Иподьякон, это кто?

Иподиакон (или иподиакон ) — титул, используемый в различных ветвях христианства .

Иподиаконы в Православной Церкви

Русские православные иподиаконы (красные палаты ) окружают епископа .

Иподиакон или иподьякон — это высший из младших орденов духовенства в Православной церкви. Этот чин выше чтеца и ниже диакона .

Каноническая дисциплина

Как и у читателя, церковная уличная одежда иподиакона — это ряса , обычно черного цвета, но она должна быть такой только, если он монах. Это символ его подавления собственных вкусов, воли и желаний, а также его канонического послушания Богу, своему епископу, а также литургическим и каноническим нормам Церкви. В качестве уступки в странах, где Православие малоизвестно, многие надевают рясу только на богослужения или передвижение верующих по церковным делам. В некоторых юрисдикциях в Соединенных Штатах вместо рясы иногда надевают рубашку священнослужителя, которую обычно носят застегнутой, но без воротника или петлицы, чтобы указать ранг ниже дьякона.

Существует специальная служба для пострижения иподиакона, хотя в современной практике служитель или чтец может получить благословение епископа облачиться и действовать как иподиакон в целом или для определенного случая, если нет доступного иподиакона. Такая ситуация часто возникает, если есть потребность в иподиаконе, и вероятный кандидат заявил о намерении жениться, но еще не сделал этого, что приводит к задержке его рукоположения. Причина этого кроется в том, что каноны запрещают иподиаконам вступать в брак после рукоположения (как и диаконам и священникам ). Это последнее условие в некоторых местах привело к тому, что официальная служба рукоположения была сохранена как ступенька для кандидатов в священство , хотя это ни в коем случае не является универсальным. Это также означает, что, в то время как подростки, проявляющие особый пыл, могут быть рукоположены в помощники и читатели, субдиаконат обычно предназначен для лиц более зрелого возраста; канонический минимальный возраст для субдиаконского рукоположения — двадцать лет.

В некоторых юрисдикциях существует обычай, согласно которому бывшие семинаристы, осознавшие, что у них нет призвания к священству или диаконству, при желании (и при условии, что они состоят в браке или не состоят в браке, не намерены вступать в брак) рукоположены в иподиаконы как знак вложения, веры и награды за свою службу.

Функция, облачение и рукоположение

Восточный обряд

Иподиаконы держат епископские свечи, пока диакон читает Евангелие

В византийском обряде (а также в большинстве православных церквей) литургическая роль иподиакона заключается в первую очередь в служении епископу . Он помогает епископу во время иерархических служб (служб, на которых иерарх / епископ присутствует и председательствует), облачая его, присматривая и представляя трикиридикири , устанавливая орлеци , управляя завесой и Царскими вратами, и передавая епископа и освобождая его. ему всего, что ему нужно, чтобы позволить ему выполнять свою роль молитвы, не отвлекаясь. Вне иерархических служб иподиакон служит в алтаре, как и любой другой служитель, но, будучи высшим рангом младшего духовенства, отвечает за координацию и руководство служением. Помимо вышеуказанных обязанностей, иподиакон может читать чтение Послания на Божественной литургии, если диакон только один. Иподиакон также несет практические обязанности по уходу за жертвенником, очищая его, ухаживая за облачениями духовенства и тканями святого стола, очищая и чиня их, а также меняя их в соответствии с праздниками, постами и временами года. По этой причине у него есть общее благословение касаться Священного стола и Таблицы жертвоприношений, чего не могут делать Читатели и другие служители. Он также отвечает за обучение новых серверов.

Клерикальной уличной одеждой иподиакона является ряса (подрясник) и ряса наружная (ряса). Многие носят рясу только тогда, когда находятся в церковной общине или занимаются церковными делами.

Для служб, иподиакон возложена на стихаре с ORAR привязанной вокруг его талии, вверх по плечам (образуя крест в спине), и с концами , переправившись, и засунул в разделе вокруг талии. Это отличает их от служителей в тех юрисдикциях, где служители рукоположены и благословлены носить орар, поскольку последние не носят орар, скрещенный спереди, а просто свисающий вниз.

Посвящение в иподиаконат совершается вне алтаря и в ином контексте, чем Божественная литургия. Чтец, который должен быть пострижен в иподиакона, представлен епископу двумя другими иподиаконами, которые сначала ведут его в неф. Там он смотрит на восток и совершает земной поклон перед тем, как повернуться, чтобы сделать три земных поклона епископу, двигаясь дальше на запад после каждого. Затем его ставят непосредственно перед епископом. Иподиаконы преподносят орар епископу, который благословляет его. Затем ординанд целует орара и руку епископа, и иподиаконы надевают ординанд на орара.

Епископ трижды благословляет рукоположенного крестным знамением на его голове, затем возлагает правую руку на голову рукоположенного и совершает молитву рукоположения. Новый иподиакон целует правую руку епископа и совершает земной поклон перед епископом, после чего старшие иподиаконы накидывают ему на плечи полотенце и преподносят ему кувшин и таз, которыми он, как обычно, омывает руки епископа. Епископ вытирает руки, и три иподиакона получают благословение епископа и целуют его руки.

Старшие иподиаконы возвращаются к алтарю, а новый иподиакон, все еще держа в руках кувшин и чашу, стоит на солее , лицом к иконе Божией Матери и тихо произносит определенные молитвы. Шестой час завершен, и Божественная литургия продолжается в обычном режиме. Иподиакон остается на солее до херувикона , когда он и два старших иподиакона как обычно моют руки епископа.

У Великого входа новый иподиакон присоединяется в самом конце процессии, неся кувшин и таз, а после поминовения несет освященную воду людям, чтобы они могли благословить себя ею.

В тех случаях, когда не хватает прислужников, от новопосвященного иподиакона могут потребовать отслужить на литургии, и в этом случае нести освященную воду людям можно не брать, и его могут попросить не оставаться на литургии. solea, а скорее для помощи в служении у алтаря и у входов.

Западные обряды

В западном обряде роль иподиакона по существу заключается в том, чтобы помогать диакону в исполнении его диаконической роли. Возможно, это более четко отражает происхождение иподиаконата, чем в византийском обряде, где вместо иподиакона, помогающего диакону, многие ранее диаконические функции со временем стали рассматриваться как должным образом принадлежащие иподиакону в его собственном праве. В западном обряде иподиакону поручено читать послание на высокой мессе (наиболее торжественная и сложная форма западной евхаристии) — роль, которую может выполнять священник или чтец в более простой форме мессы, и с помощью диакона в приготовлении жертвоприношений и их переносе к алтарю (в тех западных обрядах, которые сохраняют Шествие приношений). Он также помогает дьякону во время чтения Евангелия, принося Евангелие к месту провозглашения и обратно (в зависимости от используемого обряда) и выступая в качестве опоры для книги во время чтения Евангелия. На папских службах (службах, на которых присутствует и председательствует понтифик или епископ) иподиакон также помогает дьякону в облачении епископа.

Обычная уличная одежда иподиакона — ряса. (В западном обряде нет различия между внутренней и внешней ряской, и все священнослужители носят только одну рясу).

Во время богослужений иподиакон облачается в альб , поверх которого надевает манипулу , пояс и хитон . В отличие от своих братьев иподиаконов по византийскому обряду, которые носят орар, иподиакон западного обряда не носит его западный эквивалент — палантин, предназначенный для диаконов, священников и епископов.

Иподиаконы католической церкви

Часть серии о

Иерархия
католической церкви

Церковные титулы (в порядке старшинства )

  • Папа
  • Кардинал
    • Кардинал викарий
  • Модератор курии
  • Капеллан Его Святейшества
  • Папский легат
  • Папский мажордом
  • Апостольский нунций
  • Апостольский делегат
  • Апостольский синдик
  • Апостольский гость
  • Апостольский викарий
  • Апостольский экзарх
  • Апостольский префект
  • Помощник на Папском престоле
  • Епарх
  • Столичный
  • Патриарх
  • Епископ
    • Архиепископ
    • Почетный епископ
    • Епархиальный архиерей
    • Главный архиепископ
    • Примас
    • Суффраганский епископ
    • Титулярный епископ
    • Коадъютор епископ
    • Вспомогательный епископ
  • Территориальный прелат
  • Территориальный настоятель

Литургические титулы

Названия организаций

  • Портал католической церкви

Католический иподиакон проведения Евангелия .

Латинская церковь

До реформы возбужденному Папы Павла VI с его по собственной инициативе Ministeria quaedam от 15 августа 1972 года subdiaconate был расценен как самый низкий из трех основных заказов в Латинской Церкви . Он постановил, что «в Латинской церкви больше не существует основного субдиаконата» и что функции, ранее возложенные на иподиакона, теперь возложены на его помощника и читателя ; он также постановил, что там, где этого желала местная епископская конференция , послушник мог называться иподиаконом.

Традиционные обряды посвящения в субдиаконат и второстепенные ордена (аколита, экзорциста , чтеца и привратника ) по-прежнему используются для членов некоторых католических религиозных институтов и обществ апостольской жизни, уполномоченных использовать форму Римского обряда 1962 года .

Как мужчин в высших орденах, иподиаконы, а также дьяконы в англоязычных странах именовались «преподобным мистером». На французском языке титул «аббат» часто давался им и даже второстепенным , как в случае с Ференцем Листом .

Субдиаконат считался главным орденом латинской церкви только с конца 12 века. Даже после этого рукоположение в иподиакона не включает возложения рук . Вместо этого епископ вручает ему пустую чашу и лепешку , его облачение , сосуды с вином и водой и Книгу Посланий и произносит за него молитву благословения. Как получатель большого ордена иподиакон не мог заключить брак, и любое нарушение им обязательства соблюдать целомудрие классифицировалось как святотатство (см. Канон 132 Кодекса канонического права 1917 года). Canon 135 того же Кодекса канонического права обязаны ему сказать все те канонические часы на Литургии (Литургия часов или требник ).

Другими важными орденами были диаконы и священники , а орден епископа в то время не считался чином, отличным от ордена священства. Таким образом, говоря о приказах, Катехизис Трентского Собора заявляет: «Их число, согласно единой и универсальной доктрине Католической церкви, составляет семь: Портер, Чтец, Экзорцист, Аколит, Иподиакон, Диакон и Священник. . Из них некоторые более высокие, называемые «Святыми», некоторые меньшие, которые называются «Малыми Орденами». Великие или Священные Ордены — это Субдиаконство, Дьяконство и Священство; меньшие или Младшие Ордены являются Портер, Читатель, Экзорцист и Послушник «.

Сегодня Латинская Церковь , как указано в Кодексе канонического права, действующем с 1983 года («Орденами являются епископат, пресвитер и диаконат»), признает только три ордена: епископа, священника (пресвитера) и диакона, также называемые «священными орденами» или «священными орденами». В соответствии с » министерией quaedam» Папы Павла VI , то, что называлось второстепенными орденами, теперь называется министерствами.

В Тридентской Мессе в форме Торжественной Высокой Мессы в обязанности иподиакона входят крестоцветные , пение Послания, удерживание Книги Евангелий, пока дьякон поет Евангелие, затем возвращение ее к служащему и помощь священнику или дьякону в установка алтаря. Специфическим облачением иподиакона является туника , практически неотличимая по форме от далматика дьякона (туника иногда несколько длиннее далматика или имела немного менее сложный декор, но это часто незаметно для случайного прихожанина). Он носит манипулу . В отличие от диакона и священника, он никогда не носит накидку. Он также носит плечевую вуаль , держа в руках знак от Приношения Отцу Нашему ; и, если чаша и лепешка с хозяином еще не на алтаре, он также использует плечевую пелену, принося их к алтарю в приношение. На практике роли диакона и иподиакона в Торжественной Высокой Мессе обычно исполняли мужчины, уже рукоположенные в священники, носящие субдиакональные или диаконические облачения.

Восточно-католические церкви

В Восточно-католических церквях орден иподиакона является высшим из второстепенных орденов, и его функции эквивалентны функциям православных иподиаконов.

Иподиаконы в англиканской церкви

В то время как должность иподиакона не была включена в Орден духовенства, когда англиканская церковь была реформирована в 16 веке, некоторые церкви и общины в англиканском сообществе и в англиканских продолжающихся церквях назначают мирянина действовать в качестве иподиакона при праздновании литургия мессы или Святой Евхаристии (особенно Торжественная месса ). Однако это считается литургической функцией, которую человек выполняет, а не чином, в который он посвящен. В некоторых епархиях и провинциях от мирян, выступающих в качестве иподиаконов таким образом, может потребоваться специальное разрешение соответствующего епископа или архиепископа . На практике англиканский иподиакон выполняет те же роли, что и в католических церквях латинского обряда или православных церквях западного обряда. Подходящие одежды иподиакона — это альб и хитон .

внешние ссылки

  • Византийский обряд рукоположения иподиакона
  • Институт Христа Царя, суверенного священника
  • Священническое братство святителя Петра
  • История иподиаконов
  • Ministeria quaedam , Апостольское послание о Первом Тонсуре, Малых Орденах и Субдиаконате

1234

Прежде всего благодарю своих преданных и полных энтузиазма читателей по всему миру, которые на протяжении этих книг сопровождали Розу и меня. Без вас я не совершила бы этого путешествия, и, надеюсь, приключения мороев и дампиров доставят вам большое удовольствие.

Спасибо также всем друзьям и родным, поддерживающим меня, – в особенности моему мужу, который не перестает изумлять меня своим терпением, любовью и способностью мириться с бесконечными взлетами и падениями жизни с «творческим» человеком. Особая благодарность Джесси Макгезу за создание атмосферы испытания в лесу – это я в жизни не смогла бы придумать самостоятельно.

И как всегда, я благодарна своим издателям, которые неустанно трудятся за сценой, чтобы эти книги увидели свет: Джиму Маккарти – моему агенту, временами психотерапевту и неизменному адвокату; Лорен Абрамо, не устающей находить все новые страны, о которых я никогда не слышала, и отсылать туда Розу; Джессике Ротенберг и Бену Шренку, исключительным редакторам, которые, забывая о еде и сне, совершенствовали эти книги; и журналисту Кейси Макинтайр, которая организовывает для меня туры и интервью, практически не нуждаясь в моих указаниях.

И заключительная благодарность всем остальным, кто работает над этой серией в издательстве «Пингвин» и литературном агентстве Dystel & Coderish, а также моим иностранным издателям. Вас слишком много, чтобы перечислить всех, но от этого ваша роль ничуть не меньше. Огромное вам спасибо.

«Мейси» — сеть универсальных магазинов. (Здесь и далее прим. перев.).

Амиши — консервативная секта меннонитов; члены секты живут в сельских общинах, не пользуются электричеством, автомобилями и пр., носят бороду (без усов), старомодную одежду с крючками вместо пуговиц и т. п.

Десятичная классификация Дьюи — библиотечная система классификации книг, в которой все области знания разделены на 10 классов, а внутри каждого класса выделены десятичные подклассы, разделы и подразделы; на этой системе основано большинство применяемых в мире библиотечных классификаций.

Су-Фолс — крупнейший город штата Южная Дакота.

«Чириоуз» — товарный знак сухого завтрака из овсяной муки и пшеничного крахмала с минерально-витаминными добавками.

Часть I.

Введение

1) Обязанности иподиаконов

2) Описание предметов иподиаконского служения

3) Описание архиерейского облачения

4) Распределение обязанностей иподиаконов на богослужении

Часть II.

Указания при совершении архиерейской литургии

1) Встреча

2) Облачение

3) Начало Божественной литургии

4) Хиротесия

5) Малый вход

6) Трисвятое

7) Евангелие

8) Великий вход

9) Иерейская хиротония

10) Диаконская хиротония

11) Причащение духовенства и мирян

12) Молебен

13) Крестный ход

14) Разоблачение и проводы

Часть III.

Указания при совершении архиерейского всенощного бдения.

1) Встреча

2) Вечерня

3) Лития

4) Полиелей

5) Великое славословие

Часть IV.

Указания при совершении архиерейской Литургии Преждеосвященных Даров

Часть V.

Заключение

Часть VI.

Приложение (схемы)

Часть I.

Введение.

Настоящий труд предпринят нами под руководством проректора Коломенской духовной семинарии иеромонаха Константина (Островского), в прошлом — иподиакона митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Содержание статьи было просмотрено и одобрено иподиаконом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II диаконом Иоанном Нефедовым и старшим иподиаконом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия иеродиаконом Сергием (Куксовым).

За архиерейским богослужением прислуживают иподиаконы. Слово иподиакон в переводе с греческого означает «младший служитель». Иподиакон во время богослужения облачается в стихарь и крестообразно опоясывается орарем.

Обязанности иподиаконов

Обязанности иподиаконов различны и, по уже устоявшейся практике, разделяются на несколько должностей:

1. Первый иподиакон

2. Второй иподиакон

3. Первый рипидчик

4. Второй рипидчик

5. Книгодержец

6. Посошник

7. Свещеносец

8. Кадильщик

Первый и второй иподиаконы именуются первой парой иподиаконов, первый и второй рипидчики – второй парой.

Решение стать священнослужителем

Когда я учился в вузе, и подумать не мог, что буду священнослужителем. В моей семье нет верующих людей, и я раньше таким не был и никогда не ходил в церковь. Но на третьем курсе Бог призвал меня. Это очень сложно объяснить, исходя из логических критериев: как будто сначала ты был неживым, а потом стал живым. Допустим, когда ты не влюблён, тебе трудно понять, что такое быть влюблённым. Точно так же и с призванием: если ты не почувствовал, что в тебе родилась вера, то никогда не сможешь понять, каково это.

Я почувствовал, что моё призвание – служить Богу, и пришёл в церковь, а через пару месяцев решил стать священником. Мне кажется, нельзя тратить свою жизнь на что-то мелкое, типа как стать каким-нибудь офисным работником. Жизнь – это что-то большое, и глупо размениваться на фигню. Я захотел стать жертвой Бога, весь сгореть ради Него. И ничего больше мне не нужно было.

Начало службы

Попасть в церковь довольно просто: нужно зайти в пономарку и сказать, что хочешь стать помощником. С тобой поговорят и скажут: «Лады, давай с нами».

Сначала я стал пономарём, то есть прислуживал в церкви: подавал свечи, разжигал кадило, таскал какие-то вещи — в общем, выполнял мелкую работу. Некоторое время я занимался этим, потом стал иподиаконом, впоследствии — диаконом.

Семинария

Если ты хочешь стать священником, то нужно обязательно пять лет отучиться в семинарии, иначе никак. Сначала ты пишешь заявление на поступление, затем сдаёшь экзамены. Всё, как в обычных вузах, специфика в том, что большее внимание уделяется собеседованию, на котором ты разговариваешь со священником о вопросах веры и жизненного пути. Также нужно сдать экзамен на знание истории, Cвященного Писания, богословия и других церковных дисциплин.

Часть семинаристов – выпускники школ, часть – серьёзные ребята с высшим образованием, кто-то приходит туда после армии. В семинарии учатся люди абсолютно не похожие друг на друга: либералы, консерваторы, интеллигенция, быдло, даже какие-то анимешники, любители вольной борьбы, активисты. Есть профессиональный клоун, который ездит на моноцикле и жонглирует, он однажды даже выступал для детей в хосписе. Есть учитель математики, который до этого семь лет проработал в школе.

Уйти учиться в семинарию – это значит бросить всё, потому что ты там ещё и живёшь. Я к жене приезжал всего раз в месяц.

После третьего курса семинарии ты уже можешь стать диаконом, после пятого – священником, если пройдёшь собеседование с архиереем.

Первые впечатления от службы в церкви

У каждого, кто приходит в Церковь, на глазах обычно надеты розовые очки, так было и у меня. Сначала тебе кажется, что всё просто потрясающе, и это действительно так – ты получаешь опыт общения не с людьми, а с Богом. Он даёт очень много радости, и ты не замечаешь того, что происходит вокруг: ни того, что священник что-то грубо сказал, ни разногласий с пономарями.

Минусы замечаешь только потом: где-то я нахожу, что священник интеллектуально не развит, например, не очень хорошо разбирается в литературе. Где-то он не очень хорошего мнения о прихожанах. Бывает, священник ведёт себя недостойно, он не поступает как Христос, он не жертвует всего себя людям. Мне не нравится, что некоторые из них ведут себя пассивно, я хочу, чтобы все «горели».

Розовые очки исчезают, но ты остаёшься в Церкви, потому что там есть Христос, а то, как ведут себя люди, – второстепенно.

Реакция друзей и родственников

Когда я решил пойти в Церковь, близкие меня не поддержали. Хотя помощь мне была не нужна, потому что я пошёл на службу не ради людей, а ради Бога. Я был готов бросить весь мир, чтобы остаться с Ним.

Моя мама сказала, что в Церкви одни толстые попы, которые дурят народ и засоряют мне мозг. Она до сих пор не приняла мой выбор. Убедить её в чём-то невозможно, потому что мама из тех, что смотрят телевизор. Сложно делать это постоянно и оставаться в здравом уме. Я приезжаю к ней и ем вкусные перчики, огурчики, но темы моей службы в Церкви мы не касаемся. Что я могу сделать, так это только молиться за неё.

Друзья, когда узнали о моём выборе, подшучивали, мол, «поп – толоконный лоб» и прочее. Меня это не оттолкнуло от близких и не оскорбило.

Знакомым вообще пофигу на то, что я выбрал путь священнослужителя. А люди на улице смотрят на меня с интересом: например, когда я иду в подряснике, прохожие словно видят во мне мужчину в юбке. Мне такое внимание не очень приятно.

Я много читаю, «сижу» в различных пабликах типа «Лентача» и вижу, что сейчас многие негативно относятся к священникам и духовенству. Поэтому когда я иду по улице, переодически мне кажется, что люди меня ненавидят только потому, что я – священнослужитель.

Отношения с супругой

Когда мы встретились с моей будущей женой, я ей сказал, что хочу служить в Церкви, но не спрашивал у неё, готова ли она стать женой батюшки. В первую очередь для меня было в приоритете моё служение в Церкви, а уже потом семья. Я стал бы служить в Церкви независимо от того, согласилась бы на это моя девушка или нет.

Моя супруга тоже сначала была неверующей, как и я. Я не убеждал её, мол, вот верь, Бог есть… Нет, я просто молился за неё. И так получилось, что она поверила. У нас с ней похожее религиозное мировоззрение.

Тот факт, что мы с женой – верующие люди, послужил помощью в нашей семейной жизни. Я не знаю, что ещё может сближать так, как религиозность.

Обязанности

Когда в церкви проходят службы, я встаю в семь утра, ничего не ем и не пью, потому что в этот день причащаюсь. Затем совершаю утренние молитвы, часть читаю по пути. Когда прихожу, подготавливаю всё для службы: приношу разную утварь, достаю сосуды, зажигаю кадило.

Диакон – это голос церкви, поэтому во время службы я призываю всех прихожан к молитве. Я говорю: «Господу помолимся», и люди молятся, и я тоже. Также я помогаю епископу или священнику за совершением Таинств.

Плюс я помогаю переносить сосуды какие-то, произношу реплики, в общем, участвую в молитвенной жизни. Я нахожусь в церкви примерно с 8:00 до 12:00, а потом ещё с 16:30 до 20:00, если служу Литургию, если же я дежурю (что бывает в один день), то с 11 до 17:00, ещё я периодически участвую в разных мероприятиях, иногда конференциях, занимаюсь преподаванием и прочим.

У священников намного больше задач, чем у диаконов: они посещают людей, которые сами не в состоянии прийти в церковь из-за проблем со здоровьем, ездят в различные учреждения, что-то освящают.

Когда я стал диаконом, подумал: «Ничего себе, как здорово: я прихожу в церковь, служу, молюсь и ухожу домой, и это типа моё занятие, и мне за это даже деньги дают». Потом я понял, что всё не так просто. От меня, как от диакона, требуется не только прийти, отработать своё и уйти, но на службе я должен быть постоянно на пике своём, в напряжении. Постоянно чувствуется какая-то суперответственность, и я стараюсь всё сделать максимально хорошо. Это очень выматывает психологически. Более того, я могу уйти из церкви домой, но и там я буду оставаться священнослужителем – с утра до вечера, каждый день и всю жизнь. Всегда нужно соблюдать посты, читать молитвы и стараться жить по Евангелию. Есть даже такое понятие – «пастырское выгорание»: когда священник всегда находится на пределе своих сил, он «сгорает». Тогда на него нападает апатия, для него всё теряет свою ценность. Если священник хороший, то он должен себя полностью отдавать служению, потому что это больше, чем жизнь.

Запреты и грехи

Существует священническая присяга, которую человек подписывает и обязуется её выполнять. Он клянётся, что будет читать Евангелие, молиться, не сокращать богослужение, стараться жить правильно и прочее.

Жизнь православного христианина очень жёстко регламентирована. У нашей религии есть 20 веков истории, за которые накопилось много всего, начиная с того, что диакон не должен брить бороды. Я не могу носить рубашку с полуголыми женщинами, как тот учёный. Также мне запрещено неприлично вести себя на публике, быть пьяным. Сан регламентирует моё питание и супружескую жизнь. Например, я далеко не всегда могу вступать в половое общение со своей супругой. В идеале, я должен углубляться в молитвы, меньше есть и спать. Моя жизнь должна быть жизнью святого человека.

Устав предписывает, что нам можно употреблять алкоголь – около 100 мл вина по праздникам, например. Тут главное — не упиваться. Что касается курения, то в 19 веке оно было отличительной чертой священников, но сейчас эту привычку считают грехом. Просто потому что это ненужное и вредное занятие. Вот греческие священники до сих пор курят, но за себя могу сказать, что я не курю.

Сексом можно заниматься ради удовольствия. В этом смысле, мы не какие-нибудь сектанты, типа свидетелей Иеговы, которые должны сообщать руководству для принятия мер, если заметят, что их жена получает удовольствие. В Православии не так: половая любовь служит закономерным продолжением вашего союза. Это тоже общение, только на психофизическом уровне. Поэтому получать удовольствие – это не грех. Сам Бог создал нас так.

А вот предохраняться запрещено, потому что таким образом мы вмешиваемся в Божий замысел о природе человека. Но в случае медицинских рекомендаций это возможно. Мы живём с женой 2 года и не предохраняемся, но у нас пока нет детей.

Также я не играю в компьютерные игры и карты. Игры – пустая трата времени, как и курение, они способствуют тому, что ты внутренне расстраиваешься, а молитва, наоборот, собирает человека воедино.

Если ты, будучи священником, согрешил, например, соблудил, то тебя лишают сана. Священники исповедуются перед друг другом. Перед исповедью один из них снимает крест. После того, как он расскажет о своих грехах, может так и уйти без креста. Был такой случай, когда священник исповедовался, ему сказали: «Крест оставь здесь, поезжай к архиерею и там разбирайся со своим случаем».

Я убеждён, что духовные лица оказываются в аду гораздо чаще, чем обычные люди. Если не выполняешь клятву священнослужителя – на тебя накладывается проклятье. Это одна из причин, почему я тоже попаду в ад. Ведь когда ты приходишь на службу в церковь, ты приступаешь к Богу – очень близко и плотно. К нему могут приближаться только чистые, а мы – грязные люди, у нас неочищенные души, потому что мы не молимся. Вот, например, у меня как: я пришёл домой после службы и начал смотреть сериальчик. Тогда была страстная седмица, а я сериальчик смотрю… Вот и посмотрел 8 серий за 2 дня. Это всё суета, а я приступаю к этой суете вместо того, чтобы молиться. Это неправильно, а я всё равно делаю так, потому что я слабый. И как я после этого каждый день дерзаю приступать к Богу?

Отношения со священнослужителями

Нет никакого строгого регламента общения между священнослужителями. Конечно, отношения почти всегда складываются хорошо, потому что мы живём семьёй, ведь Церковь – это больше, чем семья, ведь нас роднит не плоть и кровь, а плоть и кровь Христова.

Как коллеги общаются между собой, так и мы – шутим, общаемся на личные темы. Причём на такие личные, что просто капец, потому что священнослужители исповедуются друг другу. Каждый из нас знает, как грешит другой. Мы очень близки.

Корпоративов, конечно, у нас не бывает, но мы выезжаем вместе на шашлыки, например.

Прихожане

Обычно все представляют себе церковь, как одну большую группу бабушек. Они частично правы, но среди прихожан есть и молодые люди. В Церкви можно встретить всех: атеистов, которые приходят, чтобы поспорить, людей больных, невменяемых или, наоборот, людей с большим опытом служб. Но так складывается, что в церкви больше всего женщин.

Большего сказать не могу, потому что непосредственное общение с прихожанами не входит в обязанности диакона, этим занимаются священники.

Зарплата

Заработок у духовенства очень разнится: он зависит от того, диакон ты или священник, в каком приходе и сколько времени служишь, а также от других факторов. Вот монахам вообще ничего не платят. Если им что-то нужно, например, зубы полечить, игумен выдаёт им сумму. Остальным выплачивается зарплата.

Я за то, что служу весь месяц с парой выходных в неделю, получаю примерно 20 тысяч рублей. Думаю, это нормально. Если честно, когда я пришёл в церковь, даже не спросил, сколько мне будут платить.

При принятии меня на службу настоятель оформил документы, я высылал ему паспорт. Часть моих доходов отходит государству. У меня есть запись в трудовой книжке. Также я знаю, что происходят какие-то отчисления в Пенсионный фонд.

У меня нет ни квартиры, ни машины. Я слышал про то, что священники могут оформить себе выгодную ипотеку, но я не «угараю» по льготам, мне это до лампочки, хотя стоит, конечно, воспользоваться.

Священнику запрещено работать на светской работе, но при этом можно выполнять свой миссионерский долг. Как, например, Кураев преподавал в МГУ. Это допустимо.

Кстати, многие думают, что церковь живёт на государственные деньги, но это чепуха. Она живёт только на пожертвования прихожан, поэтому если люди перестанут приносить деньги в храмы, то у нас не будет зарплаты. У католиков, например, есть свой довольно авторитетный банк. У нас такого нет, это грешно на самом деле.

У нас всё происходит так: человек заказывает отпевание и жертвует какую-то сумму для церкви. На это нет фиксированной стоимости, есть только рекомендуемая сумма. Многие люди в последнее время жалуются, что в церквях стали крестить за деньги. Я думаю, это плохо, ведь Христос сказал: «Даром получили – даром давайте». Но если у человека нет денег, его обязаны крестить бесплатно.

Богатые священники

Люди, которые упрекают духовенство в том, что те часто живут в роскоши, отчасти правы. Я считаю, что священники должны жить в нищете. С другой стороны, есть срединный путь. Ведь если ты будешь жить в бедности – то будешь унывать. Если в богатстве – то в Царствие Небесное не войдешь.

И ещё: если вы увидели одного толстого священника, это не значит, что все такие. У нас в епархии большинство таких же худых, как я.

По поводу автомобилей: священникам они необходимо, потому что они постоянно ездят по домам прихожан, кого-то причастить или по другим делам. Пока священник будет ехать на маршрутке, человек умрёт без причастия. Тем более, не у всех священников шикарные дорогие авто. Но если они их купили, ну и что? Я не буду их осуждать, но я бы не стал покупать себе дорогую машину, и многие священнослужители со мной бы согласились.

Золото в облачении нам досталось от Византии. Сейчас это многим кажется безвкусицей, наверное, так оно и есть, но таковы традиции. Тем более, что огромные кресты на груди священников обычно не из чистого золота – это позолота. Всё это не значит, что мы в Церкви любим драгоценности, это просто пошло, откровенно говоря. Просто историческая традиция.

Православные активисты

Я не поддерживаю и даже осуждаю действия православных активистов, в том числе «Божью волю». Многими из них движет какой-то сатанисткий дух. Когда смотришь на лица этих людей, когда они пикетируют, например, на митинге «Тангейзера», то тебе кажется, что эти люди ненавидят тебя, они желают тебе смерти, они хотят убить твоих детей.

Церковь не может отожествляться с православными активистами. Если они выступают за что-то – не факт, что РПЦ так думает. Многие православные люди пришли на митинг в поддержку «Тангейзера» в Новосибирске, в том числе Андрей Кураев. Представители Церкви были и на той, и на другой сторонах.

Конечно, со стороны пиарщиков «Тангейзера» было неправильно показывать такой плакат – откровенно богохульный, на котором изображён крест и женский половой орган. Но с точки зрения православных активистов тоже было неправильным подавать в суд. Если для человека политические интересы становятся выше интересов церковных – то это не церковный человек.

Оскорбление чувств верующих

Если человек размещает на своей странице в соцсети картиночки, которые представляют Церковь в смешном виде или являются богохульными, – это его проблема, я спокойно реагирую на такое. Если я буду говорить каждому: «Да ты, падла, осатанел», то он не станет от этого христианином.

Но действительно всех верующих такие вещи задевают. Представьте себе, что для вас Церковь – это святое, больше, чем мама или папа. И вот кто-то размещает оскорбительную картинку, где там над моей матерью откровенно надругались. Конечно, тебя это оскорбит, ты вообще заплачешь. Ничего себе, это же мама моя. Обидно, конечно, потому что Церковь для меня очень близка, это мой родной дом, я люблю её. Но если картинка в сети про церковь действительно смешная и не богохульная, я сам посмеюсь над ней.

Жизненные планы

Я бы хотел продолжить учиться. У меня высшее образование в светском вузе, сейчас я доучиваюсь в семинарии, потом ещё хочу пойти в магистратуру, а также на соискание кандидата богословия, и собираюсь преподавать на кафедре теологии.

В планах – после окончания семинарии стать священником и развиваться: становиться святым, учёным, иконописцем. Тут главное не останавливаться, типа: «Ну вот я стал священником, можно отдохнуть, я присяду».

Ещё меня тянет в лес. У меня есть желание жить с медведем, целовать его в медвежьи уста, дроздов любить, дятлов. Жена тоже хочет в лес, даже больше меня, но я думаю, что пока это нереально. Сейчас я придерживаюсь первого пути, который предполагает дальнейшее обучение.

Иллюстрации: Иван Рудасёв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *