Иосифляне

Спор иосифлян и нестяжателей связан с религиозной жизнью Великого княжества Московского на рубеже 15-16 вв. Его участники отстаивали разные точки зрения на организацию монастырей.

Суть взглядов

Нестяжанием называли один из монашеских обетов, он был связан с бедностью. Одним из лидеров движения нестяжателей во второй половине XV века стал Нил Сорский. Он совершил паломничества в Палестину, в Константинополь и на гору Афон, познакомился с монашеским бытом и, вернувшись в русские земли, основал скит под Вологдой, который в последствии превратился в Нило-Сорскую пустынь.

Рис. 1. Нил Сорский.

Он написал несколько литературных произведений, в том числе «Устав о скитской жизни” и на рубеже XV-XVI веков выступил против землевладельческих прав церкви. Его последователи стали выступать против:

  • Пышности церкви.
  • Казней еретиков.
  • Вмешательства церкви в дела государства и наоборот.

Противником нестяжателей стали иосифляне, их название связано с деятельностью Иосифа Волоцкого. Он в 1479 году основал около Волоколамска Иосифо-Волоцкий монастырь, написал книгу «Просветитель” и несколько посланий и обличений в адрес еретиков – жидовствующих. В них он дискутировал с Нилом Сорским, отстаивал противоположные позиции:

  • Законность монастырского землевладения.
  • Строительство пышных храмов с богатыми иконостасами.
  • Требование казней еретиков.

Суть спора двух направлений в рамках православия конца XV века свелась к дискуссии о бедности и богатстве церкви. Нестяжатели своими взглядами напоминали появившихся в Европе в XVI веке протестантов, которые также выступали против богатого убранства соборов и монастырского землевладения.

Рис. 2. Иосиф Волоцкий.

Результат полемики

Итогом дискуссии между двумя направлениями стал церковный Собор 1504 года. Он прошел в последний год правления великого князя Ивана III и победила точка зрения иосифлян. Их сторонники набирали силу в XVI веке. Исключением стал короткий период нахождения на должности митрополита Иоасафа в 1539-1541 годах.

Таблица-сравнение будет способствовать лучшему пониманию материала:

Движение

Нестяжатели

Иосифляне

Лидер

Нил Сорский

Иосиф Волоцкий

Приверженцы

Максим Грек

Старец Филофей из Пскова

Взгляд на церковное землевладение

Против, жизнь в монашеских скитах

Церковь нуждается в землях для распространения своих идей и благотворительности

Отношение к ересям

Против казней еретиков

Поддержали казни

Убранство церкви

Скромное

Пышное

К известным иосифлянам XVI века относится монах из Пскова Филофей. Он стал популяризатором концепции «Москва-Третий Рим” в 1523-1524 годах. Саму идею он взял из трудов митрополита Зосимы, которые относятся к 1490-1494 годам.

Рис. 3. Иосифо-Волоцкий монастырь.

Что мы узнали?

Кратко о иосифлянах и нестяжателях можно узнать из школьного курса истории 7 класса. В споре двух течений победили иосифляне. Усиление их влияния в рядах церкви совпало с переходом от княжеский власти к царской.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    Вблизи какого города находится Иосифо-Волоцский монастырь?

    • Великий Новгород
    • Изборск
    • Великий Устюг
    • Волоколамск

Начать тест(новая вкладка)

Оценка доклада

По мнению исследователей, истоки движения нестяжательства следует искать в среде братии Кирилло-Белозерского монастыря. Первые разногласия в отношении имущества были зафиксированы еще в 1440-е годы при игумене Трифоне. По мнению историка церкви Николая Никольского, причиной разногласий стал вопрос о монастырских вотчинах. Тогда игумен вопреки воле преподобного Кирилла приобрел в удалении от монастыря несколько сел. Никольский, изучивший деловые акты монастыря, отметил, что после игуменства Трифона монастырь более земель не приобретал, а дарственные земли принимались крайне редко. Исследователь усматривает в этом влияние нестяжателей. Следующее дошедшее до нас столкновение интересов стяжателей и нестяжателей произошло при игумене Серапионе (1482—1484), который принял от Ивана III «29 сел и починков в Вологодской волости». К этому времени Кирилло-Белозерский монастырь, по сути, превратился в крупного землевладельца, так как вопрос приобретения земель вышел далеко за рамки монастырского обеспечения. Очередное препирание заветов Кирилла подтолкнуло 15 старцев в 1483 году покинуть монастырскую обитель. Только вмешательство Белозерского князя Михаила Андреевича, благодаря которому стяжательный игумен был удален, позволило исчерпать конфликт и вернуть монахов назад. Первым документально зафиксированным случаем столкновения сторонников ограниченного и крупного монастырского землевладения стал поместный собор Русской Церкви 1503 года. Собор, посвященный преимущественно дисциплинарным вопросам, не обошел вниманием и спор о монастырских вотчинах. Историки считают, что инициатором обсуждения этого вопроса был сам Иван III. С докладом об ограничении монастырского землевладения выступил преподобный Нил Сорский, однако основные прения, скорее всего, происходили между великим князем и церковными иерархами, ратующими за сохранение землевладения. Иерархи смогли тогда отстоять свои права: вопрос о монастырском землевладении на время был снят. Однако остроту проблемы это не сняло. Более того, спор разгорелся с новой силой. Нестяжатели ставили в укор иерархам их растущие аппетиты землепользования, что по мнению аскетов противоречило христианским идеалам. Максим Грек и Вассиан занимая в вопросе монашеских состояний сторону Нила Сорского стали открыто критиковать церковные и светские власти. Оба оказались в опале. В 1525 году Поместный собор обвинил Максима Грека в ереси, его отлучили от причастия и заточили в Иосифо-Волоцкий монастырь, где содержали в очень суровых условиях. Вассиан Патрикеев был схвачен в 1531 году и насильно увезен в тот же монастырь. Там, по словам князя Андрея Курбского, он «был в скором времени уморен презлыми иосифлянами». В 1551 году на Стоглавом соборе последователи Иосифа Волоцкого отвергли программу ограничения церковно-монастырских земель, которую выдвинул протопоп Сильвестр. В дальнейшем, как отмечают историки, их непримиримая позиция по этому вопросу во многом способствовала появлению опричнины.

Русская православная церковь объявила святым покровителем «православного предпринимательства и хозяйствования» преподобного Иосифа Волоцкого. И для церкви, и для бизнеса, и для властей это идеальный выбор.

Патриарх Кирилл так охарактеризовал Иосифа Волоцкого: «Он был глубоко убежден в необходимости для церкви привлекать в том числе и материальные ресурсы, чтобы передавать их народу. Преподобный видел в церкви замечательный инструмент передачи народных богатств от богатых бедным».

Иосиф Волоцкий был одним из самых авторитетных церковников рубежа XV-XVI веков, основателем течения в церкви, названного в его честь «иосифляне». Им противостояли «нестяжатели», духовным лидером которых был Нил Сорский. Это противостояние принято трактовать как спор о том, должна ли церковь быть богатой и могущественной (позиция «иосифлян») или бедной и смиренной (позиция «нестяжателей»). Это большое упрощение.

Иосиф и Нил были всем различны. Первый — выходец из богатой семьи, имевшей вотчину близ Волоколамска (запад нынешней Московской области), второй — крестьянский сын с Вологодчины. Первый принял постриг в богатейшем Пафнутьево-Боровском монастыре, второй — в скромном Кирилло-Белозерском. Первый — яростный, фанатичный борец с еретиками, второй — тихий книжник, снисходительный к чужим слабостям и заблуждениям. Первый — трибун и «общественник», второй — замкнутый мистик и созерцатель.

Нилу чуть ли не первому на Руси пришло в голову сверять различные версии священных книг в надежде вычистить из текстов ошибки и описки позднейших переписчиков. Иосифа это страшно бесило: для него любое писаное слово было непререкаемым авторитетом.

Вопрос о том, должна ли церковь принимать богатые пожертвования от мирян (в том числе земельные), уместны ли в храмах роскошь, драгоценные украшения и утварь, должна ли церковь активно вмешиваться в общественную и государственную жизнь или же ей надлежит ограничиваться духовным окормлением паствы — этот вопрос в мировоззренческом споре «иосифлян» и «нестяжателей» был далеко не на первом месте.

Впрочем, великий князь Иван III поначалу поддерживал «нестяжателей» — не в последнюю очередь потому, что они давали ему надежду на передачу обширных монастырских владений (вместе с принадлежащими церкви крестьянами) в государеву собственность. Однако ссориться с высшим духовенством (в основном выходцами из богатых и знатных родов, поддерживавшими Иосифа Волоцкого) великому князю было не с руки, и при Иване III спор так и не был решен.

Решение пришло при следующем великом князе, Василии III, когда ни Иосифа Волоцкого, ни Нила Сорского уже не было в живых. Ни церковное землевладение, ни роскошь храмового убранства, ни степень вмешательства церкви в общественные и государственные дела не были при этом ключевыми вопросами. Главным оказался вопрос, казалось бы, совершенно посторонний. Великий князь после двадцати лет брака задумал развестись с бездетной супругой Соломонией Сабуровой, боясь умереть без наследника. Инок Вассиан Патрикеев, преемник Нила Сорского в качестве духовного лидера «нестяжателей», на вопрос Василия III о допустимости развода ради блага династии и государства ответил: «Такого я нигде в Священном писании не встречал, кроме как когда Иродиада потребовала себе голову Иоанна Крестителя на блюде».

Не только «нестяжатели», но и митрополит Варлаам выступил против великокняжеского развода как противоречащего христианским нормам. Духовный лидер «иосифлян», игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Даниил, напротив, с готовностью поддержал намерения Василия III, объясняя, что-де отсутствие наследника престола грозит смутами государству, которое есть последний оплот подлинного христианства в мире.

В результате митрополит Варлаам был низложен (это был первый подобный случай в русской истории), «иосифлянин» Даниил занял его место, Василий III развелся с Соломонией Сабуровой и тут же женился на Елене Глинской, которая родила ему двух сыновей, в том числе Ивана (впоследствии — Грозного). В 1531 году «нестяжатели» были осуждены церковным собором, а их лидер Вассиан Патрикеев заточен в Иосифо-Волоколамский монастырь. «Иосифлянская» линия безоговорочно восторжествовала в русской церкви. В 1579 году Иосиф Волоцкий был канонизирован.

Иосиф Волоцкий и его последователи зарекомендовали себя не только (и не столько) как хозяйственники и рьяные защитники имущественных прав церкви, сколько как последовательные и искусные политики, умевшие заручиться поддержкой власти и извлечь из этого максимум выгоды. Они всегда были чутки к тому, что нужно государю, всегда готовы были подвести идеологическое обоснование под любое его действие (они неустанно продвигали концепцию «Москва — Третий Рим» и поддержали введение опричнины).

Воистину, во всех святцах не найдется лучшего покровителя для нашего бизнеса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *