Ипполит старец

Скоро в Марьино откроют памятник архимандриту Ипполиту, бывшему настоятелю Свято-Никольского монастыря, в народе прослывшему чудотворцем. Умер отец Ипполит 17 декабря 2002 года. Но память о нем жива. На могилу к старцу паломники собираются со всех уголков России. В день к монастырю подъезжают по пять-шесть автобусов с верующими, не считая тех, кто добирается своим ходом. Некоторые идут к батюшке Ипполиту по полгода, ночуя под открытым небом.

В Рыльском монастыре отец Ипполит прослужил 11 лет. До этого нес послушание в Псковско-Печерском монастыре. Не один десяток лет батюшка Ипполит служил и молился в Греции на легендарной святой горе Афон. Говорят, на монахов, которые многие годы проводят там, снисходит Божий дар — исцелять людей.

— Батюшка, безусловно, обладал даром прозорливости, пророчества, исцеления и утешения, — рассказывает ученик отца Ипполита, инок Григорий.

Анна Ивановна Савельева — руководитель паломнических групп из Москвы в Рыльск — рассказывает:

— Однажды я привезла в Рыльск большую группу паломников. В автобусе ехала женщина с сыном, у которого врачи обнаружили СПИД.

Старец перекрестил его указательным пальцем и сказал, что у него ничего нет.

Всю дорогу до Москвы женщина кляла старца за ложь. А по приезде в столицу все подтвердилось: врачи признали мальчика абсолютно здоровым. Или вот еще чудо. Накануне операции по удалению опухоли женщина приехала на могилку к батюшке. А наутро обнаружила, что опухоль сама собой рассосалась.

— Многие врачи после таких случаев принимали крещение и сами приезжали к старцу, — говорит Григорий.

Когда отец Ипполит перед смертью находился в коме, к нему приезжала реанимационная бригада из Москвы. На глазах у врачей икона «Спаса Нерукотворного», висевшая в изголовье старца, начала кровоточить. После этого чуда доктора привозили сюда своих близких родственников помолиться на могиле батюшки.

Умер же он от обширного инсульта. Очень тяжелыми физически для батюшки были отчитки*. Сотни страждущих устраивали в церкви жуткую давку. Отец Ипполит читал над ними молитвы. И в этот момент, как рассказывают, начинало твориться что-то невообразимое. Женщины кричали мужскими голосами и наоборот, у кого-то начинал ходить ходуном живот, кто-то надрывался по-поросячьи. После таких субботних молебнов батюшка не поднимался несколько дней, на теле у него появлялись язвы, которые, правда, быстро заживали.

Он поднял из руин Рыльскую обитель. С благословения архимандрита Ипполита вблизи монастыря открыты три целебных источника: Божией Матери, Николая Чудотворца и Преподобного Иоанна Рыльского. Отец Ипполит принимал у себя всех: преступников, наркоманов, пьяниц, бомжей.

— Однажды к нему приехала моя знакомая Алла из Владикавказа, — рассказывает Григорий. — Она уже много лет принимала наркотики. Старец поговорил с ней, утешил и попросил, чтобы в следующий раз она привезла с собой подругу, у которой были такие же проблемы. Девушки приехали, старец предсказал им их будущее. Аллу благословил на брак, сказал, что у нее будет большая квартира в Санкт-Петербурге, что она поступит в мединститут. А сына Аллы попросил наречь Николаем в честь святого угодника. Так все и случилось. Про наркотики молодые женщины уже не вспоминали.

Инок Григорий по просьбе батюшки читал письма, которые к нему приходили. Многим отец Ипполит помогал справляться с болезнями на расстоянии. Если это был телефонный звонок, то батюшка, часто не дослушав собеседника, сам рассказывал ему о его проблемах и тут же их каким-нибудь чудом решал.

Вообще же батюшка был немногословен, не любил, когда его как монаха хвалили. Когда его хоронили, монастырь засиял. На небе, несмотря на то, что была зима, появилась радуга. Сияние появилось и слева от места упокоения. А дубовый крест на могиле несколько раз благоухал и мироточил. Люди собирали миро в пузырьки…

Наталья РОЖДЕСТВЕНСКАЯ.

Фото автора, Татьяны ПАВЛОВОЙ и Дмитрия ФОМИЧЕВА.

* Особые молебны о недужных. Молитвы для них написаны великими христианскими святыми — Иоанном Златоустом и Василием Великим.

Книга рассказывает о старце архимандрите Ипполите (Халине), настоятеле Свято-Николаевского мужского монастыря г. Рыльска. Монашескую жизнь будущий всероссийский старец начинал в Глинской пустыни под руководством схиархимандрита Андроника (Лукаша), затем был переведен в Псково-Печерский монастырь келейником валаамского старца иеросхимонаха Михаила (Питкевича).В 1966 г. по благословению святейшего патриарха Алексия I о. Ипполит в составе «афонского десанта» вместе с другими духовно опытными монахами прибыл на св. Гору Афон для поддержки иноков русского Свято-Пантелеимонова монастыря. На Афоне он провел 17 лет, исполняя послушание казначея и эконома обители.В 1984 г. о. Ипполит тяжело заболел и вернулся в Россию. Он был назначен клириком Курской епархии, трудился над восстановлением многих храмов. В 1991 г. о. Ипполит приступил к возрождению монашеской жизни в полуразрушенном Свято-Николаевском монастыре г. Рыльска. Здесь он до конца своей жизни нес подвиг старчества, молитвенного предстательства за людей, во множестве приезжавших к нему за духовным советом. Архимандрит Кирилл (Павлов) назвал о. Ипполита «самым добрым батюшкой на Земле». Таким он и был, печальник и молитвенник за души людские перед престолом Божиим…Старца Ипполита называют апостолом Осетии. Он духовно окормлял православных осетин, называя их аланами. Горцы приезжали к батюшке целыми поездами… По благословению старца Ипполита в Осетии были основаны два монастыря – мужской и женский. Осетины по сей день благоговейно чтут память своего духовного наставника.В книге собраны воспоминания духовных чад о старце, рассказы о чудесной помощи Божией по молитвам батюшки Ипполита, свидетельства паломников о посмертных чудесах, произошедших по вере их на месте упокоения почитаемого старца.

Книга В.Н. Савочкина, Москва, 2007

Архимандрит Ипполит (1928-2002 гг.) был настоятелем Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря Курской епархии. Это был подвижник благочестия, старец, получивший от Бога различные духовные дарования. Это и прозорливость, и дар целительства, утешения, и, как говорится, «дар немощных душ врачевания». Но самый главный дар, который изливался из него неиссякаемым потоком – это дар всепокрывающей любви Божией.

Автору книги – Владимиру Савочкину довелось знать отца Ипполита около десяти лет. А с 1999 г. он возил небольшие группки от нашего храма на приходском 10-тиместном УАЗике. Многие из кадашевских прихожан побывали у старца, многие получили по его молитвам благодатную помощь. После смерти отца Ипполита в 2002-м году наш настоятель протоиерей Александр Салтыков благословил Владимира написать статью о старце Ипполите в журнал «Мир Божий». Владимир, не имеющий ни журналистского, ни писательского опыта, около трех лет работал над статьей, и, в итоге, получилась целая книга, хотя и небольшая.

Книга имеет объем 126 страниц, она хорошо издана, в ней много цветных фотографий архимандрита Ипполита и прекрасных видов Рыльского Свято-Николаевского монастыря.
Эту книгу всегда можно купить в нашем храме за свечным ящиком. Свечной ящик открыт ежедневно с 10 до 17 часов и во время утренних и вечерних Божественных служб.

См. также: слово прот. Александра Салтыкова в день кончины архимандрита Ипполита

Здесь мы публикуем отрывки из книги:

«Отец Ипполит не произвел на меня особого впечатления при первой нашей встрече, в далеком 1993 году. Он даже несколько разочаровал своим внешним видом, и если бы меня сразу с ним не познакомили, то вряд ли бы я догадался, что этот пожилой сутулый монах в старом выцветшем подряснике, с порванными, перевязанными какими-то веревочками кедами на ногах есть никто иной как архимандрит Ипполит, настоятель Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. «…» Ведь мне говорили о нем, что он ясновидящий, что он пророк и ему все обо всех открыто. И как же я тогда сожалел и недоумевал, что он ничего особенного, пророческого или таинственного мне не сообщил. Сказал вот только: «Молитесь, ходите в церковь Божию, читайте святое Евангелие, Псалтирь, творите добрые дела, и, может быть, Господь вам поможет…».

«Старец Ипполит был настоящим утешителем и «печальником душ человеческих». Я уверен, большинство приходящих к нему за духовной и чисто человеческой поддержкой приобретали совершенный покой своим душам. «Мы знаем по опыту многих наших прихожан, — вспоминает настоятель московского храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр Салтыков, – как важно было это кратковременное общение с отцом Ипполитом. Я думаю, что некоторых людей из нашего прихода он буквально спас».

«Воскрешения мертвых лазарей», – говорила об этом Анна Савельева, возившая в Рыльский монастырь, по благословению отца Ипполита, большие группы паломников из Москвы. Она мне рассказывала, свидетелем скольких чудес ей приходится быть! Каких болящих, немощных людей привозила она сюда, но, по молитвам батюшки, многих недуги оставляли. «Я знаю некоторых, кто был болен раком, и их батюшка вымолил, – вспоминает она. – Да, что рак… Мне лично известно о пяти случаях исцеления от СПИДа».

«Конечно, такие явные исцеления на глазах у всех, как в случае со СПИДом, когда батюшка перекрестил и молодой человек исцелился, не были чем-то обыденным. Обычно это происходило по-другому: или отец Ипполит благословлял человека остаться пожить в монастыре, чтобы потрудиться и помолиться, или же давал какое-то особое благословение, например заказать в монастыре определенное количество»вычитов» заочно. Вот, к примеру, удивительный случай, произошедший с годовалым сынишкой Евгения Тарасова из Калужской области, Ванечкой. У мальчика были обнаружены в крови какие-то патологические микроорганизмы, у него все время болела голова, он часто беспричинно плакал, и врачи разводили руками, не зная, что делать. Районные врачи отправили его в областную больницу, областные – в Москву, в Институт паразитологии. Но родители поехали прежде к старцу, к отцу Ипполиту, который сказал им простую вещь: «А вы еще не венчаны? Пойдите повенчайтесь, и все будет хорошо. Господь поможет». Так и вышло. По возвращении из монастыря Евгений с супругой сразу повенчались, а после, проверив кровь сынишки, с удивлением обнаружили, что никаких паразитов в ней и в помине нет».

«Однажды к батюшке Ипполиту привезли расслабленного подростка лет 15-16. Звали его Александр. На ноги он вообще не вставал и не ходил даже на костылях, потому что у него была слабость и рук, и ног. Александра держали под руки, а ноги он просто волочил. Его подняли с коляски, чтобы подвести к батюшке. Старец благословил родителей уехать, а Александра на год оставить. Надо сказать, родители полностью доверились батюшке и оставили сына на его попечение. Отец Ипполит дал ему послушание работать в трапезной, чистить картошку и благословил как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин. И вот что рассказывает Анна Ивановна Савельева, которая приезжала в это же время со своими двумя сыновьями-подростками в монастырь. «И приехала я через год, тоже с детьми. Бежит ко мне мой сын Максимка и говорит: «Мама, иди посмотри. Это тот Саша, который не ходил, который ничего делать не мог. У него знаешь какое теперь послушание?» — «Какое?» — «На лугу». Я спрашиваю: «А что он там делает?» — «Косит сено». Он прожил год в монастыре и стал совершенно здоровым. Батюшка благословил его поступать в медицинский институт…»

«…Мне кажется, уместно рассказать историю с храмом Воскресения Христова в Кадашах. Помещения этого храма много лет занимал реставрационный центр имени акад. И.Э. Грабаря. Никакие попытки о. Александра с общиной вернуть здание церкви не увенчивались успехом. Какие-то неведомые силы в самых высших эшелонах власти, видимо, постоянные клиенты реставраторов, сводили на «нет» все наши ходатайства, обращения, просьбы в многочисленные инстанции. Божественные службы проходили в маленьком храмике, переделанном из бывшего каретного сарая. Я постоянно спрашивал у батюшки Ипполита, отдадут ли нам храм. «Отдадут, отец мой, отдадут», – обнадеживал меня батюшка. – Но вы боритесь, стучитесь. «Толцыте, и отворят вам». И однажды, после такого разговора он подарил мне иконку св. благоверного князя Всеволода. И вот что интересно: храм мы получили именно в борьбе, к чему и призывал нас старец. Когда через 4 — 5 лет после этого разговора мы буквально оцепили всю территорию храма Воскресения Христова и не пустили реставраторов на работу, окончательно убедившись, что никогда они не отдадут храм, что все их обещания и посулы всего лишь оттягивание времени и вранье. А после долгих переговоров на всех уровнях, мы, наконец, вошли в храм. И произошло это знаменательное событие 10 декабря 2004 года в день празднования иконы Божией Матери «Знамение» и св. благоверного князя Всеволода. А дело в том, что духовником отца Александра Салтыкова был известный московский священник, давно почивший протоиерей Всеволод Шпиллер, которого отец Александр очень почитает. И старец об этом вряд ли мог знать… Но у батюшки Ипполита каждое слово и даже шутка имели какой-то глубокий смысл и были проникнуты пророческим духом».

«Но что еще более неожиданным было для меня – это помощь батюшки по молитвам к нему. Да, да! При его жизни, по молитвам к нему! Это открытие для себя сначала сделал я сам. Как-то зимней ночью на том же УАЗике выехал с группой в Рыльск. И вдруг налетела буря, да такая сильная, что вокруг ничего не было видно. Машину сносит с дороги, того и гляди окажешься в кювете. Усугубилась ситуация еще тем, что забарахлил двигатель – приборы стали показывать серьезные отклонения в его работе. Необходимо было принимать решение: или возвращаться назад, или… с молитвой ехать дальше. Я вдруг вспомнил, что святителю Николаю молились даже при его жизни, и решил помолиься батюшке Ипполиту. Помолился как мог, попросил батюшку помочь доехать до него, и буря, как по команде, мгновенно прекратилась. Все приборы одновременно стали показывать норму. Потом уже, когда я общался с близкими чадами старца, узнал, что они постоянно боращаются к нему в молитвах».

«Почти каждый день по благословению о. Ипполита в монастыре проводились так называемые вычиты. Старец не выдумал чего-то нового, а просто монастырские священнослужители по его благословению постоянно служили чин, взятый из Большого Требника, который называется: «Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых и стужаемых». Кроме того, читались Евангелие и Апостол и некоторые молитвы из Таинства Елеосвящения. Со стороны эта церковная служба казалась очень торжественной и вместе с тем жутковатой. В то время как священнослужители вычитывали необходимые заклинательные молитвы, бесноватые и одержимые демонами начинали издавать дикие вопли, полностью заглушавшие все молитвословия. Часто они просто вопили протяжным криком, а иногда раздавались явные выкрики и ругань: «У, прроклятый!», «Ай, отойди, отойди!», «Ну долго ты будешь нас на коленях держать?!», «Огнем, огнем попаляет!». Происходила какая-то страшная вакханалия, приводившая в оцепенение. Увидев это в первый раз, помню, я изумился, почему этих кричащих, ругающихся людей не прогонят. Наоборот, все вокруг, и в первую очередь монахи, ведут себя спокойно, обыденно, как будто бы все в порядке. Лично мое мнение, что для большинства людей очень полезно побывать на этих молебнах о недужных. Именно здесь неверующие и слабоверующие воочию могут убедиться в существовании так называемой иной реальности, именно здесь равнодушных и «теплохладных» может потрясти то, как близко к нам находятся нечистые духи, как мучают они людей и разорвали бы нас вообще на части, если бы Господь им это позволил…»

«…И вот тут-то понимаешь, что значит самый добрый батюшка на земле. И вчерашних уголовников, и бомжей он принимал. Ой, сколько же хлопот было со многими из них! И хулиганили, и пьянствовали, и бездельничали, а батюшка Ипполит терпел и молился о них. Ему отовсюду жаловались на этих людей, уговаривали гнать их всех «пареной метлой», а он молился, молился о них и многих вымаливал и спасал. Наверное, как истинный «гражданин Неба», он всех их любил, терпел все выходки и ждал их исправления… Отсюда понятна его печальная ирония, с которой батюшка писал письмо в тюрьму в ответ на просьбу принять в монастыре: «Приезжайте. Я не против, чтобы вы приехали к нам. У нас все можно: и украсть, и выпить…Приезжайте!»

«Всякий паломник, приезжавший в Свято-Николаевский монастырь, обращал внимание на большое количество кавказцев и среди братии, и среди трудников обители. Это были православные осетины, стекавшиеся сюда из Осетии иногда даже целыми семьями. Оказывается, отец Ипполит взял на себя самый настоящий подвиг, или, как говорят сами осетины, апостольский подвиг просвещения целого народа Осетии…
По благословению старца в Осетии уже открылись Аланский Свято-Успенский мужской монастырь в многострадальном осетинском городе Беслане и Аланский Свято-Успенский женский скит в другом осетинском городе – Алагире, который является самым южным женским монастырем на территории России…
Наверное, батюшка Ипполит прозревал страшные бесланские события и благословил создание там монастыря, чтобы на этом святом месте велась молитва, в которой, конечно же, нуждался этот город…
Сам же старец Ипполит в Осетии никогда не был, но за годы его служения в Рыльском монастыре к нему, наверное, переездила вся эта небольшая республика».

«Внешне батюшка был высоким, немного сутулым, крупным, но не полным. Весь облик его одухотворяла благодать. Чистый ясный взгляд небесно-голубых глаз, радостное доброе лицо, светившееся любовью ко всем. «Когда батюшка улыбался, — вспоминает одна трудница монастыря, – за его улыбку все можно было отдать. Такую улыбку нигде не встретишь. В ней было столько доброты…»

«Отец Ипполит всегда всех призывал к миру со своими ближними и к смирению. Сам же он был само смирение, сама кротость. Он смирялся перед всеми; перед самым последним трудником, перед какой-нибудь деревенской бабушкой, которая, несмотря на то, что сзади нее стоит огромная очередь к старцу, битый час пытается решить у него свои хозяйственные вопросы: продавать ли ей корову, заводить ли еще гусей и у кого лучше покупать муку. «Из всех путей выбирай самый смиренный, – учил он одного боголюбивого священника. – И себя считай за траву сухую, за прах земной, за пепел, за ничто».

«17 декабря, на великомученицу Варвару и преподобного Иоанна Дамаскина, архимандрит Ипполит преставился, а через два дня со всех концов страны в великом множестве съехались люди, чтобы проводить его в последний путь. Что очень существенно и знаменательно, отца Ипполита отпевали на свт. Николая. Святой, в честь которого названа обитель, которому батюшка благословлял во всех нуждах, скорбях и печалях молиться, сподобил отпеть и похоронить старца именно в день, когда Церковь празднует его память — 19 декабря. Многие близкие чада старца и его почитатели отметили очень важную деталь: во время отпевания и после никто из них не ощутил сиротства, страдания или тоски от ухода батюшки. В какой-то момент были слезы, обильные слезы, особенно когда несли гроб к месту погребения. А так было ощущение присутствия батюшки, ощущение какого-то особенного его отношения к нам, ко всему миру. Как потом сказал о. Ипполит-младший: «Батюшка не умер, батюшка келью поменял».

«И вот начались посмертные чудеса…
На девятый день после кончины замироточил крест на могиле старца. И об этом я не сразу решился писать, потому что, честно сказать, не поверил. Но и здесь свидетелей было достаточно много. Они рассказывали, что миро обильно стекало с креста на землю, образовывая лужицы, и все люди, которые там были, радовались от души. По словам Елены Суторминой, это миро они собирали ладошками. «Миро выступало зримо у нас перед глазами, – вспоминает она. – Ты его смахиваешь ладошкой в стакан, а оно снова выступает. И размером было с маковые зернышки».

Иной случай произошел в нашем приходе храма Воскресения Христова в Кадашах в Москве. Великим постом снится отец Ипполит нашему прихожанину Алексею Терентьеву, профессиональному звонарю, и спрашивает его: «Почему ты больше не звонишь в колокола?» – «А в Кадашах, батюшка, нет звонницы», – отвечает он старцу. – «А ты построй». Рассказал Алексей об этом сне настоятелю протоиерею Александру Салтыкову, который тут же благословил строительство звонницы, хоть и не было для этого ни сил, ни средств. Но все произошло так быстро и чудесно, что на Пасху у нас уже были своя звонница, свои колокола и во время пасхального крестного хода Алексей радовал всех торжественным колокольным звоном.

Совершенно удивительный случай произошел в 2004-ом году с одной жительницей Санкт-Петербурга. У нее появилась бесовская мысль совершить очень тяжкий грех, о котором даже писать нельзя. И является ей во сне спускающийся с небес на облаке какой-то старец. На нем были надеты священнические облачения, сиявшие подобно солнцу. Старец сказал ей немного. Но он сказал ей такие грозные слова, обличающие ее греховный помысел, что желание грешить у нее резко пропало. Через некоторое время знакомые просят ее передать фотографии отца Ипполита, которого она никогда не видела, для священника Игоря Елисеева. Посмотрела она на эти фотографии и обомлела. На них был запечатлен тот самый сияющий старец.
Воистину батюшка только келью поменял! А так он остался с нами, и мы не сироты, но приобрели молитвенника перед престолом Божиим».

«В чем же все-таки загадка отца Ипполита? Проповедей не читал, книг не писал, а народ просто льнул к нему…
Рыльский инок Григорий Пенкнович вспоминает: «Я знал, наверное, более ста представителей организованных преступных группировок Северного Кавказа из Ростова, Владикавказа, Ставрополя, которые были у отца Ипполита. И подавляющее большинство из них уже оставили свое преступное занятие. Они ничего особенного от батюшки не услышали, но та благодать Божия, которая почивала на нем, производила в этих людях такое внутреннее преображающее действие, что они круто изменяли свою жизнь».
Отец Ипполит будто бы совершал таинственную проповедь Слова Божия в душах людей, и люди как-то начинали чувствовать, что Господь рядом, что Он всех нас любит. Хотелось бы еше раз процитировать слова о.Паисия, потому что в них, на мой взгляд, кроется разгадка старца Ипполита: «И если тебе станет за них (паломников) больно, если ты их полюбишь, то они забывают о своих проблемах, забывают даже о наркотиках, исцеляются от болезней и прекращают бесчинствовать, а после приезжают на Святую Гору уже как благоговейные паломники. Это потому, что они каким-то образом получают извещение о любви Божией».

«Для многих из нас архимандрит Ипполит стал «детоводителем» ко Христу, и это большое счастье, что именно этот замечательный старец, учитель смирения, кротости, терпения и любви привел нас к Богу.
И мы просим молитв всех Православных христиан об упокоении души нашего дорогого, горячо любимого батюшки Ипполита».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *