Иоанна Кронштадтского 1

Архангельск, 3 ноября 2003 г.

1 ноября 2003 г. исполнилось 174 года со дня рождения величайшего святого, уроженца села Сура Пинежского уезда Архангельской губернии, праведного Иоанна Кронштадтского, сообщает пресс-служба Архангельской епархии. В этот день епископ Архангельский и Холмогорский Тихон совершил богослужение в Свято-Ильинском кафедральном соборе города Архангельска.

Имя святого праведного Иоанна почитается православными верующими и на его родине — в Архангельской области — и далеко за ее пределами. В селе Сура ныне возрождается жизнь женской монашеской общины, созданной кронштадтским пресвитером Иоанном Сергиевым. В городе Архангельске с 1995 года пять раз были проведены Иоанновские образовательные чтения, посвященные духовному педагогическому наследию праведного Иоанна. В 1996 году, в итоговом документе Иоанновских чтений было принято обращение к городским властям Архангельска с просьбой увековечить имя всемирно известного русского святого уроженца Архангельской губернии праведного Иоанна Кронштадтского в наименовании одной из улиц города. В январе 2003 года в Поморском государственном университете им. М.В. Ломоносова был освящен университетский храм во имя этого прославленного святого. В главном корпусе этого вуза до революции находилось здание Архангельской Духовной семинарии, которую с отличием окончил Иоанн Сергиев.

Довольно много документов Государственного архива Архангельской области рассказывают о благотворительной деятельности праведного Иоанна, пожертвованиях на строительство новых церквей и благотворительных учреждений. В фондах архива хранится и копия аттестата №320, выданного воспитаннику первого разряда Ивану Сергиеву об окончании Архангельской Духовной семинарии, посвящение в стихарь и возведении в степень Студента богословия.

О жизни прославленного священника свидетельствует сохранившееся до наших дней здание Архангельского подворья знаменитого Иоанно-Богословского Сурского женского монастыря. Оно помнит и слова молитвы Иоанна Кронштадтского, и пение хора сурских монахинь, и…плач о разоренной обители. Ныне здание Сурского подворья в Архангельске занимают военные ведомства. Обезглавленное, с разрушающимися фасадами предстает оно взору горожан…

Неужели забывается имя святого Иоанна Кронштадтского на его родине? Неужели и к Архангельску применимы евангельские слова: «Нет пророка в своем отечестве»? Неужели память святого, почитаемого даже в Америке и Японии, не достойна быть увековечена в наименовании архангельской улицы?

Имя святого Иоанна Кронштадского увековечено, но не решениями светской власти или массовыми мероприятиями. Оно вписано в вечную память Христианской Церкви.

Да, немногие горожане смогут сказать, что они почитают своего великого земляка Иоанна Кронштадтского намного больше чем Урицкого. Как ни печально, но это означает, что немногие архангелогородцы имеют право называться русскими.


Тропарь, глас 1

Аудио:

Правосла́вныя ве́ры побо́рниче,/ земли́ Росси́йския печа́льниче,/ па́стырем пра́вило и о́бразе ве́рным,/ покая́ния и жи́зни во Христе́ пропове́дниче,/ Боже́ственных Та́ин благогове́йный служи́телю/ и дерзнове́нный о лю́дех моли́твенниче,/ о́тче пра́ведный Иоа́нне,/ цели́телю и преди́вный чудотво́рче,/ гра́ду Кроншта́дту похвало́/ и Це́ркви на́шея украше́ние,/ моли́ всеблага́го Бо́га// умири́ти мир и спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Православной веры поборник, земли Российской попечитель, пастырям правило и пример верующим, покаяния и жизни во Христе проповедник, Божественных Тайн благоговейный служитель и дерзновенный молитвенник о людях, отче праведный Иоанн, целитель и удивительный чудотворец, городу Кронштадту слава и Церкви нашей украшение, моли всеблагого Бога мир умиротворить и спасти души наши.

Кондак, глас 3*

Днесь па́стырь Кроншта́дтский/ предстои́т Престо́лу Бо́жию/ и усе́рдно мо́лит о ве́рных/ Христа́ Пастыренача́льника,/ обетова́ние да́вшаго:/ сози́жду Це́рковь Мою́/ и врата́ а́дова// не одоле́ют ей.

Перевод: Сегодня пастырь Кронштадский предстоит Престолу Божию и усердно молит о верующих во Христа Пастыреначальника, давшего обещание: «Создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18).

Молитва 1-я

О, вели́кий чудотво́рче и преди́вный уго́дниче Бо́жий, богоно́сне о́тче Иоа́нне! При́зри на нас и внемли́ благосе́рдно моле́нию на́шему, я́ко вели́ких дарова́ний сподо́би тя Госпо́дь, да хода́тай и при́сный моли́твенник за нас бу́деши. Се бо, страстьми́ грехо́вными обурева́еми и зло́бою снеда́еми, за́поведи Бо́жия пренебрего́хом, покая́ния серде́чнаго и слез воздыха́ния не принесо́хом, сего́ ра́ди мно́гим ско́рбем и печа́лем досто́йни яви́хомся. Ты же, о́тче пра́ведне, ве́лие дерзнове́ние ко Го́споду и сострада́ние к бли́жним свои́м име́я, умоли́ Всеще́драго Влады́ку ми́ра, да проба́вит ми́лость Свою́ на нас и потерпи́т непра́вдам на́шим, не погуби́т нас грех ра́ди на́ших, но вре́мя на покая́ние ми́лостивно нам да́рует. О свя́тче Бо́жий, помози́ нам ве́ру правосла́вную непоро́чно соблюсти́ и за́поведи Бо́жия благоче́стно сохрани́ти, да не облада́ет на́ми вся́кое беззако́ние, ниже́ посрами́тся пра́вда Бо́жия в непра́вдах на́ших, но да сподо́бимся дости́гнути кончи́ны христиа́нския, безболе́зненныя, непосты́дныя, ми́рныя и Та́ин Бо́жиих прича́стныя. Еще́ мо́лим тя, о́тче пра́ведне, о е́же Це́ркви на́шей Святе́й до сконча́ния ве́ка утвержде́нней бы́ти, Оте́честву же на́шему мир и пребыва́ние в пра́вде Бо́жией испроси́ и от всех зол сохрани́, да та́ко наро́ди на́ши, Бо́гом храни́ми, в единомы́слии ве́ры и во вся́ком благоче́стии и чистоте́, в ле́поте духо́внаго бра́тства, трезве́нии и согла́сии свиде́тельствуют: я́ко с на́ми Бог! В Не́мже живе́м, и дви́жемся, и есмы́, и пребу́дем во ве́ки. Ами́нь.

Перевод: О, великий чудотворец и предивный угодник Божий, богоносный отец Иоанн! Посмотри на нас и прислушайся милосердно к нашему молению, поскольку великих даров сподобил тебя Господь, да будешь за нас посредник и постоянный молитвенник. Потому что заповеди Божьи пренебрегли, покаяния сердечного и слёз воздыхания не принесли, страстям греховным подвергаемся и съедаемся злобой, поэтому мы являемся достойными многих скорбей и печали. Ты же, праведный отец, имеешь великое дерзновение ко Господу и сострадание к своим ближним, умоли Всещедрого Владыку мира, да продлит Свою милость на нас и потерпит наши неправды, не погубит нас из-за наших грехов, но дарует милостивно нам время на покаяние. О Божий святой, помоги нам православную веру в чистоте сохранить и Божьи заповеди в благочестии сохранить, да не будет господствовать надо мной каждое беззаконие, и не посрамится Божья правда в наших неправдах, но да сподобимся достигнуть кончины жизни по-христиански, не мучительно, безбоязненно, мирно и быть причастным к Божьим Тайнам. Ещё молим тебя, праведный отец, о том, чтобы наша Святая Церковь до скончания века крепко держалась, Отечеству нашему испроси мир и сохранение в правде Божией и сохрани от всех зол, да так наши народы, Богом хранимые, в единомыслии веры и во всяком благочестии и чистоте, в красоте духовного братства, бодрствовании и согласии свидетельствуют: потому что с нами Бог (Ис.8:9)! В Нем живём, и движемся, и существуем, и пребудем во веки. Ами́нь.

Молитва 2-я**

О, святы́й пра́ведный о́тче Иоа́нне, всеросси́йский свети́льниче и преди́вный чудотво́рче! Ты от младе́нческих лет Бо́гом избра́н был еси́ и, ду́хом пламене́я, я́ко и́стинный па́стырь, житие́м, сло́вом, любо́вию, ве́рою, чистото́ю лю́дем послужи́л еси́. Сего́ ра́ди мо́лим тя, пра́ведный о́тче: моли́ Человеколю́бца Бо́га Це́рковь Святу́ю ми́ром и тишино́ю огради́ти, зе́млю Росси́йскую во благоде́нствии сохрани́ти, па́стыри благода́ти и и́стины преизоби́льно испо́лнити, вла́сти умудри́ти, правосла́вное во́инство укрепи́ти, немощны́я исцели́ти, развраще́нныя испра́вити, ю́ныя воспита́ти, ста́рцы и вдови́цы уте́шити и нам всем во Ца́рствии Небе́снем сподо́битися со все́ми святы́ми прославля́ти Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 3-я

О, вели́кий уго́дниче Христо́в, святы́й пра́ведный о́тче Иоа́нне Кроншта́дтский, па́стырю ди́вный, ско́рый помо́щниче и ми́лостивый предста́телю! Вознося́ славосло́вие Триеди́ному Бо́гу, ты моли́твенно взыва́л: Имя Тебе́ — Любо́вь: не отве́ргни меня́, заблужда́ющагося. Имя Тебе́ — Си́ла: укрепи́ меня́, изнемога́ющего и па́дающаго. Имя Тебе́ — Свет: просвяти́ ду́шу мою́, омраче́нную жите́йскими страстя́ми. Имя Тебе́ — Мир: умири́ мяту́щуюся ду́шу мою́. Ны́не благода́рная твоему́ предста́тельству всеросси́йская па́ства мо́лится тебе́: Христоимени́тый и пра́ведный уго́дниче Бо́жий! Любо́вию твое́ю озари́ нас, гре́шных и немощны́х, сподо́би нас принести́ досто́йные плоды́ покая́ния и не осужде́нно причаща́тися Христо́вых Та́ин. Си́лою твое́ю ве́ру в нас укрепи́, в моли́тве поддержи́, неду́ги и боле́зни исцели́, от напа́стей, враго́в, ви́димых и неви́димых, изба́ви. Све́том ли́ка твоего́ служи́телей и предстоя́телей Алтаря́ Христо́ва на святы́е по́двиги па́стырского де́лания подви́гни, младе́нцем воспита́ние да́руй, ю́ное наста́ви, ста́рость поддержи́, святы́ни хра́мов и святы́е оби́тели озари́! Умири́, чудотво́рче и прови́дче преизря́днейший, наро́ды страны́ на́шея, благода́тию и да́ром Свята́го Ду́ха изба́ви от междуусо́бныя бра́ни, расточе́нная собери́, прельще́нныя обрати́ и совокупи́ Святе́й Собо́рней и Апо́стольской Це́ркви. Ми́лостию твое́ю супру́жества в ми́ре и единомы́слии соблюди́, мона́шествующим в дела́х благи́х преуспея́ние и благослове́ние да́руй, малоду́шныя уте́ши, стра́ждущих от духо́в нечи́стых свободи́, в ну́ждах и обстоя́ниих су́щих поми́луй и нас на путь спасе́ния наста́ви. Во Христе́ живы́й, о́тче наш Иоа́нне, приведи́ нас к Невече́рнему Све́ту жи́зни ве́чныя, да сподо́бимся с тобо́ю ве́чнаго блаже́нства, хва́ляще и превознося́ще Бо́га во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Краткое житие

По благословению епископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана

– Ванечка, что ты в ручке держишь? Что это у тебя?

– Ка-фе-тка…

– Конфетка?

Мама осторожно разогнула нежные, тонкие пальчики малыша. На ладошке лежала тёмно-вишнёвая прозрачная горошина… Женщина, быстро окинув взглядом кухню, заметила на полу помятую коробочку из-под лекарства. Тихо, мягко, чтобы не испугать ребёнка, она спросила:

– Ванечка, а где остальные конфетки?

– Съел…

Мальчик поднял глаза на маму и хотел уже было улыбнуться, но… Почему же мамочка такая белая, а глаза такие, будто она увидела что-то очень страшное? И Ваня, уткнувшись лицом в мамину юбку, заплакал. Внезапно ножки его ослабели, перед глазами замелькали какие-то светящиеся точки, дыхание перехватило, а сердечко будто сжала чья-то невидимая рука…

– Мамочка, мамочка! – закричал он и медленно, как во сне, опустился на пол…

Когда приехала «скорая», Ваня уже не плакал. Он лежал бледный и широко раскрытыми глазами, отрешенно смотрел куда-то, как казалось маме, в даль…

Промывание желудка не помогло: видимо, препарат уже впитался.

– В больницу! Срочно! – распорядился доктор.

По дороге малыш потерял сознание.

В приёмном покое дежурный врач объяснил: то количество сердечных таблеток, которое съел Ваня, является для него смертельной дозой, а потому… Словом, он не может обещать, что ребёнок останется жить.

– Мальчика отправили в реанимацию. Врачи сделают всё возможное. Часам к шести вечера что-то, быть может, прояснится. А пока вы сыну помочь ничем не сможете. Идите домой,– и врач, резко повернувшись, ушёл.

Она не знала, что делать… Она не знала, куда идти… Она не знала, к кому идти… Не подозревала она и того, что Промыслом Божиим она окажется там, где ей смогут помочь…

Медленно, бесконечно тянулись часы… А мать всё бродила по сумрачному ноябрьскому городу. Мокрый, холодный снег бил в лицо. Мысли, одна горше другой, разрывали голову… Неужели его маленькое, хрупкое тельце будет лежать в этой ставшей чужой, промёрзшей насквозь земле?..

– Нет, Господи! Нет! Помоги, Господи!!! – женщина, услышав свой собственный отчаянный крик, вздрогнула. Она стояла на мосту. Вода ещё не покрылась льдом, и в ней, с рябью от падавшего снега, отражался крест. «Да это же Карповка. Монастырь»,– промелькнуло в голове…

Как и что она объясняла сёстрам монастыря – не помнила. Отчетливо же всё начала осознавать только к концу молебна.

– Просите Пресвятую Богородицу и молитесь святому праведному Иоанну Кронштадтскому, и будем надеяться на милость Божию,– напутствовал её священник.

Словно на крыльях летела женщина в больницу. «Верую, Господи! Помоги! – шептала она.– Матерь Божия, защити! Батюшка Иоанн, молись за моего Ванечку!».

Вот и шесть вечера. Скрипнула дверь реанимационной палаты. И врач, несколько озадаченный, но с нескрываемой радостью в глазах, возвестил:

– Случилось невероятное!.. Ваш сын будет жить.

В подобных ситуациях говорят: «Слава Богу». Но лишь пережившие настоящее горе могут вложить в эти, для многих ставшие уже привычными, слова столько благодарности и любви к Творцу нашему и Искупителю – Господу.

Слава Богу! – промолвила мать. Она знала, КТО ей помог…

На следующий день Ванечка уже был дома, бегал, смеялся – словно и не было ничего.

* * *

В жизни этой семьи многое изменилось с того страшного дня. Господь иногда, по особому Своему смотрению, вразумляет человека через болезнь его детей. Часто лишь перед лицом страшных испытаний мы можем осознать свою немощь и глубочайшую зависимость от Бога, Творца нашего. Ваня с мамой стали посещать храм Божий, исповедоваться, причащаться; часто бывают они в монастыре на Карповке, а особую любовь питают к Батюшке Иоанну – ведь это его чудным заступлением Ванечка остался жив.

Кто же он, этот дивный Батюшка, явивший благодатные примеры дерзновенного предстательства пред Господом, по молитвам которого и ныне исцеляются больные и словно бы сами собой разрешаются многотрудные проблемы?..

Пророком и чудотворцем называли отца Иоанна ещё при жизни. Весь православный русский народ чтил его как праведника, верил в его молитвы и заступничество пред Богом. Для всех он был светильником веры и благочестия. И если бы Россия прислушалась к пророчествам Батюшки, то, возможно, многие тяжелейшие беды и испытания ХХ века миновали бы её.

Святому праведному Иоанну Кронштадтскому и посвящаем мы эту книгу.

Когда человек – творение Божие – является в этот мир, он кричит, то ли радуясь, то ли печалясь… А это дитя лишь издавало чуть слышный стон: хилым и слабым родилось оно. «Господи, помилуй! Не доживёт ещё до утра!» – встревожилась мать, и отец побежал к священнику, чтобы тот поспешил окрестить новорождённого младенца.

В ночь на 19 октября (1 ноября нового стиля) 1829 года ребёнка крестили и нарекли Иоанном в честь болгарского святого Иоанна Рыльского.

Никто и не думал тогда, что этому слабому, болезненному ребёнку суждено стать дивным пастырем, светочем и печальником земли Российской, проповедником покаяния и праведной жизни во Христе.

Родители его – Илия и ФеодОра Сергиевы – были людьми простыми и глубоко верующими. Когда Ваня подрос, отец стал водить его с собой в храм. Церковные правила, богослужебный устав мальчик узнал раньше, чем научился читать и писать. К молитве, церковному благочестию с раннего детства приучала ребёнка мать.

И хотя после Таинства Святого Крещения здоровье Вани стало заметно укрепляться, всё же болел он довольно часто. Много времени приходилось проводить ему в постели; ночами, просыпаясь, он видел одно и то же: зажжённую лампадку перед образом Пресвятой Богородицы и свою горячо любимую маму – она молилась. Часто и сам он, порой не замеченный ею, молился умиленно и трепетно.

* * *

Много раз в своей жизни удостаивался Иоанн чудесных явлений. Однажды ночью шестилетний мальчик увидел в комнате необычный свет – неземной. В этом свете явился ему Ангел. Видя смущение ребёнка, вестник Божий успокоил Ваню: он, Ангел-хранитель, будет на протяжении всей жизни оберегать его…

Ване много читали. Любимой его книгой было Святое Евангелие. А жития святых так увлекали мальчика, что и сам он жаждал жить только ради Христа, спасаться в пустынях, терпеливо выносить голод и жажду, холод и зной, делиться с дикими зверями скудным пропитанием…

Как хотелось ребёнку самому читать эти дивные истории, но наука чтения не давалась ему, и он очень сокрушался по поводу своей непонятливости.

А наука и в самом деле была непростая…

– Ну читай, пожалуйста!

– Твердо, рцы, аз, веди, аз,– читает мальчик старательно.

Иоанновский женский монастырь — наб.Карповки, 45

Свято-Иоанновский ставропигиальный монастырь

Пам. арх. (регион.)

наб. Карповки, 45

1900-1902 — арх. Никонов Ник. Ник.

В 1899 г. о. Иоанн Кронштадтский основал в своем родном селе Сура Иоанно-Богословскую женскую общину. Вскоре о. Иоанн решил устроить общинное подворье в Санкт-Петербурге.

Часть земли была куплена, а участок № 2 по Силину (ныне Иоанновкому) пер. между наб. Карповки и Песочной ул. (ныне ул. Профессора Попова) был подарен потомственным почетным гражданином Семеном Григорьевичем Раменским, председателем общества вспоможения бедным Владимирской церкви и Малоохтенского благотворительного общества при церкви св. Марии Магдалины. 8 мая 1899 г. о. Иоанном было освящено место будущего подворья. Закладку подворья 16 сентября того же года освятил викарный епископ Ямбургский Борис. Строилось здание по проекту епархиального архитектора Н. Н. Никонова. В следующем году здесь появилась небольшая деревянная часовня с шатровым завершением, построена по проекту Н. Н. Никонова, освящена во имя прп. Иоанна Рыльского, небесного покровителя о. Иоанна. Наблюдать за постройком монастыря о. Иоанн благословил свою духовную дочь Анну Семеновну Сергееву. 27 октября 1901 г. она была пострижена в монашество с именем Ангелина и стала заведующей Сурским подворьем.

Строительство главного храма затягивалось, о. Иоанн решил устроить небольшой храм в нижнем этаже здания. 17 декабря 1901 г. по благословению митрополита Антония новая церковь была освящена самим о. Иоанном во имя прп. Иоанна Рыльского.

Комплекс монастыря был возведен всего за два года. В 1902 г. монахиня Ангелина была награждена наперстным крестом за успешную деятельность по строительству обители. О. Иоанн обратился к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию с просьбой о переименовании Сурского подворья в Санкт-Петербургский женский монастырь Двенадцати Апостолов. Владыка Антоний предложил назвать монастырь Иоанновским в честь небесного покровителя батюшки прп. Иоанна Рыльского. О. Иоанн с благодарностью согласился.

В 1903 г. община в Суре была обращена в монастырь, а подворье в самостоятельную обитель. Матушка Ангелина была назначена настоятельницей.

Главный храм обители собор Двунадесяти Апостолов занимает два верхних этажа храмового комплекса. Храм был освящен 17 декабря 1902 г. митрополитом Антонием в сослужении о. Иоанна Кронштадтского. Правый придел во имя Казанской иконы Божией Матери был освящен 24 апреля 1903 г. епископом Гдовским Константином, он же 14 октября того же года освятил левый во имя прп. Андрея Критского и Марии.

Пять куполов собора и звонница были покрыты разноцветной черепицей. В окнах находились витражи с изображениями апостолов работы П. К. Венига и Ф. К. Платонова. Образа для двухъярусного дубового иконостаса написал Ф. К. Платонов, другие – М. В. Нестеров. Жертвенник и престол были изготовлены из белого мрамора.

В 1903 г. на Песочной ул. (ныне ул. Профессора Попова) было окончено строительство пятиэтажного . Рядом в 1907-1908 гг. было возведено здание лазарета, мастерских, типографии и келий для 200 сестер. Тогда же в подвальном этаже по проекту Н. Н.Никонова была устроена небольшая усыпальница, выложенная белым итальянским мрамором. Мраморный иконостас для нее был изготовлен в мастерской А. А. Баринова. Образа также написал Ф. К. Платонов. Средства на строительство храма-усыпальницы пожертвовала Анна Яковлевна Лежоева. В 1907 г. она стала насельницей монастыря, была пострижена с именем Иоанна и исполняла обязанности казначея обители.

О. Иоанн любил называть себя «Божиею милостию строитель Иоанновского монастыря». И это место он сам выбрал для своего упокоения, обратившись к митрополиту Антонию с особым прошением об этом. 15 декабря 1904 г. Николай II написал на его докладе: «Разумеется, желание почтенного о. Иоанна Сергиева будет исполнено». 20 декабря 1908 г. О. Иоанн скончался. 21 декабря 1908 г. митрополит Антоний освятил в усыпальнице придел во имя прор. Илии и благ. цар. Феодоры – по именам небесных покровителей родителей о. Иоанна. 23 декабря здесь в беломраморной гробнице и был погребен батюшка.

На втором этаже под алтарем главного храма сохранялись покои о. Иоанна. Они оставались неприкосновенными вплоть до закрытия обители. Когда монастырь стал возрождаться, всю обстановку удалось восстановить благодаря сохранившемуся описанию. Ныне в этих помещениях располагаются патриаршие покои.

Настоятелем храма с 1904 г. был протоиерей Иоанн Николаевич Орнатский. С января 1909 г. монастырь стал первоклассным.

Сегодня, 2 января, Благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского отмечает день памяти небесного покровителя. С 2011 года Благотворительный фонд, созданный Синодальным отделом по благотворительности, развивает систему церковной реабилитации и помогает наркозависимым.

Святой Иоанн Кронштадтский: пастырь погибших

«Прихожу раз не очень пьяный. Вижу, какой-то молодой батюшка сидит, на руках сынишку моего держит. Я было ругаться хотел, да глаза батюшки, ласковые и серьезные, меня остановили…»

Замкнутый, но сострадательный

Святой праведный отец Иоанн, Кронштадтский чудотворец, родился 19 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии — на далеком севере России — в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры. Новорожденный казался таким слабым, что родители поспешили сразу же крестить его. Вскоре после крещения младенец Иоанн стал поправляться.

Родители, приписав поправку сына действию таинства крещения, стали с особым вниманием следить, чтобы ребенок и дальше рос под покровом Божиим. Отец с раннего детства брал сына в церковь.

Внутренний вид избы, в которой родился св. прав. Иоанн Кронштадтский. Фото 1900-х гг.

В условиях крайней нужды Иван рано узнал, каковы на деле бедность, горе и страдание. Это сделало его сосредоточенным, вдумчивым и замкнутым в себе, но воспитало и глубокое сочувствие к людям.

Сура – родина св. прав. Иоанна Кронштадтского. Фото конца XIX в.

На шестом году отец стал учить Ваню грамоте. Но грамота вначале не давалась. Тогда Ваня начинал молиться: ему и самому хотелось научиться читать, и хотелось обрадовать отца, который мечтал, что сын станет священником.

Но когда отец, собрав последние средства, отвез Ваню в Архангельское приходское училище, мальчик особенно остро почувствовал одиночество и беспомощность. Утешение приходило лишь в молитве, к которой Ваня привык с детства.

Однажды, после одной из горячих ночных молитв, случилось необычное: «точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове», «легко и радостно так стало на душе», — как вспоминал потом сам святой Иоанн Кронштадский. А едва рассвело, Ваня вскочил с постели, схватил книги, и — о, счастье! — стал читать гораздо лучше, стал хорошо понимать и запоминать прочитанное.

С той поры Иван стал отлично учиться: одним из первых окончил училище, первым окончил Архангельскую дyxoвнyю семинарию и был принят на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию.

Еще учась в семинарии, Иван лишился нежно любимого им отца. Иван хотел прямо из семинарии искать себе место диакона или псаломщика, чтобы содержать оставшуюся без средств мать. Но она не пожелала, чтобы сын из-за нее лишился высшего духовного образования и настояла на его поступлении в Академию.

В Академии студент не оставил свою мать без помощи: он выхлопотал себе в правлении канцелярскую работу и весь заработок отсылал матери.

Учась в Академии, Иван хотел стать миссионером: просвещать язычников Сибири и Северной Америки.

Однажды, размышляя о предстоящем ему служении, Иван заснул и во сне увидел себя священником, служащим в Кронштадтском Андреевском соборе, в котором никогда не бывал.

Скоро сон сбылся с буквальной точностью. В 1885 году, когда Иван Сергиев окончил курс Академии со степенью кандидата богословия, ему предложено было вступить в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора К. Несвитского Елизаветой и принять сан священства для служения в том же соборе.

Вспомнив свой сон, Иван принимает предложение. 12 декабря 1855 года совершилось его рукоположение во священники. Войдя впервые в Кронштадтский Андреевский собор, о. Иоанн остановился почти в ужасе на его пороге: это был именно тот храм, который задолго до того представлялся ему в его детских видениях.

Кронштадт. Андреевский собор. Фото начала XX в.

Вся остальная жизнь о. Иоанна проходит в Кронштадте, поэтому многие, забывая его фамилию «Сергиев» называли его «Кронштадтский», да и сам он нередко так подписывался.

«Полюбите нас черненькими»

В браке со своей супругой о. Иоанн жил, как брат с сестрой, оставаясь девственником. По его представлениям, это казалось необходимым для служителя Божиего, стремящегося посвятить себя всецело Церкви и людям.

«Счастливых семей, Лиза, и без нас много. А мы с тобой, давай, посвятим себя на служение Богу», — так сказал он жене в первый день брачной жизни.

Тщательно скрывая от людей свой аскетизм, о. Иоанн был величайшим подвижником. Его поразительно искренний дневник «Моя жизнь во Христе» — честное свидетельство борьбы с греховными помыслами, ошибок и их переживаний и самого горячего самоосуждения.

В основе всей аскетики «мирского батюшки» о. Иоанна была, во-первых, безоглядная и преданнейшая вера и любовь к Богу. На этой вере и любви основывалась любовь и сострадание к людям, жаление их и молитва за них.

Строгого поста, как душевного, так и телесного, требовало от о. Иоанна и ежедневное совершение Божественной литургии, которое он поставил себе за правило.

При первом же знакомстве со своей паствой о. Иоанн увидел, что здесь ему предстоит не меньше трудов для миссионерства, чем в далеких языческих странах. В Кронштадте — месте административной высылки из столичного Санкт-Петербурга порочных людей — царили безверие, иноверие и сектантство.

Проживало там и много чернорабочих, работавших главным образом в порту. Все они ютились, по большей части, в жалких лачугах, землянках, попрошайничали и пьянствовали. Городские жители немало терпели от этих опустившихся людей, получивших название «посадских». Ночью не всегда безопасно было пройти по улицам, — случались нападения.

Вот на этих «погибших» людей, презираемых всеми, и обратил свое главное внимание о. Иоанн. Он не ограничивается проповедью с амвона и пылкими призывами «жить правильно». Он идет к «погибшим» в дома, разговаривает, утешает, ухаживает за больными, помогает материально, раздавая все, что имеет, подчас возвращаясь домой раздетым и разутым.

И именно эти кронштадтские «босяки», «подонки общества», которых первой коснулась любовь доброго пастыря, первыми и «открыли» святость о. Иоанна. А потом «открытие» очень быстро подтвердила вся верующая Россия.

Кронштадт. Дом Трудолюбия, основанный св. прав. Иоанном Кронштадтским.

Необыкновенно трогательно рассказывал об одном из таких случаев духовного возрождения благодаря о. Иоанну один ремесленник: «Мне было тогда годов 22-23. Теперь я старик, а помню хорошо, как видел первый раз батюшку.

У меня была семья, двое детишек. Я работал и пьянствовал. Семья голодала. Жена потихоньку по миру собирала. Жили в дрянной конурке. Прихожу раз не очень пьяный. Вижу, какой-то молодой батюшка сидит, на руках сынишку держит и что-то ему говорит ласково. Ребенок серьезно слушает. Кажется, батюшка был как Христос на картине «Благословение детей».

Я было ругаться хотел: вот, мол, шляются… да глаза батюшки, ласковые и серьезные, меня остановили: стыдно стало. Опустил я глаза, а он смотрит — прямо в душу смотрит. Начал говорить. Не смею передать все, что он говорил.

Говорил про то, что у меня в каморке рай, потому что где дети, там всегда и тепло, и хорошо, и о том, что не нужно этот рай менять на чад кабацкий. Не винил он меня, нет, все оправдывал, только мне было не до оправдания. Ушел он, а я сижу и молчу… Не плачу, хотя на душе так, как перед слезами. Жена смотрит… И вот с тех пор я человеком стал…».

Чудесный дар чудесных исцелений

Такой необычный пастырский подвиг совсем молодого священника стал вызывать нарекания и даже нападки со всех сторон. Многие и в церковной среде долго не признавали искренности его настроения, глумились над ним, клеветали устно и печатно, называли юродивым.

Одно время епархиальное начальство воспретило даже выдавать о. Иоанну на руки жалование, так как он, получив его, все до последней копейки раздавал нищим, и вызывало для объяснений.

Все эти испытания и глумления о. Иоанн мужественно и терпеливо переносил, понимая, как человек опытный в духовной жизни, откуда они берутся. За обижателей молился по заповеди Христовой: молитесь за обижающих и гонящих вас. И ни в чем не изменял принятого образа жизни.

Прошло время, и те, кто в первые годы пастырства над праведником смеялись, поносили, клеветали и преследовали, — стали прославлять, потому что стало ясно: это не «обновленец какой», а настоящий пастырь, полагающий душу свою за овцы своя.

«Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его, — говорил о. Иоанн, — не нужно смешивать человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем».

С таким сознанием он и шел к людям, всех побеждая и возрождая силой сострадательной любви.

Скоро открылся в о. Иоанне и дар чудотворения, который прославил его на всю Россию и далеко за пределами ее.

Неверующая часть общества, среди которой было много интеллигенции, вообще по трагическому непониманию не расположенной к о. Иоанну, в печати намеренно замалчивала чудесные случаи проявления милости Божией по молитвам праведного священника. Но все же очень много чудес оказалось записано.

Сохранилась точная запись рассказа самого о. Иоанна о первом таком чуде. «Кто-то в Кронштадте заболел. Просили моей молитвенной помощи. У меня и тогда уже была такая привычка: никому в просьбе не отказывать. Я стал молиться, предавая болящего в руки Божии, прося у Господа исполнения над ним Его святой воли.

Но неожиданно вдруг вижу, как будто бы приходит ко мне одна старушка, которую я давно знал. Она была глубоко верующая, проведшая жизнь по-христиански и в страхе Божием кончившая свое земное странствование. Приходит она ко мне и настойчиво требует, чтобы я молился именно о выздоровлении болящего.

Помню, тогда я почти испугался: «Как я могу, — думал я, — иметь такое дерзновение?» Однако эта старушка твердо верила в силу моей молитвы и стояла на своем. Тогда я исповедал пред Господом свое ничтожество и свою греховность, увидев волю Божию в этом деле, и стал просить для болящего исцеления.

И Господь послал ему милость Свою — он выздоровел. Я же благодарил Господа за эту милость. В другой раз по моей молитве исцеление повторилось. Я тогда в этих двух случаях уже прямо усмотрел волю Божию, новое себе послушание от Бога — молиться за тех, кто будет этого просить».

И по молитве о. Иоанна действительно совершалось — и теперь по его блаженной кончине — продолжает совершаться множество чудес. Излечивались молитвою и возложением рук о. Иоанна самые тяжкие болезни, когда медицина терялась в своей беспомощности.

Исцеления совершались как наедине, так и при большом стечении народа, а весьма часто и заочно. Достаточно было написать письмо о. Иоанну или послать телеграмму, чтобы он помолился, и чудо исцеления совершалось.

Особенно замечательно происшедшее на глазах у всех чудо в селе Кончанском (Суворовском), описанное случайно находившейся там Суворовской комиссией профессоров Военной академии (в 1901 г.): много лет страдавшая беснованием и приведенная к о. Иоанну в бесчувственном состоянии женщина, через несколько мгновений была им исцелена и приведена в состояние вполне здорового человека.

По молитве о. Иоанна прозревали слепые. Художником Животовским описано чудесное пролитие дождя в местности, страдавшей от засухи и лесных пожаров, после того, как о. Иоанн вознес там свою молитву.

О. Иоанн исцелял молитвою своею не только русских православных людей, но и мусульман, и евреев, и обращавшихся к нему из-за границы иностранцев.

Этот великий дар был наградой о. Иоанну за его подвиги — молитвенные труды, пост и самоотверженные дела любви к Богу и ближним.

Благотворительность в особо крупных размерах

Скоро вся верующая Россия потекла к великому чудотворцу. Наступил второй период его жизни. Вначале о. Иоанн сам шел к народу, а теперь вся Россия шла к нему. Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть о. Иоанна и получить от него помощь. Еще большее число писем и телеграмм получал он:

кронштадтская почта для переписки о. Иоанна должна была открыть особое отделение.

Вместе с письмами и телеграммами приходили к о. Иоанну и огромные суммы денег на благотворительность. О размерах их можно судить только приблизительно, потому что, получая деньги, о. Иоанн тотчас все раздавал.

По самому минимальному подсчету через его руки проходило в год не менее одного миллиона рублей (сумма по тому времени громадная)!

На эти деньги о. Иоанн ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте «Дом Трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге построил женский монастырь на Карповке, в котором и был по кончине своей погребен.

Достигнув высокой степени бесстрастия о. Иоанн спокойно принимал богатые одежды, преподносимые ему почитателями, и облачался в них. Это ему нужно было для скрытия своих подвигов.

Полученные же пожертвования раздавал все, до последней копейки.

Так, получив однажды при громадном стечении народа пакет из рук купца, о. Иоанн тотчас же передал его в протянутую руку бедняка, не вскрывая пакета. Купец взволновался: «Батюшка, да там тысяча рублей!» «Его счастье», — спокойно ответил о. Иоанн.

Иногда, однако, он отказывался принимать от некоторых лиц пожертвование. Известен случай, когда он не принял от одной богатой дамы 30 тыс. рублей. В этом случае проявилась прозорливость о. Иоанна, ибо эта дама получила деньги не чистым путем, в чем и покаялась.

К общему сожалению жителей Кронштадта, во второй период своей жизни о. Иоанн должен был оставить преподавание Закона Божия в Кронштадтском городском училище и в Кронштадтской классической гимназии, где он преподавал свыше 25 лет.

Преподавателем о. Иоанн был также чудесным: никогда не прибегал ни к чрезмерной строгости, ни к нравственному принижению неспособных.

У о. Иоанна мерами поощрения служили не отметки, мерами устрашения — не наказания. Успехи рождало теплое, доброе отношение его как к самому делу преподавания, так и к ученикам. Поэтому у о.Иоанна не было «неспособных». На его уроках все без исключения вслушивались в каждое его слово. Урока его ждали. Это была живая беседа, захватывающий внимание рассказ.

Нередко бывали случаи, когда о. Иоанн, заступившись за какого-нибудь ленивого ученика, приговоренного к исключению, сам принимался за его исправление. Проходило несколько лет, и из ребенка, не подававшего, казалось, никаких надежд, вырастал добрый человек. Особенное значение о. Иоанн придавал чтению житий святых — реальных, живых свидетельств веры и подвига.

Кронштадт. Мужская гимназия, где 25 лет законоучительствовал св. прав. Иоанн Кронштадтский.

И этот труд учительства о. Иоанн должен был оставить для всероссийского душепопечения.

Режим дня праведника

К человеку, востребованному обществом, всегда появляется вопрос: как все успеть? Как выстроить день, чтобы успеть хотя бы самое главное? Рабочий день прав. Иоанна Кронштадтского начинался с молитвы. Сначала — личной, потом — церковной.

Вставал о. Иоанн в три часа ночи и готовился к служению Божественной литургии. Около четырех часов он отправлялся в собор к заутрени. Здесь его уже встречали толпы паломников, жаждавших благословения. Тут же было и множество нищих, которым о. Иоанн раздавал милостыню.

Перед началом литургии была исповедь. Из-за громадного числа людей, желавших исповедаться у о. Иоанна, им была введена, по необходимости, общая исповедь.

Производила эта исповедь на всех участников и очевидцев потрясающее впечатление: многие каялись вслух, громко выкрикивая, не стыдясь и не стесняясь, свои грехи.

Андреевский собор, вмещавший до пяти тысяч человек, ежедневно был полон, очень долго шло причащение, и литургия раньше 12 часов дня не оканчивалась. Служба о. Иоанна представляла собой непрерывный, горячий молитвенный порыв к Богу.

Во время службы о. Иоанн был посредником между Богом и людьми, ходатаем за грехи их, живым звеном, соединявшим Церковь земную, за которую он предстательствовал, и Церковь Небесную, с членами которой он молитвенно общался духом.

Чтение о. Иоанна на клиросе также было живой беседой с Богом и с Его святыми: читал он громко, отчетливо, проникновенно. За Божественной литургией слезы лились из его глаз, но он не замечал их: вся история спасения человека, страдания Бога за грехи человека, страдания самого человека переживались им непосредственно.

Такое служение необычайно действовало на всех присутствующих. Не все шли к о. Иоанну с твердой верой: некоторые — с сомнением, недоверием, другие — из любопытства. Но, побывав хоть раз на служении о. Иоанном литургии, неверующие совершенно преображались, сомневающиеся — укреплялись. Причащающихся после общей исповеди бывало всегда так много, что на святом престоле стояло иногда несколько больших Чаш, из которых священники приобщали верующих одновременно. И такое причащение продолжалось нередко более двух часов.

Во время службы письма и телеграммы приносились о. Иоанну прямо в алтарь, и он тут же прочитывал их и молился о тех, кого просили помянуть.

После службы, сопровождаемый тысячами верующих, о. Иоанн выходил из собора и отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. И редко когда возвращался домой ранее полуночи. Учитывая, что в три часа утра о. Иоанн уже был на ногах, очевидно, многие ночи он и вовсе не спал.

Конечно, так жить и служить можно было только при наличии благодатной помощи Божией, подаваемой в молитве.

Земная слава

Но слава «от человек» для о. Иоанна порой становилась тяжкой. Всюду, где бы он ни показался, около него мгновенно вырастала толпа жаждавших хотя бы прикоснуться к чудотворцу. Почитатели бросались даже за быстро мчавшейся каретой, не боясь быть изувеченными.

По просьбам верующих о. Иоанну приходилось предпринимать поездки в разные города России. Во время проезда о. Иоанна на пароходе толпы народа бежали по берегу, многие при приближении парохода становились на колени.

В имении Рыжовка, около Харькова, где остановился о. Иоанн во время пребывания в Малороссии, многотысячной толпой были уничтожены трава, цветы, клумбы усадьбы: тысячи народа проводили дни и ночи лагерем около этого имения.

Харьковский собор во время служения о. Иоанна 15 июля 1890 года не мог вместить всех молящихся. Не только собор, но и площадь около собора не вместила народа, который заполнил даже все прилегающие улицы. В самом соборе певчие вынуждены были поместиться в алтаре. Железные решетки оказались всюду сломанными.

20 июля о. Иоанн совершал молебен на Соборной площади — народу было более 60 тысяч. И точно такие же сцены происходили в поволжских городах: в Самаре, Саратове, Казани, Нижнем Новгороде.

Молитва с государем

В октябре 1894 года отец Иоанн был вызван в царский дворец в Ливадию, где умирал Император Александр III. О. Иоанна позвали помолиться о здравии тяжело больного Императора.

Государь встретил о. Иоанна словами: «Я не смел пригласить вас сам. Благодарю, что вы прибыли. Прошу молиться за меня, недомогаю».

После совместной коленопреклоненной молитвы Государя наедине с о. Иоанном последовало значительное улучшение здоровья больного, и появились надежды на полное выздоровление. Так продолжалось пять дней; 17 октября началось снова ухудшение, и в этот день Государь сподобился вторично приобщиться Святых Тайн из рук отца Иоанна Кронштадтского.

«Я не считал своей миссии выполненной, — говорил о. Иоанн, — доколе сам не причащу высокого больного. Я крайне нуждаюсь сам в ежедневном причащении Святых Тайн и почитаю за великое лишение, если не причащусь; так же больной человек нуждается в этом все оживотворяющем таинстве, если не всякий день, то через некоторый промежуток, и я, отслужив 17 октября литургию в присутствии Высочайших особ, отправился с Чашею Жизни вместе с протодиаконом в карете во дворец к болящему.

Вошедши со Святой Чашей в помещение его, я вслух произнес слова из церковной песни: «Се входит Царь славы, се жертва тайная совершенно дориносится, верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем». Государь получил большое утешение благодатью Христовой.

В последние часы своей жизни Государь говорил о. Иоанну: «Вы — святой человек. Вы — праведник. Вот почему вас любит русский народ.

«Да, — отвечал о. Иоанн, — ваш народ любит меня». «Любит, — ответил Государь, — потому что знает, кто вы и что вы» (подлинные его слова).

Умирая, Государь просил о. Иоанна возложить свои руки на его голову, говоря ему: «Когда вы держите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень страдаю — не отнимайте их».

Отец Иоанн так и продолжал держать свои руки на голове умирающего царя, пока царь не предал душу свою Богу.

Духовный дневник

Был о. Иоанн замечательным проповедником, причем говорил он весьма просто и чаще всего без особой подготовки. Он не искал красивых слов и оригинальных выражений, но проповеди его отличались силой и глубиной мысли, и вместе с тем богословской насыщенностью, при всей своей доступности для понимания простыми людьми. В каждом слове его чувствовалась какая-то особенная сила, отражение силы его собственного духа.

Несмотря на занятость, о. Иоанн находил время вести духовный дневник, записывая ежедневно свои мысли, приходившие ему во время молитвы и созерцания — в результате «благодатного озарения души, которого удостаивался от все просвещающего Духа Божия».

Эти мысли составили собой замечательную книгу, изданную под заглавием «Моя жизнь во Христе». Это дневник, в котором отражена духовная жизнь автора. Книга эта — лучший свидетель того, как жил великий праведник и как нужно жить тем, кто хочет не только называться, но и в действительности быть христианином.

Книга «Моя жизнь во Христе» вскоре после выхода в свет была переведена на несколько иностранных языков, а у англиканских священников сделалась настольной.

Основная мысль всех письменных творений о. Иоанна — необходимость горячей веры в Бога и жизни по вере, в непрерывной борьбе со страстями и грехами без уныния и отчаяния, с верой в Божию помощь и любовь.

Пророк в своем отечестве

В России в предреволюционные годы о. Иоанн был истинным, но неуслышанным пророком. Кротко и неосудительно относясь к каждому человеку, о. Иоанн нелицеприятно выступал против «социалистических» идей и революционных порывов, предрекая, что народ, отступивший от Бога, Бог оставит ходить «своими путями», пока этот народ сам не захочет вернуться к Богу.

«Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству. Господь вверил нам, русским, спасительный талант православной веры. Восстань же, русский человек! Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России?.. Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу — и вам, и России».

Святой Иоанн Кронштадтский предрекал: «Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению. Если в России так пойдут дела и безбожники, и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония».

Последующие события кровавой русской революции показали, насколько был прав был святой в своих предостережениях.

В последние годы жизни о.Иоанна мучил личный недуг — болезнь, которую он кротко и терпеливо переносил, никому никогда не жалуясь.

Решительно отверг он предписание врачей поддерживать свои силы скоромной пищей. Вот его слова:

«Благодарю Господа моего за ниспосланные мне страдания для предочищения моей грешной души. Оживляет — святое причастие».

И он приобщался по-прежнему каждый день.

10 декабря 1908 года, собрав остаток своих сил, о. Иоанн в последний раз сам совершил Божественную литургию в Кронштадтском Андреевском соборе. А в 7 часов 40 минут утра 20 декабря 1908 года праведный Иоанн мирно отошел ко Господу, заранее предсказав день своей кончины.

В погребении о. Иоанна участвовали и присутствовали десятки тысяч людей, а у гробницы его и тогда, и в последующее время совершалось немало чудес.

Прикладывающиеся к руке покойного люди свидетельствовали, что рука о. Иоанна не была холодной, окоченевшей. В самом отпевании не было ничего скорбного и чем дольше шла служба, тем больше увеличивалось торжественно-праздничное настроение молящихся. Чувствовалось, что от гроба исходит благодатная сила и многие свидетели ощущали особую радость.

Похоронили о. Иоанна в церкви-усыпальнице, специально устроенной для него в подвальном этаже сооруженного им монастыря на Карповке.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1990 года св. прав. Иоанн Кронштадтский был канонизирован. Дни памяти — 2 января и 14 июня (прославление).

Источник:Милосердие.ру

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *