История древнего востока якобсон

Окончил Юридический ф-т ЛГУ в 1953 г. Еще во время учебы увлекся историей государства и права. Самостоятельно изучал клинопись и клинописные языки. В 1961 г. стал аспирантом И. М. Дьяконова. В 1967 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Право и общество Новоассирийского периода». В 1987 г. — докторскую диссертацию на тему «Законы Хаммурапи как источник по истории Старовавилонского периода».
В качестве автора и редактора участвовал в подготовке многотомных монографий «История древнего Востока» и «История древнего мира». Перевел на русский язык и издал с комментариями ряд законодательных и литературных памятников древней Месопотамии. Вел занятия на Восточном факультете СПбГУ. Руководил проектом по разработке методов компьютерного анализа исторических источников (совместно с Экономико-математическим институтом РАН).
Область научных интересов: история государства и права, политическая и экономическая история, история культуры древней Месопотамии, теория и методология истории, художественные переводы литературных текстов с аккадского языка.

Публикации ( cписок всех публикаций)

Новые книги по ассириологии издательства Брилль (Лейден) // Вестник древней истории, №2, 2009. С. 201—218.

Jakobson V. Assyriological Database (Basic Requirements) // Manuscripta Orientalia. Vol. 6, No 1, March 2000. P. 45-48.

Jakobson V. Computer Assyriology // Manuscripta Orientalia. Vol. 4, No 4, December 1998. P. 55-59.

История Востока. Т.1. Восток в древности / Ответственный редактор В.А. Якобсон. М.: «Восточная литература» РАН, 1997

Якобсон В.А. Законы Хаммурапи как источник по истории Древней Месопотамии / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Ленинград, 1988. 41 с.

Якобсон В. А. Заметки о судебном процессе в Ларсе Старовавилонского периода // Переднеазиатский сборник. IV. Древняя и средневековая история и филология стран Переднего и Среднего Востока. М.: Наука, ГРВЛ, 1986. С. 24—36.

Якобсон В. А. К. Маркс и проблемы истории государства и права // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XVIII годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). 1983—1984. Часть I. М.: Наука, ГРВЛ, 1985. С. 17—20.

Якобсон В. А. Изучение правовых памятников древности и раннего средневековья (Проблемы и методика) // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. X годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (автоаннотации и краткие сообщения). М.: ГРВЛ, 1974. С. 49—52.

Якобсон В. А. Поручительство в новоассирийском праве // Палестинский сборник. Выпуск 25 (88): Культура Ближнего Востока древнего и раннесредневекового времени. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1974. С. 45—52.

Якобсон В. А. Ленинское учение о государстве и праве и проблемы исследования государства и права на древнем Востоке // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. VI годичная научная сессия ЛО ИВ АН, посвященная 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. Апрель 1970 года. М.: ГРВЛ, 1970. C. 32—35.

Якобсон В. А. О некоторых социальных терминах новоассирийского периода // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. Тезисы докладов IV годичной научной сессии ЛО ИНА. Май 1968 года. Ленинград, 1968. C. 69.

Мифология народов Востока, уже более девяти тысяч лет назад проживавших в древнейших очагах цивилизаций – странах Двуречья (Месопотамии), Древнего Ирана, Индии, Китае и Японии, – это замечательный памятник общечеловеческой культуры.


Девы-демоны Якшини, II век нашей эры

Наших предков с незапамятных времен волновал вопрос о своем месте в мире, в бесконечной цепи превращений бытия, и мифология оказалась для них основным способом понимания окружающего мира. Издавна люди задумывались над двойной загадкой: как возникли вселенная и человек? Для чего существует он под небесным сводом? Господин ли он земли или игрушка божества? На этот вопрос пытались ответить древнейшие космогонические мифы, созданные на Востоке. Так, китайская легенда о великом Паньгу повествует о мировом яйце, из которого образовались небо и земля.

Индуисты же полагали, что у Вишну, хранителя мироздания, из пупа вырастает цветок лотоса, и высшее божество Брахма, восседающий в нем, начинает акт созидания вселенной. Стариннейшие сказания о богах, духах и героях переносят нашего современника в те далекие времена, когда жизнь людей полностью зависела от грозных явлений природы: песчаной бури, разлива рек, извержения вулкана, засухи. Постоянная изнурительная борьба человека за существование красочно отражена в мифах о сражениях богов и героев со страшными чудовищами, которые олицетворяли непонятные и злобные стихийные силы.

Победителями из подобных смертельных поединков вышли, к примеру, глава вавилонского пантеона, бившийся с воплощением первобытного океана Тиамат; японский владыка «равнины моря» Сусаноо, одолевший многоголового дракона Ямата-но Ороти; индийский бог-громовержец Индра, губитель змееобразного демона Вритры. Для египтян, чья страна являлась узкой зеленой долиной Нила, зажатой пустынями, серьезную угрозу представлял иссушающий зной, поэтому их главным богом был беспощадный Ра, бог солнца, испепеляющий врагов.

В связи с этим интересно отметить, что в Древнем Китае драконы, вопреки всему, что думают о них на Западе, считались весьма симпатичными существами. По народным верованиям, драконы являлись повелителями дождей. Без этой живительной влаги был невозможен урожай риса и иных культур, от которого зависела жизнь человека. В давние времена даже существовали особые обряды призывания чудища, в том числе и такой обряд, как появление на скале красивой женщины в качестве приманки. Из-за того что жизнь древнего человека была подчинена веками повторяющемуся сельскохозяйственному циклу, пантеоны многих религий Востока включали умирающих и воскресающих богов. Таков западносемитский Баал (финикийск. – Молох), бог грома, бури и плодородия, а также шумеро-аккадский Таммуз-Думузи, который часть года проводил с женой, богиней любви Инанной, а часть – в царстве мертвых, и египетский Осирис, ставший судьей в загробном мире.

Тема продолжения жизни после смерти издревле тревожила ум человека, верящего в существование потустороннего мира, в какой-то мере отражающего его земную жизнь. Распространенные восточные религии и учения – буддизм, индуизм, зороастризм и т. д., – по-разному трактующие эти вопросы, согласно мифам, сходились в том, что праведники должны обрести бессмертную душу и попасть в рай или достичь духовного совершенства, а грешники, пройдя ряд испытаний в царстве мертвых, должны мучаться в огненных, ледяных либо населенных ужасными тварями преисподнях. Еще одной яркой чертой именно восточной мифологии можно считать предания о мировом потопе.

Мифы разных народов, населяющих Древний Восток, посвященные этой страшной катастрофе, отличаются удивительным сходством. Боги, раздраженные суетностью и греховностью людей, решают разом покончить с ними. Они насылают на землю потоп, несущий смерть всему живому. Правда, боги заранее предупреждают единственного праведника среди людей – шумеро-аккадских Зиусудру и Ут-Напишпти, индийского Maнy или библейского Ноя – о грозящей беде. И он, построив ковчег, взяв на него по паре всех животных, а также семена всех растений, спасается сам и спасает мир от верной гибели. Таким образом, мы видим, что мифы, характерные для различных культур и религий Востока, отражают важнейшие проблемы бытия, единые для всего человечества, а в наши дни мифология к тому же является философской аллегорией, широко используемой в художественной литературе и искусстве. В этой таблице перечислены наиболее значимые персонажи мифологий и религий народов древнего Востока.

Древний Восток представляет собой причудливый коктейль различных государств, народов и племен. Его земли простирались от северных берегов Африки до Тихого океана. Самобытная культура и впечатляющая история Древнего Востока оказала огромное влияние на развитие всего человечества.

Общая характеристика Древнего Востока

Колыбелью первых восточных государств были плодородные долины крупнейших рек Евфрата, Тигра и Нила. На этих территориях из маленьких общин зародились великие державы Древнего Востока:

  • Вавилон;
  • Древний Египет;
  • Ассирия;
  • Персия.

Подобное развитие происходило на полуострове Индостан и в Китае, где также возникли крупнейшие центры в низменностях рек Хуанхэ, Ганга, Инд.

Рис. 1. Река Ганг.

Древние этносы (народы) создали письменность, строили города, сформировали могущественные государства с уникальной культурой, архитектурой, искусством. Центры государственности были созданы в Азии, Северной Африке, на Ближнем Востоке. Весь этот пестрый и многообразный мир крупных стран и небольших поселений и есть Древний Восток.

Все эти государства существовали в разные временные отрезки. Самые первые восточные цивилизации были сформированы в IV веке до н. э., и прекратили свое существование в начале IV века, когда войска знаменитого полководца Александра Македонского подчини огромные просторы древних государств.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Древний Вавилон
  • 2. Персидская держава
  • 3. Древняя Персия
  • 4. Восточное Средиземноморье

Характерные черты государств Древнего Востока были навсегда утрачены с проникновением греческой культуры. На завоеванных землях стали возникать античные цивилизации: Пергамское царство, Каппадокия, Понтийское царство, Вифиния. В Индии и Китае древние державы существовали вплоть до V века, пока не сменились феодальным строем.

Таблица «Государства Древнего Востока”

Шумер

Ассирия

Индия

Китай

Местоположение

Южное Междуречье (долина рек Евфрат и Тигр)

Верховье рек Евфрат и Тигр

Полуостров Индостан. Реки Инд и Ганг

Восточная Азия. Реки Хуанхэ и Янцзы

Занятия населения

Земледелие, ремесло, торговля

Земледелие, ремесло, торговля

Земледелие, скотоводство, ремесло

Земледелие, скотоводство, ремесло

Открытия и изобретения

Клинопись, предсказания лунных солнечных затмений, система счета

Обработка железа. Изобретения в военном деле (конница, таран, саперные войска)

Цифры. Десятичная система счета. Шахматы

Шелк. Порох. Лак. Бумага. Компас

Природно-климатические условия

Разные регионы Древнего Востока имели свои характерные природные черты, однако все они были объединены общими признаками:

  • субтропический климат с мягкой зимой и очень жарким засушливым летом;
  • наличие крупных бассейнов рек;
  • разнообразный рельеф с чередованием плодородных долин, горных хребтов, плоскогорий и каменистых пустынь.

Огромную роль в становлении древневосточных государств сыграли такие крупные реки как Нил, Тигр, Евфрат, Ганг, Инд, Янцзы, Хуанхэ. Благодаря наличию в их обширных бассейнах плодородной, хорошо увлажненной почвой, стала возможной успешная хозяйственная деятельность.

Города и государственный строй

Уже в III тыс. до н. э. на Древнем Востоке стали возникать крупные поселения с внушительными сооружениями, оборонительными укреплениями и большим количеством жителей.

Города – это принципиально новое явление в ранней истории цивилизаций. В них происходило сосредоточение религиозного культа, ремесленного производства, торговли.

Первые древневосточные города имели грамотную планировку, с оборонительной башней и жилыми районами, разделенными на кварталы. Уже тогда они были обеспечены системой водоснабжения и канализацией. Дома были как одноэтажные, так и двух- и даже трехэтажные.

Рис. 2. Древние города.

С появлением городов стала развиваться и государственная власть. Форма правления на Древнем Востоке – это восточная деспотия, для которой была характерна неограниченная никакими законами монархия.

Управление государством осуществлялось за счет работы огромного аппарата чиновников. Под их руководством осуществлялись работы на полях и в ремесленных мастерских, разрабатывались каменоломни, рудники, осуществлялась торговля и строительство.

В рамках восточного деспотизма правитель – ван, фараон, царь – считался не только единственным человеком, наделенным абсолютной властью, но и признавался божественным наместником, сверхчеловеком. Обожествление личности правителя было важнейшей особенностью деспотии в Древнем Востоке.

Культура Древнего Востока

Древний Восток является родиной письменности. Самой ранней ее разновидностью стала иероглифическая письменность, зародившаяся в Египте, Китае, Междуречье. Спустя некоторое время в Финикии была сформирована алфавитная письменность, перенятая древними римлянами и греками.

Рис. 3. Письменность Древнего Востока.

Древний Восток также стал колыбелью мировых религий – буддизма и христианства, которые невероятно быстро покорили всю планету. Этому способствовала обращенность данных религий к представителям всех социальных групп, их межэтнический характер.

Народы Древнего Востока внесли огромный вклад в развитие мировой архитектуры. Монументальные пирамиды, величественные храмовые комплексы, зиккураты, построенные в древности, до сих пор поражают своей мощью и красотой.

В крупных древневосточных государствах большое развитие получили научные знания, особенно в области математики, астрономии, медицины, агрономии. Здесь были выведены многие культурные растения, без которых современный мир не представляет своего существования: пшеница, лен, хлопок, виноград, чай и многие другие.

Врачи могли не только лечить тяжелые заболевания, но и проводить операции. Люди делили время на годы, месяцы и сутки. Была хорошо развита литература, живопись, скульптура.

При изучении темы «Древний Восток» по программе истории 5 класса мы кратко рассмотрели общую характеристику древневосточных государств, узнали, какие события оказали существенное влияние на их становление. Мы выяснили, как строились города, формировался государственный строй, культура и искусство на Древнем Востоке.

  1. Вопрос 1 из 10

    Какое государство не принадлежит к великим державам Древнего Востока?

    • Древний Египет
    • Древний Китай
    • Древняя Греция
    • Ассирия

Начать тест(новая вкладка)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *