История биоэтики

Биоэтика возникла в США на рубеже 60-70-х гг. XX в., и все чаще этим термином обозначается современная медицинская этика. Наследуя традиции этики Гиппократа (V в. до н.э.), новая этика в медицине в некоторых существенных моментах расходится с классической врачебной этикой.

Основные положения врачебной этики Гиппократа таковы: не навреди; цель медицины — благо больного; безусловное уважение к человеческой жизни (запрет эвтаназии, аборта и ассистирования при самоубийстве); врачебная тайна; оправдание «святой лжи» в медицине; обязательность элемента филантропии во врачебной профессии (сначала окажи помощь больному, а уж потом решай вопрос справедливого вознаграждения за труд, иногда же — лечи даром); разоблачение лжеврачей, научная критика медицинского оккультизма; совет не пользовать неизлечимых, умирающих больных (где врачебное искусство бессильно, профессионально-безответственно браться за лечение больного); обязанность заботиться о своем профессиональном авторитете; запрет интимных отношений с пациентом и др.

Выделим основные моменты расхождения врачебной этики Гиппократа и биоэтики: корпоративный характер этики Гиппократа; врачебный патернализм (от лат. pater — отец) — этика Гиппократа не знает понятия «права пациента»; этика Гиппократа запрещает и эвтаназию, и аборт, а в биоэтике эти проблемы исследуются научно-нейтрально как сопоставление аргументов pro и contra.

Предыстория биоэтики

Термин «биоэтика» предложил американский биохимик, онколог Ван Ронселлер Поттер (1911- 2001), опубликовав в 1970 г. статью «Биоэтика — наука выживания», а в 1971 г. книгу «Биоэтика — мост в будущее». Поттер понимал биоэтику как экологическую этику, т.е. новую этику человечества, которая должна стать «наукой выживания», «мостом в будущее» в условиях современного научно-технического прогресса, нарастающего экологического кризиса. До конца жизни Поттер не мог смириться с тем, что созданный им термин «биоэтика», независимо от него, стал во всем мире употребляться в несколько ином смысле. Об этом свидетельствовал не только все нараставший поток биоэтической литературы, отражающей в основном этические проблемы современной клинической медицины, но и такая же тематика мировых биоэтических конгрессов, которые периодически проводит возникшая в 1992 г. Международная ассоциация биоэтики.

Социокультурные предпосылки формирования и бурного развития биоэтики коренятся, во-первых, в современной биомедицинской революции, во-вторых, в правозащитных движениях 1960-х гг. (прежде всего — в США) и, в-третьих, в «экологическом повороте человечества», который тоже начинается в 1960-е гг. Важно подчеркнуть, что говоря о современном прогрессе биомедицинской науки и технологии, мы имеем в виду не только революционные открытия и достижения (например, в молекулярной биологии), но и невиданной силы общественный резонанс, сопровождавший, например, первую клиническую пересадку сердца (1967 г.), рождение первого ребенка «из пробирки» (1978 г.), первое удачное клонирование такого животного, как овца (1997 г.) и т.д. Если экологизация общественного сознания в современном мире стала выражением тревоги, страха за судьбу жизни на земле, то, вслед за этим, биоэтика явилась своеобразным ответом на риски, угрозу, которую может представлять прогресс современной биомедицины самой природе человека.

Назовем всего лишь несколько наиболее «резонансных» событий истории медицины второй половины XX в., подлинный исторический смысл которых обнаруживается в контексте бурного развития биоэтики. В 1957 г. глава римско-католической церкви папа Пий XII впервые заявил, что в отношении некоторых умирающих больных отказ от применения каких-то высокотехничных жизнеподдерживающих медицинских методов не является безнравственным (эта моральная позиция получила в биоэтике развитие как «право на смерть с достоинством»). В 1959 г. впервые было описано клиническое состояние смерти мозга — тем самым было положено начало напряженным дискуссиям врачей, ученых, философов, юристов и т.д. о новой дефиниции смерти человека. В начале 1960-х гг. в Германии и других европейских странах родилось более 10 тыс. детей с тяжелейшими врожденными уродствами — как следствие приема беременными женщинами недостаточно проверенного на безопасность нового препарата «талидомид». Через 10 лет рождается биоэтика, которая станет этикой защиты жизни, целью которой является предупреждение подобных трагедий. В эти же годы в г. Сиэтле (США) в одной из нефрологических клиник был всего один аппарат искусственной почки, но при этом — семеро умиравших от почечной недостаточности больных. Врачи отказались решать дилемму — кому жить, а кому умирать. Тогда из представителей общественности был создан «божественный комитет» (как его назвали в газетах). По сути дела, это был первый в истории этический комитет, призванный решать такого рода проблемные ситуации морального выбора.

Биоэтика — наука о моральных дилеммах как «затруднениях человечества». Биоэтика — это одно из направлений прикладной этики, междисциплинарная область философских и научных исследований, направленных на осмысление, обсуждение и разрешение таких проблемных ситуаций современной медицины, как:

  • — получение информированного согласия и обеспечение прав пациентов (включая детей и душевнобольных, т.е. лиц полностью или частично некомпетентных);
  • — сокрытие правдивой информации от пациента в случаях стигматизирующего диагноза (например, «шизофрения») или неблагоприятного прогноза исхода заболевания (например, «рак»);
  • — разглашение врачебной тайны в ситуации несовпадения, а то и конфликта интересов пациента и других заинтересованных лиц;
  • — искусственный аборт;
  • — использование фетальных (зародышевых) тканей;
  • — применение современных методов контрацепции (в том числе стерилизации);
  • — применение различных методов искусственного оплодотворения, включая «суррогатное материнство» (в том числе, когда «заказчиками» являются гомосексуальные пары);
  • — транссексуализм и хирургическое изменение пола;
  • — опыты по клонированию человека;
  • — применение генодиагностики и генотерапии;
  • — новое определение смерти на основании диагноза «смерть мозга»;
  • — эвтаназия (активная или пассивная, добровольная или недобровольная, прямая или косвенная);
  • — ассистирование при самоубийстве;
  • — отношение к умирающим (хосписы, отделения паллиативной медицины);
  • — медицинские эксперименты на человеке (включая детей и душевнобольных, т.е. лиц полностью или частично некомпетентных);
  • — эксперименты на животных;
  • — иммунопрофилактика инфекционных болезней (вакцинация);
  • — медицинская помощь ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом;
  • — трансплантология, в особенности донорство органов и тканей;
  • — оказание психиатрической помощи, в особенности недобровольное лечение;
  • — справедливость в здравоохранении и т.д.

В философской литературе названные проблемные ситуации обозначаются также терминами моральные дилеммы, открытые проблемы, жизненные апории. Чтобы подчеркнуть заведомую этическую антиномичность таких проблемных ситуаций, экзистенциальную открытость (разомкнутость) бытия в большинстве их них, следует пояснить, что в биоэтике речь идет прежде всего о проблемных ситуациях «на грани жизни и смерти», о моральных дилеммах, открытых проблемах как затруднениях человечества.

Большинство биоэтических проблем уже потому преисполнены драматизма, что человеческое общество столкнулось с ними впервые (допустимость пересадки органов — сердца, печени и др., практики «суррогатного материнства», опытов по клонированию человека и т.д.), т.е. ни у врачей, ни у общества в целом не было и не могло быть такого морального опыта. В рутинной клинической работе врач тоже встречается с труднейшими ситуациями морального выбора (например, решиться ли на операцию с высоким риском), но у него есть выработанный веками алгоритм принятия оптимального решения, в частности, он может собрать консилиум. В ситуации биоэтических проблем не просто отдельный врач, но «все человечество перед выбором». Биоэтика призвана определять границу добра и зла для вышеперечисленных проблемных ситуаций.

Феномен биоэтики прежде всего порожден современным научно-техническим прогрессом в медицине. Каковы же особенности новейших достижений современной биомедицины, которые обернулись биоэтическими дилеммами, ведь ни открытие наркоза, ни открытие антисептики и асептики (крупнейшие достижения научной медицины XIX в.) не породили новой медицинской этики? Дело в том, что современная медицина имеет дело с совершенно новыми состояниями человеческого бытия.

Исторически первые биоэтические дилеммы возникли в связи с формированием реаниматологии, с созданием современных технологий интенсивной терапии, оживления и прежде всего — с применением ИВЛ. Как уже говорилось, в 1959 г. в медицине впервые было описано клиническое состояние смерти мозга, научное изучение которого на патофизиологическом и патоморфологическом уровнях позволило к концу 1960-х гг. выработать надежные критерии диагностики этого состояния.

Смерть мозга — это состояние пациента, подключенного к аппарату ИВЛ (искусственной вентиляции легких), характеризующееся необратимым отсутствием всех функций головного мозга, включая функции ствола мозга, при работающем сердце. Речь идет о состоянии больного, у которого не только необратимо отсутствует сознание и вообще какие бы то ни было психические реакции (например, ощущение боли на любые раздражители), по и абсолютно все черепные рефлексы, замыкающиеся на уровне головного мозга, и главное — способность к самостоятельному дыханию (дыхательный центр как раз находится в стволовой части, в продолговатом мозгу).

Хотя длительность такого состояния всего несколько дней (редко — неделя и крайне редко — две недели и более), после решения главной клинической проблемы (диагностической) перед врачами и обществом в целом встали проблемы этического, юридического, философского, для кого-то — богословского порядка: допустимо ли после установления надежного диагноза остановить реанимационные мероприятия; является ли пациент с таким клиническим статусом еще живым человеком или уже мертвым.

Моральные дилеммы, сопряженные с проблемой смерти мозга, возникли в той части пространства биоэтики, где заканчивается жизнь человека. Однако не менее трудные моральные дилеммы возникают и там, где эта жизнь человека только начинается. В середине 1970-х гг. были созданы современные методы искусственного оплодотворения — первый ребенок, зачатый «в пробирке», родился в Англии в 1978 г. Поскольку важнейшим моментом этой технологии являются лабораторные манипуляции с человеческим зародышем первых дней жизни, вновь с необычайной остротой встал вопрос об онтологическом, моральном и правовом статусе эмбриона. Мы говорим «вновь», потому что этот вопрос (является эмбрион уже человеком или еще только потенциальным человеком) лежит в основании вековечных споров о допустимости, о моральном оправдании искусственного аборта.

Пациент с диагнозом «смерть мозга», как и эмбрион, начиная с зиготы, с точки зрения рационально-научного определения их статуса обладают какими-то существенными признаками «живого человека», «человека как такового», и в то же время какими-то другими существенными признаками не обладают.

Как утверждает современная клиническая медицина, при смерти мозга у пациента не просто никогда не восстановится самостоятельное дыхание, он не просто погиб как субъект сознания и социальная личность, но у него утрачена целостность физиологического функционирования его организма как индивида (латинское слово individum означает неделимый, особь).

Зигота (а также морула, т.е. зародыш первых дней жизни) — это всего лишь клетка (клетки), в которой (которых), однако, содержится генетическая программа будущей биологической особи. Факт начавшегося деления зиготы — исключительно важный с точки зрения существования будущего человека, но ведь результат первых делений — это всего лишь конгломерат клеток, который еще нельзя назвать индивидом (неделимым!). Имея в виду этот момент, современная эмбриология обозначает первоначальный этап развития человеческого существа (до 14-го дня) как «проэмбрион». Поэтому, кстати, возможен выбор пола в ходе искусственного оплодотворения «в пробирке». Можно взять один бластомер (одну клетку морулы), не нанося никакого вреда остальным бластомерам (из которых позднее и разовьется организм-индивидуум) и определить по этой единственной зародышевой клетке пол будущего ребенка. Однако допустима ли такая практика с этической точки зрения (еще одна этическая дилемма!)?

Итак, чем больше мы вникаем в подробности процесса эмбриогенеза, чем точнее мы фиксируем этапы возникновения у эмбриона, например, самостоятельного сердцебиения, закладки мозговых структур, появления самостоятельного реагирования на внешние раздражители и т.д., тем больше убеждаемся, что рациональнонаучный путь исследования проблемы статуса эмбриона в принципt ограничен — на этом пути невозможно определить признаки «человека как такового».

Теперь наконец можно ответить на поставленный выше вопрос, почему новейшие открытия современной биомедицины породили биоэтику с ее морально-этическими дилеммами. Потому что современные биомедицинские технологии открыли перед нами неизвестные ранее состояния бытия человека: в состоянии смерти мозга человек «наполовину жив», но и «наполовину мертв», эмбрион (до 8-й недели) или плод (от 8-й недели) — в определенном смысле «уже человек», но в другом, не менее определенном смысле — «еще не человек». Вот откуда трудно разрешимый характер моральных дилемм, встающих перед врачами и обществом, когда обсуждается судьба пациентов в состоянии смерти мозга или «пылают страсти» в обществе — разрешить или запретить аборты.

В «добиоэтическую эру» медицина имела дело с жизнью и смертью как незыблемыми природными состояниями. В эпоху успехов современной биомедицины жизнь и смерть характеризуются новыми чертами. Клинический статус смерти мозга — это уже не клиническая смерть, когда сохраняется возможность вернуть человека к жизни, но еще не биологическая смерть, когда в организме необратимо отсутствуют дыхание и сердечная деятельность и нарастают процессы химического распада. Если признавать пациента с диагнозом смерти мозга умершим, то это совершенно новый образ смерти.

Во-первых, границы жизни и смерти оказались как бы размытыми. Во-вторых, теперь состояния жизни и смерти перестали быть «чисто природными», но стали артефактами (смерть мозга — это ятрогенное состояние и вне современного реанимационного отделения такой клинический статус пациента просто не встречается). В-третьих, оценка этих новых состояний человеческого бытия зависит от социального контекста: так, до 1985 г. в нашей стране пациенты с диагнозом «смерть мозга» считались живыми, а с 1985 г. все такие пациенты считаются мертвыми. Более того, в Российской Федерации такой юридический подход по сей день не распространяется на несовершеннолетних, т.е. граждан до 18 лет (соответствующая инструкция уже 10 лет не утверждается в Минздраве России).

Итак, если согласиться с новой концепцией смерти (как смерти мозга), то это — новый образ и новый смысл смерти. Таков онтологический аспект проблемы смерти мозга. Продолжим анализ последней в гносеологическом плане. Поскольку смерть здесь перестала быть непосредственно наблюдаемым фактом, признание человека умершим означает: это эксперты определили, что человек умер (который, может быть, еще и не умер?!). Невероятная сложность проблемы смерти мозга уводит нас в споры современной философии — науки о самой природе научного знания. Наконец, возникает острейший вопрос — как при вынесении такого диагноза гарантировать исключение врачебных ошибок и тем более профессиональных злоупотреблений?

Необходимо подчеркнуть: каждый случай установления такого диагноза — это не рутинная клиническая практика. Поэтому должна быть обеспечена независимая экспертиза каждого случая диагностики смерти мозга на предмет строгого выполнения профессиональных стандартов (такого рода вопросы и решают этические комитеты, о которых речь далее).

Аналогичный подход выработан по отношению к другим био-этическим дилеммам. Например, точно так же не является рутинной клинической практикой недобровольная госпитализация лиц с тяжелыми психическими расстройствами. Согласно Закону «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» каждый такой случай сначала подвергается проверке ответственной комиссией врачей психиатрического стационара, а затем рассматривается в суде, причем в соответствии со сроками, прописанными в законе.

Отсюда можно сделать важный вывод относительно миссии биоэтики в современном обществе. Человек, оказавшись в такой исторической ситуации, когда границы его бытия при определенных обстоятельствах становятся «размытыми», когда его жизнь и смерть настолько медикализированы, что стали артефактами, этот человек нуждается в биоэтическом просвещении, заинтересован в биоэтическом консультировании в качестве предпосылки своего морального выбора, на который он обречен как нравственная личность. Биоэтическое образование, конечно, прежде всего важно для специалистов (медиков, биологов, философов, юристов и т.д.). Однако, с нашей точки зрения, освоение основ биоэтики должно стать частью общего образования.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Богданова Т.М. 1 Филоненко Е.В. 1 1 Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского В данной статье рассматривается предпосылки и становление научной дисциплины – биоэтики. В истории развития биоэтики выделяют следующие этапы: начальное формирование врачебной деятельности, в основе которой лежали 3 главенствующих качества: добродетель, мудрость и разумность, становление врачебной деятельности, как самостоятельной профессии, религиозная медицина, ранний период Средневековья и начало нового времени, новейшее временя, в которой господствовавшим в медицине деонтологическим принципам, сыграв свою положительную роль в профессии врача, приходят новые принципы и правила – биоэтические. Биоэтика тесно связана с медициной и биологией, и использует достижения этих наук для изучения и обоснования моральных принципов и правил профессионального поведения медицинских работников в условиях непрерывного развития медицинской науки. Во всем мире принципы биоэтики давно стали неотъемлемой частью профессиональной жизни медиков. Биоэтика помогает понять нам, что здоровье человека напрямую зависит от факторов внешней среды, она помогает жить в гармонии с окружающим миром. Важно отметить, что эта дисциплина старается ответить на такие вопросы как: Существуют ли пределы оказания медицинской помощи, каковы они в поддержании жизни смертельно больного человека? Допустима ли эвтаназия? С какого момента следует отсчитывать наступление смерти? С какого момента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли аборты? И это лишь немногая часть тех вопросов, на которые биоэтика старается найти ответы в условиях растущих возможностей биомедицины. 264 KB развитие биоэтики медицинская этика биоэтика 1. Андриянова Е.А., Засыпкина Е.В., Чебан А.Г. Сестринская практика в контексте этического регулирования / Е.А. Андриянова, Е.В. Засыпкина, А.Г. Чебан // Биоэтика. 2011. № 1 (7). С. 28-31. 2. Андриянова Е.А., Катрунов В.А., Гришечкина Н.В. и др. Биоэтика: учебное пособие для студентов / Саратов: Изд-во Сарат. гос. мед. ун-та, 2017. — 200 с. 3. Бабияк В.И. Медицинская этика (философские аспекты) // Российская оториноларингология. 2012. №. 1. C. 3–13. 4. Биомедицинская этика / Под ред. В.И. Покровского. – М., 1997. – Вып.1. – С. 203. 5. Константинова Т.М. Особенности коммуникативного взаимодействия с больным в зависимости от специализации врача // Психологические науки. 2006. № 2 (6). С. 137-141. 6. Мальбахова И.Х. Становление биоэтики как междисциплинарной области знания // Наука. Инновации. Технологии. 2007. № 51. С. 172-177. 7. Мещерякова Т.М. Причины появления биоэтики // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2010. № 4 (12). С. 90-100. 8. Обзор книги Бонни Штайнбок. Оксфордский учебник по биоэтике (Bonnie Steinbock. The Oxford Handbook of Bioethics. Oxford University Press. 2007. 768 pp. ISBN 978-0-19-927335-5). URL: http://bogoslov.ru/ 9. Пикузе А.В., Рашитов Л.Ф. Вопросы медицинской этики и деонтологии в практике врача-хирурга на современном этапе // Детская андрология и эндокринология. 2014. № 3. С. 70-73. 10. Саперов В.Н. Биоэтика или медицинская (врачебная) этика. Принципы медицинской этики // Клиническая медицина. 2012. №8. С. 69-72.

Современная биоэтика является сложной социокультурной системой, которая имеет дело с такими явлениями человеческой жизни как: здоровье и болезнь, рождение и смерть, выживание и сохранение человека. Все без исключения люди являются непосредственными активными участниками процесса исполнения этих явлений, тем самым вступая в постоянные и специфические отношения с медициной. Именно это и позволяет говорить о том, что медицинская этика, как дисциплина объединяющая биологическое знание и человеческие ценности, не может быть только сводом профессиональных правил и запретов. Она регулирует и оценивает отношения людей в более широком, чем религиозный, классовый, этнический, политический и другие контексте, и исходя из этого неоправданно ограничение нравственной проблематики медицины лишь отношениями «врач-пациент».

Важно отметить, что биоэтика является важной составляющей нашей жизни, потому как мы живем в 21 веке, веке высоких технологий, когда один за одним совершаются открытия в области биологии и медицины, адаптация и преобразования которых происходит в рамках биоэтики. Эта наука возникла как насущная потребность решения проблем, вставших в связи с тем, что человек стал по-иному относиться к самому себе и ко всему, что его окружает.

60-70 годы 20 века, вобрав в себя огромный теоретический объем знаний, накопленный почти за трехтысячелетнюю историю, стали годами невиданного ранее противодействия между наукой и этикой. Ученые пришли к выводу, что прежде объектом изучения науки был, непосредственно, не сам человек, а конспекты, теории, модели поведения индивида или каких-либо групп. Но столкновение живых человеческих ценностей и принципов научности, привело к превосходству первого, сделав в итоге, приоритетом — интересы человека и выживание человечества. На сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что биоэтика совершила коперниканский поворот в нынешнем представлении о науке и человеке, знаменуя собой окончание этапа преклонения перед научным знанием, который правил вот уже несколько веков.

Для становления биоэтики, как учения о нравственной составляющей деятельности человека в медицине и биологии, необходимы были предпосылки, которые и явились начальными этапами для развития этой дисциплины.

Основу первого этапа составляют главенствующие принципы врачебной этики: добродетель, мудрость, разумность. 3 этих качества и по сей день являются важной составляющей медицинской практики.

Следующим этапом является становление врачебной деятельности, как самостоятельной профессии, формирование основополагающих принципов и правил этой деятельности. Основной вклад внесли такие древнегреческие философы, как Сократ, Платон, Аристотель, Гиппократ. Именно они заложили основные правила врачебной этики: врачебная тайна, социальное доверие к профессии, моральные добродетели врача. Гиппократ в своих трудах (в частности, в своей клятве) призывает использовать свои знания и силы ради пользы больного, чтобы лечить, сохранять жизнь и помогать людям. Поэтому те ценности, сформировавшиеся в то время, стали существенной частью современной биоэтики.

В одно время с творениями Гиппократа моральные требования к врачу нашли отражение в древнейших памятниках древнеиндийской культуры – «Аюрведах» (книгах жизни). Как и в античной медицине в древнеиндийских трактатах находятся Клятва, которую давали все студенты после окончания обучения. В книгах жизни содержатся прогрессивные концепции медицинской этики, которые имеют сходства с современными этическими нормами.

В конце первого тысячелетия в мировой истории наблюдается господство в обществе религиозного сознания и морали, когда носителями медицинских знаний и практики были священники, а основные правила медицинской этики всецело соответствовали религиозной морали. Главенствующие принципы медицинской этики были отражены в христианских ценностях: милосердии, сострадании и деятельной любви.

Четвертый этап включает в себя период раннего средневековья и начало нового времени. Работы Парацельса, Т. Персиваля, И. Бентама положили начало совершенно новому этапу развития медицинской этики, сделав главным ориентиром — принципы долга и должного в профессиональной деятельности врача. В этот период впервые создаются медицинские школы и факультеты в рамках университетов, а за ними и медицинские университеты. Выпускники этих учебных заведений давали «Факультетское обещание», текст которого, как правило, являлась разновидностью Клятвы Гиппократа. Медицинский факультет Московского университета, который открыли в 1758 г., принял текст «Факультетского обещания» русских врачей, в котором хотя и стояли на первом месте интересы и честь сословия медиков, а не пациентов, тем не менее именно этот факт заложил основу традициям русской медицинской школы и медицинской этики. Важную роль в развитии медицинской этики в России сыграли труды М.Я. Мудрова, в которых обосновывалась необходимость овладения будущими врачами основами психотерапии как условия продуктивного общения с больным, как важнейшего элемента искусства врачевания.

В середине 20 века сложились условия не только для реформирования традиционной медицинской этики, но и для ее полного видоизменения. С наступлением новейшего времени господствовавшие в медицине деонтологические принципы, сыграв свою положительную роль в профессии врача, постепенно уступают место новым принципам и правилам – биоэтическим. Это период становления и развития собственно биоэтики. В этот период времени люди осознают, что ни одна из теорий в мире не способна решить многие фундаментальные этические вопросы, и остро встает вопрос – о переосмыслении сути самой этики, ее задач, методов, новых путей развития. Для возникновения биоэтики 3 группы оснований: научные, социальные и ценностно-мировоззренческие.

Научные основания являются главенствующими, ведь ошеломительные успехи естественных и технических наук и активное внедрение технологий в медицинскую практику повлияли на ту область проблем, которая в настоящее время отводится на решение биоэтике.

Вторая группа оснований – социальные. В настоящий момент наука глубочайшим образом проникла в интимную и сокровенную составляющую нашей жизни, что это привлекло пристальное внимание некоторых людей и социальные группы к науке, это требует соответствующего изменения индивидуального и общественного сознания. Социальные основания напрямую связаны с желанием людей контролировать развитие и внедрение полученных научных открытий и проводимых научных исследований. Грандиозные изменения в технологическом оснащении современной медицины, огромные сдвиги в медико-клинической практике стали возможны благодаря успехам генной инженерии, трансплантологии, появления оборудования для поддержания жизни пациента и накоплении соответствующих знаний и практического опыта. Общество волнует ответственность за результаты проводимой деятельности, ведь ответственность лежит на плечах не только ученого, занимающегося исследованием, но и на плечах всего общества. Это и является основной причиной активного обсуждения биоэтики в средствах массовой информации, людьми различной сфер деятельности, а не только учеными. Таким образом, биоэтика стала наукой, соединяющей знание и умение управлять этим знанием, знания и ответственность в поисках путей выживания человека в современных условиях улучшение качества жизни.

И к третьей группе относят ценностно-мировоззренческие основания. Эта группа является самой, пожалуй, драматичной, потому что в таком большом количестве стран, культур и народов наблюдается полярная разность в морально-мировоззренческих традициях людей, таким образом проявляется ценностный плюрализм современного мира.

Таким образом, можно сделать вывод, что эволюция медицинской этики, формирование и развитие биоэтики связаны, во-первых, с процессом преобразования социальной этики, а, во-вторых, с качественными изменениями в обществе и активным развитием биологии и медицины.

На рубеже 60-70-х гг. 20 века резко большое внимание начинает уделяться правам человека (в медицинской практике это права пациента, испытуемого), начинают создаваться новые медицинские технологии, порождающие невиданные ранее нестандартные и сложные проблемы, требующие решения как с точки зрения права, так и морали. В развитии биоэтики возникает новый этап, который предполагает возрастание роли медицинских работников и ученых.

Исходя из вышесказанного, в формировании биоэтики большую роль играют научные открытия, но основой этой дисциплины являются именно моральные принципы и гуманистические ценности, биоэтика не абстрагируется от человека, а главный приоритет — его интересы. Биоэтика является тем новым типом этики, главным предметом которой является выживание человечества в современных условиях, защита интересов и прав человека, защита прав тех, кто был поставлен в силу объективных обстоятельств перед лицом риска и негативных последствий новых биомедицинских технологии. Биоэтика — это моральная оценка новых достижений нынешней медицинской науки и врачебно-клинической практики.

Биоэтика — это наука об этичном отношении к любой жизни, основной целью которой является доказать право на существование всех, кому свойственна воля к жизни. Кроме того, она применяется и в сфере ветеринарных наук, сельского хозяйства, фармации, а также неотъемлемо связана с педагогической деятельностью и с юридической составляющей.

В последнее время значение биоэтики обсуждается в различных сферах образования и научно-практической деятельности, приводя к тенденции формирования так называемого «морального сообщества». Биоэтика как дисциплина является предметом изучения в вузах многих стран. В России эта дисциплина включена в программу обязательного медицинского образования. Она призывает уважать жизнь и любое ее проявление, характеризует отношение самого человека к проблемам нравственного воспитания каждого члена нашего общества. Показателем действенности биоэтики как элемента общественной жизни является наличие этических и других национальных комиссий, которые готовят решения в различных сферах деятельности: религиозной, социальной, научной и других.

Таким образом, видно невооруженным взглядом, что место биоэтики в современном мире – одно из ключевых и важных, она занимает одно из ведущих мест в образовании медицинских работников, философов, социологов. Биоэтику можно и нужно рассматривать как один из этапов подготовки к новому восприятию возникающих проблем в наше непростое время, время высоких технологий, напряженной политики, социально-экономической революции и постоянно меняющейся структуры образования. Именно в это непростое для страны и всего мира время биоэтика воспитывает в нас уважение к различным взглядам, мнениям и интересам, учит преодолевать свои предрассудки и предубеждения. Учит любить жизнь во всех ее проявлениях.

Библиографическая ссылка

Богданова Т.М., Филоненко Е.В. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОЭТИКИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19206 (дата обращения: 28.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

ОБЗОРЫ И ЛЕКЦИИ

Keywords: medical and psychological support, psychophysiological examination, extreme activities.

© Т. Н. Кетова, 2015 г. УДК 614.253:177.7

Т. Н. Кетова

БИОЭТИКА КАК ЭТАП РАЗВИТИЯ ГУМАНИЗМА

Кафедра философии и биоэтики Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова

В середине ХХ в. сложились условия не только для реформирования традиционной медицинской этики, но и для ее радикального преобразования. В результате развития научно-технического про-грессав биомедицине произошли качественные изменения. Возникли принципиально новые биомедицинские технологии, фармацевтические препараты, диагностические установки и лечебные приборы. В развитии биомедицины и медицинской этики наступил новый этап, который предполагает возрастание роли медицинских работников и ученых. Биоэтику можно рассматривать как рефлексию на проблемные ситуации, провоцируемые прогрессом биомедицины.

Биоэтикавозникла в США и далее получила распространение в европейских странах. Впервые термин «биоэтика» прозвучал в статье американского онколога-исследователя Ван Ренселлера Пот-тера «Биоэтика — наука выживания». Исследователь отмечал, что биоэтикуследуетпонимать «как название новой дисциплины, которая соединяет знание и размышление. Биоэтикуследует рассматривать как кибернетический подход к постоянному поиску мудрости человечеством. Под мудростью я понимаю знание того, как использоватьзнания для выживания человечеством и для улучшения условий жизни человечества. В заключение, я прошу вас понимать биоэтику как новое этическое учение, объединяющее смирение, ответственность и компетентность, как науку, которая по своей сути является междисциплинарной, которая объединяет-все культуры и расширяет значение слова «гуманность»» .

Разрыв между развитием науки и этическими императивами угрожает существованию жизни на Земле, и поэтому биоэтикаприобретает экологиче-

ское звучание. Биоэтика, понимаемая в широком смысле как этика жизненного процесса, предполагает расширение границ этического дискурса, обращая его ко всему живущему на Земле, а следовательно, ее задачей является поиск адекватного и оптимального соотношения биоцентрического и антропологического принципов.

Человек может двояко воздействовать на природу: грубо вторгаться в нее и наносить непоправимый вред, но может и охранять ее, сберегать природные ресурсы при помощи современных технологий. Однако, и сам человек может быть подвергнут радикальной трансформации, что может привести к размыванию границ его ответственности как субъекта влияния на окружающую среду и коренным образом изменить биологические и социальные потребности человека в аспекте личностной идентификации и безопасности существования.

Биоэтика, в отличие от медицинской деонтологии, обладает универсальным моральным статусом и имеет глубокие философские основания. В проблемном пространстве биоэтики обозначается новое антропологическое измерение: пределы жизни утрачивают естественное содержание и приобретают отчетливо выраженные аксиологические характеристики.

Начало и конец жизни человека можно рассматривать как многоэтапный процесс, обусловленный культурными детерминантами, что неизбежно приводит к этическим коллизиям в сфере биомедицины. Тема пределов возникает в дискуссиях о допустимости искусственного аборта, о моральном статусе эмбрионов и плода, а в спорах о применении вспомогательных репродуктивных технологий поднимается проблема «лишних» эмбрионов. Вопрос о конечном пределе жизни встает в связи с необходимостью установления критериев смерти, и это имеет значение для проведения мероприятий по трансплантации, а также для определения личностного статуса в процессе обсуждения проблемы эвтаназии.

Биоэтика изучает спорные и неоднозначные проблемы и предлагает проведение гуманитарной экспертизы, которая призвана оценить аргументы как в пользу развития творческого потенциала человека, укрепления его здоровья и упреждения

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА • ТОМ XXII • №-4 • 2015

преждевременной смерти, так и доводы в пользу сохранения идентичности человека в его духовно-телесной целостности. Биоэтические принципы, выдвинутые Поттером — смирения, ответственности и компетентности, а также принципы «ненанесения вреда», «благодеяния», «справедливости», «уважения автономии» могут рассматриваться как основания процесса контроля развития биотехнологий, они помогут ограничить чрезмерные риски, не закрывая путь человечества к сохранению здоровья.

Наряду с широким пониманием биоэтики как глобальной этики жизни, существует и другое, более узкое. Американский гинеколог и эмбриолог Андре Хеллегерспредложил рассматривать биоэтику как диалог биомедицины, философии и права, и таким образом она была позиционирована как междисциплинарное исследование моральных, социальных и юридических проблем, вызванных развитием новых биомедицинских технологий. Смысловым центром биоэтики становится проблема защиты прав и достоинства пациента.

Развитие правозащитного движения выступает как важная причина появления биоэтики. Во второй половине XX в. возникла необходимость этического анализа событий, связанных с мировыми войнами, унесшими жизни миллионов людей. В концлагерях нацистской Германии и Японии проводились чудовищные эксперименты на людях с сомнительными медицинскими целями. Необходимо было ответить на вопрос: могут ли быть оправданы человеческие жертвы, даже если они приносились ради политических и научных целей.

Большую роль в осмыслении последствий Второй Мировой войны сыграл Нюрнбергский процесс, по итогам которого в 1947 г. былпринятНюр-нбергский кодекс. В этом документе впервые были выдвинуты принципы проведения медицинских экспериментов на человеке.

Биоэтика получила мощный импульс для развития и стала ответом на угрозу использования человека как средства для достижения новых высот в биомедицине. К сожалению, находились такие врачи-исследователи, которые считали такое положение допустимым и после Второй Мировой войны. Известны случаи, когда в США пациентов без их согласия заражали сифилисом или воспитанникам интерната для психически неполноценных детей вводили вирус гепатита. Обсуждение этих и других нарушений прав человека проводилось в средствах массовой информации, затем состоялись общественные слушания, и в результате был выдвинут важнейший для биоэтики принцип «автономии личности пациента». Этот принцип обосновывает право пациента или испытуемого быть информированным о риске и последствиях проведения диагностических процедур, лечебных мероприятий и испытаний лекарственных средств. Правило информированно-

го согласия подкрепляет принцип автономии личности пациента, который в идеале должен стремиться участвовать в процессе принятия жизненно важных решений. Предполагается, что принимать участие в процессе обсуждения диагноза и лечения может компетентный пациент — личность, способная рационально мыслить, принимать автономное решение и нести за него ответственность.

С целью создания этических стандартов проведения научных экспериментов на человеке были приняты декларации: Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации (1965), Токийская декларация (1975), Венецианская декларация (1983). В 1978 г. Американская Национальная комиссия по защите прав субъектов биомедицинских и поведенческих исследований опубликовала Бель-монтский доклад, в котором были выдвинуты основные этические принципы и предложены рекомендации по защите прав участников исследований. В 1996 г. была опубликована Конвенция Совета Европы «О правах человека и биомедицине».

В этих документах подчеркивается, что необходимо четко осознавать фундаментальные различия междуисследованием, основные цели которого — диагностические и терапевтические, и медицинским исследованием,цель которого является чисто научной. Утверждается, что особые предосторожности должны быть приняты при проведении экспериментов, которые могут воздействовать на окружающую среду и состояние животных.

Вбиомедицинском исследовании важность цели должна быть соотнесена свозможным рискомдля испытуемого. Интересы индивида должны преобладать над научными или общественными интересами. В Конвенции Совета Европы подчеркнута необходимость уважения права индивида быть информированным и сохранять свою целостность.

Биоэтика как «системное исследование человеческого поведения в области наук о жизни и здравоохранения в той мере, в какой это поведение рассматривается в свете моральных ценностей и принципов» , нуждается в концептуальных основаниях, на которых могут строиться различные модели биоэтики.

По-видимому, единая модель биоэтики вряд ли может быть создана и востребована. Американский этик Хьюго Тристрам Энгельгардт считает, что вызов XXI в. «состоит в том, чтобы формировать публичную политику и практику клинической медицины в контексте жестких моральных противоречий и серьезных разногласий по вопросам биоэтики» . Энгельгардт употребляет понятие «культурные войны», когда разворачиваются дискуссии по вопросам надлежащего распределения медицинских ресурсов, моральной оценки абортов, клонирования человека, допустимости самоубийства при участии врача, отношения к гомосексуальным бракам, изме-

ОБЗОРЫ И ЛЕКЦИИ

нению пола и другим сложным проблемам. По мнению известного российского биоэтика П. Д. Тищен-ко «аутентичной формой существования биоэтики может быть только множественность, связанная в некий оркестр без дирижера…» .

Биоэтику можно рассматривать в качестве среза современного общества, она сочетает в себе тенденции как консолидации позиций, так и расхождения по важный вопросам биомедицины, затрагивающих ценностные основания мировоззрения. Так, в рамках биоэтического дискурса часто проводится сопоставление религиозных и светских концепций жизни, смерти и прав человека .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общество создает социальные институты с целью этического обсуждения и контроля противоречивого влияния достижений научно-технического прогресса на здоровье человека и биосферу.Ос-мысление и выработка решений формируется на трех уровнях: самом обширном — гражданского общества, на уровне общественных организаций и на уровне этических комитетов.

Этические комитеты выступают в роли анали-тико-консультативных и контролирующих органов. Этические комитеты проводят этическую экспертизу и дают рекомендации в конфликтных ситуациях, возникающих в процессе биомедицинских исследований, а также в практической деятельности лечебных учреждений.

Этические комитеты возникли в США, Канаде и далее распространились в странах Европы и Японии. В США существуют три вида этических комитетов: комитеты по этике исследований, больничные комитеты и Национальная консультативная комиссия по биоэтике при президенте США (была создана в 1996 г.). В США этические комитеты наделены регулятивно-санкционирующими функциями и их деятельность контролируется федеральным законодательством.

Деятельность европейских этических комитетов характеризуется многообразием в постановке целей и организации работы. Европейские этические комитеты функционируют на национальных и региональных уровнях. Национальные комитеты разрабатывают общие этические принципы, на региональном уровне проводится этическая экспертиза биомедицинских исследований. Важной составляющей работы комитетов является обеспечение прав субъектов, участвующих в исследованиях, рассмотрение методов получения информированного согласия, соотношения риска и пользы от участия в инновационных программах. Могут быть затронуты вопросы распределения дефицитных ресурсов, разрешения моральных конфликтов в лечебном процессе, этического и правового образования медицинского персонала, пациентов и их родственников. Этические комитеты должны руководствоваться в своей работе принципами и правилами биоэтики.

Этические комитеты в России функционируют на национальном, региональном и локальном уровнях. Комитеты на национальном уровне действует при Российской Академии наук, при Российской медицинской ассоциации. Успешно функционирует Совет по этике при Минздраве РФ. Деятельность Совета направлена на защиту здоровья и прав пациентов, участвующих в клинических исследованиях лекарственных препаратов. В 2006 г. сформирован комитет по этике при Правительственной комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. Национальный этический комитет осуществляет контроль за соблюдением прав человека по критериям биомедицинской этики, утверждает принципы гуманизма и нравственности, содействует усилению взаимопонимания между медицинскими работниками и пациентами через проведение процедур анализа сложных правовых и моральных ситуаций, способствует организации этических комитетов в медицинских учреждениях.

Можно сделать вывод, что биоэтика — это принципиально новая синкретическая дисциплина и парадигма, которая сложилась в результате качественного сдвига в развитии науки, техники и технологий в сфере биомедицины, имеющая философские ценностные основания. Биоэтика не «надстраивается» над медицинской этикой, она действительно является «мостом в будущее», но будущего нет без сохранения ценностей прошлого, и поэтому в биоэтике так важна проблема сохранения идентичности человека и его гармоничных отношений с природной средой. Биоэтика как сочетание интеллектуальных, нравственных, правовых аспектов становится ответом на вызовы современной цивилизации.

ЛИТЕРАТУРА

3. Энгельгардт, Х. Т. Почему не существует глобальной биоэтики?/ Х. Т. Энгельгардт // Человек. — 2008. — №1. — С. 76.

5. Potter, V. R. Global Bioethics / V. R. Potter. — Michigan, 1988. — P. 34.

РЕЗЮМЕ

Т. Н. Кетова

Биоэтика как этап развития гуманизма

В статье раскрывается гуманистическое содержание биоэтики — дисциплины, возникшей в шестидесятые годы ХХ в. Биоэтика имеет междисциплинарный характер

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА • ТОМ XXII • N04 • 2015

и предстает как рефлексия на проблемные ситуации, возникающие в результате прогресса биомедицины. Биоэтику в широком смысле можно рассматривать как этику жизни, выделяя тем самым ее экологическое содержание. В статье поставлена проблема последствий радикальной трансформации человека и показано значение ведущего принципа биоэтики — «автономии личности пациента». В статье рассматриваются функции и задачи этических комитетов, действующих в разных странах. В заключение выделяется специфика биоэтики каксинкретической дисциплины, способствующей развитию гуманизма и отвечающей на вызовы современной цивилизации.

Ключевые слова: биоэтика, гуманизм, автономия личности пациента, этический комитет.

виммлну

Т. N. Шсоа

Bioethics as a stage in development of humanism

Keywords: bioethics, humanism, personal autonomy of the patient, ethical committee.

© Ю. Г. Крылова, В. И. Трофимов, А. А. Потапчук, 2015 г. УДК 616.24-036.12-036.865

Ю. Г. Крылова, В. И. Трофимов, А. А. Потапчук

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЛЕГОЧНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ У ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКОЙ ОБСТРУК-ТИВНОЙ БОЛЕЗНЬЮ ЛЕГКИХ

Кафедра госпитальной терапии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова

Легочная реабилитация — это комплексная программа, основанная на пациент-ориентированной терапии, необходимая для решения проблем, которые не могут быть разрешены с помощью медикаментозной терапии — понижение толерантности к физической нагрузке, физическая детренированность, нарушение настроения, потеря мышечной массы и снижение массы тела, а также для улучшения физического и эмоционального состояния больных с ХОБЛ и обеспечения длительной приверженности пациента к поведению, направленному на сохранение здоровья и, соответственно, уменьшение симптомов заболевания .

Комплексная легочная реабилитация постепенно становится «золотым стандартом» в лечении хронических респираторных заболеваний, особенно ХОБЛ, а также важным компонентом комплексной терапевтической программы для больных, ранее считавшихся некурабельными, поскольку новые терапевтические методы (например, операции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

редукции и трансплантации легкого) требуют определенной подготовки пациентов .

Кроме того, реформирование системы здравоохранения подразумевает уменьшение сроков пребывания пациентов в стационаре и сокращение количества коек, в связи с чем роль реабилитационных мероприятий в настоящее время значительно возрастает.

Надо заметить, что вопросы применения программы легочной реабилитации весьма актуальны для пациентов, проживающих в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе в целом, так как неблагоприятные погодные условия, длительное воздействие холодного воздуха на органы дыхания и далеко не везде благополучная экологическая обстановка способствуют более быстрому развитию дыхательной недостаточности у пациентов с ХОБЛ.

По мнению отечественных и зарубежных исследователей, основные принципы программы реабилитации больных ХОБЛ — ее раннее начало, комплексность и непрерывность, а программа физических тренировок должна быть индивидуальной для каждого пациента и учитывать толерантность пациента к физическим нагрузкам, патоморфологи-ческие изменения в органах дыхания, нарушение механики дыхания.

В соответствии с рекомендациями ERS/ATS 2013 г. курс реабилитации должен продолжаться в течение 6—12 недель (не менее 12 занятий, 2 раза в неделю, длительностью 30 минут и больше) и содержать физические тренировки, коррекцию нут-ритивного статуса, обучение пациентов, психо-со-циальную поддержку . В большинстве исследований доказано, что более длительные программы дают больший эффект, чем короткие .

Сначала реабилитационная программа проводится под наблюдением медицинского персонала в стационаре, затем в амбулаторных и домашних

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *