Ирод агриппа

Марк Випсаний АГРИППА — краткая военная биография — войны:

Мутинская война (44—43 до н. э.). Гражданская война в Древнем Риме (44—42 до н. э.). Перузинская война (41—40 до н. э.). Война с Секстом Помпеем (43—36 до н. э.). Иллирийская война (35—33 до н. э.) Последняя война Римской республики (31 до н. э.). Завоевание Египта (31 до н. э.). Война в Кантабрии (26-24 г. до н. э.). Астурская война (25 г. до н. э.).

Марк Випсаний АГРИППА — основные битвы:

Битва у Галльского Форума (с Марком Антонием, 14 апреля 43 до н. э.). Битва под Мутиной (с Марком Антонием, 21 апреля 43 до н. э.). Первая битва при Филиппах (с Брутом и Лонгином, 3 октября 42 до н. э.). Вторая битва при Филиппах (с Брутом, 23 октября 42 до н. э.). Битва у Кум (С Секстом Помпеем, весна 38 до н. э.). Битва при Скилле (с Секстом Помпеем, 38 до н. э.). Битва при Милах (с Секстом Помпеем, 36 до н. э.). Битва при Навлохе (с Секстом Помпеем, 3 сентября 36 до н. э.). Осада Метула (35 до н. э). Осада Сискии (35 до н. э) Победа при Акции (с Марком Антонием, 2 сентября 31 до н. э.).

Происходил из незнатного рода римских граждан. Смолоду воспитывался вместе с Октавием, с которым всегда находился в дружеских отношениях.

Он был близким другом, зятем и помощником Августа и отвечал за строительство некоторых из самых известных зданий в истории Рима и, конечно, на его счету самые важные военные победы Августа — первая битва при Филиппах (3 октября 42 до н.э), вторая битва при Филиппах (23 октября 42 до н.э), битва у Кум (с Секстом Помпеем, весна 38 до н.э), битва при Навлохе (с Секстом Помпеем, 3 сентября 36 до н. э.), победа при Акции (над Марком Антонием, 2 сентября 31 до н.э.).

На политическом поприще выступил в 43 г. до н. э. как обвинитель Кассия после убийства Юлия Цезаря. После этого был выбран в 37 г. до н. э. консулом и сразу направился на войну с Секстом Помпеем..
Против кораблей Агриппы действовал флот, созданный некогда Гнеем Помпеем для борьбы с пиратами. Он состоял из легких судов. Агриппа разгромил его с помощью кораблей, сильно вооруженных метательными машинами и хорошо защищенных высокими бортами.
Когда весной 31 г. до н. э. началась междоусобная война между Октавианом и Антонием, Агриппа принял главное командование над флотом. Здесь он применил иную тактику. Учитывая, что теперь против его кораблей действуют суда иного типа, большей высоты и величины, Агриппа противопоставил им свои либурны — быстроходные суда, заимствованные от иллирийских пиратов, с компактным расположением гребцов и вооружения. Он усовершенствовал этот тип, снабдив его машинами для метания зажигательных составов, и из таких судов сформировал флот Октавиана, с которым уже осенью того же года одержал победу при мысе Акций.
Эта победа доставила Октавиану единодержавие, и пока Октавиан был занят преследованием Антония, Агриппа отправился в Рим с неограниченными полномочиями и в союзе с Меценатом принял все меры для укрепления могущества императора.
После своего возвращения в Рим Октавиан осыпал Агриппу самыми разными почестями, что вызвало зависть у зятя и племянника Октавиана Марцелла.
Это вынудило Агриппу удалиться в город Митилен. Здесь он в качестве правителя Востока проживал как бы в почетной ссылке и лишь после смерти Марцелла был переведен на Сицилию.
Чтобы ещё сильней привлечь к себе Агриппу, Август выдал за него свою дочь Юлию. В 19 г. до н. э. Агриппа подавил мятеж в Паннонии, но обратном пути в Рим заболел и скоропостижно скончался.



Ирод Агриппа I

Ирод Агриппа I, сын Аристовула, внук см. Ирода Великого и его жены Мариамны из династии Маккавеев (см. Маккавеи); братом И.А.I был Ирод, царь Халкиды, сестрой — см. Иродиада . В НЗ И.А.I назван «царем Иродом» (Деян 12) . И.А.I был воспитан в Риме Друзом, сыном Тиберия (см. Тиберий), и после его смерти (23 г. по Р.Х.), лишенный средств к существованию, вернулся в Палестину. Ему помог см. Ирод Антипа , однако со временем отношения между ними были прерваны. В 36 г., снова оказавшись в Риме, И.А.I подружился с Гаем, сыном Германика, позднее ставшим имп. Калигулой. Взойдя на престол (37 г. по Р.Х.), Калигула назначил И.А.I царем над теми областями, к-рые принадлежали тетрарху см. Филипп у, его дяде. В 39 г. по Р.Х., после того как И.А.I предоставил Калигуле доказательства вины Ирода Антипы, последний был отправлен в ссылку, а И.А.I получил власть и над его царством — Галилеей и вост. берегом Иордана. Во время очередной поездки в Рим И.А.I удалось отговорить императора от намерения установить свою статую для поклонения в Иерусалимском храме (40 г. по Р.Х.). В январе след. года Калигула был убит; И.А.I выступил посредником между сенатом и преторианцами, провозгласившими новым императором Клавдия (см. Клавдий), сына Друза. В благодарность за свои услуги И.А.I получил Иудею и Самарию. Т.о. И.А.I объединил под своей властью царство деда — Ирода Великого, и должность рим. наместника была упразднена. Своими преследованиями христиан он добился расположения иудеев. Полит. интересами объясняется отношение И.А.I к христ. церкви в Иерусалиме. По его приказу был казнен Иаков, брат Иоанна и сын Зеведея; он же распорядился заточить в темницу Петра, к-рый был освобожден Ангелом Господним (Деян 12:1-18) . Нек-рое время спустя И.А.I благосклонно принимал в Кесарии льстивое поклонение толпы, к-рая, под впечатлением его царств. вида и изысканного великолепия одежды, объявила его «богом». Вслед за этим И.А.I постигла Божья кара — смерт. болезнь, и в 44 г. по Р.Х. он умер в возрасте 54 лет. Из его детей в НЗ упомянуты см. Ирод Агриппа II , см. Вереника и см. Друзилла ; кр. того, у него был сын Друз и дочь см. Мариамна.

. Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое «Ирод Агриппа I» в других словарях:

    Агриппа I … Википедия

    Ирод Агриппа II, сын Ирода Агриппы I, брат Вереники (см. Вереника) и Друзиллы (см. Друзилла). В НЗ он назван царем Агриппой. И.А.II родился ок. 27 г. по Р.Х., воспитывался в Риме. После смерти отца 17 летний И.А.II должен был взойти на престол,… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Агриппа II (27 93), царь Иудеи, сын Ирода Агриппы I, внук Ирода Антипы, и правнук Ирода Великого. Четвёртый и последний правитель из династии Иродиад. Воспитанный в Риме, при дворе императора Клавдия, остался после смерти отца 17 летним юношей,… … Википедия

    Ирод Халкидский ивр. הורדוס‎ … Википедия

    Агриппа I (10 г до н. э. 44 г.) сын Аристобула и внук Ирода Великого царь Иудеи с 37 по 44 гг. н. э. Родился в 10 году до н. э. и воспитывался в Риме вместе с сыном императора Тиберия Друзом. Сначала Агриппа перенёс разные превратности.… … Википедия

    Ирод Антипа … Википедия

    Ивр. הוֹרדוֹס‎, лат. Herodus … Википедия

    — ’Ирод а) (Мат.2:1 ,3,7,12,15,16,19; Лук.1:5) Ирод Великий, второй сын идумейского вождя Антипатра, глава семейства царей и правителей Иродов, правивших в Палестине в 1 в. по РХ. В 47 г. до РХ после смерти Антипатра он был назначен Юлием Цезарем… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Ирод — ’Ирод а) (Мат.2:1 ,3,7,12,15,16,19; Лук.1:5) Ирод Великий, второй сын идумейского вождя Антипатра, глава семейства царей и правителей Иродов, правивших в Палестине в 1 ·в. ·по РХ. В 47 ·г. ·до РХ после смерти Антипатра он был назначен Юлием… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

    Ирод Антипа, второй сын см. Ирода Великого от самарянки Малфаки. И.А. воспитывался в Риме вместе со старшим братом Архелаем (см. Архелай), сводным братом см. Филиппом и Манаилом, впоследствии пророком и учителем в христ. общине Антиохии (Деян… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Вероисповедание: Рождение: 10 до н. э. (-010 )
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field «wikibase» (a nil value). Смерть: (0044 )
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field «wikibase» (a nil value). Место погребения: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field «wikibase» (a nil value). Династия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field «wikibase» (a nil value). Имя при рождении: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field «wikibase» (a nil value). Отец: Аристобул IV Мать: Кипра Супруг: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field «wikibase» (a nil value). Дети: 1. Друз
2. Агриппа II
3. Береника
4. Мариамна
5. Друзилла Партия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field «wikibase» (a nil value). Образование: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field «wikibase» (a nil value). Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field «wikibase» (a nil value). Сайт: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field «wikibase» (a nil value). Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field «wikibase» (a nil value). Монограмма : Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field «wikibase» (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field «wikibase» (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field «wikibase» (a nil value).

Биография

Агриппа Первый родился в 10 году до н. э. и воспитывался в Риме вместе с сыном императора Тиберия — Друзом. Внук Ирода Великого .

Он завёл дружбу с разными членами императорской семьи. Одним из них был Гай, более известный как Калигула , который стал императором в 37 году н. э. Вскоре тот провозгласил Агриппу царем Итуреи, Трахонитской области и Авилинеи. Позднее Калигула присоединил к владениям Агриппы Галилею и Перею.

Агриппа находился в Риме, когда в 41 году н. э. был убит Калигула. По некоторым сообщениям, Агриппа играл не последнюю роль в том, чтобы урегулировать последовавший за этим кризис. Он принимал непосредственное участие в переговорах между римским сенатом и Клавдием , ещё одним его влиятельным другом. В итоге Клавдия провозгласили императором, и так удалось предотвратить гражданскую войну. Чтобы отблагодарить Агриппу за его посредничество, Клавдий расширил его царские владения, даровав ему Иудею и Самарию, которые находились в подчинении римских прокураторов с 6 года н. э. Так Агриппа стал править такой же по размеру территорией, что и Ирод Великий. Столицей царства Агриппы был Иерусалим, где он снискал благосклонность религиозных руководителей. Говорят, он тщательно соблюдал иудейский закон и традиции, например ежедневно приносил в храме жертвы, читал народу Закон и исполнял «роль ревностного защитника иудейской веры». Но все его утверждения, что он служит Богу, были напрасны, потому что он устраивал гладиаторские бои и языческие представления в театре. По мнению некоторых, Агриппа был «коварным, легкомысленным, расточительным».

Сначала Агриппа перенёс разные превратности. Привыкший к расточительной жизни, он растратил состояние, доставшееся ему от матери, и был вынужден после смерти своего приятеля Друза (в 23 г.) вернуться в Иудею , разделённую тогда на несколько княжеств под правлением потомков Ирода в качестве римских ставленников, и принять у дяди своего Антипы, князя галилейского, подчинённую должность. Но он на этом посту долго не удержался. Впавши в неоплатные долги (он одной римской казне был должен 40000 динарий, за что чуть не попал в долговую башню), он решился вернуться в Рим, чтобы снова испытать там счастье.

Сначала счастье ему не улыбалось. По причине одного неосторожного отзыва о Тиберии он был брошен в темницу, где оставался до смерти Тиберия, но с восшествием на престол Гая Калигулы (37 г н. э.) звезда его засияла. Калигула не только возвратил ему свободу, но и осыпал милостями. Он возвратил ему царский сан и корону, наделил его бывшими владениями тетрарха Филиппа, Батанеей и Трахонеей, к которым впоследствии прибавил ещё земли изгнанного в 39 году Ирода Антипы Галилею и Перею, а преемник Калигулы, император Клавдий , возвратил ему также собственную Иудею и Самарию , так что при Агриппе Иудея была снова объединена и достигла прежнего своего размера.

Агриппа, став царём всей Иудеи, решил завоевать популярность у фарисеев и стал исполнять все предписания иудаизма , за что и превозносится в Талмуде (Ктубот 17а; Мишна Сота, гл. 7, § 8).

Но Агриппа царствовал недолго. В 44 году н. э. он на пиру в Кесарии внезапно заболел и умер 54 лет от роду.

Напишите отзыв о статье «Ирод Агриппа I»

  • Агриппа I // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908-1913.

Родословная царей Израиля и Иудеи

Просмотр этого шаблона Додинастический период Объединённая монархия Израиль (Северное царство) Иудея (Южное царство)
(Дом Давида)
– Такой я себя помню. И чувствую – это правильно. Значит так и должно быть. У нас живут очень долго. Я, наверное, и есть маленькая…
У меня от всех этих новостей закружилась голова… Но Вея, как обычно, была удивительно спокойна, и это придало мне сил спрашивать дальше.
– А кто же у вас зовётся взрослым?.. Если такие есть, конечно же.
– Ну, разумеется! – искренне рассмеялась девочка. – Хочешь увидеть?
Я только кивнула, так как у меня вдруг с перепугу полностью перехватило горло, и куда-то потерялся мои «трепыхавшийся» разговорный дар… Я прекрасно понимала, что вот прямо сейчас увижу настоящее «звёздное» существо!.. И, несмотря на то, что, сколько я себя помнила, я всю свою сознательную жизнь этого ждала, теперь вдруг вся моя храбрость почему-то быстренько «ушла в пятки»…
Вея махнула ладошкой – местность изменилась. Вместо золотых гор и ручья, мы оказались в дивном, движущемся, прозрачном «городе» (во всяком случае, это было похоже на город). А прямо к нам, по широкой, мокро-блестящей серебром «дороге», медленно шёл потрясающий человек… Это был высокий гордый старец, которого нельзя было по-другому назвать, кроме как – величественный!.. Всё в нём было каким-то очень правильным и мудрым – и чистые, как хрусталь, мысли (которые я почему-то очень чётко слышала); и длинные, покрывающие его мерцающим плащом, серебристые волосы; и те же, удивительно добрые, огромные фиолетовые «Вэины» глаза… И на его высоком лбу сиявшая, дивно сверкающая золотом, бриллиантовая «звезда».
– Покоя тебе, Отец, – коснувшись пальчиками своего лба, тихо произнесла Вея.
– И тебе, ушедшая, – печально ответил старец.
От него веяло бесконечным добром и лаской. И мне вдруг очень захотелось, как маленькому ребёнку, уткнуться ему в колени и, спрятаться от всего хотя бы на несколько секунд, вдыхая исходящий от него глубокий покой, и не думать о том, что мне страшно… что я не знаю, где мой дом… и, что я вообще не знаю – где я, и что со мной в данный момент по-настоящему происходит…
– Кто ты, создание?.. – мысленно услышала я его ласковый голос.
– Я человек, – ответила я. – Простите, что потревожила ваш покой. Меня зовут Светлана.
Старец тепло и внимательно смотрел на меня своими мудрыми глазами, и в них почему-то светилось одобрение.
– Ты хотела увидеть Мудрого – ты его видишь, – тихо произнесла Вея. – Ты хочешь что-то спросить?
– Скажите пожалуйста, в вашем чудесном мире существует зло? – хотя и стыдясь своего вопроса, всё же решилась спросить я.
– Что ты называешь «злом», Человек-Светлана? – спросил мудрец.
– Ложь, убийство, предательство… Разве нет у вас таких слов?..
– Это было давно… уже никто не помнит. Только я. Но мы знаем, что это было. Это заложено в нашу «древнюю память», чтобы никогда не забыть. Ты пришла оттуда, где живёт зло?
Я грустно кивнула. Мне было очень обидно за свою родную Землю, и за то, что жизнь на ней была так дико несовершенна, что заставляла спрашивать подобные вопросы… Но, в то же время, мне очень хотелось, чтобы Зло ушло из нашего Дома навсегда, потому что я этот дом всем своим сердцем любила, и очень часто мечтала о том, что когда-нибудь всё-таки придёт такой чудесный день, когда:
человек будет с радостью улыбаться, зная, что люди могут принести ему только добро…
когда одинокой девушке не страшно будет вечером проходить самую тёмную улицу, не боясь, что кто-то её обидит…
когда можно будет с радостью открыть своё сердце, не боясь, что предаст самый лучший друг…
когда можно будет оставить что-то очень дорогое прямо на улице, не боясь, что стоит тебе отвернуться – и это сразу же украдут…
И я искренне, всем сердцем верила, что где-то и вправду существует такой чудесный мир, где нет зла и страха, а есть простая радость жизни и красоты… Именно поэтому, следуя своей наивной мечте, я и пользовалась малейшей возможностью, чтобы хоть что-то узнать о том, как же возможно уничтожить это же самое, такое живучее и такое неистребимое, наше земное Зло… И ещё – чтобы уже никогда не было стыдно кому-то где-то сказать, что я – Человек…
Конечно же, это были наивные детские мечты… Но ведь и я тогда была ещё всего лишь ребёнком.
– Меня зовут Атис, Человек-Светлана. Я живу здесь с самого начала, я видел Зло… Много зла…
– А как же вы от него избавились, мудрый Атис?! Вам кто-то помог?.. – с надеждой спросила я. – Можете ли вы помочь нам?.. Дать хотя бы совет?

Сергей Рысев

Начиная с христианского писателя Евсевия Памфила, или Кесарийского (ок. 260 — ок. 340) повелось отождествлять царя Ирода из 12-й главы новозаветных Деяний апостолов с иудейским правителем Агриппой I Великим (41-44). Вот что Евсевий пишет в своей «Церковной истории» (2,10,10): «Если некоторые думают, что есть разногласие в имени царя, то и дела и дни указывают на одного и того же человека. Может быть, переписчик ошибся и переменил имя, а может быть, то же самое лицо носило два имени, как это бывает со многими». Идентификация Ирода с Агриппой I была автоматически принята всеми последующими комментаторами Нового Завета, которых нисколько не смутило различие в именах царей, и теперь в церковной и исторической литературе последний неизменно фигурирует под двойным именем — Ирод Агриппа. Более того, второе имя Ирод было присвоено и его сыну Агриппе Младшему.

Однако внимательный анализ данных, содержащихся в Деяниях, и сравнение их с информацией Иосифа Флавия в его «Иудейских древностях» показывают, что Евсевий допустил ошибку, поставив знак равенства между двумя царями. Сначала обратимся к тексту Деяний и дадим в хронологическом порядке выборку событий, описанных в стихах 11:27-12:22:

«В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий ГОЛОД, который и был при кесаре Клавдии. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее. Что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла. В то же время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви… Потом он отправился из Иудеи в Кесарию и там оставался… Ирод был раздражен на Тирян и Сидонян; они же… просили мира, потому что область их питалась от области царской. В назначенный день Ирод… сел на возвышенном месте и говорил к ним; А народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его… и он, быв изъеден червями, умер… А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима».

А теперь посмотрим, что Иосиф Флавий сообщает в 19-й и 20-й книгах «Иудейских древностей»:

19,8,2: «Между тем исполнилось три года, как Агриппа царствовал над всею Иудею (44 г. н. э.). Однажды он поехал в город Цезарию (Кесарию)… Тут он устроил игры в честь императора… На второй день игр, рано утром царь явился в театр в затканной серебром одежде… Сейчас же несколько льстецов с разных концов стали… называть его богом… Вскоре затем Агриппа почувствовал, что во внутренностях его начинается сильнейшая боль… Тогда его поскорее перенесли во дворец… Затем, промучавшись еще пять дней страшными болями в желудке, царь умер…

19,9,2: Клавдий сперва немедленно хотел послать молодого Агриппу на место отца его… Однако от этого удержали его пользовавшиеся огромным влиянием вольноотпущенники и приближенные… Поэтому он отправил в качестве наместника над Иудею и всеми владениями Агриппы Куспия Фада…

20,1,3: Тогда же ИРОД, брат покойного Агриппы, управлявший в это время Халкидою, обратился к императору Клавдию с просьбою предоставить ему право заведывания (иерусалимским) храмом, его суммами и назначением первосвященников. Клавдий согласился на это.

20,5,2: Приемником Фада стал Тиберий Александр (46 г.)… В это же самое время случился в Иудее и тот большой ГОЛОД… Тогда же халкидский царь ИРОД сместил первосвященника Иосифа, сына Кемея… Преемником Тиберия Александра стал Куман. При нем умер ИРОД, брат царя Агриппы Великого, на восьмом году правления императора Клавдия (48 г.)».

Сопоставление двух текстов, в каждом из которых упоминается большой голод, наводит на мысль, что Евсевий спутал двух братьев, Агриппу и Ирода Халкидского, введенный в заблуждение малым промежутком времени между кончиной того и другого и, как можно предположить, схожими обстоятельствами их смерти. И Агриппа, и Ирод в Новом Завете заканчивают свои дни в Кесарии, а перед смертью обоих уподобляют богам. Однако в этих обстоятельствах можно усмотреть и явные различия: Агриппе стало плохо, когда он находился в театре, наблюдая за играми, а Ирод занемог во время приема депутации от Тира и Сидона.

Видимо, неточность Евсевия была обусловлена и тем фактом, что у царя Ирода Великого действительно было несколько сыновей, носивших одинаковое имя Ирод, среди которых наиболее известен тетрарх Ирод Антипа. Но следует учесть, что все они родились от разных царских жен. У Агриппы же и Ирода Халкидского, которые приходились деспотичному царю внуками, были общие и отец и мать (Аристовул и Береника), что полностью исключает тождество имен у детей.

Об ошибочности соотнесения царя Ирода с Агриппой свидетельствует и то, что Иосиф Флавий в своих сочинениях ни разу не называет последнего Иродом, в отличие от Ирода Антипы, которого он именует то так, то эдак (например, Древности 17,1,3 и 18,4,5), а в одном случае прямо указывает: «Ирод с прозвищем Антипа» (Война 2,9,1). В Деяниях апостолов Агриппа Младший также неизменно именуется просто Агриппой (Деян 25:13,22 и др.). Имя Ирод не прилагают к Агриппе I и другие ранние источники, такие как Филон (Против Флакка 5,6; О посольстве к Гаю 28,35 и др.), Тацит (Анналы 12, 23) и Мишна (трактаты Биккурим 3,4 и Сота 7,8). Собственно, можно довериться Британской энциклопедии, в которой говорится, что Агриппа назван Иродом только в Новом Завете!

Что касается Ирода Халкидского, то, кроме Иосифа Флавия, его упоминает только один древний источник – Дион Кассий. Вот какая информация содержится в 60-й книге его «Римской истории»: «Он (Клавдий) расширил владения Агриппы в Палестине… и пожаловал ему титул консула, а его брата Ирода он одарил титулом претора и царством. И он позволил им предстать в сенате и выразить ему свою благодарность…» (60,8,2). Иосиф, в свою очередь, приводит указ Клавдия, в котором говорится следующее: «…любезнейшие мне цари Агриппа и Ирод обратились ко мне с просьбою утвердить за всеми римскоподданными иудеями те же права… Это мое распоряжение пусть будет сообщено всем правителям городов… Пусть этот указ будет вывешен в течение 30-дневного срока на видном месте, где каждый сможет прочитать его» (Древ. 19,5,3). Мог ли после этого автор Деяний назвать Агриппу Иродом?!

В Деяниях апостолов вскользь сообщается об особых отношениях царя Ирода с жителями двух ливанских городов – Тира и Сидона (12:20). А Халкида, которой управлял Ирод, брат Агриппы, располагалась как раз вблизи Ливанского хребта (Древ. 14,7,4). В Деяниях сказано, что население этих городов желало мира с царем, поскольку питалось от его области. Это еще раз напоминает о голодном времени и одновременно означает, что данной областью не могла быть Иудея, которая тогда сама страдала от недостатка съестных припасов (см. выше).

Наконец, царь Агриппа отличался мягким характером и милостивым отношением к своим подданным. Иосиф Флавий расхваливает его добродетели, не упоминая ни о каких гонениях в его правление. Волнения начались вскоре после его смерти, когда Иудея была снова превращена в римскую провинцию, а делами иерусалимского храма стал ведать Ирод Халкидский. При прокураторе Фаде был обезглавлен Февда (Древ. 20,5,1; ср. Деян 5:36). При Тиберии Александре были распяты сыновья или ученики (греч. paides) Иуды Галилеянина Иаков и Симон (Древ. 20,5,2; ср. Деян 5:37). В Деяниях, как известно, царь Ирод казнит Иакова Зеведеева и заключает в тюрьму Петра. Попутно заметим, что апостол Иаков и его брат Иоанн отличались весьма воинственным характером (Лука 9:54). Иисус дал им прозвище Воанергес, объясняемое Марком как «сыны громовы» (3:17). В действительности, Воанергес – это трудно узнаваемое написание еврейских слов «бней регеш», которые точнее перевести как сыны возмущения или мятежа.

В качестве заключения можно указать, что правильная идентификация царя Ирода из Деяний апостолов важна не только потому, что она смывает черное пятно с биографии Агриппы, но и потому, что позволяет уточнить время посещения Иерусалима Павлом и Варнавой, визит которых в иудейскую столицу совпал с репрессиями Ирода против христианской церкви и с его кончиной.

Библиография

К счастью или к несчастью, влияние семьи на детей бывает сильным и продолжительным. Черты характера и качества передаются из поколения в поколение, и часто дети повторяют ошибки и грехи родителей. В Библии упомянуты четыре царя из Династии Ирода — представители четырёх поколений. Каждый оставил свой недобрый след: Ирод Великий приказал перебить детей в Вифлееме; Ирод Антипа казнил Иоанна Крестителя и участвовал в суде над Иисусом; Ирод Агриппа I убил апостола Иакова; Ирод Агриппа II был одним из тех, кто судил Павла.

Ирод Агриппа I относился к своим подданным сравнительно неплохо. Поскольку его бабушка Мариамна была еврейкой царской крови, народ неохотно, но принял его. Хотя в юности Ирод был на некоторое время посажен в тюрьму императором Тиберием, теперь Рим доверял ему, и он был в хороших отношениях с императорами Калигулой и Клавдием.

Неожиданная возможность повысить свою популярность среди иудеев открылась для Ирода в связи с движением христиан. В церковь стали принимать много язычников. Иудеи терпели это новое учение как секту внутри иудаизма, но их быстрый рост беспокоил их. Гонения на христиан возобновились, не обошли они на этот раз и апостолов. Иаков был убит, Петр брошен в тюрьму.

Но вскоре Ирод совершил роковую ошибку. Во время его визита в Кесарию люди называли его богом, и он принял их славословия. Вскоре он был поражен мучительной болезнью и в течении недели умер.

Как и его дед, отец и наследник-сын, Ирод Агриппа I встретился с истиной, но упустил её. Поскольку религия служила ему только в политических целях, он без зазрения совести принял почести, которых достоин только Бог. Это частая ошибка. Когда мы гордимся своими способностями и достижениями, не признавая в них Божий дар, мы повторяем грех Ирода.

Ценные черты и поступки:

Способный правитель и политик
. Сумел поддерживать хорошие отношения и со своими подданными — иудеями, и с Римом

Слабости и ошибки:

Виновник гибели апостола Иакова
. Арестовал Петра и собирался убить его
. Позволил народу чествовать себя как Бога

Уроки из его жизни:

Тот, кто противопоставляет себя Богу, обрекает себя на гибель
. Принимать почести, которых заслуживает только Бог, опасно
. Наследственные черты могут способствовать добру или злу

Основные сведения:

Место — Иерусалим
. Занятие — поставленный римлянами царь иудеев
. Родственники — дед Ирод Великий; отец Аристобул; дядя Ирод Антипа; сестра Иродиада; жена Кипра; сын Ирод Агриппа II; дочери Вероника, Мариамна, Друзилла
. Современники — императоры Тиберий, Калигула, Клавдий; Иаков, Петр, апостолы

Ключевой стих:

«Но в тот же момент ангел Господа поразил Ирода, потому что он не почтил Бога, и Ирод, изъеденный червями, умер». (IBSNT Деяния 12:23)

Был царь Агриппа — последний великий правитель Иудеи.

В молодости Агриппа долго жил при дворе римского императора Калигулы, который славился жестокостью и распущенностью. Все свои дни император и его друзья проводили в попойках, играх и жестоких забавах. Никто в Иудее не обрадовался, узнав, что Агриппа назначен правителем. Однако стоило новому царю появиться в стране, как все опасения развеялись.

Агриппа оказался человеком благочестивым. Он сделал большие пожертвования на святилище Иерусалимского храма. Новый царь отдал в храм даже золотую цепь, которую подарил ему римский император.

Агриппа приблизил к себе знатоков Торы, сделав их своими ближайшими советниками. Особенно ценил он советы рабана Гамлиэля.

Дед Агриппы, царь Ирод Великий, был жестоким и мстительным человеком, беспощадно каравшим любых своих противников. Агриппа был совсем не похож на своего деда: он судил справедливо, стараясь избегать суровых наказаний. Иногда прощал даже тех, кто прямо выступал против его власти. Так он помиловал иерусалимца Шимона, который распустил слух о том, что царь не верит в Бога, а потому его нельзя пускать в Храм.

Агриппа любил красивые жесты, и это увеличивало его популярность.

Как-то раз, следуя со свитой по улицам Иерусалима, Агриппа столкнулся со свадебной процессией. Узнав, в чём дело, царь приказал уступить новобрачным дорогу. Придворные стали было возражать:

— Ваше величество, как может царь уступить кому-то дорогу? А как же царское достоинство?

Улыбнувшись, Агриппа ответил:

— Я ношу венец каждый день, а молодая невеста наденет венец только на час. Так пусть же целый час она будет настоящей царицей!

Другой раз Агриппа решил принести тысячу добровольных жертвоприношений и велел передать первосвященнику:

— Пусть сегодня никто больше не приносит жертв.

Не успел царский посланец покинуть Храм, как туда зашёл какой-то бедняк. Он протянул первосвященнику двух диких голубей и попросил:
— Пожалуйста, возьми их.
— Царь приказал приносить сегодня только его жертвы, — ответил первосвященник.
— Господин мой, — взмолился бедняк, — каждый день я отправляюсь на охоту и ловлю четырёх диких голубей. Двух я отдаю в Храм, а ещё двумя кормлю мою семью. Я боюсь, что если ты не возьмёшь у меня этих птиц, то больше мне не будет удачи и моя семья умрёт с голоду.

Растроганный этими словами, первосвященник согласился принять голубей. Узнав об этом, Агриппа послал в Храм гонца, желая узнать, почему его приказ был нарушен. Первосвященник объяснил гонцу, в чём было дело — и царь простил ослушника.

Агриппа никогда не забывал о том, что главное дело царя — править на благо своего народа. Он боролся с разбойниками, а также начал строить вокруг Иерусалима новую крепостную стену. Если бы её достроили, город стал бы совершенно неприступным.

Агриппа хотел возродить сильное, богатое и независимое еврейское государство. Однако всего через три года после начала правления царь скоропостижно скончался. Судя по всему, он был отравлен.

Кто именно отравил Агриппу, мы, к сожалению, не знаем. Скорее всего, его политика показалась опасной кому-то из римлян, и слишком популярного царя решили убрать.

После смерти Агриппы Иудея вновь стала римской провинцией, которой управлял римский наместник, а не царь. Короткий период свободы быстро закончился.

Современником и другом рабана Гамлиэля был царь Агриппа — последний великий правитель Иудеи.

В молодости Агриппа долго жил при дворе римского императора Калигулы, который славился жестокостью и распущенностью. Все свои дни император и его друзья проводили в попойках, играх и жестоких забавах. Никто в Иудее не обрадовался, узнав, что Агриппа назначен правителем. Однако стоило новому царю появиться в стране, как все опасения развеялись.

Агриппа оказался человеком благочестивым. Он сделал большие пожертвования на святилище Иерусалимского храма. Новый царь отдал в храм даже золотую цепь, которую подарил ему римский император.

Агриппа приблизил к себе знатоков Торы, сделав их своими ближайшими советниками. Особенно ценил он советы рабана Гамлиэля.

Дед Агриппы, царь Ирод Великий, был жестоким и мстительным человеком, беспощадно каравшим любых своих противников. Агриппа был совсем не похож на своего деда: он судил справедливо, стараясь избегать суровых наказаний. Иногда прощал даже тех, кто прямо выступал против его власти. Так он помиловал иерусалимца Шимона, который распустил слух о том, что царь не верит в Бога, а потому его нельзя пускать в Храм.

Агриппа любил красивые жесты, и это увеличивало его популярность.

Как-то раз, следуя со свитой по улицам Иерусалима, Агриппа столкнулся со свадебной процессией. Узнав, в чём дело, царь приказал уступить новобрачным дорогу. Придворные стали было возражать:

— Ваше величество, как может царь уступить кому-то дорогу? А как же царское достоинство?

Улыбнувшись, Агриппа ответил:

— Я ношу венец каждый день, а молодая невеста наденет венец только на час. Так пусть же целый час она будет настоящей царицей!

Другой раз Агриппа решил принести тысячу добровольных жертвоприношений и велел передать первосвященнику:

— Пусть сегодня никто больше не приносит жертв.

Не успел царский посланец покинуть Храм, как туда зашёл какой-то бедняк. Он протянул первосвященнику двух диких голубей и попросил:
— Пожалуйста, возьми их.
— Царь приказал приносить сегодня только его жертвы, — ответил первосвященник.
— Господин мой, — взмолился бедняк, — каждый день я отправляюсь на охоту и ловлю четырёх диких голубей. Двух я отдаю в Храм, а ещё двумя кормлю мою семью. Я боюсь, что если ты не возьмёшь у меня этих птиц, то больше мне не будет удачи и моя семья умрёт с голоду.

Растроганный этими словами, первосвященник согласился принять голубей. Узнав об этом, Агриппа послал в Храм гонца, желая узнать, почему его приказ был нарушен. Первосвященник объяснил гонцу, в чём было дело — и царь простил ослушника.

Агриппа никогда не забывал о том, что главное дело царя — править на благо своего народа. Он боролся с разбойниками, а также начал строить вокруг Иерусалима новую крепостную стену. Если бы её достроили, город стал бы совершенно неприступным.

Агриппа хотел возродить сильное, богатое и независимое еврейское государство. Однако всего через три года после начала правления царь скоропостижно скончался. Судя по всему, он был отравлен.

Кто именно отравил Агриппу, мы, к сожалению, не знаем. Скорее всего, его политика показалась опасной кому-то из римлян, и слишком популярного царя решили убрать.

После смерти Агриппы Иудея вновь стала римской провинцией, которой управлял римский наместник, а не царь. Короткий период свободы быстро закончился.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *