Иоанн рижский

Еп. Иоанн (Поммер)

Иоанн (Поммер) (1876 — 1934), архиепископ Рижский и Митавский, священномученик

Память 29 сентября в день кончины, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборах Белорусских и Галицких святых

В миру Иван Андреевич Поммер, родился 6 января 1876 года на хуторе Илзессала Праулиенской волости в семье благочестивого православного крестьянина-латыша. Его родители были простые, набожные и благочестивые христиане, а прадед — одним из первых латышей, принявших православную веру. Постоянно помогая родителям в тяжком крестьянском труде, отрок Иоанн рос крепким, физически выносливым. Вместе с тем он отличался вдумчивостью, тягой к познанию Слова Божия и был мечтательной натурой. Учился он прилежно и вел себя примерно. В августе 1887 года он зачисляется в Рижскую духовную школу, окончив которую, в 1891 году поступает в Рижскую духовную семинарию. Уже тогда Иоанн отличался твердостью в вере. В июне 1897 года он окончил полный курс семинарии с дипломом 1-й степени.

В 1897-1899 годах был учителем в Ляудонской приходской школе, а с 1899 по 1900 — в Либаве (ныне Лиепая).

Затем с 1900 по 1904 года учился в Киевской духовной академии, которую окончил с отличием и степенью кандидата богословия. Здесь, в 1903 году принял монашество по совету праведного Иоанна Кронштадского, 23 сентября 1903 года был рукоположен в сан иеродиакона, а 13 июля 1904 года в сан иеромонаха. Во время учебы в академии руководил пением академического хора.

Преподаватель

С 1904 года – преподаватель Священного Писания в Черниговской духовной семинарии. Быстро стал известен как талантливый педагог.

С 1906 года — инспектор Вологодской духовной семинарии. Проявив твёрдый характер, участвовал в успешном наведении порядка в этой семинарии в период революционных волнений, что способствовало его быстрому продвижению по службе.

26 сентября 1907 года был возведен в сан архимандрита архиепископом Вологодским, и вскоре назначен ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Благодаря неустанным заботам и самоотверженному труду архимандрита Иоанна семинария неузнаваемо преобразилась.

Викарный епископ

11 марта 1912 года хиротонисан во епископа Слуцкого, викария Минской епархии. Хиротонию в Александро-Невской лавре возглавили митрополит Московский Владимир (Богоявленский) и митрополит Киевский Флавиан (Городецкий).

В 1912 году совершал епископское служение в Одессе.

4 апреля 1913 года назначен на вновь открытую викарную кафедру Екатеринославской епархии, с титулом епископа Таганрогского и Приазовского. Уже на этой кафедре владыка подвергся лживым обвинениям и заточению. Когда епископа заточили в тюрьму, масса народа крестным ходом подошла к темнице и требовала освобождения своего святителя. Не будучи в состоянии противостоять людям, гонители выпустили владыку Иоанна из темницы и, сопровождаемый верной паствой, с пением молитв архипастырь отправился в собор служить благодарственный молебен.

7 (20) сентября 1917 года назначен епископом Старицким, викарием Тверской епархии.

Пензенский архиерей

С 22 апреля 1918 года — епископ Пензенский и Саранский, позднее был возведен в сан архиепископа.

Здесь ему пришлось вести борьбу с «народной Церковью» организованной в Пензе лишённым сана архиепископом Владимиром (Путятой) — одной из первых неканонических церковных группировок обновленческого типа, которая, при поддержке большевиков, разрушала епархиальную жизнь. Еретичествующие раскольники захватили кафедральный собор Пензы и основные храмы.

К новому месту служения в Пензу архиепископ Иоанн прибыл во вторник на Страстной седмице 1918 года. Верующие встретили его с любовью и окружили знаками самого трогательного внимания, поселив в загородном мужском монастыре во избежание внезапного нападения. Живоцерковники собирались в Великий Четверг захватить Петропавловскую церковь города, но владыка Иоанн вдохновенной проповедью обратил колеблющихся следовать за Христом и истинной Церковью. Уже первые службы привлекли к нему сердца множества верующих.

Большевистская власть с самого начала отнеслась к новому архипастырю крайне враждебно. У владыки произвели тщательный обыск, учинили допрос, но не нашли даже повода для преследований. Раскольнический лжеепископ и поддерживающие его чекисты, видя свое полное поражение, решили убить архиепископа Иоанна. Вечером в четверг Светлой седмицы в мужской монастырь вошли два чекиста, сломали двери и один из нападавших выстрелил в упор в стоящего посреди кельи архиепископа. Но монах спрятавшийся сбоку двери, ударил стрелявшего по руке и пуля попала владыке в ногу, нанеся лишь небольшую рану, в то время как другие иноки ударили в набат. В келью собрались сбежавшиеся на набат рабочие которые хотели на месте совершить самосуд над покушавшимися, и только решительное вмешательство епископа спасло им жизнь.

Большевики не оставили своих намерений расправиться с архипастырем. В мае 1918 года они открыли артиллерийский огонь по Преображенскому монастырю, где пребывал архиепископ, и несколько снарядов попали в кельи, смежные с кельей владыки Иоанна, не причинив ему вреда. В сентябре 1918 года был произведен тщательный обыск в келье и канцелярии архиепископа Иоанна, не давший никаких результатов, а сам владыка был увезен в губчека на очную ставку. В храмах уже было начали служить панихиды по «новопреставленному» архиепископу Иоанну, но в этот раз большевики отпустили его.

В праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи раскольники предприняли попытку захвата Петропавловской церкви, но владыка вдохновил народ на защиту храма. Тогда архиепископа Иоанна арестовал ЧК, он был заключен в темницу и приготовлен к расстрелу. Но народ Божий требовал освобождения архипастыря и в последний срок, около часу ночи в день назначенной казни, ему было объявлено, что он свободен.

За время заточения святого исповедника безбожные власти упразднили все органы епархиального управления, но вскоре владыке удалось добиться восстановления епархиального совета и прочих органов.

28 июля 1919 года архиепископ Иоанн был вызван в военный комиссариат, где его подвергли рекрутскому осмотру и признали годным к военной службе, зачислив в тыловое ополчение. По ходатайству приходов епархии явка в ополчение была на время отсрочена. Посещение приходов епархии было невозможно без особого разрешения гонителей. К Пензе приближалась Белая армия и гонения на Церковь ужесточились, были арестованы виднейшие церковные служители.

В это время по приглашению приходов архиепископ отправился в длительную поездку по епархии. Народ с радостью встречал своего архипастыря. Богослужения проходили с большим духовным подъемом и при стечении огромных масс народа. По возвращении в Пензу, в октябре 1919 года, владыку вновь арестовали, оклеветав в участии в придуманной чекистами контрреволюционной организации.

В то время арестованных подвергали жесточайшим пыткам, некоторые не выдерживали мучений и клеветали не только на себя, но и на других невинных. Так был оклеветан и расстрелян иподиакон владыки. Эта же участь была уготована и святому. Но владыка потребовал пересмотра дела в Москве. Переведенный в московскую тюрьму, он был помещен в одной камере с уголовными преступниками. Один из свидетелей его заключения рассказывал, что однажды ночью в тюремную камеру был доставлен обмороженный в опьянении преступник. Увидев архиепископа, он начал цинично издеваться, но был остановлен сотоварищами, которые сказали ему, что это архиепископ Пензенский. Владыка, полный христианского милосердия к новому обитателю камеры, отогрел его, кормил и ухаживал за ним. Христианское отношение пробудило в падшем человеке добрые чувства, и он стал помощником святого. Вместе они переносили на носилках тифозных больных, ухаживали за лежащими в беспамятстве, с риском для собственной жизни совершая подвиг христианского милосердия.

В Москве делом архиепископа занялся сам председатель секретно-оперативного отдела ВЧК. Гонители собрали всю клевету, когда-либо воздвигавшуюся на владыку, но не смогли доказать вины и в марте 1920 года архиепископ Иоанн был оправдан.

Рижский архиепископ

Так владыка Иоанн уврачевал раскол в Пензенской епархии, и патриарх назначил его архиепископом Рижским и Митавским. Пензенские клирики и миряне не хотели отпускать его, но ввиду неотступности просьб латвийской паствы святитель Тихон дал окончательное согласие на отъезд архиепископа Иоанна в Латвию, удостоив его благодарственной грамоты за самоотверженный и плодотворный труд на различных местах служения в России.

В 1921 году владыка Иоанн вступил в управление епархией и по его ходатайству Латвийская Церковь получила широкую автономию оставаясь в составе Церкви Российской: данное решение было утверждено 21 июня 1921 года патриархом Тихоном, Синодом и Высшим Церковным Советом.

Владыка Иоанн пользовался большим авторитетом среди православных верующих — как латышей и так и русских. В 1923 на Соборе Православной Церкви в Латвии был принят её устав, обеспечивающей всем членам церкви без различия национальностей, предусмотренные канонами права.

В 1926-1931 годах владыка состоял депутатом латвийского Сейма, в котором активно защищал интересы Православной Церкви и нередко вступал в конфликты с представителями левых партий. В 1926 году он добился принятия закона о юридическом положении Православной Церкви в Латвии, в котором говорилось, что она имеет право «свободно и открыто проводить в жизнь» православное вероучение. Церкви и её учреждениям принадлежали права юридических лиц, гарантировались имущественные права церкви, разрешалось создание религиозных школ, учреждение православных обществ и союзов, а решения духовной власти в канонических делах не подлежали обжалованию в светских учреждениях. Во исполнение этого закона уже 1 декабря 1926 была вновь открыта Рижская духовная семинария. Кроме того, владыка решительно выступал в защиту интересов русского населения Латвии. При его участии были приняты законы, регламентирующие открытие русских учебных заведений, основные русские школы и гимназии стали получать пособия из фонда культуры. Увеличилось количество русских учебных заведений, были открыты народные библиотеки, улучшено положение в дошкольном образовании.

Мученичество

Архиепископ Иоанн (Поммер)

Здоровье архиепископа было подорвано непосильными трудами и тяжелыми условиями жизни. Страдая телесными недугами, он был вынужден переехать на архиерейскую дачу у Кишозера. Здесь архиепископ Иоанн был убит в ночь на 12 октября 1934. Архиепископа привязали к снятой с петель двери и подвергли на верстаке страшным пыткам. Все свидетельствовало о том, что ноги святого жгли огнем, в него выстрелили из револьвера и живого предали огню.

Существовали три основные версии причин гибели владыки. Согласно первой, принятой в советское время, он был убит сторонниками латвийского лидера Карлиса Ульманиса за то, что выступал за сохранение канонических связей с Московским Патриархатом, так как после гибели владыки Иоанна Латвийская Церковь перешла под омофор Константинопольского Патриархата. Однако объективные доказательства этой версии отсутствуют — в латвийской политике владыка Иоанн был скорее союзником правительства в борьбе против левых сил.

Вторая версия связана с конфликтами внутри Латвийской Церкви, в том числе с разногласиями между владыкой Иоанном и общественной организацией Русское Студенческое Христианское Движение. В ходе расследования убийства архиепископа некоторые члены этой организации были арестованы, деятельность самого движения на территории Латвии запрещена. Однако и эта версия не нашла подтверждения.

Наиболее распространённая версия связывает убийство архиепископа Иоанна с деятельностью советских агентов. Обращается внимание на тайные связи главы Латвийской Церкви с православными верующими в СССР, от которых он получал информацию о гонениях на религию — это могло вызвать недовольство представителей советской власти. Кроме того, как политический деятель Латвии и депутат Сейма, архиепископ Иоанн был последовательным антикоммунистом и критиком просоветских сил в своей стране. Существует предположение, что вечером 11 октября владыку навестил приехавший в Ригу знаменитый певец Леонид Собинов, и убийцы могли ворваться в дом, когда архиепископ открыл ему дверь. Сам Собинов вскоре скоропостижно скончался в номере гостиницы в Риге, причём советское полпредство запретило делать вскрытие умершего, а причиной смерти объявили разрыв сердца. Тело покойного быстро перевезли из гостиницы в здание полпредства, а затем траурным поездом отправили в Москву. Однако и эта версия основана на предположениях и косвенных доказательствах.

Почитание

В 2001 году был прославлен в лике местночтимых святых Собором Латвийской Православной Церкви. Торжества ознаменовались крестным ходом через весь город; на торжественном богослужении присутствовали президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, представители Сейма, местного самоуправления, католической и лютеранской церквей.

В том же году решением Священного Синода Русской Православной Церкви имя владыки Иоанна включено в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.

В 2003 году состоялось перенесение обретённых нетленными мощей священномученика Иоанна из храма Покрова Пресвятой Богородицы на Покровском кладбище Риги в кафедральный собор Рождества Христова.

Сочинения

  • «Воспоминания архиепископа Иоанна (Поммера)»:
  • Альманах «Русский мир и Латвия» №14: Из архива св. священномученика архиепископа Рижского и Латвийского Иоанна (Поммера). Письма и другие документы. Том 1. Издание подготовил Сидяков Ю.Л., Рига 2008 г.:
  • Альманах «Русский мир и Латвия» №20: Из архива св. священномученика архиепископа Рижского и Латвийского Иоанна (Поммера). Письма и другие документы. Том 2. Издание подготовил Сидяков Ю.Л., Рига 2009 г.:
  • Альманах «Русский мир и Латвия» №24: Из архива св. священномученика архиепископа Рижского и Латвийского Иоанна (Поммера). Письма и другие документы. Том 3. Издание подготовил Сидяков Ю.Л., Рига 2011 г.:
  • Альманах «Русский мир и Латвия» №37: Из архива священномученика Иоанна (Поммера). Письма и другие документы. Том IV (дополнительный). Сидяков Ю.Л, Рига 2014 г.:

Литература

Использованные материалы

  • Биография на сайте Якова Кротова

Священномученик Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский и Латвийский

Янис (Иоанн) Пом­мер ро­дил­ся 6 (19) ян­ва­ря 1876 го­да на ху­то­ре Ил­зес­са­ла Пра­у­ли­ен­ской во­ло­сти в се­мье пра­во­слав­но­го кре­стья­ни­на-ла­ты­ша. Его ро­ди­те­ли бы­ли на­божными и бла­го­че­сти­выми хри­сти­анами. Свя­тое Пра­во­сла­вие во­шло в жизнь се­мьи Пом­ме­ров еще при пра­де­де, несмот­ря на силь­ное со­про­тив­ле­ние и же­сто­кое пре­сле­до­ва­ние со сто­ро­ны немец­ких земле­вла­дель­цев. Каж­дый день и каж­дый пе­ри­од ра­бот в этой се­мье на­чи­на­ли с мо­лит­вы. Вся се­мья со­би­ра­лась вме­сте, отец чи­тал гла­ву из Но­во­го За­ве­та, де­ти пе­ли и чи­та­ли мо­лит­вы. Вре­ме­на го­да счи­та­лись не по ме­ся­цам, а по цер­ков­ным празд­ни­кам. По­сто­ян­но по­мо­гая ро­ди­те­лям в кре­стьян­ском тру­де, от­рок Иоанн рос креп­ким, физи­че­ски вы­нос­ли­вым. Вме­сте с тем он от­ли­чал­ся вдум­чи­во­стью, тя­гой к по­зна­нию Сло­ва Бо­жия и был меч­та­тель­ной на­ту­рой. Учил­ся он при­леж­но и вел се­бя при­мер­но.

По Про­мыс­лу Бо­жию бед­но­му сель­ско­му маль­чи­ку пред­сто­я­ла де­ся­ти­лет­няя уче­ба в да­ле­кой Ри­ге. В ав­гу­сте 1887 го­да Иоанн Пом­мер за­чис­ля­ет­ся в Риж­скую ду­хов­ную шко­лу, окон­чив ко­то­рую, в 1891 го­ду по­сту­па­ет в Риж­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию.

Всё свое сво­бод­ное вре­мя Иоанн про­во­дил в биб­лио­те­ке. То­ва­ри­щи ува­жа­ли его за бле­стя­щие спо­соб­но­сти и го­тов­ность по­мочь, за его бо­га­тыр­скую си­лу. Ко­гда при­хо­ди­ла его оче­редь чи­тать на бо­го­слу­же­нии, Иоанн чи­тал про­ник­но­вен­но и мо­лит­вен­но.

В 1900 го­ду Иоанн Пом­мер по­сту­па­ет в Ки­ев­скую ду­хов­ную ака­де­мию. Нет со­мне­ния, что свя­ты­ни Ки­е­ва ока­за­ли бла­го­твор­ное вли­я­ние на бла­го­че­сти­во­го юно­шу.

В го­ды обу­че­ния в ака­де­мии в нем укреп­ля­лась ре­ши­мость всю свою жизнь по­свя­тить слу­же­нию Церк­ви Хри­сто­вой. На сте­зю ино­че­ской жиз­ни бу­ду­ще­го по­движ­ни­ка Лат­вий­ской зем­ли бла­го­сло­вил ве­ли­кий мо­лит­вен­ник и чу­до­тво­рец — пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский. В 1903 го­ду, в 27 лет, Иоанн Пом­мер при­ни­ма­ет мо­на­ше­ский по­стриг, 23 сен­тяб­ря 1903 го­да он был рукоположен в сан иеро­ди­а­ко­на, а 13 июля 1904 го­да — в сан иеро­мо­на­ха.

В 1904 го­ду будущий святой окан­чи­ва­ет ду­хов­ную ака­де­мию с от­ли­чи­ем и присвоением сте­пе­ни кан­ди­да­та бо­го­сло­вия. Учась в ду­хов­ной ака­де­мии, иеро­мо­нах Иоанн ру­ко­во­дил пе­ни­ем ака­де­ми­че­ско­го хо­ра.

Слу­же­ние Бо­гу в свя­щен­ном сане бы­ло для будущего архиерея-мученика по­сто­ян­ным ис­по­вед­ни­че­ским по­дви­гом и сле­до­ва­ни­ем за Пас­ты­ре­на­чаль­ни­ком Хри­стом, ска­зав­шим о Сво­их пас­ты­рях: «…Аз из­брах вы от ми­ра, се­го ра­ди нена­ви­дит вас мир. По­ми­най­те сло­во, еже Аз рех вам: несть раб бо­лий гос­по­ди­на сво­е­го. Аще Мене из­гна­ша, и вас из­же­нут; аще сло­во Мое со­блю­до­ша, и ва­ше со­блю­дут… От сон­мищ ижде­нут вы; но при­и­дет час, да всяк, иже уби­ет вы, воз­мнит­ся служ­бу при­но­си­ти Бо­гу… В ми­ре скорб­ни бу­де­те; но дер­зай­те, яко Аз по­бе­дих мир» (Ин. 15: 19-20; 16: 2-33).

26 сен­тяб­ря 1907 го­да ар­хи­епи­ско­п Во­ло­год­ский возводит иеро­мо­наха Иоанна в сан ар­хи­манд­ри­та. В сле­ду­ю­щем го­ду отец Иоанн на­зна­ча­ет­ся рек­то­ром Ли­тов­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии и на­сто­я­те­лем Ви­лен­ско­го Свя­то-Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря.

Бу­дучи пре­крас­ным про­по­вед­ни­ком, ар­хи­манд­рит Иоанн при­ла­гал мно­го сил, чтобы по­ста­вить ис­кус­ство про­по­ве­ди на са­мый вы­со­кий уро­вень, лич­но про­слу­ши­ва­л про­по­ве­ди вос­пи­тан­ни­ков, да­вал им ука­за­ния и по­яс­не­ния.

Ар­хи­манд­рит Иоанн регулярно возглавлял крест­ные хо­ды в сель­ские при­хо­ды. В крест­ных хо­дах при­ни­мало уча­стие великое множество мо­ля­щих­ся. Ис­то­вые бо­го­слу­же­ния, мо­лит­вен­ное и внят­ное чте­ние, пре­крас­ные про­по­ве­ди глу­бо­ко про­ни­ка­ли в ду­ши пра­во­слав­ных людей.

Сле­дуя за Хри­стом, отец Иоанн вме­щал в сво­е серд­це нуж­ды угне­тен­ных и обез­до­лен­ных. Осо­бен­но лю­би­ла его рус­ская и бе­ло­рус­ская бед­но­та, по­лу­чав­шая при его содействии ра­бо­ту, за­щи­ту и под­держ­ку. В этом проявилась под­лин­ная сущ­ность хри­сти­ан­ско­го пас­ты­ря, не видяще­го раз­ни­цы меж­ду «ра­бом» и «сво­бод­ным», «эл­ли­ном» и «иуде­ем».

11 мар­та 1912 го­да в Алек­сан­дро-Нев­ской лав­ре (Санкт-Петербург) со­бо­ром епи­ско­пов во гла­ве с мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским Вла­ди­ми­ром и мит­ро­по­ли­том Ки­ев­ским Фла­виа­ном ар­хи­манд­рит Иоанн был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Слуцкого, викария Минской епархии.

По­сле кон­чи­ны ар­хи­епи­ско­па Хер­сон­ско­го Ди­мит­рия в 1913 го­ду владыка Иоанн был назначен в Та­ган­рог на вновь от­кры­тую При­азов­скую ка­фед­ру (1913-1917).

На­сту­пи­ло вре­мя тяж­ких ис­пы­та­ний и тра­ги­че­ских по­тря­се­ний Пер­вой ми­ро­вой вой­ны и ли­хо­ле­тья 1917 го­да.

Ми­ло­серд­ная лю­бовь вла­ды­ки Иоан­на про­сти­ра­лась не толь­ко на его паст­ву, но и на страж­ду­щих вне огра­ды Пра­во­слав­ной Церк­ви. Дей­ствен­ная по­мощь епископа бе­жен­цам из Га­ли­ции не толь­ко об­лег­чи­ла их стра­да­ния, но и при­влек­ла мно­гих из них к пе­ре­хо­ду в ло­но Пра­во­слав­ной Церк­ви.

В ре­зуль­та­те ре­во­лю­ци­он­но­го пе­ре­во­ро­та 1917 го­да но­вые во­жди начали же­сто­чай­шее го­не­ние на Цер­ковь. Враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го из­древ­ле осо­бое го­не­ние воз­дви­гал на служителей алтаря Господня, на­де­ясь, по­ра­зив пас­ты­рей, рас­се­ять овец ста­да Хри­сто­ва.

7 (20) сен­тяб­ря 1917 го­да Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон на­зна­чил епи­ско­па Иоан­на на слу­же­ние в Твер­скую епар­хию, где бы­ла на­ру­ше­на мир­ная цер­ков­ная жизнь. Трудами владыки нестроения были преодолены.

Ви­дя в епи­ско­пе Иоанне доб­ро­го и муд­ро­го пас­ты­ря, Пат­ри­арх возвел его в сан ар­хи­епи­ско­па и на­зна­чил на Пензенскую кафедру. Епар­хия бы­ла в тя­же­лей­шем по­ло­же­нии. Мест­ное ду­хо­вен­ство, как ста­до, не иму­щее пас­ты­ря, рас­те­ря­лось, а часть свя­щен­ни­ков укло­ни­лась в рас­ко­л. Рас­коль­ни­ки за­хва­ти­ли ка­фед­раль­ный со­бор и ос­нов­ные хра­мы Пен­зы.

К но­во­му ме­сту слу­же­ния ар­хи­епи­скоп Иоанн при­был во втор­ник на Страст­ной сед­ми­це 1918 го­да, и уже пер­вые ар­хи­ерей­ские служ­бы при­влек­ли к вла­ды­ке серд­ца на­ро­да Бо­жия.

Со­сто­я­ние Пра­во­слав­ной Церк­ви Лат­вии в то смут­ное вре­мя было печальным. Не при­знан­ная го­су­дар­ством, она бы­ла от­да­на на раз­граб­ле­ние. Паства бы­ла в рас­се­я­нии. Латвийскому Пра­во­сла­вию пред­ре­ка­ли ско­рый ко­нец.

За го­ды Пер­вой ми­ро­вой вой­ны и ре­во­лю­ции в Лат­вии было уни­что­же­но пра­во­слав­ное ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние, от­ня­та Риж­ская ду­хов­ная се­ми­на­рия. Риж­ская ка­фед­ра вдов­ство­ва­ла: не бы­ло ар­хи­пас­ты­ря. По­сле по­лу­че­ния Лат­ви­ей неза­ви­си­мо­сти ост­ро встал во­прос о по­ло­же­нии Пра­во­слав­ной Церк­ви в стране. Власть иму­щие не со­гла­ша­лись с по­ло­же­ни­ем епар­хии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Прискорбным бы­ло со­сто­я­ние хра­мов в стране. Раз­граб­лен­ные и опу­сто­шен­ные во вре­мя ок­ку­па­ции и граж­дан­ской вой­ны, они бы­ли в за­пу­сте­нии. Ико­но­ста­сы бы­ли раз­гром­ле­ны, ико­ны по­ру­га­ны, рас­пя­тия вы­бра­сы­ва­лись в му­сор, был ра­зо­рен Риж­ский ка­фед­раль­ный со­бор. Жесть с ку­по­лов хра­мов сни­ма­лась для ре­мон­та учре­жде­ний. Под угро­зой за­кры­тия был Риж­ский жен­ский мо­на­стырь.

В Риж­ском пра­во­слав­ном ка­фед­раль­ном со­бо­ре Рож­де­ства Хри­сто­ва од­ни хо­те­ли устро­ить пан­те­он-усы­паль­ни­цу на­цио­наль­ных ге­ро­ев, дру­гие ду­ма­ли сне­сти его с ли­ца зем­ли.

Лат­вий­ские священнослужители и миряне с глу­бо­кой скор­бью пе­ре­жи­ва­ли вдов­ство Риж­ской ка­фед­ры и неустро­ен­ность по­ло­же­ния Пра­во­сла­вия в го­су­дар­стве.

Бла­го­че­сти­вые пас­ты­ри и ми­ряне об­ра­ти­лись к Свя­тей­ше­му Пат­ри­ар­ху Ти­хо­ну со сми­рен­ной прось­бой бла­го­сло­вить окорм­лять лат­вий­скую паст­ву ар­хи­епи­ско­па Иоан­на (Пом­ме­ра), стя­жав­ше­го лю­бовь твер­до­стью в ве­ре и ис­по­вед­ни­че­ским по­дви­гом.

Вла­ды­ка Иоанн увра­че­вал рас­кол в Пен­зен­ской епар­хии, и Пат­ри­арх на­зна­чил его Риж­ским ар­хи­епи­ско­пом и бла­го­сло­вил на отъ­езд в Лат­вию, но пен­зен­ские кли­ри­ки и ми­ряне не хо­те­ли от­пус­кать глу­бо­ко лю­би­мо­го вла­ды­ку. И толь­ко вви­ду неот­ступ­но­сти просьб лат­вий­ской паст­вы Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон дал окон­ча­тель­ное со­гла­сие на отъ­езд ар­хи­епи­ско­па Иоан­на в Лат­вию, удо­сто­ив его бла­годар­ствен­ной гра­мо­ты за са­мо­от­вер­жен­ный и пло­до­твор­ный труд на раз­лич­ных ме­стах слу­же­ния в Рос­сии.

8 (21) июня 1921 го­да Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон да­ру­ет пра­ва ши­ро­кой ав­то­но­мии Пра­во­слав­ной Церк­ви в Лат­вии и сво­им ука­зом на­зна­ча­ет ар­хи­епи­ско­па Пен­зен­ско­го Иоан­на (Пом­ме­ра) ар­хи­епи­ско­пом Риж­ским и Лат­вий­ским.

По во­ле Бо­жи­ей вла­ды­ка воз­вратился в Лат­вию с бо­га­тым ду­хов­ным и адми­ни­стра­тив­ным опы­том, при­об­ре­тен­ным на пред­ше­ство­вав­ших ка­фед­рах. На всех эта­пах сво­е­го слу­же­ния он ру­ко­вод­ство­вал­ся преж­де все­го иде­ей ду­хов­но­го воз­рож­де­ния цер­ков­ной жиз­ни, слу­же­ния Бо­гу и лю­дям.

Го­ды слу­же­ния Свя­той Церк­ви и сто­я­ния за ве­ру обо­га­ти­ли свя­то­го муд­ро­стью и рас­су­ди­тель­но­стью. В ве­ли­чай­шем сми­ре­нии про­хо­дя сте­зей ар­хи­пас­тыр­ско­го слу­же­ния, вла­ды­ка Иоанн во всём по­ла­гал­ся на Гос­по­да, ни­че­го не при­пи­сы­вая лич­но се­бе, но во всем со­об­ра­зо­вы­ваясь с во­лей Бо­жи­ей. Со сми­ре­ни­ем при­нял свя­ти­тель лат­вий­скую паст­ву под свой омо­фор.

В Ри­ге ар­хи­епи­скоп был встре­чен сво­ей но­вой паст­вой на вок­за­ле и с крест­ным хо­дом про­сле­до­вал в раз­гром­лен­ный ка­фед­раль­ный со­бор. Окру­жен­ный лю­бо­вью па­со­мых, вла­ды­ка пред­при­нял по­езд­ку по при­хо­дам, по­буж­дая всех быть твер­ды­ми в ве­ре. Вскоре архипастырю пришлось столкнуться с при­тес­не­ниями вла­стей, но это бы­ло ни­что в срав­не­нии с пе­ре­жи­тым от боль­ше­ви­ков в Рос­сии.

Мно­го сил и тру­дов по­тре­бо­ва­ло утвер­жде­ние прав Лат­вий­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в го­су­дар­стве. Толь­ко бла­го­да­ря неустан­ным са­мо­от­вер­жен­ным тру­дам ар­хи­епи­ско­па Иоан­на уда­лось до­стичь ре­ги­стра­ции Церк­ви как пол­но­прав­но­го юри­ди­че­ско­го ли­ца, и толь­ко Серд­це­ве­дец Гос­подь зна­ет, сколь­ко стра­да­ний при­шлось пе­ре­жить вла­ды­ке, со­вер­шая это важ­ней­шее де­ло. Для до­сти­же­ния это­го ар­хи­епи­ско­пу Иоан­ну при­шлось вы­дви­нуть свою кан­ди­да­ту­ру на вы­бо­ры в сейм — парламент Латвии. На­род под­дер­жал сво­е­го ар­хи­пас­ты­ря и неод­но­крат­но вы­би­рал его де­пу­та­том. Мно­го уни­же­ний, оскорб­ле­ний и да­же по­бо­ев при­шлось пе­ре­не­сти вла­ды­ке за сви­де­тель­ство об ис­тине, но толь­ко та­ким пу­тем он смог от­сто­ять Цер­ковь. Так был по­ло­жен ко­нец уни­что­же­нию Пра­во­сла­вия в Лат­вии.

Вла­ды­ка Иоанн свя­то чтил церковные ка­но­ны и счи­тал важ­ней­шим для са­моуправляемой Лат­вий­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви пребывать в лоне Ма­те­ри-Церк­ви — Мос­ков­ско­го Пат­ри­ар­ха­та.

Вся жизнь и по­движ­ни­че­ские тру­ды свя­ти­те­ля Иоан­на как ар­хи­епи­ско­па и общественного деятеля бы­ли на­прав­ле­ны на слу­же­ние Церк­ви, родной Лат­вии и про­сто­му на­ро­ду. Он оди­на­ко­во за­бо­тил­ся как о рус­ских, ла­ты­шах, так и о лю­дях дру­гих на­цио­наль­но­стей. Для него не бы­ло сво­их и чу­жих, все бы­ли бра­тьями.

За­щит­ник и по­кро­ви­тель обез­до­лен­ных и бед­ней­ших сло­ев на­се­ле­ния, сам вла­ды­ка жил бо­лее чем скром­но. Став­шая его жи­ли­щем тем­ная и сы­рая ком­нат­ка в под­ва­ле ка­фед­раль­но­го со­бо­ра с за­ре­ше­чен­ным око­шеч­ком под са­мым по­тол­ком, через ко­то­рое про­ни­ка­ли все зву­ки цен­траль­но­го буль­ва­ра, бы­ла в крайне за­пу­щен­ном со­сто­я­нии. За­коп­чен­ные сте­ны по­кры­ва­ли пят­на пле­се­ни и сы­ро­сти. Жи­вя в под­ва­ле, ар­хи­епи­скоп Иоанн при­ни­мал там вы­со­ких ино­стран­ных го­стей. В под­ва­ле со­бо­ра по­бы­ва­ли эс­тон­ский, фин­ский и ан­глий­ский епи­ско­пы. Один из ино­стран­ных по­се­ти­те­лей со сле­за­ми на гла­зах вос­клик­нул: «По­верь­те, что в мо­ем оте­че­стве ни один аре­стант не жи­вет в та­кой яме, как Вы, гла­ва Лат­вий­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви». Об­ста­нов­ка в ке­лье вла­ды­ки бы­ла очень про­стой: несколь­ко кре­сел, сту­лья, шка­фы с кни­га­ми, ико­ны, боль­шой порт­рет Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на. Вла­ды­ка лю­бов­но на­зы­вал свой под­вал «моя пе­ще­ра» и на про­яв­ле­ния со­чув­ствия к сво­е­му по­ло­же­нию толь­ко от­шу­чи­вал­ся. Мно­го­чис­лен­ные по­се­ти­те­ли за­пом­ни­ли его улы­ба­ю­щим­ся, про­стым и до­ступ­ным в об­ще­нии.

Вла­ды­ка очень лю­бил де­тей, и де­ти лю­би­ли его. Ча­сто с це­лой ва­та­гой ре­бят яв­лял­ся он в книж­ный ма­га­зин и по­ку­пал всем книж­ки. И ра­дост­ная тол­па де­тей, ча­сто за­быв по­бла­го­да­рить, рас­сы­па­лась по до­мам, а он с ти­хой ра­до­стью смот­рел им вслед.

По­сле Пас­халь­ной за­ут­ре­ни, по древ­не­му обы­чаю, ар­хи­епи­скоп раз­гов­лял­ся с бед­ны­ми. Здесь он чув­ство­вал се­бя точ­но в род­ной се­мье. Он ни­ко­гда не раз­ли­чал лю­дей по со­ци­аль­но­му про­ис­хож­де­нию. Для него бы­ло всё рав­но, кто пе­ред ним: ми­нистр, ге­не­рал, ари­сто­крат, кре­стья­нин или ра­бо­чий. Во всех ви­дел он Об­раз Бо­жий. Неред­ко вла­ды­ку по­се­ща­ли толь­ко что вы­шед­шие из за­клю­че­ния пре­ступ­ни­ки. Вла­ды­ка по­мо­гал им, ка­ю­щим­ся, на­чать но­вую жизнь. Каж­дый ощу­щал ра­дость от об­ще­ния со свя­тым. Доб­рый к доб­рым и ка­ю­щим­ся, ар­хи­епи­скоп был строг к се­бе, про­ти­во­сто­ял упор­ству­ю­щим в за­блуж­де­нии и вра­гам Церк­ви. Охра­няя Цер­ковь, он не ща­дил се­бя и по­это­му поль­зо­вал­ся все­об­щей лю­бо­вью рев­ни­те­лей бла­го­че­стия как в Лат­вии, так и да­ле­ко за ее пре­де­ла­ми.

Од­на­ко здо­ро­вье его бы­ло по­до­рва­но непо­силь­ны­ми тру­да­ми и тя­же­лы­ми усло­ви­я­ми жиз­ни. Стра­дая те­лес­ны­ми неду­га­ми, он был вы­нуж­ден пе­ре­ехать на ар­хи­ерей­скую да­чу у Ки­шо­зе­ра — ме­сто сво­ей му­че­ни­че­ской кон­чи­ны.

По­ла­га­ясь на Гос­по­да, вла­ды­ка жил без охра­ны на да­че, на­хо­див­шей­ся в пу­стын­ном ме­сте. Он лю­бил оди­но­че­ство. Здесь от­ды­ха­ла ду­ша его от мир­ской су­е­ты. Сво­бод­ное вре­мя вла­ды­ка про­во­дил в мо­лит­ве, тру­дил­ся в са­ду, за­ни­мал­ся сто­ляр­ным тру­дом на вер­ста­ке, на ко­то­ром му­чи­те­ли по­том пре­да­ли его страш­ным ис­тя­за­ни­ям.

О му­че­ни­че­ской кон­чине свя­то­го воз­ве­стил по­жар на ар­хи­ерей­ской да­че в ночь с чет­вер­га на пят­ни­цу 12 ок­тяб­ря 1934 го­да.

До сих пор не известно, кто под­верг вла­ды­ку пыткам. Но му­че­ния бы­ли же­сто­ки­ми. Ар­хи­епи­ско­па при­вя­за­ли к сня­той с пе­тель две­ри и под­верг­ли на вер­ста­ке страш­ным пыт­кам. Всё сви­де­тель­ство­ва­ло о том, что но­ги свя­то­го жгли ог­нем, в него вы­стре­ли­ли из ре­воль­ве­ра и жи­во­го пре­да­ли ог­ню.

На по­хо­ро­нах ар­хи­епи­ско­па Иоан­на ка­фед­раль­ный со­бор не мог всех вме­стить. Мно­же­ство на­ро­да сто­я­ло вдоль улиц, по ко­то­рым долж­ны бы­ли про­не­сти остан­ки свя­щен­но­му­че­ни­ка. Па­мять о свя­том хра­ни­лась в серд­цах пра­во­слав­ных, и ни­что, да­же страх пре­сле­до­ва­ний, не мог­ло из­гла­дить ее.

Ча­сов­ня на По­кров­ском клад­би­ще в Ри­ге, где под спу­дом по­ко­и­лись мо­щи ар­хи­пас­ты­ря-му­че­ни­ка, ста­ла ме­стом па­лом­ни­че­ства мно­гих пра­во­слав­ных, вер­но чту­щих его па­мять.

Из­вест­ны фак­ты ис­це­ле­ния и по­мо­щи Бо­жи­ей лю­дям по мо­лит­вам свя­то­го пред­ста­те­ля зем­ли Лат­вий­ской.

В 2001 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви архиепископ Иоанн был прославлен к общецерковному почитанию в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Служба новосвященномученику Иоанну, архиепископу Рижскому
На велицей вечерни
На Господи воззвах: стихиры, глас 4.
Подобен: Яко добля:

Яко чистый благодати источник, / Бога Слова река боготечная, / струи источил еси боговедения, / имиже и до ныне напаяемся: / лучами же поучений твоих / священно озаряемся, / верою зовуще ти: / буди нам до конца предстатель, / Иоанне священномучениче.
Яко Богом явленное светило, / в граде Рижстем светло возженное, / и Латвийстим людем / духоносне возсиял еси, / сердца верных на путь истины направляя, / Православно славити научая / Пребожественную Троицу, / Юже до конца возлюбил еси, / Иоанне богомудре.
Яко присноцветный луг, / добродетелей лучами преиспещренный, / благоуханием небесным / чувства наши услаждаеши, / яко хлеб сладкий на огни испекаемь, / души наша питаеши, / чтущих тя любовию / несказанною радостию веселиши, / Иоанне богоносне.
Яко доблий воин Христов, / страстей терния в юности попалил еси, / чистотою жития украсился еси: / темже и пастырь добрый / в земли Латвийстей явися, / сего ради и мученический венец / огнем скончаваемь приял еси, / да покажеши верным путь спасения, / Иоанне богославне.

Слава, глас 5:

Свеща возжженная от Бога, / и Латвийское пресветлое светило, / вселенную всю озарившее, / явился еси, отче достославне Иоанне, / учений твоих зарями / просвещаяй верою чтущих тя: / темже и зовем ти: / радуйся, всесожжение богоприятное, / иерарше премудрейший, / новомучеников пресветлое украшение, / и молитвенниче теплый о душах наших.

И ныне, Богородичен: В Чермнем мори:
Вход, прокимен, и чтения 3.
Пророчества Исаиина чтение (глава 43):

Тако глаголет Господь: вси языцы собрашася вкупе, и соберутся князи от них. Кто возвестит сия в них или яже от начала, кто слышана сотворит вам; да приведут свидетели своя, и оправдятся и да услышат, и да рекут истину. Будите Ми свидетели, и Аз свидетель, глаголет Господь Бог, и Отрок егоже избрах, да познаете и веруете Ми, и разумеете, яко Аз есмь: прежде Мене не бысть ин Бог, и по Мне не будет. Аз есмь Бог, и несть разве Мене спасаяй. Аз возвестих, и спасох, уничижих, и не бе в вас чуждий. Вы Мне свидетели, и Аз Господь Бог, и еще от начала Аз есмь: и несть от рук Моих избавляяй. Сотворю и кто отвратит то; сице глаголет Господь Бог, избавляяй вас Святый Израилев.

Премудрости Соломони чтение (глава 3):

Праведных души в руце Божией, и не прикоснется их мука. Непщевани быша во очесех безумных умрети, и вменися озлобление исход их. И еже от нас шествие сокрушение, они же суть в мире. Ибо пред лицем человеческим аще и муку приимут, упование их безсмертия исполнено. И вмале наказани бывше, великими благодетельствовани будут, яко Бог искуси я, и обрете их достойны Себе. Яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенно прият я. И во время посещения их возсияют: и яко искры по стеблию потекут: судят языком, и обладают людьми, и воцарится Господь в них во веки. Надеющиися Нань разумеют истину, и вернии в любви пребудут Ему: Яко благодать и милость в преподобных Его, и посещение во избранных Его.

Премудрости Соломони чтение (глава 3):

Правeдницы во веки живут, и в Господе мзда их, и попечение их у Вышняго: сего ради приимут царствие благолепия, и венец доброты от руки Господни, яко десницею покрыет я, и мыщцею защитит их. Приимет всеоружие рвение свое, и вооружит тварь в месть врагом. Облечется в броня правды, и возложит шлем, суд нелицемерен. Приимет щит непобедимый преподобие, поострит же напрасный гнев во оружие, споборет же с ним мир на безумныя. Пойдут праволучныя стрелы молниины, и яко от благокругла лука облаков на намерение полетят. И от каменометныя ярости исполнь падут грады, вознегодует на них вода морская: реки же потопят я нагло. Сопротив станет им дух силы, и яко вихор развеет их, и опустошит всю землю беззаконие, и злодейство превратит престолы сильных. Слышите убо, царие, и разумейте: и навыкните, судии концев земли. Внушите держащии множества, и гордящиися о народех языков: яко дана есть от Господа держава вам, и сила от Вышняго.

На литии стихира, глас 6:

Огнем воспаляемь Господни любве, огня презрел еси, / и яко Божественное углие возжигаемь, / честный священномучениче Иоанне, / попалил еси хврастное лести шатание: / нечестивых же уста заградил еси, / и кровей проливаяй потоки терпеливно, / Церковь напоил еси верно просвещаему.

Слава, глас 4.
Подобен: Яко добля:

И огню смесився, и мукам, святе, / непреклонен мудрствованием пребыл еси, / и яко свеща вжегшеся благодатию Духа, / просветил еси верных сердца благодатию. / Тем всяк возраст и род празднует святую память твою, / песнословяще Господа.

И ныне, Богородичен: Призри на моления:
На стиховне стихиры, глас 4.
Подобен: Дал еси знамение:

В подвизе мнозе быв, / отче священномучениче Иоанне, / егда мучители безбожнии на тя вооружишася / и предаша тя горьким мукам, / ты же разжегся любовию Христовою, / терпеливно вражия козни победил еси, / и венцем страдания увязлся еси, / вечно со Христом царствуеши.
Стих: Разжегл ны еси, / якоже разжизается сребро.
Богомудрым смыслом / Евангельскаго проповедания сеяв словеса, / Иоанне блаженне, / возрастил еси плоды в земли Латвийстей, / пребывати в плодоприношении добродетелей / и содержати крепко / Православную веру истинную, / за нюже и пострадал еси, / возрасти и в нас плоды в любовь Божию.
Стих: Проидохом сквозе огнь и воду / и извел ны еси в покой.
Неизреченное Божие смотрение / бысть в тебе, иерарше всечестный, / яко бо сосуд взезлатый, / благодати Божественныя, / от него же всем подаваяй обильно, / милосердовал еси многия, / священномучениче Христов, отче Иоанне, / и ныне, Престолу Господню предстоя, / моли о всех, память твою совершающих.

Слава, глас 1.
Подобен: О дивнаго чудесе:

О дивное чудо! / источник благодати на огни испекается, / и лествица на Небо дверь бывает, / на нейже, Христу подобяся, распят бысть. / Веселися, Иоанне святителю, / мучеников украшение, / сосуде честный Святаго Духа. / Царствию наследниче, / не премолчи, вопия за ны ко Господу.

И ныне, Богородичен: Cе исполнися Исаиино проречение:
Тропарь, глас 4:

Божественную благодать восприим и безбожную лесть низложив, / земли Латвийския пастырь добрый явился еси, / священномучениче Иоанне, / Божественною же любовию ум распалив, на огненную смерть доблественно дерзнул еси. / Темже тезоименитно просящим тя даеши благодатныя дары. / Сего ради вопием ти: / моли Христа Бога прегрешений оставление даровати / празднующим любовию святую память твою.

На Утрени
По 1-м стихословии седален, глас 1:

Огнедохновенно показался еси благовоние, страданием обоневаеши наша сердца, мучеников украшение и святителей удобрение. Темже, днесь всесвятую твою память празднующе, Иоанне, освящаемся вси любовию, чтущии тя.

Слава и ныне, Богородичен:

Матерь Тя Божию вси свемы вси Деву воистинну, и по рождестве явльшуюся, иже любовию прибегабщии к Твоей благости: Тебе бо имамы грешнии предстательство, Тебе стяжахом в напастех спасение, Пресвятая Мати Дево.

По 2-м стихословии, седален, глас 3:

Точа веры исповедание, прелесть угасил еси злославия, обличив безбожник нечестие, и всесожжение божественное быв, благодатьми орошаеши концы: священномучениче Иоанне, Христа Бога моли, даровати нам велию милость.

Слава и ныне, Богородичен:

Красоте девства Твоего, и пресветлей чистоте Твоей, Гавриил удивився, вопияше Ти, Богородице: кую Ти похвалу принесую достойную? Что же возыменую Тя? Недоумеваю и ужасаюся. Темже яко повелен бых, вопию Ти: Радуйся, Обрадованная.
Величание: Величаем тя, священномучениче Христов Иоанне, и чтем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.
Псалом избранный: Бог нам прибежище и сила, Помощник в скорбех, обретших ны зело.

По полиелеи седален, глас 1:

Пройде сквозе огнь мучения и воду слез, изведе тя Господь в покой святых, священномучениче преславне Иоанне, ходатаю воззвания к Богу разумеющим и лобызающим подвиг твой. Слава Предуведевшему произволение твое, слава Предуставившему тя к славе Небесней, слава Подающему нам тобою велию милость.

Слава и ныне, Богородичен:

Под кров Твой прибегаем, Пречистая Дево: мольбу убо принеси о нас к Человеколюбцу Богу, спастися рабом Твоим.

Степенна, 1-й антифон 4-го гласа.

Прокимен, глас 4: Честна пред Господем / смерть преподобных Его.
Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?

Всякое дыхание: Евангелие от Луки, зачало 67.
По 50-м псалме стихира, глас 6:

Благочестия истиннаго проповедник, / сожженный во пламени огненнем, / водрузися на тверди церковней, / яко звезда светосиятельная, / и освещаеши темную нощь неверия, / и озаряеши сердца верных учении божественными, / священномучениче Иоанне, молитвенниче о душах наших.

Канон, глас 2.
Песнь 1
Ирмос: Грядите, людие:

Запев: Священномучениче Иоанне, моли Бога о нас.
Во обителех райских достойно наслаждаяся и всем новомучеником Российским сликовствуяй, благодать ми даровати моли, воспевающу тя, блаженне Иоанне.
Был еси, блаженне, отрасль корене благочестива, прадед бо твой прелести люторския отвержеся, и веру истинную восприяв, исповедник святаго Православия явися.
Пасл еси первее стадо отца своего, пастырь же истинный стада овец Христовых последи явися, пасый души твоея в мудрости помышления, души же заблуждающия обращая и к Богу приводя, славне.
Богородичен: Бога из Тебе воплощенна, ведуще, без хотения плотскаго, суща прежде твари и прежде всех век, воистинну Богородицу Тя исповедуем.

Песнь 3
Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи:

Палат украшенных отметаяся, имел еси житие твое в подклете церковнем, восхотел бо еси приметатися в дому Господнем паче, неже жити в селениих грешничих.
Иисуса Бога во плоти явльшагося и в доме Иосифа древодела труждавшагося, поминая, и сам, отче Иоанне, труды велии понесл еси, глаголя, яко труд лучшее средство есть от зла удаления.
Яко пси лаяху на тя нечестивии, не терпяще обличений твоих, и скорби мнози тебе деяху, послежде огнем тя сожгоша, ты же огня мучений не устрашився, ныне огнь напастей к тебе притекающим, угашаеши, Иоанне.
Богородичен: Неискусобрачно Слово Божие, о Богородице, породила еси из Тебе воплощенна, Егоже священномученик Иоанн, Бога, мужески исповедав, яко воин Сего и венечник явися.

Седален, глас 1:

Укоризны и оклеветания от безбожник прием и огненное мучение претерпев, чашу страданий испил еси, за правду и верность Церкви Христовой подвизався, на двери распят и огнем опаляемь, священномученик явился еси. Сего ради зовем: спасай нас, святителю Иоанне, молитвами твоими.

Слава, и ныне, Богородичен:

Пречистыя руки Твои, Дево Мати простерши, покрый уповающия на Тя, и Сыну Твоему зовущия: всем подаждь, Христе, милости Твоя.

Песнь 4
Ирмос: Услышах, Господи:

Не поколеба столпа сердца твоего безбожных противление, страстотерпче, темже разжегся ревностию веры, явился еси огня сильнейши.
Храмы мнози, еретики разореннии, паки воздвигл еси, Иоанне, сам же Духа Святаго явился еси храм одушевлен.
Не нам, не нам, но имене Твоему слава, сице глаголал еси, Иоанне, вся дни живота твоего, ни огнь бо, ни раны, ниже смерть любве Христовы отлучиша тебе.
Богородичен: Просвети, Чистая, омраченную душу мою светом Твоим, Яже Свет Рождшая присносущный.

Песнь 5
Ирмос: Света подателю:

Грады Чернигов и Вологда учение твое слышаху, Минск же, Тамбов, и Пенза имеяху тя пастыря, Рига же мощи твоя святыя прият, Иоанне, тамо бо тело огню на снедь предав, вся концы просветил еси.
Трезвения и воздержания поборник быв, монах истинный явился еси, яко пастырь же добрый, мужественный защитник Церкве от безбожник показася, Иоанне святителю.
Душевныя крепости твоея не преможе сила вражия, святителю Христов Иоанне, клеветы бо диавольския, девицею некою на тя возводимыя, в ничтоже вменил еси, тя бо праведна и непорочна показа Господь.
Богородичен: Ветхий деньми, якоже на руно дождь, Пречистая, в Твое чрево сниде освященное, и нов явися Адам, Человеколюбец.

Песнь 6
Ирмос: В бездне греховней валяяся:

Злобу слуг сатанинских, сожженную совесть имущих, обличи, святителю Иоанне, сими сожигаемь, всесожжение же совершенно и чиста жертва Спасу всех принеслся еси.
Тя славят святители со иереи, и весь собор благочестивых, в животе бо твоем явися пастырь Церкве Латвийския, во Христе вся собирая верныя.
Евангельскою простотою и святостию крепко оградився, Иоанне, и на нечестие ополчився, крепость ересей низверг, твердый проповедник явися.
Богородичен: Грех мира вземлющаго, Чистаго Агнца заченши, Всенепорочная, согрешений прощение моли даровати рабом Твоим.

Кондак, глас 2:

Богодухновеннаго исповедника Иоанна, / претерпевшаго муки лютыя, / и жива сожженнаго, приял еси Господи, / яко жертву непорочну, / Един Сый прославляяй святыя Своя.

Икос:

Озари омрачение ума моего Христе, яко да дерзновенно отверзу уста воспети труды и страдания священномученика Твоего Иоанна, егоже подвигом и терпению удивишася видимая же с невидимыми, защищаше бo обидимых от руки обидящих, не бояся лица сильных, и искореняше нечестие, обличаше безбожие и утвержаше Православие, и претерпев узы, гонения, оклеветания, лишения, и смерть во пламени огненнем, и прославил еси его по всей земли, Един Сый прославляяй святыя Своя.

Песнь 7
Ирмос: Образу златому:

Огнем, богоблаженне, болезней твоих запаление безбожное угасил еси, кровными же потоки погрузил еси враги безплотныя, Иоанне, вопия: благословен еси, Боже отец наших.
Яко фимиам благовонен, принеслся еси, мудре, Подвигоположнику твоему, Божественною благодатию злосмрадную лесть низлагая. Тем поеши радостно: благословен еси, Боже отец наших.
Юныя три отроки изобразуя, Иоанне блаженне, якоже посреде пещи, среди пламене разженнаго взывал еси: благословен еси, Боже отец наших.
Богородичен: Ты едина Богу Мати явилася еси, Неискусобрачная Девомати Всечистая, темже благочестно Тебе, Всенепорочная, взывающе, поем: благословенная, Яже Бога плотию рождшая.

Песнь 8
Ирмос: В пещь огненную:

Пастырский жезл прием, святителю, людем учитель был еси, преславне Иоанне, и многия к вере Православней привел еси, да вси с тобою зовут: пойте дела Господа, и превозносите во вся веки.
Помыслом доблим на всеядца огня дерзнул еси, якоже отроцы еврейстии, святителю, с теми взывая: пойте дела Господа, и превозносите во вся веки.
Твердым умом был еси нестерпимаго пламене крепчайши, яко в чуждем телеси сожигаемь, блаженне, верою поя Господа и превознося Его во веки.
Богородичен: Световиден столп огнен и облак светел преводящ к Небесному наследию, Богородице Чистая, буди ми, Дево Всенепорочная, в пустыни жития заблужденному.

Песнь 9
Ирмос: От Бога Бога Слова:

Срам безбожия и нечестия гнетет ныне чад Новаго Израиля, Руси святыя, обаче Господь во веки Тойже есть, и се благодатная нива уготовляется, иже произрастит избавление Божие, сице глаголал еси, Иоанне, чад твоих на подвиг укрепляя.
Днесь Рига град, хранителя тя изрядна стяжавши, празднует, божественное совершающе твое страдание, со всеми грады и весьми, ихже соблюди твоими молитвами.
Яко же солнце, блаженне, от запада возсиял еси, Иоанне, поборник единения во Христе людей Божиих быв, Церковь всю просвещая твоими блистаньми, досточудне, и согревая веры и страданий пламенем, тем тя вси ублажаем.
Богородичен: Явльшися Дево дверь Божественнаго Света, души моея мглу Твоими невещественными блистаньми озари, и от вечнаго огня избавитися ми со священномучеником Иоанном молися, да верою и любовию Тя песньми величаем.

Светилен:

Искусився, якоже злато, огнем и муками, благодать Небесную приял еси от Бога Вышняго, Иоанне священномучениче, о нас ныне молися.

Слава и ныне, Богородичен:

Державным Твоим покровом, от врагов навета нас, Чистая, Твоя рабы сохрани вся невредимы, Тя бо стяжахом, Едину прибежище в нуждах.

На хвалитех стихиры, глас 8:
Подобен: О преславнаго чудесе:

О преславнаго чудесе! / Латвийския земли славный цвет / днесь в Церкви Торжествующей благоухает / и веселит поющия: / радуйся, пречудный святителю! / радуйся, божественный наш заступниче! / приими, отче, от уст недостойных / прославление и песнословия, / яко Богом прославленный.
О преславнаго чудесе! / град Рига радуется днесь: / се новый угодник Божий является / и от верных сице прославляется: / радуйся, земнородный ангеле! / радуйся, теплый наш молитвенниче! / приими от нас прославление, / и мир душам нашим даруй, / яко Богу мира угодивый.
О преславнаго чудесе! / днесь Иоанн на земли огнем сожигается / и на Небеси со славою венчается, / приемля от верных сия прославления: / радуйся, небесным радование! / радуйся, земных хваление! / испроси и нам в покаянии житие скончати, / и с тобою наследие на Небеси имети, / яко Отцу щедрот любезный.

Слава, глас 1
Подобен: Небесных чинов:

Послужив Слову непорочно, святителю, / огнем вещественным благовонна жертва Господеви принеслся еси, / и радости Небесныя сподобился еси, / о нас моля всегда, / чтущих тя, Иоанне.

И ныне, Богородичен:

Владычице, приими молитвы раб Твоих и избави нас от всякия нужды и печали.

Славословие великое.
На Литургии

Блаженны от канона, песнь 3-я и 6-я.
Прокимен, глас 4: Разжегл ны еси, / якоже разжизается сребро.
Стих: Проидохом сквозе огнь и воду / и извел ны еси в покой.
Апостол ко Евреом, зачало 334.
Аллилуиа, глас 2: Священницы Твои облекутся в правду и преподобнии Твои возрадуются.
Стих: Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою.
Евангелие от Луки, зачало 67.
Причастен: В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *