помогал своему отцу по храму и молился. В служении своего отца он видел и свое призвание. В 1859 г., по окончании Могилевской духовной семинарии, его направляют законоучителем в деревню Огородня, а 24 февраля 1862 г. совершается хиротония Иоанна Гашкевича во иерея к Свято-Рождество-Богородичной церкви деревни Шерстин Рогачевского уезда. В молитвах и пастырской деятельности проходили годы служения иерея Иоанна Гашкевича.

После 1876 г. отец Иоанн переводится в храм Перенесения мощей святителя Николая деревни Огородня Гомельского района, где Господь в полной мере раскрывает его духовные силы. Храм становится для него местом молитвенного подвига. В новом приходе батюшка прилагал много сил для благоустройства храма и церковных строений. Своей же собственности он никогда не имел. До конца дней жил скромно в старенькой хатке, крытой соломой.

Чтобы насладиться в храме явной благодатью, к благодатному батюшке на богослужения стали приходить люди из ближних деревень. Многим батюшка помогал советом, молитвой и делом, часто повторяя слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва». До самой кончины отец Иоанн неизменно помогал вдовам и сиротам. Вдове, у которой погиб муж в Первую мировую войну и осталось пять сирот, батюшка отдал свою корову. Второй бедной вдове Марье он сказал: «Бог благословит, бери дрова, грей печку деткам, чтобы не замерзли». А в деревне зимой дрова — это жизнь!

Заповедь о любви к Богу и ближнему отец Иоанн исполнил всей своей жизнью. Это отмечали и прихожане храма, в котором он был настоятелем на протяжении 36 лет, и духовное начальство. В 1893 г. он был назначен духовным следователем в Благочинии и избран членом Благочиннического совета. Затем возведен в сан протоиерея, награжден набедренником, скуфьей, камилавкой, золотым наперсным крестом, орденом Святой Анны III степени, орденом святого равноапостольного князя Владимира IV степени. В 1912 г. отец Иоанн выходит за штат по возрасту (75 лет).

За ревностное исполнение пастырских обязанностей, любовь к людям, кротость, смирение, молитвенный подвиг простой сельский многодетный батюшка получил от Духа Святого дары исцелений, чудотворений и прозорливости. Однажды при служении в храме батюшка увидел над престолом большой крест. Своему сыну священнику Иоанну он сказал: «К тебе в храм придет Матерь Божия, после Ее посещения храм опустеет». И это произошло в 30-е гг. ХХ в., через 20 лет после смерти батюшки. Многие помнят, как зашла в храм Женщина, одетая необычно для наших мест, и подошла к Чаше без исповеди. Все стояли как завороженные, некоторые видели возле Женщины юношей в белых одеждах. Священник вспомнил слова отца, забрал из храма антиминс (священный плат, на котором совершается Литургия), а вскоре храм закрыли и отца Иоанна-младшего отправили в ссылку.

Земная жизнь отца Иоанна Гашкевича окончилась осенью 1917 г. В день кончины батюшки был ясный погожий день по его предсказанию. На третий день после кончины при стечении духовенства округи и множества народа протоиерей Иоанн был погребен с правой стороны алтаря у Церкви, где совершалось его служение.

Икона святого праведного Иоанна Кормянского с частицей мощейВ 50-х гг. ХХ в. храм был сожжен, а на его месте и могил были устроены футбольное поле и танцевальная площадка.

Но остались в сердцах жителей Добрушской земли воспоминания и любовь к своему пастырю. Эта живая память о нем подвигла настоятеля Кормянской Свято-Покровской церкви иеромонаха Стефана (Нещерета) (ныне епископа Гомельского и Жлобинского) начать поиски места захоронения батюшки. В 1991 г. чудным образом были обретены нетленные мощи протоиерея Иоанна Гашкевича и благоговейно перенесены в храм Покрова Пресвятой Богородицы деревни Корма Добрушского района Гомельской области. Специально созданная комиссия засвидетельствовала нетление мощей праведного угодника Божия.

В дни первого в истории Русской Православной Церкви визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Беларусь мощи стали источать благоухание. От святых мощей святого праведного Иоанна Кормянского совершается множество чудесных исцелений. Помогает праведный в таких актуальных для нашего времени недугах души, как пьянство, курение и наркомания.

8 августа 2000 г. определением Синода Белорусской Православной Церкви было решено: Учредить при Свято-Покровском приходе женский монастырь в честь святого праведного Иоанна Кормянского и именовать его Свято-Иоанновским Кормянским женским монастырем.

Нам, живущим в стремительном ритме житейской суеты, жизненно необходимы мужество, доброта, терпение и духовная чистота, которым мы можем научиться у праведников, и тогда жизнь наша будет преображена сиянием Святых Божиих.

В Свято-Борисо-Глебской (Коложской) церкви г.Гродно пребывает частица нетленных мощей святого праведного Иоанна Кормянского, молитвами которого, все с верою приходящие к его святым мощам получают благодатную помощь, укрепление в православной вере и исцеление от различных недугов, душевных и телесных.

Память 31 мая и 9 сентября.

Тропарь, глас 4:

Святче Божий, отче наш праведне Иоанне, пресвитере славне стада Христова, свято житие твое совершив, даром прозрения и исцеления Господь тя одари, и ныне нетленным телесем с нами пребывая, моли Христа Бога нашего, да спасет Господь души наша, почитающих, блаженне, святую память твою.

Кондак, глас 6:

От чрева матери дивно прореченный, избранник Божий явился еси, не токмо в житии Богом прославленный, но и по смерти нас не оставивый в дивном явлении руце за род православный ко Христу простирая, молися Владыце всех Царю помиловати нас, чтущих святую память твою.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *