Иоанно богословский череменецкий монастырь

Расположенный неподалеку от г. Луга Иоанно Богословский Череменецкий мужской монастырь является одной из достопримечательностей Ленинградской области. Многие туристы, приехавшие в Санкт-Петербург, стремятся посетить его храмы, послушать службы и молебны.

История Череменецкого монастыря

Когда точно был основан монастырь, историкам неизвестно. Но впервые упоминание о нем появилось в 1500 году. Свое имя монастырь получил после события, произошедшего в 1478 году. По преданиям, одному крестьянину, живущему в деревне Русыня, вдруг явилась икона с ликом святого Иоанна Богослова. Узнав об этом, правящий в те годы князь Иоанн III распорядился о постройке монастыря, который будет носить имя святого.

Построен был Череменецкий мужской монастырь на озере, воды которого окружают его со всех сторон. За время существования монастырь был несколько раз разрушен и вновь восстановлен. Было время, когда его закрывали, размещали в нем сельскохозяйственную артель, школу садоводства и даже туристическую базу. И только в 1997 году религиозная община монахов вновь была открыта, а в 1999 году была возвращена ее главная святыня – икона Иоанна Богослова, которая до этого находилась в Казанском соборе города Луга.

Сейчас монастырский комплекс включает храм святого Иоанна Богослова, дом настоятеля, братский корпус, трапезную и гостиницу. Постройки окружены парком, в котором с удовольствием гуляют приезжие между богослужениями.

Праздники и богослужения

Узнать, когда проходят богослужения, можно на официальном сайте Череменецкого Иоанно Богословского мужского монастыря. По субботам проходит Всенощное бдение, а по воскресениям литургии и исповеди. Престольный праздник монастыря – 21 мая в день Иоанна Богослова.

Как добраться

В Череменецкий монастырь поездка из СПб займет несколько часов. На общественном транспорте можно добраться на электричке, отправляющейся с Балтийского вокзала. Конечная станция – г. Луга. В городе надо сесть на автобус, идущий до деревни Госткино. От нее до обители монахов всего 3 км пешком. Также можно доехать собственным автомобилем. Проработать маршрут можно на карте, которая выложена на официальном сайте Череменецкого монастыря.

На поездку в обитель монахов стоит выделить минимум день или целые выходные. Тогда получится посетить все богослужения, прогуляться по острову, сделать красивые фото Череменецкого монастыря.

В 1680 г. монастырь сильно пострадал от нападений литовцев, были сожжены все монашеские кельи. Однако храмы и монастырские строения сохранились.

Храмов в обители было два.

Главный — пятиглавый Иоанно-Богословский собор, выстроенный в XVI в. из белого известняка, — стоял на высоком насыпном холме посреди острова.

Рядом находилась небольшая каменная церковь Преображения Господня, построенная в 1707 г. на месте старой деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

На острове Деревелец рядом с монастырем находилась каменная Успенская часовня, освященная в 1905 г.

Главной святыней обители была явленная икона св.апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Икона имела богатую ризу и находилась в Иоанно-Богословском соборе в четырехъярусном иконостасе. (Позднее чудотворная икона хранилась в Казанском соборе Луги, куда ее передали во время Отечественной войны.)

Крестные ходы с чудотворной иконой совершались: 21 мая и 9 октября — вокруг монастыря, а 14 мая — в город Лугу, в память избавления от холеры в 1848 г..

Известно, что на крестном ходе ежегодно присутствовал митрополит Вениамин (Казанский).

Обитель никогда не была многолюдной, управлялась архимандритом.

В 1920-х годах монастырь был закрыт.

В 1930 г. здания монастыря отданы артели «Красный Октябрь», почти все иноки были арестованы

В последующие годы здесь находилась школа садоводства, а с 1967 г. до конца 1980-х гг. — Череменецкая турбаза.

Уцелевший даже в Отечественную войну Иоанно-Богословский храм был снесен местным чиновником.

Возобновлен монастырь в 1997 г.

В 1999 г. из Казанского собора города Луги в обитель перенесена главная ее святыня — явленная икона св. ап. и ев. Иоанна Богослова (XV в.).

Статус монастыря утвержден постановлением Священного Синода от 9 июня 1996 г.

Престольный праздник- апостола и евангелиста Иоанна Богослова (21 мая).

Центральное место в композиции монастыря до недавнего времени занимали руины собора Иоанна Богослова, который стоял на самой высокой точке холма. Рядом с руинами на деревянных опорах была поставлена небольшая звонница. В 2012 году здание собора было практически отстроено заново. В феврале 2013 года на храм были водружены шесть куполов, кресты и колокола.

Рядом находится восстановленная церковь Преображения Господня, от которой вниз, к подножию холма, ведёт древняя каменная лестница. К ней из-за пределов монастыря попадают по дорожке, ведущей через стилизованные ворота. За пределами монастырских построек остров покрыт тихим старинным парком.

Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь (Скребловская вол.) – собор во имя Св. ап. Иоанна Богослова, XV–XVI вв., перестроен в сер. XIX в., с 1940-х гг. – в руинированном виде, в настоящее время восстановлен по состоянию на сер. XIX вв.; церковь во имя Преображения Господня, 1707 г., перестроена в 1870-е гг. по проекту арх. П. Лукашевича и К. Кольмана, ныне действующая; церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, XVI в., после 1585 г. не упоминается.

Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь находится на Западном берегу Череменецкого оз., на полуострове, в 24 км южнее г. Луги. Монастырь основан в XV в., закрыт в 1930 г., действующий с 1991 г.

Череменецкое оз., имеющее ледниковое происхождение, считается одним из самых красивых водоемов края. Оно протянулось на 14 км с юга на север узкой лентой, между холмистыми берегами с сохранившимися парками старинных усадеб, придорожными аллеями, заповедными лесными угодьями.

Череменецкий монастырь – памятник единения Руси. В 1471 г. произошла битва при р. Шелонь, в которой московский князь Иван III разбил новгородское ополчение. Вскоре новгородские земли вошли в состав Московского княжества. В это время Ивану III становится известно о явлении на Череменецком оз. иконы с ликом его небесного покровителя, св. апостола Иоанна Богослова. По преданию, она открылась пастуху Мокию, крестьянину из окрестной д. Русыни (ныне Батецкого р-на Новгородской области). Икона светилась «лучезарным сиянием». Образ Иоанна Богослова стал особенно почитаем на Руси с XIII в., когда с его помощью были спасены от разорения пригороды Рязани во время Батыева нашествия. Явление иконы было воспринято великим князем как благословение его объединительной миссии. Вскоре на Череменецком оз. был основан мужской монастырь и при нем храм во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Традиция относит явление иконы к 1476 г. Монастырь и Богословская церковь, еще деревянная, впервые упоминаются в Писцовой книге Шелонской пятины 1498 г. как относящиеся к Петровскому погосту.

Следующие сведения отражают состояние Череменецкого монастыря спустя сто лет с момента его основания. В Писцовых книгах Шелонской пятины 1581–1582 гг. указывается, что в монастыре было две церкви – каменная (Богословская) и деревянная (Рождества Пресвятой Богородицы), 16 келий, конюшня, четыре житницы, мельница конная, ограда и, наконец, деревни и земли на трех погостах: Петровском, Дремяцком и Передольском.

Бедствия, постигшие Полужье в конце XVI в., не обошли и Череменецкий монастырь. В 1580 гг. он был «зжен и воеван литовскими людишками». Монахи частью погибли, частью были уведены в плен. В обители остались лишь «черный поп» Закхия да два старца. Сожжены были все 16 келий. Но церкви и хозяйственные постройки уцелели.

Второе разорение монастыря случилось уже в конце XVII в., когда по челобитной двух пришлых старцев, Симона и Прохора, его приписали к новгородскому Вяжицкому Никольскому монастырю. Вяжицкий архимандрит буквально разграбил Череменецкую обитель, перевезя к себе монастырскую казну, хлебные припасы, библиотеку, церковную утварь, уведя монастырских крестьян, а лошадей и скот распродав. Лишь ходатайство окрестных помещиков: Елагиных, Неплюевых и других – к самому патриарху Иоакиму остановили грабеж и вернули Череменецкому монастырю прежнюю самостоятельность, но без возвращения вывезенных ценностей. Впрочем, и сами местные помещики, бывало, норовили захватить самовольно часть монастырских угодий, из-за чего у монастыря с ними случались затяжные тяжбы.

В начале XVIII в. монастырь обрел второй каменный храм – церковь Преображения Господня, построенную на средства Емельяна Васильевича Курицына, принадлежавшего к дворянскому сословию. Освятили ее 12 июня 1707 г. Церковь поставили на том месте, где когда-то находился деревянный Рождественский храм. Правда, местный краевед И. Половинкин пишет, что эта церковь вначале была деревянной и лишь через несколько десятилетий ее перестроили в камне. Обе церкви – Богословская и Преображенская – были поставлены рядом друг с другом на высоком холме, находящемся почти в самом центре острова.

«В середине XVIII века к Иоанновскому собору пристроили трапезную и высокую колокольню, сложенные из кирпича» (Н. В. Мурашова). Колокольня располагалась над папертью, была двухъярусной, имела вид восьмигранного столба с купольным завершением, увенчанным главкой на барабане с узким арочным проемом. С учетом высоты рельефа, колокольня почти на 50 м возвышалась над уровнем озера.

В 1764 г. приписанный к столичной епархии монастырь по указу Екатерины II оставлен на своем содержании без назначения от казны годового жалованья, то есть стал «внештатным». Лишь в 1897 г. он был возведен во 2-й класс. Число монашествующих не превышало 15–20 человек, послушников – 40–45. Как правило, монастырь управлялся строителями, реже игуменами. Лишь в 1906 г. его настоятель был возведен в сан архимандрита.

Собственное содержание монастыря складывалось за счет принадлежавших ему угодий, включая рыбные ловли. Причем за взятые в казну рыбные места на р. Нарове монастырю ежегодно выдавалась компенсация. Определенный доход шел от приношений богомольцев и от частных пожертвований, которые нередко представляли значительные суммы, например, вклад графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской (1785–1849) был размером 5715 руб. серебром.

До середины XIX в. монастырь окружала деревянная ограда, имевшая вид широкого прямоугольника. Вдоль нее размещались монастырские строения: кельи, трапезная, хозяйственные постройки. Число их постоянно увеличивалось по мере процветания монастыря. До завершения строительства дамб к монастырю подплывали на лодках. Нижняя кольцевая дорожка вела к широкой каменной лестнице, огражденной чугунной решеткой, установленной взамен деревянной в 1841 г. Лестница поднималась ко второй кольцевой дорожке, охватывающей склоны холма, и приводила к его вершине с расположенными на ней храмами.

В начале 1850-х гг., при настоятеле Иакинфе, деревянную монастырскую ограду заменели на каменную, сложенную из булыжного камня. Ее протяженность превышала 500 м при высоте около 3 м. Примерно в это же время капитально отремонтировали и частично видоизменили Богословский собор. Его оштукатурили, обновили, покрыли железом кровлю и купола.

С мая 1862 по январь 1868 г. настоятелем монастыря являлся игумен Антоний (1803–1872), личность, безусловно, интересная. В миру был известен, как писатель Алексей Поликарпович Бочков, автор повестей на исторические темы, в основном из жизни средневековой Прибалтики. Читателям нравилась живость их языка, хорошее знание описываемой эпохи. Смерть жены в 1827 г. привела писателя к душевной болезни. Он дал обет в случае своего выздоровления принять монашество. 10 лет Бочков странствует по монастырям, в 1837 г. становится послушником, а в 1844 г. постригается в монахи. Годом позже он получает сан иеромонаха. По своим взглядам он был близок к видному церковному деятелю и духовному святителю Игнатию (Брянчанинову) и, будучи настоятелем Череменецкого монастыря, вел с ним активную переписку. Согласно преданиям, свт. Игнатий бывал в Череменецком монастыре по приглашению игумена Антония. С этим посещением связывают несколько вековых деревьев, якобы посаженных им на территории монастыря. Став настоятелем монастыря, игумен Антоний не порывал с творческой деятельностью, продолжал писать религиозные, политические и даже юмористические стихи, переписывался с поэтессой-монахиней Е.Н. Шаховой.

Игумену Антонию принадлежит инициатива устройства в г. Луге подворья Череменецкого монастыря на участке, подаренном монастырю в 1860 г. мещанской вдовой Екатериной Орловой. Дом Череменецкого монастыря находится по адресу: пр. Кирова, 59. Он является старейшим из сохранившихся деревянных строений Луги, состоит на учете как памятник архитектуры.

В 1869 г. Антоний переселяется в Москву, где через три года умирает, заразившись во время эпидемии тифа при посещении одной из больниц для оказания пастырской помощи. В свою бытность игуменом Череменецкого монастыря Антоний, обладавший художественным даром, выполнил значительное число рисунков с видом обители, ее храмов и колокольни. Все рисунки сделаны свинцовым карандашом на бумаге и являются уникальными документами, передающими облик монастыря в середине – конце 1860-х гг. В изображенном Антонием Богословском соборе ясно чувствуется принадлежность этого храма к памятникам древнерусского зодчества, несмотря на его более поздний пятиглавый верх. Антоний запечатлел и вид Преображенской церкви, такой, какой она была в его время: приземистой, с высоким восьмигранным барабаном, перекрытым восьмигранным куполом. Его венчала небольшая вытянутой формы главка на изящной удлиненной шейке.

В начале 1870-х гг. Преображенская церковь дополнена пристройкой. Ее главку существенно видоизменили. Первоначальный проект перестройки храма был составлен П. Лукашевичем, с которым читатель уже многократно встречался на страницах нашей книги. 16 июня проект храма и план монастыря отправили из Духовной консистории в губернское Строительное отделение, где его признали неудовлетворительным «по недостатку архитектурной обработки». Архитектор Строительного отделения К.К. Кольман выполнил рисунки, в соответствии с которыми проект был доработан и одобрен 29 декабря того же года.

Карла Карловича Кольмана (1835–1889) современники ценили «как художника, обладающего тонким вкусом» (Н.Н. Соломатина). С 1865 г. он состоял на службе в техническо-строительном комитете Министерства внутренних дел, получил в 1868 г. звание профессора. Кольман придал завершению Преображенской церкви шатровую форму, решив декоративную обработку ее фасадов, руководствуясь образцовыми проектами К.А. Тона.

Жилые и хозяйственные постройки монастыря также подверглись реконструкции с участием архитекторов П. Лукашевича и Ломова (возможно, А. Ломана?). Н.В. Мурашова сообщает, что кельи монастыря были выстроены в 1850-е гг. по проекту архитектора Б.Б. Гендейрейха.

В результате реконструкции монастырского комплекса в юго-западном углу ограды было выстроено новое каменное здание трапезной. Рядом с ней возвели братский корпус, в котором нижний этаж был каменным, второй – деревянным. С западной стороны холма разместили как кельи, так и хозяйственные постройки – пекарню, квасоварню, ледник. За ограду были вынесены деревянные конюшни, экипажные сараи, бани.

На соседнем Деревенецком острове постепенно сложился главный комплекс монастырского хозяйства со скотным двором, конюшнями, гумном, ригою. Впоследствии часть из этих деревянных построек заменили на каменные строения.

Особый вклад в благоустройство и хозяйственную деятельность Череменецкого монастыря внес в 1870-е – начале 1880-х гг. его казначей о. Серафим. Очевидец сообщает: «Хозяйственная часть монастыря ведется поистине мастерски. Ни один уголок земли у него не пропадает даром: где родит сад, где устроен огород. Овощей и фруктов так много, что достанет не только на монастырь, но остается и на продажу. А эти гряды с сотнями тысяч различных деревьев: сосен, елей всякого сорта, пихты, дубы, кедры! Какое приятное впечатление они производят на месте! И сколько приносят пользы! Не только сам монастырь пользуется ими в изобилии, но и продает на сторону, а еще больше кажется, жертвует на устройство садов при учебных, богоугодных заведениях. При доме престарелых для бедных духовного звания в Санкт-Петербурге пожертвована не одна тысяча деревьев на сад именно Череменецким монастырем» (В.С. Орлов).

На следующее свидетельство стоит обратить особое внимание: «Болотистые места в самом монастыре осушаются. Например, огромное болотистое пространство, отделяющее собственно монастырь от скотного двора (на Деревенце. – А.Н., О.Н.) с помощью канав почти уже совсем осушено теперь и, как объяснил о. Серафим, там предложено разбить большой парк и перенести туда от монастыря гостиницу».

Следовательно, дамбы, связывающие монастырский остров с Деревенцом и берегом, были полностью отстроены в 1870–1880-е гг. при усердии о. Серафима, во время управления монастырем игуменами о. Авраамом (1868–1882) и Мелентием (1883–1892). Дамбы, связывающие острова между собой и с берегом, укрепили насыпями из булыжного камня и щебня.

Внимание паломников привлекали особенности монастырской рыбной ловли. «На монастырском берегу, мы видели будку и предположили, что это караулка. Караулка это действительно, но караулят из нее, кого бы вы думали? Лещей! Когда настанет время идти лещам, то проходят они иногда монастырским берегом и всегда массой, приводят в движение тихо стоящую воду и шумом дают знать о себе. Тут сетями и ловят их. Здесь же на берегу, где стоит эта будка, на большей сосне висит деревянный крест… со словами: «на освящение вод и очищение воздуху». Далее в лесу виднеется другой крест, гораздо больше первого, укрепленный между двумя соснами. Священное изображение на нем и слова принадлежат прежнему игумену, предшественнику о. Авраама (то есть игумену Антонию. – А. Н., О. Н.)».

В дальнейшем монастырь продолжал пополняться новыми постройками. В 1903 г. за монастырской оградой разместили двухэтажное здание церковно-приходской школы, построенное по проекту архитектора Н.Г. Кудрявцева, автора проекта лужской Казанской церкви. Он же разработал проект и нового монастырского храма – однокупольного с бетонными сводами, двухэтажного в русском стиле. Но постройке этой церкви помешала Первая мировая война.

Наиболее значительными из последних монастырских строений – здание гостиницы и деревянный настоятельский корпус с балконом на восточном фасаде.

Несмотря на то, что монастырь значился заштатным, второклассным, вид его вполне представительный. Об этом свидетельствуют его многочисленные изображения на старых фотографиях и почтовых открытках. Богатым было и внутреннее убранство монастырских храмов, расписанных жившими при монастыре художниками П. Чернышевым и И. Солониным. В куполе Богословского собора была изображена Пресвятая Троица, в куполе Преображенской церкви – коронование Божией Матери. Интерьеры храмов украшали великолепно исполненные картины на темы Ветхого и Нового Заветов в богатых рамах.

Главной святыней монастыря являлась чтимая чудотворная икона Св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Она была одета в серебряную с позолотой ризу. «К ней в 1885 г. великим князем Константином Константиновичем пожертвована была массивная серебряная лампада в память о двух (в 1888 и 1889 гг.) посещениях им монастыря» (В. С. Орлов). В советские годы икона находилась в Казанском соборе г. Луги, ныне возвращена обители. В ризнице Богословской церкви хранилась одноименная икона, написанная на камне. Ее нашли в Череменецком оз. в 1875 г. Ряд икон для монастырских храмов выполнил свободный художник П. Брускин. На временной деревянной звоннице Преображенской церкви был повешен 120-пудовый колокол, отлитый на деньги, пожертвованные бывшим казначеем иеромонахом Вениамином и купцом, потомственным почетным гражданином А.А. Максимовым. Колокол был пожертвован монастырю в память его посещения в 1897 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Высокопреосвященным Палладием.

По обету жителей г. Луги с 1848 г. ежегодно 1 мая чудотворный Иоанно-Богословский образ несли с крестным ходом в Лугу и обходили с ним город с посещением каждого из городских домов.

В 1862 г. петербургский купец Т.О. Туранов пожертвовал монастырю часть своего земельного участка в Петербурге на Моховой ул., где по проекту архитектора Г.И. Карпова в 1863–1865 гг. была построена часовня со светло-синими стенами и узкими окаймленными позолотой окнами. Над входом в нее была укреплена икона с ликом Св. Иоанна Богослова. Монастырская часовня в Петербурге действовала до 1931 г. Ныне на ее месте находится левая часть дома по адресу: Моховая ул., 25.

При монастыре на южном, восточном и северном склонах церковного холма было кладбище, где издревле находили последний приют представители многих местных дворянских родов: Базанины, Муравьевы, Карамышевы, Квашнины-Самарины и многие другие. Почти все надгробья утрачены. Сохранился мраморный склеп, устроенный владельцем Раптей А.А. Половцовым над могилой матери и скромный камень над прахом владелицей Репьев С.Д. Квашниной-Самариной. В начале 1990-х гг., уже после передачи монастырских построек Александро-Невской лавре, была обнаружена надгробная плита с именем Александра Артамоновича Муравьева, сына известного декабриста. В советские годы она использовалась как ступенька лестницы при входе в здание бывшей монастырской гостиницы. Было найдено и надгробие с утраченного захоронения Платониды Николаевны Карамышевой, хозяйки Скреблова, о которой упоминает в своих дневниках поэт С. Надсон. Монастырь был посещаем многими историческими лицами, включая композитора Н.А. Римского-Корсакого, капитана легендарного крейсера «Варяг» Всеволода Федоровича Руднева. В 1907 г. в Череменецком монастыре отбывал трехмесячное клиросное послушание сосланный сюда за свои реформаторские взгляды священник и будущий известный публицист Григорий Петров.

Череменецкий монастырь был местом массового паломничества. Многие из богомольцев оставили свидетельства, рассказы, записки о своем посещении этого святого места. В одном из номеров «Санкт-Петербургского духовного вестника» за 1895 г. было помещено большое стихотворение, почти поэма «Воспоминание о Череменецком монастыре». Это стихотворение обнаружил в 1996 г. студент Петербургского электротехнического института и начинающий краевед С. Иванов…

В 1920-е гг. в монастыре создали сельхозартель, где трудились оставшиеся в обители монахи. Рядом, через колючую проволоку открыли детский интернат. В 1930 г. монастырь ликвидировали, монахи арестованы и сосланы. В монастырских зданиях сначала разместилась сельхозкоммуна «Красный Октябрь», позднее школа садоводства. Иоанно-Богословский собор и колокольня взорваны в 1946 г., якобы на кирпич. От собора остались только восточный фасад древней известняковой кладки и своды подклета.

В 1967 г. территорию монастыря передали под турбазу, которая просуществовала здесь до конца 1980-х гг., была достаточно популярной и успешно выполняла свои функции как один из центров отдыха и познавательного туризма.

В 1991 г. бывший монастырский комплекс передали Троицкому собору Александро-Невской лавры, ныне здесь снова действует монастырь, относящийся к Санкт-Петербургской епархии.

В 1995 г. по инициативе областной Инспекции по охране памятников истории и культуры предприятие «Каменное зодчество», руководимое известным архитектором-реставратором И.П. Любаровой, приступило к работам по сохранению древнего Богословского собора, начало которых было прервано отсутствием финансирования. В дальнейшем восстановительные работы в монастыре велись силами Епархии. Отремонтирован один из братских корпусов, гостиница, проводятся службы в поновленной Преображенской церкви, где находится чудотворная икона Св. апостола Иоанна Богослова.

В настоящее время реставрационно-восстановительные работы в Череменецком монастыре осуществляются по Федеральной целевой программе усердием епископа Гатчинского и Лужского Митрофана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *