Источники по истории восточных славян

Приведём здесь общую характеристику восточных авторов, которую дал Б.Н.Заходер солидаризуясь со своим предшественником В.В.Бартольдом.

В.В.Бартольд (1869-1930) отмечал: «Положение с арабской географической литературой несколько затруднено её книжным характером и связанной с этим хронологической неопределённостью. Например, если мы знаем, что один автор писал в Х в., а другой — в IX в., то из этого не следует, чтобы рассказы второго относились к более позднему времени, чем рассказы первого; почти все авторы пишут по книгам, не называя своих источников и не определяя их времени, и часто бывает, что в сочинении XI в. использован более ранний источник, чем в сочинении X в.» Внимательный просмотр раннесредневековой географической литературы на арабском и персидском языках приводит нас к ещё более решительным выводам: авторы, биографические данные которых позволяют высказать предположение об их реальном и оригинальном участии в приписываемом им сочинении, — чрезвычайно редки. Подавляющее большинство авторов географических сочинений — компиляторы; ни рассмотрение их собственных сочинений, ни какие-либо иные данные вне этих сочинений не позволяют ни в малейшей мере обоснованно утверждать их самостоятельность и оригинальность. Если к этому присоединить ещё то обстоятельство, что большинство этих сочинений дошло до нас в плохой текстовой сохранности, и что значительная часть сочинений сохранилась в очень поздней и, естественно, искажённой переписке, то упоминание автора и названия сочинения зачастую может быть заменено отсылкой к варианту или редакции, представителем которых является тот или иной автор».

То есть географические произведения восточных авторов — это не разные труды созданные разными авторами, а как бы один труд, выполненный в разных редакциях. Это всё очень напоминает русское летописание, когда одна и та же летопись дополняется, переписывается, редактируется разными авторами и доходит до нас в весьма различных списках, оставаясь тем не менее одной и той же летописью. Но если у русских летописей есть чёткий каркас, к которому всегда можно привязаться — годичный счёт, то у восточных авторов этого нет. Б.Н.Заходер выделил такой каркас для восточных авторов, в котором каждый пункт — это заголовок некоторой темы. Для каждой темы в разных редакциях (у разных авторов) выделены соответствующие текстовые фрагменты. Список этих тем Б.Н.Заходер свёл в свод, названный им Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Сам по себе этот свод не может служить в качестве источника, но он даёт весьма полное представление о том, что можно найти в самих источниках. Приводим этот свод в части касающейся руси и славян полностью, не выделяя как сведения источников.

«РУСЫ»
67. Русы проживают на острове, размер которого три дня пути в длину и ширину. На острове — чащи, заросли, земля — сырая. Царя русов называют каган. Русы — народ многочисленный. 68. Русы нападают на славян, продают их в качестве рабов в Хазаране и Булгаре, грабят припасы славян, чтобы этими припасами кормиться самим. 69. У русов — обычай оставлять в наследство имущество только дочери; если у руса рождается сын, отец вручает ребёнку меч, заявляя: это — твоё наследство, отец приобрёл мечём своё достояние, так и ты должен поступать. 70. Русы — один из разделов славян, они возят Меха к Румскому морю, а отправляются от Хамлиджа, хазарской столицы, затем плывут по морю Горгана и оттуда уже везут на верблюдах свои товары до Багдада; переводчиками им служат славянские евнухи. Русы называют себя христианами и платят подушную подать. Переплыв море Горган, русы иногда направляются в Балх, оттуда в Маверанахр к кочевьям тогузов и в Китай. 71. У русов нет недвижимого имущества, деревень, пахотных полей, их занятие — меховая торговля; за меха они берут чеканные монеты, которые прикрепляют к своим поясам. 72. Русы опрятны, заботятся о своей одежде, так как занимаются торговлей; мужи их носят золотые браслеты. 73. Страна русов богатая, в ней большие города. 74. Русы оказывают почёт гостям и хорошо обращаются с чужеземцами, которые ищут у них приюта, они не позволяют никому обидеть гостя или чужеземца, защищают их. 75. У русов мечи соломоновы; когда русы начинают войну; то прекращаются усобицы и все действуют единодушно, пока не победят врага. 76. Если русы не согласны с судебным решением царя, то вступают в поединок на мечах; кто возьмёт вверх — тот победитель в споре. 77. Знахари у русов занимают привилегированное положение, они имеют власть даже над царём; в качестве жертвы богу русы убивают женщин, мужчин и лошадей. Знахарь указывает кого следует принести в жертву, и самолично вешает того на дереве. 78. Русы мужественны и смелы, походы совершают не на конях, а на кораблях. 79. На шаровары, которые носят русы, идёт до сотни зар (или араш) материала; русы носят шапки со спущенными по затылку хвостами. 80. Вероломство среди русов — обычное явление, а потому даже за нуждой они ходят в сопровождении друзей. 81. При похоронах знатного руса в могилу, наподобие обширного дома, кладут одежду, пищу, вино, деньги; вместе хоронят живую жену, которую любил покойный. 82. Одежда русов и славян из льна. 83. Русы делятся на три разряда: куйаба, славийа, арса; особенно страшен разряд арса; в страну арса никто не проникает, так как они убивают всякого иноземца, кто ступил на их землю. Сами русы-арса спускаются вниз по реке для торговли, но никому ничего не сообщают о себе, ни о своих товарах, никого не допускают в свою страну. 84. Русы сжигают своих покойников вместе с жёнами; некоторая часть русов хоронит покойников стоя. 85 — русы бреют бороды, а некоторые завивают, одежда их — короткие архалуки, а одежда хазар, булгар, печенегов — длинные архалуки. 86. К востоку от области русов находится гора печенегов, к югу — река Рута, к западу — славяне, к северу — безлюдные земли севера. 87. В 300(912-913) или 333(944-945) году русы приняли христианство, но исповедание этой веры «притупило их мечи», и они отправили четырёх мужей в Хорезм, чтобы при посредстве хорезмшаха стать мусульманами.

СЛАВЯНЕ
88. От печенегов до славян десять дней пути по лесам и труднодоступным дорогам. Славяне — народ многочисленный, живут в лесах по равнине. У славян город В.б.нит. 89. У славян мёд употребляется вместо винограда, у них развито пчеловодство. 90. У славян свиньи так же многочисленны как (у мусульман) овцы. 91. Когда умирает славянин, его труп сжигают, вместе с покойным бросают в огонь его жену, при этом совершают тризну и веселятся. 92. Славяне покланяются огню (или быку). 93. Славяне сеют просо; при наступлении времени жатвы они кладут зерно в сито и, обращаясь к нему, произносят молитву. 94. У славян имеются разные музыкальные инструменты: лютни, тамбуры, свирели, (даётся подробное описание этих инструментов). 95. Хмельной напиток славян из мёда, у некоторых сотни сосудов этого медового вина. 96. У славян сало вьючного скота, лошадей; они носят рубахи, и надевают на него сафьяновые сапоги; их вооружение; копьё, щит, пики, меч, кольчуга; глава славян и его наместник; глава славян питается молоком вьючного скота (кумысом), он живёт в городе В.б.нит, где ежемесячно в течение трёх дней происходит торг. 97. Славяне строят подземные сооружения, в которых спасаются зимой от сильного холода (или нападения мадьяр). 98. Царь славян берёт дань платьем. 99. Славяне подвергают суровому наказанию виновных в воровстве и прелюбодеянии. 100. К востоку от славян живут внутренние булгары и русы, к югу — море К.р.з. и Румское море, К западу и северу — безлюдные пустыни севера».

Прямое отождествление, хотя и с оговоркой о возможном временном смещении (славяне раньше, русь позже), вслед за Б.Н.Заходером, этих сведений как сведений о руси-славянах, т.е. о русских приводит к тихой шизофрении:

  • Русы-славяне так гостеприимны, что самые свирепые из них всех иноземцев убивают.
  • Русы-славяне сеют просо не имея пашен.
  • Русы-славяне столь сильны и отважны, что спасаются от мадьяр под землёй. И т.д.

Сам Б.Н.Заходер, не желая вступать в полемику о норманнах на Руси, отметил, что в этом комплексе сведений можно выделить некоторые элементы относящиеся не к руси-славянам, а к волжским булгарам>52-78< и, в очень мягкой форме, к еврейским купцам, называвшимся «ар-Раданийа».

П Прежде чем продолжить эту попытку разделить коктейль на первоначальные составляющие, исходя из очевидного для нас различия в общем характере описании руси и славян у восточных авторов IX-XI веков, приведём основной перечень этих авторов.

1) Ранние авторы, упоминающие ас-сакалиба в связи бегством принца Джамасбе брата Хосрова I (531-579 г.г.) и походом Марвана в 733 г., которых (ас-сакалиба) не следует отождествлять со славянами, хотя в других случаях ас-сакалиба (от греческого «склавины»`) это славяне. (объяснение далее в тексте)

2) Географические сочинения в продолжение традиции греческой школы Птолемея

3) Основной корпус источников по истории Руси до 972 г.

  • Моджмал ат-таварих. Анонимное сочинение «Собрание историй» 1126 г.
  • Переписка Хасдай ибн Шафрута (министра кордовского халифа Абдрахмана III (912-961 г.г.) и царя Хазарии Иосифа.
  • Кембриджский документ. X в.
  • Письмо иудейской общины Киева. X в.

4) Поздние компиляторы

Попробуем продолжить эту попытку разделить коктейль на первоначальные составляющие, исходя из очевидного для нас различия в общем характере описании руси и славян у восточных авторов IX-XI веков. Начнём с уже упоминавшихся отношений славян и мадьяр. Эти сведения могут быть отнесены к самым ранним, так как венгры ушли на запад в конце IX века. Их проход мимо Киева зафиксирован в ПВЛ под 898 годом.

  • Гардизи. У них есть обычай строить крепость, соберутся несколько человек и строят крепости, так как мадьяры постоянно нападают на них и грабят их. Когда мадьяры приходят, славяне удаляются в построенные ими крепости (обилие Новгородов почти каждый год); в крепостях и укреплениях они по большей части проводят зиму; летом живут в лесах. У них много пленных.
  • Худад ал-‘алам (анонимный географический трактат). Все они зимою бывают в хижинах и подземельях; у них многочисленные крепости и укрепления.
  • Марвизи. У них такой сильный холод, что они роют глубокие ямы, покрывают их дёрном, затем нагревают паром от навоза и дров и остаются в них в зимние месяцы; зимою нападают на них мадьяры, у них много рабов, потому что они постоянно нападают.

Итак, славяне постоянно в зимнее время подвергаются нападениям мадьяр, которые захватывают много пленных. Фраза Гардизи «у них много пленных», без сомнения, соответствует более пространной фразе Марвизи и совершенно очевидно, что пленных имеют нападающие кочевники, а не укрывающиеся в крепостях оседлые племена. Эти отрывки дают достаточно определённый образ жизни восточных славян, которые лето проводят вне крепостей, а зимуют внутри укреплений в хижинах (кто побогаче) или землянках, которые отапливают с помощью дров и навоза.

К этим отрывкам о жилье славян примыкают следующие весьма забавные описания.

Марвази. Другой перевод того же самого фрагмента, но вместо «нагревают паром от навоза и дров» переведено: согревают их паром, полученным от нагревания воды сжигаемым навозом и дровами.

Моджмал ат-таварих (анонимное сочинение). делают жилища под землёй, так чтобы холод, который бывает наверху, их не достал. И он приказал, чтобы принесли много дров, камней и угля, и эти камни бросали в огонь и на них лили воду, пока не пошёл пар и под землёй стало тепло.

Ибн Русте (пер. Д.А.Хвольсона, 1869г.). В земле славян холод бывает до того силён, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба , который покрывает деревянной остроконечной крышей, какие видим у христианских церквей , и на крышу эту накладывают земли. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв несколько дров и камней, раскаляют последние на огне докрасна. Когда же раскаляться камни до высшей степени, поливают их водой, от чего распространяется пар, нагревающий жильё до такой степени, что снимают уже одежду, В таком жилье остаются до самой весны.

По последнему и самому пространному описанию видно, что речь идёт о русской бане, а вовсе не о зимнем жилье, отапливаемом напусканием водяного пара. Просто кто-то из первых авторов-книжников не смог разобраться в различиях зимнего жилья и бани и смикшировал их описания в одно анекдотичное целое. Ещё можно было бы сомневаться и поверить Б.А.Рыбакову, что это есть описание «топки по чёрному», если бы не было ещё одного совершенно ясного фрагмента.

Бакри. (Сведения получены непосредственно от путешествовавшего в западнославянские страны Ибрахим ибн Йа’куба.) Страны славян весьма холодны; и сильнее всего холод у них тогда, когда ночи бывают лунные. Тогда холод увеличивается и мороз усиливается. И земля тогда становиться как камень, и все жидкости замерзают; и покрываются как бы гипсом колодезь и канал, так что становятся подобными камню. И когда люди испускают воду из носа, то борода их покрывается слоями льда, как стеклом, так что нужно ломать, пока не согреешься или не придёшь в жильё. А когда ночи бывают тёмные и дни туманные, тогда мороз уменьшается и холод ослабевает, и в это время ломаются корабли и погибают те, которые в них находятся, ибо находят на них из льда рек этих стран куски, подобные твердо установившимся горам. Иногда же удаётся юноше или крепкому мужчине ухватиться за подобный кусок и спастись на нём.

И не имеют они купален, но они устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его некоторой материей, которая образуется на деревьях, походит на зеленоватый водяной мох и которую они называют ‘удж. Она служит им вместо смолы для их кораблей. Затем они устраивают очаг из камней в одном из углов этого и на самом верху против очага открывают окно для прохода дыма. Когда же он раскалиться, они закрывают это окно и запирают двери дома — а в нём есть резервуары для воды и поливают этой водой раскалившийся очаг; и поднимаются тогда пары. И в руке у каждого из них связка сухих ветвей, которые они приводят в движение воздух и притягивают его к себе. И тогда открываются их поры и исходит излишнее из их тел и текут от них реки. И не остаются ни на одном из них следы сыпи или нарыва. И они называют этот дом ал-атба.

Русская баня, как уникальный элемент русской культуры, осознаётся и сейчас и тысячу лет назад. В ПВЛ, прибывший в Рим, апостол Андрей рассказывает только и именно о бане. Удивительное видел я в Славянской земле на пути своём сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их до красна, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые и обольются водою студёною, и только так оживут. И творят это всякий день, никем не мучимые, но сами себя мучат и то совершают омовение себе, а не мученье.

Начав анализ сведений восточных авторов (и тем продолжив критикуемую самим же традицию) со сведений, без сомнения, относящихся к восточным славянам, приведём теперь сведения, по-нашему мнению, к ним никого отношения не имеющие.

  • Ибн Исфендийар и Амули. Во время правления Хосрова I Ануширвана (531-579 г.г.) его брат бежал через дербент к хазарам и славянам>53-362< (т.е. ас-сакалибам).
  • ал-Балазури и ал-Куфи. В 737 году арабы под предводительством Марвана совершили большой поход на север за Кавказские горы. Они прошли Дербентские ворота, разгромили хазар, взяли их столицу город Байду и, двигаясь дальше на север, достигли реки, названной Рекой сакалибов (Нахр ас-сакалиба), где взяли в плен двадцать тысяч семей этих самых ас-сакалибов.
  • Ибн Йа’куби. В 853-854 годах некие санарийцы, жители современной Северной Кахетии, отправили послов на север в том числе и к сахиб (властителю) ас-сакалиба.

Этих самых ас-сакалиба Й.Маркват, В.В.Бартольд, А.П.Новосельцев и отождествляют со славянами, а так же и с ас-сакалиба с другого конца Европы — в Испании, у кордовских эмиров в IX-XI в.в. была гвардия ас-сакалиба, в которую, впрочем, входили немцы и венгры, да и сама Западная Европа характеризовалась, как земля германцев и ас-сакалиба.

Для такого отождествления есть некоторые весомые основания. Во-первых сам термин ас-сакалиба возник у восточных авторов именно как определение для славян. Впервые он зафиксирован у придворного поэта ал-Ахталя (ок 640-710 г.г.) в поэме, написанной в конце VII века, где упоминаются «златокудрые сакалибы», в связи с войнами с Византией. Именно в это время воинские контингенты славян активно использовались византийцами в войнах с арабами.

Во-вторых, в параллель к сообщению ал-Йа’куби ставятся данные арабского автора Х в. Ибн ан-Надима, упоминающего, что один из царей горы ал-Кабек направил послов к «царю русов».

С другой стороны И.Г.Коновалова признаёт, что несмотря на то, что этимологически ас-сакалиба — это славяне, этническое содержание этого термина в некоторых арабо-персидских известиях о народах Восточной и Центральной Европыне не всегда поддаётся одназначной трактовке. Т.е. в переврде с русского на русский это значит, что если в тексте встречается народ ас-сакалиба, то следует сначала выяснить кто-же это такие в данном контексте.

Попробуем выяснить. Для начала разделим Восток и Запад. Как бы ни были воинственны арабы, но на север дальше треугольника, образуемого нижними течениями Волги и Дона, они продвинуться ни при каких обстоятельствах не могли. А на этой территории никаких славянских древностей, предшествующих появлению здесь казаков в XV-XVI в.в., нет, и Нестор, описывая расселение славян, юго-восточнее правых притоков Днепра и Оки никого не поселяет. Исходя из этого, восточные ас-сакалиба никак славянами быть не могли.

Под Славянской рекой (нахр ас-сакалиба) все исследователи видят либо Дон, либо Волгу, в обоих случаях их нижние течения от переволоки. Вслед за А.П.Новосельцевым считаем, что это Дон.

Ибн ал-Факих (в переводе А.П.Новосельцева). Славяне едут к морю Рум , и берёт с них властитель Рума десятину; затем следуют они до Самкуша еврейского ; далее они направляются в страну Славян или переходят из моря Славянского в ту реку, которую называют Славянская река , с тем чтобы идти в залив Хазарский , и там с них берёт десятину властитель хазар; затем следуют они к морю Хорасанскому попадают в Джурджан и продают всё, что с собой привозят, и всё это попадает в Рэй.

Все вставки — автора. В этом фрагменте вся группа славянских топонимов: страна Славян, море Славянское и река Славянская (нахр ас-сакалиба) без сомнения образованы из единого источника. Совершенно бессмысленно объяснять одно из них на основании другого, и наоборот удостоверившись в происхождение одного названия, будет логично точно так же объяснить и другие. Здесь очевидно, что все названия происходят от названия народа — ас-сакалиба. При этом вполне надёжно река интерпретируется с Доном, а море с Азовом.

Достаточно привлекательным выглядит вариант объяснения термина ас-сакалиба, которого придерживается, например Л.Н.Гумилёв. Ас-сакалиба — это термин, обозначающий и вообще неверных и, в частности, гвардию, составленную из рабов-неверных (боевых холопов), в то время как собственно для обозначения славян в арабском языке есть слово «славиа». Т.е. Марван взял в плен не представителей некоего народа, тогда бы пленных считали не семьями, а штуками, но перевёл неких пленных в статус боевых холопов. Но к кому же тогда посылали послов санарийцы? К тому же от имени сословия не приизводятся топонимы рек и морей.

Соглашаясь, что термин ас-сакалиба на Западе обозначал гвардию из неверных и, возможно, восходит к греческому «склавины», на Востоке находим другое значение ас-сакалиба.

О мадьярах:

  • Бактри (Пер. В.В.Розена). О странах Маджгария. Маджгария между странами Печенегов и странами Ашкал из Болгар.
  • Ибн Русте (Пер. Д.А.Хвольсона). Мадьяры. Между землёй печенегов и землёй болгарских Эсгель лежит первый из краёв мадьярских.
  • Гардизи (Пер. В.В.Бартольда). Между владениями болгар и владениями искилей, тоже принадлежащих болгарам, находится область мадьяр.

Вот эти булгары второго разряда — ас-с.к., упоминающиеся у нескольких авторов и как часть булгар и как ближайшие соседи мадьяр и были теми северокавказскими ас-сакалибами, которых взял в плен Марван и к которым посылали послов санарийцы.

Я не знаю арабского языка, и возможно моё отождествление булгар — ас-с.к. с ас-сакалибами, вызовет закономерные сомнения, однако приведём ещё один весомый аргумент. Ибн Фадлан, не кабинетный географ, а секретарь посольства лично посетивший Булгар, применяет с первой и до последней страницы текста термин ас-сакалиба именно к болгарам и их царю малик ас-сакалиба. И.Г.Коновалова видит разрешение этого противоречия в том, что Ибн Фадлан как и некоторые другие источники расширительно толкует этот этноним, понимая под ас-сакалибами всё население Восточной Европы. Аналогии не аргумент, но всё-таки представим себе секретаря посольства Ивана Грозного в Англии, который бы, описывая переговоры с английской королевой, неизменно называл бы её королевой немцев на том основании, что все западные иностранцы — «немцы». В том-то и дело, что Ибн Фадлан — чиновник высшего ранга, лично участвующий в миссии. И если он пишет что в Булгаре правит правитель ас-сакалиба, значит либо основное население, либо доминирующая группа в этой стране — это ас-сакалибы.

У нас нет никаких сомнений в том, что славяне никогда не составляли ни основного этнического массива в Волжской Булгарии, ни правящего элемента её. Следовательно ас-сакалибы Ибн Фадлана — это булгары. Соответственно с этим и остальные ранние упоминания ас-сакалибов следует отнести к тем же булгарам.

Если следовать текстологическим принципам, то следует указать, что Ибн-Фадлан описывает или упоминает следующие этносы юго-востока Европейской равнины: ас-сакалиба; русы; хазары; аскал; вису; живущие в трёх месяцах пути от Булгара; печенеги; турки, называемые ал-Башгирд (башкиры), турки-гузы. То есть Ибн-Фадлан, несмотря на проявляемое некоторое непонимание северных реалий, всё-таки различает большее количество этнических категорий, чем это было бы при традиционом для многих авторов пренебрежении к чужим и именовании их всех каким-нибудь единым термином, обычно имеющим смысл «варвары».

Под полным непониманием я имел ввиду не фантастических размеров человека или змею, которых описывает Ибн-Фадлан. Без элемента чудес книга о столь дальнем путешествии могла бы показаться современникам не слишком достоверной. А например смешение сосны и берёзы в одно дерево. Я видел у них дерево, не знаю, что это такое, чрезвычайно высокое; его ствол лишён листьев, а вершины его, как вершины пальмы… пробуравливают его и ставят под ним сосуд, в который течёт из этого отверстия жидкость более приятная, чем мёд.

В описании Ибн-Фадланом ас-сакалиба достаточно ясно присутствуют как элементы кочевий (юрты), так и элементы осёдлости (дома, погреба). Можно было бы в осёдлых лесных подданных царя ас-сакалибов попытаться увидеть славян, давших своё имя кочевым пришельцам с юга. Но как уже указывали, нет славянской археологии, и есть множество других осёдлых и неславянских народов, населявших приволжские леса и лесостепи, что бы без каких либо-других надёжных источников принять такую версию. К тому же если ас-сакалиба — славяне самоназвание, уже принятое болгарами в начале IX в. то нужна ещё одна теория, объясняющая, почему в течение следующих 200 лет они вновь изменили самоидентификацию и не только вернулись сами к древнему имени болгары, но и передали его подданым ас-сакалибам — славянам.

В принципе, версия Е.А.Мельниковой не лишена оснований, но только на гораздо более локальной территории, чем вся Восточная Европа. Ас-сакалиба, с учётом указанных различий образа жизни, возможно не этническое самоназвание, а привнесённое извне, арабами, наименование граждан-подданных государства волжских болгар. В пользу этого варианта говорит так же то, что Ибн-Фадлан дважды упоминает и некоего царя Аскал.

Другая группа была с царём некоего племени, которого называли царь Аскал. Он был в повиновении у него

Второе упоминание связано с выдачей замуж дочери болгарского царя за царя Аскал. В имеющемся у меня издании толи опечатка, толи исходный перевод такой: он (болгарский царь) поспешил и женился (так! Е.К.) на ней ради царя Аскал. Поэтому приведу более вразумительный перевод, используемый В.В.Бартольдом.

Я не могу, подобно Г.В.Вернадскому, просто не заметить этого соседства и попытаюсь дать ему объяснение, вполне предполагая, что лингвистический анализ, если такой кто-либо сделает, может камня на камне не оставить от моих умозаключений.

Собственно из текста совсем не следует, что Аскал — этническое, а не личное имя, но поскольку по большей части Ибн-Фадлан оперирует этническими именами для жителей неведомых и не мусульманских ещё стран, то примем традиционную версию, что Аскал — этикон. Точно также никаких данных об этническом различии тех, кого Ибн-Фадлан именует ас-сакалиба, т.е. булгар, и аскал нет, во всяком случае иных, отличных от болгар кочевников, он называет — это печенеги и разные турки.

Тогда можно предположить следующий механизм. Впервые познакомившись с болгарами во время похода Марвана в 737 г., арабы восприняли самоназвание одного из болгарских племён — ас-с.к., которое затем по созвучию и общему туманному представлению о местожительстве смешалось с именем славян — ас-сакалиба. С этим именем Ибн-Фадлан и прибыл в Болгар, где узнал и записал данные об одном из болгарских племён — аскал, не придав значения созвучию. Если продолжить уже использованную аналогию, то посол Ивана Грозного в отчёте поездке в Германию может ни разу не упомянуть самоназвания — дойч, а использовать только русское наименование — немцы.

Вернёмся снова к весьма запутанным описаниям славянского быта.

  • Ибн Русте. Вьючных лошадей у них мало, из верховых животных имеет только упомянутый мул. Оружие их — копья, щиты, дротики; нет у них , кроме этого. Голова их — , они повинуются ему и не выходят из его приказа; жилище его в середине страны славян. Упомянутый глава, известный у них как глава глав , именуется Свят — царь, он более почитаем чем суб.н.дж, а суб.н.дж — его заместитель. У этого царя — вьючный скот, нет у него иной еды, кроме как надоят (кобыльего — А.П.Новосельцев) молока. У него прекрасные, крепкие, драгоценные кольчуги. Город в котором он живёт, называется Дж.рваб; три дня в месяц они там продают и покупают.
  • Марвизи. У них нет изобилия в жизненных припасах: оружие их — метательные копья, дротики и прекрасные щиты; наибольший глава их называется Ш.в.и(?)т(?) и у него наместник, называемый Ш.р.и(?)х(?) и у царя скот, и от молока его пища ; город в котором он находится Х.ж.рат и в нём у них базар три дня каждый месяц.
  • Гардизи. Лошадей у них мало. Одежда их — рубахи; они носят сапоги; их обувь походит на табаристанские сапоги, которые носят табаристанские женщины. Их средства к жизни не очень обильны; оружие, которым они сражаются: дротики, щиты, стрелы и копья. Глава их носит венец, все ему послушны и повинны. Старейшего главу их называют Свет — царь; С.вих — наименование его наместника; город — столицу называют Дж-равт; каждый месяц в том городе трёхдневный базар, так что всякие вещи там ищут и продают.
  • Худад ал-‘алам. Они все носят рубахи и сафьяновые сапоги до лодыжек… оружие их: щиты, дротики, копья. Царя славян называют Б.смут Свет ; пища их царей молоко… У них два города. 1.Вабнит — первый город на востоке , и некоторые из его жителей похожи на русов. 2. Хурдаб — большой город и резиденция государя.

Все источники не противоречат друг другу в оценке жизненных припасов славян. У них нет ни значительного числа рабочего скота, под которым восточные авторы разумеют прежде всего вьючных животных, ни серьёзного оружия. Эти сведения вполне согласуются как с археологическими данными которые, как уже говорилось, для VIII-IX веков не фиксируют для восточных славян высокотехнологичного оружия, так и с описанием комплекса вооружения — щиты и метательные копья, с которым славяне предстали перед византийцами. Тот уровень, с которым славяне вышли к границам Византии в VI веке, тот же уровень теперь обнаруживается на крайнем юго-востоке славянского ареала в IX веке. Но если на юго-западе в VI веке славяне были активны, контактировали со структурами высокоразвитой земледельческой цивилизации Запада и обучались всему очень быстро, то на юго-востоке в IX веке они пассивны и их контрагент — Великая Степь. В таких условиях, с таким характером и с таким оружием большого опыта в войнах набраться сложно, сначала надо перенять чей-то опыт и приобрести иное вооружение. Так что на этом этапе славяне как военные контингенты для использования их в системе развитых армий Востока вряд ли могли заинтересовать такого серьёзного вояку как Марван.

Части же касающиеся описания быта царя славян послужили поводом Б.Н.Заходеру отнести это не к славянам, а к волжским булгарам. Это относится в первую очередь к владению верховыми лошадьми и пище — молоку или кумысу, это же может с большой долей вероятности относится и к организации власти — наличию не только царя, но и его заместителя или наместника: славянская родоплеменная догосударственная организация такого разделения функций не могла иметь, хотя бы в силу отсутствия письменности и делопроизводства, даже в его зачаточных формах. Конечно можно сказать, что всё было, но из глубины столетий до нас дошли только эти скудные, но столь ценные сведения. Но это не аргумент, нужны независимые и несомненные подтверждения. А пока их нет, остаётся придерживаться принципа: чего не ведаем — того не существует.

Ибн Русте. И если поймает царь в стране своей вора, то либо приказывает удушить его, либо отдаёт его под надзор одного из правителей на окраинах своих владений. Для того, чтобы отдать под надзор, надо иметь государственный управленческий аппарат, как, например, в Хорезме или по крайней мере его зачатки, как в Великой Булгарии, которая в это время уже была именно государством. Казнь удушением — восточная казнь.

А теперь для очевидности различия славян и русов в описаниях восточных автор

Византийские и западноевропейские источники VI — VIII вв. о славянах

Из «ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ» ИОАННА ЭФЕССКОГО

Иоанн Эфесский — сирийский автор VI в. В своем произведении касался и борьбы Восточно-Римской империи с варварами. Публикуется по: Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.I. М., 1994. С. 279. Перевод Н.И. Серикова.

<…> В третьем году по смерти Юстина царя (1) и правления победительного Тиверия (2) — вышел народ лживый славяне. И прошли они стремительно через всю Элладу, по пределам Фессалоники и Фракии всей. Они захватили много городов и крепостей: они опустошали, и жгли, и захватывали в плен, и стали властвовать на земле и живут на ней, властвуя, как на своей собственной, без страха, в продолжение четырех лет.

И доселе, благодаря тому, что царь был занят персидской войной и все свои войска посылал на восток — именно поэтому, — они растеклись по земле и живут на ней и теперь распространились на ней.

Пока Бог на их стороне, они, конечно же, и опустошают, и жгут, и грабят (все) вплоть до стены до внешней (Константинополя): и все царские табуны, многие тысячи, и все остальное.

И вот, даже и доныне, до 895 года (3), они располагаются и сидят в этих ромейских пределах. Без заботы и страха, захватывают пленных, убивают и жгут. И они обогатились и приобрели золото и серебро, табуны лошадей, и много оружия. И они выучились воевать лучше, чем ромеи, (они), люди простые, которые не осмеливались показаться из лесов и защищенных деревьями (мест) и не знали, что такое оружие, кроме двух или трех лонхидиев, а именно это — метательные копья.

ИЗ «ИСТОРИИ» МЕНАНДРА ПРОТЕКТОРА

…Ок. 560 г. …Когда правители антов были поставлены в бедственное положение и против своих надежд впали в несчастье, авары сразу же стали опустошать (их) землю и грабить (их) страну. И вот, теснимые набегами врагов, анты отправили к ним посольство, избрав для посольства Мезамера, сына Идаризия, брата Келагаста, и просили выкупить некоторую часть пленных из их племени. Но посол Мезамер, пустослов и хвастун, прибыв к аварам, изрек слова высокомерные и в чем-то даже наглые. Поэтому-то тот кутригур, который был предан аварам, который замыслил против антов (нечто) весьма враждебное, после того как Мезамер говорил надменнее, нежели подобает послу, сказал хагану следующее: «Этот человек приобрел величайшую силу у антов и может противостоять любым своим врагам. Следует поэтому убить его и затем безбоязненно напасть на вражескую (землю)». Послушавшись его, авары, презрев почтение к послам и ни во что не поставив справедливость, убивают Мезамера. С того времени более, чем раньше, стали они разорять землю антов и не переставали порабощать ее жителй, грабя и опустошая (ее).

<выше шла речь о мирных переговорах ромеев с персами> …577/578гг. Итак, пока в такого рода делах проходило время и ими были заняты послы обеих держав и, таким образом, восточная война была в неопределенном положении, — тогда, на четвертый год царствования Тиверия Константина кесаря (4), случилось, что во Фракии народ славян, примерно до ста тысяч, разграбил Фракию и многие другие (области) (5).

…578 г. …Когда Эллада опустошалась славянами и со всех сторон одна за другой нависли над нею опасности, Тиверий, вовсе не имея войска, достойного сразиться даже с одной частью противников, ни тем более со всеми, и не будучи в состоянии выступать против них на битву, так как силы ромеев были обращены на сражении на востоке, посылает посольство к Баяну, вождю аваров, который не был тогда враждебно расположен к ромеям, но, более того, охотно выражал дружеские чувства к нашему государству с самого начала царствования Тиверия. В такой обстановке (Тиверий) и побуждает его поднять войну против славян, чтобы те, кто разоряет (землю) ромеев, отвлекаемые своими бедствиями и желая помочь отеческой (земле), скорее бы прекратили разграбление ромейской (земли), а другие приняли на себя опасности своей (земли). Итак, когда кесарь послал к нему такое посольство, Баян не был ему непослушен. <Авары переправляются через Истр> Когда же (Баян) переправился на противоположную сторону потока, то немедленно принялся жечь деревни славян, разорять поля, все грабить и опустошать; и никто из тамошних варваров не дерзнул вступить с ним в борьбу — они убежали в чащи и укромные уголки леса. Движение же аваров против славян (произошло) не только ради посольства кесаря и желания Баяна отблагодарить ромеев за то, что кесарь выказывал ему особое благоволение, но и потому, что они (славяне) были ему (Баяну) в высшей степени ненавистны и из-за собственной вражды. Ведь предводитель аваров послал к Даврентию и к тем, кто возглавлял народ, требуя, чтобы они подчинились аварам и обязались выплачивать дань. Даврит же и (бывшие) с ним вожди сказали: «Родился ли среди людей и согревается ли лучами солнца тот, кто подчинит нашу силу? Ибо мы привыкли властвовать чужой (землей), а не другие нашей. И это для нас незыблемо, пока существуют войны и мечи». Так самонадеянно сказали славяне, но и авары продолжали говорить не менее высокомерно. Затем отсюда — оскорбления и грубости, и, как это присуще варварам, они из-за своенравного и надменного образа мыслей затеяли ссору друг с другом. И славяне, не способные обуздать свою досаду, прибывших к ним послов убивают, как это — разумеется, со стороны — стало известно Баяну. Потому-то Баян, издавна упрекая в этом славян, питая к ним затаенную вражду и вообще гневаясь (на то), что не подчинились ему, а тем более что (он) жестоко от них потерпел, а вместе с тем и желая выказать кесарю благодарность и надеясь также найти страну (славян) весьма богатой, так как издавна (земля) ромеев (опустошалась) славянами, их же собственная (славянская) земля каким-либо другим из всех народов — никоим образом…

ИЗ «ИСТОРИИ» ФЕОФИЛАКТА СИМОКАТТЫ

Византийский писатель и ученый Феофилакт Симокатта жил в первой половине VII в., происходил из богатой и знатной семьи и получил хорошее риторское образование. Есть теория, что он был секретарем византийского императора Ираклия (610–641). «История” Феофилакта Симокатты является хронологическим продолжением труда Менандра Протектора, и охватывает период с 582 по 602 гг., (т.е. период правления императора Маврикия). Повествование Симокатты главным образом посвящено войнам Византии против авар и славян на Балканском полуострове и на восточной границе — с Ираном. Публикуется по: Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.II. М., 1995. С. 13–17. Перевод С.А. Иванова.

<Авары заключили мир с Византией и не хотели открыто нарушать его>

Они натравили племя славян (6), которое разорило большую часть ромейской земли (7) и, будто перелетев , лавиной подступило к так называемым Длинным стенам (8), на глазах уничтожая все. Поэтому император в страхе расставил на Длинных стенах караулы, а воинские силы, которые имел при себе, вывел из столицы, стараясь из того, что было под рукой, создать вокруг города как бы один значительный заслон. Тогда-то Коментиолу (9) и было вверено ответственное командование; вступив во Фракию, он отогнал полчища славян, дошел до реки, называемой Эргиния, и, внезапно появившись перед славянами, решительно напал на них и учинил великое избиение варваров. За это император Коментиола вышел от государя вновь назначенный стратигом, украшенный ромейскими титулами и почтенный саном презента, — так у ромеев называется военное командование. Затем, по прошествии лета, он, собрав ромейские силы, отправился к Адрианополю и натолкнулся на Ардагаста (10), который вел огромные полчища славян с добычей — многочисленными пленными и великолепными трофеями. По прошествии ночи рано утром подошел к крепости Ансин и храбро вступил с варварами в бой. Враги отступили и были обращены в бегство. Их изгнали из всей Астики. Подвиг ромеев сохранил пленным свет дня. А стратиг воспел победный пэан и воздвиг трофей.

<…> На следующий день (11) телохранителями императора были захвачены три человека, родом славяне (12), не имевшие при себе ничего железного и никакого оружия: единственной их ношей были кифары, и ничего другого они не несли. Император расспрашивать их, какого они племени, где им выпало жить и почему они оказались в ромейс ких землях.

Они отвечали, что по племени они славяне и живут у оконечности Западного океана (13); что хаган (14) отправил послов вплоть до тамошних , чтобы собрать воинские силы, и прельщал старейшин богатыми дарами. Но те, приняв дары, отказали ему в союзе, уверяя, что препятствием для них служит длительность пути, и послали к хагану их, захваченных , с извинениями: ведь дорога занимает пятнадцать месяцев (15). А хаган, забыв о законе, послов, начал-де чинить им препятствия к возвращению. Они же, наслышанные, что племя ромеев, если дозволено так сказать, очень славится богатством и человеколюбием, ушли во Фракию, обманув в подходящий момент . А кифары они, мол, несут потому, что не обучены носить на телеоружие: ведь их страна не знает железа (16), что делает их жизнь мирной и невозмутимой; они играют на лирах, не знакомые с пением труб. Ведь тем, кто о войне и не слыхивал, естественно, как они говорили заниматься безыскусными мусическими упражнениями. Автократор, все сказанное, восхитился их племенем и, удостоив самих попавших к нему варваров гостеприимства и подивившись размерам их тел и огромности членов, переправил в Ираклию (17).

ПИСЬМО ПАПЫ ГРИГОРИЯ I МАКСИМУ, ЕПИСКОПУ САЛОНСКОМУ (18)

Григорий I Великий (Двоеслов) — церковный и политический деятель, занимал папский стол в Риме в 590-604 гг. Письмо папы датируется 600 г. Славяне к этому времени достигли Адриатики и начали проникать в Италию. Публикуется по: Хрестоматия по истории средних веков. Т.I. М., 1961. С. 294.

Славянский народ, так сильно угрожающий вам (19), смущает меня и огорчает. Огорчаюсь, ибо соболезную вам. Смущаюсь, ибо славяне из Истрии (20) стали уже проникать в Италию… Но не советую вам впадать в отчаяние, ибо тем, кто будет жить после нас, суждено увидеть еще худшее.

ФЕОДОР СИНКЕЛЛ О НАШЕСТВИИ СЛАВЯН

Византийский автор Феодор Синкелл жил во время правления императора Ираклия (610-641). Его перу принадлежит проповедь «О безумном нападении безбожных аваров и персов на богохранимый Град и об их позорном отступлении благодаря человеколюбию Бога и Богородицы”, относящаяся к 627 г. Это произведение о походе славян и авар в союзе с персами на Константинополь в 626 г. Публикуется по: Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.II. М., 1995. С. 85–89. Перевод С.А. Иванова.

<Рассказ о прибытии к хакану византийского посольства, в котором участвовал автор. Хаган хвалится, что вскоре к нему прибудут подкрепления от его союзников персов>

«…И действительно, мы своими глазами видели персов, посланных от Сарвараза (21) и принесших хагану дары. Мы слышали также, будто они заключили соглашение о том, чтобы были посланы славянские моноксилы (22) и в них персидское войско из Халкидона (23) пересекло море».

Так сказали послы. А варвар просил у персов войско не потому, что нуждался в союзниках — ведь и земля, и море были заполнены подвластными ему свирепыми племенами, но дабы показать нам единодушие, которым отличался его союз с персами против нас. И вот этой ночью посланы были моноксилы к персам, и наних множество славян отплыло, чтобы привезти персидское союзное войско. Ведь славяне приобрели большой навык в отважном плавании по морю с тех пор, как они начали принимать участие в нападениях на ромейскую державу.

<Штурм 7 августа>

На море были снаряжены славянские моноксилы, чтобы в одно время и в один час против города началась одновременно и сухопутная, и морская война. удалось превратить в сушу весь залив Рог (24), его моноксилами, везущими paзноплеменные народы. Он считал, что именно это место подходит для нападения на город…

И по всей стене и по всему морю раздавался неистовый вопль и боевые кличи… А в заливе Рог заполнил моноксилы славянами и другими свирепыми племенами, которые он при вел . Доведя число находившихся там варварских гоплитов до огромного множества, он приказал налечь на весла и с громким криком двинуться против города. начал приступ, мечтая о том, что его воины на суше низвергнут стены города, а моряки проложат легкий путь к нему по заливу. Но повсюду Бог и Дева Владычица сделали его надежды тщетными и пустыми. Такое множество убитых врагов на каждом участке стены и столько повсюду погибло неприятелей, что варвары не смогли даже сособрать и предать огню павших.

А в состоявшемся на море сражении Богородица потопила их моноксилы вместе с командами перед собственным ее Божиим храмом во Влахернах (25), так что весь этот залив заполнился мертвыми телами и пустыми моноксилами, которые носились по воле волн, плавали бесцельно, если не сказать бессмысленно. Всего этого было так много, что по заливу можно было , словно посуху. Что одна только Дева вела это сражение и одержала победу, несомненно явствовало из того, что сражавшиеся на море в наших судах были обращены в бегство первым же натиском вражеских полчищ. Дело уже шло к тому, чтобы поворотили корму и открыли врагам легкий доступ , если бы человеколюбивая Дева не упредила этого своим могуществом и не явила бы свою силу. Не так, как Моисей, который растворил Чермное море жезлом, a потом снова , — но мановением и велением опрокинула в море фараоновы колесницы и все его воинство и потопила в воде разом всех вместе с их плотами и лодками. Некоторые говорят, что наши были подвигнуты к отступлению не страхом перед противником, но что сама Дева, желая показать свою власть творить чудеса, приказала им притворно отступить, чтобы варвары потерпели полное крушение около ее святого храма, нашей спасительной пристани и тихой гавани — Влахернского храма Богородицы. И можно было видеть дивное зрелище и великое чудо: весь залив сделался сушей от мертвых тел и пустых моноксил, и по нему текла кровь. А те немногие из варваров которым удалось благодаря умению плавать добраться до северного берега и избежать гибели в море, — даже и они бежали в горы, хотя никто их не преследовал.

Говорят, что нечестивый тиран , сам ставший свидетелем этого позора… бил себя кулаками в грудь и в лицо. Прошло много дней, прежде чем наши сумели с большим трудом поднять находившихся в воде мертвых варваров и собрать для сожжения их моноксилы. Когда те, кто противостоял врагам со стен, услыхали радостную весть о гибели варваров на море и тем более увидали множество голов, на копья, (они совершили вылазку)/

ИЗ ХРОНИКИ ИСИДОРА СЕЛЬВИЙСКОГО

Исидор, епископ Севильский (ок. 560–636), с 600 г. занимал епископский стол, известен своими многочисленными энциклопедическими трудами. В «Пространной хронике», описывая события Восточно-Римской империи, Исидор упомянул и славян. Публикуется по: Мишулин А.В. Древние славяне в отрывках писателей по VII в. // Вестник Древней истории. 1941, №1. С. 259.

Шел уже пятый год правления Ираклия (26). В начале его славяне отняли у римлян Грецию, персы — Сирию и Египет (27) и очень много провинций.

ИЗ «ПАСХАЛЬНОЙ ХРОНИКИ»

«Пасхальная хроника” была написана в VII в., названа так потому, что в начале хроники идет объяснение пасхальных циклов. Нижеследующий отрывок относится к 626 г. Публикуется по: Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.II. М., 1995.

…В понедельник, когда начало светать, их (славян) моноксилы безуспешно пытались обмануть наши дозоры и переправиться к персам. Ромеи потопили и перерезали всех находившихся на моноксилах славян.

А армяне вышли за Влахернскую стену и разожгли огонь на близлежащем портике храма св.Николая. те славяне, которые вплавь спаслись с моноксил, из-за этого сигнала огнем решили, что стоящие у моря люди — это авары. Они выбрались на берег в этом месте и были перебиты армянами. А те немногие славяне, кто спасшись вплавь, вышел на берег в том месте, где стоял безбожный хаган, были убиты по его приказу. Так по велению Божию, чрез предстательство Владычицы нашей Богородицы в мгновение ока потерпел хаган поражение на море. Наши вытащили все моноксилы на сушу. После того, как все тэто случилось, проклятый хаган возвратился в сой лагерь. Он отвел от стены осадные приспособления, которые там поставил, а также заграждение, которое выстроил, и принялся разбирать осадные башни, которые изготовил, а ночью сжег свой лагерь и башни, содрал шкуры с «черепах” и ушел.

Некоторые же говорили, что, увидев происходящее, снялись и ушли славяне — потому-то и проклятый хаган был вынужден уйти и последовать за ними.

ИЗ ПЕРЕПИСКИ БОНИФАЦИЯ

Бонифаций (676/676 — 754) — англосаксонский миссионер, архиепископ Майнцский. Проводил активную христианизацию германских племен, за что получил прозвище «апостол германцев». Бонифаций вел обширную переписку и с правителями англосаксонских королевств, и с римскими папами. Приводимый ниже отрывок из письма относится к 746/747 г. Публикуется по: Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.II. М., 1995.

№ 73. …Винеды, гнуснейший и наихудший род людей, со столь великим усердием блюдут взаимную супружескую любовь, что жена после смерти своего мужа отказывается жить. И достойной похвалы считается у них жена, когда она собственной рукой предает себя смерти и сгорает на одном костре со своим мужем.

БРЕВИАРИЙ СВ. ЛУЛЛА

Лулл — архиепископ Майнцский, основал в 769 г. в Херсфельде монастырь, который передал в 775 г. Карлу Великому, в связи с чем возникла необходимость переписи владений монатыря, которая и получила название «бревиария Св.Лулла». время его сотавления специалисты относят к 775-814 гг. ниже приводятся отрывки из двух частей бревиария: первой — включающей пожалования Карла монастырю в 775-814 гг. и второй — описывающей первоначальные владения монастыря, до 775 г. По подсчетам В.К. Ронина в VII в. славянское население занимало около 7,5% наделов монастыря. Публикуется по: Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.II. М., 1995.

<Император Карл передал монастырю:> В Тюрингии:… деревню, называемую Бискофесхузун (28), и там 30 хуб (29), и славяне проживают…

В Мюльхаузене (30), и Реммиди, и Рудольфестате 7 хуб, и славяне проживают на них…

В Бутесстате (31), и Дунгеде, и Суабехузуне 12 хуб, и славяне обитают там…

<Архиепископ Лулл передал монастырю:> В Родестейне (32) 14 хуб, и славяне проживают там…

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Юстин II — византийский император в 565–578 гг., описанные события происходили ок. 581 г.

2. Тиверий — византийский император в 578–582 гг., кесарь с 574 г.

3. дата дана по эре Селевкидов, она соответствует 583/584 г. от Рождества Христова.

4. Тиверий был кесарем с 574 г., следовательно, описанные события относятся к 577/578 г.

5. Это первое вторжение славян в собственно Грецию.

6. Этот поход датируется 585 г.

7. Ромейская земля — Восточная Римская Империя

8. Длинные стены были построены в нач. V в. для защиты Константинополя от вторжений, они шли от Мраморного моря до Черного в 40 км от столицы, их конечными пунктами были гг. Силимврия и Деркос.

9. Византийский военачальник.

10. Ардагаст — одно из первых известных нам славянских имен, имеющее параллель в кельтских языках.

11. Это событие датируется, видимо, 592 г.

12. Имеется в виду император Маврикий.

13. Западный Океан — Балтийское море.

14. Речь идет о кагане Аварского каганата, занимавшем в VI-VIII вв. территорию Среднего Подунавья.

15. Это явное преувеличение, послы, очевидно, вводили в заблуждение либо кагана, либо императора.

16. Послы явно вводили в заблуждение императора, если только это не выдумка самого Симокатты (как своеобразная идеализация неразвитых, по сравнению с византийцами, племен): в VI в. в Европе не было областей и племен, не знавших железа, а племя «варнов”, живших как раз у побережья «Западного Океана”, славилось качеством изготовлявшихся ими мечей. Похоже, что смысл всего рассказа в прославлении мира перед войной.

17. Ираклия — г. Гераклея на побережье Мраморного моря.

18. Максим — епископ г. Салоны в Далмации.

19. Салона была захвачена значительно позже 600 г. и не ранее 612 г.

20. Имеется в виду полуостров.

21. Сарвараз (Шахрвараз?) — персидский полководец.

22. Моноксилы — лодки-однодеревки.

23. Халкидон — город напротив Константинополя на другом берегу Босфора.

24. Залив в г.Константинополе

25. Храм Богоматери Влахернской находился на западном берегу залива Золотой Рог.

26. Ираклий — византийский император в 610–641 гг.

27. Сирия была захвачена в 611–614 гг., Египет — в 616–618 гг.

28. Бишхаузен в низовьях р. Верры.

29. Хуба — земельный надел, отданный в держание на условии выплаты поземельного чинша.

30. Гросс-Мёльзен на севере от г. Эрфурта, Ремда и Рудольфштадт — между рр. Ильмом и Заале

31. Буттштадт к северу от г. Ваймара

32. Ротенштайн на р. Заале

Русы и славяне, или Русь глазами мусульман

В IХ — Х веках о лесных землях Восточной Европы и их народах писали многие мусульманские авторы: слишком много пушнины, металла, прочих ценностей поступало оттуда. Самые ранние сообщения относятся, пожалуй, к 840-м годам: персидский писатель Ибн Хордадбех сообщает, что из своей страны русы «вывозят меха белок, чернобурых лисиц и мечи из крайних пределов славянства к Румскому морю, и берет с них десятину румский властелин».

Арабский путешественник Ибн Фадлан хорошо знал людей, которых он называл русами; впрочем, они и сами себя так называли. Ибн Фадлан встречал русов на Волге и подробно описывал их самих и их обычаи. Описание того, как погребают умершего вождя, сжигая его в ладье, как русы приносят жертвы, их брачных обычаев, полностью убеждает — как ни называй этих людей, русами или нерусами, но перед нами — скандинавы.

Ибн Фадлан был не в восторге от русов, ибо «они грязнейшие твари Божьи, не очищаются от испражнения и не умываются от соития, как будто они блуждающие дикие ослы».

Ибн Фадлан отделяет Киев от Руси, хотя в 920–940 годы он должен был быть для славян «матерью городов русских». Но, видимо, между Северной Русью и Южной оставались серьезные различия. Киев и вообще страны «ас-сакалиба» (славян) для Ибн Фадлана — вовсе не Русь.

Все остальные мусульманские авторы так же четко разделяют славян («ас-сакалиба») и русов («ар-рус»). Русы — это купцы и воины, они путешествуют в Рум (Византию), в Хазарию и в мусульманские страны вплоть до Багдада. Славяне — их слуги, они выступают в роли переводчиков. Мусульмане никогда не бывали в стране русов или славян, они наблюдали эти два народа во время путешествий на Волгу и к Черному морю. Они только рассказывали об удивительном «острове русов». Впрочем, это может быть и полуостров — арабское слово «джазира» можно перевести и таким образом.

Рассказ об «острове русов» сделался так популярен, что его включили в свои сочинения до 30 авторов мусульманского мира с Х по ХVII век. Но тут повторяется история с Древнейшим сводом «Повести временных лет», который все время переписывали друг у друга. Исследователи давно пришли к выводу, что все истории про «остров русов» восходят к некому очень старому источнику середины — конца IХ века. Они назвали этот источник «Анонимной запиской» — мы не знаем, кто его автор. Видимо, первыми использовали «Анонимную записку» Ибн Хордадбеха и ал-Джайхани.

Ибн Русте рассказывает: «Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян… И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям. Получают они назначенную цену деньгами и завязывают их в свои пояса… С рабами они обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что торгуют . У них много городов, и живут они привольно. Гостям оказывают почет и с чужеземцами, которые ищут их покровительства, обращаются хорошо… И если один из них возбудит дело против другого, то зовет его на суд к царю, перед которыми и препираются. Когда же царь произнес приговор, исполняется то, что он велит. Если же обе стороны недовольны приговором царя, то по его приказанию дело решается оружием, и чей из мечей острее, тот и побеждает… Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем, как будто бы они его начальники…».

По словам персидского историка ХI века Гардизи, «руссия» находится не на озере, а на море. Но в главном он повторяет те же положения: «Русы многочисленны. Их страна богата. В ней большие города. Русы нападают на славян, продают их в рабство, грабят их припасы. Русы оставляют наследство только дочери. Если рождается сын, отец вручает ребенку меч, говоря: это твое наследство, отец приобрел мечом свое достояние, так и ты должен поступать. Артанийские клинки можно сгибать пополам, после чего они выпрямляются. Когда русы начинают войну, то прекращают усобицы, пока не победят врага. Русы спускаются по Волге на кораблях и занимаются торговлей, но никому ничего не сообщают ни о себе, ни о своих товарах, никого не допускают в свою страну. Русы называют себя христианами. Однако знахари у них занимают привилегированное положение, они имеют власть даже над царем. В качестве жертвы богу русы убивают женщин, мужчин и лошадей. Знахарь указывает, кого следует принести в жертву, и самолично вешает того на дереве. При похоронах знатного руса в могилу, наподобие обширного дома, кладут одежду, пищу, вино, деньги; вместе хоронят живую жену для блаженства души покойного. Одежда русов и славян из льна. Из Арты вывозятся черные соболи, черные лисицы и свинец. Русы сжигают своих покойников вместе с женами; некоторая часть русов хоронит покойников стоя».

Поскольку в самой «стране русов» никто из мусульман не бывал, о ней и ее местоположении рассказывают (Ибн Ийас) и такое, что земля русов окружена горами: «Страна русов — это большая и обширная земля, и в ней много городов. Между одним городом и другим большое расстояние. В ней большой народ из язычников. И нет у них закона и нет у них царя, которому бы они повиновались. В земле их золотой рудник. В их страну не входит никто из чужестранцев, так как его убивают. Земля их окружена горами, и выходят из этих гор источники проточной воды, впадающие в большое озеро. В середине высокая гора, с юга ее выходит белая река, пробивающая себе путь через луга к конечному морю Мрака, затем текущая на север Русийи, затем поворачивающая в сторону запада и больше никуда не поворачивающая».

Споры о местонахождении «острова русов» начались еще в ХIХ веке, породили огромную литературу и продолжаются до сих пор. Специалисты-востоковеды чаще всего помещали его на севере Европы — в Скандинавии, в районе Новгорода, на Верхней Волге.

Исследователи-невостоковеды искали «остров русов» не на севере, а на юге Восточной Европы — в Киеве, в Тмутаракани, в Крыму, в дельте Дуная.

Попытки отождествить «остров русов» с каким-либо конкретным географическим объектом на территории Восточной Европы пока не привели к успеху и породили любопытное предположение о «Русском каганате», который возник еще до Киево-Новгородской Руси и находился… непонятно где. В качестве места расположения Русского каганата называют и земли полян с центром в Киеве, и Север Руси, особенно Приладожье, и Приазовье, и Поволжье. Такой разброс вариантов доказывает только одно: поместить «Русский каганат» можно куда угодно, хоть в Антарктиду.

Даже упоминания о посольстве «хакана Кыюва» к византийскому императору, попавшего в Ингельгейм к Людовику I Благочестивому, служат для доказательства существования этого загадочного государства.

В то же время масса деталей — хотя бы сочащаяся влагой почва и обилие пушнины — ясно указывает на Север.

Что же до сложных отношений руси и славян, то обратимся опять к истории Ладоги.

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Русь и русские глазами иностранцев

Русь и русские глазами иностранцев Рассказы чужеземных авторов-современников о событиях и явлениях, напрямую связанных с заглавной темой – историей государства, я использовал в основном корпусе книги; здесь же, в качестве приложения, хочу привести иностранные

Восточные славяне и русы в языческое время

Восточные славяне и русы в языческое время Самое известное и полное описание жизни предков восточных славян сделал академик Б.А. Рыбаков в своем труде «Язычество древних славян». Он пишет, что уже со II века н. э. обнаруживается «резкий подъем всей хозяйственной и

8. Древняя Русь глазами ее современников

8. Древняя Русь глазами ее современников Абул-Феда о русах.»Русы, — писал Абул-Феда, — народ турецкой национальности, который с востока граничит с гузами, народом такого же происхождения». То, что русские — народ турецкой национальности, может в первый момент очень

Русь-Сурия-Палестина — Белый Стан пеласгов. Русы, гибридные русы и «люди смерти». История протосемитов, русо-евреев и евреев

Русь-Сурия-Палестина — Белый Стан пеласгов. Русы, гибридные русы и «люди смерти». История протосемитов, русо-евреев и евреев В тени Шумера и Египта достижения базисного суперэтноса русов выглядели уже не столь броско и значительно. Так бывает, когда из простой сельской

РУСЫ: БОРЕАЛЫ, АРИИ, СЛАВЯНЕ

РУСЫ: БОРЕАЛЫ, АРИИ, СЛАВЯНЕ Для того чтобы устранить наконец терминологическую и смысловую путаницу, надо разобраться и «разложить по полочкам» всех этих реальных русов, русских, славян, протославян, немцев-дойче, германцев, норманнов и мнимых «немецких германцев»,

Русы и славяне

Русы и славяне Варяги (VIII–IX века) Ключевский в споре о варягах не оставляет нам никакого сомнения: да, варяги были, да, они захватчики. Иными словами, как бы ни хотелось патриотам представить раннюю историю своей страны в радужных красках – ничего не получится. Гораздо

Конец Аварского ига. Славяне и русы начала VII века. Княжения Само и Дервана

Конец Аварского ига. Славяне и русы начала VII века. Княжения Само и Дервана В первой четверти VII века продолжались нашествия авар и славян на Византийскую империю. Славяне начали расселяться на Балканах ещё во времена Кия и его преемников, особенно много славян осело во

Русь глазами восточных авторов

Русь глазами восточных авторов При впадении в Волгу Камы до 1236 г. располагалось государство волжских булгар (тюрки, родственные болгарам Балкан). Столицей был город Булгар. Его рынок служил крупным транзитным механизмом, пропускавшим горы пушнины, шелка, монет и иного

РУСЬ И РУСЫ ГДЕ НАЧАЛО РУСИ?

РУСЬ И РУСЫ ГДЕ НАЧАЛО РУСИ? Способность приспосабливаться как характерная черта русов… Ни на одном этапе исторического развития мы не видим, чтобы русы следовали какому-либо общему плану или действовали по раз и навсегда установленным правилам. Они искали и

Конец Аварского ига. Славяне и русы начала VII века. Княжения Само и Дервана В первой четверти VII века продолжались нашествия авар и славян на Византийскую империю. Славяне начали расселяться на Балканах ещё во времена Кия и его преемников, особенно много славян осело во

Приильменье. Русы и Русь. VII–VIII вв.

Приильменье. Русы и Русь. VII–VIII вв. Западные ученые чаще всего связывают понятие «Русь» с Киевской Русью и объясняют появление «руси» на Днепре ранним проникновением туда скандинавов, которые принесли с собой это название. Напротив, для многих российских и украинских

Славяне и русы в Баварском географе

Славяне и русы в Баварском географе Другие древнейшие упоминания этнонима «русь» в латинских источниках Средних веков относятся к немецкой традиции. Связаны ли они с Росским каганатом Бертинских анналов или с Киевской Русью?Самым загадочным памятником считается так

Славяне и русы в Среднем Поднепровье: знакомство

Славяне и русы в Среднем Поднепровье: знакомство Яркие признаки оседлого населения появились в бассейне Северского Донца, Оскола и Дона лишь на рубеже VII – VIII вв. Промежуток же между этими периодами – конец IV – VII вв. (время Великого переселения народов и сразу вслед за

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *