История христианской церкви

В конце I в. до н.э. – начале I в. н.э. древнее Иудейское царство на Ближнем Востоке переживало эпоху своего окончательного заката. В 63 г. до н.э. его завоевал римский полководец Помпей, и впоследствии оно превратилось в провинцию Римской империи. Власть иудейского царя стала почти номинальной, все сколько-либо важные дела решал римский наместник – прокуратор. Знать и жрецы единого бога Яхве, культ которого лежал в основе еврейской культуры, прельстившись покровительством могущественной римской державы, образовали партию саддукеев, говоря современным языком, коллаборационистскую, активно проводили в своих владениях римскую политику. В частности, саддукеи поощряли оставление некоторых религиозных устоев, расходившихся с их нравами. Их противниками выступали фарисеи – сторонники строгого иудейского благочестия, однако при формальном осуждении римской политики постоянно заключавшие с римлянами выгодные договора. От римской диктатуры и поборов, притеснений жрецов и знати, их противостояния с фарисеями страдал прежде всего простой народ. Скотоводы и земледельцы платили тяжелые подати римскому императору, своему царю и храмам. Выступления населения жестоко подавлялись знатью с помощью римских войск. В этот период среди простых верующих стали распространяться слухи, что бог Яхве согласно своему обещанию в иудейском писании скоро пришлет им на помощь вождя-избавителя – мессию, который избавит народ от римского гнета и установит царство справедливости. И в начале I в. н.э. в Иудее, действительно, появился человек, который называл себя Мессией (по-гречески Христос), и у которого нашлось много сторонников, заслушивавшихся его проповедями, следовавших за ним из города в город и вместе с ним передававших людям новые повеления бога Яхве. Звали этого человека Йешýа, в греческом варианте – Иисус.

В сложившейся к нашему времени христианской традиции считается, что Иисус родился в городе Вифлеем в I в. н.э., и, собственно, исторические периоды до нашей эры и нашей эры разделены именно каноническим годом рождения Иисуса. Некоторые историки, признающие реальное существование Иисуса, полагают, что он родился несколькими годами позже, сопоставляя библейские данные о его рождении с рядом научно подтвержденных исторических событий. Часть современных историков полагает, что Иисус – мифический персонаж, выдуманный первыми проповедниками Христианства для обоснования истинности божественных законов, которым они учили. Однако эта точка зрения скорее отражает распространившиеся в XXв. идеи научного атеизма. Обилие исторических источников, среди которых есть и нехристианские, свидетельствующих о появлении в указанное время в Иудее новоявленного пророка, неожиданное появление большого количества уверовавших в Христа людей в разных провинциях обширной Римской империи позволяет утверждать, что данный проповедник реально существовал и имел очень большой авторитет среди простых жителей ближневосточного римского владения.

Современная панорама Вифлеема (Байт-Лахм). Западный берег реки Иордан (Палестинская автономия)

Иисус называл себя человеком, посланным Богом для того чтобы указать угнетенным иудеям путь к спасению и счастью, и говорил, что его слова – это суть слова самого Бога. В своих проповедях он призывал людей полностью вернуться к соблюдению иудейского закона, ниспосланного Богом, при этом особо подчеркивал, что соблюдение должно касаться не только выполнения обрядов и правовых норм, но и предписанных Богом нравственных принципов. Таким образом, он обличал распространившиеся к тому времени в иудейском обществе пороки: роскошь и развращенность знати, лицемерие и погоню за влиянием фарисеев, пренебрежение жрецами собственным благочестием. Только после отказа от этих пороков, полного возвращения к иудейскому закону и следованию древним писаниям абсолютно во всем, будь то бытовой обычай или личное благонравие, можно было рассчитывать на милость Бога и избавление от бед. Также Иисус напоминал, что жизнь на этом свете преходяща, а истинная жизнь – это жизнь в загробном мире, которая вечная, и в которой человек получает то, что заслужил в жизни земной: богатства рая или огонь геенны. Элита иудейского общества восприняла учение Иисуса враждебно, поскольку он обличением ее пороков подрывал ее авторитет. Отвергали Иисуса и многие простые иудеи, потому что он не призывал к немедленному свержению власти римлян, а говорил, что прежде надо достичь должного уровня благочестия. В то же время, у него нашлось много сторонников, образовавших сначала особое течение в иудейской религии. По их сведениям, Иисус во время своих проповедей совершал небывалые чудеса, в частности, одним своим прикосновением исцелял тяжело и неизлечимо больных людей, и однажды после молитв, которые он вознес Богу, даже ожил умерший человек. Когда учение Иисуса широко распространилось по Иудее, знать и фарисеи решили его убить. По одним источникам (современной церковью признаваемых каноническими), фарисеи схватили Иисуса и передали римским властям, которые распяли его на кресте. Но спустя несколько дней Иисус воскрес из мертвых и, обратившись к своим ученикам с прощальной проповедью, вознесся на небо к Богу. По другим источникам (современная церковь считает их недостоверными), врагам не удалось схватить Иисуса, хотя они, действительно, хотели его распять, и он вознесся к Богу без смерти и воскресения.

Изображение креста, на котором, согласно Новому Завету, был распят Иисус Христос, – с IV в. н.э. основной культовый символ у подавляющего большинства христианских течений

Последователи и ученики Иисуса – апостолы, вскоре были подвергнуты преследованиям ортодоксальными иудеями и были вынуждены покинуть Иерусалим. В разных областях Иудейского царства они проповедовали учение Христа. К проповеди среди населения присоединялись и последователи самих апостолов, лично с Иисусом не общавшиеся. К таким относился ставший самым известным проповедником новой религии апостол Павел (Савл), родившийся в еврейской диаспоре города Тарс в Малой Азии и, вероятно, в детстве еще попавший в Иудею. В юности он сам был участником ортодоксально-иудейских гонений на христиан, но затем сам уверовал в Христа и признал его учение. Согласно книге Деяний Святых Апостолов, написанной первыми христианскими проповедниками, около 34 г. н.э. он направился в Дамаск (Сирия), чтобы по указанию саддукейского первосвященника привести оттуда в Иерусалим христиан для наказания. По пути он внезапно услышал голос Иисуса, упрекнувший его в гонениях, после чего ослеп на три дня. В Дамаске от слепоты его исцелил христианин Анания. Потрясенный произошедшим, Павел уверовал в Иисуса и его учение, прошел обряд крещения – посвящения в христианскую веру через омовение или окропление водой. Павел не входил в число двенадцати евангельских апостолов, учившихся непосредственно от Иисуса, однако полученное, вероятно, в родном Тарсе воспитание сделало его хорошим знатоком греко-римских культуры и обычаев, позволяло легко находить общий язык с населением других провинций Римской империи, помимо Иудеи. Первоначально христиане Иерусалима не захотели принимать его в свои ряды, так как он внушал им сомнения, однако авторитетный проповедник Иосиф Варнава родом с острова Кипр заступился за него. Впоследствии Павел совершил ряд путешествий сначала по восточным провинциям Римской империи, а затем по этническим землям греков, проповедуя учение Христа. На Апостольском соборе (собрании) 51 г. в Иерусалиме Павел и Варнава выступили против сохранения в религии иудейских норм быта и права, так как это отталкивало от Христианства язычников и не способствовало успеху проповеди. Тогда произошел первый серьезный раскол в рядах христиан: часть, в том числе известный сподвижник самого Иисуса апостол Петр, поддержала Павла, другая же часть выступила за нерушимость установленного в Священном Писании иудейского закона.

В 66 г. вспыхнула война за независимость Иудеи (Иудейская война), продолжавшаяся до 70 г. и закончившаяся полным уничтожением римскими войсками древнего иудейского государства. Примерно в это же время в Риме был обезглавлен апостол Павел, поскольку римляне не терпели попыток отвратить своих соплеменников от традиционной языческой религии. Христиане, следовавшие концепции о непротивлении любой власти, отказались принимать участие в войне и покинули Иерусалим до того как римляне сравняли город с землей. После этого наступает окончательное размежевание христианской и иудейской религий. Как и многие евреи, христиане после разорения римлянами родной земли покинули Палестину и расселились по разным римским провинциям, появились и в самой Италии. На новых местах своего проживания они продолжали призывать в свою религию коренное население. В этом тоже заключался один из принципов различия между Христианством и Иудаизмом: если иудеи полагали, что евреи – избранный Богом народ, и считали, что привлечение в Иудаизм людей другой национальности нежелательно, то христиане видели во всех людях, независимо от национальной принадлежности, «детей Божьих», считали, что Иисус пришел ко всему человечеству, и его учение следует доносить до всех. Все христиане, независимо от национальности, происхождения, имущественного положения считались равными в религии – «братьями во Христе». Учение, основанное на проповедях апостола Павла, быстро вытеснило другие первые христианские толкования, поскольку было наиболее понятно и приемлемо для людей, выросших в греко-римских традициях. Апостолы, владевшие греческим языком и письменностью, составили ряд трудов по жизнеописанию и истории пророческой деятельности Иисуса (евангелия), миссионерской деятельности христиан в первые годы после вознесения Иисуса к Богу, а апостол Павел в своих письменно зафиксированных обращениях к разным христианским общинам закрепил свод бытовых и нравственных правил, которым должен был следовать христианин. Письменные труды апостолов – первых христианских проповедников, вместе с текстами иудейских священных писаний были собраны в единую книгу – Библию (от греческого «вивлос – книга»), составив ее так называемый Новый Завет (в противоположность Ветхому Завету – иудейской части Библии).

Старый экземпляр Библии на греческом языке

Как уже говорилось, власти Римской империи не терпели попыток отвратить господствующую часть ее населения – римлян и греков, от традиционной языческой религии. В благоволении античных богов греко-римский мир видел залог своего благополучия и могущества, поэтому три столетия христиане подвергались порой поражающим воображение своей жестокостью преследованиям. Во время постоянно вспыхивавших гонений их массами бросали в тюрьмы, изощренным образом казнили, отдавали на растерзание диким зверям для публичной потехи, не щадя ни женщин, ни детей, ни стариков. Однако большинство христиан предпочитало сносить все пытки и умирать, не отрекаясь от единого Бога, в которого они уверовали, и Иисуса, так как единственной целью их жизни было войти в Царство Божие в грядущей вечности. Они были также убеждены, что незадолго до начала Судного Дня – времени, когда Бог завершит нынешнее бытие и отправит всех людей по их заслугам в земной жизни навечно в рай или ад, Иисус согласно своему обещанию вернется к людям и установит на земле царство справедливости, которого ждали еще иудеи. Стойкость христиан вынуждала имперские власти время от времени ослаблять притеснения, но затем преследования вспыхивали вновь. Тем не менее, вера в единого Бога и Иисуса Мессию продолжала распространяться среди все больших масс населения. Этому способствовала и христианская нравственность: христиане доброжелательно относились к окружающим, помогали старым, больным и обездоленным людям, жили только своим трудом.

Религиозное предписание братства верующих и притеснения со стороны властей побуждали христиан к прочному единению. В христианской общине царили взаимная любовь и взаимопомощь. Возглавлял общину христиан духовный лидер – епископ (по-гречески «блюститель, начальник»). Территория, на которой проживала община, называлась епархией. Она включала в себя город и села в его окрестностях. Епископы считались преемниками апостолов. Первоначально община сама избирала своего епископа из наиболее просвещенных в учении Христа и добродетельных людей. В больших общинах, где епископу трудно было справиться с управлением самому, он назначал себе помощников, которые все вместе составляли клир. Так формировались зачатки христианского духовенства, церкви как организации. Епископов и их помощников христиане почитали как своих духовных отцов, называя их по-гречески «паппас».

I – II вв. н.э. – это время так называемых апостольских мужей – учеников самих апостолов, доносивших учение Христа до широких масс античного населения. Помимо споров с языческими жрецами, они спорили и с многочисленными проповедниками так называемых гностических учений – религиозно-философских концепций, объединявших в себе элементы разных религий. В то время кроме, действительно, христианских учителей появились лжепроповедники, выдававшие себя за христиан, но наряду с учением Иисуса преподносившие народу и заимствования из языческих верований, и не имеющую отношения к словам Христа или апостолов греческую философию.

Среди самих христиан тоже не было полного единства в вопросах вероубеждения. Кто-то из апостольских мужей знал одну часть учения апостолов, кто-то – другую. Первоначально хранители христианского знания не могли точно определиться, кем был по своей сущности Иисус: человеком божественного происхождения, самим Богом, принявшим образ человека, или же занимал среднее положение между Богом и человеком. В одной части Евангелия он отрицает свою божественность, в другой же говорит, что является с Богом суть одним и тем же. В конце концов проповедники раннего Христианства выработали представление о Святой Троице – троичности Бога. Согласно этой концепции, Бог является единым, но состоит из трех лиц: Бога Отца, породившего Иисуса, который является Богом Сыном, и Бога Духа Святого – начала всех начал. В то же время все три лица Бога являются суть одним и тем же – Единым Богом. Часть первых христиан категорически отвергла эту концепцию, считая ее совершенным противоречием единству Бога, но впоследствии именно представление о божественном триединстве было принято официальной церковью.

В IV в. римские императоры, наконец, стали менять свое отношение к Христианству и его распространению. Христианскую религию исповедовало уже столько подданных Рима разных национальностей, что продолжать гонения на нее стало совершенно бессмысленным. И при этом древние стены «вечного города» не пали, гнев олимпийских богов не обрушился на население обширной империи. Кроме того, христиане с их сплоченностью и обыкновением не противиться властям могли бы стать в случае союза с императорами надежной опорой их трона. В 301 г. царь не входившей в Римскую империю, но имевшей с нею тесные культурные и экономические связи Армении Трдат III сделал Христианство государственной религией своей страны. Древняя Армения стала первым христианским государством. В 313 г. императоры Константин и Лициний в городе Милан издали эдикт (законодательное постановление) о веротерпимости. Согласно ему, христиане получали все права римских граждан и могли свободно исповедовать свою религию. Сам Константин, впоследствии ставший единоличным правителем Римской империи и вошедший в историю под именем Константина Великого, называл себя христианином, но крещения не принимал, поскольку для управления государством требовались действия, расходящиеся с христианской моралью (казни преступников, устранение политических врагов, ведение войн). В 337 г. уже умиравший император принял, наконец, крещение. Со времени правления Константина, когда Христианство получило государственное признание, происходит становление церкви в ее классической форме, унификация христианского вероубеждения, а также в определенной степени сращение церкви с государственной системой. Свобода исповедания Христианства стала привлекать в него бесконечный поток новых последователей, пока греко-римское язычество полностью не исчезло, уступив место учению Христа. Среди новых принявших крещение людей было много тех, кто не столько уверовал в единого Бога и Иисуса, сколько хотел оставить обременявшее его дорогими жертвоприношениями поклонение языческим богам или иметь надежную жизненную опору в лице христианской общины. Поэтому наряду со свободой распространения религии неизбежно происходило и обмирщление массы верующих в целом, ухудшение соблюдения христианских законов, снижение религиозного энтузиазма; среди христиан стали появляться и преступники, и мятежники. Необходимость удерживать под контролем всю массу народа побуждала глав христианской общины и государство тесно взаимодействовать и поддерживать друг друга.

С подачи императоров духовное руководство христиан было организовано по государственному подобию: границы епархий стали совпадать с границами территориальных единиц империи; все епископы стали подчиняться епископам Рима, которых все христиане называли Папами; появилась иерархия священнослужителей. Увеличение числа христиан теперь требовало возведения отдельных храмов в каждом селении, в каждом городском квартале. Местные общины, постоянно молящиеся в одном храме, возглавляли приходские священники. Епископов и приходских священников все реже выбирали сами общины, и все чаще их назначало высшее духовенство. Церковь превратилась в сложную по своей структуре организацию, деятельность которой обеспечивалась, а подчас и регламентировалась государственными органами. Объединение церкви требовало и выработки единых догматов христианской религии, устранения всех до сих пор существовавших противоречий и разных мнений относительно христианского вероубеждения. В 325 г. I Вселенский собор (собрание церковных иерархов) в городе Никее окончательно утвердил концепцию о сущности Иисуса, признав его Богом, сошедшим к людям в человеческой природе. Противники обожествления Иисуса – ариане (по имени основателя данного течения Ария, считавшего Иисуса человеком божественного происхождения, но не Богом), были осуждены собором и подверглись жестоким преследованиям со стороны государственной власти. В последующие века состоялось еще несколько Вселенских соборов, на которых вырабатывались все новые догмы единой религии. Оппоненты, упорно не желавшие признавать решение, принятое большинством заседателей собора, подвергались государственным репрессиям. Чтобы лишить общественной поддержки сторонников оппозиционных мнений – ересей (греческое «эресис – выбор»), право толковать Библию было предоставлено исключительно церкви, а рядовые верующие – миряне, должны были безоговорочно принимать церковные постановления как непреложную истину. Однако часто победа той или иной церковной партии была обусловлена благоволением лично императора. Так, в 730 г. император наследницы Древнего Рима Византии Лев III Исавр, опираясь на течение иконоборцев, запретил почитание икон – изображений Иисуса, его матери Марии и христианских святых, видя в нем подобие идолопоклонства. Однако на VII Вселенском соборе, состоявшемся в 787 г. в Никее, иконоборчество было осуждено как ересь.

Противостояние оппозиционных церковных партий было несчастьем для рядовых христиан, которым предписывали верить и молиться то одним образом, то другим. Случалось, что верховные иерархи церкви канонизировали, то есть, делали непреложным догматом, какое-либо решение собора, но местный епископ в какой-нибудь общине сам отказывался его признавать и запрещал принимать его своей пастве. Тогда верующие общины оказывались перед трудным выбором: оказаться изгоем среди своих, поддержав решение высшей иерархии, или вслед за своим духовным отцом подвергнуться государственному преследованию. Многие христиане в это период уходили от масс людей и селились в безлюдных местах среди гор, лесов, пустынь, либо занимались скитальчеством, всю жизнь посвящая исключительно служению Богу и проповеди. Так возникло монашество. Впоследствии, однако, оно было тоже полностью подчинено официальной церкви.

Господствующее положение церкви, становившейся в сознании христиан посредником между людьми и Богом, в христианском мире укрепилось еще более после распространения на Ближнем Востоке Ислама и завоеваний Арабского Халифата. Именно в областях, захваченных мусульманами, проживало большинство традиционных христиан, чья религия мало изменилась со времен апостолов: отрицающих церковь как посреднический институт, считающих обязательным исполнение не только Нового, но и Ветхого завета Библии (насореи). После завоевания этих областей мусульманами, религия которых во многом соответствовала взглядам первохристиан, те почти все приняли Ислам, и христианский мир почти исключительно остался под влиянием церкви.

В период Вселенских Соборов (IV – VIIIвв.) с боем и кровью были выработаны основные догматы Христианства в его классической форме. К этому времени Христианство по своим вероучению и организации очень далеко ушло от первоначального варианта, когда оно выглядело скорее просто как ответвление Иудаизма. Его типичными чертами стали учение о триединстве Бога, обожествление Иисуса и наличие церкви как организации-посредника между массами верующих и Богом. Хотя служители церкви, согласно христианским представлениям, не имеют прямого контакта с Богом и высшими силами, но только они имеют право толковать Священное Писание, устанавливать религиозные нормы, признавать конкретных людей святыми, благодаря своему благочестию способными после своей смерти заступаться перед Богом за других христиан. В это период христианское учение начинает распространяться по Европе за пределами Римской и Византийской империй, постепенно вытесняя традиционные европейские верования.

Однако развитие Христианства как религиозной системы не закончилось эпохой Вселенских Соборов. Внесение в христианское учение новых догматов, изменение структуры церкви, различные переосмысления вероубеждения продолжались на протяжении всей дальнейшей истории христианской религии. Этому способствовали и социальная замкнутость церкви, непризнание ею критики со стороны мирян, и происходившие в Европе политические процессы. Возникали и исчезали новые ереси, сама церковь претерпевала серьезные внутренние конфликты, расколы. Первый серьезный раскол прежде единой христианской церкви – Великая Схизма, произошел в 1054 г. В связи с давним распадом Римской империи на Западную со столицей в Риме и Восточную (будущую Византийскую) со столицей в Константинополе власти не могли больше контролировать всю церковь. Постепенно накапливались расхождения в структурной организации и некоторых элементах вероубеждения западной и восточной части церкви, хотя формально единым главой ее все еще оставался Папа Римский. В связи с падением Западной Римской империи под ударами германских племен папы постепенно обрели политическую независимость и превратились в самодержавных монархов в церковных владениях. Это не устраивало византийских императоров, так как духовная власть папы над их подданными ставило их в зависимость от него при том, что папы все больше занимались не только духовными, но и политическими делами. В XI в. на почве территориального конфликта между Византией и папским государством все накопившиеся религиозные противоречия вылезли наружу. Посланник папы Льва IX кардинал (высший сан западной церкви) Гумберт предал церковному проклятию главу восточной церкви патриарха Михаила Керулария, и тот, имея безусловную поддержку императора, проклял все папское посольство. Так прежде единая церковь распалась на Римско-Католическую (впоследствии известную как просто католическая) и Греко-Католическую. Главой Римско-Католической церкви оставался избираемый советом кардиналов – конклавом, Римский Папа, сосредоточивавший в своих руках все большие полномочия вплоть до самоличного внесения новых догм в вероучение. В связи с этим римская церковь особенно оказалась подверженной различным изменениям, вносившимся в нее и ее учение на протяжении всех последующих веков. Греческая церковь, возглавляемая Константинопольским патриархом, больше сохраняла прежние церковные традиции и вероучение, поскольку для внесения каких-либо изменений в ней требовался, как и прежде, созыв собора иерархов. Поэтому последователи Греко-Католической церкви стали называть ее учение ортодоксией (на старославянском языке «православие»), а саму церковь – ортодоксальной (по-славянски «православной»). Поскольку среди восточных славян Христианство проповедовали именно миссионеры восточной церкви, на Руси распространилось именно учение православного толка. В связи с захватом Константинополя в XVв. османами единая православная церковь распалась на несколько признающих, однако, правильность учения друг друга церквей, из которых по причине широты границ покровительствовавшего ей государства наибольшее число последователей имеет Русская Православная церковь.

Римско-католическая церковь сохранила свое собственное единство, однако с течением веков от нее отмежевался целый ряд новых направлений в Христианстве, причиной чего было недовольство верующих произвольным изменением папами религиозных догм, погружением церкви в мирские пороки, противодействие европейских правителей попыткам папы с помощью духовного влияния на народ ограничить их независимость. В 40-х гг. XIII в. от Римско-католической церкви отделилась англиканская церковь, распространившая свое влияние в Англии, а затем во входивших в Британскую империю странах. Во многом повторяя устройство Римской церкви, англиканская церковь своим главой признает, однако, не римского папу, а английского короля. В XVI в. немецкий священник Мартин Лютер вытупил против Римской церкви и ее институтов, создав новое христианское направление – лютеранство, отличающееся простотой церковной системы, отрицанием всех догматов, не оговоренных в Библии, в том числе поклонения иконам, тесной связанностью церкви с народом и подчинением ее государственной власти. Распространение лютеранства привело к тяжелой гражданской войне между севером и сохранившем верность католической церкви югом Германии, в ходе которой лютеране отстояли свое право на господствующее положение в северных германских землях. Первых лютеран называли протестантами («протестующими»), и впоследствии это название распространилось на все религиозные течения, отмежевавшиеся от римского католицизма. В частности, на кальвинистов – последователей перенявшего многие идеи Мартина Лютера и дополнившего их своими трудами французского проповедника Жана Кальвина. Во Франции кальвинисты (гугеноты) долго и жестоко враждовали с католиками, смогли отстоять свое право на свободу вероисповедания, но слишком широкой популярности их учение в Европе не набрало. Поэтому впоследствии многие кальвинисты уехали в Северную Америку. Протестансткие течения тоже нередко дробились, чему способствовала появившаяся возможность свободно толковать Библию практически любому верующему. Целый ряд новых религиозных течений возник в позднее Средневековье в Англии, из которых наиболее известное – пуританизм (местная форма кальвинизма), предусматривающий строгое следование Новому Завету, отвержение всех традиций и обрядов, не предусмотренных в Библии, в частности, систему епископата, украшения храмов.

С европейскими колонистами Христианство распространилось по всему земному шару, став, несмотря на раздробленность на множество течений, самой многочисленной последователями мировй религией. Оно оказало сильнейшее влияние на европейскую культуру, не только закрепив нормы морали, но и передав народам ключ к богатому наследию древнего греко-римского мира.

Встреча патриарха Кирилла и папы Франциска проходит на фоне ближневосточного конфликта, который сопровождается притеснением христиан. Задача двух лидеров — вернуть христианство в мировую политику Читать в полной версии

​Общие цели

Папа Франциск и патриарх Кирилл, каждый в своей церкви, решают похожие задачи — реформирование церковных структур и утверждение христианства как реальной силы в обществе. Франциск уже провел реформу банка Ватикана и приступает к постепенным изменениям в курии, чтобы сделать управление более мобильным и приспособленным к вызовам «новой евангелизации». Кирилл провел реформы администрации патриархата, была создана новая система отделов во главе с Синодом и Высшим церковным советом, а также Межсоборным присутствием как церковным парламентом.

Церкви пытаются присутствовать во всех сферах общества, независимо от того, как в секулярном государстве относятся к христианству. И это — по-настоящему революционная задача. Правда, в риторике папы Франциска более заметна роль диалога с любыми силами в обществе. Католики уже привыкли жить в условиях демократии. РПЦ и патриарх Кирилл настроены более воинственно и антидемократично, но приспособление к демократическим правилам в российском православии — дело времени.

Главы церквей четко определили общую повестку встречи — обсуждение защиты прав гонимых христиан. Кирилл и Франциск обеспокоены не только дискриминацией христианства на Ближнем Востоке и в Африке, но и дехристианизацией всего западного мира (например, попытками запретить ношение нательных крестов для стюардесс и размещение распятий в школах). Другая, прежде всего политическая, проблема — вытеснение церквей из общественной жизни по мере распространения псевдоисламского экстремизма. Главный интерес двух лидеров — в том, чтобы вернуть христианство в мировую политику.

Почему сейчас?

Чтобы встреча состоялась, должна была совпасть масса обстоятельств. Графики папы и патриарха чрезвычайно напряженные, к тому же нужно было найти страну, интересную для посещения в церковном смысле, но которую нельзя однозначно рассматривать как каноническую территорию православия или католицизма. Куба, конечно, католическая страна, но она близка к России как бывший член социалистического лагеря. В этом смысле место для встречи было приемлемо для обеих сторон.

Беседа и принятие совместной декларации в аэропорту, а не в храме, подчеркивает нейтральный характер встречи. Молиться Кирилл и Франциск не будут, размышлять о близости или расхождениях в вероучении тоже. Внутри РПЦ достаточно ультраконсервативных сил, которые выступают против экуменизма (сближения с другими церквями), молитв и богослужений с католиками. «Идолопоклонство» перед папством могло бы стать серьезным обвинением в адрес патриарха Кирилла.

Представители РПЦ заявляли, что встреча папы и патриарха никак не связана с предстоящим Всеправославным собором. Но эта тема возникла не случайно. Примечательно, что, поздравляя патриарха с семилетием интронизации, эту тему затронул и Владимир Путин. Президент пожелал Кириллу успехов в преодолении всех трудностей, связанных с собором, тем самым отметив ведущую роль Кирилла и интерес России в том, чтобы РПЦ была лидером мирового православия.

Всеправославный собор не созывался со времен Византии, он должен впервые определить нормы жизни православия в современном обществе: отношения с другими конфессиями, к проблемам экологии, условия предоставления автокефалии церквям, что особенно важно для РПЦ, которая успешно выступает против признания Киевского патриархата. Встреча Кирилла с папой показывает, что именно глава РПЦ от имени Восточной церкви решает проблемы мирового христианства с лидером христиан Запада. А патриарх Константинопольский Варфоломей лишь формально обладает титулом Вселенский и, находясь в турецком окружении, не обладает реальной силой.

В условиях ухудшения отношений России и Украины роль Константинопольского патриархата возрастает, так как он может шантажировать РПЦ возможностью признания существования единой православной церкви на Украине или же Киевского патриархата в отдельности. Но теперь инициатива общения с Римом от имени православия — у патриарха Кирилла. К тому же Московский патриархат является богатейшей церковью среди православных. Это немаловажно: как и в советские времена, многие иерархи Ближнего Востока, Европы, США хотят, чтобы их роскошно принимали в Москве.

Подготовка встречи​

Основа для диалога папы и патриарха стала активно готовиться с начала патриаршества Кирилла (до этого РПЦ в основном заявляла, что между двумя церквями слишком много разногласий, поэтому встреча невозможна). Формулированием общих позиций РПЦ и Ватикана с 2009 года по поручению Кирилла занимался глава ОВЦС митрополит Иларион. Постепенно были обозначены общие интересы по защите семейных ценностей и сохранению христианства в западном мире в условиях секуляризации и глобализации.

Все мог испортить украинский вопрос, но две церкви очень быстро нашли общий язык в 2014–2015 годах. Ватикан, встав над конфликтом и заявив, что в братоубийственной войне страдают все, разочаровал многих на Украине (глава грекокатолической церкви на Украине даже открыто возмутился словами папы Франциска о гражданской войне в Донбассе). Кроме того, в Крыму был найден дипломатичный вариант управления католическими приходами — создание пастырского округа, подчиненного лично папе. Без этих моментов, касающихся украинского кризиса, встреча, конечно, была бы невозможна. Но оказалось, что ради острейшей проблемы помощи христианам Ближнего Востока и Африки папа и патриарх могут отложить в сторону нерешенные вопросы.

Последствия встречи

Встреча папы и патриарха имеет символическое значение, но ее прямые и косвенные последствия уже сейчас можно предсказать. Совместное заявление глав церквей заставит политиков в разных странах мира по крайней мере учитывать проблемы христиан, вернет эту тему в мировую повестку дня наряду с проблемами беженцев и экстремизма. На практике ООН или ОБСЕ будут чаще затрагивать соответствующие темы, а европейские и американские политики начнут активнее учитывать интересы беженцев-христиан отдельно. На этом фоне церкви будут добиваться того, чтобы христиане в Европе играли ведущую роль, преодолев излишнюю тягу либералов к плюрализму, который предполагает равное присутствие в обществе даже самых незначительных религий.

Не стоит забывать, что механика конкретных решений в церкви совсем не такая, как в светском обществе. Церковные лидеры вселяют надежды, дают символические ориентиры для верующих. После встречи двух лидеров католики и православные будут лучше относиться друг к другу, но, к сожалению, вряд ли католики, ассирийцы, протестанты Ближнего Востока сразу же почувствуют улучшение ситуации. Тем не менее главы мировых держав будут стараться сохранить остатки христианства на Ближнем Востоке. В этом смысле впервые в истории папа и патриарх объявляют «крестовый поход» против исламского экстремизма. Посмотрим, кто из политиков нашьет крест на свои одежды.

§ 5. Первые века христианства

Возникновение христианства

Христианство – одна из мировых религий – зародилось в начале новой эры на территории Римской империи. Местом его возникновения стал Ближний Восток (Палестина). Евреи, населявшие покорённую Римом Иудею, исповедовали иудаизм – первую в истории человечества монотеистическую (от греч. – один бог) религию. Священным писанием для иудеев являются книги Ветхого Завета (получившие такое название у христиан). В них описывается сотворение мира и человека единым Богом, содержится Божественный завет и заповеди, а также история еврейского народа. Евреи считают эти книги священными, поскольку они были написаны пророками или людьми с духом святости. Важная черта иудаизма – ожидание будущего пришествия Мессии (от ивр. машиах; др. – греч. Христос – помазанник) – потомка древнего царя Давида, идеального царя, посланного Богом, чтобы осуществить «избавление» евреев и спасти человечество.

Мазаччо. Святая Троица с девой Марией и св. Иоанном XV в.

Первые христиане были евреями. Они почитали Ветхий Завет, но считали, что Мессией, которого ожидал народ, является посланный на землю Богом-Отцом Богочеловек Иисус Христос. Он спасёт богоизбранный народ от проклятия смерти и дарует ему вечное Царство. С христианской точки зрения в Ветхом Завете предсказываются, предчувствуются его Рождество, земная судьба, смерть на Кресте и Воскресение из мёртвых.

Повествование о земной жизни Иисуса Христа, его проповедях, смерти, воскресении и вознесении на небо содержится в четырёх Евангелиях (от греч. – благая весть), вместе с другими христианскими сочинениями – Деяниями апостолов, посланиями апостолов, Откровением Иоанна Богослова, – составляющими Новый Завет. Священные тексты Ветхого и Нового Завета у христиан принято называть Библией.

Согласно Евангелиям, Иисус родился в простой семье плотника Иосифа, жившего в Палестине, в городе Назарете. В возрасте 30 лет он был крещён в водах реки Иордан пророком Иоанном Крестителем. Во время крещения с неба раздался глас Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Одновременно на Иисуса сошёл Святой Дух, который явился у него над головой в виде голубя. Так впервые обнаружили себя три ипостаси (от греч. – сущность) единого Бога (Отца, Сына и Святого Духа).

Проповеди Иисуса представляли собой учение о том, как надо жить человеку, чтобы спасти душу и обрести Царствие Небесное, куда попадут лишь те, кто следует заповедям, возвещённым Господом через Своего Сына. Согласно заповедям, человек должен любить Бога, своих ближних, друзей и врагов, прощать обиды, не отвечать злом на зло, относиться с презрением к богатствам и земным наслаждениям. Жизнь на этом свете – всего лишь подготовка к посмертному существованию, когда «первые станут последними». Особое место в учении Христа занимает Нагорная проповедь:

«Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеётесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди… и пронесут имя ваше, как бесчестное… Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах… Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете».

Иисус-Пастырь. Фреска. III в. Катакомбы св. Калликста, Рим, Италия

Нравственные и социальные идеалы, проповедуемые Иисусом Христом, привлекли к нему внимание не только учеников – апостолов – и последователей, но и врагов, в числе которых оказались иудейские первосвященники и римские власти. Один из учеников Иисуса, Иуда (имя его стало нарицательным), предал своего учителя. Иисус был обвинён в искажении иудейских законов и в стремлении к захвату власти. Его казнили, распяв на кресте вне стен Иерусалима, на холме, называемом Голгофой. На третий день Иисус Христос воскрес и явился к ближайшим ученикам. А на сороковой день после распятия он вознёсся на небо, призвав их распространять своё учение по всему миру.

Создание христианской церкви

Согласно Священному Писанию, на пятидесятый день после Пасхи на апостолов снизошёл Святой Дух в виде языков пламени, и они начали говорить на «иных языках». Это событие привлекло огромную толпу любопытных, перед которыми апостол Пётр начал проповедовать об Иисусе Христе. В результате его проповеди были крещены несколько тысяч человек.

Большинство богословов считают именно этот день началом создания христианской церкви.

Особую роль в распространении христианства сыграл апостол Павел (до обращения в христианство носил имя Савл, или Саул). Он был жестоким преследователем приверженцев новой религии и для борьбы с христианами отправился в Дамаск. На пути туда ему явилось божественное видение, которое превратило Савла из яростного гонителя в выдающегося христианского проповедника. Павел совершил несколько миссионерских путешествий от Малой Азии до Рима (по преданию, до берегов Атлантического океана в Испании и Британии), повсеместно создавая христианские общины. Ему принадлежат 14 посланий, вошедших в Новый Завет.

Остальные апостолы также совершали путешествия, проповедуя Слово Божие у разных народов. Существует предание, что апостол Андрей посетил земли, на которых впоследствии возник город Киев.

Микеланджело. Распятие св. Петра.1542–1550.Капелла Паолина, Ватикан

Благодаря деятельности апостолов во многих частях Римской империи возникли общины верующих, члены которых вместе молились, слушали Евангелие, совершали таинства (древнейшие из них – крещение и причащение) и обряды, отмечали дни, связанные с земной жизнью Иисуса Христа. Посредниками между Богом и верующими (мирянами) являлись священнослужители (епископы, священники, дьяконы), ставшие преемниками апостолов. Во главе крупных христианских общин (епархий) находились епископы (от греч. – блюститель). Наиболее влиятельными и почитаемыми были епископы Рима, Александрии, Антиохии, Константинополя и Иерусалима. Первосвященник Рима (римский папа), пользовавшийся большим авторитетом как преемник апостола Петра, со временем начал претендовать на главенствующую роль в христианском мире.

Епископ управлял священниками, дьяконами и церковнослужителями. Священники занимались богослужебными делами, проповедью и учением. Дьяконы должны были наблюдать за церковным благочинием, разносить причастие больным; по указанию епископа они распоряжались церковным имуществом, выполняли административную и социальную работу.

Церковнослужители, не возведённые в духовный сан, – псаломщики, пономари (алтарники), причетники и др. – помогали священнослужителям в совершении богослужения.

В первые века христианства возникло монашество. Монахи – ревнители благочестия, избегавшие мирской суеты, покидали города и селения и уходили в пустыни, где проводили жизнь в молитве, самоотречении, размышлениях о Боге. Основоположником отшельнического монашества стал Антоний (III–IV вв.). Со временем появились монашеские общины и монастыри. Основателем общежительного монашества считают египтянина Пахомия (III–IV вв.).

Особым авторитетом и почётом у христиан пользовались Отцы Церкви. К ним причисляют богословов, доказавших абсолютную приверженность учению церкви и отличившихся благочестивой жизнью: Василия Великого, Григория Богослова, Иеронима, Иоанна Златоуста, Григория Нисского и др.

Церковь и государство

Первые два века существования христианской церкви связаны с постоянными гонениями и притеснениями, причиной которых было неприятие римским обществом и государством христиан, а также отрицание христианами всей системы ценностей, обычаев и нравов язычества. Языческие жрецы видели в христианских проповедниках угрозу собственному существованию, античные писатели высмеивали догматы христианства, простые люди слепо верили рассказам о «гнусных» таинствах, творимых приверженцами новой веры. Императоры-язычники ревниво относились к отказу христиан воздавать им божественные почести. Отвергая имперский культ, христиане фактически призывали всех отказаться от богов ложных ради Бога истинного.

Римские власти подвергали христиан мучительным наказаниям, казнили и отправляли в ссылку. С наибольшей силой гонения осуществлялись в правление императоров Нерона (54–68), Марка Аврелия (161–180), Деция (249–251), Диоклетиана (284–305). Многие христиане, принявшие смерть за веру, позднее были причислены церковью к лику святых мучеников.

Мужество первых христиан и нравственная сила новой религии способствовали её широкому распространению. Христианство проникло в высшие слои римского общества и распространилось за пределами империи: в IV в. христианской стала Эфиопия, в это же время на Кавказе христианскую веру приняли Армения (здесь с начала IV в. христианство стало государственной религией) и Грузия, крещённая в первой половине IV в. Некоторые германские племена (готы, вандалы, свевы, бургунды, франки и др.) в IV–V вв. также приняли христианство, правда, большинство из них в форме одного из еретических учений – арианства.

Ж. Л. Жером. Гонения на христиан в Риме при Нероне. XIX в.

Переломным моментом во взаимоотношениях христианской церкви и государства стало правление императора Константина I (306–337). По преданию, накануне решающей битвы с противником Константин увидел в небе монограмму в виде креста из двух греческих букв, с которых начинается имя Иисус Христос. После одержанной победы император издал Медиоланский (Миланский) эдикт (313), уравнивавший христианскую церковь в правах с другими культами. Сам император считал, что он вправе вмешиваться не только в вопросы церковного устройства, но и в догматические споры. Он созывал церковные соборы для обсуждения возникших конфликтов и споров, председательствовал на них и определял их решения. В проведении новой политики Константин встречал сильное противодействие римлян, сохранявших верность языческим верованиям.

К концу IV столетия, при Феодосии I (379–395), христианство превратилось в господствующую религию Римской империи.

Видение креста императору Константину I. Гравюра. XIX в.

Борьба с ересями. Вселенские соборы

Становление христианской церкви происходило в условиях столкновений различных точек зрения по вопросам вероучения. Многие положения Евангелий вступали в противоречие с рациональным, прагматическим подходом, распространённым в античную эпоху. Это повлекло за собой возникновение многочисленных ересей, борьба с которыми стала важной частью деятельности церкви.

Первой серьёзной ересью, оспаривавшей догмат о Святой Троице, стало учение священника Ария (IV в.) – арианство. Идеи Ария были осуждены как еретические Первым Вселенским (всемирным) церковным собором (325), но его сторонники ещё несколько столетий продолжали борьбу с официальной церковью. На этом же соборе был сформулирован Символ веры, включавший основные догматы христианства. Окончательный вид он приобрёл после решений Второго Вселенского собора (381). Ещё одной ересью, осудить которую был призван Третий Вселенский собор (431), стало несторианство, названное так по имени константинопольского патриарха Нестория (428–431). На Четвёртом Вселенском соборе (451) церковь осудила монофизитство.

К концу эпохи Античности, в условиях варварских вторжений и социальных потрясений, христианская церковь утвердилась как господствующая социально-политическая организация и идейная сила, сумевшая распространить влияние далеко за пределы Римской империи.

В первые века новой эры на территории Римской империи и за её пределами начало распространяться религиозное учение, ставшее со временем мировой религией. Христианство объединяло людей разных этносов и социального положения. Первые христиане создали гибкую церковную организацию, которая легко адаптировалась к изменявшимся условиям и играла всё большую роль в жизни общества. Церковь пережила эпоху потрясений, приведших к гибели Римской империи, и способствовала рождению средневековой Европы.

Вопросы и задания

1. Какие нравственные принципы проповедует христианское учение?

2. Опишите организацию христианской церкви в первые века её существования.

3. В чём причина преследований христиан в первые века новой эры?

4. Почему произошло примирение христианской церкви и императорской власти?

5. Прочитайте Символ веры и перечислите ключевые положения христианского учения.

«Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рождённого от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога Истинного от Бога Истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, от Которого всё произошло. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребённого. И воскресшего в третий день по Писаниям. И восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца. И снова грядущего со славой судить живых и мёртвых, Его же царствию не будет конца. И в Духа Святого, Животворящего, Исходящего от Отца, Которому поклоняются и Которого славят как Отца и Сына; и Который говорил через пророков. Во единую Святую Соборную и апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мёртвых. И жизнь будущего века. Аминь».

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Императоры III в., до Диоклетиана. — Начало и успехи христианства и первые преследования. Поступательное движение германцев

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Императоры III в., до Диоклетиана. — Начало и успехи христианства и первые преследования. Поступательное движение германцев Быстрая смена правителейБольшим несчастьем было то, что с устранением от власти такого недостойного и неспособного правителя, как

Ведославие, христианство и буддизм в первые века

Ведославие, христианство и буддизм в первые века Во-первых, зададимся вопросом: что представляло из себя христианство в конце III века? Следует знать, что ещё не существовало Евангелий в том виде, как их знаем мы, ибо канон был утверждён в следующем столетии.Не был тогда

Первые школы христианства

Первые школы христианства С Патриаршего благословения европейцы становились христианами, их крестили, обучали правилам служения, иных рукополагали в сан. Здесь, в Дербенте, проходило все это! Город и есть исток, с которого началась река христианства, устремившаяся в IV

30. Какую роль играла христианская церковь в Средние века? В чем суть идейных основ средневекового христианства?

30. Какую роль играла христианская церковь в Средние века? В чем суть идейных основ средневекового христианства? Христианская церковь в Средние века играла роль связующего фактора для европейских государств. Вместе с тем церковь выполняла и идентификационную функцию.

§ 5. Первые века христианства

§ 5. Первые века христианства Возникновение христианстваХристианство – одна из мировых религий – зародилось в начале новой эры на территории Римской империи. Местом его возникновения стал Ближний Восток (Палестина). Евреи, населявшие покорённую Римом Иудею,

Страны, города и места распространения христианства к началу IV-го века

Страны, города и места распространения христианства к началу IV-го века Уже к концу I-го в. может быть констатировано значительное распространение христианства и образования христианских общин и церквей. Ко времени Траяна христианство проникло уже до Галлии, вероятно до

Митрополиты в первые три века христианства.

Митрополиты в первые три века христианства. Из среды предстоятелей епископально-парикийного строя некоторые возвысились и получили власть над другими за свои высокие личные качества, а иные — благодаря важным городам, где они занимали кафедры. Но не обошлось и здесь

Глава IV. Церковное вероучение в первые три века.

Глава IV. Церковное вероучение в первые три века. Раскрытие или развитие церковного вероучения происходит под влиянием двух мотивов — положительного и негативного. У всякого человека, хотя и в различной степени — в зависимости от его интеллигентности, образования и

Первые храмы христианства

Первые храмы христианства С патриаршего благословения европейцев крестили, обучали правилам служения Богу, иных рукополагали в сан. Здесь, в Дербенте, проходило все это! Город и есть тот исток, с которого началась река христианства, устремившаяся в IV веке в Европу.

Первые школы христианства С Патриаршего благословения европейцы становились христианами, их крестили, обучали правилам служения, иных рукополагали в сан. Здесь, в Дербенте, проходило все это! Город и есть исток, с которого началась река христианства, устремившаяся в IV

Религия в первые два века Империи

Религия в первые два века Империи Важнейшим элементом государственной религии в этот период являлся культ императоров. Как уже отмечалось, императорский культ в Риме был присоединен к культу ларов и ман, а в провинциях он был связан с почитанием прежних властителей.

НОВОСТИ БИБЛИОТЕКА КАРТА САЙТА
Атеизм Религия и современность Религиозные направления Мораль
Культ Религиозные книги Психология верующих Мистика

Имя доктора исторических наук И. С. Свенцицкой хорошо известно всем, кто интересуется древней историей вообще и историей христианства в частности. В 1980 г. вышла в свет ее книга ‘Тайные писания первых христиан’, рассказывающая о формировании вероучения и ‘священных’ текстов христиан, а в 1985 г. была опубликована книга ‘От общины к церкви’, в которой автор показывает, в силу каких причин произошло превращение сравнительно малочисленных, разрозненных, преследуемых римскими властями христианских общин в могущественную церковь, занявшую господствующее положение среди других религиозных культов Римской империи. Идя навстречу пожеланиям читателей, издательство подготовило настоящее издание, в котором объединены обе вышеназванные книги. Издание рассчитано на массового читателя.

  • О книге
  • От редакции
  • От общины к церкви (О формировании христианской церкви)
    • Предисловие
    • Римская империя в I в.
      • Возникновение империи
      • Жизнь народных масс в Италии и провинциях
      • Религиозные верования
    • Возникновение христианства
      • Положение в Палестине в I в. н. э. Кумранская община
      • Возникновение христианства: проблема источников
      • Возникновение христианства: проблемы истории
    • Первые христианские общины
      • Возникновение и состав первых христианских общин
      • Учение ранних христиан
      • Организация христианских экклесий
    • Становление епископальной церкви
      • Римская империя во II-III вв.
      • Распространение христианства
      • Становление епископальной церкви
    • Империя и христианство
      • Преследования христиан
      • Союз империи и церкви
  • Тайные писания первых христиан
    • Новый завет и апокрифы
      • Сколько «священных» книг почитали первые христиане?
      • Первые записи христианского учения
      • Отбор «священных писаний»
    • Ранние апокрифы: речения и евангелия
      • Неканонические речения в христианской литературе
      • Логии из Оксиринха
      • Иудеохристианские евангелия
    • Писания Петра и «Пастырь» Гермы
      • Евангелие Петра
      • Апокалипсис Петра
      • «Пастырь» Гермы
    • Борьба течений в христианстве II в.
      • Учение о логосе
      • Христиане-гностики
      • Монтанисты
    • Евангелия из Хенобоскиона
      • Христианство в Египте
      • Евангелие истины
      • Евангелие Филиппа
      • Евангелие Фомы
    • Апокрифические сказания о детстве Иисуса и евангельских персонажах
      • Евангелие детства
      • Сказания о Марии
      • Оправдание Понтия Пилата
    • Заключение
  • Указатель имен

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *