Ипатьевский монастырь город

5) Усыпальницы бояр Годуновых.


Усыпальница под папертью Троицкого собора

Происхождение усыпальниц и устройство. Размер сохранившейся усыпальницы под западной галлереей Троицкого собора. Надписи на надгробных плитах.

Потомки основателя обители, князя Четы, в св. крещении Захарии, видные вельможи XIV—XVI веков, с фамилиями Сабуровых, Пешковых, Шеиных, Вельяминовых, особенно же бояре Годуновы, подобно своему родоначальнику, в большинстве были люди весьма набожные и не только старались выразить свою любовь к основанной им св. обители, делая в нее нередко весьма ценные вклады и всячески содействуя ее благоустройству и обогащению, а некоторые даже доживали в этой обители последние дни своей жизни, принявши на себя обеты иночества. Многие из бояр Годуновых не желали и по смерти расстаться с родною обителию, почему делали завещания о своем погребении в ней. Плодом такого стремления их явились довольно обширные каменные усыпальницы, долгое время существовавшие под Троицким и Богородицким храмами и отчасти сохранившиеся до наших дней.

В древние времена существовали три Годуновских усыпальницы, из коих две (одна при 22 могилах, а другая при 16) находились подле алтаря Богородицкой церкви, с восточной и южной сторон ее, а одна усыпальница (при 14-ти могилах) была под папертью Троицкого собора.

В большей усыпальнице, с южной стороны Богородицкой церкви, погребены основатель Ипатьевской обители Захария, его сын и ближайшие его потомки, между которыми отец и мать Бориса Фед. Годунова. Отсюда же начало устроения усыпальниц нужно отнести к первым временам существования монастыря, а именно — к концу первой или началу второй половины XIV столетия. Устроенные при соборных храмах, усыпальницы в течение нескольких столетий оставались неприкосновенными, но доныне сохранилась лишь одна из них, которая находится под папертью Троицкого собора. Что касается остальных двух усыпальниц, что были при Богородицкой церкви, то в виду перестройки последней, они, как препятствовавшие расширению храма, по распоряжению преосвященного Геннадия Андреевского (1753—1757), упразднены, при чем могилы были перекопаны и обращены под основание храма, а кости из могил были переложены в одну общую могилу под Троицким собором.

Таким образом из трех усыпальниц сохранилась только одна меньшая, в которой почили вельможи из позднейшего рода Никиты и Петра Васильевичей Годуновых. От тех же двух усыпальниц остались лишь две каменных колоды, из коих, судя по их размерам, одна служила гробом для большого покойника, а другая — для младенца. Колоды эти, неизвестно из каких годуновских могил, извлечены при производстве земляных работ во время последней перестройки Богородицкой церкви в 1864 году — они находятся в усыпальнице, под папертью Троицкого собора.

Судя по сохранившейся усыпальнице Годуновых, по усыпальницам под Костромским Богоявленским монастырским храмом и другим подобным памятникам, также по старинным описаниям Ипатьевского монастыря, можно составить довольно определенное представление о такого рода сооружениях. Это не были обыкновенные склепы для покойников, а скорее подвальные храмы, со многими св. иконами, имели продолговатую форму, невысокие своды и узкие окна с железными в последних решетками. Так, уцелевшая под папертью Троицкого собора усыпальница Годуновых имеет в ширину 2,19 саж., в длину 9,10 саж. и в вышину 1,34 сажени.

Могилы в усыпальнице расположены в ряд, с небольшими промежутками между ними. Каждая могила была прикрыта каменною плитою, положенною на кирпичном основании, с вырезанным или высеченным на ней крестом и небольшой эпитафией или только краткими сведениями о почившем. На сохранившихся доселе годуновских могилах в третьей усыпальнице на надгробных плитах имеются такого рода надписи (в новом правописании): а) «Лета 1561 месяца ноября в 1 день на память св. чудотворец и безсребрен-ник Косьмы и Дамиана преставися раб Божий Василий Осипович Годунов”; б) «Лета 1622 февраля в 10 день на память св. мученика Харлампия преставися раб Божий (околь)ничей Ники(та) Годунов (во ино)цех Нифонт”; в) «Лета 1575 марта в 8 день погребен Тимофей Дмитриевич Годунов”; г) «В сем гробе положен схимонах Иосиф, преставися лета 1607 октября 2 дня”.

Годуновские могилы в прежние времена имели дорогие бархатные покровы, шитые золотом и украшенные драгоценными камнями и жемчугом. Покровы присылались или лично доставлялись в монастырь родственниками умерших иногда по несколько покровов одновременно. В ризнице Ипатьевского монастыря сохранились два таких покрова от 1592 г., работы царицы Ирины Феодоровны, находившиеся над могилами ее отца Феодора Ивановича и брата Василия Феодоровича Годуновых.

В сохранившейся годуновской усыпальнице пред поставленными у восточной стены резным распятием Иисуса Христа и старыми иконами еженедельно, по пятницам, после божественной литургии, совершается панихида с возглашением имен почивших благотворителей Ипатьевского монастыря.

Ипатьевский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме, Кострома

Душа и сердце Костромы, хрестоматийная колыбель дома Романовых, белокаменный Ипатьевский монастырь — объект культурного наследия России — возвышается на пологом берегу реки Костромы, отражая свои древние стены, приземистые башни и золотые главки собора в тихом течении ее вод. Судьба Ипатьевского монастыря неразрывно связана с судьбой России: в 1613 г. здесь был избран на царство Михаил Романов — основатель будущей 300-летней династии русских государей. Обитель неоднократно переживала годы расцвета и упадка, ее церкви были разрушены и вновь восстановлены. Сегодня это ключевая достопримечательность не только Костромы, но и всей Верхней Волги, посетить которую просто обязан каждый турист.

История

Кроме исключительно позитивных событий для царской фамилии, вроде тех, когда Михаил Фёдорович сначала успешно укрылся там от польских интервентов, накануне дня народного единства, который в современной России отмечается как официальный праздник, Ипатьевский монастырь имел в своей истории и более трагические страницы. Так, к примеру, старая церковь на территории обители была разрушена практически до основания, когда в 1649 году взорвалась бочка с порохом. Именно по этой причине последующим поколениям также уже никогда не удастся даже примерно представить себе, какой изначальный экстерьер был свойственен Ипатьевскому монастырю.

В 18 веке здания монастыря окончательно приняли современный облик и внешне уже не сильно менялись после екатерининской эпохи. Однако внутреннее содержание помещений пережило несколько поворотов судьбы.

Сокровища монастыря: богатая стенопись, выполненная Гурием Никитиным, пятиярусный золоченый иконостас в Троицком соборе, богатая библиотека, в числе которой Ипатьевская летопись — вещь уникальная по своей важности. Чудеса России: Ипатьевский монастырь

Что посмотреть

На территории Ипатьевского монастыря более десяти исторических построек, каждая из которых заслуживает отдельного внимания: Троицкий собор со звонницей — главный храм обители, палаты бояр Романовых, Архиерейский корпус, святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии, Наместнический и Братский корпуса, жилые кельи над погребами, Свечной и Трапезный корпуса, Екатерининские ворота, а также стены и башни Старого и Нового городов.

Великолепный Троицкий собор 17 века — визитная карточка Ипатьевского монастыря. Его пять золоченых чешуйчатых главок и изумрудный ажурный шатер колокольни видны за несколько километров со старого русла реки Кострома. Его северную сторону украшает замечательной красоты парадное крыльцо с восьмигранным шатром и обилием архитектурных украшений. Внутри стоит увидеть богатый иконостас середины 18 века в стиле барокко и стенную роспись 17 века, уникальную богатством мотивов и разнообразием цветовой гаммы.

Звонница собора была заказана боярином Годуновым в 17 веке. Сооружение интересно поясами каменных резных элементов и изящных зеленым шатром. В 2006 г. сюда был доставлен юбилейный колокол «Царь Михаил».

Главные святыни обители — часть Ризы Господней, чудотворная икона Тихвинской Богоматери, частица мощей священномученика Ипатия, частицы гробов Николая Чудотворца и Матроны Московской.

Палаты бояр Романовых, или Царские чертоги, самое знаменитое здание монастыря. Именно здесь проживал Михаил Романов со своей матерью во время призвания на престол. В 19 веке палаты были отреставрированы, и сегодня радуют глаз ярким «шахматным» фасадом в стиле древнерусского терема, изумительной царской лестницей на второй этаж и прекрасными изразцовыми печами внутри.

Непременно стоит увидеть и нежно-бирюзовые Екатерининские ворота в стиле барокко, возведенные в 1767 г. к приезду в Кострому императрицы Екатерины II, посетить Архимандритский корпус — крупнейшее жилое здание обители и побыть на службе в красивейшей церкви Хрисанфа и Дарии, чьи интерьеры расписаны артелью палехских художников.

Музей

На территории Ипатьевского монастыря работает Церковный историко-археологический музей. В его просторных залах выставлены многочисленные религиозные древности: старопечатные и рукописные церковно-богослужебные книги, фотографии не сохранившихся церквей и соборов, священные сосуды, Евангелия, кресты, иконы, облачения и старинная церковная утварь. Отдельная часть экспозиции посвящена династии Романовых.

Практическая информация

Адрес: Кострома, ул. Просвещения, 1. Телефон: (4942) 312—589.

Время работы: монастырь — ежедневно с 7:00 до 18:00. Музей — с 1 мая по 30 сентября — с 9:00 до 18:00 часов, с 1 октября по 30 апреля — с 10:00 до 17:00.

Вход в монастырь бесплатный. Вход в музей — 100 RUB.

9-10 марта 2018 года по благословению настоятеля нашего храма Иверской иконы Божией Матери священника Игоря Краева группа в составе 17 человек совершила паломническую поездку в «богохранимый град» Кострому для поклонения чтимым его святыням. К чудотворному Феодоровскому образу Пресвятой Богородицы, перед которым 27 марта 1613 года в Ипатьевском монастыре были принесены обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу юным Михаилом Романовым, принявшим соборное определение об избрании его на царство. Со времени этого события, положившим начало преодолению Великой смуты, Феодоровская икона и Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь града Костромы стали особо чтимыми святынями царственного дома Романовых.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Более 700 лет Кострома пребывает под покровом Заступницы христианского рода через дарованную «Отечеству и граду сему» Самой Царицей Небесной Её Феодоровской иконы. Икона была явлена в XIII веке князю Василию Ярославичу, младшему брату Александра Невского, во время охоты 29 августа в день Нерукотворенного образа Спасителя. На месте явления её был построен монастырь, ныне – Храм Спаса-на-Запрудне.

После 1917 года святыня никогда не была поругана, не было попыток её уничтожить, хотя икону никогда не прятали, она всегда была доступна для молитвенного к ней обращения.

В марте 1922 года по указанию комиссии по изъятию церковных ценностей с неё только был снята золотая риза, изготовленная в 1891 году московскими мастерами на пожертвования костромичей и жителей других областей России при личном участии императора Александра III. Риза была украшена драгоценными камнями и считалась одним из выдающихся произведений ювелирного искусства XIX века.

До 1934 года Феодоровская икона пребывала в Костромском кафедральном Успенском соборе. После уничтожения собора ради щебня для льнокомбината, икона побывала у обновленцев. В 1944 году она была возвращена в православный храм. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином монастыре.

Целью нашего паломничества и были Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь, Богоявленско-Анастасиин женский монастырь и Храм Спаса-на-Запрудне, некогда воздвигнутый на месте явления Феодоровской иконы. Старинный Храм Спаса-на Запрудне не сохранился, но сохранилось то, что ныне находится в алтаре нижнего его храма, под престолом, а именно: пень того дерева на котором 700 лет назад была обретена святыня.

Храм Спаса-на Запрудне.

В память явления чудотворной иконы 29 августа к месту ее явления – Храму Спаса-на-Запрудне традиционно совершается крестный ход от кафедрального Богоявленско-Анастасиина монастыря.

Шестичасовая дорога до монастыря была насыщена душеполезной во всех отношениях информацией, подготовленной нашими паломниками, а потому не показалась утомительной.

Троицкий собор — главный храм Ипатьевского монастыря, живой музей произведений церковного искусства: иконописи, монументальной живописи, русского прикладного искусства.

Логичным продолжением предварительного ознакомления с историей обителей после трапезы стала экскурсия по обители с посещением Церковного историко-археологического музея.

В историко-археологическом музее.

До передачи в 2003 году всего монастырского комплекса Костромской епархии на его территории размещался государственный музей-заповедник.

Ныне действует церковный музей, в котором представлены вклады боярского и царского рода Годуновых в Ипатьевский монастырь, произведения церковного искусства, которые никогда не покидали стен монастыря. Многие из них являются вкладами царицы Ирины Годуновой, Бориса Федоровича Годунова, ставшего царем в 1598 г. боярина Дмитрия Ивановича Годунова; церковные древности Костромской земли, предметы, использовавшиеся в храмах и монастырях Костромской земли.

Паломники продолжили свои «труды» на Всенощном бдении накануне второй великопостной родительской субботы, которое оказалось непродолжительным.

После трапезы нас принял игумен монастыря – отец Пётр.

Беседа с о. Петром стала итогом и главным событием первого дня пребывания в обители. Русская Церковь и её неразрывная связь с историей нашего Отечества, — главная тема беседы.

Ворота монастыря уже были закрыты, когда мы покидали монастырский двор.

Знаменский женский монастырь. Вид на Знаменскую церковь и церковь Воскресения на Дебре из паломнической гостиницы «Воскресенская».

Морозным субботним утром наши паломники отправились на богослужение, которое совершалось в надвратной церкви великомучеников Хрисанфа и Дарии.

Надвратная церковь великомучеников Хрисанфа и Дарии.

Все паломники подошли к Таинству Исповеди, причастились Святых Христовых Тайн.

А впереди нас ожидала, завершающая программу паломничества, экскурсия по городу, которая увенчивалась посещением Богоявленско-Анастасиина женского монастыря.

Старинный город со своим неповторимым обликом, который старательно поддерживается. В Костроме не допускается многоэтажное строительство. Точечная застройка на месте обветшавших строений ведется с сохранением «созвучия» архитектурных стилей.

За непродолжительное время, менее трех лет, почти заново построен взорванный в 1934 году Успенский кафедральный собор, особо построенный князем Василием Ярославичем для иконы Феодоровской с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата. Надо сказать, что Феодор Стратилат является небесным покровителем града Костромы.

Средства на возрождение святыни предоставлены уже известным нам меценатом – Виктором Ивановичем Тырышкиным. Его усердием был восстановлен Никольский женский монастырь в Переславле Залесском в 1997-2003 гг.

Воистину не истощается имение жертвователя, взыскующего «прежде Царства Божия».

Наше паломничество завершилась в кафедральном Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасииного женского монастыря.

Перед чудотворной Феодоровской иконой прочитали Акафист, приложились к святыне, каждый со своими чаяниями, в надежде на «осуществление ожидаемого» по нашей вере.

На прощание заехали поклониться месту, где чудотворный образ был явлен, в Храм Спаса-на-Запрудне.

Остались позади золотые купола Свято-Троицкого собора монастыря и узорчатые наличники домов, прилегающей к нему Ипатьевской слободы, с бахромой над ними из прозрачных сосулек, хрусталем сверкающих на ярком мартовском солнце.



Основатель: татарский мурза Чет
Время основания: около 1330 года (впервые упомянут в летописи в 1432 году)
— Основатель монастыря — родоначальник рода Годуновых и Сабуровых, бежавший из Золотой Орды к Ивану Калите;
— В годы Смуты за стенами монастыря скрывался от интервентов молодой боярин Михаил Романов вместе со своей матерью инокиней Марфой. 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря Михаила Федоровича призвали на царство;
— При Романовых монастырь имел привилегированное положение, члены императорской фамилии почитали его как свою семейную святыню;
— В XVII веке в монастыре хранился список Ипатьевской летописи — одного из древнейших русских летописных сводов и важнейших документальных источников по истории древней Руси, в 1809 году она была найдена в Библиотеке Академии Наук историком Николаем Карамзиным;
— В 1649 году произошел взрыв в пороховом погребе, Троицкий собор и его святыни были практически полностью уничтожены. На месте утраченного собора был возведен новый, уступавший размерами предыдущему;
— В 1685 году новый собор был расписан уникальными по сюжету и исполнению фресками артелью мастеров под руководством Гурия Никитина;
— В 1767 году к визиту Екатерины II в Кострому были устроены Екатерининские ворота, ставшие главным входом в монастырь;
— В 1839 году на монастырской площади была установлена колонна в память о событиях и людях, оставивших след в истории обители;
— Период 1837-1863 годов отмечен масштабной реконструкций монастыря под руководством архитектора К.А. Тона — был заново оформлен фасад монастыря, спроектирована шатровая церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарьи над Святыми воротами (со стороны р. Костромы), был возведен храм Рождества Пресвятой Богородицы, соединенный с Троицкий собором, были реконструированы Палаты бояр Романовых и возведена «царская лестница»;
— Во время празднования 300-летия Дома Романовых в мае 1913 года в монастырь приезжал император Николай II, монарх жил за его стенами в специально построенном деревянном доме;
— В 1919 году монастырь был закрыт, а его имущество национализировано. В постройках монастыря были устроены общежития для рабочих-текстильщиков, детский приют и военные казармы. В 1934 году был уничтожен храм Рождества Пресвятой Богородицы;
— Общежития были расселены к середине 1950-х годов, проводились реставрационные работы;
— В 1958 году в монастыре был открыт Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник;
— В 1989 году состоялось первое со времен закрытия монастыря богослужение, в 2005 году обитель была полностью возвращена Епархии.
Архитектурный ансамбль Ипатьевского монастыря:
— Троицкий собор (1650-1652 годы);
— Звонница (1603-1605 годы);
— Архиерейский корпус (XVIII век) со Святыми воротами и надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии (середина XIX века);
— Палаты бояр Романовых (XVI век);
— Наместничий корпус (XVI век);
— Братский корпус (XVIII век);
— Кельи над погребами (XVI-XVIII века);
— Трапезный корпус (XVI-XVII века);
— Свечной корпус (XIX век);
— Стены и башни Старого города (Кузнечная, Пороховая, Водяная, Воскобойная, Квасная) (XVI-XVII века);
— Стены и башни Нового города (XVII век).
Святыни монастыря:
— Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери;
— Частица Ризы Господней;
— Частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского (мощевик в иконе);
— Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого.
— Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома.
При музее работает Церковный историко-археологический музей. Рядом с монастырем находится уникальный Музей деревянного зодчества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *