Искусство византии иконопись

Слово «икона» означает по-гречески «образ», «изображение». Она должна была напоминать о том образе, который возникает у молящегося человека. Это «мост» между человеком и божественным миром. Икона – это искусство, зародившееся в Византии в IV в. и распространившееся на весь православный мир. Икона изначально возникла от фаюмских портретов. Фаюмский портрет — часть погребального восточного культа. Такие портреты выполнялись в технике энкаустики восковыми красками, вжигаемыми в фон, что придавало портрету телесную теплоту. Именно от фаюмских портретов иконописные образы унаследовали огромные глаза, печать скорбной отрешенности на лицах, золотой фон. Золотой цвет воспринимался как божественный не только глазом, но и разумом. Верующие называют его «фаворским», ибо, согласно библейской легенде, преображение Христа произошло на горе Фавор, где его образ предстал в ослепляющем золотом сиянии.
Для передачи духовности, божественности земных образов в христианском искусстве сложился особый, строго определенный тип изображения того или иного сюжета называемый иконографическим каноном. Существует христианская символика цвета, основы которой разработал византийский писатель Дионисий Ареопагит в IV в. Согласно ей, вишневый цвет, объединяющий красный и фиолетовый, начало и конец спектра» означает самого Христа, который есть начало и конец всего сущего. Голубой — цвет неба, чистоты. Красный — божественный огонь, цвет крови Христа, в Византии это — цвет царственности. Зеленый — цвет юности, свежести, обновления. Желтый тождественен золотому двету. Белый — обозначение Бога, подобен Свету и сочетает все цвета радуги. Черный — это сокровенные тайны Бога.
Христос неизменно изображается в вишневом хитоне и голубом плаще — гиматии, а Богоматерь — в темно-синем хитоне и вишневом покрывале — мафории. К канонам изображения относится и обратная перспектива. Каждый предмет, таким образом, при удалении расширяется, как бы «разворачивается» на зрителя. Изображение «движется» к человеку, а не от него.
Пропорции фигур.
Известные с античных времен пропорции человеческого тела сознательно нарушаются. Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды.
Тип лица и выражение
Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот — мелкими (нос — с горбинкой), глаза — большими, миндалевидными. Взгляд — строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него.
Внешность и поза
Внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, позы, которые они могут принимать, строго определены. Так, апостола Иоанна Златоуста следует изображать русым и с короткой бородой, а Святого Василия — темноволосым с длинной заостренной бородой. См. также Иконография Богоматери, Иконография Христа.
Иконография основных образов, как и приемы и методы иконописи сложились уже к концу иконоборческих времён. В византийскую эпоху выделяют несколько периодов, отличающихся стилем изображений: «Македонский ренессанс» X, первой половины XI века, иконопись Комниновского периода 1059—1204 годов, «Палеологовский ренессанс» раннего XIV века.
XIII век
Расцвет иконописи был прерван крестовыми походами, которые разграбили Константинополь. Несмотря на это иконопись продолжала развиваться. XIII век ознаменован несколькими важными стилистическими явлениями.
Условно это явление называют «искусство около 1200 года». На смену линейной стилизации и экспрессии в иконопись приходит спокойствие и монументализм. Изображения становятся крупными, статичными, с ясным силуэтом и скульптурной, пластической формой. К началу XIII века относится ряд икон из монастыря св. Екатерины на Синае: «Христос Пантократор», мозаичная «Богоматерь Одигитрия», «Архангел Михаил» из деисуса, «свв. Феодор Стратилат и Димитрий Солунский». Во всех них проявляются черты нового направления, делающие их отличными от образов комниновского стиля.
В то же время возник новый тип икон — житийные. Если раньше сцены жития того или иного святого могли изображаться – например, на створках складней-триптихов,- то теперь сцены жития стали размещать по периметру средника иконы, в котором изображён сам святой. В собрании на Синае сохранились житийные иконы святой Екатерины (ростовая) и святителя Николая (поясная).
Во второй половине XIII века в иконописи преобладают классические идеалы. В иконах Христа и Богоматери из монастыря Хиландар на Афоне (1260-е гг.) присутствует правильная, классическая форма, живопись сложная и гармоничная. В образах нет никакого напряжения. Напротив, живой и конкретный взгляд Христа спокоен и приветлив. В этих иконах византийское искусство подошло к максимально возможной для себя степени близости Божественного к человеческому. В 1280-90 гг. искусство продолжало следовать классической ориентации, но вместе с тем, в нём появилась особенная монументальность, мощь. В образах проявился героический пафос. Однако, из-за чрезмерной интенсивности несколько убавилась гармония. Яркий пример иконописи конца XIII века — «Евангелист Матфей» из галереи икон в Охриде.
Мастерские крестоносцев
Особое явление в иконописи представляют собой мастерские, созданные на востоке крестоносцами. Они соединяли в себе черты европейского (романского) и византийского искусства. Здесь западные художники перенимали приёмы византийского письма, а византийцы исполняли иконы по заказу крестоносцев. В результате получался интересный сплав двух разных традиций, разнообразно переплетавшихся в каждом отдельном произведении. Мастерские крестоносцев существовали в Иерусалиме, Акре, на Кипре и Синае.
Палеологовский период.
Основатель последней династии Византийской Империи — Михаил VIII Палеолог — в 1261 году вернул Константинополь в руки греков. Его преемником на престоле стал Андроник II (годы правления 1282—1328). При дворе Андроника II пышно расцвело изысканное искусство, соответствующее камерной придворной культуре, для которой была характерна прекрасная образованность, повышенный интерес к античной литературе и искусству.
Палеологовский ренессанс — так принято называть явление в искусстве Византии первой четверти XIV века.
Иконопись приобретает другие формы под влиянием античности. Именно тогда создаются миниатюрные мозаичные иконы, предназначенные либо для небольших, камерных капелл, либо для знатных заказчиков. Изображения на таких иконах необыкновенно красивы и поражают миниатюрностью работы. Образы либо спокойные, без психологической или духовной углубленности, либо наоборот остро характерные, как будто портретные.
Сохранилось также много икон, написанных в обычной, темперной технике.
Все они разные, образы никогда не повторяются, отражая различные качества и состояния. Шедевром этой эпохи является икона «Двенадцать апостолов» из собрания Музея изобразительных искусств им. Пушкина. В ней образы апостолов наделены такой яркой индивидуальностью, что, кажется, перед нами портрет учёных, философов, историков, поэтов, филологов, гуманитариев, живших в те годы при императорском дворе.
Для всех перечисленных икон характерны безупречные пропорции, гибкие движения, импозантная постановка фигур, устойчивые позы и легко читающиеся, выверенные композиции. Присутствует момент зрелищности, конкретности ситуации и пребывания персонажей в пространстве, их общения.
Появилось множество новых сюжетов, программы стали насыщены сложной символикой, связанной с толкованием Священного Писания и литургическими текстами. Начали использоваться сложные символы и даже аллегории. В Константинополе сохранилось два ансамбля мозаик и фресок первых десятилетий XIV века — в монастыре Поммакаристос (Фитие-джами) и монастыре Хора (Кахрие-джами). В изображении различных сцен из жизни Богоматери и из Евангелия появились неизвестные раньше сценичность, повествовательные подробности, литературность.
Период споров о Фаворском свете.
В 30-40 гг. XIV века ситуация в духовной жизни Византии изменилась, что сразу же отразилось на характере иконописи.
Для икон времени споров характерна напряжённость в образе, а в плане художественном — отсутствие гармонии, лишь недавно так популярной в изысканном придворном искусстве. Примером иконы этого периода является поясной деисусный образ Иоанна Предтечи из собрания Эрмитажа
Вторая половина XIV века
В 50-х гг. XIV века византийская иконопись переживает новый подъем. Из икон уходят напряженность и сумрачность, проступавшие в произведениях 30-40 гг. Однако теперь красота и совершенство формы сочетаются с идеей преображения мира Божественным светом. Тема света в живописи Византии всегда так или иначе имела место. Свет понимался символически как проявление Божественной силы, пронизывающей мир. И во второй половине XIV века такое понимание света в иконе стало тем более важным.
Прекрасным произведением эпохи является икона «Христос Пантократор».
Изображение удивляет как внешней красотой живописи, совершенством в передаче формы лика и рук, так и очень индивидуальным образом Христа, близким и открытым для человека. Краски иконы как будто пронизаны внутренним свечением. Помимо этого свет изображен в виде ярких белильных штрихов, ложащихся на лик и руку. Так наглядно изобразительный приём передаёт учение о Божественных энергиях, пронизывающих весь мир. Прием этот делается особенно распространённым.
После 1368 года написана икона самого святителя Григория Паламы (ГМИИ им. Пушкина), прославленного в лике святых.
Его образ также отличается просветлённостью, индивидуальностью и содержит подобный же приём белильных «движков» или «светов».
Близок к образу Христа икона архангела Михаила из Византийского музея в Афинах, икона Богоматери Перивлепты, хранящаяся в Сергиевом Посаде и многие другие.
Живопись некоторых богата сочными оттенками цветов, других же несколько более строга.
Слабость Византийской империи и опасность турецкого завоевания способствовали большой эмиграции художников. В этот период византийские мастера выполняют заказы в самых разных частях православного мира, в том числе на Руси. Благодаря этому, в отечественных собраниях хранится много первоклассных византийских икон этого времени.
В 80-90 гг XIV века создаётся большой деисусный чин, состоящий из 7 поясных икон и заказанный в Константинополе для Высоцкого монастыря в Серпухове. В настоящее время 6 из этих икон хранятся в Третьяковской Галерее. («Иоанн Предтеча»).
Несомненно греческой работой, приписываемой Феофану Греку, являются иконы из ростового деисусного чина конца XIV века, стоящие сейчас в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля. Они ещё крупнее и величественнее, чем иконы из Высоцкого монастыря. Образ Богородицы из этого чина очень похож на Донскую икону Богоматери, также приписываемую Феофану.
Донская икона отличается большей мягкостью исполнения и камерностью образов.
Камерное направление существовало параллельно с большими монументальными образами. Хрупкость форм и деликатность цвета смягчают классическую форму. В иконе необычно много теплого душевного чувства, сменившего принятую сосредоточенность образов.
Искусство начала XV века.
В последние десятилетия перед взятием Константинополя турками в 1453 году художественная жизнь в Византии не сбавляла своей интенсивности. В ней продолжали существовать разные по характеру течения.
Характерными чертами первой половины XV века является мелкость форм, хрупкость пропорций, тонкие и гибкие линии пробелов. Все это создает особую выразительность, даже пронзительность образов, характерную для XV века.
Напротив, пример красоты и гармонии даёт небольшая икона «Троица».
Идеально построенная композиция с плавными, перетекающими друг в друга линиями, и звучный яркий цвет создают в этой иконе ощущение неземной красоты.
Лучшие качества византийского искусства начала XV столетия воплотились в творчестве великого русского иконописца — преподобного Андрея Рублева.
Иконопись Византийской империи была крупнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире. Византийская художественная культура не только стала родоначальницей некоторых национальных культур (например, Древнерусской), но и на протяжении всего своего существования оказывала влияние на иконопись других православных стран: Сербии, Болгарии, Македонии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины, Египта. Также под влиянием Византии находилась культура Италии, в особенности Венеции. Важнейшее значение для этих стран имели византийские иконографии и возникавшие в Византии новые стилистические течения.

Новая книга известного, одного из главных отечественных специалистов в области эстетики, учёного с мировым именем проф. Виктора Васильевича Бычкова.
2009, М., Ладомир
ISBN 978-5-86218-488-4
Формат 70×100/16
Объем 638 с.
Твердый переплёт
Тираж 1500
В книге предпринят всесторонний анализ феномена иконы, игравшего в русской культуре на протяжении многих столетий важнейшую духовно-эстетическую роль.
Прослежена история возникновения и становления иконы и ее теории от ранней Византии, Древней Руси до России XX в. Исследование идет на нескольких уровнях: изучено становление теории иконы на богословском, философском, эстетическом уровнях; проанализирован художественный язык иконы на ее высших ступенях развития — в Византии и Древней Руси.
На уровне духовно-эстетической теории иконы исследованы все основные источники, начиная от крупнейших византийских отцов Церкви Иоанна Дамаскина, Феодора Студита, отцов VII Вселенского собора, известных мыслителей Древней Руси и до русских религиозных философов и богословов первой пол. XX века Е. Трубецкого, П. Флоренского, С. Булгакова, В. Лосского, Л. Успенского, П. Евдокимова и др.
На уровне художественной практики подробно исследован ряд шедевров византийского искусства и творчество крупнейших русских иконописцев Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия и некоторых других. В общем контексте исследования особое внимание уделено таким духовно-эстетическим явлениям, формировавшим многомерный и полисемантичный феномен иконы, как образ, символ, прекрасное, свет, иконографический канон, софийность искусства, эстетика цвета и формы, литургический синтез искусств.
Исследование ориентировано на широкие круги заинтересованных читателей, хорошо иллюстрировано.

✔ Читать статью полностью… ✔

✔ Открыть новый сайт ✔

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Нижеследующее изложение отчасти заимствовано из нашей статьи Der byzantinische Bilderstreit ein Testfall f r das Verh ltnis von Kirche und Kunst? Византийский иконографический канон регламентировал. Иоанна Дамаскина, то же, что книга для грамотных для слуха слово, а для зрения икона. Во время императоровиконоборцев Феодор принадлежал к радикальной, непримиримой партии. В период появления первых изображений из библейской жизни в Византии, в стране хозяйствовала чума, голод, войны. Великое государство, просуществовавшее более тысячи лет, с IV по XV век, занимало гигантскую территорию на трех континентах Азии, Европе и Африке Египет и южное побережье Средиземного моря. Известна трёхрядная икона Никиты Бесоубийцы XVI века Русском музее, но она написана совершенно другой манере. В на­сто­я­щее вре­мя эта Мол­чен­ская ико­на Бо­го­ро­ди­цы на­хо­дит­ся хра­ме Пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го Бу­си­но­ве.

Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечисужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Иконы были признаны напоминательными начертаниями и почести им разрешалось воздавать только как образам. Усер­ди­ем мест­ных жи­те­лей бы­ли со­бра­ны сред­ства и по­ло­же­но на­ча­ло по­строй­ки но­вой оби­те­ли. А епископ тульский Дамаскин предложил организовать при городских церквах особые комитеты для продажи икон. Им было мало видеть облик Христа только Его евхаристическом прикровении. После смерти Льва IV, за малолетством его сына, императора Константина VI, регентом стала его супруга императрица Ирина, сторонница иконопочитания. Не без оснований они утверждали, что почитание креста принадлежит к древнейшей церковной традиции.

В этих иконах византийское искусство подошло к максимально три противника россии в первой мировой войне возможной для себя степени близости Божественного к человеческому. Для региональных заказчиков при завершении работы на Email высылается краткая ознакомительная версия работы. При­льнув к Пре­чи­стой, Мла­де­нец ле­вой ру­кой схва­тил­ся за плат, по­кры­ва­ю­щий гла­ву Прис­но­де­вы, пра­вой Он дер­жит сви­ток. В западной ветви христианства это время развивается живопись религиозного содержания, основанная на авторской интерпретации библейского сюжета и обращенная к чувственному переживанию зрителя. В истории мировой культуры иконопись в византии кратко Византии принадлежит особое, выдающееся место. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, также образуют крест, но равноконечный.

Византийский эталон в развитии средневековой славянской.

Колонны, поддерживающие галерею храме Святой Софии Внутренность здания не отличалась богатством и сложностью архитектурных деталей, но его стены облицовывались снизу дорогими сортами мрамора, а вверху, как и своды, обильно украшались позолотой, мозаичными изображениями на золотом фоне или фресковой живописью. В частности, лицах переходы от затененных частей к освещенным носят постепенный характер нередко нос, губы и глаза очерчиваются красными линиями, подчеркивающими рельеф лица. Корни изобразительных приемов иконописи, с одной стороны, в книжной. Это было не единственное течение художественной жизни, кроме него существовали более экспрессивные варианты, для которых привязанность к классической форме не стала безусловной ценностью. Иконописцы выработали систему условных приемов, отказываясь от передачи реальных изображений, они использовали плоскостное пространство, отвлеченный, нередко золотой фон, локальные цвета, выразительность линий и контуров, ритмическое построение композиции.

Иногда золотом прорисовывали контуры фигур и складки одеяний, иногда сеткой золотых линий покрывали всю одежду. Для новгородской иконописи века огромное значение имело художественное наследие столетия. Икона прибыла из Византии сначала в Киев, затем в Успенский собор во Владимире, по приданию войска Тамерлана двигавшиеся на Москву, отступили в тот день, когда туда была. Вскоре оно стало отмечаться ежегодно тот же день — первое воскресенье Великого поста, за которым и закрепилось название Недели Православия, или, славянской традиции, — Торжества Православия. Одним из важных мест эмиграции стало северное Причерноморье, но главным образом — Италия, где, особенно на юге, жило много греков и существовала давняя монашеская традиция, к тому же римские папы являлись противниками ереси. Ему принадлежат первая церковная система нот и оформление большинства христианских песнопений сборники Типикон и Октоих.

При этом были и такие, кто настаивал, что родившийся семье плотника Христос имел облик самый заурядный и даже безобразный. Сутки спустя на нее наносили побел сколько государств участвовали во второй мировой войне хорошо размешанную жидкость из клея и мела. В византийском искусстве после блестящего расцвета в —. Перцептивный и двигательный опыт ребенка при сопоставлении с действиями взрослого приводит его к оценке своих рефлекторных и моторных возможностей. В настоящее время, — писал Феодор послании «К монашествующим”, — когда Христос преследуется через Его икону, не только тот, кто имеет преимущество по званию и сведениям, должен подвизаться, беседуя и наставляя православном учении, но и занимающий место ученика обязан смело говорить истину и свободно отверзать уста. Когда же остановился печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос Царь Лев!

Иконопись в Византии, Развитие художественной культуры.

Собор Софии остался высшим достижением византийской архитектуры ничего равного ему уже не было создано за последующие девять столетий истории Византии. Византия дала средневековому миру высокие образцы литературы и искусства, которые отличало не только благородное изящество форм, но и глубина философскорелигиозной мысли, образное видение мира, утонченность эстетического мышления. Алек­сан­дровск снять фильм про стар­ца для цик­ла пе­ре­дач Гу­бер­ния. Подлинники получили начало еще в Византии, когда кончился период образования византийской иконографии. Одним из примеров, демонстрирующих величие византийской культуры, является иконопись Византийской империи.

Любопытно, что императорское платье, помимо самого Михаила VII, на венгерской короне облачены архангелы это визуальное продолжение ораторской традиции уподобления императоров ангелам например, Михаил Пселл панегирике Константину IX Мономаху сравнивает сущность императора с бессмертными силами небесными, а Михаил Италик одной из своих речей называет Иоанна II Комнина ангелом Господним, ниспосланным, дабы проложить дорогу против врага. Повидимому, греческая иконопись на дереве никогда не достигала такого распространения и такого художественнотехнического совершенства, как именно во времена падения Византии. Грекоримское понятие о красивой и жизненно убедительной форме не имеет для иконописца никакой ценности, пространство лишь намечено сочетанием цветовых плоскостей, рисунок лиц стереотипен и схематичен. Она сто­ит со­бор­ном хра­ме оби­те­ли и изо­бра­жа­ет Бо­го­ма­терь лоб­за­ю­щей Пред­веч­но­го Мла­ден­ца.

Это были, несомненно, специальные приемы, найденные художниками для скольконибудь адекватной передачи учения о Божественных энергиях, столь важного для этого времени. Противоположность Востока и Запада ходячая формула со времен еще Геродота. Являлась центральной частью древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда петровскую эпоху была потеснена новыми светскими видами искусства. Рефераты Искусство Византии византийская иконография. Пользуясь поддержкой императоров, иконоборцы закрывали монастыри, иконопись в византии кратко сжигали иконы, сбивали росписи со стен храмов. Понятно само собой, что всякий иконописец не будет искать лицевом подлиннике детальной отделки и полной законченности подлин нике он не найдет раскраски и растушевки фигур, нем и самые цвета лишь изредка намечаются.

Иконографический канон язык условностей, понятный всем.

Некоторые из них имеют форму фризов сюжеты на них хронологически не связаны, другие же выстроены наподобие картины и заключены рамку если свитке композиционно самостоятельных миниатюрах не было необходимости, при переходе к книгекодексу она возникла. Опасность состоит том, что можно удовлетвориться красотой, которая наличествует здесь отпечатках и телах, и позабыть о первообразной красоте, от которой и проистекает любовь к красоте земной. На первой из приведенной иллюстраций икона ХристосПантократормонастыря Святой Екатерины Афон, выполненная технике энкаустики. Огромный по размеру фигуры представлены рост, очень большой по составу 9 икон, монументальный по замыслу, уникальный по исполнению, этот Деисусный чин вызывает много споров науке, касающихся основном вопроса о его авторах. Отец позаботился, чтоб преподавателем даровитого и впечатлительного мальчика был христианин.

Чтобы показать наиболее выпуклую точку изображения, еевысветляли например, лице самыми светлыми красками писали кончик носа, скулы, надбровные дуги. Священным изображениям, иконам, призванным помочь человеку проникнутьсямолитвенным духом и приблизиться к Богу, воздавались порой такие почести, что подлинный смысл христианского искусства стал подменяться языческимидолопоклонством. Ибо, чем чаще чрез изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и о любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по нашей вере служением, которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними.

Благодаря этой системе условностей возник язык византийскойиконописи, хорошо понятный всем православным. Ра­на тот­час же обиль­но за­кро­во­то­чи­ла, обиль­но обаг­рив зем­лю. В Византии основном использовались кипарисовые, а на Руси липовые и сосновые доски. При этомон нашел, что почитание реликвий останков святых и иконопись в византии кратко священных предметов иикон приняло небывалые размеры, превратившись, по существу, суеверие. В мо­на­сты­ре честь чу­до­твор­но­го об­ра­за был по­стро­ен боль­шой трех­пре­столь­ный храм. В этих городах стали складываться свои местные мастерские, расцвет которых был пресечен татарским нашествием. Начинается эпоха научного изучения иконы, основном, как культурного феномена, полном отрыве от главной её функции. По легкости освоения эти программы занимают промежуточное положение между авторскими системами на базе метафоры «карточка с языком сценариев” и системами, основанными на временной шкале.

Однако этот темный период христианское искусство не исчезло полностью, но продолжало существовать потаенно, местах, находящихся вдали от центра, подальше от властей как церковных, так и имперских. В России популярен чудотворный образ Всех скорбящих Радость, который славится своими исцелениями. В рус­ских ис­точ­ни­ках упо­ми­на­ние Га­лат­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы встре­ча­ет­ся XIX ве­ке. Посмотреть примерную стоимость услуг Вы можете на странице Прайслист. Также большинство исследователей согласны с тем, что им, скорей всего, написана Владимирская Богоматерь около 1409, Успенский собор, Владимир и часть миниатюр Евангелия Хитрово около 1395 года, Российская государственная библиотека, Москва. Но разве не приходилось самим иконопочитателям постоянно втолковывать это различие как монашествующим, так и мирянам, чтобы до них дошло иконы допустимо всего лишь почитать.

Пять византийских икон, ради которых стоит идти в Третьяковку.

Обе иконы, как и все другие, о которых шла речь выше, выполнены технике энкаустики обе отличаются очень большими размерами Богоматерь с Младенцем сохранилась фрагментарно, первоначальный размер неизвестен Богоматерь – Царица Небесная имеет размер 200×133. Икона Млекопитательницы почитается также в Ильинском скиту на Афоне, а в русской иконописи распространены иконы и прориси всех трех. Михаила заставили отречься от престола и уйти монастырь, на его место возвели энергичного и популярного полководца Льва V Армянина 813—820 годы. На окладе иконы Богоматери вверху – благословляющий Христос, на полях – пророки, предвещавшие Его Воплощение – Аарон и Гедеон слева, Иезекииль, Даниил и Аввакум справа, а также Иаков, брат Господень, свидетель исполнения Спасения слева и Иоанн Златоуст справа, автор литургии, актом свершения которой постоянно возобновляется таинство спасительного соединения с Господом.

Россия всегда считала себя наследницей культурной и церковной традиций Византии, то даже большое количество русских православных христиан понятия не имели про подлинный смысл иконы. в Дамаске и, получив в наследство от отца должность казначея при дворе халифа. В ознаменовании этого чуда Дамаскин прикрепил к серебряному окладу чудотворной иконы символ вечной благодарности руку, отлитую из незапятнанного серебра. У нас появляются и немцы, латиноученицы, младоумнии иконописцы, которые вопреки традициям древнерусской иконописи, начали преследовать преимущественно и почти исключительно цели художественноартистические. Афон­ский инок Иам­влих на­пи­сал ко­пию с Ивер­ско­го об­ра­за, и через год ико­на, со­про­вож­де­нии афон­ских мо­на­хов, при­бы­ла Моск­ву. Против западного влияния должна была бороться церковная власть, которая и установила следовать древним греческим и русским образцам.

Византийский иконографический канон Канон совокупность строго установленных правил и приемов для произведений искусства данного вида. Среди редкостей ОсиосЛукас крипта под кафоликоном, место погребения преподобного Луки, расписанная одновременно с самим кафоликоном фресками на сюжеты праздников и страстей Христовых. Внимание зрителей непременно привлечет их пристальный взор, переданный с помощью неестественно крупных, широко раскрытых глаз. Слабость Византийской империи и опасность турецкого завоевания способствовали большой эмиграции художников. Он попросил Анания принести воды и чистое полотно, умылся и отер лицо, и тотчас же на ткани — нерукотворно отпечатался лик Христа. Не упоминая о каждом подробно, мы приведем кратко самую сущность этих мнений.

Византийская иконопись, иконописная символика, библейские.

Реакцией на это стали письма Феодора Студита римскому папе и ночной поместный собор 70ти епископов, проведённый патриархом Никифором, а также написанное им Защитительное слово ко Вселенской церкви относительно нового раздора по поводу честных икон. Презентация на тему Особенности византийской иконописи. У Христа напротив плащ гиматий синий, а хитон рубашка вишневая. Слайд 29 из презентации Мир византийской культуры к урокам истории на тему Византия. Вдо­ва, бо­ясь уни­что­же­ния свя­ты­ни, по­обе­ща­ла им­пе­ра­тор­ским во­и­нам день­ги и про­си­ла их до утра не тро­гать ико­ну. Особенности развития византийской иконописи на примере. Однако стилистические черты не менее интересны, они указывают не на Константинополь, а скорее всего на примыкающие к Синайскому полуострову регионы восточнохристианского мира, такие как Египет, Палестина или Сирия.

По­сле это­го об­раз был по­став­лен над мо­на­стыр­ски­ми во­ро­та­ми. Её автор был русским иконописцем, усвоившим многие приемы византийского искусства. Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Спо­руч­ни­ца греш­ных на­зва­на так по над­пи­си, со­хра­нив­шей­ся на иконе Аз Спо­руч­ни­ца греш­ных к Мо­е­му Сы­ну. В это время происходит явное возрождение его принципов, несколько утраченных предыдущий период 3040х. Сравнение этих икон обнаруживает разительные перемены, произошедшие атмосфере жизни. Догмат о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора. История жития Петра и Февронии Муромских показывает, насколько можно быть благочестивым и преданным Господу, даже находясь семейных узах. На блистающем золотом фоне купола кафоликона ОсиосЛукас представлено cошествие Cвятого Духа на апостолов довольно редкая Византии иконография, прославленная описаниях константинопольского Апостолейона.

Там прямоугольной рамке написано тем же корявым почерком Поклон от Онфима к Даниле. Принято выделять шесть периодов в развитии иконописи. Всю тысячелетнюю историю Византии можно условно разделить на три периода. Представленный первой половине нашего труда краткий очерк мер к улучшению иконописи и контроля за иконописцами на протяжении четырех столетий дает возможность видеть всем, что ненормальности иконописи не были и не могли быть устранены. После завершения периода иконоборчества вопрос создания художественных средств для воплощения святости стоял особенно остро. Среди немногих сохранившихся образов особенно выделяется Христос Пантократор.

Немедленно началась череда кровавых событий Константинополе иконоборцы попытались публично уничтожить икону Христа, но были растерзаны толпой иконопочитателей, последних ловили и казнили, был низложен любимый народом патриарх Герман, отказавшийся иконопись в византии кратко подчиниться указу, ответ на это византийский флот открыто перешел на сторону иконопочитателей и двинулся на столицу, чтобы низложить императора, но был сожжен греческим огнем и страна осталась без флота. Он видел её палаццо и церкви, следил необыкновенные для византийца свободные западные нравы. Устав Троицкого монастыря был очень строг, так как сам преподобный Сергий строго соблюдал монашескую жизнь. Никакой человек да не дерзает заниматься таким нечестивым и неблагоприличным делом. Облик Иоанна Крестителя поражает страдальческим выражением и утонченным психологизмом.

В период становления визайнтийской государственности серебряные блюда и тарелки несли себе черты античности, повторяя традиционные мифологические сюжеты и композиции. Сейчас только и кратко канонических требованиях при изображении сюжетов икон праздничного. Узнав о сем Григорий, папа Римский, лишил его податей Риме и прочей Италии и писал поучительное послание, что царю не должно вмешиваться дела веры и изменять древние учения церкви, постановленные святыми отцами. Надо надеяться, что принятые меры к поднятию русской иконописи не пройдут для неё бесследно и возобновят для нее лучшие. Византийский иконографический канон регламентировал круг композиций и сюжетов священного писания, изображение пропорций фигур, общий тип и общее выражение лица святых, тип внешности отдельных святых и их позы, палитру цветов и технику живописи. Восточной, Византийской империи, суждено было существовать досередины 15 века.

Некоторая геометричность композиции искупается красотой живописи и искренностью образов. События его жизни описаны КиевоПечерском патерике, содержащем житийные сказания о печерских подвижниках. Первым по времени и значимости изображением является Спас Нерукотворный иконаубрус, имеющая квадратную или прямоугольную форму, на белом или золотом фоне. Корни изобразительных приемов иконописи, с одной стороны, в книжной миниатюре, от которой заимствовано тонкое письмо, воздушность, утонченность палитры. Происхождение первой многие ученые связывают с Новгородом, второй с ВладимироСуздальской Русью. Икона была изначально процессионной выносной и прославилась 1169 сколько дней отпуска в году по закону году, когда Новгород был спасен от осады суздальскими войсками. На данный момент очень многие сохранившиеся византийские иконы хранятся на горе Синай монастыре святой Екатерины.

Ответы Назовите характерные особенности византийских икон.

Он стал трактоваться как Добрый Пастырь Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец, Евангелие. После смерти Серафима много чудес совершалось на его могиле, 1903 году он был причислен к лику святых. Запад усиливался, арабы период правления халифа Гаруналь Рашида процветали, а Византия продолжала слабеть. На­име­но­ва­ние Га­лат­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри про­ис­хо­дит от на­зва­ния од­но­го из рай­о­нов Кон­стан­ти­но­по­ля – Га­ла­та. Константинополе и привезенная оттуда на Русь митрополитом Пименом, скорее всего. Этот труд оказал большущее влияние на будущие поколения идеология фашизма и национал социализма не лишь православных, но и церковных богословов Фомы Аквинского. Литературная жизнь Византии переживает этот период оживление, широкое распространение получили прозаический и стихотворный романы.

Его кафоликон главный храм и крипта подземное помещение сохранили удивительные мозаики и фрески 40х годов XI века времени так называемого нло на северном урале аскетического стиля, востребованного не только монастырях, но и среди провинциальных князей мозаики и фрески Софии Киевской выполнены той же манере. В византийской иконописи сложился иконографический канон — строгие правила изображения сцен. Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Падение Византии стало огромным ударом по православному да и христианскому целом миру. В области изучения техники византийской живописи существует немало проблем, не нашедших еще рассмотрения в литературе 1.

В 726 году император обнародовал указ, котором запрещалосьвоздавать поклонение иконам как божественным изображениям и давалосьуказание вешать их храмах на значительной высоте. Стилизация пропорций человеческого тела, одежды, деревьев, гор, зданий отличают аскетичные фигуры застывших позах и одеждах с жесткими линиями складок. Её купцы проникали самые отдаленные уголки известного тогда мира Индию, Китай, на Цейлон, Эфиопию, Британию, Скандинавию. Эта рукопись так называемая монастырская редакция псалтыри с иллюстрациями на полях самая полная из трех и обильнее всего иллюстрированная. С ее помощью связывали победу новгородцев над вражескими войсками суздальского князя Мстислава, сына Андрея Боголюбского, 1170 году и спасение Новгорода от разорения. К нему ста­ли сте­кать­ся бо­го­моль­цы для по­кло­не­ния свя­той иконе, от ко­то­рой ста­ли со­вер­шать­ся ис­це­ле­ния.

Иконописцы никогда не должны забывать исконную черту русского народного воззрения на икону будучи предметом религиозного почита ния, она служит одним из лучших учительных средств для народа икона для неграмотных людей, по мнению. Результатом иконоборчества стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, статуй святых и расписных алтарей во многих храмах. В поисках противоположностей легко впасть в банальные. Из всего сказанного допустимо заключить, что христологическая позиция Константина была близка к монофизитской. Многие византийские мастера успешно трудились славянских странах – Сербии, Болгарии, Руси. Но, требуя от каждого готовящего к иконо писи предварительного изучения своего дела под руководством опытного мастера, определения Стоглава, к сожалению, ничего не говорят об умственном развитии этих лиц, ограничиваясь одним исчислением их нравственных качеств. Первые христианские иконы были написаны до возникновения Византийской империи, образовавшейся IV веке.

История иконописи Руссковизантийский стиль написания икон. На месте сретения встречи москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. В Византии, если говорить об авторитетных церковных учителях, они сводятся к двум свидетельствам первое связано с Евсевием Кесарийским. Для древнерусского искусства важную роль сыграли строительство и роспись Успенского собора КиевоПечерском монастыре. Римский Папа Григорий II, а за ним Григорий III решительно осудили эту ложь. Тип лица и выражение Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот мелкими нос с горбинкой, глаза большими, миндалевидными. Не следует также забывать, что при патриарших, митрополичьих и епископских домах, равно как при монастырях издревле существовали иконописные школы, которые по самому положению своему, должны были находиться под непосредственным надзором духовной власти.

История развития византийской иконы Особенности развития.

Дни при­не­се­ния ее Одес­су 1 ок­тяб­ря, и от­ше­ствия ее – чет­вер­тый день Пас­хи – ста­ли ве­ли­ки­ми цер­ков­ны­ми тор­же­ства­ми. Христиане Рима и Неаполя, Керчи и Сиракуз, Милоса и Александрии построили целые подземные лабиринты, которые были для них и церковью, и кладбищем, и мартирием. Духовенство, естественно, встретило этот наказ штыки императора обвинили оскорблении христианских святынь. Войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, по заступничеству Богородицы. Богоматерь Одигитрия поясное изображение Богоматери с младенцем, прямо смотрящий перед собой. Но постепенно наметился отход от античных канонов, и художественном замысле ювелиров стали появляться условности, символизм и даже схематизм. Христов Лицо, или ипостась, не может быть отделено от обоих естеств. Борьба эта продолжалась общей сложности более 100 лет и разделяется на два периода.

В них рассказывается о чудесном явлении Марии архангела с вестью о том, что Ей предстоит стать матерью Спасителя. После смерти императора Феофила регентом за малолетством императора Михаила III стала его жена Феодоры, воспитанная традиции иконопочитания. Наиболее известные иконы доиконоборческого периода – Христос Пантократор и Апостол Андрей. В духовном возвышении и просвещении общества важную роль начинают играть возникающие и быстро растущие монастыри. XIV век — это период собирания национальных сил для отпора монголотатарским завоевателям, появились необычайно динамичные иконы. Первая неделя Великого Поста по традиции Православной Церкви является особым временем молитвенного сосредоточения и телесного воздержания. Она сохранилась до наших дней и настоящее время находится соборе Святой Софии Новгороде. К имущественным ограничениям относятся, частности, штраф, конфискация, реквизиция.

Так, в Лувре находится вырезанное из слоновой кости изображение в технике высокого рельефа, известное. Византийская империя, раскинувшаяся на трех континентах Европе, Азии и Африке включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть Месопотамии и Армении, острова Восточного Средиземноморья, владения Крыму и на Кавказе. Отнимая их земли, закрывая монастыри, ссылая и жестоко казня, патриарх на корню зарубил малейшие попытки к сопротивлению. Нам нет нужды входить по поводу его рассуждение о вкусе наших предков, а следует лишь заметить, что, вероятно, такого размера иконы назначались для большого расстояния, ставились на горнем месте, или глубине купола.

В этом была печальная уникальность иконоборческого времени если раньше при внутрихристианских столкновениях когото могли отправлять ссылку как православные, так и еретики, заточать тюрьму, гражданский кодекс наполеона 1804 текст но мало кто становился мучеником от своих же собратьев, то теперь императорыиконоборцы создали целый сонм именно мучеников, убитых императорамихристианинами и их соратниками по ереси. По сторонам от головы святого Николая изображены Спаситель и Богоматерь, протягивающие ему Евангелие и омофор иллюстрация так называемого никейского чуда, произошедшего на Первом Вселенском соборе. В ознаменовании этого чуда Дамаскин прикрепил к серебряному окладу чудотворной иконы знак вечной благодарности руку, отлитую из чистого серебра.

Точно так же, вероятно, интерпретировался им кажущийся неостановимым натиск ислама и распад империи как наказание Божие, которое постигает новый народ Божий, как когдато постигало Израиль, когда тот отпадал от истинного Богопочитания. Икона составляет непременную принадлежность каждого православного храма. В истории средних веков и не только средних веков было немало драматических моментов, когда силу политических или экономических причин определенный жанр искусства вдруг становился неугоден. Лев III считал себя царемпервосвященником, Богом призванным очистить Дом Божий от всяческого идолопоклонства. Темновишневые буквы надписи на греческом языке святой Григорийчудотворец, заполняя пространство фона по обе стороны нимба, подчеркивают уравновешенный и торжественный характер композиции и одновременно украшают картину.

Первые византийские иконы
ART Studio «Art of Russia»

Первые иконы (в переводе с греч. «эйкон» — образ), возможно, появились еще в апостольские времена. По преданию, иконописцем был евангелист Лука, написавший образ Богородицы. Однако, самые ранние дошедшие до нас памятники датируются 6 в. Икона обращена, прежде всего, к молящемуся, главное в ней – взаимодействие «образа» и зрителя. Лучшие среди сохранившихся ранних икон происходят из монастыря Св. Екатерины. В 7-8 вв. из-за контактов с мусульманами некоторые императоры стали бороться с почитанием икон. В ответ церковь создала учение о сакральности икон. Невидимого, неописуемого Бога запечатлеть невозможно, но воплотившегося, жившего среди людей Христа писать не только допустимо, но и необходимо. Изображения способны дать неграмотному человеку грамотность и возвысить любое человеческое сознание.

Византийская иконопись 11-15 вв.

В центре внимания религиозного искусства Византии 11-15 вв. – образ богочеловека, идеальный, возвышенный и совершенный, воплощенный в иконах Христа, Богородицы, святых. На основе теории образа сложился и творческий метод византийских мастеров, передавшийся из поколения в поколение. Главной техникой исполнения живописных икон стала темпера, позволяющая наносить краску очень тонкими слоями и «скрывать» ремесленные приемы. Живописная фактура темперной иконы абсолютно гладкая, изображение кажется как бы явленным сразу. Оно не должно напоминать о трудоемком и материальном процессе создания произведения. Требования канона закрепили определенные правила, которым должны были подчиняться иконописные образы. Фронтальное положение фигур, состояние покоя, замкнутость силуэтов — все эти художественные приемы помогали молящемуся сосредоточиться на молитве. Элементы пейзажа и ландшафта сводились к минимуму. Доминирующими фоновыми цветами были золотой, серебряный, реже красный.


Картины маслом

Антикварные картины

Продажа картин

Важнейшая роль в иконе отводилась лику, который писался многослойно с постепенным высветлением, что создавало ощущение его внутреннего сияния. Лик выстраивался строго определенным образом: большой лоб, вычерченные дуги бровей, огромные, широко раскрытые глаза, тонкая, чуть загнутая линия носа и маленький бесплотный рот. Аскетическим, предельно обобщенным ликам византийских икон присуща особая одухотворенность. Чтобы добиться ощущения сверхреальности образа, в иконописи стала применяться обратная перспектива, имеющая точку схода не в изображенном пространстве, а в пространстве зрителя, благодаря чему взгляд не затягивается в глубь картины, а останавливается на изображенных объектах. Если в 11-12 вв. иконы были, как правило, небольших размеров, то в 14 веке их масштабы выросли, они стали занимать все больше места в пространстве храма, составляя величественные иконостасы.


Продажа картин

Картина на заказ

Портреты на заказ

Религиозное искусство 14 века испытало значительное влияние идей исихазма, с его учением об «исихии» (в пер. с греч. – безмолвие). Целью исихии было достижение внутренней тишины, гармонии, преображающей посредством молитвы человека и позволяющей ему общаться с Богом. Под влиянием идей исихазма сформировался строгий, аскетичный живописный стиль. Огромную роль стали играть проблемы, высветляющие лики, золотые линии, покрывающие одежды. Эти художественные приемы символизировали Божественный свет, присутствие в мире животворящей Божественной энергии.

Благовещение. Фрагмент мозаичной композиции монастыря в Дафни.

Важной ступенью в развитии средневековой художественной культуры явилось византийское искусство, составляя неотъемлемую часть европейской культуры Средних веков. Причём византийская КУЛЬТУРА не имеет чётких границ, ни хронологических, ни территориальных. До основания Византийского государства зачатки будущего его искусства развивались в раннехристианском искусстве.

Символическим началом Византии считается год основания Константинополя (330), с падением которого 29 мая 1453 империя прекратила свое существование.

После того, как римский император Константин Великий в 313 году принял христианство, а в 330 году перенёс свою резиденцию в греческую колонию Византий, который с этого времени стал называться Константинополем, христианство и римско-эллинистическая культура образовали новое единство, которое, будучи усилено политически благодаря жёсткой централизации власти, дельным чиновникам и незаурядной дипломатии, ещё в течении многих столетий оказывало решающее влияние на культуру народов Западной и Восточной Европы.

С основанием Константинополя у восточных провинций Римской империи появился свой центр. Теперь не толлько Рим, но и Константинополь стали средоточием политической и культурной жизни латинского Запада и греческого Востока, где от эллинской эпохи сохранялось своеобразие уклада жизни с гораздо меньшим распространением рабства и бОльшим развитием свободного ремесла и крестьянского хозяйства, чем в западной части Империи.

В течение нескольких десятков лет шло обособление обеих половин Империи. В 395 году Римская империя окончательно распалась на Западную и Восточноую, каждая из которых стала самостоятельным государством. Ещё раньше наметилось в основных очертаниях различие Рима и Константинополя как символов западного и восточного христианства, закончившееся в XI веке размежеванием христианских церквей.

Исторические судьбы двух образовавшихся государств были различными. С конца IV века в Западной Европе началось так называемое великое переселение народов, в результате которого Западная империя оказалась разорвана на куски и превратилась в мозаику варварских королевств, где зарождались новые народности Западной Европы. Византию же мало затронула волна варваров, которая перекатившись через неё, отхлынула на территории, принадлежавшие Риму.

Если на Западе рушились все старые основы жизни, рабовладельческой экономики, античной культуры, а многочисленные некогда города были опустошены и покинуты и жизнь всё больше аграризировалась, в Византии в эту пору рабовладение уже было нежизнеспособным и не мешало развитию хозяйства феодального типа, не были прерваны традиции эллинистической культуры, огромную роль в жизни страны играли города, которых в V — VI веках было около 1000. В византийских городах ремесло и торговля оказались значительно менее затронуты кризисом, чем ремесло и торговля западных областей, благодаря тому, что Византия была расположена на важнейшем торговом пути с Востока на Запад.

«Разделение» Римской империи 395 на Западную и Восточную представляло лишь формально-правовой рубеж эпох, в то время как исторический переход от позднеантичных государственно-правовых институтов к средневековым происходил в VII-VIII вв. Но и после Византия сохраняла многие традиции античной государственности и культуры, позволяющие выделить ее в особую цивилизацию, современную, но не идентичную средневековой западноевропейской общности народов. Среди ее ценностных ориентиров важнейшее место занимали представления о так называемой «политической ортодоксии», совмещавшие христианскую веру, хранимую Православной церковью, с имперской идеологией «Священной державы» (Reichstheologie), восходившей к идеям римской государственности. Вместе с греческим языком и эллинистической культурой эти факторы обеспечивали единство государства в течение почти тысячелетия. Периодически ревизуемое и адаптируемое к жизненным реалиям римское право лежало в основе византийского законодательства. Этническое самосознание долгое время (до XII-XIII вв.) не играло существенной роли в самоидентификации имперских граждан, которые официально именовались римлянами (по-гречески — ромеями). В истории Византийской империи можно вычленить ранневизантийский (IV-VIII вв.), средневизантийский (IX-XII вв.) и поздневизантийский (XIII-XV вв.) периоды.

Ранневизантийский период (IV — VIII вв.)

В начальный период в пределы Византии (Восточной Римской империи) входили земли к востоку от линии раздела 395 года — Балканы с Иллириком, Фракия, Малая Азия, Сиро-Палестина, Египет с преимуществено эллинизированным населением. После захвата варварами западных римских провинций Константинополь еще более возвысился как местопребывание императоров и средоточие имперской идеи. Отсюда в VI в. при императоре Юстиниане I (527-565 гг.) велось «восстановление Римской державы», после многолетних войн вернувшее под власть империи Италию с Римом и Равенной, северную Африку с Карфагеном и часть Испании. На этих территориях было восстановлено римское провинциальное управление и распространено действие римского законодательства в его юстиниановой редакции («Кодекс Юстиниана «). Однако в VII в. облик Средиземноморья был совершенно преображен в результате нашествия арабов и славян. Империя утратила богатейшие земли Востока, Египет и африканское побережье, а ее сильно сократившиеся балканские владения оказались отрезанными от латиноязычного западноевропейского мира. Отторжение восточных провинций имело следствием возрастание доминирующей роли греческого этноса. Латинский язык, прежде официальный государственный язык, выходит из употребления и сменяется греческим. В VII-VIII вв. при императорах Ираклии (610-641 гг.) и Льве III (717-740 гг.) позднеримское провинциальное деление преобразуется в фемное устройство (фем — административная область), обеспечившее жизнеспособность империи на последующие столетия. Иконоборческие потрясения VIII-IX вв. в целом не поколебали ее прочности, способствуя консолидации и самоопределению ее важнейших институтов — государства и Церкви.

Срредневизантийский период (IX — XII века)

Империя средневизантийского периода представляла собой мировую «сверхдержаву», чья устойчивая централизованная государственность, военная мощь и утонченная культура составляли разительный контраст с раздробленностью сил латинского Запада и мусульманского Востока в тот период. «Золотой век» Византийской империи длился примерно с 850 по 1050 гг. В эти столетия ее владения простирались от Южной Италии и Далмации до Армении, Сирии и Месопотамии, давняя проблема безопасности северных границ империи была решена присоединением Болгарии (1018 г.) и восстановлением прежней римской границы по Дунаю. Были ассимилированы и подчинены империи заселившие в предшествующий период Грецию славяне.

Устойчивость экономики основывалась на развитых товарно-денежных отношениях и обращении золотого солида, чеканившегося со времен Константина I. Фемный строй позволял сохранять военную мощь государства и неизменность его экономических институтов, обеспечивавших господство в политической жизни столичной чиновной аристократии, а потому неуклонно поддерживался на протяжении всего X — начала XI вв.Императоры Македонской династии (867-1056 г.) воплощали собой идею избранности и постоянства установленной Богом власти, единственного источника земных благодеяний.

Возврат к иконопочитанию в 843 году знаменовал примирение и возобновление симфонии «согласия» между государством и Церковью. Авторитет константинопольского патриархата был восстановлен, и в IX в. он уже претендует на доминирование в восточно-христианском мире. Крещение болгар, сербов, а затем и славянской Киевской Руси расширило пределы византийской цивилизации, очертив ареал духовной общности восточноевропейских православных народов. В средневизантийский период складываются основы того, что современными исследователями было определено как «Византийское содружество» (Byzantin Commonwealth), зримым выражением которого стала иерархия христианских правителей, признававших императора в качестве главы земного миропорядка, а константинопольского патриарха как главу Церкви. На востоке такими правителями были армянские и грузинские цари, чьи независимые владения граничили с империей и мусульманским миром.

Вскоре после смерти наиболее яркого представителя Македонской династии Василия II Болгаробойцы (976-1025 г.) начался упадок. Он был вызван саморазрушением фемного строя, шедшего по мере роста слоя землевладельческой, военной по преимуществу аристократии. Неизбежное возрастание частноправовых форм зависимости византийского крестьянства ослабляло государственный контроль над ним и приводило к столкновению интересов столичной чиновной и провинциальной знати. Противоречия внутри правящего сословия и неблагоприятные внешние обстоятельства, вызванные нашествиями турок-сельджуков и норманнов, привели к утрате Византией малоазийских (1071 г.) и южно-италийских владений (1081 г.).

Только воцарение Алексея I, основателя династии Комнинов (1081-1185 г.) и главы пришедшего вместе с ним к власти военно-аристократического клана, позволило вывести страну из затяжного кризиса. В результате энергичной политики Комнинов Византия XII в. возродилась как могущественная держава. Она вновь стала играть активную роль в мировой политике, удерживая под своим контролем Балканский полуостров и претендуя на возвращение Южной Италии, однако главные проблемы на востоке так и не были окончательно разрешены. Большая часть Малой Азии оставалась в руках сельджуков, и поражение Мануила I (1143-1180 гг.) в 1176 г. при Мириокефалоне положило конец надеждам на ее возвращение.

В экономике Византии все более важное место начинает играть Венеция, которая в обмен на военную помощь добивается от императоров беспрецедентных привилегий в восточной торговле. На смену фемному строю приходит система проний, основанная на частноправовых формах эксплуатации крестьянства и просуществовавшая вплоть до конца византийской истории.

Наметившийся закат Византии происходил одновременно с обновлением жизни средневековой Европы. Латиняне устремились на Восток, сначала как паломники, затем как купцы и крестоносцы. Их военная и экономическая экспансия, не прекращавшаяся с конца XI в., усугубляла духовное отчуждение, нараставшее в отношениях между восточными и западными христианами. Его симптомом стала Великая схизма 1054 года, знаменовавшая собой окончательное расхождение восточной и западной богословских традиций и повлекшая обособление христианских конфессий. Крестовые походы и установление латинских восточных патриархатов еще более способствовали напряженности отношений между Западом и Византией. Захват Константинополя крестоносцами в 1204 году и последующий раздел империи подвел черту под тысячелетним существованием Византии как великой мировой державы.

Поздневизантийский период (XIII — XV века)

После 1204 года на территориях, входивших некогда в пределы Византии, образовались несколько государств, латинских и греческих. Наиболее значительным среди греческих была малоазийская Никейская империя, чьи государи возглавили борьбу за воссоздание Византии. С окончанием «никейского изгнания» и возвращением империи в Константинополь (1261 г.) начинается последний период существования Византии, называемый по имени правящей династии Палеологовским (1261-1453 гг.). Ее экономическая и военная немощь в эти годы компенсируются ростом духовного авторитета предстоятеля Константинопольской кафедры в пределах православного мира, всеобщим оживлением монашеской жизни, вызванном распространением учения исихастов (молчальников). Церковные реформы конца XIV в. унифицировали письменную традицию и литургическую практику и распространили ее во всех областях Византийского Содружества. Искусства и ученость при императорском дворе переживают блестящий расцвет (так называемой Палеологовский ренессанс).

С начала XIV в. турки-османы отняли у Византии Малую Азию, а с середины того же века приступили к захвату ее владений на Балканах. Особое значение для политического выживания империи Палеологов приобрели отношения с Западом и неизбежная уния церквей как гарантия помощи против иноверных захватчиков. Церковное единство формально было восстановлено на Ферраро-Флорентийском соборе 1438-1439 гг., однако оно никак не сказалось на судьбе Византии; большинство населения православного мира не приняло запоздалой унии, посчитав ее изменой истинной вере. Константинополь — все, что осталось в XV в. от некогда великой империи, — был предоставлен самому себе, и 29 мая 1453 года он пал под натиском турок-османов. С его падением рухнула тысячелетняя твердыня восточного христианства и завершилась история государства, основанного Августом в I в. до н. э. Последующие (XVI-XVII) столетия нередко выделяют в так называемый поствизантийский период, когда шло постепенное угасание и консервация типологических особенностей византийской культуры, чьим оплотом стали монастыри Афона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *