Иоанн многострадальный

Крат­кое жи­тие пре­по­доб­но­го Иоан­на Пе­чер­ско­го, Многострадального

Инок Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря, явив­ший при­мер тяж­кой борь­бы с пло­тью и по­бе­ду над ее во­жде­ле­ни­я­ми. Чтобы по­бо­роть в се­бе плот­скую по­хоть, пре­по­доб­ный по­нес мно­гие по­дви­ги: по­чти трид­цать лет про­был в за­тво­ре, из­ну­ряя те­ло по­стом, бде­ни­я­ми и тяж­ки­ми ве­ри­га­ми. Но брань не про­хо­ди­ла. То­гда свя­той за­ко­пал се­бя по грудь в пе­ще­ре пре­по­доб­но­го Ан­то­ния на всю Че­ты­ре­де­сят­ни­цу.

Диа­вол ста­рал­ся устра­шить по­движ­ни­ка ви­де­ни­ем огром­но­го змея, ды­ша­ще­го ог­нем и го­то­во­го по­жрать свя­то­го. Бла­го­да­ря по­мо­щи Бо­жи­ей и сво­ей твер­дой во­ле пре­по­доб­ный в ночь Свя­той Пас­хи из­ба­вил­ся от му­чив­шей его стра­сти и по­лу­чил от Бо­га дар по­мо­гать и дру­гим в по­доб­ном ис­ку­ше­нии. По­чил о Гос­по­де не ра­нее 1160 г.

Пол­ное жи­тие пре­по­доб­но­го Иоан­на Пе­чер­ско­го, Многострадального

Пре­по­доб­ный Иоанн Мно­го­стра­даль­ный, Пе­чер­ский, под­ви­зал­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ре. По­движ­ник рас­ска­зы­вал, что от са­мой юно­сти мно­го стра­дал, му­чи­мый по­хо­тью пло­ти, и ни­что не мог­ло из­ба­вить от нее – ни го­лод, ни жаж­да, ни тя­же­лые вери­ги. То­гда пре­по­доб­ный по­шел в пе­ще­ру, где по­чи­ва­ли мо­щи пре­по­доб­но­го Ан­то­ния, и усерд­но мо­лил­ся свя­то­му ав­ве. Через сут­ки мно­го­стра­даль­ный Иоанн услы­шал го­лос: «Иоанн! Те­бе на­доб­но за­тво­рить­ся здесь, чтобы, по край­ней ме­ре, неви­де­ни­ем и мол­ча­ни­ем осла­бить брань, и Гос­подь по­мо­жет те­бе мо­лит­ва­ми Сво­их пре­по­доб­ных». С то­го вре­ме­ни свя­той по­се­лил­ся в пе­ще­ре и толь­ко через 30 лет по­бе­дил плот­скую страсть. На­пря­жен­ной и же­сто­кой бы­ла борь­ба, тер­ни­стым пу­тем шел пре­по­доб­ный к по­бе­де. Ино­гда хо­те­лось ему по­ки­нуть за­твор, но по­том он ре­шил­ся на еще боль­ший по­двиг. Свя­той во­ин Хри­стов вы­ко­пал яму и с на­ступ­ле­ни­ем Ве­ли­ко­го по­ста влез в нее и за­сы­пал се­бя зем­лей до плеч. Весь пост он про­вел в та­ком по­ло­же­нии, но жар стра­сти по-преж­не­му не по­ки­дал его мно­го­труд­ную плоть. Враг спа­се­ния на­вел на по­движ­ни­ка страх, же­лая вы­гнать его из пе­ще­ры: страш­ный змей, ды­ша пла­ме­нем, осы­пая ис­кра­ми, пы­тал­ся по­гло­тить свя­то­го. Несколь­ко дней про­дол­жа­лись дей­ствия лу­ка­во­го. В ночь Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва змей за­хва­тил го­ло­ву пре­по­доб­но­го в свою пасть. То­гда свя­той Иоанн воз­звал из глу­би­ны серд­ца: «Гос­по­ди Бо­же мой и Спа­си­те­лю мой! По­че­му оста­вил Ты ме­ня? По­ми­луй ме­ня Ты, Един Че­ло­ве­ко­лю­би­вый; из­бавь ме­ня от сквер­но­го без­за­ко­ния мо­е­го, чтобы не увяз­нуть мне в се­ти непри­яз­нен­но­го; из­бавь ме­ня от уст вра­га мо­е­го: блес­ни мол­нию и про­го­ни его». Вдруг блес­ну­ла мол­ния, и змей ис­чез. Свет Бо­же­ствен­ный оси­ял по­движ­ни­ка, и по­слы­шал­ся Го­лос: «Иоанн! Вот те­бе по­мощь; от­се­ле вни­май се­бе, чтобы не слу­чи­лось те­бе худ­шее, и не по­стра­дал ты в бу­ду­щем ве­ке». Свя­той по­кло­нил­ся и ска­зал: «Гос­по­ди! за­чем Ты остав­лял ме­ня так дол­го му­чить­ся?» – «По си­ле тер­пе­ния тво­е­го, – был от­вет, – на­вел Я на те­бя ис­ку­ше­ние, чтобы ты был вы­жжен как зо­ло­то; креп­ким и силь­ным слу­гам на­зна­ча­ет гос­по­дин тя­же­лую ра­бо­ту, а немощ­ным и сла­бым – лег­кую; ты мо­лись о се­бе по­гре­бен­но­му здесь (пре­по­доб­но­му Мо­и­сею Уг­ри­ну), он мо­жет по­мочь те­бе в этой борь­бе: он вы­ше Иоси­фа (Пре­крас­но­го)». Скон­чал­ся пре­по­доб­ный око­ло 1160 го­да, стя­жав бла­го­дать про­тив блуд­ной стра­сти. Свя­тые мо­щи его по­чи­ва­ют в Ан­то­ни­е­вых пе­ще­рах.

См. так­же: «Жи­тие пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Иоан­на Мно­го­стра­даль­но­го» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА МНОГОСТРАДАЛЬНОГО,

В БЛИЖНИХ ПЕЩЕРАХ ПОЧИВАЮЩЕГО

(память 18/31 июля)

Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22), — сказал апостол Павел. И преподобный Иоанн Многострадальный, возлюбленный ученик Пресвятой Богородицы обители Печерской, российский девственник, поистине много принял скорби ради подвига девства, будучи обручен Небесному Жениху.

Так сам подвижник рассказывал про свою жизнь, незадолго уже до смерти: «От самой юности много я страдал, мучимый похотью плоти. Пришедши
в этот святой монастырь Печерский, стал трудиться по чину святого ангельского иноческого образа, но, сильно разжигаемый похотью, весьма много претерпел ради своего спасения. По два, иногда и по три дня я не ел, часто целую неделю совер­шенно не принимал никакой пищи и жаждой умерщвлял себя. Бывало, целыми ночами не спал. И в таком состоянии я провел около трех лет, но и таким образом не нашел покоя. Тогда я пошел в пещеру, где был положен препо­добный отец наш Антоний (+1073; память 10/23 июля) и пробыл день и ночь в молитве у его гроба; и вот услыхал голос преподобного ко мне: «Иоанне, Иоанне! Подобает тебе здесь затво­риться в пещере, да невидением и молчанием упразднится брань, и Господь помо­жет тебе молитвами преподобных Своих”. Тогда я затворился в этом тесном и скорбном месте и пребываю здесь уже трид­цатое лето и только недавно обрел покой. Все это время боролся со страс­ть­ми и помыслами телесными, удручая тело свое постом и бдением. Обуре­ваемый плотскими страстями и не зная, как изгнать их, я решил, сняв одежду, наложить на тело мое тяжкие брони и с того времени и доныне измождаю себя стужею и тяжестью железа. Однако и этого всего было недостаточно. Тогда я придумал иное: выкопал глубокую яму по самые мне плечи. С нас­туплением Великого поста я шел в нее, засыпал себя песком, оставив свободными только руки и голову. И так, угнетаемый землей, пробыл весь пост, не двигая ни единым суставом. Много творил мне пакостей диавол, желая изгнать меня из ямы. Он поразил страшной болезнью ноги мои, так что они скорчились, кости мои разломило и огонь поразил члены мои, но, не думая и не печалясь об этой болезни, я радовался душою, соблюдая ее чистой от скверны и желал лучше сгореть в огне том, нежели выйти из ямы, поруганный бесом. И вот в то же время я увидел страшного и лютого змея, дышащего пламенем и искрами и хотевшего пожрать меня. И это продолжалось несколько дней. В светоносную же ночь Воскресения Христова вдруг напал на меня тот страшный змей и, вложив голову мою и руки в свою пасть, опалил мне волосы на голове и бороде. Я же, находясь в гортани того змея, возопил из глубины сердца моего: «Господи Боже, Спасе мой! Вскую оставил мя еси, ущедри мя, Владыко, яко Ты еси един Чело­веколюбец, избави мя от погло­щения врага сего: воздвигни силу Твою и прииди во еже спасти мя, блесни молнии Твоя и прожени его, да исчезнет от лица Твоего”. Когда же кончил я молитву, тотчас свет Божественный блеснул, как молния, и лютый змей исчез; и я его не вижу благодатью Божией и доныне. И услышал я тогда голос Божий ко мне: «Иоанне, Иоанне! Вот была тебе помощь — смотри же, будь внимателен к себе, дабы не случилось что-либо худшее в будущем веке”. Я же, поклонившись, сказал: «Госпо­ди, почто мя оставил еси зле мучима быти?” Отвечал мне голос: «По силе терпения твоего Я испытал тебя, дабы, искушенный огнем, явился чистым, как золото. Ибо выше силы Бог не попускает человеку искушений, дабы не был он поруган змием лукавым; но премудрый господин вручает крепким и сильным рабам великие и тяжкие дела, немощным и слабым — легкие. Ты же, чтобы избавиться от брани похоти те­лесной, помолись преподобному Моисею Угрину, да облегчит тебя от страсти блудной, ибо он более Иосифа Прекрасного (Быт. гл. 39) сот­ворил и может помогать страждущим страстью сей”. Я же стал взывать: «Господи! Помилуй меня молитвами преподобного сего”. И вот пришел на меня неизре­ченный свет, который и ныне есть, не требуя свечи ночью и днем. И все, достойно прихо­дящие ко мне, видят воочию мое утешение и насыщаются такого света, осве­тившего меня в ночь Воскресения Господня, ради будущего вечного света». Так окончил преподобный Иоанн рассказ о своем многостра­дальном житии.

Много раз приходил к преподобному Иоанну, затворившемуся в пещере преподоб­ного Антония, некто от братии, боримый наветом диавольским на вож­деление плотское, и просил святого, дабы помолился он ко Господу об ослаб­лении его страсти. Преподобный Иоанн говорил ему: «Брате! Мы сами приг­вождаем ум наш к плотолюбию, поэтому Господь праведным судом Своим попускает на нас и стра­сти, ибо мы никогда не творим плодов достойных покая­ния. Если же пробудешь здесь, во святом монастыре, то будешь подобен мужу, стоящему недалеко от пропа­сти, и уже враг не в силах будет низринуть тебя. Так Господь за терпение твое изведет тебя от рова страстей и от брения нечис­тоты. И сему преподобному Моисею помолись, и он поможет тебе». Затем, помо­лившись вместе с братом и взяв одну из костей от мощей прп. Моисея, блаженный Иоанн дал ее ему, говоря: «Приложи это к своему телу». Тот поступил так и тотчас же ощутил, что разжжение угасло и все страсти блудные в плоти омертвели. Тогда вместе — блаженный и брат — воздали хвалу Богу и угоднику Его Моисею, совершающему и по смерти чудеса.

Провидя свою блаженную кончину, преподобный Иоанн Многострадальный так­же закопал себя в ту яму, в которой однажды подвизался, и там мирно почил около 1160 года, 18 июля. Мощи святого Иоанна стали неоскудевающим источником исцелений от блудной страсти.

Дни памяти: 18 июля, 28 сентября (Печер.(Б))
Преподобный Иоанн Многострадальный, Печерский

Преподобный Иоанн Многострадальный, Печерский, подвизался в Киево-Печерской лавре.

Подвижник рассказывал, что от самой юности много страдал, мучимый похотью плоти, и ничто не могло избавить от нее — ни голод, ни жажда, ни тяжелые вериги. Тогда преподобный пошел в пещеру, где почивали мощи преподобного Антония, и усердно молился святому авве. Через сутки многострадальный Иоанн услышал голос: «Иоанн! Тебе надобно затвориться здесь, чтобы, по крайней мере, невидением и молчанием ослабить брань, и Господь поможет тебе молитвами Своих преподобных». С того времени святой поселился в пещере, и только через 30 лет победил плотскую страсть. Напряженной и жестокой была борьба, тернистым путем шел преподобный к победе. Иногда хотелось ему покинуть затвор, но потом он решился на еще больший подвиг. Святой воин Христов выкопал яму и с наступлением Великого поста влез в нее и засыпал себя землей до плеч. Весь пост он провел в таком положении, но жар страсти по-прежнему не покидал его многотрудную плоть. Враг спасения навел на подвижника страх, желая выгнать его из пещеры: страшный змей, дыша пламенем, осыпая искрами, пытался поглотить святого. Несколько дней продолжались действия лукавого. В ночь Воскресения Христова змей захватил голову преподобного в свою пасть. Тогда святой Иоанн воззвал из глубины сердца: «Господи Боже мой и Спасителю мой! Почему оставил Ты меня? Помилуй меня Ты, Един Человеколюбивый; избавь меня от скверного беззакония моего, чтобы не увязнуть мне в сети неприязненного; избавь меня от уст врага моего: блесни молнию и прогони его». Вдруг блеснула молния, и змей исчез. Свет Божественный осиял подвижника, и послышался Голос: «Иоанн! Вот тебе помощь; отселе внимай себе, чтобы не случилось тебе худшее, и не пострадал ты в будущем веке». Святой поклонился и сказал: «Господи! зачем Ты оставлял меня так долго мучиться?» «По силе терпения твоего, — был ответ, — навел Я на тебя искушение, чтобы ты был выжжен, как золото; крепким и сильным слугам назначает господин тяжелую работу, а немощным и слабым — легкую; ты молись о себе погребенному здесь (преподобному Моисею Угрину), он может помочь тебе в этой борьбе: он выше Иосифа (Прекрасного)». Скончался преподобный около 1160 года, стяжав благодать против блудной страсти. Святые мощи его почивают в Антониевых пещерах.

И. достаточно разнообразна, представлена в разных видах искусства. Одно из ранних сохранившихся изображений — на иконе «Успение Богородицы» в раме с избранными Киево-Печерскими чудотворцами из надгробного иконостаса царевны Софии Алексеевны в московском Новодевичьем мон-ре (кон. XVII в., ГИМ; см.: «Обитель пресветлая и дивно украшенная…»: К 480-летию основания Новодевичьего мон-ря: Путев. М., 2004. С. 55). И. написан в правом нижнем клейме на темном фоне, по пояс в земле, обнаженным, со склоненной головой и сложенными крестообразно руками, рядом горящая свеча.

Иконографическим источником большинства икон являются гравюры Киево-Печерского патерика. В 1-м издании Патерика (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661) помещена ксилография 1656 г. работы мастера Илии, названная «Многотерпеливый Ианъ Дш свою преда в рц Бг», т. е. изображено успение святого. Безбородый И. показан в пещере, закопанным в землю почти по самые плечи, со скрещенными руками; слева на земле свеча, вокруг 3 ангела: один, с пальмовой ветвью в правой руке, подносит ему венец, 2 других держат душу И. в виде младенца. Вверху поясной образ Иисуса Христа в облаках с исходящей из уст надписью: «Вниди в радо Га своего». Внизу 2 клейма с полуфигурой И. (с небольшой бородой) в земле: в левом — изображение крылатого змея, опаляющего голову преподобного, в правом — И. дает монаху кость прп. Моисея Угрина; ниже вирши.

Леонтий Тарасевич, автор гравюр к изданию Патерика 1702 г., немного изменил композицию и дополнил ее новыми деталями. Икона нач. XIX в. (НКПИКЗ), выполненная в академической манере, повторяет гравюру Тарасевича: И. по пояс в земле, с закрытыми глазами и со скрещенными руками. Перед ним лежит раскрытая книга, текст: «Господи, призри на мя и помилуй мя, яко раб Твой есмь», рядом на земле — свеча и череп (мощи прп. Моисея). По сторонам фигуры преподобного 2 парящих ангела: один держит в руках пальмовую ветвь и венок из цветов над головой И., другой возносит к Иисусу Христу душу И. Известна подобная, небольшая по размеру икона кон. XVIII в. из частного собрания, в книге святого надпись: «Многими скорбми подобаетъ намъ вни». На иконе 1821 г., выполненной «города Путивля маляром однодворцем» Илией Понариным (НКПИКЗ), в среднике с асимметричным рокайльным обрамлением — поясное изображение И. в пещере, с 2 ангелами по бокам. В 4 картушах по сторонам помещены фигуры святых, преодолевших искушение блудной страстью. Слева — прп. Варлаам, игум. Печерский, напротив него — прп. Моисей Угрин, под ними — прав. Иосиф Прекрасный и мц. Фомаида. Боковые картуши содержат тексты тропаря и кондака И., в нижнем среднем картуше написана молитва об избавлении от скверны беззакония, по сторонам — 2 клейма с теми же сюжетами, как и на гравюрах.

Арх. Сихаил, сщмч. Сисиний, преподобные Иов Многострадальный, Иоанн Многострадальный, мученики Уар, Иулита, Кириак и прп. Пафнутий Боровский. Икона. XIX в. (Галерея Эдуарда Роттанна, Берлин)
Арх. Сихаил, сщмч. Сисиний, преподобные Иов Многострадальный, Иоанн Многострадальный, мученики Уар, Иулита, Кириак и прп. Пафнутий Боровский. Икона. XIX в. (Галерея Эдуарда Роттанна, Берлин)Прп. Иоанн, Киево-Печерский, Многострадальный. Икона. XVIII в. (частное собрание)
Прп. Иоанн, Киево-Печерский, Многострадальный. Икона. XVIII в. (частное собрание)

Над мощами И. в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры находится образ 40-х гг. XIX в., исполненный в живописной манере лаврскими иконописцами под рук. иером. Иринарха. И. представлен по пояс, обнаженным, с небольшим крестом в левой руке (руки сложены крестообразно), у него небольшая седая борода и короткие волосы, лоб с залысинами, взгляд устремлен в лежащую перед ним книгу, справа череп, слева свеча. Единоличное изображение святого подобного извода, созданное в центральных областях России, имеется также на иконе 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР): изображены горки с пещерой, И. в белой набедренной повязке, в раскрытой книге текст: «Не скорбите оубо семъ Братiе», слева вверху — благословляющий Спаситель в небесном сегменте, справа — летящий ангел. В надписях на иконах И., как правило, именуется Многострадальным; на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР) воспроизведена надпись с гравюры мастера Илии (детали иконографии аналогичны, изображены 2 ангела, к-рые держат душу И. и венец). В XIX в. на Украине и в юж. областях России бытовали иконы в живописной стилистике (Брянский обл. художественный музей): преподобные Антоний и Феодосий с моделью Успенского собора в руках, рядом избранные святые, вверху образ Успения Пресв. Богородицы киевского извода, внизу И. по пояс в земле. В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. под 18 июля предписывается изображать И. т. о.: «Сед, брада доле Николиной, проста, на главе клобук черн, риза преподобническая, испод киноварь разбелен, руки накрест держит у сердца» (БАН. Строг. № 66. Л. 315 об., «левыя страна» 9-й); «подобием стар и сед, брада поуже Афанасия великаго, ризы преподобническия. Сей святый Иоанн ископа яму глубоку, и закопа себя нага по раму свою, и по Божию попущению диавол, в образе страшна и велика змия, явися, главу его во уста вложи и опали его все власы главы его и браду, якоже и до днесь видим есть в киевопечерском монастыре в пещере» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 395); «стар, аки Мина мученик, в руке свиток»; текст на свитке: «Господи Исусе Христе, Спасе мой сладкий, подаждь поминающим мя в нощи или во дни отпущение грехов» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 194 об.; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 121). В руководстве для иконописцев 1910 г., составленном В. Д. Фартусовым, И. «типа русскаго, почти до пояса зарыт в земле, в очень малой пещере; нагой, телом очень худ, волосы на голове и бороде очень малы и коротки, опаленные по попущению Божию диаволом, явившимся в виде страшнаго змия»; предложены варианты надписи на свитке (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 356).

Образ И. обязательно включался в композицию «Собор Киево-Печерских святых». В числе наиболее почитаемых Киево-Печерских чудотворцев И., в монашеской мантии и клобуке, с бородой средней величины, введен в композиции мастера Илии (1660) и Тарасевича (1702) на титульных листах Патериков — в цветке виноградной лозы или в медальоне в левой части заставки, напротив прп. Моисея (экземпляр в РГБ). В изводе «Древо Киево-Печерского монастыря» И. изображен также на киевской гравюре мастера Акима (монограмма «АК») 1643-1676 гг. (ДМКДУ), на иконах 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ) и 1686 г. из ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского мон-ря в Ростове (ГМЗРК) — поясной образ И. в монашеском облачении помещен в одном из цветков «древа» в правой части композиции. Др. ранний пример — на Печерской иконе Божией Матери с Киевскими чудотворцами 1724 г. письма игум. Корнилия (Уланова) из Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ). Согласно надписи, И. представлен «со всеми преподобными отцы, яже обретаются напечатаны в патерике киевопечерском» в левой части иконы, за прп. Антонием Киево-Печерским, в 4-м ряду крайним слева, он без бороды, с залысинами, без одежды.

Кроме того, образ И. был широко распространен в памятниках декоративно-прикладного искусства. Так, в коллекции НКПИКЗ хранится образец церковного шитья кон. XVII — нач. XVIII в.- бархатная шапочка, по форме подобная скуфье, вероятно одна из т. н. шапочек И., к-рые освящались на его мощах, затем их дарили гостям и жертвователям обители. Гравюра из патерика легла в основу композиции на одной из частей шапочки: внизу полуфигура И. с крестообразно сложенными руками, в снопе лучей, восходящих к образу Иисуса Христа в облаках, ангел возносит душу преподобного, справа на облаке вышит ангел с венцом и цветущей ветвью в руках. Подобный образ И. с 2 ангелами выполнен чернью на обороте панагии 2-й пол. XVIII в. (на лицевой стороне — изображение преподобных Антония и Феодосия на эмали), вложенной в Киево-Печерскую лавру настоятелем Богоявленского мон-ря в Костроме (ГИМ). В сер.- 2-й пол. XIX в. получили распространение изготовленные в Ростове эмалевые иконки с полуфигурой И. в пещере, с книгой, с черепом, с лампадой или со свечой (ГИМ, ЦМиАР).

Сцены из Жития прп. Иоанна, Киево-Печерского, Многострадального. Гравюра мон. Илии. 1660 г. (Патерик, или Отечник Киево-Печерский. К., 1661. Л. 195) (РГБ)
Сцены из Жития прп. Иоанна, Киево-Печерского, Многострадального. Гравюра мон. Илии. 1660 г. (Патерик, или Отечник Киево-Печерский. К., 1661. Л. 195) (РГБ)Икона и рака прп. Иоанна, Киево-Печерского, Многострадального, в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры
Икона и рака прп. Иоанна, Киево-Печерского, Многострадального, в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. № 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. № 1505а, 1517; Иркутские иконы: Кат. / ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28; Русская эмаль XVII — нач. XX в. из собр. Музея им. Андрея Рублева. М., 1994. С. 133. Кат. 167, 168; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / . М., 1996п. С. 86; Русские мон-ри: Искусство и традиции / ГРМ. СПб., 1997. С. 169; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453; Т. 2. С. 124-125; Гончарук В. М., Кабанець Є. П. Дереворит сер. XVII ст. «Родословне древо Киево-Печерського монастиря» як джерело з исторiï Печерськой канонизацiï // Могилянськi читання. К., 2000. С. 56-63; Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича // ПКНО, 1999. М., 2000. С. 300-314; он же. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. С. 130-131, 190. Кат. 67. Ил. 110, 111; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого / ГМЗРК. М., 2003. С. 284-285. Кат. 85; Иконы Владимира и Суздаля / ГВСМЗ. М., 2006. С. 474-479. Кат. 107; Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр. / Авт.-сост.: И. В. Тарноградский. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: / Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006; Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 169, 245; Тысяча лет рус. паломничества: Кат. выст. / ГИМ, Паломнический центр МП. М., 2009. С. 222, 226, 229-230, 232. Кат. 627, 642, 655, 658, 661, 667.

Е. В. Лопухина, Я. Э. З.Версия для печати 31 липня 2014 | Святі та подвижники благочестя

Память преподобного Иоанна Многострадального, Печерского, мощи которого почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры, Православная Церковь отмечает 31 июля.

Киево-Печерский патерик предлагает нам об этом святом скудные сведения. Немного больше — читаем в житии, описанном святителем Димитрием Ростовским.

Удивительны как сами его подвиги, так и его отношение к блудной страсти. Читайте 10 поразительных фактов из жизни преподобного отца нашего Иоанна Многострадального.

ФАКТ №1

О плотской брани, которую пришлось вести преподобному Иоанну, он сам рассказал одному из братий

«Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие» (Деян. 14,22), — сказал апостол Павел. Согласно с ним и возлюбленный ученик Иисусов, Иоанн девственник, сказал: «Аз, Иоанн, иже и брат ваш и общник в печали» (Апок. 1,9).

С ним согласен и возлюбленный ученик Пресвятой Богородицы из Печерской обители, наш русский девственник Иоанн, который прозван Многострадальным. Действительно, много скорбей перенес он ради обещания девства, данного Небесному Жениху.

Так он сам рассказывал про свою жизнь, незадолго уже до смерти, по следующему поводу….

К этому преподобному, затворившемуся в одном тесном месте, в пещере преподобного Антония, и проведшему там всю свою жизнь, приходил часто один из братьев, которого обуревал диавол плотским вожделением. Он просил святого помолиться Господу об ослаблении его страсти. Преподобный же Иоанн говорил ему:

— Брат, мужайся, пусть окрепнет твое сердце, терпи во имя Господне и сохрани пути Его, и Он не оставит тебя в руках наших врагов и не даст им уловить тебя.

Отвечал ему обуреваемый страстью:

— Поверь мне, отец, если не дашь мне ослабления, то я не буду знать покоя, но буду ходить с места на место.

Преподобный же Иоанн сказал ему:

— Зачем ты хочешь отдать себя на растерзание врагу? Ты будешь похож на человека, стоящего на краю пропасти; придет к нему враг и внезапно столкнет его вниз, и такое падение будет ужасно, так что потом ему уже не подняться. Если же ты останешься здесь, в святом монастыре, ты будешь похож на человека, стоящего далеко от пропасти, которого как бы враг ни трудился тащить, не может сбросить. Так Господь за твое терпение избавит тебя от пропасти страстей и от бренной нечистоты.

Послушай, брат, я расскажу тебе, что случилось со мной в юности.

И он начал рассказывать всю свою жизнь подробно.

ФАКТ №2

Три года провел в монастыре преподобный Иоанн Многострадальный, борясь с блудной страстью — голодом, жаждой и лишая себя сна

— Когда я пришел, — говорил он, — в этот святой монастырь печерский и стал трудиться по чину святого ангельского образа, я, сильно разжигаемый похотью, весьма много претерпел ради своего спасения!

По два, иногда и по три дня я не ел, часто и целую неделю я совершенно не принимал никакой пищи и жаждою умерщвлял себя. Целыми ночами я не спал.

В таком страдании я провел около трех лет, но и таким образом не нашел я покоя.

ФАКТ №3

В молитве он услышал голос преподобного Антония, который сказал ему затвориться в пещере — и только так он поборет страсть

Тогда я пошел в пещеру, где положен был преподобный отец наш Антоний, и пробыл день и ночь в молитве у его гроба. И вот я услыхал голос преподобного ко мне: «Иоанн, Иоанн, тебе нужно здесь затвориться в пещере, чтоб, не видя ничего и пребывая в молчании, побороть страсть. Господь поможет тебе молитвами Своих преподобных».

Потому я с тех пор затворился здесь в тесном и печальном месте, где живу вот уже тринадцатый год. И не скоро я достиг покоя. Целые года боролся я со страстями и телесными помыслами, ведя жизнь строгую, удручая свое тело сначала только постом и бодрствованием, а потом, не зная, что делать, и не будучи в состоянии побороть плотской страсти, я решил жить нагим. Я повесил на свое тело тяжелые вериги и так с тех пор и поныне изнуряю себя холодом и тяжестью железа.

ФАКТ №4

Однажды преподобный Иоанн Многострадальный закопал себя по плечи в землю на весь Великий пост. Но и от этого страсть не угасала

Однако когда и этого всего бывало недостаточно, я придумал иное: выкопал глубокую яму, по самые плечи мне. Когда настали дни святого Великого поста, я влез в яму и засыпал всего себя землей, так что у меня остались свободными только руки и голова, и так я пробыл под тяжестью земли весь пост, не будучи в состоянии двинуть ни одним суставом.

Но и от этого не прекратилась жгучая плотская страсть моя.

Кроме того, меня пугал враг диавол, желая выгнать меня оттуда, и я ощутил такое его коварство: на дне ямы загорелись ноги мои, жилы в них стянуло, кости трепетали, пламя достигло уже живота и члены мои начали гореть.

Я же не обращал внимания на жестокую боль, но радовался душою, радовался, что душа моя сохранилась чистою от скверны. Я предпочел сгореть в том огне ради Господа, нежели выйти из ямы поруганным от беса.

ФАКТ №5

В ночь на Пасху на преподобного Иоанна напал змей, поглотил, и из его пасти преподобный взмолился к Богу.

И в то же самое время я увидел страшного и лютого змея, который дышал пламенем, обжигал меня искрами и хотел пожрать.

Так он делал несколько дней, желая прогнать меня.

С наступлением Светлой ночи Воскресения Христова напал на меня внезапно тот лютый змей, захватив в пасть мою голову и руки, на голове и на бороде у меня выпали волосы, как ты теперь видишь, и я, находясь в пасти у того змея, вскричал из глубины моего сердца:

«Господи Боже, Спаситель мой, зачем ты оставил меня? Будь щедр ко мне, Владыка, потому что Ты один Человеколюбец! Спаси меня грешного, ибо Ты один — безгрешный! Избавь меня от скверного беззакония моего, чтоб я не погиб в сетях лукавого на веки, спаси меня от этого врага: вот он рычит, как лев, желая меня поглотить. Покажи силу Твою и приди спаси меня! Блесни Своей молнией и прогони его, чтоб он исчез от лица Твоего!»

Когда я окончил молитву, тотчас свет божественный блеснул, как молния, и лютый змей тот исчез, и я его до сих пор не видал, по милости Божией.

ФАКТ №6

Господь поразил змея и Сам говорил с преподобным Иоанном.

Я услышал тогда и голос Господа ко мне:

— Иоанн, Иоанн! Вот тебе была помощь, теперь смотри сам, чтоб больше не пострадать в будущем веке.

Я же, поклонившись, сказал:

— Господи, зачем Ты оставил меня на жестокое мучение?

Отвечал мне голос:

— По мере твоего терпения было это послано тебе, чтоб ты, испытанный огнем, стал чист, как золото. Выше силы не допустит Бог искушения человеку, чтоб не изнемог он и не был поруган лукавым змеем. Но как разумный хозяин поручает крепким и сильным рабам большую и тяжелую работу, а слабосильным и слабым — плохую и легкую, так понимай ты и о борьбе с телесной похотью, из-за которой ты молишься о себе. Но помолись тому мертвецу, который находится близ тебя, чтоб он излечил тебя от блудной страсти: он сделал больше Иосифа и может помогать страдающим от этой страсти.

А я, не зная имени этого мертвеца, стал восклицать:

— Господи, помилуй меня молитвами этого преподобного!

ФАКТ №7

Сам Господь сказал преподобному Иоанну, чтобы он молился преподобному Моисею Угрину об излечении от блудной страсти.

Потом я узнал, что это был Моисей, родом угрин (венгерец). Тогда меня осиял несказанный свет, в котором я и теперь нахожусь, не нуждаясь в свете ни ночью, ни днем; и все достойные, которые приходят ко мне, довольствуются этим светом и видят воочию мое утешение, которое осветило меня в ту ночь Воскресения, давая надежду на будущий свет.

ФАКТ №8

Преподобный Иоанн объяснял другим братиям, за что Бог попускает действовать в нас плотской страсти.

Окончив этот рассказ о многострадальной жизни своей, преподобный отец наш Иоанн обратился к одержимому страстью плотскою и сказал:

— Мы ведь сами, брат, помышляем своим умом о плотском, за это и попускает на нас Бог страдания Своим праведным судом, потому что мы не приносим достойных плодов покаяния. Но, брат, я скажу тебе: помолимся этому преподобному Моисею, и он поможет тебе.

ФАКТ №9

От блудной страсти преподобный Иоанн исцелился, приложившись к частице мощей преподобного Моисея Угрина.

После этого он помолился вместе с одержимым страстью; потом взял одну кость от мощей преподобного Моисея и дал ему, говоря:

— Приложи ее к своему телу.

Сделав это, брат тотчас почувствовал, как угас жар в теле его.

Блудная страсть перестала беспокоить Иоанна и замерла в теле его, с тех пор не было ему более мучений от нее.

Тогда святый и брат, (прежде) одержимый страстью, вместе воздали хвалу Богу за то, что тех, которые прославили Его чистотою в своей жизни, прославляет Он и по смерти чудесами, очищающими людей от греха.

ФАКТ №10

Когда преподобный Иоанн Многострадальный узнал время своей кончины, то опять закопал себя по плечи в землю и так умер

Вскоре после рассказа о своих великих страданиях многострадальный затворник, преподобный отец наш Иоанн 18-го июля предал дух свой в руки Господу (кончина святого Иоанна последовала в 12 веке), чтоб воцариться с Тем же, с Кем вместе пострадал.

Мощи же его святые, подающие неоскудевающее исцеление, как столп защиты от лица вражьего, стоят и теперь непоколебимо там, где он сначала там себя закопал по плечи, когда подвизался, и после, когда узнал время своего преставления.

***

Молитвами многострадального сего затворника, преподобного отца нашего Иоанна (честное тело которого как победившего телесную страсть многим страданием стало столпом в доме Божием), да будем и мы направлены, как светом со столпом, явившимся пред Моисеем, — в ту обетованную небесную землю, текущую молоком и медом, чего удостаиваются кормящиеся грудью младенцы, а также и этот девственник Иоанн, подобно Иоанну — наперстнику Христа, благодатию и славою в Троице славимого Бога, Которому воссылается слава ныне и вечно. Аминь.

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *