Исаак сын авраама

СА́РРА (שָׂרָה, Сара), жена Авраама, первая из четырех прародительниц еврейского народа (см. также Ревекка, Лия, Рахиль). В Быт. 11:31 названа невесткой отца Авраама, Тераха; но в Быт. 20:12 Авраам говорит Авимелеху, что Сарра — его единокровная сестра (дочь Тераха, но не матери Авраама).

При первом же упоминании Сарры Библия повествует о ее бесплодии (Быт. 11:29–30), что должно подчеркнуть непоколебимую веру Авраама в исполнение Божественного обещания многочисленного потомства (Быт. 12:1–4). Длительное бесплодие и его вознаграждение — великое будущее, обещанное потомкам, — распространенный мотив в библейском повествовании (см. Ревекка, Рахиль). Сарра дала Аврааму в наложницы свою служанку Агарь, чтобы та родила ему детей вместо нее (Быт. 16:2–3; ср. подобный поступок бездетной Рахили, Быт. 30:1–8. Этот обычай известен также у других древних народов Ближнего Востока; см. Нузи).

Бог объявляет Аврааму, что Он дает ему сына от Сарры, «и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее» (Быт. 17:16). Рождение Исаака описывается не только как чудо, данное Сарре Богом, но и как начало новой эпохи и установление новых учреждений: обещание Бога дать Аврааму и Сарре сына сопряжено с переименованием Авраама (прежде — Аврам) и Сарры (прежде Сарай) и заключением с ним завета, который сопровождается символическим предписанием обрезания (Быт. 17:1–21).

Сарра умерла в Кирьят-Арбе (см. также Хеврон); Авраам похоронил ее в пещере Махпела, которую он приобрел у хетта Эфрона за четыреста шекелей серебром (Быт. 23:3–20).

Числовая символика, характерная для библейских сказаний о патриархах, играет большую роль в повествовании о Сарре. Так, Сарра родила Исаака в возрасте 90 лет, то есть прожив три четверти от 120 лет (такова в идеале продолжительность человеческой жизни), а умерла в возрасте 127 лет, то есть получила в дар еще семь (также значимое число) лет.

По поводу этимологии имени «Сарра» у исследователей существуют различные мнения. В соответствии с наиболее распространенной точкой зрения «Сарра» означает `княгиня`, `владычица`. В Аггаде имя Сарай интерпретируется как `княгиня своего народа`, а изменение имени на Сарру — как наречение ее `княгиней всего человечества` (Быт. Р. 47:1). Возле шатра Сарры всегда стояло Божественное облако (Быт. Р. 60:16). Сарра умерла от потрясения, когда Исаак рассказал матери о попытке отца принести его в жертву (см. Акеда; также Лев. Р. 20:2).

Объем библейского повествования об Исааке сравнительно невелик. В истории о патриархах Исаак выступает не столько как самостоятельная фигура, сколько в качестве либо сына Авраама, либо отца Иакова. Исаак был наследником Авраамова Завета (Быт. 17:19, 21; 21:12); его имя было предопределено Богом (Быт. 17:19), и первым в восьмидневном возрасте он подвергся обрезанию, согласно велению Бога (Быт. 17:12; 21:4). Роль Исаака как единственного наследника Авраама подчеркивается изгнанием его сводного брата Исмаила. Испытывая веру Авраама в обещание, данное Богом, сделать его «народом великим», а потомство его — «как песок земной» (Быт. 12:2; 13:16), Бог приказывает ему принести Исаака в жертву (см. Акеда), однако в последнее мгновение ангел Божий велит Аврааму «не заносить руки на отрока», и жертвенный овен заменяет Исаака (Быт. 22:1–13).

В возрасте 40 лет Исаак женился на Ревекке, дочери племянника Авраама, Бетуэля. Рассказ о женитьбе Исаака изложен в Библии очень подробно (Быт. 24) и указывает на вмешательство Провидения в ход событий. В течение первых 20 лет брака Ревекка оставалась бесплодной, но, в отличие от других патриархов, Исаак не брал вторую жену и не имел наложниц. После вознесенных Исааком молитв Ревекка зачала и родила двойню — Исава и Иакова (Быт. 25:21–26).

Исаак вел полукочевой образ жизни, однако никогда не покидал Ханаан. В отличие от других патриархов, Исаак успешно занимался земледелием (Быт. 26:12) и, разбогатев, владел многочисленными стадами и челядью. Богатство и влияние Исаака были таковы, что царь Грара Авимелех явился в Беер-Шеву к Исааку для заключения с ним союза (Быт. 26:26–31). Предвидя близкую кончину, Исаак вознамерился благословить как наследника старшего сына, Исава, однако при содействии Ревекки Иакову хитростью удалось получить предназначавшееся Исаву благословение первенца (Быт. 27:1–29). Исаак умер в возрасте 180 лет «старым и насыщенным днями» (Быт. 35:28–29) и был похоронен в пещере Махпела рядом с женой Ревеккой, родителями Авраамом и Саррой (Быт. 49:31).

Библейское предание об Исааке, как и весь эпос о патриархах, относится к глубокой древности. В еврейской традиции имя Исаак (буквально `засмеется`) связывается со смехом престарелых Авраама и Сарры, когда им было предсказано рождение сына; однако более вероятный смысл имени — «пусть (Бог) засмеется» (то есть взглянет благосклонно).

Библейское повествование

Сын престарелых Авраама и Сарры, сделавшийся носителем всех данных им обетований.

Принесение в жертву Исаака, КараваджиоMichelangelo Merisi da Caravaggio, Public Domain

Когда Исааку было 37 лет, Авраам получил повеление принести его в жертву, и Исаак с кротостью повиновался своему отцу: над ним был уже занесён жертвенный нож, но отклонён ангелом.

Женат Исаак был на внучке своего месопотамского дяди Нахора, Ревекке, от которой имел двух сыновей — Исава и Иакова.

Рождение Исава и Иакова (Бенджамин Уэст)Benjamin West (1738–1820), Public Domain

Жизнь его прошла без других столь же выдающихся событий, и он умер 180 лет от роду, став одним из наиболее долго проживших патриархов.

Исаак упомянут в книге Бытие 86 раз, 32 раза — в остальных книгах еврейских писаний и 20 раз в Новом Завете. В повествовании Бог называет Исаака единородным (единственным) сыном (Быт.22:12, 22:16), хотя у Авраама был сын Измаил и ещё 6 сыновей.

Варианты формулировки «Авраам, Исаак и Иаков» встречаются 23 раза в Еврейских Писаниях.

Впервые он был предсказан в (Быт.12:7), родился (Быт.21:2), умер (Быт.35:29), и о нём вспоминали (Быт.50:24).

Исаак благословляет своего сына, Джотто ди БондонеGiotto (1266–1337), Public Domain

Когда у Сарры миновал детородный возраст и у неё прекратились менструации (Быт.18:11), Бог сказал Аврааму и Сарре, что она сможет родить, Сарра внутренне рассмеялась (Быт.18:10-12).

Исаак родился, когда Аврааму было 100 лет, и Авраам обрезал Исаака, когда мальчику было 8 дней отроду (Быт.21:1-5).

Гробница Исаака в пещере Патриархов Md iet, CC BY-SA 3.0

Исаак несколько раз упоминается в Новом Завете. Ранние христиане рассматривали готовность Авраама исполнить повеление Бога и принести Исаака в жертву как образец веры и послушания.

Уважаемые читатели! Islam.az представляет вашему вниманию очередную статью рубрики «Прочтите своим детям».

Несмотря на то, что у пророка Ибрахима (а) от Хаджар был сын Исмаил, Сара все еще была бездетна. Пара уже состарилась. Сара перестала уже даже мечтать о материнстве. Ибрахим (а) же не терял надежды стать отцом еще одного сына и молился об этом Аллаху.

Когда Аллах направил трех ангелов для уничтожения города, где жил пророк Лут (а), приказал им навестить также пророка Ибрахима (а). Его Светлость Ибрахим (а) был очень гостеприимным и очень огорчался, если хотя бы день у него не было гостей.

Ангелы явились к Ибрахиму (а) в обличии людей. Пророк принял их очень радушно и пригласил к столу. Однако гости не притронулись к угощениям (ведь ангелы не нуждаются в пище). Когда Ибрахим (а) спросил их о причине такого поведения, они поведали ему, что на самом деле являются ангелами и явились, чтобы наказать народ Лута. Они также сообщили, что очень скоро у Ибрахима и Сары родится сын.

Ибрахим и Сара встретили эту новость с удивлением: разве могут они в такие годы стать родителями? Однако для Аллаха нет ничего невозможного.

Спустя некоторое время Сара родила мальчика. Ребенка назвали Исааком. Когда он вырос, Аллах ниспослал ему пророчество. Он начал действовать плечом к плечу со своим отцом. Таким образом, оба сына Ибрахима стали пророками. Исаак исполнял пророческую миссию со своим отцом, а Исмаил в Аравии.

После кончины Ибрахима Исаак продолжил его миссию. Он старался отворотить население близлежащих земель от идолов и привести их к поклонению Аллаху.

Пророк Исаак показывал очень много чудес. После его молитв даже животные могли разговаривать.

Однажды Его Светлость Исаак проповедовал среди людей. Они сказали ему: «Если сможешь сдвинуть с места гору, то мы уверуем в тебя».

Исаак возвел руки в молитве, и гора пришла в движение. Увидев это, люди уверовали в Аллаха.

Среди народа пророка Исаака жил человек, который никак не хотел ступить на праведный путь. Однажды он принес Исааку шкуры нескольких оленей и сказал:

— Оживи этих оленей, и я уверую в Аллаха.

Его Светлость Исаак наполнил шкуры оленей песком, затем помолился. Шкуры ожили и превратились в оленей.

Прожив долгую жизнь, пророк Исаак умер, и его похоронили рядом с отцом.

У Его Светлости Исаака было два сына: Эйс и Ягуб. Однако братья не ладили между собой. Поэтому Ягуб вынужден был покинуть родину и переехать к дяде. Он женился на двоюродной сестре и начал жить там.

Аллах выбрал Ягуба для продолжения пророческой миссии. Он призывал людей к соблюдению законов, которые остались от Ибрахима. Самым знаменитым псевдонимом Ягуба был Израиль (то есть раб Аллаха). Его потомков называют бани-Израиль, то есть потомки Израиля.

У Его Светлости Ягуба было 12 сыновей от разных жен. Последние два сына – Юсиф и Биньямин были родными братьями и по матери.

Большинство последующих пророков, живших после Ягуба, были из его рода. Его род так стремительно разрастался, что уже через несколько веков население огромных территорий сплошь состояло из его рода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *