Иоасаф индийский

Иосаф, царевич индийский

Есть на востоке великая страна Индия. Когда-то она была просвещена святым апостолом Фомой, но не до конца оставила язычество, так как многие ожесточенные люди не приняли спасительного учения и держались бесовских прелестей.

Правил страной царь Авенир, богатый и сильный правитель. Но, объятый душевной нечистотой, он служил бесам, а не Богу. Поклонялся бездушным идолам, гнал Христову церковь, и особенно церковных учителей и просветителей, иноков. Некоторые из его вельмож верили во Христа, но скрывались, так как он начал гонение на христиан. Одни изменили свою веру, другие шли на смерть. Иные, удалившись в непроходимые горы и дебри, молились Богу.

У царя родился сын, прекрасный мальчик, названный Иоасафом. Царь собрал волхвов и звездочетов, чтобы узнать будущую судьбу своего сына.

В угоду царю, волхвы говорили, что он прославится больше всех прежних царей. А один звездочет, мудрейший из всех, непосредственно вдохновляемый Богом, возвестил царю, что величие его сына будет не в земном, а в небесном царстве, что он примет гонимую царем христианскую веру.

Святые Варлаам и Иоасаф-царевич. XVII в.

Задумался царь над пророчеством волхва и решил охранять своего сына от христианства.

Он построил высокий дворец за городом со множеством покоев и там воспитывал сына, приставив к нему доверенного воспитателя и товарищей — юного возраста и прекрасных лицом.

Он велел не допускать до царевича никого другого и приказал никогда не говорить ему ни о чем грустном — ни о смерти, ни о старости, ни о болезни. Ум царевича должен был наслаждаться только светлыми впечатлениями. Имя Христа было запрещено упоминать при царевиче. Если кто из окружающих заболевал, его должны были незаметно уводить.

Устроив таким образом жизнь сына, царь успокоился. К тому же он велел изгнать из своего царства всех христианских иноков.

Царевич растет в своем прекрасном одиночестве. Способный к учебе, он усвоил восточную премудрость. Повзрослев, он задался вопросом, отчего отец воспитывает его в таком уединении, и один из воспитателей рассказал ему, как отец его гнал христиан и как один из волхвов предсказал, что сам Иоасаф поверит во Христа.

Отец часто посещал сына, которого любил без памяти. Однажды Иоасаф рассказал отцу, что он хочет увидеть мир.

Отцу пришлось уступить. Он дал разрешение сыну выезжать из своего уединения, но не иначе, как с пышной свитой. А приставленным к царевичу людям царь приказал скрывать от царевича все, что может возбудить в нем печальные мысли.

Но мог ли царевич не увидеть мирского горя? Однажды он встретил двух несчастных — прокаженного и слепого. Еле успел наставник схватить его лошадь под уздцы, чтобы он не прикоснулся к прокаженному.

Впервые увидев такое телесное истощение и уродство, царевич стал расспрашивать, часто ли это случается с людьми, внезапно ли приходят такие беды и всем ли угрожает та же участь. Ответы их были уклончивые, но глубокая грусть запала в сердце царевича.

Через несколько дней встретился он с дряхлым стариком, который еле плелся, опираясь на палку. Лицо его было сморщенное, он был сгорблен, и весь дрожал. Большая часть черепа была оголена, зубы у него выпали. С ужасом и тоской смотрел на него царевич, подозвал старика к себе и стал расспрашивать окружающих, что это такое.

— Он постарел.

— Что будет дальше с этим старцем? — спросил юноша.

— Смерть.

— Всем угрожает старость, — спросил царевич, — или она бывает только с некоторыми?

— Невозможно человеку избегнуть старости. Если только смерть не забрала тебя в юношестве.

Царевич продолжал расспрашивать, с каких лет начинается старость, и нет ли какой-нибудь уловки, чтобы избежать смерти.

Ему отвечали, что смерть неизбежна.

Мир после этих встреч поблек в глазах царевича.

— Если это так, — вздыхал он, — и так коротка земная жизнь, как же люди могут быть счастливы, когда над ними всегда висит смерть и наступление ее не только неизбежно, но и неизвестно?

Иоасаф заперся в своих покоях и постоянно размышлял о смерти. Он говорил себе:

— Если все умирают, то умру и я. Когда же умру, то вспомнят ли обо мне? С течением времени все уходит в забвенье. Неужели после смерти нет другой жизни и другого мира?

Эти мысли смутили его. Но он не открыл своих сомнений отцу, а только расспрашивал воспитателя, нет ли человека, который мог бы ему на все ответить и успокоить его ум.

Воспитатель ответил ему, что отец его разогнал премудрых пустынников, больше никого из них не осталось.

Жил в то время в дальней пустыне мудрый и добродетельный инок Варлаам, имевший сан священника. Господь в откровении повелел ему идти к скорбящему царевичу Иоасафу. Он переоделся купцом, приплыл в Индийское царство, пришел в столицу и стал разведывать о том, кто стоит ближе всех к царевичу. Узнав о печали царевича, он явился к воспитателю и просил допустить его к царевичу. Он утверждал, что несет с собой драгоценный камень, подобного которому нет в мире. Камень этот подает слепым прозрение, глухим слух, немым возвращает речь, больным здоровье.

Воспитатель царевича ухватился за мысль рассеять тоску Иоасафа и просил показать принесенное сокровище, обещая привести купца к Иоасафу. Варлаам отвечал, что только девственные люди могут выносить блеск его сокровища и что тот, кто взглянет на него непросвещенными очами, потеряет зрение и разум. Воспитатель рассказал царевичу о купце.

Какое-то счастливое предчувствие охватило тогда душу Иоасафа.

Когда Варлаам вошел и остался наедине с царевичем, Иоасаф просил открыть перед ним чудный камень.

— Государь, — отвечал ему Варлаам, — я слышал о твоей скорби, пожалел тебя и пришел утешить тебя. Далек и труден был мой путь. Мой Владыка сказал однажды, что доброе слово, как зерно из руки сеятеля, может упасть на каменистую почву и унестись по ветру, или лечь неглубоко в землю, взойти ростком и погибнуть, или же пустить крепкие корни, расцвести на воле пышным колосом и принести чудные плоды. О, государь, как бы желал я, чтобы мое искреннее слово проникло в твое сердце и усладило печаль души твоей.

Юноша слушал эти слова и горячо воскликнул:

— Добрый человек, говори! Я тоскую и мучаюсь, потому что вокруг меня никто не может ответить на мои вопросы. Если ты мне поможешь, то я навсегда сохраню в себе твое слово. Оно пройдет глубоко в мое сердце и исчезнет только со мной, потому что наставники мои говорят, что я умру и все, что во мне.

— Ты тоскуешь, царевич. Ты мечтал жить и дышать вечно. И когда ты узнал, что всем людям и тебе будет конец, и тело твое рассыплется, тебя оскорбила эта всеобщая гибель. И твоя скорбь неутешна, потому что ты унижен этим грозным владычеством смерти. Узнай же, утешься — смерти нет.

Царевич вздрогнул, выпрямился, ожил, и в глазах его заблистали алмазами слезы.

— От века был Владыка всего и Творец. Имя ему Бог. Он создал человека, чтобы тот был счастлив, и поселил его в раю. Там все было чисто, прекрасно и бессмертно. Человек же ослушался Бога, погубил свое счастье, низвел на себя смерть и был изгнан из рая. Но Сын Божий, Которого зовем мы Христом, открыл опять человеку двери рая. И для тебя ныне нет смерти. Ты был прав. Нет смерти тому, что ты чувствуешь и мыслишь, потому что это речь бессмертного духа, а он будет жить с Божеством вечно. Но прежде чем начать ту блаженную жизнь, мы живем среди грехов, которые напоминают нам о нашем преступлении. Наша грешная природа обольщает нас земными грехами, а дух отвергает их и стремится к Богу. Там все вечно и праведно, а тут все человеческое тленно и грешно, а одно только Божье чисто. Полюби Христа, Который для тебя из Бога стал человеком, пострадал, умер и возродил твою погибшую душу. Знай, Иоасаф, в эту минуту Он стоит близ тебя и стучит. Дай же Ему твое сердце. Он примет тебя и даст тебе счастье.

Прошло несколько дней. По всей столице шел слух, что какой-то необыкновенный купец проник к царевичу и показал ему бесценный камень, который исцеляет всякие скорби, что радость царевича так велика, что он ни с кем не общается и только подолгу беседует с купцом.

Пустынник Варлаам окрестил царевича. Приняв крещение, Иоасаф стал одеваться просто, молился, постился.

Царь узнал об обращении сына и решил бороться за то, чтобы он отрекся от Христа.

Должно было произойти большое открытое состязание о вере мнимого Варлаама с волхвами, которые должны были посрамить христианство.

Но на торжественном собрании, когда избранный волхв заговорил, его осенила внезапно Божья благодать и он произнес вдохновенное слово, восхвалявшее христианство.

Царь тогда старался отучить сына от христианства всякими соблазнами. Были устроены великолепные пиры. Царь старался разжечь в сердце сына любовь ко всему земному, но все тщетно. Христианское настроение в царевиче все росло.

Тогда Авенир перестал бороться. За четыре года до смерти он сам под влиянием сына принял христианство и, умирая, оставил сыну все царство. Иоасафу было тогда двадцать пять лет.

Отдав царский престол преемнику, Иоасаф удалился в дальнюю пустыню, где встретил своего старца Варлаама. Он жил до шестидесяти лет. Один пустынник, присутствовавший при последнем вздохе его, известил его бывшую столицу о кончине царевича.

Тогда в пустыню пошел царь и множество людей. Они вырыли из могилы нетленные мощи преподобного Иоасафа и Варлаама. Мощи были торжественно перенесены в Индию. Их положили в столице в церковь, которую когда-то построил царевич.

Следующая глава >>

3 Индийский источник

3 Индийский источник Тибетский буддизм начинался в Индии, и он в значительной степени тесно связан с развитием индийского буддизма. Тибетские буддисты признают эту связь и всегда рассказывают свою собственную историю, соединяя её с историей дхармы в Индии. Эта глава

ПРИЛОЖЕНИЕ I. Сарвепалли Радхакришнан.Индийский подход к проблеме религии .

ПРИЛОЖЕНИЕ I. Сарвепалли Радхакришнан.Индийский подход к проблеме религии. 1. Запад и Восток. Нет причины полагать, что существуют фундаментальные различия между Востоком и Западом. Люди – везде люди и придерживаются одинаковых глубинных ценностей. Различия (которые,

Как египетский царевич Данай стал царем Аргоса?

Как египетский царевич Данай стал царем Аргоса? В греческой мифологии Данай – сын Бела, царя Египта, и нимфы Анхинои, дочери Нила, брат-близнец Эгипта. Данай управлял Ливией и имел пятьдесят дочерей (Данаид), рожденных разными матерями – наядами, гамадриадами, египетскими

За что царевич Авессалом убил своего сводного брата Амнона?

За что царевич Авессалом убил своего сводного брата Амнона? У Авессалома, третьего сына царя Давида, была красивая родная сестра по имени Фамарь, к которой воспылал страстью их сводный брат Амнон, старший сын Давида. Амнон переживал невозможность удовлетворить свою

Пётр, царевич Ордынский, Ростовский чудотворец, преподобный

Пётр, царевич Ордынский, Ростовский чудотворец, преподобный Святой Петр царевич — ясный пример тому, что пребывание пастырей Русской Церкви в Орде, тяжелое для них, не оставалось без плодов для святой веры. Ростовский епископ Кирилл (память 21 мая/3 июня) ходил в Орду к хану

ДИМИТРИЙ, святый, страстотерпец, царевич

ДИМИТРИЙ, святый, страстотерпец, царевич сын царя Иоанна Васильевича Грозного и супруги его, Марии Феодоровны из роду Нагих, родился 1584 г. По кончине Иоанна (1584 г.) вступил на престол старший брат Димитрия, Феодор, и носил только имя царя, ибо прямым правителем был шурин

ПЕТР, преподобный, царевич Ордынский, Ростовский чудотворец

ПЕТР, преподобный, царевич Ордынский, Ростовский чудотворец О житии его в Прологе и Четьих-Минеях повествуется следующее: епископ Ростовский Кирилл, находясь в Орде, рассказывал по повелению царя Беркая о крещении России в.к. Владимиром и о вере во Христа. Племянник

Царевич

Царевич Некий ремесленник очень возлюбил своего царя и, чтобы быть к нему ближе, нанялся истопником во дворец. Чтобы непрестанно наслаждаться лицезрением любимого царя, он проделал отверстие в стене, отделявшей доступную ему комнату от недоступного царского кабинета, и

Димитрий Угличский, благоверный царевич

Димитрий Угличский, благоверный царевич Святой благоверный царевич Димитрий, сын царя Иоанна IV Грозного от его седьмого брака с Марией Федоровной (из рода Нагих), родился 19 октября 1582 года (а по другим источникам 1583 или 1585 гг.) в Москве. Царь Иоанн назначил в удел царевичу с

Святитель Иосаф, епископ Белгородский (10/23 декабря и 4/17 сентября)

Святитель Иосаф, епископ Белгородский (10/23 декабря и 4/17 сентября) Молитва перваяО, святителю Христов, Иоасафе, чудотворче Белоградский! Веруем грешнии и недостойнии, яко очи Господни на праведных и уши Его на молитву их, и того ради к молитвам твоим прибегаем и ходатайства

Преподобный Петр, Царевич Ордынский (+ 1290)

Преподобный Петр, Царевич Ордынский (+ 1290) Память его празднуется 29 июня в день преставления, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1547 и 1549 гг.Когда св. Александр Невский стал вел.

25. Индийский голодомор

25. Индийский голодомор Верхушка японских политиков в общем-то понимала, что одними лишь собственными силами господствовать над всей Азией будет проблематично. Появился лозунг «Азиатской сферы взаимного процветания». Этакого братства азиатских народов. Руководить

Индийский манде барунг

Индийский манде барунг Несмотря на перенаселенность многих стран южноазиатского региона, во многих из них сохранились довольно труднодоступные места, где до сих пор иногда встречают загадочных человекообразных покрытых шерстью существ. Так называемого снежного

Благоверный царевич Димитрий Угличский

Благоверный царевич Димитрий Угличский Святой благоверный царевич Димитрий, сын царя Иоанна IV Грозного от его седьмого брака с Марией Федоровной, родился 19 октября 1582 года в Москве. Царь поселил царевича с его матерью в Угличе.После смерти Иоанна Грозного на престол

Иосафат, царевич индийский, св.: «Иосафат был будто бы индийским царевичем, и в Индии он весьма почитается вместе со св. Варлаамом. Предание повествует о монахе и пустыннике Варлааме, который св. Иосафата, вопреки воле его отца, обратил в христианскую веру и склонил к монашеской жизни. Это предание было в греческой редакции переработано в роман из монашеской жизни, и в этой форме имело с XI в. на всем Западе широкое распространение».

— В Византийской церкви Будда был канонизирован под именем «Иосафат», т.о. оказавшись в ряду православных святых (он почитается как святой Иосафат Индийский). Канонизирован ли Св.Иосафат в РКЦ?

— Слава Иисусу Христу! Действительно, история святого Иоасафа (почитаемого как в Католической, так и в Православной Церкви) в общих чертах совпадает с буддийскими сказаниями о Будде Шакьямуни, поэтому некоторые исследователи считают их одним и тем же историческим лицом. Но эти домыслы не находят никакого подтверждения. Будда не был христианином. Святой же царевич Иоасаф, по преданию, был обращен в христианство святым монахом Варлаамом, вместе с которым он странствовал до конца своих дней (сделавшись монахом тоже). Это предание было в греческой редакции переработано в роман о монашеской жизни, и в этой форме имело с XI в. на всем Западе широкое распространение. Эта греческая редакция восходит будто бы к Иоанну Дамаскину, который легенду о Будде (а точнее, вероятно, уже христианизированные индийские сюжеты с различными христианскими теологическими и аскетическими сочинениями) соединил и переработал в цельное введение в монашескую жизнь.

«Варлаам и Иоасаф (роман)»
«Иосафат герой средневекового романа»
«Житие Иоасафа, царевича индийского»
«Душеполезная повесть о жизни Варлаама и Иоасафа» (ч. І, ч. ІІ)
«Будда Шакьямуни — православный святой?»
«В истории св. Иосафата видят также перефраз жизнеописания Гаутамы-Будды…»

«Гималайское Христианство. Культ в культурном контексте»
«Catholics & Tibet | Католики и Тибет» (en, ru, pl, be, ua, la, fr)

В 1604 году он стал монахом, приняв имя Иосафата в монастыре Пресвятой Троицы в Вильно, что находился в ведении Ордена Святого Василия. Там он начал реформу, которая приведет впоследствии к созданию василианского ордена святого Иосафата. В 1609 году он был рукоположен в священники, и стал настолько красноречивым проповедником, что его назначили архимандритом (в восточных Церквах – настоятель монастыря) и, затем епископом Полоцким, в нынешней Беларуси. В этом новом сане он неустанно трудился ради единства со Святейшим Престолом: полностью отреставрировал кафедральный собор, составил катехизис для народа и совершал многочисленные пастырские визиты. Окружённый любовью и восхищением простых людей, он со смирением переносил нападки знати и противников унии. «Вы ненавидите меня до смерти, – говорил им Иосафат, – в то время как я всех вас ношу в своем сердце и был бы рад умереть за вас». Эти слова оказались пророческими. Его противники, объединившись с городскими властями, ворвались в обитель епископа и убили его. Затем его тело было брошено в реку Двина (Витебск, Беларусь, 12 ноября 1623 г.). В 1867 году Папа Пий IX причислил Иосафата Кунцевича к лику святых.

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Тит 1,1-9

Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию, в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времён, а в своё время явил Своё слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога, — Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего. Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не склонен к насилию, не корыстолюбец, но гостеприимен, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.

Толкование

На заре жизни Церкви епископы были женаты и имели семьи. В дальнейшем, по историческим причинам, связанным с пастырскими нуждами, было решено связать в Католической Церкви священство с безбрачием. Этот дар следует хранить и взращивать в тех, кто призван к Таинству священства, так как он должен поддерживать в них этот исключительный выбор в пользу любви ко Христу и служения Богу и Церкви. Мы должны молиться о своих священниках, чтобы они могли жить полной жизнью этим даром священнического целибата.

ЕВАНГЕЛИЕ Лк 17,1-6

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Невозможно не прийти соблазнам; но горе тому, через кого они приходят. Лучше было бы ему, если бы мельничный жёрнов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему. И если семь раз в день согрешит против тебя, и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», — прости ему. И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас.

Толкование

Скандалы и раздоры несут в себе огромную разрушительную силу, поскольку подрывают доверие людей к Богу и к Его Церкви. Часто достаточно малейшего повода, чтобы раздуть скандал, который выставляет на всеобщее обозрение расхождение между нашими набожными речами и поступками. Люди, особенно неверующие, сразу видят это несоответствие и поэтому не стремятся принять евангельскую весть. Что же можно сделать в этой ситуации? Можно попробовать жить по Евангелию с искренним сердцем, с любовью: это будет лучшим ответом на множество предпринимаемых сегодня попыток подорвать доверие к христианству и к Церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *