История Русской Православной Церкви
Содержание
Крещение Руси
Начавшемуся в IX в. распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой — Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и в 988 году Крещение Руси.
Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.
С X века строятся величественные храмы. С XI века на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом — не говоря об их чисто духовной роли — в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Широкая благотворительная деятельность монашеских обителей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.
В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие — величайшее бедствие, постигшее Русь в XIII веке, — не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси — залога будущей победы над поработителями.
Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в XIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель митрополит Иона Московский (1448-1471), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг — Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.
Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В XIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель и ее игумен преподобный Иов многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего с XIV до половины XV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.
Автокефалия Русской Церкви
Грамота Константинопольского собора об основании Московского Патриархата 8 мая 1590 года. Пергамент, чернила (на греч. яз.). Грамоту подписали 106 человек: патриархи Константинопольский Иеремия II, Антиохийский Иоаким и Иерусалимский Софроний, а также 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов.
Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил титул Митрополита Московского и всея Руси.
В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году московский митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.
XVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Ермоген (1606-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в 1608-1610 годах.
В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем — исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону. Вместе с тем недостатки в подготовке реформы и насильственное насаждение ее нанесло Русской Церкви тяжелейшую рану, последствия которой не преодолены и по сей день, — раскол старообрядчества.
Синодальный период
Начало XVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет. Члены Святейшего Синода назначались императором, управляли Синодом светские государственные чиновники — обер-прокуроры. Превращение в государственное учреждение и лишение самостоятельности самым пагубным образом сказались на состоянии Русской Церкви.
В Синодальный период своей истории (1721-1917 годы) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны.
XIX век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь.
Восстановление Патриаршества. Советские гонения
В начале XX века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции — в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925).
Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября 1917 года говорилось: «Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения — кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов — смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга… Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!»
Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.
Когда в 1921-22 годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви.
В мае 1922 г. Патриарх Тихон (Белавин) был арестован и под контролем власти возник т.н. «обновленческий раскол», провозгласивший полную солидарность с целями революции. В раскол ушла значительная часть духовенства, однако массовой поддержки в народе он не получил. В июне 1924 г. Патриарх был освобожден и обновленческое движение пошло на убыль.
Еще до своего ареста Патриарх Тихон подчинил все зарубежные русские приходы митрополиту Евлогию (Георгиевскому) и объявил недействительными решения т.н. «Карловацкого Собора», создавшего собственное Церковное Управление. Непризнание этого Указа Патриарха положило начало самостоятельной «Русской Православной Церкви зарубежом» (РПЦЗ).
После смерти Патриарха Тихона развернулась сложная, направляемая властью, борьба за иерархическое руководство Церковью. В конечном счете во главе церковного управления встал митрополит Сергий (Страгородский). Обязательства перед властью, которые он был вынужден при этом принять, вызвали протест некоторой части духовенства и народа, ушедших в т.н. «правый раскол» и создавших «катакомбную церковь».
К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.
Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества — она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.
Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в «патриотическом единении», был прием Сталиным 4 сентября 1943 года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).
На Соборе епископов 1943 г. митр. Сергий был избран Патриархом, а на Поместном Соборе 1945 г.- митр.Алексий. После этого большая часть т.н. «катакомбной церкви» по призыву еп. Афанасия (Сахарова), которого многие катакомбники считали своим духовным лидером, воссоединилась с Московской Патриархией.
С этого исторического момента начался короткий период «потепления» в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.
В 1948 в Москве было созвано масштабное Всеправославное совещание, после чего Русская Церковь была привлечена к активному участию в развернутому по инициативе Сталина международному движению «борьбы за мир и разоружение».
Трудным стало положение Русской Православной Церкви в конце так называемой «хрущевской оттепели», когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза. В «брежневский» период активное гонение на Церковь прекратилось, но никакого улучшения отношений с государством также не имело места. Церковь оставалась под жестким контролем власти и верующие рассматривались как «граждане второго сорта».
Современная история
Празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году ознаменовало закат государственно-атеистической системы, придало положительный импульс церковно-государственным отношениям, заставило власть предержащих начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации.
Однако последствия гонений оказались весьма и весьма тяжкими. Предстояло не только восстановить из руин тысячи храмов и сотни монастырей, но и возродить традиции образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского, церковно-общественного служения.
Возглавить церковное возрождение в этих непростых условиях было суждено митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию, который был избран Поместным Собором Русской Православной Церкви на овдовевшую после кончины Святейшего Патриарха Пимена Первосвятительскую кафедру. 10 июня 1990 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
См. также
- Русская Православная Церковь
Литература
- А.В.Карташев Очерки по истории Русской Церкви в 2 тт.
- Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви 1917 — 1990 гг.
- Л.Регельсон. Церковь в истории России
- Л.Регельсон. Даты и документы. Хронология церковных событий 1917-1953гг.
- Л.Регельсон. Трагедия Русской Церкви. 1917-1953.
Использованные материалы
- Официальный сайт Русской Православной Церкви
Выпуск первый (1–313 г.) А. Введение в науку § 1. Понятие о Церкви и её истории § 2. Предмет Церковной истории и составные части § 3. Источники и пособия § 4. Разделение Церковной Истории на периоды Б. Краткий обзор состояния рода человеческого пред явлением Христа Спасителя на землю § 5. Политическое состояние вообще § 6. Политическое состояние Иудеи § 7. Религиозно-нравственное состояние языческого мира § 8. Религиозное состояние иудейского народа В. Основание Христианской Церкви Господом нашим Иисусом Христом § 9. Пришествие в мир Христа Спасителя и Его жизнь до начала торжественного служения § 10. Открытие торжественного служения Спасителя роду человеческому § 11. Учение Спасителя; влияние Его на общество; основание Им общества своих последователей, или церкви § 12. Страдания Спасителя, Его искупительная смерть, воскресение, посольство Апостолов на всемирную проповедь и вознесение на небо Период первый от первого распространения Христианской Церкви во время Апостолов до торжества ее над язычеством при Константине Великом (34–313 г. г.) § 13. Характер этого периода Первый отдел. История Церкви в век Апостольский до смерти Св. Иоанна Богослова (34–101 г. г.). Глава 1. Распространение Церкви § 14. Сошествие Св. Духа на Апостолов и первые успехи евангельской проповеди в Иерусалиме § 15. Рассеяние верующих из Иерусалима и распространение евангелия между иудеями и самарянами в Палестине и Сирии; обращение Савла § 16. Основание Христианской Церкви между язычниками в Кесарии и Антиохии § 17. Решение вопроса о принятии в Церковь язычников на Апостольском соборе § 18. Св. Павел – Апостол языков и его апостольские труды § 19. Дальнейшие благовестнические труды апостола Петра, Иакова, Иоанна и прочих апостолов § 20. Гонение на Церковь Христову со стороны Иудеев § 21. Взгляд язычников на христиан § 22. Гонения на Христову Церковь со стороны, языческих императоров § 23.Общий взгляд на распространение Церкви Христовой в век апостольский и причины ее быстрого распространения Глава 2. Церковное учение § 24. Источники вероучения Церкви Новозаветной § 25. Начало оглашения и обучения истинам веры в век апостольский § 26. Мужи апостольские, их жизнь и творения Глава 3. Устройство и управление Церкви § 27. Миряне и клир § 28. Дарования и служения чрезвычайные § 29. Степени постоянной иерархии § 30. Высшая Церковная власть в век апостольский § 31. Взаимные общения церквей Глава 4. Жизнь первых христиан, церковное богослужение и благочиние (дисциплина) § 32. Святость и чистота жизни христиан апостольского века § 33. Богослужение вообще § 34. Места общественных богослужений § 35. Общественное богослужение; таинство причащения и прочие таинства § 36. Часы богослужения, праздники и посты § 37. Церковное благочиние Глава 5. Лжеучения и ереси § 38. Происхождение лжеучений и ересей § 39. Еретики иудействующие § 40. Еретики язычествующие, или гностики Второй отдел. История Церкви от времен апостольских до Константина Великого (101–313 г.) Глава 1. Распространение Церкви § 41. Распространение Христианства после апостолов во II и III веках, в Европе, Африке, Азии § 42. Гонения на христиан со стороны языческого правительства в первой половине II века § 43. Гонения на христиан при Марке Аврелие и последующих императорах до Гелиогабала (161–219 г.). § 44. Положение христиан со времени Гелиогабала до Декия Траяна (219–249 г.) § 45. Гонения на христиан при Декие Траяне и последующих императорах до Диоклетиана § 46. Гонение на христиан в начале IV столетия при Диоклетиане и других императорах (до 313 г.) § 47. Эдикт Константина Великого в пользу христиан § 48. Нападения на христиан со стороны языческих ученых и философов § 49. Нападения неоплатоников на христиан § 50. Христианские апологеты Глава 2. Ереси и секты § 51. Гностицизм § 52. Замечательные представители гностицизма § 53. Манихейство § 54. Ереси антитринитариев § 55. Монтанизм § 56. Хилиазм и его опровержение Глава 3. Учение Церкви и Богословская наука § 57. Общие основания неизменного учения Вселенской Церкви § 58. Частные догматы, раскрывавшиеся Св. Церковию § 59. Начало богословской науки и двоякое ее направление Глава 4. Иерархия и управление Церкви § 60. Значение епископов, их права и обязанности § 61. Учреждение новых церковных должностей § 62. Избрание и посвящение духовных лиц § 63. Положение клира в первые века § 64. Постепенное разделение Церкви на епархии и приходы § 65. Взаимное общение между церквами и их предстоятелями § 66. Власть митрополитов Глава 5. Богослужение, благочиние и христианская жизнь § 67. Места богослужебных собраний § 68. Составные части и общий порядок богослужения § 69. Совершение таинств крещения и покаяния § 70. Священные времена, праздники и посты § 71. Споры о времени празднования Пасхи § 72. Церковная дисциплина касательно принятия падших в Церковь и расколы против нее § 73. Жизнь христиан § 73. Христианские обычаи Выпуск второй (313–1054 г.) Период второй. От торжества Церкви над язычеством при Константине Великом до окончательного отпадения западной церкви от восточной и устроения русской (313– 1054 г.г.) § 1. Характер этого периода Период первый. От Константина Великого до седьмого Вселенского Собора (313–787 г.г.) Глава 1. Внешнее состояние Церкви § 2. Положение Церкви Христовой при Константине Великом и его сыновьях § 3. Положение Церкви при Юлиане Отступнике § 4. Положение Церкви при последующих императорах и окончательное падение язычества в греко-римской империи. § 5. Распространение Церкви вне пределов Римской империи а) в Африке б) а Азии в) в Европе § 6. Полемика язычников против христианства; христианские апологеты § 7. Бедствия Церкви Глава 2. Учение Церкви, определенное и утвержденное на вселенских и поместных соборах по поводу различных ересей. § 8. Общий взгляд на характер ересей IV и последующих веков § 9. Ересь Ария и первый вселенский собор § 10. Продолжение арианской ереси после Никейского собора §11. Лжеучения, возникшие в Церкви во время арианских смут §12. Второй вселенский собор и окончательное поражение арианства со всеми его отраслями §13. Оригенистические споры § 14. Пелагианство и полупелагианство § 15. Ересь Нестория и третий вселенский собор § 16. История несторинаства после собора и разные несторианские секты § 17. Ересь Евтихия, или Монофизитов и четвертый вселенский собор § 18. Продолжение монофизитской ереси после халкидонского собора § 19. Попечение Юстиниана I о мире Церкви, спор о трех главах и пятый вселенский собор § 20. Упорство монофизитов и монофизитские секты § 21. Ересь монофелитов и шестой вселенский собор § 22. Ересь иконоборческая и седьмой вселенский собор Глава 3. Духовное просвещение и богословские науки § 23. Общий взгляд па состояние духовного просвещения во второй период § 24. Главные богословские школы и направления на востоке в IV и V веках § 25. Духовное просвещение в IV и V вв. на западе § 26. Состояние духовито просвещения в VI – VIII веках как на востоке, так и на западе Глава 4. Внутреннее устройство и управление Церкви § 27. Взаимные отношения между Церковию и государством § 28. Состояние церковной иерархии § 29. Умножение церковных должностей § 30. Церковное управление – епископское, митрополичье и патриаршее § 31. Вселенское соборное управление и церковное законодательство § 32. Папские притязания на главенство в Церкви Глава 5. Богослужение, благочиние и христианская жизнь § 33. Общие замечания о богослужении § 34. Места общественного богослужения: их устройство и принадлежности § 35. Богослужебные времена, праздники и посты § 36. Богослужебные действия и обряды § 37. Церковное благочиние § 38. Раскол донатистов § 39. Христианская жизнь вообще § 40. Жизнь монашеская на востоке § 41. Монашество, отделившееся от Церкви § 42. Монашество на западе § 43. Учения противные христианской жизни и церковному благоустройству Второй отдел. От седьмого вселенского собора до окончательного отделения западной церкви от союза с восточною и полного устройства церкви русской (787–1054 г.г.) Глава 1. Распространение Церкви § 44. Распространение христианства на востоке между славянскими народами § 45. Распространение христианства на западе между скандинавскими народами § 46. Бедствия Церкви Глава 2. Состояние учения § 47. Продолжение иконоборчества после седьмого вселенского собора § 48. Ересь павликиан § 49. Евхиты или энтузиасты § 50. Ереси в церкви западной § 51. Состояние духовного просвещения на востоке в IX и X веках § 52. Состояние духовного просвещения на западе в IX и X веках Глава 3. Внутреннее устройство и управление Церкви А. Восточной § 53. Отношение церковной власти к гражданской § 54. Состояние иерархии Б. Западной § 55. Отношение церкви к государству до половины XI века § 56. Папство и его история § 57. Западное духовенство и монашество Глава 4. Христианская жизнь и богослужение § 58. Богослужение и христианская жизнь в церкви Восточной § 59. Христианская жизнь в церкви западной § 60. Богослужение в западной церкви Глава 5. Отпадение Западной церкви от союза с Восточною § 61. Причины, подготовившие разделение церквей § 62. Начало разделения § 63. Окончательное разделение церквей в половине XI в. Период III от окончательного разделения церквей до настоящаго времени (1054–1874 гг.). § 1. Характер этого периода Отдел первый от разделения церквей до взятия Константинополя турками. А. История церкви православно-кафолической (1054–1453 г.). Глава 1. Внешнее состояние церкви § 2. Окончательное устройство православной церкви в России при Св. Владимире и Ярославе § 3 . Сокращение пределов греко-восточной Церкви § 4. Попытки к соединению церквей Глава 2. Иерархия и церковное управление § 5. Управление патриаршее § 6. Отношение императоров к патриархам. Замечательнейшие из патриархов этого времени § 7. Имущества церквей. Содержание духовенства Глава 3. Состояние духовного просвещения и ереси § 8. Состояние просвещения при Комнинах и Палеологах § 9. Замечательные церковные писатели в век Комнинов (1050–1250 г.) § 10 . Замечательнейшие писатели в век Палеологов (1250–1450) § 11. Ересь богомильская § 12. Споры Варлаамитов и Паламитов Глава 4. Богослужение и христианская жизнь § 13. Состояние богослужения § 14. Состояние христианской жизни Б. История римской церкви от окончательного разделения церквей до реформации (1054–1517 гг.) Глава 1. Распространение римской Церкви § 15. В Европе § 16. Вне Европы Глава 2. Папство и монашество § 17. Общий взгляд на развитие папской власти § 18. Состояние папства с половины XI в. до конца ХШ века § 19. Состояние папства с конца ХII в. до начала XVI в § 20. Западное монашество в XI-XV в. Глава 3. Жизнь и богослужение § 21. Состояние нравственно-религиозной жизни в римской церкви § 22. Состояние богослужения в римской церкви Глава 4. Учение, ереси и секты § 23. Главные богословские направления на западе § 24. Новые догматы в Римской церкви § 25. Секты в римской церкви в XI–XY веках Глава 5. Подготовление реформации § 26. Общее недовольство римскою церковию и стремление к ее преобразованию § 27. Виклеф и Гусс § 28. Возрождение наук и гуманисты