Иоанн златоуст о воспитании

Иоанн Златоуст, святитель

Прошу вас и умоляю, возлюбленные, будем иметь большое попечение о наших детях и всячески заботиться о спасении их души. Подражайте блаженному Иову, который, даже опасаясь прегрешений их в помышлении, приносил за них жертвы и проявлял о них большую заботливость; подражайте Аврааму, который тоже хлопотал не о деньгах и имениях, но о божественных законах, — каким бы образом передать сохранение их невредимо потомкам. И когда Давид умирал, то он вместо великого наследства, призвав своего сына, внушал то же, и обстоятельно говорит, что если захочешь, дитя, жить по законам Божиим, то ничего с тобою неожиданного не случится, все дела потекут у тебя по желанию и большою будешь ты наслаждаться безопасностью; если же ты отпадешь от этой помощи, то никакой пользы не будет тебе от царства и от этой великой власти. Ведь, если благочестие отсутствует, то и те сокровища, какие есть, погибают с опасностью и крайним позором; если же оно налицо, то и те, каких нет, приходят. Поэтому родителям следует думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и золотом, а о том, как бы они стали всех богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели, — как бы они не имели надобности во многом, как бы не увлекались житейскими и юношескими пожеланиями. И тщательно нужно исследовать их входы и выходы, их беседы и собрания, зная, что если это будет пренебрегаемо, то они не получат никакого снисхождения у Бога. Ведь, если с нас взыщется за заботу о других, — а сказано: «никто не ищи своего, но каждый другого» (1 Кор. 10:24), — то насколько более за заботу о детях? Ты же все делаешь и предпринимаешь, как бы у них были красивая лошадь, блестящие жилища, многоценные поля, а на то, чтобы душа была хорошая и воля добрая, не обращаешь никакого внимания. Хотя бы у кого приобретения были велики и многоценны, но если он не исполнен ревностью добродетельно ими распоряжаться, — все погибнет и уйдет вместе с ним; когда же душа благородна и предана мудрости, то хотя бы в доме ничего не было отложено, безбоязненно сможет обладать всяческими благами. А что многие из родителей многое терпят из-за детей, так это оттого, что не хотят посечь, образумить словами и огорчить своих

717

безпутно и противозаконно живущих сыновей, почему им и приходится нередко видеть, как те попадают в крайние беды, приводятся в судилище и отдаются палачам на усечение (головы). Действительно, когда сам ты не воспитываешь, когда сам не умудряешь, то он, присоединившись к негодным и испорченным людям, приобщившись к ним в пороке, приводится под действие общественных законов и наказывается на виду у всех; а после казни наступает еще больший позор, потому что после его кончины все указывают пальцами на отца и тому зазорно даже появиться на рынок. Какими в самом деле глазами он в состоянии будет смотреть на встречных после такого безобразия и несчастия его дитяти? Что могло бы быть хуже этого безумия? Неужели, скажи мне, тебе не стыдно и ты не краснеешь, когда судья наказывает и умудряет твоего сына, и он, столько времени сначала живший с тобою, нуждается в исправлении от чужого? Неужели у тебя нет желания закрыться и спрятаться? И ты, тем не менее, скажи мне, осмеливаешься еще называться отцом, предавши таким образом сына, не оказавши ему необходимой помощи и не обративши внимания на его гибель от всяких пороков? Когда ты видишь, что какой-нибудь бродяга заушает твоего ребенка, ты негодуешь, сердишься, злобствуешь и яростнее зверя подскакиваешь к лицу ударившего, — а когда видишь, как диавол каждодневно его заушает, как демоны приводят к порокам, ты спишь, не негодуешь, не сердишься, не исторгаешь сына от самого ужасного зверя? И какого удостоишься человеколюбия? Разве же не безрассудно, что ты, когда сын твой впадет в беснование, прибегаешь ко всем святым, надоедаешь живущим на вершинах гор, чтобы только избавить от этого беснования, а когда его безпрерывно угнетает грех, который тяжелее всякого беса, ты ничего не предпринимаешь? Да и ничего нет тяжелого в том, чтобы быть мучиму бесом, потому что бес во всяком случае не может ввергнуть в геенну, и если мы трезвимся, с благодарностью переносим такие нападения, то испытание это может даже нам доставить светлые и славные венцы; а кто ведет жизнь в пороке, тому никогда невозможно спастись, тот неизбежно и здесь достоин будет поругания, и по отшествии из этой жизни понесет там вечные наказания. Чем ты в конце концов оправдаешься? Не предоставил ли я, сказано будет тебе, дитяти жить с тобою с самого начала? Я поставил тебя над ним в качестве учителя, наставника, опекуна и начальника, — всю власть над ним не отдал ли я в твои руки? Не повелел ли я его, такого

718

нежного, обрабатывать и упорядочивать? Какое же ты получишь оправдание, если с безпечностью смотрел на его прыжки? Что ты скажешь? Что он разнуздан и неукротим? Но тебе нужно было глядеть на все это сначала, — обуздывать его, когда он был молод и доступен узде; тщательно его приучать, направлять к должному, укрощать его душевные порывы, когда он был восприимчивее к воздействию; сорную траву тогда нужно было исторгать, когда возраст был нежнее и исторгнуть можно было легче: вот тогда бы оставленные без внимания страсти не усилились и не сделались неисправимыми. Итак, какое мы представим извинение, когда Бог не щадит даже жизни детей, в случае если они нас оскорбляют, — «кто», — сказано, — «злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21:16), — а мы даже не сердимся на них, если они оскорбляют Бога? Я, говорит, не отказываюсь даже умертвить, когда он тебя оскорбляет, а ты не осмеливаешься и словом огорчить, когда он попирает Мои законы? Какого же это будет достойно снисхождения? Поэтому не будем нерадивы к детям, зная, что, если они хорошо будут вести себя в отношении к Богу, то будут уважаемы и славны в настоящей жизни. Все почитают и уважают того, кто живет добродетельно и честно, хотя бы он был всех беднее, равно как к порочному все относятся с отвращением и ненавистью, хотя бы он владел большим богатством. Кто небрежен к своим детям, тот, хотя бы в других отношениях был хорош и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех. А если хотите точно знать, что и в том случае, когда все наши дела будут у нас в исправности, о спасении же детей не будем заботиться, мы подвергнемся крайнему наказанию, то старательно вникайте в то, что будет сказано. Был у иудеев некий священник, человек смиренный и благочестивый; имя его было Илий; он был отцом двух сыновей; видя, что они ходят во зле, он не удерживал и не препятствовал, лучше же сказать — и удерживал и препятствовал, но делал это не со всем тщанием, наказания не налагал, а пытался только словесными вразумлениями отклонить их от нечестия, и постоянно говорил им такие слова: («нет, дети мои, не делайте этого, нехороша молва, которую я слышу») (1 Цар. 2:24). Правда, и эти слова были достаточны для их исправления; но так как он не все сделал, что надлежало, то восстановил Бога против себя и против них, и щадя неблаговременно себя и детей, погубил вместе с детьми и собственное спасение. Кроме небрежности по отношению к детям, Богу не в чем было обвинить старика. Если же Бог ниспро-

719

верг его со всем домом, его — согрешившего более легко, то оставит ли без наказания тех, которые грешат более тяжело? Если и то, что он был священник, и что старец, и что знаменит, и что двадцать лет безпорочно начальствовал над еврейским народом, — если все это не в силах было его оправдать, но он крайне бедственно погиб за то, что не заботился тщательно о детях, и грех его нерадения, точно суровая громадная волна, все завалил и все подвиги закрыл, то какое наказание ожидает нас, которые и в добродетели много ему уступаем, и детей не только не наставляем, но поступаем в отношении их жесточе всякого варвара? Подобно тому, как кто-нибудь не может рассчитывать на оправдание и снисхождение в собственных грехах, так и родители — в грехах детей. И очень правильно. Если бы грех присущ был людям по природе, то иной по праву мог бы рассчитывать на оправдание, а так как мы по доброй воде бываем злы и добры, то какое благовидное основание может указать тот, кто допускает любимейшему своему (дитяти) развращаться и делаться порочным? Не оставляй лучше детям богатства, а оставь добродетель. И разве не крайне безрассудно, что при своей жизни не делают их распорядителями всего имущества, а по смерти предоставляют великую свободу легкомысленной юности. Находясь в живых, мы по крайней мере в состоянии были бы потребовать отчета, в случае дурного пользования образумить и обуздать; а когда помрем, то, лишив их нас самих и оставив в их распоряжении молодость и богатство, толкнем их в безчисленные пропасти бедствий и несчастий. Будем поэтому стремиться не к тому, чтобы покинуть их богатыми, но к тому, чтобы — добродетельными. Ведь если они понадеются на богатство, то ни о чем другом не станут заботиться, потому что изобилие денег затемнит для них порочность нравов; а если они увидят, что лишены всякого с этой стороны утешения, то предпримут все, чтобы при помощи добродетели найти великое утешение в бедности. Итак, не будем приступать к частным или общественным занятиям прежде, чем направим их душу. Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих, а эти последние опять научат своих: продолжаясь таким образом вплоть до пришествия Христова, дело это доставит всю награду тому, кто послужил корнем. И действительно, если ты хорошо воспитаешь ребенка, то и он также — своего сына, а тот — своего: и до самого края будет простираться как бы некоторая цепь и последовательность превосходнейшей жизни, берущая от тебя

720

начало и корень и тебе же приносящая плоды от усердия потомков. А те отцы, которые не заботятся о благопристойности и скромности детей, бывают детоубийцами, и жесточе детоубийц, поскольку здесь дело идет о погибели и смерти души. Поэтому, подобно тому как, если ты видишь лошадь, несущуюся к пропасти, ты набрасываешь на уста ее узду, с силою поднимаешь ее на дыбы, нередко и бьешь, — что правда составляет наказание, но ведь наказание это — мать спасения, — так точно поступай и с детьми твоими, если они погрешают: связывай грешника, пока не умилостивишь Бога; не оставляй его развязанным, чтобы ему еще более не быть связану гневом Божиим. Если ты свяжешь, Бог затем не свяжет; если же не свяжешь, то его ожидают невыразимые цепи. Но, скажут, он достаточное время нес наказание. Какое, скажи мне? Год, два или три? Но я требую не продолжительности времени, а исправления души; ты то скажи — раскаялся ли, изменился ли, выполнено ли все; если этого нет, то — никакой пользы от времени. Так, мы требуем не частого перевязывания раны, а того, чтобы повязка принесла какую-нибудь пользу: если она принесла пользу в короткое время, то больше не налагается, а если никакой не принесла пользы, то и после десяти лет все еще налагается: вот он, срок освобождения связанного — его польза. И ничто так не рекомендует имеющего власть, как горячая любовь к подвластным. И отцом делает не то только, что он родил, но и то, что родивши любит. Если в области природы необходима любовь, то тем более в области благодати. А ты, о, дитя, повинуйся родившим тебя, как слуга (господину). Ведь, чем ты сможешь воздать за то, что они (дали) тебе? Тебе нельзя в свою очередь родить их. Также, когда отец вразумляет твоего брата, негодуй вместе с ним и ты — или из попечения о брате, или из сочувствия к отцу, потому что если провинившийся увидит, что отец его наказывает, а ты потворствуешь, он сделается более нерадивым, и вред не ограничится им одним, но ты и на себя навлечешь возмездие. Так и тот, кто препятствует лечить рану, повинен не меньшему, а даже большему наказанию, чем тот, кто нанес (рану), потому что не одно и тоже — ранить и мешать излечению поранения, последнее окончательно порождает смерть, а первое – не совсем.

Не будем же неуважительны к родителям, потому что если к ним отнесемся без уважения, то непременно придется смириться из боязни пред начальством; а если согрешая пренебрежем им, то ни в каком случае не сможем избежать

721

укора совести; если и ее поставим ни во что и отвергнем, то должны будем исправиться из опасения пред людским мнением; если же и его не уважим, то нас и против нашей воли в состоянии будет образумить страх пред законами. Подобно тому как в том случае, когда наказываются злые, другие становятся лучше, так и в случае, когда некоторые поступают правильно, многие побуждаются подражать им. И ребенок, пока находится под руководством строгого воспитателя, не возбуждает удивления, хотя бы был скромен, хотя бы жил благопристойно, — все приписывают скромность юноши страху пред воспитателем; а когда эта надобность (в воспитателе) минует и он останется при той же чистоте нравов, тогда все вменяют ему самому и скромность предшествующего возраста. Поэтому воспитателей нужно более ценить и любить, чем отцов: от этих последних получается (просто) жизнь, а от тех жизнь хорошая. И если у тебя отец — святой жизни, не чванься: это именно и послужит для тебя к большему осуждению, когда, имея дома образец благородства, ты поведешь себя недостойно прародительской добродетели. Великое благо — в собственных добрых поступках иметь надежды спасения, потому что в тамошнем веке ни в каком случае никакой друг не заступится. Если здесь сказано Иеремии: не проси за народ этот, — здесь, где мы властны перемениться, то тем более в тамошнем веке. Таким образом похвала предкам, если мы к ней причастны, служит похвалой и нам; а если — нет, то никакого значения не имеет, навлекает даже большее осуждение. Каким именно образом — послушай: у Давида был сын Авессалом, юноша неисправимый, испорченный; он восстал некогда против отца, и, лишив его царства, дома и отечества, овладел всем вместо него; он не уважил ни природы, ни воспитания, ни возраста, ни того, что раньше получил, но так был жесток и безчеловечен, зверь более, чем человек, что, разрушив все эти препятствия, с безстыдством попрал самые законы природы и все наполнил смятением и ужасом. Ведь ему следовало бы отнестись с уважением, если не как к отцу, то как к старцу: если же пренебрег старостью, то следовало постыдиться его как благодетеля; если и не это, то как не совершившего никакой несправедливости. Но страсть властолюбия изгнала всякий такой стыд и сделала человека зверем. И этот блаженный, родивший его и воспитавший, бродил по пустыне точно скиталец и беглец, точно изгнанник, наказанный ссылкой и соединенными с нею невзгодами, а он между тем наслаждался отцовским добром. Когда обстоятельства на-

722

ходились в таком положении, когда и войска у него были приготовлены, и города находились под властью тирана, некто Хусий, человек добрый и друг Давида, сохранивший к нему дружбу несмотря на такую превратность времен, когда увидел, что он бродит по пустыне, разорвал одежду, посыпал себя пеплом, издал стон, горько и жалостно вскрикнул: он предложил в утешение слезы, потому что ничего сделать не мог. Он был другом не времен и не власти, но добродетели; поэтому, когда власть была утрачена, он не изменил дружбы. И вот, видя, что он так поступает, Давид говорит к нему: это — признак друга и искренно к нам расположенного, но никакой пользы нам не приносит; а что следовало бы посоветовать и предпринять, чтобы ужасы разрешились и я нашел бы какой-нибудь выход из несчастий? Сказав это, он предлагает ему такую мысль: иди, говорит, к моему сыну, надень личину друга, расстрой его замыслы и сделай недействительным совет Ахитофела. А этот Ахитофел имел влияние на тирана, был близок к нему, был искусен в военных делах, умел командовать и сражаться; потому-то Давид более боялся его, чем тирана: до того этот человек был опасен в советах. Выслушав это, Хусий повиновался, не подумал ничего малодушного или трусливого, и не сказал: а что, если меня схватят? Что, если личина моя откроется и изобличится? Что, если дело притворства обнаружится? Ахитофел хитер, — пожалуй и это он изобличит и раскроет, а я погибну задаром и понапрасну. Ничего такого он не подумал, отправился к войску и, положившись на Бога, бросился в средину опасностей. Когда же вступил в город, то, видя тирана приближающимся, подошел к нему; а тот, заметив его вдруг и будучи опьянен властолюбием, не стал тщательно расследовать его дел, но сказал с насмешкой и укором: уходи к своему товарищу! — из ненависти и великой вражды не желая даже назвать имени отца. Хусий же, нисколько не смутившись и не испугавшись, — что говорит? Когда Бог был с ним, и я стоял за него, а когда Он теперь с тобой, естественно служить тебе. Польстило это тирану и возбудило гордость, и он, ничего тщательно не исследовавши, — ведь легкомысленный человек, обойденный противниками, верит всякому слову, — вводит его в число приближенных и вписывает в число первых друзей. Все же это устраивал Бог, там присутствовавший и направлявший события. И, наконец, когда составлен был военный совет, и с разных сторон разные предлагались мнения насчет того, сейчас ли нужно действовать, или немного

723

погодить, выступил в качестве советника, подающего мнение, тот страшный Ахитофел, и подал такой совет: пока отец твой в настоящее время смущен и напуган, мы ударим на него, и таким образом, не давши ему и мало вздохнуть, погубим; если мы теперь нападем на него, пока он не подготовлен, то нам не представится никакого труда. Выслушав это, тиран зовет и Хусия, лицемерно к нему перебежавшего, и говорит: обменяемся и с ним словом, — что случилось отнюдь не в силу человеческой последовательности, т.е. что сейчас только пришедший был так почтен, признан заслуживающим веры и удостоен совещания по таким делам, но, как я сказал, тогда Бог направлял, и трудное делалось легким. И Хусий приводится, тиран откровенно передает ему дело, и предлагает сказать, что он думает? Что же Хусий? Никогда, говорит, так не ошибался Ахитофел. Замечаешь ли благоразумие мужа? Не сразу выражает пред ним мнение, но с похвалой, — сначала удивляется ему, как подававшему удачные советы в прежнее время, и потом уже порицает настоящее его мнение, — как бы так говорит: дивлюсь, каким образом он ошибся, потому что это мнение не представляется мне соответствующим. Если мы теперь нападем, то отец твой, как обезумевший какой-нибудь медведь, будучи преисполнен ярости, отчаявшись в собственной жизни, сражаясь с пылающим гневом, не обратит никакого внимания на собственное спасение, и с великим неистовством обрушится на нас; если же мы немного помедлим, то нападем с большими силами и с большею уверенностью, без труда и легко захватим его как бы в сети и уведем. Авессалом похвалил это мнение и признал его более для себя полезным. Говорил же это Хусий с целью дать Давиду время несколько оправиться, отдохнуть и собрать войско. Устранив таким образом мнение Ахитофела, он через некоторых тайно отправленных мужей сообщил обо всем Давиду, что именно тиран одобрил его мнение, обещающее победу Давиду. Так и случилось, потому что когда бывшие с тираном немного уступили, Давид, подготовившись, напал и одержал верх. Ахитофел, который благодаря большому уму и проницательности знал, какой будет конец этому, что именно мнение то гибельно для Авессалома, не вынесши такого огорчения, ушел, надел петлю и удавился, и таким образом покончил жизнь. Итак, об Ахитофеле и Авессаломе сказано: «злоба его обратится на его голову» (Пс. 7:17), потому что наказание сошло на голову обоих. Воспользовавшийся веревкой так именно окончил жизнь; Авессалом же не повесился, но

724

против воли повис, и не сразу умер, но как бы в темнице прежде был связан и прикреплен к дереву, и по Божию приговору, свыше произнесенному, долгое время висел, бичуемый сверх того совестью. И чтобы ты знал, что не человеческим старанием это произошло, но всецело был суд Божий, его привязали к дереву волосы, ему изменило неразумное животное, вместо веревки послужили волосы, вместо столба — дерево, вместо воина — лошак. И обрати внимание на Божие милосердие; Он оставил его на долгое время, склоняя к раскаянию, и давая возможность испытать отцовское расположение. Ведь если бы он не был зверем и не обладал каменной душой, то все это способно было бы отклонить его от несчастного безумия — (разумею) стол, за которым он имел общение с отцом в пище, дом, собрания, на которых обменивался разговорами, и все другое, откуда могло последовать примирение для него, совершившего такое смертоубийство. Кроме этого, и нечто другое в состоянии было его смягчить. Он именно слышал, что (отец) скитался как изгнанник и беглец, что он вытерпел крайние беды. Как же ему было не понять, что даже в случае победы ему, проклятому и преступному в самом торжестве, пришлось бы вести жизнь самую бедственную? И в довершение этого, отец был стар и близок к ожиданию — протянуть короткое лишь время. Где теперь оплакивающие его бедственность? Какой бедственности это не тяжелее, какой болезни, какой печали? Однакож ничего такого не сказал самому себе этот праведник, не пришел в отчаяние, не восстенал, говоря: хорошее же я получаю возмездие, я — упражнявшийся в законе Его день и ночь, после такого достоинства ставший всех унизительнее, пощаженный врагами и отданный в руки необузданного сына! Ничего такого он не сказал, не подумал, но все переносил с благоразумием, одно только утешение случившемуся имея в убеждении, что это случилось с ведома Божия. И как три отрока, находясь в пещи, говорили: «Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (Дан. 3:18), и если бы кто сказал им: с какою надеждою умираете? чего ожидая, на что надеясь после смерти, после этого огня? нет надежды на воскресение, то услышал бы от них, что для нас в том заключается величайшее воздаяние, что умираем за Бога, — так точно и он то считал величайшим для себя утешением, что Бог, зная это, не воспрепятствовал. И если любящий тысячи раз готов потерпеть смерть за любимую, хотя бы после смерти ничего от нее не ждал, то много более мы

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (ок. 347–407)

Среди христианских писателей поздней античности Иоанну Златоусту, бесспорно, принадлежит одно из первых мест. Он был не только блестящим стилистом и талантливым проповедником, но и незаурядной, глубоко думающей и чувствующей личностью, живым воплощением своей противоречивой эпохи, с поразительной отчетливостью и подробностью запечатленной на страницах его произведений. Сочинения Иоанна Златоуста оказали огромное влияние на культуру Византии и Древней Руси, где они пользовались особой популярностью.

Иоанн Златоуст родился около 347 г. в Антиохии (Сирия), одном из наиболее крупных городов Римского Востока, в богатой семье, принадлежавшей к аристократической верхушке городского общества. Отец рано умер, и ребенка воспитывала мать — глубоко верующая христианка. Мальчик получил блестящее философское и риторическое образование (учителем риторики у него был крупнейший ритор того времени, убежденный защитник язычества Либаний, по преданию, высоко оценивавший способности своего христианского ученика), а затем не менее глубокое религиозное образование и воспитание.

Иоанн довольно рано обнаруживает интерес к религиозным проблемам и в 369 г. принимает крещение (в то время даже в христианских семьях было в обычае принимать крещение взрослыми). От ухода в монастырь его удерживают только просьбы матери. Но и оставаясь в городе, он ведет строго монашеский образ жизни, становится учеником одного из живших поблизости от Антиохии христианских аскетов и четыре года проводит в уединении. После смерти матери начинается церковная карьера Иоанна, он отказывается от своего имущества и в 381 г. получает рукоположение в диаконы, а в 386 г. после длительных колебаний принимает сан священника. К этому времени он был уже широко известен как писатель и проповедник. Именно эта известность принесла ему в 397 г. сан константинопольского патриарха. Он сумел завоевать всеобщее признание, но бескомпромиссность в отстаивании религиозных убеждений и церковных установлений скоро привела его к конфликту с могущественными сановниками императорского двора и с самой императрицей. В 403 г. Иоанн Златоуст был низложен со своего поста и отправлен в ссылку. Это распоряжение вызвало народные волнения, вынудившие правительство отменить приказ и возвратить опального патриарха. Однако вскоре конфликт возобновился с новой силой. Иоанн Златоуст был вновь сослан и умер в 407 г. в изгнании, в далекой Колхиде.

Интерес к педагогическим проблемам отличает все творчество Иоанна Златоуста. Он считал воспитание детей в христианском духе важнейшей религиозной заповедью и неизменно уделял этим вопросам большое внимание в своих проповедях.

Златоуст рассматривает воспитание как величайшее из искусств: «Ибо не может быть искусства большего, чем это. Так как что может сравниться с тем, чтобы упорядочить душу и сформировать разум юноши!».

Эта убежденность в чрезвычайно широких возможностях воспитания связана с новым динамическим восприятием человека, утверждавшего в качестве основополагающей истины идею сотворения мира из ничего.

И если античные писатели, как правило, сосредоточивались на образовании (даже у Платона воспитание рассматривается как результат особым образом поставленного образования), то для христианства нравственное и религиозное воспитание оказалось важным само по себе, и Златоуст подробно обсуждает прежде всего вопросы воспитания. При этом его особенно интересуют именно эмоциональные аспекты педагогического воздействия — воспитание чувств и души.

Говоря об этом, Златоуст переосмысливает идею Платона о воспитании граждан как важнейшей предпосылке создания идеального полиса. Для Златоуста не полис уподобляется личности, а личность — полису. Таким образом, каждая личность составляет целый особый мир: индивидуализм и психологизм поздней античности здесь проявляются очень рельефно.

Вместе с тем такое «политическое» восприятие индивида дает возможность обсуждать технологию воспитания так же систематически, как античные авторы (Платон, Аристотель) обсуждали вопросы государственного устройства. И здесь Златоуст выступает отдаленным предшественником педагогики нового времени.

В целом можно сказать, что педагогические взгляды Златоуста представляют собой синтез древневосточной (точнее, библейской) и античной традиций воспитания. От Древнего Востока идет непосредственность педагогического действия, назидательность, акцент на воле и чувствах, восприятие ребенка как незавершенного взрослого (столь характерное вообще для средневековой цивилизации), от античности — систематичность, склонность к анализу, отношение к воспитанию как к самостоятельной области человеческой деятельности, интерес к упражнению и соревнованию, обостренное внимание к технике педагогического действия. Несомненно, речь идет не о механическом соединении традиций, а об их творческом синтезе.

Сама концепция Златоуста, конечно, далеко не безупречна с точки зрения практической педагогики любой эпохи. Вместе с тем ее отличают оптимизм, конкретность, живое ощущение ребенка и ответственности воспитателя, наконец, подлинная любовь к самому искусству воспитания.

Следующая глава >>

Св. Иоанн Златоуст

Св. Иоанн Златоуст Св. Иоанн Златоуст сравнивает прощение грехов, совершаемое в крещении, с обычным царским прощением и находит между ними то коренное различие, что царское прощение бывает делом внешним, тогда как Божие прощение в крещении существенно изменяет человека.

Святитель Иоанн Златоуст (+407)

ИОАНН ЗЛАТОУСТ

ИОАНН ЗЛАТОУСТ БЕСЕДЫ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА, XLI (1) Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придёт во имя своё, его примете (Ин 5:43). Видишь ли, как Он там и здесь говорит о Себе, что Он послан от Отца, и суд получил от Него, и ничего не может делать Сам от Себя,

Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст Иоанн Златоуст родился в семье военачальника в Антиохии около 347 г. Он занимался изучением философии, риторики, ораторского искусства, был знаком с трудами многих античных философов и математиков.К сожалению, он очень рано потерял отца, поэтому его

15 Иоанн Златоуст

15 Иоанн Златоуст Как вымажете думать, что следуете заповедям Христа, если вы заботитесь только о собственной выгоде, наживаетесь на долговых процентах, покупаете рабов как скотину и интересуетесь только делами?… Но это еще не все. Приобретая земли и дома, умножая нищету

2.4. Иоанн Златоуст

2.4. Иоанн Златоуст Иоанн Златоуст почитается православной церковью как один из трех Вселенских святителей. Родился Иоанн в III веке в Антиохии, получил хорошее образование и достаточно рано начал изучать Священное писание. Иоанн крестился и принял иночество, после чего

Иоанн Златоуст Жизнь еще одного монаха оказалась отмечена спорами вокруг имени Оригена. Речь идет об Иоанне (350–407 гг.), посмертно получившем имя Златоуст (греч. chrysostomos). Крестившись в 372 г., он посвятил себя изучению Библии и аскетизму. Вскоре после вступления в церковь

Иоанн Златоуст (†407)Монax во главе константинопольской епархии — вся драма Иоанна, прозванного Златоустом или Хризостомом, заключается в этом парадоксе. Не будь он облечен этим завидным и грозным титулом, он остался бы в памяти поколений подвижником, духовником,

XVI. Святой Иоанн Златоуст

XVI. Святой Иоанн Златоуст Иоанн, «светильник мира, учитель вселенной, столп и утверждение Церкви», представляет собой самый величавый образ проповедника первых веков христианства. Его грозное, огненное слово и обличило, и осветило древний мир, по имени христианский, но

ИОАНН ЗЛАТОУСТ БЕСЕДЫ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА, XLI (1) Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придёт во имя своё, его примете (Ин 5:43). Видишь ли, как Он там и здесь говорит о Себе, что Он послан от Отца, и суд получил от Него, и ничего не может делать Сам от Себя,

Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст Иоанн Златоуст родился около 347 г. в Антиохии в семье военного. Его мать, овдовев, целиком посвятила себя воспитанию сына. Юный Иоанн учился у лучших риторов и философов и проявил глубокий интерес к изучению писаний. В 367 г. юноша принял святое

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (ок. 347–407)

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (ок. 347–407) Среди христианских писателей поздней античности Иоанну Златоусту, бесспорно, принадлежит одно из первых мест. Он был не только блестящим стилистом и талантливым проповедником, но и незаурядной, глубоко думающей и чувствующей личностью, живым

В Челябинской области продолжает оставаться напряженной ситуация вокруг споров за шлаковые отвалы Златоустовского металлургического завода, где второй год по нарастающей идет силовая процедура выдавливания законного собственника, владеющего отвалами 20 лет. Возбужденное по факту рейдерского захвата (такого понятия в российском уголовном законе нет, поэтому дела возбуждены по ч. 2 ст. 213 УК РФ и множествам эпизодов ч. 3 и 4 ст. 158 УК РФ — хулиганство с использованием оружия, кражи в особо крупном размере) уголовное дело лежит мертвым грузом в следственном отделе СК по Златоусту. На активизацию расследования представители потерпевшего — ООО «Рико» — рассчитывали после личного приема у заместителя главы СК России Ильи Лазутова, но воз и ныне там. В еще более сложном положении находятся первые реально пострадавшие от борьбы за бизнес люди — братья-близнецы Петуховы, которые оказались в СИЗО по делу, основанному на показаниях находящегося в колонии рецидивиста.

Без адвокатов и связи с родными

Для начала напомним историю Константина и Николая Петуховых, которым правовая поддержка нужна в первую очередь. 30-летних близнецов, около 10 лет назад работавших обычными операторами на отвале, арестовали в марте сотрудники УФСБ по Челябинской области. Им предъявили обвинения в разбое и участии в банде (статьи 162 и 209 УК РФ). Показания на них дал отбывающий срок в колонии, четырежды судимый Константин Смелов (Тютюнников). Причем сидит он как раз за преступления в отношении одного из Петуховых — в 2013 году обстрелял из карабина его Porshe Cayenne, а также напал на хозяина своего бывшего дома. Спор за этот самый дом, в том числе, велся в суде, и решение было вынесено не в пользу Смелова. Но именно процесс выселения Смелова из дома, проходивший с участием госорганов, лег в основу дела о разбое уже в отношении самих Петуховых. В итоге ранее не судимые молодые люди, у которых есть семьи и дети, оказались под стражей в изоляторе УФСБ области. Позже они странным образом якобы отказались от услуг нанятых их родными адвокатов.

В Челябинске из-за войны за бизнес в СИЗО и без адвокатов оказались двое молодых мужчин

«Сотрудники УФСБ выдали нам заявление, якобы написанное мужем», — говорит жена Николая Петухова. — В нем он действительно отказывается от услуг адвокатов. Я не верю, что он все это написал добровольно. Связи с мужем нет, пробиться к нему я не могу уже почти месяц. От знакомых я знаю, как оперативные сотрудники этого ведомства умеют ломать людей, буквально заставляя их оговаривать себя или идти на такие поступки, как отказ от адвоката по соглашению в обмен на защитника, предоставленного «чекистами». У нас дети, и мне очень страшно. Кроме того, как я уже говорила, обвинение мужа абсолютно надуманное. Его цель — не установить правду, а получить доступ к компании, где муж работал много лет назад. Все связано, так как в этой фирме прошли обыски в связи с делом супруга. По моему мнению, происходит санкционированный кем-то сверху беспредел».

Сейчас родные Петуховых через суд намерены обжаловать и сам факт возбуждения дела и то, что им отказывают в свидании с родными.

Перегороженный выезд и игнорирование краж

Пока родные в Челябинске пытаются установить связь с арестованными, в Златоусте, по словам представителей «Рико», продолжается противостояние между ними и арендаторами участка, на котором расположен отвал, — московской фирмой «Азбука Права».

«Они (представители группы охраны «Азбуки права») перегородили выезд с территории отвала «КАМАЗом» и не дают нам работать — то есть вывозить добытый шлак, — рассказывает представитель «Рико» Евгений Набиев. — Вместе с тем сами под видом рекультивации принадлежащего им на праве аренды земельного участка вывозят наш шлак для последующей продажи, то есть попросту — воруют его. Именно по факту 22 эпизодов таких краж нашего имущества уже возбуждены уголовные дела. За последнее время мы неоднократно писали новые заявления в полицию и вызывали сотрудников правоохранительных органов на место происшествия, чтобы предотвратить хищения, но полиция Златоуста попросту игнорирует наши обращения. Да, они подъезжают на место, но никак не препятствуют. Между собой говорят, что «сверху» дано распоряжение не лезть».

Грузовик арендаторов перегородил выезд с территории отвала и не дает владельцам работать

Описанная ситуация действительно похожа на правду, поскольку в распоряжении Znak.com оказалась аудиозапись разговора, сделанного на отвале еще в августе 2016 года во время одной из многочисленных проверок. На встрече явно разговаривают представители «Рико» и «Азбуки права». Из часовой записи следует, что стороны безуспешно пытаются договориться.

В частности, «Рико» обвиняет вторую сторону в воровстве шлака, в блокировании проезда, но вторая сторона открыто, под запись, заявляет, что в рамках рекультивации вывозит грунт со своего земельного участка, а шлак это, принадлежащий «Рико», или просто земля — никто не сможет сказать.

А потом от представителя второй стороны звучит следующая весьма любопытная фраза (цитирование дословно по аудиозаписи): «…Но дело не в этом, переговоры можно провести, нет проблем, просто мы в последнее время видим вот такую реакцию: то есть мы — проверка, экологи, ну кто угодно — с позиции правовой. От вас какие-то люди больше похожие на криминальные силы, которые начинают нам рассказывать о том, что мы поступаем не по-мужски и так далее. Я вам сразу говорю, мы сюда зашли через силовую педаль, силовая поддержка у нас как была, так и будет по закону, почему мы и едем, так, правильно, не включая вот эти

В Челябинске по показаниям заключенного рецидивиста завели дело на потерпевших от его действий

элементы, не разговариваем, не делаем ничего. То есть я вам про что? Если вы переговоры хотите провести, я пока вам просто вот набрасываю, у меня пока нет ничего, смысл просто в том, что переговоры на такую педаль они не произойдут, ну почему мы должны разговаривать на эту тему, то есть если есть какая-то позиция по поводу того, как компромиссы найти… просто мы хотим чего? Причем мы не будем… на криминальные методы… Вы просто поймите то, что шансов у вас в этой ситуации нет. Допустим, вы выкинете отсюда нас, но по силовой линии вы не прогнёте».

Как рассказали Znak.com в «Рико», автором этих слов является представитель «Азбуки права» Александр Галигузов. Однако наверняка утверждать, что слова принадлежат именно этому человеку, мы не можем, так как лично не присутствовали при тех событиях.

Поддержка сверху?

О том, что у арендаторов участка существует некая силовая поддержка, мы уже указывали ранее — этим, возможно, объясняется рвение экс-начальника УФСБ области Игоря Ахримеева, инициировавшего в отношении «Рико» не одну проверку различных надзорных органов (обращения за подписью генерала есть в распоряжении редакции).

Но здесь интересна заинтересованность даже не силовиков, а различных государственных органов. Во-первых, территориальное управление «Росимущества» в лице руководителя Бориса Каягина. Так, в 2013 году ведомство оформило право собственности на землю под отвалами (право собственности на сами отвалы подтверждено решениями судов всех инстанций). Затем к «Рико» были заявлены иски о том, что фирма работает на отвалах без договоров аренды земли, а значит, незаконно обогащается. «Рико» заплатило компенсацию, а затем обратилось к Каягину с просьбой заключить на преимущественных условиях договор аренды земли, на которой у фирмы собственность и где она ведет хозяйственную деятельность. Но в этом было отказано. И уже в январе 2016 года ТО «Росимущества» был проведен аукцион на право заключения договоров аренды. Победителем торгов и стало московское ООО «Азбука права». Затем еще интереснее — в ноябре 2017 года Борис Каягин выдает представителю «Азбуки права» письмо о том, что не только земля, но и сами отвалы принадлежат Российской Федерации на основании статьи 226 ГК РФ («Приобретение права собственности на брошенную вещь, от которой отказался собственник»). На основании этой бумаги, законность которой оспаривается в суде, минэкологии области отзывает у «Рико» и передает «Азбуке права» свое предписание о рекультивации защитной зоны берега реки Ай. Таким образом, именно под видом законности и ведется «вывоз грунта», как говорят сами москвичи.

Таким письмом руководствуются представители компании — арендатора земли при работе на чужих отвалах

Второй любопытный момент — активность регионального управления «Росприроднадзора». Да, здесь энтузиазм ведомства вполне можно списать на борьбу за чистый воздух Златоуста. Но как объяснить тот факт, что ведомство по обращениям из УФСБ оперативно инициирует в отношении деятельности компании проверки. Распоряжения о них поступают настолько часто, что накладываются друг на друга. Так, в сентябре–ноябре прошлого года «Росприроднадзор» объявил о начале проверки работы ООО «Рико» на предмет нарушения обращения со шлаком.

Но в это же время еще шел суд о признании незаконности предыдущей проверки по тем же основаниям (арбитраж признал документарную проверку незаконной) и в это же время шла идентичная проверка, но уже министерством экологии — опять же, по обращению из силовых органов.

В этом свете немного странным выглядит включение электронного адреса руководителя областного управления федерального ведомства Виталия Курятникова в переписку представителей «Азбуки права» в части ведения судов с «Рико» (скриншоты переписки есть в распоряжении Znak.com). Адрес чиновника присутствует в ответах юриста Эдуарда Мейлаха по ведению споров в земельной и экологической части. Здесь же стоит отметить, что сам Мейлах — челябинский юрист, который, судя по данным из открытых источников, периодически помогает властям челябинской области в спорах, узко связанных с экологическим правом.

Росприроднадзор инициирует проверки одну за другой

Последний спор с «Росприроднадзором» у «Рико» только начался — в арбитражном суде Свердловской области рассматривается иск ведомства к компании о взыскании 92 млн рублей в качестве платы за негативное воздействие на экологию в 2013–2014 годах. Расчёты проведены на том основании, что, по мнению истца, «Рико» обращается с отходами четвертого класса опасности, не имея на то разрешения. Но компания уверяет и в прошлом году доказала это в суде, что уже 20 лет работает с отходами менее опасного пятого класса. Следующее заседание назначено на 22 мая. Znak.com следит за развитием событий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *