Иоанно предтеченский монастырь

На Кулишках, на нынешнем месте монастырь существовал уже в начале XVI века. Древность монастыря подтверждает архитектура его соборного храма, существовавшего до его разборки в 1859 году. Это был бесстолпный одноглавый храм, с тремя сильно выдвинутыми к востоку апсидами; в его архитектуре присутствовали три притвора, придававших его плану крестообразность. Собор Ивановского монастыря был построен одним из итальянских мастеров, работавших в Москве в 1510—1530­е годы.
Во второй половине XVI века собор Ивановского монастыря был обновлен, видимо, на средства царя Иоанна Васильевича IV (Грозного). Монастырь, посвященный ангелу царя Иоанна Васильевича — св. Иоанну Предтече, не имел вотчин и поместий и содержался исключительно на государеву денежную и хлебную ругу.
При царе Михаиле Феодоровиче и царице Евдокии Лукьяновне к Ивановскому монастырю в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа совершались праздничные выходы царя. В эти годы в монастыре подвизалась блаженная схимонахиня Марфа, в миру — девица Дария. Царица Евдокия знала и почитала Марфу. В начале 1640-­х годов был значительно увеличен монастырский собор. С запада, к храму первой трети XVI века пристроили трапезную с приделом свт. Николая Чудотворца. Ее строительство было окончено к 1642 году. Тогда же, видимо, возвели и каменную колокольню, на которую повесили новый колокол, слитый по повелению царя Михаила Федоровича.Праздничные выходы в монастырь совершались и при царе Алексее Михайловиче.
Ежегодные посещения Ивановского монастыря московскими государями совершались не только 29 августа. В течение Пасхи государи совершали обходы московских монастырей, в том числе и Ивановского. Во время этих обходов раздавалась милостыня и пасхальные яйца.
Ивановский монастырь был не только ружным царским богомольем. Для многих княжеских и служилых московских семей он выполнял функции родовой обители, куда представители этих семейств делали вклады, здесь они хоронили своих умерших сродников. Известно также, что представительницы этих княжеских и дворянских семейств постригались в Ивановском монастыре.
К концу XVII века монастырский ансамбль окончательно сложился. Его территория была окружена каменной оградой, сменившей деревянный забор. В конце столетия над каменными Святыми вратами вкладчиком монастыря Василием Савичем Нарбековым была построена надвратная церковь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. В центре монастыря находился собор, вокруг которого располагался некрополь; здесь были захоронены вкладчики и сестры монастыря.
Изменения, коснувшиеся в XVIII столетии всей монастырской жизни, начались для Ивановского монастыря с перестройки келий. Указ Петра I 1701 года о замене в монастырях деревянных келий каменными повлек за собой строительство их в Ивановском монастыре за счет казны. В течение первой трети XVIII века начинает постепенно меняться социальный состав монашествующих. На смену игумениям из дворянских семейств приходят игумении, происходящие из духовенства и купечества. Первой такой игуменией стала м. Елена (Протопопова), избранная в 1733 году настоятельницей из сестер Ивановского монастыря. Она была дочерью священника храма Трех Святителей на Кулишках.
Неожиданно в конце царствования императрицы Елизаветы Петровны появилась угроза закрытия Ивановского монастыря. Четвертого июля 1760 года был дан именной указ императрицы об устройстве в Москве Дома призрения «заслуженных людей жен во вдовстве, а дочерей в сиротстве и бедности, покровительства и пропитания не имеющих». Для обустройства Дома призрения был выбран Ивановский монастырь. Последовавшая вскоре кончина императрицы Елизаветы Петровны остановила роковое для монастыря предприятие.
Как и в другие обители, в Ивановский монастырь отправляли под надзор по императорскому указу особ, нарушивших нравственные законы, по которым жило русское общество XVIII века. Случалось, присылали сюда для вечного содержания и настоящих преступниц. Но в монастырь по указу отправляли на жительство не только преступников. Монастырь принимал лиц, присутствие которых было нежелательно в миру для власть придержащих. Так, в царствование Екатерины Великой, как считают, в 1785 году, при игумении Елисавете, в монастырь по Императорскому указу поступила насельница, монахиня Досифея, бывшая, дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного, но законного брака с Алексеем Григорьевичем Разумовским.
В 1811 году в монастыре вместе с игуменией Елпидифорой было 17 постриженниц. Эти насельницы во главе с игуменией Елпидифорой стали свидетелями вторжения в Москву французов, пожара монастыря и его разграбления. Но часть ризницы успели отправить в Вологду. Во время пожара от огня не пострадала только соборная церковь. Игумения с сестрами оставались в обители, и лишь когда их жизни стала угрожать прямая опасность, удалились в Покровский Хотьков монастырь. После изгнания французов многие церкви, сильно пострадавшие от пожара и оставшиеся после него с малым количеством прихожан, были упразднены и приписаны к другим, а некоторые, из-­за невозможности восстановления, разобраны. Та же участь ожидала московские городские монастыри с небольшим штатом, здания которых пришли в ветхое состояние. Ивановский монастырь не разобрали, но его, как и Георгиевский девичий, и Крестовоздвиженский мужской, было решено упразднить, а монастырский собор превратить в приходскую церковь. Монахинь Ивановского монастыря решено было расселить по московским монастырям: Зачатьевскому, Новодевичьему, Рождественскому, Вознесенскому и Страстному. Опустевшие здания монастыря были необходимы городу для размещения оставшихся без крова после опустошительного пожара 1812 года. В бедственном положении оказались и служащие Синодальной типографии. После вывода монахинь в другие монастыри было решено в освободившихся келиях и в игуменских покоях расселить служащих типографии.
Несмотря на упразднение обители, число постоянных ее почитателей и жертвователей не уменьшалось. Так, одна из вкладчиц монастыря Екатерина Петровна Толмачева в 1816 году завещала 25 икон, украшенных серебряными ризами с тем, чтобы из них на ее средства был сделан иконостас. Ее завещание подтолкнуло прихожан и причт храма к переносу престола Казанской иконы Божией Матери из разоренной надвратной церкви в бывший соборный храм. Здесь, в трапезной, где находилась зимняя церковь свт. Николая Чудотворца, они решили устроить на средства, завещанные Толмачевой, зимний Казанский придел для служения зимой ранней литургии.
Промыслительно, что сама идея возрождения Ивановского монастыря пришла из Зачатьевского монастыря, куда в 1813 году переселились трое из последних ивановских монахинь. Одна из сестер Зачатьевского монастыря, Алевтина, пришла в дом Елизаветы Алексеевны Зубачевой, которая была родом из известной московской купеческой семьи Мазуриных. Зачатьевская монахиня подала ей мысль стать возобновительницей Ивановского монастыря.
В феврале 1859 года митрополиту Филарету был представлен проект приспособления зданий Ивановского монастыря для новой обители.Проект архитектурного ансамбля монастыря был заказан известному московскому зодчему того времени Михаилу Дормидонтовичу Быковскому (1801—1885).
Торжественная закладка собора с больничным храмом прп. Елизаветы Чудотворицы была совершена 3 сентября 1860 года. При строительстве собора произошло одно знаменательное для истории Ивановского монастыря событие — обретение мощей блаженной схимонахини Марфы. Гробница, существовавшая в старом соборе, была разобрана и мощи перенесены в существующую и поныне часовню, где они находились во время всего строительства нового соборного храма. В 1875 году мощи блаженной Марфы были перенесены в новый собор и положены на поверхности пола в мраморную гробницу.
К 1877 году все работы практически были окончены. Однако последовали события, помешавшие открытию обители. Началась русско-­турецкая война.. Все раненые и больные офицеры, прибывавшие в Москву, находились именно в Ивановском монастыре. Всего, по данным Городской думы здесь побывало 150 человек.
По смерти душеприказчицы Мазуриной особая роль в устроении и открытии обители принадлежит Николо­Угрешскому архимандриту — прп. Пимену (Мясникову). Денег после смерти Мазуриной не осталось. Для оплаты по счетам и заказам с разрешения Святейшего Синода архимандрит Пимен должен был прибегнуть к займу в 100 тысяч рублей в Московском городском кредитном обществе. К тому же пришлось заложить большой дом на Лубянке, купленный Мазуриной, — единственный источник монастырского дохода.
20 йавгуста 1879 года митрополит Московский Макарий ходатайствует перед Священным Синодом о переводе игумении Борисоглебского Аносина монастыря Рафаилы (Ровинской) настоятельницей Ивановского монастыря. Вместе с ней в новый монастырь были переведены и некоторые другие аносинские сестры. 4 октября 1879 года архимандрит Пимен освятил малую больничную церковь Прп. Елизаветы Чудотворицы, а игумения Рафаила переехала в обитель и была введена о. Пименом в управление монастырем. Новый монастырь хотя и был городским, но как общежительный подчинялся, по воле митрополита, не городскому благочинному, а о. Пимену. 19 октября 1879 года состоялось освящение главного престола Иоанно­Предтеченского собора митрополитом Макарием. Боковые приделы были освящены викарными епископами 21 октября. Архимандрит Пимен почил 17/30 августа 1880 года. После вселения монахинь в обитель в монастыре начала действовать больница, предназначенная для монашествующих всех женских обителей Москвы. В больнице проходили послушание сестры, определенные туда настоятельницей.
В 1893 году сестры стали обустраивать принадлежавший монастырю хутор, находившийся на станции Марк (ныне Савеловской железной дороги). С тех пор хутор стал называться Чернецово (от слова «чернец»). Хутор обеспечивал обитель продуктами. Здесь находилось и монастырское кладбище. На средства вкладчиков на хуторе была построена церковь, устроена школа для сельских детей.
Из стен монастыря вышли игумении многих монастырей Московской епархии. Первую игумению Ивановского монастыря, м. Рафаилу (Ровинскую) перевели настоятельницей кремлевского Вознесенского монастыря. Ее преемницу, м. Сергию (Смирнову) позже перевели игуменией московского Алексеевского монастыря. Затем игуменией в Ивановский монастырь была назначена казначея Христорождественского монастыря, Вятской Епархии м. Филарета. Благочинная Ивановского монастыря, м. София (Быкова) стала четвертой игуменией Троице­Одигитриевой Зосимовой пустыни. Ризничая Ивановского монастыря Анастасия (Астапова) была поставлена настоятельницей Князе­-Владимирского женского монастыря Подольского уезда Московской губернии. Постриженницей Ивановского монастыря была м. Леонида (Озерова), проходившая послушание на должности настоятельницы сначала Серпуховского Владычного, а затем Московского Новодевичьего монастыря. В 1907 году на место игумении Ивановского монастыря была впервые избрана уже постриженница этой обители м. Епифания (Митюшина), которой предстояло пережить грядущие гонения на Святую Церковь, изгнание общины из стен обители.
На рубеже столетий в нем появляется новый обычай, связанный с почитанием Крестителя Господня. Паломники начинали свое путешествие к кремлевским святыням с посещения Ивановского женского монастыря, где в часовне обители им надевали металлический обруч на головы в память Усекновения главы святого Иоанна Крестителя. Этот медный обруч уцелел. Судя по всему, типологически он подобен таким реликвиям как мера св. Гроба Господня, или более поздним, — как мера стопы Пресвятой Богородицы из Почаева. Видимо, этот обруч являлся мерой Главы св. Иоанна Предтечи. Появившись в преддверии кровавой смуты, эта реликвия стала образом мученического венца, которого сподобились многие насельницы и клирики Ивановского монастыря во время гонений, а также многие безвинные люди, для которых закрытый богоборческой властью Ивановский монастырь стал узилищем и местом мученической кончины.
5 сентября 1918 года вышло знаменитое постановление Совнаркома «О Красном терроре». Начались повсеместные казни. 12 апреля 1919 года был опубликован декрет ВЦИК «О революционных трибуналах», в котором трибуналам предоставлялось «ничем не ограниченное право в определении меры репрессии». В Москву отовсюду свозят заложников. Новые власти решили, что содержанию узников соответствуют изолированные от внешнего мира московские монастыри. Первые концентрационные лагеря в Москве расположились в Ивановском, Спасо-Андрониковом и Новоспасском монастырях. Всего же с 1918-го по 1922 год в Москве было оборудовано одиннадцать концлагерей различного типа.
К 1917 году в Ивановском женском монастыре проживало 44 монахини и 33 рясофорные послушницы, остальные (их было более двухсот) жили на испытании. Начальствовала в монастыре по-прежнему игумения Епифания (в миру Елисавета Дмитриева Митюшина); она же заведывала монастырским лазаретом. Матушка Артемия (Шестакова) была казначеей, м. Евстолия — ризничей, благочинной монастыря была м. Ангелина, ее помощницей — м. Мариамна.
При монастыре служили протоиерей Василий Никольский и находившийся на покое протоиерей Василий Лебедев, служивший в Ивановском монастыре уже около сорока лет. В 1917 году был рукоположен в иерея диакон Ивановского монастыря Алексей Петрович Скворцов. При нем проживал его престарелый отец, также священник, Петр Гермогенович Скворцов. Еще одним священником Ивановского монастыря был выходец из Гродно, Иосиф Келестинович Будилович. Диаконом был Николай Иванович Соколов. Почти все насельницы монастыря, кроме исполнения своих монашеских послушаний, с 1914 года шили военное обмундирование для русской армии, а с 1918 года — для красноармейцев.
Ивановский монастырь был закрыт одним из первых в Москве. Все банковские счета его были ликвидированы, арендные помещения, приносившие доход, конфискованы в пользу государства, лазарет закрыт, поднимался вопрос о выселении монахинь. От заключенных Ивановской тюрьмы в Политический Красный Крест приходило множество писем-ходатайств от дворян, царских офицеров, томящихся в тюрьме, а также привезенных сюда «кронштадтцев» — участников кронштадтского восстания. Жизнь этих людей по большей части закончилась трагически.
23 апреля 1919 года был заключен договор с общиной верующих, состоявшей из сестер и прихожан монастыря (всего 560 человек), о передаче им «в бессрочное пользование» двух храмов: соборного храма Св. Иоанна Предтечи и больничной Елисаветинской церкви. Прошло всего полтора месяца, как опять встал вопрос о выселении; монастырь передавался в распоряжение отдела принудительных работ НКВД.
В 1919 году по соседству с концлагерем было совершено патриаршее богослужение. Святитель Патриарх Тихон возглавил Божественную литургию в многострадальном Иоанно-Предтеченском монастыре.
Монастырь жил на средства от шитья военного обмундирования и небольшими поставками продуктов с хутора Чернецово близ станции Марк. С прекращением гражданской войны окончилась работа ивановских сестер по пошиву белья и военного обмундирования. Теперь они существовали только на доход, приносимый двумя действующими храмами, да стеганьем одеял частным лицам. К этому времени из прежних насельниц осталось 110 человек.
В 1926 году Иоанно-Предтеченский собор передается губернскому архиву, а Елисаветинская церковь — под клуб Ивановскому исправдому.
1 марта 1927 года община обращается к городским властям с просьбой о перезахоронения гроба с останками схимонахини Марфы. На перезахоронение было дано разрешение. Община прихожан бывшего Ивановского монастыря перешла в храм Святой Троицы в Серебряниках, взяв с собой местный храмовый образ св. Иоанна Предтечи и чудотворный обруч из монастырской часовни.
Большинство ивановских монахинь переселились в еще не закрывшиеся монастыри. Некоторые разъехались по родным, другие устроились в Москве на частных квартирах или при храмах, неподалеку от своего монастыря, в котором они прожили по 20-30 и более лет. Часть ивановских монахинь переселилась на монастырский хутор. Хутор Чернецово подчинялся монастырю и его настоятельнице игумении Епифании, но она всегда находилась в Москве и приезжала лишь на время проверить дела управления хуторским хозяйством. В 1927—1928 годах сестры еще обеспечивали себя всем необходимым: имели коров, лошадей, обрабатывали свои угодья, запасались на зиму грибами и ягодами. Но в 1929 году хуторское хозяйство было «национализировано», земля перешла в пользование местного колхоза.
12 января 1931 года умерла последняя настоятельница Ивановского монастыря игумения Епифания, руководившая им с 1907 года. Ее похоронили ее на монастырском кладбище вблизи хутора, схоронив игуменский посох вместе с игуменией.
В последние годы существования монастырского хутора старшей монахиней и руководительницей хозяйства была назначена бывшая казначея монастыря м. Артемия (в миру Анна Григорьевна Шестакова), ее помощницей — м. Анатолия (Русанова).
К концу 1980-х годов основную часть территории московского Ивановского монастыря по-прежнему занимали учреждения МВД. Святые врата оставались замурованными, торжественный проход к собору полностью застроен; здесь размещались спортзал и сауна с бассейном (спортзал МВД действует и поныне). Под алтарной частью собора, в подвале в течение долгих десятилетий находился тир. В типографии, устроенной когда-то И.Д.Сытиным, на старинных машинах продолжали печатать спецлитературу для Академии МВД. В монастырском соборе находилось хранилище Центрального государственного архива Московской области (ЦГАМО; ранее Губархив). Оба дома причта занимала швейная фабрика имени Советской Армии, а в бывшем Больничном (ныне Келейном) корпусе с домовым храмом Прп. Елисаветы Чудотворицы и часовне Св. Иоанна Предтечи находились районные службы теплосети Мосэнерго. Бывшая домовая Елизаветинская церковь была разделена на два этажа, в помещении храма был устроен душ для рабочих и туалет…
Община Иоанно­-Предтеченского монастыря зародилась в селе Виноградове, где обрели место упокоения последние ивановские монахини и их духовник старец Иларион (Удодов). По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Иоанно­-Предтеченская обитель в 1992 году была приписана к храму святого князя Владимира в Старых Садех, возглавляемого протоиереем Сергием Романовым.
Нашлись и желающие посвятить свою жизнь Богу и служению Церкви в монашеском звании. В конце 1991 года в часовне Св. Иоанна Предтечи поселилась первая насельница Екатерина Ростковская. Почти сразу же часовня была отремонтирована и открыта. 29 мая 1992 года первые сестры перешли в корпус. . Сестры молились в часовне, а богослужения посещали во Владимирском храме.
С первых дней после возвращения Ивановского монастыря в лоно Церкви насельницы обратились к его истории, составили синодики для поминовения на правиле и богослужениях.
В начале 1990­х годов был возвращен общине домовой храм прп. Елисаветы Чудотворицы при бывших больничных кельях. Началось восстановление интерьеров ..
5 мая 1999 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при бывшем Ивановском монастыре учреждено Патриаршее Подворье, в котором о. Сергий Романов был назначен исполняющим обязанности настоятеля Собора Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и Елисаветинской домовой церкви.
На Священном Синоде состоявшемся 11 августа 2000 года в канун прославления Собора новомучеников и исповедников Российских было принято решение об открытии обители. В этот день Церковь празднует рождество свт. Николая Чудотворца. О решении Синода открыть монастырь в общине узнали уже после завершения Собора 21 августа. На Светлой седмице 2001 года начался вывоз архива из монастырского собора. Летом 2001 года к празднику Рождества Иоанна Предтечи, храм был полностью освобожден и передан общине. И в соборе зазвучали, наконец, слова молитвы. Молебны стали еженедельными.
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 26 декабря 2001 года настоятельницей Иоанно-­Предтеченской женской обители была назначена монахиня Афанасия (Грошева) — благочинная Свято­-Успенского Пюхтицкого монастыря в Эстонии. Матушка Афанасия приехала 16 января 2002 года. 30 декабря 2002 года матушка Афанасия Указом Святейшего Патриарха была утверждена в звании настоятельницы обители с возложением наперсного креста.
18 января 2002 года после всенощной под праздник Крещения Господня, по благословению Святейшего Патриарха монастырю были возвращены его главные святыни — иконы св. Иоанна Предтечи с обручем и прп. Елисаветы Чудотворицы, святой игумении, жившей в Константинополе в V веке. Икона св. Пророка Иоанна уникальна.
14 марта 2002 года в обители в первый раз было получено благословение — служить новопрославленной святой Иоанно-­Предтеченского монастыря — блаженной схимонахине Марфе, Христа ради юродивой. Перед всенощным бдением о. Афанасий Гумеров освятил впервые написанную икону блаженной.
В день Феодоровской иконы Божией Матери 14/27 марта Иоанно­-Предтеченскую обитель впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
8 сентября 2002 года, когда Православная Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери, был торжественно освящен Казанский придел монастырского собора. Малое освящение совершил протоиерей Сергий Романов с клиром. Из церкви св. князя Владимира крестный ход с антиминсом направился в обитель, где после освящения собора состоялась первая Божественная литургия — спустя 76 лет после его закрытия.
11 сентября 2002 года в монастырский престольный праздник состоялась первая архиерейская служба, которую возглавил владыка Арсений, архиепископ Истринский.
Начинается будний день в обители св. Иоанна Предтечи со звона колокольчика будильщицы. Насельницы собираются к шести часам утра в храм на полунощницу. После полунощницы читается канон Божией Матери «Одигитрии» или акафисты празднуемым святым. В семь часов начинается литургия, затем по обычаю бывает лития по почившим. После богослужения сестры расходятся на послушания. Вечерняя служба в обители начинается без четверти пять и включает 9-­й час, вечерню, утреню и 1­-й час. В половине десятого вечера сестры собираются в домовый храм прп. Елисаветы Чудотворицы на повечерие, после которого испрашивают прощения и благословения у настоятельницы. Насельницы монастыря ежедневно после вечерней трапезы совершают крестный ход вокруг обители. В главном соборе монастыря возносится молитва к Богу и совершается бескровная Жертва.
В 2004 году в соборе восстановлена мраморная рака, в которой почивали святые мощи святой блаженной схимонахини Марфы Московской, Христа ради юродивой, утраченные после закрытия собора в 1926 году.
24 декабря 2004 года состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви на котором Синод постановил включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена новых подвижников. Среди них значится имя священника Ивановского монастыря Алексия Скворцова (1875—4 июля 1938). Обитель обрела нового молитвенника и ходатая пред Богом.
В монастыре постоянно ведется работа в архивах и библиотеках, благодаря чему обителью выпущены жития святой покровительницы монастыря прп. Елисаветы Чудотворицы, святой блаженной схимонахини Марфы Московской, Христа ради юродивой, старицы­ затворницы Ивановского монастыря Досифеи, а также издания по истории древнего Ивановского монастыря.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 августа 2019 года (журнал № 105) на эту должность была избрана насельница Иоанновского ставропигиального женского монастыря г. Санкт-Петербурга монахиня Елисавета (Никишкина). 1 сентября 2019 года за Божественной литургией в Донском ставропигиальном мужском монастыре Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом на малом входе монахиня Елисавета была возведена в сан игумении.

Содержание

Монастырь получил имя по названию главного собора. А в народе обитель назвали Иваном Постным, так как по церковному календарю день Усекновения главы Иоанна Предтечи — день строжайшего поста.

Что есть что в церкви

Также нередко уточняли, что монастырь «на Ивановской горке», «на Кулишках» или «в Старых Садах», так как здесь издавна были сады.

С 1654 года в день Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен обители проводили «бабьи шерстяные и нитяные ярмарки». Причем свои работы выставляли на продажу и монахини.

Но Ивановский монастырь сильно страдал от вражеских набегов и пожаров. Из-за этого он в 1748 году исчез. В 1761 императрица Елизавета велела восстановить обитель и использовала ее в качестве тюрьмы для подследственных Тайной Канцелярии (неподалеку, на Мясницкой, находилась пыточная). Поэтому посетителей внутрь не пускали.

Иоанно-Предтеченский монастырь имел печальную репутацию. Здесь часто насильно постригали в монахини знатных женщин, семьи которых давали внушительные средства на содержание своих родственниц.

Именно сюда под видом сумасшедших привозили из Сыскного приказа женщин, замешанных в уголовных и политических делах. А из Раскольничьей конторы в Ивановский монастырь доставляли истерзанных пытками узниц, которых затем держали в «каменных мешках» под надзором монахинь.

В стенах обители на Ивановской горке отбывала наказание за убийство 138 крепостных столбовая дворянка Дарья Салтыкова. Первые 11 лет ее держали в темном склепе под соборной церковью, а свечу вносили только на время еды. При этом москвичи могли смотреть на узницу через небольшое окошко.

По слухам, в заключении Дарья Салтыкова умудрилась «прижить» ребенка от охранявшего ее солдата. Возможно, поэтому еще 22 года Дарья провела в специально пристроенной к собору клетке — на виду у прихожан.

А в 1785 году в Ивановский монастырь тайно доставили молодую женщину и поселили в специально построенном домике. Вскоре она приняла постриг под именем Досифеи. Инокиню содержали в строжайшей изоляции: ей прислуживала только одна монахиня, а монастырский священник проводил для нее церковные службы при закрытых дверях. Но те, кто видел Досифею, могли заметить сходство с императрицей Елизаветой. При этом заточение загадочной инокини было в меру строгим и даже комфортным. Кроме суммы, назначенной казначейством, на ее содержание поступали большие суммы от анонимных дарителей. Лишь во время царствования Павла I монахиню Досифею разрешили посещать.

В феврале 1810 года она скончалась. Загадочной инокине устроили торжественные похороны в Новоспасском монастыре, где находилась усыпальница рода Романовых, а на отпевании присутствовала московская знать и представители царской фамилии.

Узниками Ивановского монастыря иногда становились и царственные особы. Например, сюда перевели из Владимира насильно постриженную в монахини Пелагею Михайловну — вторую жену старшего сына Ивана IV. В 1610 году здесь же постригли в монахини Марию Шуйскую.

В XIX веке тюрьму разобрали, и на территории Ивановского монастыря разместились ясли для девочек-сирот, училище, иконописная мастерская, духовная библиотека и другие ведомства.

Мини-путеводитель по Хитровке

В 1859 году началось восстановление Ивановского монастыря по проекту архитектора М.Д. Быковского на средства, завещанные подполковницей Е.А. Макаровой-Зубачевой. Ее душеприказчица выгнала священнослужителей и сломала все прежние здания. Заложили фундамент, поставили каменную ограду вокруг монастыря, а дальше дело застопорилось. Макарова-Зубачева упорно отказывалась достраивать обитель, так как верила, что в новой церкви первым покойником становится храмоздатель. А умирать ей не хотелось. Лишь через 20 лет строительство завершилось.

В 1918 году Ивановский монастырь закрыли одним из первых в Москве, а его помещение передали МВД. И до сих пор, несмотря на то что обидеть возвращена церкви, часть ее остается в ведении органов внутренних дел.

В монастырь вернулась его главная святыня — икона пророка Иоанна Предтечи с медным обручем, прикрепленным к киоту (ранее он был прикреплен к иконе Усекновения главы Иоанна Предтечи). Верующие надевают обруч во время молитвы, так как это помогает справиться с головными болезнями.

Но не удалось Иоанно-Предтеченскому монастырю сохранить другую святыню — мощи блаженной Марфы. Она была схимонахиней обители во время правления Михаила Федоровича Романова и считалась покровительницей беременных. Но сохранилось только надгробие могилы блаженной Марфы.

Говорят, что… …в день освящения церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи Ивановского монастыря Елена Глинская родила сына и назвала его в честь Иоанна. Ужасная гроза, бушевавшая в тот день, напророчила вторую часть имени будущего государя — Грозный.
…под именем Досифеи в Ивановском монастыре приняла постриг внебрачная дочь императрицы Елизаветы и Алексея Разумовского, известная также как княжна Тараканова.
…в 1730-х годах в Ивановском монастыре нашли пристанище представители секты «хлыстов» или «Людей Божиих». Сектанты не признавали священников, святых, церковные книги, государство. Их богослужения (радения) проходили ночью в чтении и аллегорическом толковании Священного Писания, самобичевании, экстатическом кружении, перерастающем в оргии. А в полнолуние ритуалы сопровождали человеческие жертвоприношения младенцев мужского пола от совращенной монахини. Если несчастная женщина не могла родить в срок, ей «помогали» огромным тесаком.
В 1732 году останки лидеров хлыстов Ивана Суслова и Прокопия Лупкина погребли в Ивановском монастыре, и над могилой Суслова поставили памятник с надписью: «Погребен Святой угодник Божий». Это место стали открыто почитать хлысты, поэтому в 1739 году по приказу императрицы Анны Иоанновны трупы Суслова и Лупкина выкопали из могил, вывезли в поле, сожгли, и прах их развеяли по ветру. Но радения продолжились в келье одной из стариц. Пришлось ее казнить, а четырех монахинь сослать в Сибирь.

То зловещее время осталось в легендах Ивановского монастыря и в свидетельствах о призраке беременной монахини в белых одеяниях с огромным тесаком в животе.
…нередко возле Ивановского монастыря появляется призрак Салтычихи и осыпает прохожих проклятиями. Считается, что эта встреча предвещает несчастье.

Ивановский монастырь на фотографиях разных лет:

А вы хотели бы что-то добавить к истории Ивановского монастыря и рассказу о его знаменитых узницах?

В самом центре столицы находится женский монастырь Иоанна Предтечи, основной храм которого поистине представляет собой шедевр европейской архитектуры с русскими чертами, и называют флорентийской жемчужиной в Москве. Эта древнейшая женская обитель расположилась в пределах Садового кольца по адресу: Москва, Малый Ивановский переулок, дом 2.

История монастыря

В запустевших и заброшенных великокняжеских усадьбах обосновался в конце XV века женский монастырь. Возникновение его в основном связывают с появлением на свет царского первенца и наследника престола, когда Великая княгиня Елена Глинская родила 25 августа будущего царя Иоанна Грозного, нареченного в честь святого Предтечи Крестителя Господня.

Монастырь Иоанна Предтечи был возведен в честь рождения Ивана Грозного

Близость к царскому дому наложила определенный отпечаток на всю историю обители. Праздничные службы и торжественные крестные ходы с представителями правящей династии привлекали щедрые милостыни из государственной казны и от знаменитых боярских родов, что позволяло строить новые и богатые церкви.

Монастырь Иоанна Предтечи в Москве несколько раз был на грани полного исчезновения:

  • В начале XVII века пережил разграбление польскими интервентами.
  • Во второй половине XVIII случились пережить два опустошительных пожарища.

Но каждый раз усердием и щедротами благочестивых прихожан и боголюбивых особ царского рода обитель восстанавливалась. Особенной близостью и щедрыми дарами прославилась многочадная супруга родоначальника династии Романовых Царица Евдокия, которая с большим почитанием относилась к блаженной схимонахине Марфе, часто наведываясь и прося ее святых молитв.

Нередко ее использовали как тюрьму для содержания государственных преступников и заточения царских особ.

XIX век

В Москве во время вторжения французов наполеоновской армии и пожара монастырь Иоанна Предтечи был сожжен и разорен.

Сгорели все здания, кроме соборного храма. Монахини успели заранее скрыться, а часть церковных сокровищ отправить в Вологду. Но все равно обители нанесен такой непоправимый урон, что более чем на полвека она была упразднена и перестала существовать. Ее главной соборной церкви присвоен статус приходской.

С 1860 года начинается восстановление обители и перестройка по проекту Михаила Быковского главного монастырского собора по образу итальянской базилики во Флоренции. Строительство длилось больше 20 лет на деньги от завещания подполковницы Елизаветы Мазуриной при личном участии и попечительстве митрополита Филарета (Дроздова).

1880

Иоанно-Предтеченский женский монастырь возобновлен в конце XIX века как единственный общежительный в Москве, а его первой настоятельницей становится игуменья Рафаила. Обитель быстро заселилась сестрами, отстраивалась и стала процветать, становясь известным и привлекательным местом для паломников со всей страны.

Советское время

В 1917 году в Ивановском женском монастыре проживало более трехсот насельниц, которые во время Первой мировой войны обшивали бойцов русской армии, а после революции и красноармейцев обмундированием.

Но продолжается это недолго: обитель закрывают в числе самых первых, и уже к середине 1918 года превращают в «Ивановский исправительный дом на Солянке», а сестры сменяются заключенными концлагеря, число которых в 20-е годы достигало четырехсот. Большая часть зданий и территории отдается в ведение МВД. Многие служители и монахини арестованы и сосланы.

Главные церкви продолжали быть действующими как приходские до 1927 года, после чего отбирают и их. В этих зданиях разместились государственный архив и лагерный красный уголок.

Возобновление монастыря

Монастырь Иоанна Предтечи возрождается с 1990 года, когда церкви и некоторые здания в Москве начали возвращать Русской Православной Церкви. С этого времени началась и пока еще не прекратилась активная реставрация основных построек монастырского комплекса и внутреннего убранства церквей.

В 2002 году женской обители назначается первая после долго перерыва настоятельница, а возобновленному монастырю присваивается статус ставропигиального.

Монастырь сегодня

Большее число исторических зданий и церковных сооружений не принадлежит монастырю, и до настоящего времени находятся в ведении Московского Университета МВД. Часть из них без должного ухода постепенно разрушается.

Иоанно-Предтеченская обитель активно развивается. Продолжается реставрационная и восстановительная работа.

При обители имеются иконописная мастерская и небольшие швейные производства. Ведется широкая духовная просветительская деятельность.

Архитектура монастыря

Монастырь Иоанна Предтечи в Москве и за ее пределами известен своим великолепным главным собором Усекновения главы Иоанна Предтечи (1879), прототипом которого стал знаменитый кафедральный собор Флоренции.

Внушительных размеров граненый купол и строгость линий возведенного Быковским собора приковывают взгляды горожан и туристов. Здесь органично переплелись лучшие элементы ренессанса с русским классицизмом, античность с древнерусским зодчеством.

С западной стороны на фасаде вперед вынесены две симметричные шатровые колокольни с монументальным порталом Святых ворот 1860 года постройки. Парные башни с зубчатым декором открывают вход.

Восточнее центрального храма находятся кельи и здание больничного корпуса с домовой церковью преподобной чудотворицы Елисаветы, 1879 года постройки, восстановление завершено в 1995 году.

Возведение западных корпусов келий растянулось на более длительный период с 1760 по 1830 годы. В северо-западной части находится трапезный корпус.

К древнейшей монастырской ограде примыкает невысокое одноэтажное здание конца XIX века постройки с изящным порталом, восстановительные работы закончены в 1992 году. В нем сейчас расположена Часовня святого Крестителя Иоанна Предтечи.

Внешняя облицовка

Конечно, вид древнейшей обители претерпел существенные изменения с момента своего основания. Сейчас стены отштукатурены и покрашены. Но тщательно восстанавливаемый облик собора и интерьеров дает некоторое представление о его первозданном виде в царские времена.

Ведется серьезная научная реставрационная работа по воссозданию храмовой живописи лучших мастеров Санкт-Петербургской Академии художеств конца XIX века. Весь архитектурный комплекс обнесен старинной каменной оградой.

Как выглядит монастырь изнутри

Уникальна планировка внутреннего двора монастыря: собор, все корпуса и здания соединены между собой четырьмя одноэтажными галереями (аракадами), расположенными по периметру. Это оригинально рассекает внутреннюю территорию на маленькие уютные дворики прямоугольной и трапециевидной формы.

Рядом с входом в небольшую часовню в монастырской стене находится трапезная для прихожан, где можно подкрепиться вкусными свежеиспеченными пирожками или монастырским постным обедом.

Вековые тайны обители

Во времена Ивана Грозного в монастырских стенах содержались под видом умалишенных узницы Сыскного ведомства, обвиненные в политических интригах, раскольничестве, ереси и уголовных делах. Подвалы обители являются хранителями этой мрачной славы.

Знаменитые узники

В XVI веке в обители содержалась монахиня Параскева, которая в миру была бездетной супругой сына царя Ивана Грозного.

С 1768 года более тридцати лет отбывала наказание всем известная своей небывалой жестокостью помещица «Салтычиха».

А с конца XVIII века в иночестве в течение четверти века пребывала насильно постриженная родная законная дочь Императрицы Елизаветы Петровны, больше известна как княжна Тараканова. Позже она смирилась со своей участью и стала со временем великой подвижницей и старицей Досифеей.

Как добраться до монастыря на метро, на машине

Монастырь Иоанна Предтечи в Москве найти не составит особого труда. Он располагается в самом центре столицы, в нескольких минутах пешей прогулки от станции метрополитена «Китай-город» выход к Солянке.

Можно легко доехать и на машине, двигаясь от Садового кольца на Воронцово Поле, далее по переулку Подколокольный проехать Хитровскую площадь, после чего, свернув направо, на Малый Ивановский переулок, прямо около 200 метров.

Деятельность прихода

Современная жизнь прихода женского монастыря Иоанна Предтечи очень разнообразна и развивается в следующих направлениях:

  1. В 2008 году открылся монастырский музей с уникальными историческими экспонатами, сбор которых от населения продолжается и сегодня.
  2. С 2012 года начали работу богословские курсы дополнительного образования для сестер в рамках образовательной системы РПЦ.
  3. Для всех желающих проходят еженедельные занятия в воскресной школе, где идет изучение основ Закона Божия.
  4. По воскресеньям после Божественной литургии в домашней обстановке библиотеки проводятся катехизаторские беседы с прихожанами.
  5. Регулярно проводятся конференции, семинары и лекции.
  6. Подмосковное село Остров стало местом создания Богадельни или как ее называют сами сестры «Дома утешения» для престарелых женщин.

Богослужение в монастыре

Каждый день совершаются утренние и вечерние службы в церквях монастыря, в течение дня идет чтение Псалтири и обязательное поминовение живых и усопших.

Еженедельно по понедельникам, кроме повечерия перед большими праздниками, совершается с 17 часов Молебен святому Крестителю Господню с чтением акафиста и освящением воды.

Святыни и престольные праздники

Множество почитаемых в православном мире святынь бережно хранится за древнейшими стенами и доступно для паломников и туристов женской Ивановской обители:

  • В алтарном помещении хранится главная святыня всех православных христиан — частица от древа Креста Господня.
  • В главном храме обители находится древнейшая чудотворная икона Крестителя Иоанна Предтечи, написанная еще при Иване Грозном, с частицами мощей.
  • Кроме этого, весь день в часовне доступен для поклонения список с образа Иоанна Крестителя с металлическим обручем, мерой головы великого мученика.
  • Известны своей чудотворной помощью частички гроба Великой преподобной мученицы княгини Елисаветы.
  • Надгробная плита юродивой схимонахини Марфы, блаженной старицы и знаменитой подвижницы обители.
  • Множество чтимых чудотворных икон и редких мощевиков величайших православных Святых.
Главные престольные праздники Дата
Усекновение главы Иоанна Крестителя 11 сентября
Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 7 июля
Зачатие Иоанна Предтечи 6 октября
Собор Иоанна Крестителя Господня 20 января
Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 21 июля и 4 ноября
Святителя Николя чудотворца архиепископа Мир Ликийских 22 мая и 19 декабря

Расписание богослужений, обручальных церемоний

Богослужения проходят каждый день: вечерние и всенощные начинаются в 17 часов ежедневно, литургия служится по будням с 7-30, по воскресеньям и праздничным дням совершаются на час позже с 8-30. Исповедаться можно по воскресеньям перед службой с 7-30.

Еженедельно по понедельникам служится водосвятный Молебен с чтением акафиста Святому Иоанну Предтече в 17 часов, по четвергам в Часовне с 16 часов – может быть совершен молебен любому святому по желанию.

В монастыре Иоанна Предтечи можно заказать любые требы: долгосрочное поминовение о здравии или упокоении, сорокоуст, подать записку на сестринское правило, а также провести индивидуальную незабываемую обручальную церемонию или крещение младенца в одном из самых красивых мест в Москве.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео про монастырь Иоанна Предтечи в Москве

Про монастырь Иоанна Предтечи в Москве:

Женский монастырь во имя пророка Иоанна Предтечи в городе Москве

Женский монастырь во имя пророка Иоанна Предтечи в городе Москве, ставропигия Русской Православной Церкви

Обитель расположена в части Москвы, называемой Белым городом; она дала название и самой местности — «Ивановская гора».

Монастырь первоначально был мужским и существовал с начала XV века на другом берегу Москвы-реки — в Замоскворечье, в районе современной Пятницкой улицы. Первое известие о Московском Ивановском монастыре содержится в летописях под 1415 годом при описании чуда, сопровождавшего рождение великого князя Василия II Темного.

В 1530-­е годы после рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего царя Иоанна Васильевича, монастырь был перенесен на Кулишки. Здесь на новом месте, при сохранении старого посвящения, монастырь стал женским.

На Кулишках монастырь существовал уже в начале XVI века. Древность монастыря подтверждает архитектура его соборного храма, существовавшего до его разборки в 1859 году. Это был бесстолпный одноглавый храм, с тремя сильно выдвинутыми к востоку апсидами; в его архитектуре присутствовали три притвора, придававших его плану крестообразность. Собор Ивановского монастыря был построен одним из итальянских мастеров, работавших в Москве в 1510-30-­е годы.

Во второй половине XVI века собор Ивановского монастыря был обновлен, видимо, на средства царя Иоанна Грозного. Монастырь не имел вотчин и поместий и содержался исключительно на государеву денежную и хлебную ругу. Ивановский монастырь был не только ружным царским богомольем. Для многих княжеских и служилых московских семей он выполнял функции родовой обители, куда представители этих семейств делали вклады, здесь они хоронили своих умерших сродников. Известно также, что представительницы этих княжеских и дворянских семейств постригались в Ивановском монастыре.

В начале 1640-­х годов был значительно увеличен монастырский собор. С запада к храму первой трети XVI века пристроили трапезную с приделом свт. Николая Чудотворца. Ее строительство было окончено к 1642 году. Тогда же, видимо, возвели и каменную колокольню, на которую повесили новый колокол, отлитый по повелению царя Михаила Федоровича.

К концу XVII века монастырский ансамбль окончательно сложился. Его территория была окружена каменной оградой, сменившей деревянный забор. В конце столетия над каменными Святыми вратами вкладчиком монастыря Василием Савичем Нарбековым была построена надвратная церковь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. В центре монастыря находился собор, вокруг которого располагался некрополь; здесь были захоронены вкладчики и сестры монастыря.

Указ Петра I 1701 года о замене в монастырях деревянных келий каменными повлек за собой строительство их в Ивановском монастыре за счет казны. В течение первой трети XVIII века начинает постепенно меняться социальный состав монашествующих. На смену игумениям из дворянских семейств приходят игумении, происходящие из духовенства и купечества, начиная с м. Елены (Протопоповой).

В конце царствования императрицы Елизаветы Петровны появилась угроза закрытия Ивановского монастыря. 4 июля 1760 года был дан именной указ императрицы об устройстве в Москве Дома призрения «заслуженных людей жен во вдовстве, а дочерей в сиротстве и бедности, покровительства и пропитания не имеющих». Для обустройства Дома призрения был выбран Ивановский монастырь. Последовавшая вскоре кончина императрицы Елизаветы Петровны остановила роковое для монастыря предприятие.

Как и в другие обители, в Ивановский монастырь отправляли под надзор по императорскому указу особ, нарушивших нравственные законы, по которым жило русское общество XVIII века. Случалось, присылали сюда для вечного содержания и настоящих преступниц. Но в монастырь по указу отправляли на жительство не только преступников. Монастырь принимал лиц, присутствие которых было нежелательно в миру для власть придержащих. Так, в царствование Екатерины Великой, как считают, в 1785 году в монастырь по императорскому указу поступила монахиня Досифея, бывшая дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с Алексеем Григорьевичем Разумовским.

В 1811 году в монастыре вместе с игуменией Елпидифорой было 17 постриженниц.

В Отечественную войну 1812 года монастырь был разорён и сожжён. Часть ризницы успели отправить в Вологду. От огня не пострадала только соборная церковь. Игумения с сестрами оставались в обители, и лишь когда их жизни стала угрожать прямая опасность, удалились в Хотьковский Покровский монастырь. После изгнания французов разоренный Ивановский монастырь был упразднен, монастырский собор был обращен в приходскую церковь.

3 сентября 1860 года состоялась торжественная закладка нового собора с больничным храмом прп. Елизаветы. К 1877 году все работы были окончены.

7 июня 1877 года в монастырских корпусах открылся военный госпиталь для участников русско-турецкой войны. Все раненые и больные офицеры, прибывавшие в Москву, находились именно в Ивановском монастыре.

В 1879 году монастырь был восстановлен и открыт по благословению митрополита Филарета (Дроздова).

4 октября 1879 года архимандрит Пимен (Мясников) освятил малую больничную церковь прп. Елизаветы Чудотворицы. 19 октября 1879 года состоялось освящение главного престола Иоанно-­Предтеченского собора митрополитом Макарием (Булгаковым).

К 1917 году в Ивановском женском монастыре проживало 44 монахини и 33 рясофорные послушницы, остальные (их было более двухсот) жили на испытании. Почти все насельницы монастыря, кроме исполнения своих монашеских послушаний, с 1914 года шили военное обмундирование для русской армии, а с 1918 года — для красноармейцев.

Ивановский монастырь был закрыт одним из первых в Москве. Все банковские счета его были ликвидированы, арендные помещения, приносившие доход, конфискованы в пользу государства, лазарет закрыт, поднимался вопрос о выселении монахинь. В 1918 году монастыре был устроен концлагерь.

23 апреля 1919 года был заключен договор с общиной верующих, состоявшей из сестер и прихожан монастыря (всего 560 человек), о передаче им «в бессрочное пользование» двух храмов: соборного храма Св. Иоанна Предтечи и больничной Елисаветинской церкви. Спустя полтора месяца снова встал вопрос о выселении; монастырь передавался в распоряжение отдела принудительных работ НКВД.

В 1927 году монастырь был окончательно закрыт.

В 1992 году монастырь был передан Православной Церкви и приписан к храму Владимира равноапостольного в Старых Садех города Москвы.

5 мая 1999 года при бывшем Ивановском монастыре учреждено патриаршее подворье, в котором протоиерей Сергий Романов был назначен исполняющим обязанности настоятеля собора Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и Елисаветинской домовой церкви.

11 августа 2000 года монастырь был вновь открыт .

На 2020 год часть зданий и территории монастыря занимает Московский университет МВД РФ.

Храмы

  • собор Усекновения главы пророка Иоанна Предтечи
  • храм великомученицы Елисаветы
  • часовня святого Иоанна Предтечи (в монастырской ограде)

Святые

  • блж. Марфа Московская, схим. (+ 1638), подвизалась в монастыре

Святыни

  • чудотворная икона Иоанна Крестителя с обручем и частицей мощей в часовне святого Иоанна Предтечи
  • икона прп. Елизаветы чудотворицы и прмц. Елизаветы с частицей ее гроба в соборе Усекновения главы Иоанна Предтечи
  • иконы с частицами мощей свт. Николая Чудотворца, вмч. Пантелеимона, прп. Сергия Радонежского в соборе Усекновения главы Иоанна Предтечи
  • мироточивая икона Смоленской Божией Матери в храм великомученицы Елизаветы

Настоятельницы

Использованные материалы

  • Официальный монастырский сайт:
    • — «История монастыря до революции»
    • — «История монастыря в советский период»
    • — «История восстановления монастыря»
  • «Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь» // Официальный сайт Московского Патриархата:
  • «Москва. Иоанно-Предтеченский женский монастырь» // Сайт Соборы.Ru:

Журнал № 70 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 августа 2000 года, официальный сайт Московского Патриархата,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *