Еп. Иоанн (Поммер)
Иоанн (Поммер) (1876 — 1934), архиепископ Рижский и Митавский, священномученик
Память 29 сентября в день кончины, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборах Белорусских и Галицких святых
В миру Иван Андреевич Поммер, родился 6 января 1876 года на хуторе Илзессала Праулиенской волости в семье благочестивого православного крестьянина-латыша. Его родители были простые, набожные и благочестивые христиане, а прадед — одним из первых латышей, принявших православную веру. Постоянно помогая родителям в тяжком крестьянском труде, отрок Иоанн рос крепким, физически выносливым. Вместе с тем он отличался вдумчивостью, тягой к познанию Слова Божия и был мечтательной натурой. Учился он прилежно и вел себя примерно. В августе 1887 года он зачисляется в Рижскую духовную школу, окончив которую, в 1891 году поступает в Рижскую духовную семинарию. Уже тогда Иоанн отличался твердостью в вере. В июне 1897 года он окончил полный курс семинарии с дипломом 1-й степени.
В 1897-1899 годах был учителем в Ляудонской приходской школе, а с 1899 по 1900 — в Либаве (ныне Лиепая).
Затем с 1900 по 1904 года учился в Киевской духовной академии, которую окончил с отличием и степенью кандидата богословия. Здесь, в 1903 году принял монашество по совету праведного Иоанна Кронштадского, 23 сентября 1903 года был рукоположен в сан иеродиакона, а 13 июля 1904 года в сан иеромонаха. Во время учебы в академии руководил пением академического хора.
Содержание
Преподаватель
С 1904 года – преподаватель Священного Писания в Черниговской духовной семинарии. Быстро стал известен как талантливый педагог.
С 1906 года — инспектор Вологодской духовной семинарии. Проявив твёрдый характер, участвовал в успешном наведении порядка в этой семинарии в период революционных волнений, что способствовало его быстрому продвижению по службе.
26 сентября 1907 года был возведен в сан архимандрита архиепископом Вологодским, и вскоре назначен ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Благодаря неустанным заботам и самоотверженному труду архимандрита Иоанна семинария неузнаваемо преобразилась.
Викарный епископ
11 марта 1912 года хиротонисан во епископа Слуцкого, викария Минской епархии. Хиротонию в Александро-Невской лавре возглавили митрополит Московский Владимир (Богоявленский) и митрополит Киевский Флавиан (Городецкий).
В 1912 году совершал епископское служение в Одессе.
4 апреля 1913 года назначен на вновь открытую викарную кафедру Екатеринославской епархии, с титулом епископа Таганрогского и Приазовского. Уже на этой кафедре владыка подвергся лживым обвинениям и заточению. Когда епископа заточили в тюрьму, масса народа крестным ходом подошла к темнице и требовала освобождения своего святителя. Не будучи в состоянии противостоять людям, гонители выпустили владыку Иоанна из темницы и, сопровождаемый верной паствой, с пением молитв архипастырь отправился в собор служить благодарственный молебен.
7 (20) сентября 1917 года назначен епископом Старицким, викарием Тверской епархии.
Пензенский архиерей
С 22 апреля 1918 года — епископ Пензенский и Саранский, позднее был возведен в сан архиепископа.
Здесь ему пришлось вести борьбу с «народной Церковью» организованной в Пензе лишённым сана архиепископом Владимиром (Путятой) — одной из первых неканонических церковных группировок обновленческого типа, которая, при поддержке большевиков, разрушала епархиальную жизнь. Еретичествующие раскольники захватили кафедральный собор Пензы и основные храмы.
К новому месту служения в Пензу архиепископ Иоанн прибыл во вторник на Страстной седмице 1918 года. Верующие встретили его с любовью и окружили знаками самого трогательного внимания, поселив в загородном мужском монастыре во избежание внезапного нападения. Живоцерковники собирались в Великий Четверг захватить Петропавловскую церковь города, но владыка Иоанн вдохновенной проповедью обратил колеблющихся следовать за Христом и истинной Церковью. Уже первые службы привлекли к нему сердца множества верующих.
Большевистская власть с самого начала отнеслась к новому архипастырю крайне враждебно. У владыки произвели тщательный обыск, учинили допрос, но не нашли даже повода для преследований. Раскольнический лжеепископ и поддерживающие его чекисты, видя свое полное поражение, решили убить архиепископа Иоанна. Вечером в четверг Светлой седмицы в мужской монастырь вошли два чекиста, сломали двери и один из нападавших выстрелил в упор в стоящего посреди кельи архиепископа. Но монах спрятавшийся сбоку двери, ударил стрелявшего по руке и пуля попала владыке в ногу, нанеся лишь небольшую рану, в то время как другие иноки ударили в набат. В келью собрались сбежавшиеся на набат рабочие которые хотели на месте совершить самосуд над покушавшимися, и только решительное вмешательство епископа спасло им жизнь.
Большевики не оставили своих намерений расправиться с архипастырем. В мае 1918 года они открыли артиллерийский огонь по Преображенскому монастырю, где пребывал архиепископ, и несколько снарядов попали в кельи, смежные с кельей владыки Иоанна, не причинив ему вреда. В сентябре 1918 года был произведен тщательный обыск в келье и канцелярии архиепископа Иоанна, не давший никаких результатов, а сам владыка был увезен в губчека на очную ставку. В храмах уже было начали служить панихиды по «новопреставленному» архиепископу Иоанну, но в этот раз большевики отпустили его.
В праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи раскольники предприняли попытку захвата Петропавловской церкви, но владыка вдохновил народ на защиту храма. Тогда архиепископа Иоанна арестовал ЧК, он был заключен в темницу и приготовлен к расстрелу. Но народ Божий требовал освобождения архипастыря и в последний срок, около часу ночи в день назначенной казни, ему было объявлено, что он свободен.
За время заточения святого исповедника безбожные власти упразднили все органы епархиального управления, но вскоре владыке удалось добиться восстановления епархиального совета и прочих органов.
28 июля 1919 года архиепископ Иоанн был вызван в военный комиссариат, где его подвергли рекрутскому осмотру и признали годным к военной службе, зачислив в тыловое ополчение. По ходатайству приходов епархии явка в ополчение была на время отсрочена. Посещение приходов епархии было невозможно без особого разрешения гонителей. К Пензе приближалась Белая армия и гонения на Церковь ужесточились, были арестованы виднейшие церковные служители.
В это время по приглашению приходов архиепископ отправился в длительную поездку по епархии. Народ с радостью встречал своего архипастыря. Богослужения проходили с большим духовным подъемом и при стечении огромных масс народа. По возвращении в Пензу, в октябре 1919 года, владыку вновь арестовали, оклеветав в участии в придуманной чекистами контрреволюционной организации.
В то время арестованных подвергали жесточайшим пыткам, некоторые не выдерживали мучений и клеветали не только на себя, но и на других невинных. Так был оклеветан и расстрелян иподиакон владыки. Эта же участь была уготована и святому. Но владыка потребовал пересмотра дела в Москве. Переведенный в московскую тюрьму, он был помещен в одной камере с уголовными преступниками. Один из свидетелей его заключения рассказывал, что однажды ночью в тюремную камеру был доставлен обмороженный в опьянении преступник. Увидев архиепископа, он начал цинично издеваться, но был остановлен сотоварищами, которые сказали ему, что это архиепископ Пензенский. Владыка, полный христианского милосердия к новому обитателю камеры, отогрел его, кормил и ухаживал за ним. Христианское отношение пробудило в падшем человеке добрые чувства, и он стал помощником святого. Вместе они переносили на носилках тифозных больных, ухаживали за лежащими в беспамятстве, с риском для собственной жизни совершая подвиг христианского милосердия.
В Москве делом архиепископа занялся сам председатель секретно-оперативного отдела ВЧК. Гонители собрали всю клевету, когда-либо воздвигавшуюся на владыку, но не смогли доказать вины и в марте 1920 года архиепископ Иоанн был оправдан.
Рижский архиепископ
Так владыка Иоанн уврачевал раскол в Пензенской епархии, и патриарх назначил его архиепископом Рижским и Митавским. Пензенские клирики и миряне не хотели отпускать его, но ввиду неотступности просьб латвийской паствы святитель Тихон дал окончательное согласие на отъезд архиепископа Иоанна в Латвию, удостоив его благодарственной грамоты за самоотверженный и плодотворный труд на различных местах служения в России.
В 1921 году владыка Иоанн вступил в управление епархией и по его ходатайству Латвийская Церковь получила широкую автономию оставаясь в составе Церкви Российской: данное решение было утверждено 21 июня 1921 года патриархом Тихоном, Синодом и Высшим Церковным Советом.
Владыка Иоанн пользовался большим авторитетом среди православных верующих — как латышей и так и русских. В 1923 на Соборе Православной Церкви в Латвии был принят её устав, обеспечивающей всем членам церкви без различия национальностей, предусмотренные канонами права.
В 1926-1931 годах владыка состоял депутатом латвийского Сейма, в котором активно защищал интересы Православной Церкви и нередко вступал в конфликты с представителями левых партий. В 1926 году он добился принятия закона о юридическом положении Православной Церкви в Латвии, в котором говорилось, что она имеет право «свободно и открыто проводить в жизнь» православное вероучение. Церкви и её учреждениям принадлежали права юридических лиц, гарантировались имущественные права церкви, разрешалось создание религиозных школ, учреждение православных обществ и союзов, а решения духовной власти в канонических делах не подлежали обжалованию в светских учреждениях. Во исполнение этого закона уже 1 декабря 1926 была вновь открыта Рижская духовная семинария. Кроме того, владыка решительно выступал в защиту интересов русского населения Латвии. При его участии были приняты законы, регламентирующие открытие русских учебных заведений, основные русские школы и гимназии стали получать пособия из фонда культуры. Увеличилось количество русских учебных заведений, были открыты народные библиотеки, улучшено положение в дошкольном образовании.
Мученичество
Архиепископ Иоанн (Поммер)
Здоровье архиепископа было подорвано непосильными трудами и тяжелыми условиями жизни. Страдая телесными недугами, он был вынужден переехать на архиерейскую дачу у Кишозера. Здесь архиепископ Иоанн был убит в ночь на 12 октября 1934. Архиепископа привязали к снятой с петель двери и подвергли на верстаке страшным пыткам. Все свидетельствовало о том, что ноги святого жгли огнем, в него выстрелили из револьвера и живого предали огню.
Существовали три основные версии причин гибели владыки. Согласно первой, принятой в советское время, он был убит сторонниками латвийского лидера Карлиса Ульманиса за то, что выступал за сохранение канонических связей с Московским Патриархатом, так как после гибели владыки Иоанна Латвийская Церковь перешла под омофор Константинопольского Патриархата. Однако объективные доказательства этой версии отсутствуют — в латвийской политике владыка Иоанн был скорее союзником правительства в борьбе против левых сил.
Вторая версия связана с конфликтами внутри Латвийской Церкви, в том числе с разногласиями между владыкой Иоанном и общественной организацией Русское Студенческое Христианское Движение. В ходе расследования убийства архиепископа некоторые члены этой организации были арестованы, деятельность самого движения на территории Латвии запрещена. Однако и эта версия не нашла подтверждения.
Наиболее распространённая версия связывает убийство архиепископа Иоанна с деятельностью советских агентов. Обращается внимание на тайные связи главы Латвийской Церкви с православными верующими в СССР, от которых он получал информацию о гонениях на религию — это могло вызвать недовольство представителей советской власти. Кроме того, как политический деятель Латвии и депутат Сейма, архиепископ Иоанн был последовательным антикоммунистом и критиком просоветских сил в своей стране. Существует предположение, что вечером 11 октября владыку навестил приехавший в Ригу знаменитый певец Леонид Собинов, и убийцы могли ворваться в дом, когда архиепископ открыл ему дверь. Сам Собинов вскоре скоропостижно скончался в номере гостиницы в Риге, причём советское полпредство запретило делать вскрытие умершего, а причиной смерти объявили разрыв сердца. Тело покойного быстро перевезли из гостиницы в здание полпредства, а затем траурным поездом отправили в Москву. Однако и эта версия основана на предположениях и косвенных доказательствах.
Почитание
В 2001 году был прославлен в лике местночтимых святых Собором Латвийской Православной Церкви. Торжества ознаменовались крестным ходом через весь город; на торжественном богослужении присутствовали президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, представители Сейма, местного самоуправления, католической и лютеранской церквей.
В том же году решением Священного Синода Русской Православной Церкви имя владыки Иоанна включено в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.
В 2003 году состоялось перенесение обретённых нетленными мощей священномученика Иоанна из храма Покрова Пресвятой Богородицы на Покровском кладбище Риги в кафедральный собор Рождества Христова.
Сочинения
- «Воспоминания архиепископа Иоанна (Поммера)»:
- Альманах «Русский мир и Латвия» №14: Из архива св. священномученика архиепископа Рижского и Латвийского Иоанна (Поммера). Письма и другие документы. Том 1. Издание подготовил Сидяков Ю.Л., Рига 2008 г.:
- Альманах «Русский мир и Латвия» №20: Из архива св. священномученика архиепископа Рижского и Латвийского Иоанна (Поммера). Письма и другие документы. Том 2. Издание подготовил Сидяков Ю.Л., Рига 2009 г.:
- Альманах «Русский мир и Латвия» №24: Из архива св. священномученика архиепископа Рижского и Латвийского Иоанна (Поммера). Письма и другие документы. Том 3. Издание подготовил Сидяков Ю.Л., Рига 2011 г.:
- Альманах «Русский мир и Латвия» №37: Из архива священномученика Иоанна (Поммера). Письма и другие документы. Том IV (дополнительный). Сидяков Ю.Л, Рига 2014 г.:
Литература
Использованные материалы
- Биография на сайте Якова Кротова
Священномученик Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский и Латвийский
Янис (Иоанн) Поммер родился 6 (19) января 1876 года на хуторе Илзессала Праулиенской волости в семье православного крестьянина-латыша. Его родители были набожными и благочестивыми христианами. Святое Православие вошло в жизнь семьи Поммеров еще при прадеде, несмотря на сильное сопротивление и жестокое преследование со стороны немецких землевладельцев. Каждый день и каждый период работ в этой семье начинали с молитвы. Вся семья собиралась вместе, отец читал главу из Нового Завета, дети пели и читали молитвы. Времена года считались не по месяцам, а по церковным праздникам. Постоянно помогая родителям в крестьянском труде, отрок Иоанн рос крепким, физически выносливым. Вместе с тем он отличался вдумчивостью, тягой к познанию Слова Божия и был мечтательной натурой. Учился он прилежно и вел себя примерно.
По Промыслу Божию бедному сельскому мальчику предстояла десятилетняя учеба в далекой Риге. В августе 1887 года Иоанн Поммер зачисляется в Рижскую духовную школу, окончив которую, в 1891 году поступает в Рижскую духовную семинарию.
Всё свое свободное время Иоанн проводил в библиотеке. Товарищи уважали его за блестящие способности и готовность помочь, за его богатырскую силу. Когда приходила его очередь читать на богослужении, Иоанн читал проникновенно и молитвенно.
В 1900 году Иоанн Поммер поступает в Киевскую духовную академию. Нет сомнения, что святыни Киева оказали благотворное влияние на благочестивого юношу.
В годы обучения в академии в нем укреплялась решимость всю свою жизнь посвятить служению Церкви Христовой. На стезю иноческой жизни будущего подвижника Латвийской земли благословил великий молитвенник и чудотворец — праведный Иоанн Кронштадтский. В 1903 году, в 27 лет, Иоанн Поммер принимает монашеский постриг, 23 сентября 1903 года он был рукоположен в сан иеродиакона, а 13 июля 1904 года — в сан иеромонаха.
В 1904 году будущий святой оканчивает духовную академию с отличием и присвоением степени кандидата богословия. Учась в духовной академии, иеромонах Иоанн руководил пением академического хора.
Служение Богу в священном сане было для будущего архиерея-мученика постоянным исповедническим подвигом и следованием за Пастыреначальником Христом, сказавшим о Своих пастырях: «…Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир. Поминайте слово, еже Аз рех вам: несть раб болий господина своего. Аще Мене изгнаша, и вас изженут; аще слово Мое соблюдоша, и ваше соблюдут… От сонмищ ижденут вы; но приидет час, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу… В мире скорбни будете; но дерзайте, яко Аз победих мир» (Ин. 15: 19-20; 16: 2-33).
26 сентября 1907 года архиепископ Вологодский возводит иеромонаха Иоанна в сан архимандрита. В следующем году отец Иоанн назначается ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря.
Будучи прекрасным проповедником, архимандрит Иоанн прилагал много сил, чтобы поставить искусство проповеди на самый высокий уровень, лично прослушивал проповеди воспитанников, давал им указания и пояснения.
Архимандрит Иоанн регулярно возглавлял крестные ходы в сельские приходы. В крестных ходах принимало участие великое множество молящихся. Истовые богослужения, молитвенное и внятное чтение, прекрасные проповеди глубоко проникали в души православных людей.
Следуя за Христом, отец Иоанн вмещал в свое сердце нужды угнетенных и обездоленных. Особенно любила его русская и белорусская беднота, получавшая при его содействии работу, защиту и поддержку. В этом проявилась подлинная сущность христианского пастыря, не видящего разницы между «рабом» и «свободным», «эллином» и «иудеем».
11 марта 1912 года в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург) собором епископов во главе с митрополитом Московским Владимиром и митрополитом Киевским Флавианом архимандрит Иоанн был хиротонисан во епископа Слуцкого, викария Минской епархии.
После кончины архиепископа Херсонского Димитрия в 1913 году владыка Иоанн был назначен в Таганрог на вновь открытую Приазовскую кафедру (1913-1917).
Наступило время тяжких испытаний и трагических потрясений Первой мировой войны и лихолетья 1917 года.
Милосердная любовь владыки Иоанна простиралась не только на его паству, но и на страждущих вне ограды Православной Церкви. Действенная помощь епископа беженцам из Галиции не только облегчила их страдания, но и привлекла многих из них к переходу в лоно Православной Церкви.
В результате революционного переворота 1917 года новые вожди начали жесточайшее гонение на Церковь. Враг рода человеческого издревле особое гонение воздвигал на служителей алтаря Господня, надеясь, поразив пастырей, рассеять овец стада Христова.
7 (20) сентября 1917 года Святейший Патриарх Тихон назначил епископа Иоанна на служение в Тверскую епархию, где была нарушена мирная церковная жизнь. Трудами владыки нестроения были преодолены.
Видя в епископе Иоанне доброго и мудрого пастыря, Патриарх возвел его в сан архиепископа и назначил на Пензенскую кафедру. Епархия была в тяжелейшем положении. Местное духовенство, как стадо, не имущее пастыря, растерялось, а часть священников уклонилась в раскол. Раскольники захватили кафедральный собор и основные храмы Пензы.
К новому месту служения архиепископ Иоанн прибыл во вторник на Страстной седмице 1918 года, и уже первые архиерейские службы привлекли к владыке сердца народа Божия.
Состояние Православной Церкви Латвии в то смутное время было печальным. Не признанная государством, она была отдана на разграбление. Паства была в рассеянии. Латвийскому Православию предрекали скорый конец.
За годы Первой мировой войны и революции в Латвии было уничтожено православное духовное образование, отнята Рижская духовная семинария. Рижская кафедра вдовствовала: не было архипастыря. После получения Латвией независимости остро встал вопрос о положении Православной Церкви в стране. Власть имущие не соглашались с положением епархии Русской Православной Церкви.
Прискорбным было состояние храмов в стране. Разграбленные и опустошенные во время оккупации и гражданской войны, они были в запустении. Иконостасы были разгромлены, иконы поруганы, распятия выбрасывались в мусор, был разорен Рижский кафедральный собор. Жесть с куполов храмов снималась для ремонта учреждений. Под угрозой закрытия был Рижский женский монастырь.
В Рижском православном кафедральном соборе Рождества Христова одни хотели устроить пантеон-усыпальницу национальных героев, другие думали снести его с лица земли.
Латвийские священнослужители и миряне с глубокой скорбью переживали вдовство Рижской кафедры и неустроенность положения Православия в государстве.
Благочестивые пастыри и миряне обратились к Святейшему Патриарху Тихону со смиренной просьбой благословить окормлять латвийскую паству архиепископа Иоанна (Поммера), стяжавшего любовь твердостью в вере и исповедническим подвигом.
Владыка Иоанн уврачевал раскол в Пензенской епархии, и Патриарх назначил его Рижским архиепископом и благословил на отъезд в Латвию, но пензенские клирики и миряне не хотели отпускать глубоко любимого владыку. И только ввиду неотступности просьб латвийской паствы Святейший Патриарх Тихон дал окончательное согласие на отъезд архиепископа Иоанна в Латвию, удостоив его благодарственной грамоты за самоотверженный и плодотворный труд на различных местах служения в России.
8 (21) июня 1921 года Святейший Патриарх Тихон дарует права широкой автономии Православной Церкви в Латвии и своим указом назначает архиепископа Пензенского Иоанна (Поммера) архиепископом Рижским и Латвийским.
По воле Божией владыка возвратился в Латвию с богатым духовным и административным опытом, приобретенным на предшествовавших кафедрах. На всех этапах своего служения он руководствовался прежде всего идеей духовного возрождения церковной жизни, служения Богу и людям.
Годы служения Святой Церкви и стояния за веру обогатили святого мудростью и рассудительностью. В величайшем смирении проходя стезей архипастырского служения, владыка Иоанн во всём полагался на Господа, ничего не приписывая лично себе, но во всем сообразовываясь с волей Божией. Со смирением принял святитель латвийскую паству под свой омофор.
В Риге архиепископ был встречен своей новой паствой на вокзале и с крестным ходом проследовал в разгромленный кафедральный собор. Окруженный любовью пасомых, владыка предпринял поездку по приходам, побуждая всех быть твердыми в вере. Вскоре архипастырю пришлось столкнуться с притеснениями властей, но это было ничто в сравнении с пережитым от большевиков в России.
Много сил и трудов потребовало утверждение прав Латвийской Православной Церкви в государстве. Только благодаря неустанным самоотверженным трудам архиепископа Иоанна удалось достичь регистрации Церкви как полноправного юридического лица, и только Сердцеведец Господь знает, сколько страданий пришлось пережить владыке, совершая это важнейшее дело. Для достижения этого архиепископу Иоанну пришлось выдвинуть свою кандидатуру на выборы в сейм — парламент Латвии. Народ поддержал своего архипастыря и неоднократно выбирал его депутатом. Много унижений, оскорблений и даже побоев пришлось перенести владыке за свидетельство об истине, но только таким путем он смог отстоять Церковь. Так был положен конец уничтожению Православия в Латвии.
Владыка Иоанн свято чтил церковные каноны и считал важнейшим для самоуправляемой Латвийской Православной Церкви пребывать в лоне Матери-Церкви — Московского Патриархата.
Вся жизнь и подвижнические труды святителя Иоанна как архиепископа и общественного деятеля были направлены на служение Церкви, родной Латвии и простому народу. Он одинаково заботился как о русских, латышах, так и о людях других национальностей. Для него не было своих и чужих, все были братьями.
Защитник и покровитель обездоленных и беднейших слоев населения, сам владыка жил более чем скромно. Ставшая его жилищем темная и сырая комнатка в подвале кафедрального собора с зарешеченным окошечком под самым потолком, через которое проникали все звуки центрального бульвара, была в крайне запущенном состоянии. Закопченные стены покрывали пятна плесени и сырости. Живя в подвале, архиепископ Иоанн принимал там высоких иностранных гостей. В подвале собора побывали эстонский, финский и английский епископы. Один из иностранных посетителей со слезами на глазах воскликнул: «Поверьте, что в моем отечестве ни один арестант не живет в такой яме, как Вы, глава Латвийской Православной Церкви». Обстановка в келье владыки была очень простой: несколько кресел, стулья, шкафы с книгами, иконы, большой портрет Святейшего Патриарха Тихона. Владыка любовно называл свой подвал «моя пещера» и на проявления сочувствия к своему положению только отшучивался. Многочисленные посетители запомнили его улыбающимся, простым и доступным в общении.
Владыка очень любил детей, и дети любили его. Часто с целой ватагой ребят являлся он в книжный магазин и покупал всем книжки. И радостная толпа детей, часто забыв поблагодарить, рассыпалась по домам, а он с тихой радостью смотрел им вслед.
После Пасхальной заутрени, по древнему обычаю, архиепископ разговлялся с бедными. Здесь он чувствовал себя точно в родной семье. Он никогда не различал людей по социальному происхождению. Для него было всё равно, кто перед ним: министр, генерал, аристократ, крестьянин или рабочий. Во всех видел он Образ Божий. Нередко владыку посещали только что вышедшие из заключения преступники. Владыка помогал им, кающимся, начать новую жизнь. Каждый ощущал радость от общения со святым. Добрый к добрым и кающимся, архиепископ был строг к себе, противостоял упорствующим в заблуждении и врагам Церкви. Охраняя Церковь, он не щадил себя и поэтому пользовался всеобщей любовью ревнителей благочестия как в Латвии, так и далеко за ее пределами.
Однако здоровье его было подорвано непосильными трудами и тяжелыми условиями жизни. Страдая телесными недугами, он был вынужден переехать на архиерейскую дачу у Кишозера — место своей мученической кончины.
Полагаясь на Господа, владыка жил без охраны на даче, находившейся в пустынном месте. Он любил одиночество. Здесь отдыхала душа его от мирской суеты. Свободное время владыка проводил в молитве, трудился в саду, занимался столярным трудом на верстаке, на котором мучители потом предали его страшным истязаниям.
О мученической кончине святого возвестил пожар на архиерейской даче в ночь с четверга на пятницу 12 октября 1934 года.
До сих пор не известно, кто подверг владыку пыткам. Но мучения были жестокими. Архиепископа привязали к снятой с петель двери и подвергли на верстаке страшным пыткам. Всё свидетельствовало о том, что ноги святого жгли огнем, в него выстрелили из револьвера и живого предали огню.
На похоронах архиепископа Иоанна кафедральный собор не мог всех вместить. Множество народа стояло вдоль улиц, по которым должны были пронести останки священномученика. Память о святом хранилась в сердцах православных, и ничто, даже страх преследований, не могло изгладить ее.
Часовня на Покровском кладбище в Риге, где под спудом покоились мощи архипастыря-мученика, стала местом паломничества многих православных, верно чтущих его память.
Известны факты исцеления и помощи Божией людям по молитвам святого предстателя земли Латвийской.
В 2001 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви архиепископ Иоанн был прославлен к общецерковному почитанию в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Служба новосвященномученику Иоанну, архиепископу Рижскому
На велицей вечерни
На Господи воззвах: стихиры, глас 4.
Подобен: Яко добля:
Яко чистый благодати источник, / Бога Слова река боготечная, / струи источил еси боговедения, / имиже и до ныне напаяемся: / лучами же поучений твоих / священно озаряемся, / верою зовуще ти: / буди нам до конца предстатель, / Иоанне священномучениче.
Яко Богом явленное светило, / в граде Рижстем светло возженное, / и Латвийстим людем / духоносне возсиял еси, / сердца верных на путь истины направляя, / Православно славити научая / Пребожественную Троицу, / Юже до конца возлюбил еси, / Иоанне богомудре.
Яко присноцветный луг, / добродетелей лучами преиспещренный, / благоуханием небесным / чувства наши услаждаеши, / яко хлеб сладкий на огни испекаемь, / души наша питаеши, / чтущих тя любовию / несказанною радостию веселиши, / Иоанне богоносне.
Яко доблий воин Христов, / страстей терния в юности попалил еси, / чистотою жития украсился еси: / темже и пастырь добрый / в земли Латвийстей явися, / сего ради и мученический венец / огнем скончаваемь приял еси, / да покажеши верным путь спасения, / Иоанне богославне.
Слава, глас 5:
Свеща возжженная от Бога, / и Латвийское пресветлое светило, / вселенную всю озарившее, / явился еси, отче достославне Иоанне, / учений твоих зарями / просвещаяй верою чтущих тя: / темже и зовем ти: / радуйся, всесожжение богоприятное, / иерарше премудрейший, / новомучеников пресветлое украшение, / и молитвенниче теплый о душах наших.
И ныне, Богородичен: В Чермнем мори:
Вход, прокимен, и чтения 3.
Пророчества Исаиина чтение (глава 43):
Тако глаголет Господь: вси языцы собрашася вкупе, и соберутся князи от них. Кто возвестит сия в них или яже от начала, кто слышана сотворит вам; да приведут свидетели своя, и оправдятся и да услышат, и да рекут истину. Будите Ми свидетели, и Аз свидетель, глаголет Господь Бог, и Отрок егоже избрах, да познаете и веруете Ми, и разумеете, яко Аз есмь: прежде Мене не бысть ин Бог, и по Мне не будет. Аз есмь Бог, и несть разве Мене спасаяй. Аз возвестих, и спасох, уничижих, и не бе в вас чуждий. Вы Мне свидетели, и Аз Господь Бог, и еще от начала Аз есмь: и несть от рук Моих избавляяй. Сотворю и кто отвратит то; сице глаголет Господь Бог, избавляяй вас Святый Израилев.
Премудрости Соломони чтение (глава 3):
Праведных души в руце Божией, и не прикоснется их мука. Непщевани быша во очесех безумных умрети, и вменися озлобление исход их. И еже от нас шествие сокрушение, они же суть в мире. Ибо пред лицем человеческим аще и муку приимут, упование их безсмертия исполнено. И вмале наказани бывше, великими благодетельствовани будут, яко Бог искуси я, и обрете их достойны Себе. Яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенно прият я. И во время посещения их возсияют: и яко искры по стеблию потекут: судят языком, и обладают людьми, и воцарится Господь в них во веки. Надеющиися Нань разумеют истину, и вернии в любви пребудут Ему: Яко благодать и милость в преподобных Его, и посещение во избранных Его.
Премудрости Соломони чтение (глава 3):
Правeдницы во веки живут, и в Господе мзда их, и попечение их у Вышняго: сего ради приимут царствие благолепия, и венец доброты от руки Господни, яко десницею покрыет я, и мыщцею защитит их. Приимет всеоружие рвение свое, и вооружит тварь в месть врагом. Облечется в броня правды, и возложит шлем, суд нелицемерен. Приимет щит непобедимый преподобие, поострит же напрасный гнев во оружие, споборет же с ним мир на безумныя. Пойдут праволучныя стрелы молниины, и яко от благокругла лука облаков на намерение полетят. И от каменометныя ярости исполнь падут грады, вознегодует на них вода морская: реки же потопят я нагло. Сопротив станет им дух силы, и яко вихор развеет их, и опустошит всю землю беззаконие, и злодейство превратит престолы сильных. Слышите убо, царие, и разумейте: и навыкните, судии концев земли. Внушите держащии множества, и гордящиися о народех языков: яко дана есть от Господа держава вам, и сила от Вышняго.
На литии стихира, глас 6:
Огнем воспаляемь Господни любве, огня презрел еси, / и яко Божественное углие возжигаемь, / честный священномучениче Иоанне, / попалил еси хврастное лести шатание: / нечестивых же уста заградил еси, / и кровей проливаяй потоки терпеливно, / Церковь напоил еси верно просвещаему.
Слава, глас 4.
Подобен: Яко добля:
И огню смесився, и мукам, святе, / непреклонен мудрствованием пребыл еси, / и яко свеща вжегшеся благодатию Духа, / просветил еси верных сердца благодатию. / Тем всяк возраст и род празднует святую память твою, / песнословяще Господа.
И ныне, Богородичен: Призри на моления:
На стиховне стихиры, глас 4.
Подобен: Дал еси знамение:
В подвизе мнозе быв, / отче священномучениче Иоанне, / егда мучители безбожнии на тя вооружишася / и предаша тя горьким мукам, / ты же разжегся любовию Христовою, / терпеливно вражия козни победил еси, / и венцем страдания увязлся еси, / вечно со Христом царствуеши.
Стих: Разжегл ны еси, / якоже разжизается сребро.
Богомудрым смыслом / Евангельскаго проповедания сеяв словеса, / Иоанне блаженне, / возрастил еси плоды в земли Латвийстей, / пребывати в плодоприношении добродетелей / и содержати крепко / Православную веру истинную, / за нюже и пострадал еси, / возрасти и в нас плоды в любовь Божию.
Стих: Проидохом сквозе огнь и воду / и извел ны еси в покой.
Неизреченное Божие смотрение / бысть в тебе, иерарше всечестный, / яко бо сосуд взезлатый, / благодати Божественныя, / от него же всем подаваяй обильно, / милосердовал еси многия, / священномучениче Христов, отче Иоанне, / и ныне, Престолу Господню предстоя, / моли о всех, память твою совершающих.
Слава, глас 1.
Подобен: О дивнаго чудесе:
О дивное чудо! / источник благодати на огни испекается, / и лествица на Небо дверь бывает, / на нейже, Христу подобяся, распят бысть. / Веселися, Иоанне святителю, / мучеников украшение, / сосуде честный Святаго Духа. / Царствию наследниче, / не премолчи, вопия за ны ко Господу.
И ныне, Богородичен: Cе исполнися Исаиино проречение:
Тропарь, глас 4:
Божественную благодать восприим и безбожную лесть низложив, / земли Латвийския пастырь добрый явился еси, / священномучениче Иоанне, / Божественною же любовию ум распалив, на огненную смерть доблественно дерзнул еси. / Темже тезоименитно просящим тя даеши благодатныя дары. / Сего ради вопием ти: / моли Христа Бога прегрешений оставление даровати / празднующим любовию святую память твою.
На Утрени
По 1-м стихословии седален, глас 1:
Огнедохновенно показался еси благовоние, страданием обоневаеши наша сердца, мучеников украшение и святителей удобрение. Темже, днесь всесвятую твою память празднующе, Иоанне, освящаемся вси любовию, чтущии тя.
Слава и ныне, Богородичен:
Матерь Тя Божию вси свемы вси Деву воистинну, и по рождестве явльшуюся, иже любовию прибегабщии к Твоей благости: Тебе бо имамы грешнии предстательство, Тебе стяжахом в напастех спасение, Пресвятая Мати Дево.
По 2-м стихословии, седален, глас 3:
Точа веры исповедание, прелесть угасил еси злославия, обличив безбожник нечестие, и всесожжение божественное быв, благодатьми орошаеши концы: священномучениче Иоанне, Христа Бога моли, даровати нам велию милость.
Слава и ныне, Богородичен:
Красоте девства Твоего, и пресветлей чистоте Твоей, Гавриил удивився, вопияше Ти, Богородице: кую Ти похвалу принесую достойную? Что же возыменую Тя? Недоумеваю и ужасаюся. Темже яко повелен бых, вопию Ти: Радуйся, Обрадованная.
Величание: Величаем тя, священномучениче Христов Иоанне, и чтем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.
Псалом избранный: Бог нам прибежище и сила, Помощник в скорбех, обретших ны зело.
По полиелеи седален, глас 1:
Пройде сквозе огнь мучения и воду слез, изведе тя Господь в покой святых, священномучениче преславне Иоанне, ходатаю воззвания к Богу разумеющим и лобызающим подвиг твой. Слава Предуведевшему произволение твое, слава Предуставившему тя к славе Небесней, слава Подающему нам тобою велию милость.
Слава и ныне, Богородичен:
Под кров Твой прибегаем, Пречистая Дево: мольбу убо принеси о нас к Человеколюбцу Богу, спастися рабом Твоим.
Степенна, 1-й антифон 4-го гласа.
Прокимен, глас 4: Честна пред Господем / смерть преподобных Его.
Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?
Всякое дыхание: Евангелие от Луки, зачало 67.
По 50-м псалме стихира, глас 6:
Благочестия истиннаго проповедник, / сожженный во пламени огненнем, / водрузися на тверди церковней, / яко звезда светосиятельная, / и освещаеши темную нощь неверия, / и озаряеши сердца верных учении божественными, / священномучениче Иоанне, молитвенниче о душах наших.
Канон, глас 2.
Песнь 1
Ирмос: Грядите, людие:
Запев: Священномучениче Иоанне, моли Бога о нас.
Во обителех райских достойно наслаждаяся и всем новомучеником Российским сликовствуяй, благодать ми даровати моли, воспевающу тя, блаженне Иоанне.
Был еси, блаженне, отрасль корене благочестива, прадед бо твой прелести люторския отвержеся, и веру истинную восприяв, исповедник святаго Православия явися.
Пасл еси первее стадо отца своего, пастырь же истинный стада овец Христовых последи явися, пасый души твоея в мудрости помышления, души же заблуждающия обращая и к Богу приводя, славне.
Богородичен: Бога из Тебе воплощенна, ведуще, без хотения плотскаго, суща прежде твари и прежде всех век, воистинну Богородицу Тя исповедуем.
Песнь 3
Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи:
Палат украшенных отметаяся, имел еси житие твое в подклете церковнем, восхотел бо еси приметатися в дому Господнем паче, неже жити в селениих грешничих.
Иисуса Бога во плоти явльшагося и в доме Иосифа древодела труждавшагося, поминая, и сам, отче Иоанне, труды велии понесл еси, глаголя, яко труд лучшее средство есть от зла удаления.
Яко пси лаяху на тя нечестивии, не терпяще обличений твоих, и скорби мнози тебе деяху, послежде огнем тя сожгоша, ты же огня мучений не устрашився, ныне огнь напастей к тебе притекающим, угашаеши, Иоанне.
Богородичен: Неискусобрачно Слово Божие, о Богородице, породила еси из Тебе воплощенна, Егоже священномученик Иоанн, Бога, мужески исповедав, яко воин Сего и венечник явися.
Седален, глас 1:
Укоризны и оклеветания от безбожник прием и огненное мучение претерпев, чашу страданий испил еси, за правду и верность Церкви Христовой подвизався, на двери распят и огнем опаляемь, священномученик явился еси. Сего ради зовем: спасай нас, святителю Иоанне, молитвами твоими.
Слава, и ныне, Богородичен:
Пречистыя руки Твои, Дево Мати простерши, покрый уповающия на Тя, и Сыну Твоему зовущия: всем подаждь, Христе, милости Твоя.
Песнь 4
Ирмос: Услышах, Господи:
Не поколеба столпа сердца твоего безбожных противление, страстотерпче, темже разжегся ревностию веры, явился еси огня сильнейши.
Храмы мнози, еретики разореннии, паки воздвигл еси, Иоанне, сам же Духа Святаго явился еси храм одушевлен.
Не нам, не нам, но имене Твоему слава, сице глаголал еси, Иоанне, вся дни живота твоего, ни огнь бо, ни раны, ниже смерть любве Христовы отлучиша тебе.
Богородичен: Просвети, Чистая, омраченную душу мою светом Твоим, Яже Свет Рождшая присносущный.
Песнь 5
Ирмос: Света подателю:
Грады Чернигов и Вологда учение твое слышаху, Минск же, Тамбов, и Пенза имеяху тя пастыря, Рига же мощи твоя святыя прият, Иоанне, тамо бо тело огню на снедь предав, вся концы просветил еси.
Трезвения и воздержания поборник быв, монах истинный явился еси, яко пастырь же добрый, мужественный защитник Церкве от безбожник показася, Иоанне святителю.
Душевныя крепости твоея не преможе сила вражия, святителю Христов Иоанне, клеветы бо диавольския, девицею некою на тя возводимыя, в ничтоже вменил еси, тя бо праведна и непорочна показа Господь.
Богородичен: Ветхий деньми, якоже на руно дождь, Пречистая, в Твое чрево сниде освященное, и нов явися Адам, Человеколюбец.
Песнь 6
Ирмос: В бездне греховней валяяся:
Злобу слуг сатанинских, сожженную совесть имущих, обличи, святителю Иоанне, сими сожигаемь, всесожжение же совершенно и чиста жертва Спасу всех принеслся еси.
Тя славят святители со иереи, и весь собор благочестивых, в животе бо твоем явися пастырь Церкве Латвийския, во Христе вся собирая верныя.
Евангельскою простотою и святостию крепко оградився, Иоанне, и на нечестие ополчився, крепость ересей низверг, твердый проповедник явися.
Богородичен: Грех мира вземлющаго, Чистаго Агнца заченши, Всенепорочная, согрешений прощение моли даровати рабом Твоим.
Кондак, глас 2:
Богодухновеннаго исповедника Иоанна, / претерпевшаго муки лютыя, / и жива сожженнаго, приял еси Господи, / яко жертву непорочну, / Един Сый прославляяй святыя Своя.
Икос:
Озари омрачение ума моего Христе, яко да дерзновенно отверзу уста воспети труды и страдания священномученика Твоего Иоанна, егоже подвигом и терпению удивишася видимая же с невидимыми, защищаше бo обидимых от руки обидящих, не бояся лица сильных, и искореняше нечестие, обличаше безбожие и утвержаше Православие, и претерпев узы, гонения, оклеветания, лишения, и смерть во пламени огненнем, и прославил еси его по всей земли, Един Сый прославляяй святыя Своя.
Песнь 7
Ирмос: Образу златому:
Огнем, богоблаженне, болезней твоих запаление безбожное угасил еси, кровными же потоки погрузил еси враги безплотныя, Иоанне, вопия: благословен еси, Боже отец наших.
Яко фимиам благовонен, принеслся еси, мудре, Подвигоположнику твоему, Божественною благодатию злосмрадную лесть низлагая. Тем поеши радостно: благословен еси, Боже отец наших.
Юныя три отроки изобразуя, Иоанне блаженне, якоже посреде пещи, среди пламене разженнаго взывал еси: благословен еси, Боже отец наших.
Богородичен: Ты едина Богу Мати явилася еси, Неискусобрачная Девомати Всечистая, темже благочестно Тебе, Всенепорочная, взывающе, поем: благословенная, Яже Бога плотию рождшая.
Песнь 8
Ирмос: В пещь огненную:
Пастырский жезл прием, святителю, людем учитель был еси, преславне Иоанне, и многия к вере Православней привел еси, да вси с тобою зовут: пойте дела Господа, и превозносите во вся веки.
Помыслом доблим на всеядца огня дерзнул еси, якоже отроцы еврейстии, святителю, с теми взывая: пойте дела Господа, и превозносите во вся веки.
Твердым умом был еси нестерпимаго пламене крепчайши, яко в чуждем телеси сожигаемь, блаженне, верою поя Господа и превознося Его во веки.
Богородичен: Световиден столп огнен и облак светел преводящ к Небесному наследию, Богородице Чистая, буди ми, Дево Всенепорочная, в пустыни жития заблужденному.
Песнь 9
Ирмос: От Бога Бога Слова:
Срам безбожия и нечестия гнетет ныне чад Новаго Израиля, Руси святыя, обаче Господь во веки Тойже есть, и се благодатная нива уготовляется, иже произрастит избавление Божие, сице глаголал еси, Иоанне, чад твоих на подвиг укрепляя.
Днесь Рига град, хранителя тя изрядна стяжавши, празднует, божественное совершающе твое страдание, со всеми грады и весьми, ихже соблюди твоими молитвами.
Яко же солнце, блаженне, от запада возсиял еси, Иоанне, поборник единения во Христе людей Божиих быв, Церковь всю просвещая твоими блистаньми, досточудне, и согревая веры и страданий пламенем, тем тя вси ублажаем.
Богородичен: Явльшися Дево дверь Божественнаго Света, души моея мглу Твоими невещественными блистаньми озари, и от вечнаго огня избавитися ми со священномучеником Иоанном молися, да верою и любовию Тя песньми величаем.
Светилен:
Искусився, якоже злато, огнем и муками, благодать Небесную приял еси от Бога Вышняго, Иоанне священномучениче, о нас ныне молися.
Слава и ныне, Богородичен:
Державным Твоим покровом, от врагов навета нас, Чистая, Твоя рабы сохрани вся невредимы, Тя бо стяжахом, Едину прибежище в нуждах.
На хвалитех стихиры, глас 8:
Подобен: О преславнаго чудесе:
О преславнаго чудесе! / Латвийския земли славный цвет / днесь в Церкви Торжествующей благоухает / и веселит поющия: / радуйся, пречудный святителю! / радуйся, божественный наш заступниче! / приими, отче, от уст недостойных / прославление и песнословия, / яко Богом прославленный.
О преславнаго чудесе! / град Рига радуется днесь: / се новый угодник Божий является / и от верных сице прославляется: / радуйся, земнородный ангеле! / радуйся, теплый наш молитвенниче! / приими от нас прославление, / и мир душам нашим даруй, / яко Богу мира угодивый.
О преславнаго чудесе! / днесь Иоанн на земли огнем сожигается / и на Небеси со славою венчается, / приемля от верных сия прославления: / радуйся, небесным радование! / радуйся, земных хваление! / испроси и нам в покаянии житие скончати, / и с тобою наследие на Небеси имети, / яко Отцу щедрот любезный.
Слава, глас 1
Подобен: Небесных чинов:
Послужив Слову непорочно, святителю, / огнем вещественным благовонна жертва Господеви принеслся еси, / и радости Небесныя сподобился еси, / о нас моля всегда, / чтущих тя, Иоанне.
И ныне, Богородичен:
Владычице, приими молитвы раб Твоих и избави нас от всякия нужды и печали.
Славословие великое.
На Литургии
Блаженны от канона, песнь 3-я и 6-я.
Прокимен, глас 4: Разжегл ны еси, / якоже разжизается сребро.
Стих: Проидохом сквозе огнь и воду / и извел ны еси в покой.
Апостол ко Евреом, зачало 334.
Аллилуиа, глас 2: Священницы Твои облекутся в правду и преподобнии Твои возрадуются.
Стих: Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою.
Евангелие от Луки, зачало 67.
Причастен: В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится.