История христианской церкви поснов

Часть I Предисловие Предварительные сведения Источники церковной истории Издания источников Требования от историка объективности и аконфессионализма Отношение церковной истории к другим наукам – светским и богословским Границы истории христианской Церкви и разделение её на периоды Церковная историография Период I-й Период II-й Вводная глава 1. Приготовление человеческого рода к пришествию Иисуса Христа 2. Состояние языческого и иудейского мира ко времени пришествия Иисуса Христа Религиозные верования иудейского народа в век Рождества Христова Первый период (30–313 гг.). Основание, распространение и внутреннее развитие Церкви в борьбе с иудейским и греко-римским миром Глава I. Миссия Церкви в первые три века Основатель Христианской Церкви, Иисус Христос Библейские источники О лице Иисуса Христа по каноническим евангелиям Дело Иисуса Христа Рождение Христианской Церкви в Иерусалиме Устройство жизни в первой христианской общине Первое гонение на Иерусалимскую Церковь. Начало христианской миссии среди язычников Апостол Павел Апостольский Иерусалимский Собор (49 г.) Деятельность ап. Павла после Апостольского Собора. Прибытие его в Рим Апостол Петр Основание Римской Церкви Судьба первой христианской общины и погибель Иерусалима Деятельность Св. Иоанна Богослова и прочих Апостолов Христианская миссия во II-III в Страны, города и места распространения христианства к началу IV-го века Распространение Христианства среди различных слоев общества Глава II. Христианская Церковь и внешний мир. Отношение между церковью и государством Гонение на христиан со стороны язычников Глава III. Внутренняя жизнь Христианской Церкви в I-III века Организация Церкви Апостолы, пророки и учители Постоянные иерархические и неиерархические служения в Церкви Так называемый монархический епископат Митрополиты в первые три века христианства Римские епископы за первые три века: Взаимоотношение между отдельными христианскими Церквами в первые три века Вопрос о падших. Церковные расколы Фелициссима в Карфагене, Новациана в Риме Споры о перекрещивании. Значение еретического крещения. Глава IV. Церковное вероучение в первые три века Иудео-христианские заблуждения Гностицизм Монтанизм Монархианство Манихейство Борьба Церкви с ересями II и III в. Положительное раскрытие христианского учения 1. Учение 12-ти Апостолов Св. Иустин Мученик Минуций Феликс «Октавий» Полемика с монархианами. Учение о Логосе-Христе Богословские воззрения Тертуллиана. Его система Развитие в Церкви спекулятивного богословия (преимущественно на востоке) Ориген (182–251 г.) Глава V. Христианское Богослужение § I § II Священные дни и времена I-III вв Праздники годовые подвижные и посты Места богослужебных собраний Христианская живопись Глава VI. Религиозно-нравственная жизнь христиан Церковная дисциплина Религиозное моральное состояние верующих Начало монашества Часть 2. Период вселенских соборов Глава I. Распространение Христианства Великое переселение народов Армения и Иверия (Грузия) Аравия и Абиссиния Христианская миссия среди славянских народов Христианство среди чехов Христианство в Польше Христианство на Руси Глава II. Отношение Христианской Церкви к внешнему миру. Церковь и государство Император Константин Великий и Миланский эдикт. Отношения между Церковью и государством на Востоке и на Западе Сыновья Константина Великого – Константин II, Констанс и Констанций. Императоры Юлиан, Грапиан, Феодосии Великий и Младший Отношение между церковною и государственною властью на Западе. Возвышение Папы над императорами Бедствия Церкви. Реакция язычества. Император Юлиан Отступник Гонение на христиан в Персии Языческая полемика и христианская апологетика с IV-го века Ислам Глава III. Церковная организация Римский Папа Александрийский патриархат Антиохийский патриархат Иерусалимский патриархат Возвышение епископа Константинополя «Нового Рима» Justinlana Prima Каноническая точка зрения Восточных об управлении Христианской Церкви пятью патриархами Епископы. Хорепископы Епископское управление Особые церковные должности Низший клир Церковное Законодательство О Соборах Поместных и Вселенских Каноническая (юридическая) сторона в деятельности Соборов Поместных и Вселенских О собраниях канонов Апостольские каноны Апостольская дидаскалия Так называемые Апостольские Постановления Раскол донатистов Мелетианский раскол Глава IV. Раскрытие христианского учения в период деятельности Вселенских соборов (IV-VIII-го века) Первый Вселенский Собор Учение Афанасия Александрийского Выступления Ария Первый Вселенский Собор в Никее в 325-м году Борьба за Никейский Символ Веры «Ново-никейцы», Каппадокийцы Феодосий I-й (379–395 г.). Константинопольский Собор 381-го г. (II-ой Вселенский) Христологический вопрос Начало христологических споров. Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуэстийский Учение Кирилла Александрийского Соперничество Александрийского и Константинопольского епископов Несторий, как Константинопольский архиепископ Третий Вселенский Собор в Ефесе, в 431 г «Соборик» Распоряжения императора Феодосия Продолжение соборных заседаний Отказ Нестория от кафедры и последующая судьба его Попытки императора Феодосия II-го примирить спорившие партии Судьба Ефесского Собора. Антиохийская уния Антиохийская уния Судьба несторианства. Несториане Происхождение монофизитства Так называемый «разбойничий» Ефесский Собор 449 г Халкидонский Собор 451 г. IV-ый Вселенский Собор Значение Халкидонского Собора История монофизитов после Халкидонского Собора Учение монофизитов и деление их Император Юстиниан I-й (527–565 г.) Пятый Вселенский Собор 553 г. в Константинополе Монофелитский спор VI-й Вселенский Собор 680–681 г Иконоборческий спор Вопрос об иконопочитании после VII-го Вселенского Собора Иконоборчество на Западе Павликиане Итоги. Общее развитие догматики на Востоке до Св. Иоанна Дамаскина (включительно) Глава V. Христианское Богослужение Суточное, седмичное и недельное богослужение Годичный круг праздников Круг Рождественских праздников Почитание мучеников, святых, Пресвятой Девы Марии и ангелов Почитание реликвий. Путешествие по святым местам. Иконы Церковное песнопение с IV-XI-го веков Западные песнописцы Церковные Таинства Евхаристическая литургия Богослужебный устав Места христианского богослужения Христианское искусство Глава VI. Нравственная жизнь Состояние религиозно-нравственной жизни вообще с IV-го по ХI-ый в Монашество История монашества Монашество на Западе Историческое значение монашества и урегулирование жизни его со стороны Церкви Великий Церковный Раскол. «Разделение Церквей» Последнее столкновение Византии с Римом в половине ХI-го века. Так называемое разделение Церквей

Православие и современность. Электронная библиотека. — 338 с.
(Holy Trinity Orthodox School, 2002. )

Профессор Михаил Эммануилович Поснов (1874-1931) окончил Киевскую Духовную Академию и впоследствии поддерживал постоянные связи с университетами Запада. Он был профессором в Киеве, позже — в Софии, где читал лекции по догматике и, в особенности по церковной истории. Предлагаемая книга — обобщающий труд, который он сам предполагал еще раз пересмотреть и издать. Кончина помешала ему осуществить последнюю отделку этого труда, который в сокращенном издании появился в Софии в 1937 г. Глубоко преданный своей Церкви и ее традициям, проф. Поснов вместе с тем отличался большой прямотой ума, постоянно искавшего истины. Настоящий труд — публикуемый на этот раз полностью, стараниями дочери автора, И. М. Посновой, — раскрывает сущность его воззрений на прошлое и на взаимоотношения восточного и западного христианства в течение первых одиннадцати веков. За последние десятилетия, немало исторических фактов, затронутых на этих страницах, были изучены заново и некоторые из них представляются теперь в новом освещении. Но успехи, которых могло достигнуть новейшее знание, не умаляют ценности этой книги. Она заключается преимущественно в научной направленности этого труда, в правдивости и беспристрастности автора и в том методе, которым он постоянно вдохновлялся.Предисловие
Предварительные сведения
Источники церковной истории
Издания источников
Требования от историка объективности и аконфессионализма
Отношение церковной истории к другим наукам — светским и богословским
Границы истории христианской Церкви и разделение её на периоды
Церковная историография
Вводная глава
Приготовление человеческого рода к пришествию Иисуса Христа
Состояние языческого и иудейского мира ко времени пришествия Иисуса Христа
Религиозные верования иудейского народа в век Рождества Христова
Часть I. Первый период (30–313 гг. )
Миссия Церкви в первые три века
Христианская Церковь и внешний мир
Акты мучеников и акты Святых
Внутренняя жизнь Христианской Церкви в I-III века
Церковное вероучение в первые три века
Христианское Богослужение
Религиозно-нравственная жизнь христианЧасть II. Период вселенских соборов
Распространение Христианства
Отношение Христианской Церкви к внешнему миру. Церковь и государство
Церковная организация
Раскрытие христианского учения в период деятельности Вселенских соборов (IV-VIII века)
Христианское Богослужение
Нравственная жизнь

Рака (греч. — μνημεία, лат. — capsa, monumentum, франц. — chasse, значение и происхождение русского названия не определено) — так называется в христианской церкви устраиваемое в храмах особое помещение для мощей святых. Название «рака» вполне соответствует русскому слову «гробница»; это не гроб (τάφος, sepulchrum), a монументальный большой ларец, продолговатый, в меру длины гроба, в котором помещаются мощи, чаще — вместе с гробом. Рака существовала у евреев еще в Ветхом Завете, как видно из слов И. Христа о фарисеях, которые «зиждут гробы пророков и украшают раки (μνημεία) праведных» (Мф. XXIII, 29). Это указывает именно на монументальное назначение раки, отличающее ее от обычного места погребения. Христиане с самых первых времен церкви благоговейно хранили и чествовали останки своих святых, особенно мучеников (см. Мощи). После того как христианство восторжествовало над язычеством, тайное чествование мощей, укрытых в простых гробах, уступило место созиданию рак, украшенных снаружи, имевших вид монумента. Роскошные раки, содержавшие в себе мощи святых, распространены были на Западе, особенно в VII в., везде, где находились мощи. Их постоянной принадлежностью была какая-либо особая форма (замка, башни и т. п.), а не стереотипная удлиненная форма гроба, безусловно господствующая для рак в церкви православной. Есть немало в католических странах древних рак из массивного серебра, обильно позолоченных, с рельефной чеканкой отдельных фигур, целых групп, картин из библейской или церковной истории и т. д. Эти рельефные изображения рак особенно высоко ценятся в истории искусства, как произведения большей частью высокохудожественные. Существует обширная французская литература, посвященная подробному описанию предметов этого рода (эта литература исчислена в статье «châsse» Prou в «La grande Encyclopédie», т. X, Пар., 1861, где приведены хорошие рисунки всех главных достопримечательностей этого рода, имеющихся на Западе). Общий каталог всех коллекций рисунков рак на Западе составлен и издан за границей нашим соотечественником гр. Салтыковым. Первые Р., в которые полагались мощи (целое тело), были каменные, как это видно из повествования о мощах свв. Бориса и Глеба (1072 г.), которые из деревянных гробов были перемещены в каменные раки. Для этих рак устроены были особые «клети» или своды («комары»), решетки которых были также окованы золотом и окружены хрустальными золочеными подсвечниками и висящими золочеными лампадами. Привозимые из Константинополя частицы св. мощей хранились или каждая в особом ковчежце, называвшемся иногда ракой, или по нескольку частиц вместе, вделанными по отдельным местам в крест; таков, например, крестообразный серебряный «кивот» с черневыми изображениями, устроенный суздальским князем Димитрием Константиновичем в 1363 г. для так назыв. «страстей Господних», приобретенных в Константинополе (часть крови Христовой, гроба Его, терновый венец, хранящийся ныне в Благовещенском соборе в Москве). По мере открытия мощей собственно русских святых они поставлялись в главном храме монастыря в особых Р., украшенных серебром и золотом, в нишах в той или другой стороне храма, большей частью — на возвышении и под художественно устроенными «сенями» (балдахинами). Р. всех русских святых неизменно сохраняют форму гроба — удлиненного, в меру роста святого, четырехугольного ковчега, сверху имеющего доску, златокованную ризу и открытый или закрытый лик святого и открытую руку его для целования. Если мощи почивают не открыто, а «под спудом», т. е. недоступны для поклоняющихся, то поверх раки имеется живописное или живописно-металлическое изображение святого, покрытое особым покрывалом из парчи, атласа или бархата.

Рождение Христианской Церкви в Иерусалиме.

По вознесении Господа Иисуса Христа, в Галилее было уверовавших в Него более 500 человек (ср. 1 Кор. 15:6) и во Иерусалиме с апостолами 120 душ (Деян. 1:13-16). О судьбе галилейских верующих мы ничего не знаем. Весь интерес первохристианских источников сосредоточивается на общине верующих в Иерусалиме. Они собирались вместе, и на одном собрании, по предложению апостола Петра, они избрали на место изменника и самоубийцы Иуды — Матфия (Деян. 1:6-26).

Десять дней спустя после Вознесения, во время иудейской пятидесятницы, последовало обетованное сошествие Св. Духа, Который, при сильном ветре, в виде огненных языков, снизошел на апостолов и собравшихся учеников и сделал их способными к чудесной речи на различных языках (см. Деян. 2:1-12). Что такое «дар языков» или глоссолалия — чрезвычайно трудно выяснить. Параллельное этому сообщение о даре языков в Коринфской общине (1 Кор. 14 гл.) не только не помогает разъяснить дело, а напротив, свидетельствует, что в книге Деяний говорится о ином чудесном даре, чем в 1 Кор. 14 гл. Слушавшие глоссолалов в день Пятидесятницы говорили о них: «Сии говорящие не все ли Галилеяне? как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?» (2:7-8). Между тем о Коринфских глоссолалах сказано: «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, — то не скажут ли, что вы беснуетесь» (1 Кор. 14:23). «Кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу… тот говорит в назидание себе» (14:2-4).

Значит, глоссолалия Деяний была понятна другим, а глоссолалия в Коринфской общине непонятна и имела в виду лишь личное назидание глоссолала, а не пользу других. — Однако, глоссолалия и книги Деян. была хотя и понятна для других, но не вполне ясна или вразумительна. Вот почему потребовалась вполне ясная членораздельная речь ап. Петра, чтобы выяснить смысл происшедшего события (Деян. 2:14). Речь апостола Петра была произнесена на греческом языке и всем понятна. С другой стороны, эллинизм не столь глубоко и широко проник, чтобы греческий язык был доступен всем прозелитам, пришедшим в Иерусалим из самых различных стран. Поэтому также может казаться чудом, что речь ап. Петра была понятна всем. Поэтому, думается, и возник еще в древности вопрос: чудо языков было ли чудом в говоривших или в слушавших? Священная древность в лице блаж. Августина (речь 175-266), Григория Богослова (речь 41), Иоанна Златоуста (3 том. 35) и других ответила, что это чудо было с говорившими, а не со слушавшими. С получением даров Св. Духа раннейшая робость учеников уступила место воодушевленному мужеству. С высоким убеждением и святым воодушевлением была произнесена ап. Петром речь, выяснявшая смысл происшедшего события, как исполнение пророчества Иоиля об излиянии Духа Святого на всякую плоть, что могло последовать и последовало после воскресения убитого беззаконниками Иисуса Назарянина. Апостол призывал всех к покаянию и крещению (2:38). Проповедь имела громадный успех: 3000 душ из пришельцев уверовали во Христа и, покаявшись, крестились. А когда ап. Петру чрез некоторое время пришлось, по поводу чудесного исцеления хромого у храма (Деян. 3 гл.), другой раз проповедовать о воскресшем Христе, то число верующих возросло до 5000 (4:4). Апостол Петр и другие апостолы возвещали Иисуса, как ожидавшегося иудеями Мессию, который, согласно словам пророков, пострадал и умер, и именно иудеи по неведению предали Его на смерть.

Главное доказательство мессианского достоинства Иисуса Христа представляет Его воскресение, свидетелями чего выступили апостолы. Это исповедание (признание) Христа, как Мессии и Сына Божья, было условием спасения.

Следующая глава >>

§ 24. Чудо Пятидесятницы и день рождения Христианской Церкви (30 г. по P. X.)

§ 24. Чудо Пятидесятницы и день рождения Христианской Церкви (30 г. по P. X.) И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. Деяния 2:4 Первая Пятидесятница, которую ученики отпраздновали после вознесения нашего Спасителя, была

§ 39. Последствия разрушения Иерусалима для христианской церкви

§ 39. Последствия разрушения Иерусалима для христианской церкви Иерусалимские христиане, помня предостережение Господа, своевременно покинули обреченный город и бежали за Иордан, в Десятиградие, в город Пеллу на севере Переи, где им дал прибежище царь Агриппа II, перед

Роль христианской церкви в Поздней империи. Монастыри.

Роль христианской церкви в Поздней империи. Монастыри. С кризисом рабовладельческого общества связана также эволюция христианской церкви в Римской империи. Христианство возникло как религия эксплуатируемых и угнетенных масс, но никогда не выступало против

Социальная роль христианской религии и церкви в феодальном обществе

Социальная роль христианской религии и церкви в феодальном обществе Христианство стояло у колыбели феодального общества как сложившаяся религиозная идеология. Уже в последние столетия существования Римской империи оно из религии угнетенных превратилось в орудие

ОТ ОБЩИНЫ К ЦЕРКВИ (О формировании христианской церкви)

ОТ ОБЩИНЫ К ЦЕРКВИ (О формировании христианской церкви) Предисловие Предлагаемая читателю книга посвящена лишь одному из аспектов истории раннего христианства, а именно становлению христианской церковной организации на протяжении первых веков распространения новой

V. Организация христианской церкви

V. Организация христианской церкви 197. «Дидахе» (Учение двенадцати апостолов)Это небольшое по объему руководство для провинциальных христианских общин, известное по упоминаниям о нем у древних церковных писателей, открыто в 1875 г. Вриеннием в рукописи XI в. Автор

РАСКОЛ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ

РАСКОЛ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ В истории христианской церкви одно из самых значительных событий — это раскол 1054 г., который разделил православие и католицизм. С одной стороны, раскол наметился задолго до середины XI в., с другой — контакты между двумя ветвями христианства не

Михаил Эммануилович Поснов (1874-1931) История Христианской Церкви

Михаил Эммануилович Поснов (1874-1931) История Христианской Церкви Часть I. Предисловие. Предварительные сведения. Источники церковной истории. Издания источников. Требования от историка объективности и аконфессионализма. Отношение церковной истории к другим наукам —

Границы истории христианской Церкви и разделение её на периоды.

Границы истории христианской Церкви и разделение её на периоды. Если под христианской Церковью разуметь общество верующих в Иисуса Христа, как своего Спасителя, то историю Церкви следует начинать именно с Иисуса Христа, как проповедника Евангелия и Искупителя, и первых

Основатель Христианской Церкви, Иисус Христос.

Основатель Христианской Церкви, Иисус Христос. Предтеча Христов, Иоанн, сын Захарии и Елизаветы, последний пророк Ветхого Завета, первый назвал Христа «Мессией»: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира» (Ин. 1:29) и указал на Его приближающееся царство, но сам не

Глава III. Внутренняя жизнь Христианской Церкви в I-III века.

Глава III. Внутренняя жизнь Христианской Церкви в I-III века. Организация Церкви. Без организации нет общества. Церковь есть христианское общество; поэтому она должна иметь ту или другую организацию. Без хорошо налаженной организации общество не может правильно и успешно

Раскол христианской церкви

Раскол христианской церкви В сознании ранних христиан единство церкви отождествлялось не только, так сказать, с формой, но прежде всего с содержанием самого христианства: Христос пришел, чтобы «рассеянных чад Божиих собрать воедино», чтобы разделенных «естественными»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *