История нового завета

. Часть I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ_______Предисловие – 7_______ВВЕДЕНИЕ – 10
Святая Библия — Книга книг – 10
Название и содержание Библии – 14
О различных формах и способах выражения смысла Священного Писания – 18
О способах уяснения и изъяснения смысла Священного Писания – 23
Краткое содержание книги Бытия – 26_______Глава 1. ТВОРЕНИЕ БОГОМ МИРА И ЧЕЛОВЕКА
1.1. Ангельский мир – 29
1.2. Материальный мир – 31
1.3. Дни творения – 32
▪ 1.3.1. Первый день – 32
▪ 1.3.2. Второй день – 35
▪ 1.3.3. Третий день – 36
▪ 1.3.4. Четвертый день – 37
▪ 1.3.5. Пятый день – 38
▪ 1.3.6. Шестой день – 38
▪ 1.3.7. Седьмой день – 40
1.4. Сотворение первых людей и их блаженная жизнь в раю – 41
1.5. Грехопадение и его последствия – 44_______Глава 2. ДОПОТОПНОЕ И ПОСЛЕПОТОПНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
2.1. Род человеческий до потопа. Первая семья. Каин и Авель. Религиозно-нравственное состояние допотопного человечества – 48
2.2. Потомки Каина и Сифа – 51
2.3. Всемирный потоп – 53
2.4. Потомки Ноя – 58
2.5. Вавилонское столпотворение и рассеяние народов – 60
2.6. Начало идолопоклонства – 63_______Глава 3. ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
3.1. Призвание Аврама и переселение его в обетованную землю – 64
3.2. Аврам в Египте – 69
3.3. Аврам разлучается с Лотом. Освобождение Лота из плена – 70
3.4. Четвертое Богоявление Авраму – 73
3.5. Рождение Измаила – 74
3.6. Аврам получает имя Авраам – 75
3.7. Явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского. Гибель нечестивых городов – 77
3.8. Рождение Исаака и изгнание Агари – 81
3.9. Принесение Исаака в жертву Богу – 83
3.10. Смерть Сарры и женитьба Исаака – 86
3.11. Смерть Авраама – 89
3.12. Исаак и его сыновья – 90
3.13. Хитрость Ревекки и Иакова – 92
3.14. Лестница Иакова – 95
3.15. Жизнь Иакова у Лавана – 97
3.16. Иаков покидает Харран – 100
3.17. Встреча с Исавом – 102
3.18. Дальнейший путь Иакова к дубраве Мамре – 105
3.19. Братья продают Иосифа измаильтянам – 107
3.20. Иосиф в доме Потифара – 110
3.21. Сны фараона – 112
3.22. Встреча Иосифа с братьями – 115
3.23. Иосиф открывается братьям – 119_______Глава 4. ПЕРИОД ПРЕБЫВАНИЯ ЕВРЕЕВ В ЕГИПТЕ
4.1. Переселение Израиля в Египет – 122
4.2. Смерть Иакова и Иосифа – 123
4.3. Положение евреев в Египте после смерти Иосифа – 125_______Глава 5. НАЧАЛО ПЕРИОДА ВОЖДЕЙ. ПРИЗВАНИЕ МОИСЕЯ И ВЫХОД ЕВРЕЕВ ИЗ ЕГИПТА
5.1. Рождение и воспитание Моисея – 128
5.2. Призвание Моисея – 132
5.3. Казни египетские – 135
5.4. Установление Пасхи – 137
5.5. Исход из Египта – 140
5.6. Чудесный переход через Красное (Чермное) море – 142_______Глава 6. ПУТЬ ЕВРЕЕВ К СИНАЮ
6.1. Пустыня Сур – 145
6.2. Пустыня Син – 147
6.3. Рефидим – 148_______Глава 7. У ГОРЫ СИНАЙ-ХОРИВ
7.1. Заключение Завета – 152
7.2. Синайское законодательство и его значение – 153
7.3. Завет утверждается жертвенной кровью – 156
7.4. Нарушение Завета – 157
7.5. Восстановление Завета – 160
7.6. Построение походного храма и его устройство – 160
7.7. Прообразовательное значение скинии – 163
7.8. Ветхозаветное священство – 164_______Глава 8. ПУТЬ ОТ СИНАЯ К ХАНААНУ
8.1. Гробы прихоти – 166
8.2. Асироф – 169
8.3. Пустыня Фаран – 170_______Глава 9. ТРИДЦАТЬ ВОСЕМЬ ЛЕТ В ПУСТЫНЕ
9.1. Возмущение Корея, Дафана и Авирона – 174
9.2. Сомнения Моисея и Аарона – 177_______Глава 10. К ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ
10.1. Медный змей – 180
10.2. Дальнейший путь к обетованной земле – 181
10.3. Последние дни Моисея – 182_______Глава 11. ЗАВОЕВАНИЕ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ
11.1. Чудесный переход через реку Иордан – 187
11.2. Падение Иерихона – 191
11.3. Взятие Гая – 193
11.4. Хитрость жителей Гаваона – 195
11.5. Битва у Гаваона – 196
11.6. Дальнейшее завоевание и разделение земли обетованной – 198_______Глава 12. ПЕРИОД СУДЕЙ (ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО 1200-1025 ГОДЫ ДО Н.Э.)
12.1. Политическое положение и религиозное состояние Израиля после смерти Иисуса Навина – 201
12.2. Девора и Варак – 204
12.3. Гедеон – 207
12.4. Иеффай – 212
12.5. Самсон – 214
12.6. Первосвященник и судья Илий – 221
12.7. Рождение, воспитание и призвание к пророческому служению Самуила – 223
12.8. Гибель династии Илия и пленение ковчега – 225
12.9. Самуил — пророк и судья – 227_______Глава 13. ПЕРИОД ЦАРЕЙ (ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО 1040-586 ГОДЫ ДО Н.Э.)
13.1. Помазание Саула на царство – 230
13.2. Саул побеждает аммонитян – 233
13.3. Первое непослушание Саула – 235
13.4. Второе непослушание Саула – 236
13.5. Помазание Давида на царство – 238
13.6. Героический подвиг Давида – 240
13.7. Слава Давида и ревность Саула – 243
13.8. Открытое преследование Давида Саулом – 245
13.9. Смерть Самуила и Саула – 248
13.10. Воцарение Давида (1010-970 годы до н.э.) – 250
13.11. Иерусалим — столица царства Давида – 251
13.12. Расширение и укрепление царства Еврейского – 255
13.13. Нравственное падение Давида – 257
13.14. Мятеж Авессалома – 259
13.15. Воцарение Соломона и смерть Давида (970 год до н.э.) – 261
13.16. Соломон — мудрый судья и правитель – 263
13.17. Построение Иерусалимского храма – 266
13.18. Богатство Соломона и его нравственное падение – 270
13.19. Разделение царства Еврейского на Иудейское и Израильское (930 год до н.э.) – 272
13.20. Краткий обзор истории царства Израильского (930-721 годы до н.э.) – 274
13.21. Краткий обзор истории Иудейского царства (930-586 годы до н.э.) – 277_______Глава 14. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОРОКОВ В ИЗРАИЛЬСКОМ И ИУДЕЙСКОМ ЦАРСТВАХ
14.1. Пророк Илия – 284
14.2. Пророк Елисей – 289
14.3. Пророк Иона – 291
14.4. Пророки Амос и Осия – 294
14.5. Пророк Исаия – 296
14.6. Пророк Иеремия – 298
14.7. Малые пророки в Иудее до вавилонского плена: Авдий, Иоиль, Михей, Наум, Аввакум, Софония – 300_______Глава 15. ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН
15.1. «На реках вавилонских» – 304
15.2. Пророк Иезекииль – 307
15.3. Пророк Даниил – 309
15.4. Друзья пророка Даниила в печи вавилонской – 312_______Глава 16. ПЕРСИДСКОЕ ВЛАДЫЧЕСТВО (539-333 ГОДЫ ДО Н.Э.)
16.1. Падение Вавилонского царства – 314
16.2. Пророк Даниил, брошенный на растерзание львам – 316
16.3. Возвращение из плена – 318
16.4. Сооружение второго храма – 320
16.5. Деятельность священника Ездры – 322
16.6. Деятельность Неемии – 324_______Глава 17. ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА (333-63 ГОДЫ ДО Н.Э.)
17.1. Иудея под властью царей египетских. Перевод Священного Писания на греческий язык – 328
17.2. Иудея под властью сирийских царей (199-143 годы до н.э.) – 330
17.3. Освободительная война под предводительством Маккавеев – 332_______Глава 18. ПРАВЛЕНИЕ МАККАВЕЙСКОЙ, ИЛИ АСМОНЕЙСКОЙ, ДИНАСТИИ (143-63 ГОДЫ ДО Н.Э.) – 335_______Глава 19. ПЕРИОД РИМСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА
19.1. Царь Ирод – 338
19.2. Религиозно-нравственное состояние иудеев перед пришествием в мир Спасителя – 340
▪ 19.2.1. Фарисеи – 341
▪ 19.2.2. Саддукеи – 342
▪ 19.2.3. Ессеи – 343_______Глава 20. ВСЕОБЩЕЕ ОЖИДАНИЕ СПАСИТЕЛЯ
20.1. Иудейские рассеяния – 344
20.2. Состояние языческого мира – 346_______Часть II. НОВЫЙ ЗАВЕТ_______Предисловие – 353_______ВВЕДЕНИЕ – 355
Краткие сведения о Евангелии – 355
▪ Евангелие от Матфея – 359
▪ Евангелие от Марка – 360
▪ Евангелие от Луки – 362
▪ Евангелие от Иоанна – 364
Евангелие — Книга жизни – 366
Палестина во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа – 372
▪ Историко-географическое описание Палестины – 372
▪ Политическое положение Палестины – 378
Религиозно-нравственное состояние еврейского народа во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа – 384_______Глава 1. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО И ЕГО ЖИЗНЬ ДО НАЧАЛА ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ
1.1. Рождество Богородицы, Ее воспитание при храме и жизнь в Назарете – 390
1.2. Благовестие Захарии – 395
1.3. Благовещение Деве Марии – 397
1.4. Посещение Пресвятой Девой Марией праведной Елисаветы – 399
1.5. Рождение Иоанна Предтечи – 401
1.6. Откровение праведному Иосифу о Боговоплощении – 402
1.7. Рождество Христово – 404
1.8. Поклонение пастухов – 406
1.9. Обрезание и Сретение Господне – 407
1.10. Поклонение волхвов – 410
1.11. Бегство в Египет и избиение младенцев – 413
1.12. Смерть Ирода и возвращение Святого Семейства на родину – 415
1.13. Жизнь Иисуса Христа в Назарете. Первое посещение храма – 416
1.14. Святой Иоанн Креститель. Его жизнь и проповедь – 420
1.15. Явление Иисуса Христа народу. Крещение Его на Иордане – 426
1.16. Искушение в пустыне – 428
1.17. Возвращение Христа на Иордан. Первые Его ученики – 434
1.18. Первое чудо в Кане Галилейской – 438_______Глава 2. ПЕРВЫЙ ГОД ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА СПАСЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА
2.1. Переселение в Капернаум – 442
2.2. Христос в Иерусалиме на празднике Пасхи – 443
2.3. Беседа Иисуса Христа с Никодимом – 445
2.4. Проповедь в Иудее и последнее свидетельство Иоанна Крестителя – 449
2.5. Беседа Иисуса Христа с самарянкой – 450
2.6. Проповедь Иисуса Христа в Галилее – 456
2.7. Заочное исцеление сына царедворца – 457
2.8. Проповедь в назаретской синагоге – 458
2.9. Чудесный улов рыбы и призвание первых учеников – 461
2.10. Исцеление бесноватого в Капернауме – 463
2.11. Исцеление тещи Петра и многих больных в Капернауме – 464
2.12. Исцеление расслабленного в Капернауме – 467
2.13. Призвание Левия-Матфея к апостольскому служению – 468_______Глава 3. ВТОРОЙ ГОД ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА СПАСЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА
3.1. Иисус Христос в Иерусалиме на второй Пасхе – 471
3.2. Исцеление расслабленного в Доме милосердия – 473
3.3. Срывание колосьев и спор о субботе – 475
3.4. Исцеление сухорукого – 477
3.5. Избрание двенадцати апостолов – 479
3.6. Нагорная проповедь – 481
3.7. Исцеление слуги римского сотника – 486
3.8. Воскрешение сына наинской вдовы – 488
3.9. Посольство Иоанна Крестителя к Иисусу Христу – 489
3.10. Иисус Христос в доме Симона фарисея – 491
3.11. Исцеление бесноватого и богохульство фарисеев – 493
3.12. Учение в притчах о Царстве Божием – 495
▪ 3.12.1. Притча о сеятеле – 496
▪ 3.12.2. Притча о зерне горчичном – 497
▪ 3.12.3. Притча о закваске – 498
▪ 3.12.4. Притчи о сокровище и о купце, ищущем драгоценную жемчужину – 499
▪ 3.12.5. Притча о плевелах – 500
3.13. Укрощение бури – 501
3.14. Исцеление бесноватого в стране Гадаринской – 503
3.15. Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери начальника синагоги – 504
3.16. Отправление апостолов на проповедь – 507
3.17. Смерть Иоанна Крестителя – 510
3.18. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами – 513
3.19. Хождение Иисуса Христа по воде – 515
3.20. Беседа о хлебе жизни – 516_______Глава 4. ТРЕТИЙ ГОД ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА СПАСЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА
4.1. Беседа с фарисеями о предании старцев – 520
4.2. Исцеление дочери сирофиникиянки – 522
4.3. Исповедание апостолом Петром тайны Сына Человеческого – 525
4.4. Преображение Господне – 529
4.5. Исцеление бесноватого отрока-лунатика – 532
4.6. Последние дни пребывания в Галилее – 533
4.7. Иисус Христос в Иерусалиме на празднике кущей – 534
4.8. Женщина, взятая в прелюбодеянии, перед судом Спасителя – 537
4.9. Покушение фарисеев побить камнями Иисуса Христа – 540
4.10. Исцеление слепорожденного – 542
4.11. Притча о добром пастыре – 545
4.12. Христос на празднике обновления – 549
4.13. Общественное служение Иисуса Христа в Заиорданье – 550
4.14. Поучения в притчах о любви Бога к человеку и людей друг ко другу – 552
▪ 4.14.1. Притча о пропавшей овце – 552
▪ 4.14.2. Притча о потерянной драхме – 553
▪ 4.14.3. Притча о блудном сыне – 554
▪ 4.14.4. Притча о милосердном самарянине – 558
▪ 4.14.5. Притча о мытаре и фарисее – 560
▪ 4.14.6. Притча о судье неправедном – 561
4.15. Беседа Христа с богатым юношей о богатстве – 562
4.16. Притча о богаче и нищем Лазаре – 564
4.17. Исцеление десяти прокаженных – 568
4.18. Учение Иисуса Христа о браке и безбрачии – 571
4.19. Благословение детей – 576
4.20. Притча о виноградарях, призванных на работу в разное время дня – 577
4.21. Воскрешение Лазаря – 580
4.22. Тайное решение синедриона – 584
4.23. Христос в Ефраиме и Его последнее путешествие в Иерусалим на праздник Пасхи – 585
4.24. Исцеление слепого у Иерихонских ворот – 588
4.25. Обращение Закхея – 589_______Глава 5. СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ. ПЯТЬ ВЕЛИКИХ ДНЕЙ. КРЕСТНАЯ СМЕРТЬ ИИСУСА ХРИСТА
5.1. Христос в Вифании за шесть дней до Пасхи – 591
5.2. Торжественный вход Господень в Иерусалим – 593
5.3. Великий Понедельник – 597
▪ 5.3.1. Проклятие бесплодной смоковницы – 597
▪ 5.3.2. Второе изгнание торгующих из храма. Дети, прославляющие Господа – 599
5.4. Великий Вторник – 600
▪ 5.4.1. Последнее посещение храма – 600
▪ 5.4.2. Притча о двух сыновьях – 602
▪ 5.4.3. Притча о злых виноградарях – 602
▪ 5.4.4. Вопрос о подати кесарю – 604
▪ 5.4.5. Вопрос саддукеев о воскресении мертвых – 606
▪ 5.4.6. Вопрос о наибольшей заповеди в законе – 607
▪ 5.4.7. Обличительная речь против книжников и фарисеев – 608
▪ 5.4.8. Лепта вдовы – 610
▪ 5.4.9. Встреча с еллинами – 611
▪ 5.4.10. Пророчество о разрушении Иерусалима – 613
▪ 5.4.11. Пророчество о будущем Церкви и о Втором Его Пришествии – 616
▪ 5.4.12. Притча о десяти девах – 618
▪ 5.4.13. Притча о талантах – 620
▪ 5.4.14. Беседа о Страшном Суде – 622
5.5. Великая Среда. Предательство Иуды – 625
5.6. Великий Четверг – 627
▪ 5.6.1. Тайная Вечеря – 627
▪ 5.6.2. Иуда покидает пасхальную трапезу – 629
▪ 5.6.3. Установление таинства Евхаристии – 630
▪ 5.6.4. Прощальная беседа с учениками – 631
▪ 5.6.5. На пути в Гефсиманию – 634
▪ 5.6.6. Гефсиманская молитва – 635
▪ 5.6.7. Предательский поцелуй Иуды – 638
▪ 5.6.8. На допросе у первосвященника Анны. Отречение Петра – 639
▪ 5.6.9. Суд синедриона – 641
▪ 5.6.10. Смерть предателя – 643
5.7. Великая Пятница – 645
▪ 5.7.1. Иисус Христос на суде у Понтия Пилата – 645
▪ 5.7.2. Крестный путь на Голгофу – 651
▪ 5.7.3. Распятие и крестная смерть Иисуса — Агнца Божия – 653
▪ 5.7.4. После распятия и смерти – 658
▪ 5.7.5. Погребение – 659_______Глава 6. ЕВАНГЕЛЬСКИЕ СОБЫТИЯ ОТ ВОСКРЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ДО СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ
6.1. Воскресение Христово – 662
6.2. Явление Марии Магдалине и другим мироносицам – 664
6.3. Реакция синедриона – 666
6.4. Явление двум ученикам на пути в Эммаус – 666
6.5. Явление всем апостолам, кроме Фомы – 669
6.6. Явление воскресшего Христа одиннадцати апостолам – 670
6.7. Явление Христа апостолам на Тивериадском озере – 672
6.8. Явление Христа Своим последователям на горе в Галилее – 674
6.9. Вознесение Господне – 675
6.10. Сошествие Святого Духа на апостолов – 677_______Заключение – 679_______ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Сокращенные обозначения книг Библии – 682
Приложение 2. Хронологическая таблица основных периодов и важнейших событий библейской истории Ветхого Завета – 687
Приложение 3. Хронологическая таблица важнейших событий библейской истории Нового Завета – 691
Приложение 4. Библейский календарь – 693
Приложение 5. Археологические подтверждения библейских событий – 696
Приложение 6. Библиографический список – 723
Приложение 7. Евангельская история в художественной литературе – 768

О картине О художнике Материалы Галерея

Проникнувшись верой в пророческую роль художника, в возможность с помощью искусства преобразить человечество, нравственно усовершенствовать его, Александр Иванов в своём творчестве стремился осмыслить основные вопросы бытия человека, выдвинуть значительные философские и моральные проблемы. Понимая, что глобальная тема требует новой адекватной формы воплощения, художник, находясь в Италии, начал серьезно изучать религиозную живо­пись Джотто и мастеров Возрождения: Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Фра Анджелико, Леонардо да Винчи. Он хотел понять, как выдающиеся мастера прошлого воплощали великие идеи.

Жизненным подвигом художника, в результате осмысления Евангелия, стала многолетняя работа над огромной картиной «Явление Христа народу» (1837—1857, Третьяковская галерея).

Используя евангельский сюжет, изображая сцену крещения и момент, когда Иоанн Креститель возвещает о явлении Христа, художник рассматривал легендарное событие как реальное, историческое, основное содержание которого — духовный переворот в жизни угнетённого человечества, начало его освобождения и нравственного возрождения.

На огромном полотне площадью сорок с половиной квадратных метров разворачивается сцена крещения наро­да Иоанном Крестителем, взятая из Евангелия от Иоанна. Несколько переосмыслив сюжет, Иванов делает акцент на первом явлении Христа народу, проповеди Крестителя и на восприятии происходящего разными группами персонажей картины. Толпа собравшихся на берегу Иордана людей развернута перед зрителями в виде фриза. Этот традиционный академический прием дает возможность внимательно изучить особенности каждого образа, его роль в картине и понять суть взаимоотношений различных композиционных элементов произведения.

Иванов, берясь за кисть, руководствовался лишь общей идеей будущего произве­дения. Работая над эскизами, живописец слой за слоем словно совлекал покровы с замысла, проходя долгий и томительный путь исканий, исправлений в создании совершенной формы воплощения своей идеи. Во многом этим объяснялась длительность над произведением.

В процессе работы над картиной было создано большое число эскизов, различных вариантов композиции, множество этюдов с натуры, как в связи с работой над отдельными образами, так и для пейзажного окружения. Создавались и так называемые «ансамбли» — отдельные группы фигур, прорабатывались всевозможные детали — вплоть до изображения рук и ног в различных положениях. Это была титаническая работа, требовавшая напряжения всех духовных и физических сил, методичности и огромного терпения. Особенно много внимания уделялось поискам определенных человеческих типов, достижению наибольшей выразительности внешнего и внутреннего облика многочисленных персонажей картины.

При собирании подготовительного материала для картины Александр Иванов не шел проторенными путями. Но более всего его привлекали человеческие типа­жи, особенно типы евреев, необходимые для воплощения темы из библейской истории. В поисках персонажей будущей картины Иванов стал частым гостем в еврейском квартале Рима, располагав­шемся неподалеку от театра Марцелла. Известно, что в Риме, на знаменитой Испанской лестнице в ожидании клиентов собирались профессиональные натурщики. Они могли принять любую позу в соответ­ствии с замыслом художника. Их услугами охотно пользовались коллеги масте­ра. Художник посещал синагоги, а в летнее время на берегу моря наблюдал за купанием богатых еврейских негоциантов. Также посещал Ливорно, Перуджу, Пизу и Синигалию в поисках натуры. Известно, что Андрей Иванов находился в тесной дружбе с Николаем Васильевичем Гоголем, с которого писал одного из персонажей своей картины. Одновременно он делал, как известно, этюды с античных статуй и продолжал изучение произведений Рафаэля, Тициана, Веронезе, а также искусства Проторенессанса. Не забывал Иванов и о Пуссене, хорошо знакомом ему еще по Академии. Все это творчески переосмысливалось, что само по себе уже было принципиально новым.

Новаторские живописные поиски Иванова проявились и в стремлении изобразить обнаженное человеческое тело на открытом воздухе, передать изменения цвета кожи в зависимости от освещения, воссоздать широкое и глубокое пространство, наполненное светом и воздухом. Вместе с запечатлением сложнейших переживаний разных по возрасту и характеру людей это нашло свое выражение на его огромном полотне, свидетельствуя о больших реалистических достижениях. Последние особенно ярко сказались в его многочисленных натурных этюдах, отличавшихся особой свободой и смелостью.

Важнейшую роль в картине играет пейзаж. Не сумев побывать в Палестине, где происходило евангельское событие, художник воспроизвел природу Римской Кампаньи с характерным ярким и контрастным итальянским освещением. Он нашел в окрестностях Рима городок Субиако, который своим расположением на высокой каменистой горе мог походить на города Палестины.

Иванов каждое лето работал в окрестностях Рима или Неаполя. Наибольшей яркостью и полнотой художественного выражения отли­чаются пейзажи второй половины 1840-х и начала 1850-х го­дов. Новаторский характер этих произведений уже давно признан исследователями.

Большинство пейзажей Иванова было задумано и начато в связи с работой над картиной «Явление Христа народу», однако даже те из них, в которых связь с картиной оче­видна, обладают вполне самостоятельной эстетической ценностью.

Многие пейзажные этюды уже в процессе их создания переросли свое первоначальное служебное назначе­ние, превратившись в законченные картины; другие же, как, например, знаменитая «Аппиева дорога при закате солнца», мыслились художником как самостоятельные произведения.
Произведение «Явление Христа народу» свидетельствовало о высо­ком гуманизме и величии духа русского художника. Это был страстный, выраженный на языке живописи призыв художника-гуманиста к человеческому разуму и общественной совести, особенно ценными в эпоху подавления в России всякого свободомыслия и человеческого достоинства. По за­мыслу Иванова, его картина и в эстетическом отношении должна была быть совершенной, воплощать лучший опыт искусства предшествующих эпох и открывать путь в будущее.

Работая над полотном около двадцати лет, художник постепенно охладевал к самой идее своего детища. Он начинал работу над картиной с пафосной мыслью о том, что в явлении Мессии и в обращении к Христу заключен залог нравственного совершенствования и духовного спасения человечества. Но в процессе работы художнику открылась печальная истина, что времена просто­душного упования на Спасителя и неве­дения зла безвозвратно прошли, а кон­фликты в мире нельзя разрешить с помощью одной веры. В результате кар­тина так и осталась незаконченной.

Между тем срок его двадцативосьмилетнего пребывания в Италии подходил к концу, предстояло возвращение на родину.

Перед отправкой полотна Александр Иванов открыл двери студии для посторонних. Выставка картины «Явление Мессии», так ее называли тогда в Риме, обратила на себя значительное внимание. В течении десяти дней в ателье живописца толпился народ.

Без посторонней помощи, без поддержки официальных кругов упаковать картину и трансформировать ее было невозможно. Александр Иванов решил следовать за своей картиной, поэтому его путешествие из Рима в Петербург было непростым и хлопотным делом.

Холст был снят с подрамника, свернут на специальный вал и помещен в ящик. Задержавшись в Риме, художник прибыл в морской порт позднее своего багажа. Когда лодка доставила художника на французский пароход, он обнаружил, что картину не погрузили. Именно в этот момент ее спускали с парохода. Ящик с картиной не вошел в трюм, и поэтому Иванову пришлось брать разрешение, для того, чтобы оставить ящик с картиной на палубе. Начался многодневный, полный опасностей путь. Корабль попал шторм. Пережив волнения стихии, художник столкнулся с бюрократическими препонами: в Марселе начались таможенные неприятности. При отправке ящика из Парижа опять возникли затруднения — не нашлось вагона, куда бы он вошел. Иванов нанял комиссионера и вручил ему дальнейшее сопровождение груза. Пробыв краткое время в Париже, мастер прибыл в Гамбург и не обнаружил там своей картины. Судьба колоссального труда было под угрозой. Наконец груз прибыл. Но художник во время вояжа через Германию тяжело заболел и вынужден был задержаться там для консультации с врачами, а в петербургской печати уже появилось сообщение о скором прибытии «важнейшего произведения русского искусства».

Картина была выставлена снача­ла в Зимнем дворце, а затем и в Акаде­мии художеств. Одновременно с «Явлением Мессии» в Зимнем демонстрировалась гигантская баталия французского художника Адольфа Ивона «Куликовская битва», которая почти затмила полотно Иванова.

Труд всей жизни художника, которому он отдал более 20 лет, встретили холодно. В столице появились слухи, что царь Николай II хочет дать за картину вместо предполагавшихся тридцати тысяч только десять или даже восемь. От бессмысленных хлопот, равнодушия и унижения художник безмерно устал. После очередной поездки ко двору, в Петергоф, где его не соизволили принять, он слег. Три дня спустя, 3 июля 1858 года, он скончался от холеры в доме своих друзей братьев Боткиных. Словно в насмешку, через несколько часов после смерти живописца явился посыльный с конвертом из придворной конторы и уведомил, что царь приобретает картину за 15 тысяч и милостиво жалует Иванову орден Святого Владимира.

В 1862 году открылся Московский Публичный Румянцевский музей, располагавшийся в здании Пашкова дома. Это был музей, целиком состоящий только из подаренных произведений. По высочайшему повелению императора Александра II полотно кисти А. А. Иванова было передано туда. Оно экспонировалась в зале второго этажа и вместе с этюдами, рисунками и изображениями самого художника занимало четыре зала.

Более шестидесяти лет находилась картина Иванова в Пашковском доме. В 1925 году вышло постановление о «ликвидации Картинной галереи бывшего Румянцевского музея» и организации в том же здании Музея книги. Все живописные произведения передавались в фонды Государственной Третьяковской галереи. Однако, разместить ивановское полотно такого размера в тесных помещениях галереи было невозможно, и решено было пристроить специальный зал. На некоторое время картина и этюды оставались в залах Библиотеки им. В. И. Ленина. Так завершилась многотрудная «одиссея» картина кисти Александра Андреевича Иванова.

Художник исполнил более 600 этюдов и эскизов, включая рисунки. Эти этюды явились замечательной школой реализма и для последующего поколения художников. Картина «Явление Христа народу» осталась в истории русского искусства замечательной школой углублённой работы над натурой, над различными компонентами картины.

См. также Священная Библейская история Ветхого Завета

Предисловие

1. Введение Краткие Сведения о Евангелии Евангелие от Матфея Евангелие от Марка Евангелие от Луки Евангелие от Иоанна 2. Евангелие – Книга Жизни 3. Палестина во Время Иисуса Христа Историко-географическое описание Палестины Политическое положение Палестины 4. Религиозное Состояние Еврейского народа Глава I. Рождество Христово и Его Жизнь до Начала Общественного Служения Рождество Богородицы, Ее воспитание при храме и жизнь в Назарете Благовестие Захарии. Лк. 1:5–25 Благовещение Деве Марии. Лк. 1:26–38 Посещение Девой Марией Праведной Елисаветы. Лк. 1: 39–56 Рождение Иоанна Предтечи. Лк. 1:57–80 Откровение Праведному Иосифу о Боговоплощении. Мф. 1: 18–25 Рождество Христово. Лк. 2:1–20; Мф. 1:18–25 Поклонение пастухов. Лк. 2:8–20 Обрезание и Сретение Господне. Лк. 2:21–30 Поклонение волхвов. Мф. 2:1–12 Бегство в Египет и избиение младенцев. Мф. 2: 13–18 Смерть Ирода и возвращение Святого Семейства на родину. Мф. 2:19–23 Жизнь Иисуса Христа в Назарете. Первое посещение храма. Лк. 2:40–52 Святой Иоанн Креститель, его жизнь и проповедь. Ин. 1: 1–34; Мф. 3:1–12; Мк. 1:1–8; Лк. 3:1–20 Явление Иисуса Христа народу. Крещение Его на Иордане. Ин. 1:29–34; Мф. 3:13–17; Мк. 1:9–11; Лк. 3:21–22 Искушение в пустыне. Мф. 4:1–11; Мк. 1:12–13; Лк. 4: 1–13 Возвращение Христа на Иордан. Первые Его ученики. Ин. 1: 19–51 Первое чудо в Кане Галилейской. Ин. 2:1–11 Глава II. Первый Год Общественного Служения Господа Иисуса Христа Переселение в Капернаум. Христос в Иерусалиме на празднике Пасхи. Ин. 2: 13–23 Беседа с Никодимом. Ин. 3:2–21 4. Проповедь в Иудее и последнее свидетельство Иоанна Крестителя. Ин. 3:22–36 Беседа с Самарянкой. Ин. 4:7–42 Проповедь Иисуса Христа в Галилее Заочное исцеление сына царедворца. Ин. 4:46–54 Проповедь в Назаретской синагоге. Лк. 4:16–30; Мк. 6: 1–4 Чудесный улов рыбы и призвание первых учеников. Мф. 4: 18–22; Мк. 1:16–20; Лк. 5:1–11 Исцеление бесноватого в Капернауме. Мк. 1:21–28; Лк. 4: 31–37 Исцеление тещи Петра и многих больных в Капернауме. Мф. 8:14–17; Мк. 1:29–38; Лк. 4:38–44 Исцеление расслабленного в Капернауме. Мк. 2:1–12; Мф. 9:1–8; Лк. 5:17–26 Призвание Левия-Матфея. Мф. 9:9–13; Мк. 2:13–17; Лк. 5: 27–32 Глава III. Второй Год Общественного Служения Вторая Пасха Иисуса Христа в Иерусалиме. Исцеление расслабленного в «доме милосердия». Ин. 5: 1–47 Срывание колосьев и спор о субботе. Мф. 12:1–8; Мк. 2: 23–28; Лк. 6:1–5 Исцеление сухорукого. Мф. 12:9–13; Мк. 3:1–6; Лк. 6: 6–11 Нагорная проповедь. Мф. 5:1–7:29; Лк. 6:20–49 Исцеление слуги Римского сотника. Мф. 8:5–13; Л к. 7:1–10 Воскрешение сына наинской вдовы. Лк. 7:11–17 Посольство Иоанна Крестителя к Иисусу Христу. Мф. 11:1–19; Лк. 7:18–35 Иисус Христос в доме Симона-фарисея. Лк. 7:36–50 Исцеление бесноватого и богохульство фарисеев. Мф. 12: 22–37; Мк. 3:20–30; Лк. 14–26 Учение в притчах о Царстве Божием Притча о сеятеле. Мф. 13:1–23; Мк. 4:1–20; Лк. 8: 5–15 Притча о зерне горчичном. Мф. 13:31–32; Мк. 4: 30–33 Притча о закваске. Мф. 13:33 Притчи о сокровище и о драгоценной жемчужине. Мф. 13: 44–46 Притча о плевелах. Мф. 13:24–30; 36–43 Укрощение бури. Мф. 8:23–27; Мк. 4:35–41; Лк. 8: 22–25 Исцеление бесноватого в стране Гадаринской. Мф. 8:28–34; Мк. 5:1–20 Лк. 8:26–39 Исцеление кровоточивой и воскрешение девицы. Мф. 9: 18–26; Мк. 5:22–43; Лк. 8:41–56 Отправление апостолов на проповедь. Мф. 10:1–42; Мк. 6: 7–13; Лк. 9:1–6 Смерть Иоанна Крестителя. Мф. 14:6–12; Мк. 6: 17–29 Чудесное насыщение народа пятью хлебами. Мф. 14:13–21; Мк. 6:31–44; Лк. 9:11–17 Ин. 6:1–14 Хождение Иисуса Христа по воде. Мф. 14:22–34; Мк. 6: 45–53; Ин. 6:16–21 Беседа о хлебе жизни. Ин. 6:22–71 Глава IV. Третий Год Общественного Служения Беседа с фарисеями о предании старцев. Мф. 15:1–20; Мк. 7: 1–23 Исцеление дочери хананеянки. Мф. 15:21–28; Мк. 7: 24–30 Исповедание апостолом Петром Божества Христова. Мф. 16: 13–26; Мк. 8:27–38; Лк. 9:18–27 Преображение Господне. Мф. 17:1–13; Мк. 9:1–9; Лк. 9: 28–36 Исцеление бесноватого отрока. Мф. 17:14–21; Мк. 9: 14–29; Лк. 9:37–43 Последние дни пребывания в Галилее. Иисус Христос в Иерусалиме на празднике Кущей. Ин. 7: 2–52 Женщина, взятая в прелюбодеянии, перед судом Спасителя. Покушение фарисеев побить камнями Иисуса Христа. Ин. 8: 12–59 Исцеление слепорожденного. Ин. 9:1–41 Притча о добром пастыре. Ин. 10:1–21 Христос на празднике Обновления. Ин. 10:22–42 Поучения в притчах о любви Бога к человеку и людей друг ко другу Притча о пропавшей овце Лк. 15:1–7 Притча о потерянной драхме Лк. 15:8–10 Притча о блудном сыне. Лк. 15:11–32 Притча о милосердном Самарянине. Лк. 10:25–37 Притча о мытаре и фарисее. Лк. 18:9–14 Притча о судье неправедном. Лк. 18:1–8 Беседа Христа с богатым юношей о богатстве. Мф. 19: 16–30; Мк. 10:17–31; Лк. 18:18–30 Притча о богаче и Лазаре. Лк. 16:19–31 Исцеление десяти прокаженных. Лк. 17:11–19 Учение Иисуса Христа о браке и девстве. Мф. 19:1–12; Мк. 10:1–12; Лк. 16:18 Благословение детей. Мф. 19:13–15; Мк. 10:13–16; Лк. 18:15–17 Воскрешение Лазаря. Ин. 11:1–46 Тайное решение синедриона. Ин. 11:47–53 Последнее путешествие Христа в Иерусалим. Мф. 20:17–28; Мк. 10:32–45; Лк. 18:31–34 Исцеление слепого у Иерихонских ворот. Лк. 18: 35–43 Обращение Закхея. Лк. 19:1–10 Глава V. Страстная Неделя. Крестная Смерть Иисуса Христос в Вифании за шесть дней до Пасхи. Ин. 12:1–11; Мк. 14:1–11 Торжественный вход Господень в Иерусалим. Мф. 21:1–11; Мк. 11:1–11; Лк. 19:29–44; Ин. 12:12–19 Великий Понедельник. Проклятие бесплодной смоковницы. Мф. 21:18–22; Мк. 11:12–26 Второе изгнание торгующих из храма. Дети, прославляющие Господа. Мф. 21:12–17; Мк. 11:15–19 Великий Вторник. Последнее посещение храма. Мф. 21: 23–27; Мк. 11:27–33; к. 20:1–8 Притча о двух сыновьях. Мф. 21:28–32 Притча о злых виноградарях. Мф. 21:33–46; Мк. 12:1–12; Лк. 20:9–19 Вопрос о подати кесарю. Мф. 22:15–22; Мк. 12:13–17; Лк. 20:20–26 Вопрос саддукеев о воскресении мертвых. Мф. 22:23–33; Мк. 12:18–27; Лк. 20:27–40 Вопрос о наибольшей заповеди. Мф. 22:34–40; Мк. 12: 28–34 Обличительная речь против книжников и фарисеев. Мф. 22: 41–46; 23:13–39 Лепта вдовы. Мк. 12:41–44; Лк. 21:1–4 Встреча с еллинами. Ин. 12:20–50 Пророчество о разрушении Иерусалима. Мф. 24:1–28; Мк. 13:1–23; Лк. 21:5–24 Пророчество о Втором пришествии Христа. Мф. 24:1–31; Мк. 13:1–37; Л к. 21:5–36 Притча о десяти девах. Мф. 25:1–13 Притча о талантах. Мф. 25:14–30 Беседа о Страшном Суде. Мф. 25:31–46 Великая Среда. Предательство Иуды. Мф. 26:3–5; 14–16; Мк. 14:1–2; 10–11; Лк. 22:1–6 Великий Четверг. Тайная вечеря. Мф. 26:17–35; Мк. 14: 12–25; Л к. 22:7–38; Ин. 13:1–38 Иуда покидает Пасхальную трапезу Установление таинства Евхаристии Прощальная беседа. Ин. 13–16 На пути в Гефсиманию Гефсиманская молитва. Мф. 26:36–46; Мк. 14:32–42; Лк. 22:39–46; Ин. 18:1 Предательский поцелуй Иуды. Мф. 26:45–56; Мк. 14: 41–52; Лк. 22:45–52 Ин. 18:2–12 На допросе у первосвященника Анны. Отречение Петра. Мф. 26:58, 69–75; Мк. 14, 54:66–72; Лк. 22:54–62; Ин. 18:13–14; 19–27 Суд Синедриона. Мф. 26:57–66; Мк. 14:53–64; Лк. 22: 54 Смерть предателя. Мф. 27:3–10 Великая Пятница. На суде у Пилата Крестный путь на Голгофу. Мф. 27:31–34; Мк. 15:20–23; Лк. 23:26–33; Ин. 19:16–17 Распятие и Крестная смерть Иисуса-Агнца Божия. Мф. 27: 34–50; Мк. 15:23–37; Лк. 23:33–46; Ин. 19:18–30 После распятия и смерти. Мф. 27:51– 56; Мк. 15:38–41; Лк. 23:45–49 Погребение. Мф. 27:57–66; Мк. 15:42–47; Лк. 23:50–55: Ин. 19:38–42 Глава VI. Евангельские События после Воскресения Воскресение Христово. Мф. 28:1–10; Мк. 16:1–8; Лк. 24:1–11 Явление Марии Магдалине и другим мироносицам. Мк. 16: 9–11; Лк. 24:12; Ин. 20, 1–18 Реакция Синедриона. Мф. 28:11–15 Явление двум ученикам на пути в Эммаус. Лк. 24: 13–35 Явление всем апостолам, кроме Фомы. Лк. 24:36–48; Ин. 20:19–23 Явление одиннадцати апостолам Явление на Тивериадском озере. Ин. 21:1–25 Явление Христа на горе в Галилее. Мф. 28:16–20 Вознесение Господне. Лк. 24:48–50; Деян. 1: 4–8 Сошествие Святого Духа на апостолов. Деян. 2 Заключение Приложение 1. Сокращенные Обозначения Книг Библии Приложение 2. Хронологическая Таблица Важнейших Событий Библиография

Священная Библейская история Нового Завета – это история искупительного Крестного подвига Господа нашего Иисуса Христа, история установления Нового благодатного союза человека с Богом.

На первых своих страницах Св. Библия свидетельствует, что Всемогущий Бог по Своей Любви и Благости создал весь мир и человека, наделив его духовными талантами, и сделал его царем и хранителем мира. Раскрывая в себе образ Божий, человек все больше и больше уподоблялся бы своему Творцу и вместе с тем превратил бы всю землю в рай. Но человек не выполнил своего назначения. Не пожелав духовного совершенства и жизни с Богом, он пренебрег Любовью Творца, порвал союз с Небом и стал рабом падшего ангела – диавола. Как блудный сын, он уходил от своего Творца все дальше и дальше в область мрака и небытия. Тот, кто был призван стать царем и творцом природы, стал ее рабом, губителем и грабителем. Порвав благодатный союз с Богом, человек постепенно умирал. После грехопадения он стал бессильным восстановить свою падшую, расколотую грехом природу и победить смерть.

Умирающему во грехах человечеству нужна была Божественная рука помощи, новый спасительный акт Божественной Любви, который бы восстановил разлагающуюся природу человека, соединил бы его с Источником Жизни и вновь даровал бы ему достоинство человека, как высшего творения Божия. И Любящий Творец не оставил Свое любимое творение, Он нисходит к умирающему человеку и спасает его.

Этот творческий Божественный акт Жертвенной Любви в отпавшем от Бога греховном мире совершило то же Божественное Слово, Которым вначале было создано все тварное бытие. «Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:2–3).

Чтобы осуществить спасение человеческого рода. Предвечное Слово Божие – Вторая Ипостась Святой Троицы, Сын Божий посредством воплощения принимает человеческую природу и становится подобным нам Человеком, кроме греха,

«И Слово стало плотию, – свидетельствует евангелист Иоанн Богослов, – и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14).

Как в начале всех вещей совершилась непостижимая для разума тайна сотворения мира, так по исполнении времен совершилась столь же непостижимая тайна воплощения Бога – Слова. По словам ап. Павла, это событие есть «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим. 3:16). Эта – «великая благочестия тайна» и составляет предмет Священной Библейской истории Нового Завета.

Сведения о том, как «Слово стало плотию, и обитало с нами», т. е. о Рождестве Христовом, Его Божественном учении, крестной смерти, воскресении и вознесении, мы узнаем из четырех Евангелий: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *