Исцеление кровоточивой женщины

(Мф. 9:18–26 Мк. 5:22–43; Лк. 8:41–56)

Эти два чуда рассказаны синоптиками в связи одно-с другим. Начало одного чуда, прерывается повествованием о другом. Связь по времени, возможно, имеет и внутренний смысл, т. к. в обоих случаях – как у Иаира, так и у кровоточивой женщины проявляется исключительная сила веры? следствием которой явились величайшие чудеса. Об этих чудесах, совершенных в Капернауме, позднее Сам Христос с горечью говорил: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы силы, явленные в тебе, были явлены в Тире и Сидоне», (т. е. в языческих городах), «то они давно бы во вретеще и пепле покаялись…»

Евангелист Марк дает нам более подробный рассказ об упомянутых чудесах. Он говорит так:

«И вот приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усиленно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы выздоровела и осталась жива. Иисус пошел с ним…»

Иаир нисколько не сомневался, что Христос, возложением Своих рук, может предупредить смерть умирающей дочери, тем более, что он, конечно, знал об недавно происшедшем здесь же, в Капернауме, исцелении Христом смертельной болезни сына царедворца. Но там Христос сказал лишь слово, – заочно исцелил, а здесь Христос лично пошел в дом просителя. Это несомненно успокоило и обрадовало Иаира, но тут случилось неожиданное событие, которое на некоторое время задержало Христа, не вызвав в Иаире, ни тени досады, или нетерпения за промедление.

Во время пути, Иисуса Христа сопровождало «множество народа, и теснили Его». Всем хотелось быть ближе к Чудотворцу и Наставнику. И вот: «Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела, от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, – услышав о Иисусе, подошла сзади в народе я прикоснулась к одежде Его. Ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею». (Мк. 5:25–28).

Нам не трудно представить себе образ этой несчастной женщины, доведенной до отчаяния безнадежной болезнью и полным разорением. Что это была за болезнь? Возможно, что это была маточная фиброма, которая, в запущенном состоянии, могла бы быть излечена только оперативным путем: но, в те времена, хирургических операций не знали, а по всей вероятности, лечили только природными наркотиками, что в конце концов вело к полному истощению организма и, конечно, к смерти.

Женщине стыдно было показываться на глаза врачам и, тем более, она никогда не решилась бы рассказывать о своей болезни, да еще при народе, такому окруженному славой, всеисцеляющему Врачу, каким был в глазах всех людей Наставник из Капернаума. Но в душе ее родилась, «Богом данная, непоколебимая вера в то, что именно Он, единственно Он, этот Учитель, может исцелить ее от мучительного недуга.’ И поэтому, как только услышала, что́ приближается окруженный толпою людей Иисус, пробралась сзади в народе и… безмолвно коснулась одежды Его… и «тотчас», как свидетельствует Евангелист Марк, «иссяк у ней источник крови; и она ощутила в теле, что исцелена от болезни».

Кто в своей жизни хворал долгие годы, испытывая при этом день и ночь непрекращающиеся боли, щемящие душу и искажающие все представление об окружающей действительности, тот знает, что значит хотя бы на короткое время, освободиться от мучений, вздохнуть полной грудью, почувствовать себя здоровым, хоть одну ночь поспать без болей, без отвращения к своему собственному телу – это такая радость! А если бы совсем выздороветь?! Вот тогда бы началась поистине новая, светлая жизнь. Но где этот врач, который может исцелить безнадежно-больного?!

Кровоточивая женщина нашла своего Врача. Быть может, никогда не видав Его раньше, и увидев теперь, она поняла и уверовала, что сила, исходящая от Него и исцеляющая всех, излечит и ее болезнь. И действительно, одно только прикосновение к Его одежде вернуло ей полное здоровье. Она сразу же «ощутила в теле, что исцелена от болезни».

Далее, Евангелисты свидетельствуют, что «в то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?» (Мк. 5:30).

При чтении этих слов многие недоумевают и спрашивают: что это за «сила», которая исходила от Христа, что Он Сам чувствовал ее похождение? Магнетизм? Электричество? Или еще какая другая материальная сила? «Ибо от Него исходила сила и исцеляла всех…», – сказано в другом месте Евангелия. Да, может быть это была и материальная «природная» сила, свойственная абсолютно-здоровому телу, каковым было тело Нового, Безгрешного Адама. Вообще говоря, здоровое (хотя всегда, конечно, и не абсолютно-здоровое) тело человека обладает колоссальными силами всех качеств, но эти силы могут быть использованы человеком – по неумелости греховного ума, сердца и духа, – только в самой малой степени. И, в такой же степени, они могут быть и переданы, и восприняты, от одного человека к другому. Отсюда необходимость для исцеления больных – веры исцеляющего и исцеляемого. Исцеляющая сила Христа была как лучи солнца, – возрождающие жизнь земли и убивающие все болезнетворные начала. Но лучи солнца могут проникнуть в дом только в том случае, если все окна открыты, или стекла окон промыты. Так и человек может воспринять исцеляющую силу Христа, только тогда, когда душа его открыта верою и очищена покаянием, т.е. сознанием своих грехов с жаждою перемены своей жизни. Если для этой истины искать параллели в законах природы (а они суть всегда и везде, без исключения, законы Бога-Творца), то можно вспомнить о современных радио и теле-аппаратах, где воспринимающая «станция» только тогда воспримет волны «отправляющей станции», когда она сама исправна и соответственно настроена.

Итак, прикоснувшись с верою к одежде Христа, женщина почувствовала, что «тотчас иссяк у ней источник крови» – т.е. говоря медицинским языком, – кровоточащая опухоль внезапно перешла в стадию инволюции – «рассосалась», как это бывает в начальных фазах этой болезни.

Женщина хотела сохранить в тайне свое излечение, но Христос искал ее в толпе, и тогда она, «в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала всю истину». И здесь Господь успокоил ее, т. к. в душе женщины было смятение и страх перед Христом и перед толпой: таившись от всех, она теперь внезапно стала центром внимания множества людей, в ней были – и радость выздоровления, и боязнь за свою вину самовольства и т. д. Но Христос – ободрил ее, дал мир и благословение на дальнейшую жизнь: «Он сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Мк. 5:34).

И когда Господь давал Свое благословение женщине, а Иаир, полный тревоги и надежды стоял возле, приходят к нему и говорят: «дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?»

Но не успел Иаир вымолвить слова, как «Иисус, услышав сии слова», – свидетельствует Марк, – «тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй», и уже не медля, пошел к нему в дом. Вся толпа ринулась за ними, – но Христос «не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова».

Далее мы являемся незримыми свидетелями необычайного чуда, подобного которому Христос еще не совершал ни разу. Он воскресил только что умершую двенадцатилетнюю девушку – дочь Иаира. Как это произошло?

Мертвая девушка лежала во внутренних комнатах, а снаружи царило смятение, плач и жалобное завывание свирелей. Проходя сквозь группу плакальщиков, Христос сказал им: «что смущаетесь и плачете? девица не умерла, по спит». (Мк. 5:39).

Эти слова вызвали смех окружающих, они почли их нелепостью – «зная, что она умерла» (Лк. 8:53). Но Христос, выслав всех, взял с Собою отца и мать девицы, а также трех учеников и вошел туда, где девица лежала, и взяв ее за руку, сказал: «Талифа куми», что значит: «девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала», – как свидетельствует Евангелист Марк, – «и начала ходить; ибо была лет двенадцати». Евангелист Лука добавляет: «И возвратился дух ее»… «и Он велел дать ей есть». «Видевшие это», – говорит Марк, – «пришли в великое изумление».

Разумеется, нельзя было не изумиться этому невероятному чуду, которое Христос сотворил как знамение Своей власти над смертью, как проявление Своей любви и жалости к великому человеческому горю и как силу, утверждающую и венчающую непоколебимость веры отца девицы. Но оно не было совершено Христом для доказательства Своего Бого-Сыновства и для «популярности» в народе – ибо «Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал».

Приводимые Ев. Лукой точные арамейские слова «талифа куми» дают возможность человечеству, во все века, как бы слышать своими ушами и повторять звуки голоса, произносимые Самим Господом нашим Иисусом Христом.

Самый факт смерти дочери начальника синагоги, как он описан Евангелистами, казалось бы не подлежал сомнению, однако, иногда слышны голоса, что настоящей смерти здесь, собственно, не было – девица впала в бессознательное состояние, или уснула глубоким летаргическим сном, о чем как бы и Сам Христос сказал плачущим: «девица не умерла, но спит». – Но ведь Христос и про умершего, четверодневного в гробу, Лазаря, сказал: «Лазарь друг наш уснул», хотя Лазарь несомненно был мертв. А здесь Евангелист Лука (он-же и врач) прямо говорит: «и возвратился дух ее»; значит дух отходил от тела, т.е. была смерть.

Не разбирая здесь вопроса о «видах смерти», которые бывают многообразны, отметим только, что вообще говоря «смерть» есть явление сложное, и не всегда все тело, во всех его составах и частях, прекращает свою деятельность сразу. Например, человек может лишиться сознания и никогда уже не вернуться к нему, хотя тело его может продолжать еще долго свою жизнедеятельность. Но, в сущности, это уже смерть. Или: человек может заживо постепенно разлагаться, омертвевать по частям, сохраняя при этом сознание. Это тоже смерть. Или: человек может лишиться духа – отлетает дух. С ним вместе прекращается сознание, а тело еще продолжает некоторое время жить. По существу же – это есть самая настоящая смерть, или предверие смерти… Если дух не «вернется», то тело и душа (сознание, интеллект, чувство) никогда уже не восстановят своих функций. Но кто может «возвратить дух»? Только Тот, Кто властвует над ним: – один Бог. Это и совершил над умершею девицей, в Капернауме, Всемогущий Владыка над всеми силами природы и духа – Богочеловек Иисус Христос.

И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его

<…> как кровоточивая жена, истинно уверовав и прикоснувшись воскрилию ризы Господней, тотчас получила исцеление, и иссох поток нечистого источника кровей: так всякая душа, имея неисцелимую язву греха, источник нечистых и лукавых помыслов, если придет ко Христу, и истинно веруя, будет просить, то получит спасительное исцеление от неисцельного тока страстей, и силою единого Иисуса иссякнет, оскудев, оный источник, источающий нечистые помыслы; но никому другому невозможно исцелить сию язву. Ибо того и домогался враг, чтобы Адамовым преступлением уязвить и омрачить внутреннего человека, владычественный ум, зрящий Бога. И очи его, когда недоступны им стали небесные блага, прозрели уже для пороков и страстей.

Посему, человек так уязвлен, что никому невозможно исцелить его, кроме единого Господа. Ему единому возможно сие. Ибо Он пришел и взял грех мира, то есть, иссушил нечистый источник душевных помышлений. Как оная кровоточивая, расточив все имущество тем, которые бы могли уврачевать ее, ни от кого из них не получила пользы, пока не приблизилась ко Господу, истинно в Него уверовав, и не прикоснулась к воскрилию риз Его, при чем тотчас почувствовала исцеление и остановилось течение крови: так и душу, в начале уязвленную неисцельною язвою вредоносных страстей, никто не мог исцелить ни из праведных, ни из Отцов, ни из Пророков, ни из Патриархов.

Приходил Моисей, но не мог подать совершенного исцеления. Были священники, дары, десятины, субботствования, новомесячия, омовения, жертвы, всесожжения, и всякая прочая правда совершалась по Закону; а душа не могла исцелиться и очиститься от нечистого течения злых помыслов, и вся правда ее не в состоянии была уврачевать человека, пока не пришел Спаситель, истинный врач, туне врачующий, и Себя дающий в искупительную цену за род человеческий. Он один совершил великое и спасительное искупление и уврачевание души; Он освободил ее от рабства, и извел ее из тьмы, прославив ее собственным светом Своим; Он иссушил в ней источник нечистых помыслов. Ибо сказано: «се Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1, 29).

Собственные от земли взятые врачевства, то есть свои только дела правды, не могли уврачевать и исцелить душу от такой невидимой язвы; только силою небесного и Божеского естества, даром Духа Святого — сим одним врачевством мог человек получить исцеление и достигнуть жизни, по очищении сердца Духом Святым. Но как там жена, хотя не могла исцелиться, и оставалась язвенною, однако же имела ноги, чтобы прийти ко Господу и пришедши получить исцеление.

Собрание рукописей типа II. Беседа 20.

Войдя в лодку с учениками, Господь Иисус Христос поплыл обратно и пристал к противоположному, западному, берегу Геннисаретского озера, где находился Капернаум. Тут Его ожидали уже толпы народа, и в числе прочих — один из начальников синагоги — Иаир, чья единственная двенадцатилетняя дочь была при смерти. Хотя начальники синагоги и принадлежали к партии, враждебной Иисусу (Иоан. 7:47-48), но этот, наслушавшись, видимо, о многих чудесах, совершенных Господом, и, может быть, сам бывший свидетелем чуда исцеления слуги капернаумского сотника, возгорелся надеждой, что Иисус исцелит и его дочь. И хотя Иаир не имел такой веры, которую Господь похвалил в сотнике, Он все же пошел в дом начальника синагоги возложить, по просьбе Иаира руки на умирающую. Видя это, народ с особенным любопытством устремился за Ним к дому Иаира, а так как каждому хотелось быть поближе к Великому Чудотворцу, все теснили Его.

Одна женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет и уже потерявшая надежду когда-либо вылечиться, протеснилась сзади к Иисусу и незаметно прикоснулась к Его одежде. По закону Моисея, женщины, страдающие подобной болезнью, считаются нечистыми и потому должны оставаться дома. Они не смеют ни к кому прикасаться (Левит. 15:25-28). Но эта несчастная имела такую горячую веру в Господа Иисуса Христа, что решилась тайно покинуть дом и прикоснуться к одежде Его в уверенности, что одно только прикосновение даст ей полное исцеление. И ее вера была оправдана: она тотчас выздоровела, ощутив, что иссяк источник крови. Подробнее всех рассказывает об этом событии св. Марк. Он передает, что Иисус, почувствовав, как вышла из Него сила, спросил у окружающих Его: «Кто прикоснулся к Моей одежде?» (Марк. 5:30, ср. Луки 8:45). Конечно, Он знал, кто прикоснулся, и спросил это только для того, чтобы, в назидание, обнаружить перед народом веру этой женщины и чудо, совершившееся благодаря этой вере. Женщина, понимая, что ей не утаиться, пала перед Ним и открыла всем истину. По понятиям евреев, она совершила преступление, войдя в толпу и сделав нечистыми всех, к кому ей по необходимости пришлось прикоснуться; поэтому в страхе и трепете ожидала она осуждения за свой поступок, но Господь успокоил ее: «Дерзай дщерь ! Вера твоя спасла тебя; иди с миром!» (Луки 8:48; ср. Матф. 9:22 и Марк. 5:34)

В это время умерла дочь Иаира, и кто-то из его домашних пришел сообщить ему эту печальную новость и сказать, чтобы он не утруждал напрасно Учителя. Видя отчаяние удрученного горем отца, Господь успокоил его: «Не бойся, только веруй, и спасена будет!» (Луки 8:50; ср. Марк. 5:36). Придя в дом, они застали там «свирельщиков», которых приглашали для оплакивания умерших. Подобное оплакивание простого умершего продолжалось восемь дней, а знатного лица — месяц; оно сопровождалось игрой на флейтах или свирелях.

Господь сказал Иаиру и его домашним: «Не плачьте; она не умерла, но спит!» (Луки 8:52; ср. Матф. 9:24 и Марк. 5:39). Эти слова нельзя понимать буквально, так как и о Лазаре, пролежавшем четыре дня в гробу и уже начавшем разлагаться, Господь сказал, что он «уснул» (Иоан. 11:11-14), и лишь потом добавил: «Лазарь умер». Действительная смерть девицы был столь очевидна для окружающих, что они принялись смеяться над Иисусом. Так как свидетелями великого чуда воскрешения могли быть только люди достойные, способные оценить эту великую тайну Божественного всемогущества, Господь повелел всем выйти вон, оставив лишь трех Своих Апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — и родителей умершей. Взяв девицу за руку, Господь говорит ей: «Талифа’ — куми», что значит: «Девица, тебе говорю, встань!» (Марк. 5:41; ср. Матф. 9:25 и Луки 8:54) и мгновенно воскресил ее, при этом она настолько окрепла, что последствия тяжелой болезни нисколько не помешали ей сразу начать ходить, как вполне здоровой. Все изумились, а Господь повелел дать воскрешенной тут же поесть, чтобы убедить родителей, что перед ними их настоящая дочь, а не призрак умершей. По обычаю, Господь запретил разглашать о чуде.

Священник Иоанн Павлов

Господь Бог, в Которого мы веруем, есть Господь всемогущий. Это означает, что Он может все, что для Него нет ничего невозможного. Он легко может помочь в любых трудных обстоятельствах, решить любую проблему, найти выход из любой самой безвыходной ситуации. Однако для того, чтобы Он вмешался в нашу жизнь и помог нам, необходимо одно непременное условие — мы должны иметь веру. Если мы не верим или наша вера слабая и колеблющаяся, то Господь не дает нам Своей помощи и оставляет любую ситуацию развиваться по естественным законам. Если же мы имеем веру и просим о чем-либо Бога, то Господь быстро слышит, и Его всемогущая сила легко приходит и помогает даже в самых трудных случаях, когда человеческими средствами помочь бывает невозможно. Эту истину подтверждает нам сегодняшнее Евангелие — о воскрешении Христом дочери Иаира.

Иаир был начальником синагоги. Это приблизительно как у нас протоиерей, настоятель храма. У Иаира была дочь, которую он любил и которая заболела какой-то тяжкой болезнью. Врачи не могли ничего сделать, и она стояла уже на пороге смерти. По-человечески помочь ей было нельзя, и вот в своем горе, в безвыходной ситуации несчастный отец решил обратиться за помощью ко Христу, о Котором слышал, что Он исцеляет больных. Находясь в великой скорби, он пришел к Иисусу, со смирением поклонился до земли и просил Его прийти и помочь умирающей дочери. И Христос сразу пошел с ним.

Остановимся здесь, братия и сестры, и вдумаемся в эти простые слова Евангелия: «Иисус пошел с ним». Какая радость заключена в них! Ведь эти слова означают, что Всемогущий Бог, сотворивший человека, землю, солнце и звездные миры, непостижимый в Своей бесконечной славе, неприступный в Своем величестве, страшный в Своем всемогуществе и всеведении, — что Он есть Бог добрый и благой, что Он есть любящий Отец и что истинно говорит Писание: Бог благ и милость Его вечна. Христос явил неведомый человечеству лик Бога, Творца вселенной, и вот Он оказался не страшным властелином, не строгим беспощадным судией, как часто представляли себе люди, но любящим Отцом, доступным для земных детей, готовым слушать их, говорить с ними, утешать и помогать. Вдумаемся: Христос шел с учениками, их окружали толпы людей, они были обременены множеством забот, шли своим намеченным путем, и вот, услышав просьбу страдающего человека, всемогущий Господь сразу же изменяет Свой путь и идет за Иаиром, чтобы ему помочь…

Однако, чтобы помочь Иаиру, нужно было сотворить великое чудо, а для этого нужна была великая вера. Без веры Господь не совершает чудес. Какая-то вера у Иаира, конечно, была, иначе он не пришел бы ко Христу за помощью. Но, видимо, эта вера была недостаточной, и потому Христос, чтобы ее укрепить, на пути в дом Иаира совершает чудо исцеления женщины, страдавшей долгие годы внутренним кровотечением. За эти годы она истратила все свои деньги на врачей, но не получила от них никакой пользы. И вот она, услышав о Христе и имея веру в Него, потихоньку в толпе приблизилась и прикоснулась к Нему. И как только она это сделала, то сразу же по вере ее совершилось чудо — она исцелилась от своей многолетней болезни. Женщина хотела это чудо утаить, но тогда о нем не узнал бы Иаир, нуждающийся в укреплении веры, и потому Господь громко спрашивает: «Кто прикоснулся ко Мне?» И тогда женщина, видя, что она не может скрыть свой поступок, падает к ногам Христа, как говорит Евангелие, «в страхе и трепете».

Почему в страхе и трепете? Потому что по Моисееву закону, который соблюдали евреи, кровоточивая женщина считалась в религиозном отношении нечистой. Она не имела права находиться среди людей, так как все, к чему она прикасалась, считалось нечистым и нуждалось в ритуальном очищении. Поэтому поступок женщины, конечно, был бы расценен учителями закона и благочестивыми людьми того времени как дерзкий и преступный, как грубое нарушение Моисеевой заповеди. В самом деле: намеренно и сознательно, будучи в нечистоте, прикасаться в толпе ко многим людям и даже к Самому Христу! Это было, несомненно, беззаконное деяние, и женщина решилась на него, может быть, находясь на грани отчаяния и не имея другого выхода. Она много слышала о Христе и о чудесных исцелениях, которые Он совершал. Она очень хотела прийти к Нему, но не могла по причине постоянного кровотечения, а значит, постоянной нечистоты. Она надеялась, что, может быть, кровотечение прекратится хоть на короткое время, однако болезнь не прекращалась, и ситуация оставалась безвыходной.

Наконец, дойдя почти до отчаяния, женщина, имея веру, решилась на дерзновенный поступок: тайно прийти и в толпе дотронуться, — если не до Самого Христа, то хотя бы до края Его одежды. Она верила, что даже в этом случае исцелится от своего недуга. Именно так и произошло: как только она прикоснулась к Его одежде, то сразу же исцелилась и, будучи спрошенной Христом, рассказала о своей болезни и об исцелении. Господь же, благой и милостивый, совершенно не укорил ее, не обличил, но сказал следующие знаменательные слова: «Дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей».

Все это видел и слышал Иаир, и происшедшее оказало на него великое, ни с чем не сравнимое действие. Во-первых, он своими глазами увидел чудо исцеления женщины, помочь которой медицина была бессильна. Это укрепило его колеблющуюся веру в то, что и его умирающей дочери может помочь Великий Учитель. Но главное было даже не в этом, а в обстоятельствах, при которых все произошло. Уж кому-кому, а Иаиру было лучше всех известно, что женщина грубо нарушила Моисеев закон и правила ветхозаветного благочестия. Она, конечно, согрешила и заслуживала строгого обличения, сурового выговора. И вдруг Христос вместо этого дарует ей полное исцеление от болезни! И ни единым словом не укоряет ее!.. Смотря на Христа и слушая Его слова, Иаир чувствовал, что внутри у него что-то изменилось. Может быть, этому способствовало и собственное его горе — умирающая дочь. Благодать Божия коснулась его сердца, в нем как будто что-то сдвинулось. Ему вдруг открылось, что Бог есть великая и непостижимая любовь, что Его правда и Его путь — это правда не законов и канонов, а любви и Благодати. И для этой любви и Благодати нет ничего невозможного…

Итак, происшедшее чудо и слова Христа о том, что женщину спасла ее вера, укрепили веру Иаира. Теперь она была достаточной, чтобы произошло чудо и с его умирающей дочерью. Однако его веру ждало еще одно великое испытание: из дома Иаира приходят люди и приносят известие, что дочь его уже умерла и потому Христу бессмысленно приходить туда. Не утруждай зря Учителя, говорят они ему. Для Иаира это был страшный удар: ведь по человеческим понятиям смерть является необратимой, помочь умершему уже ничем нельзя. От этого известия едва загоревшаяся вера Иаира находилась в опасности угаснуть, но сердцеведец Господь спешит ее укрепить. «Не бойся, только веруй», — говорит Он ему.

Слова Христа — это не обычные человеческие слова. Мы не должны забывать, что произносит их Тот, Кто некогда Своим словом создал наш бесконечный мир. Преподобный Макарий Египетский говорит, что слова Христа, сказанные Им в разных случаях разным людям, становились внутри этих людей великой силой — душой в душе и духом в духе. Так, несомненно, было и в этом случае, и потому вера Иаира не угасла. А если в человеке есть вера, то для него нет ничего невозможного, ибо через веру входит в нашу жизнь всемогущая сила Божия, неподвластная законам материального мира…

И вот, наконец, они приходят в дом, откуда слышатся вопли и рыдания, и Христос по вере отца совершает великое чудо: воскрешает умершую дочь. Ее исшедшая душа возвращается в тело, а само тело, изъеденное и убитое болезнью, восстанавливается в здоровое состояние.

Не нужно думать, братия и сестры, что Бог творил чудеса только в далеком прошлом, а в наше время уже не творит. Господь пребывает вне времени и остается неизменным вовеки. Он и в наше время творит чудеса по молитвам тех, кто имеет веру. Беда наша в том, что мало у нас веры, и редко сейчас встретишь человека, имеющего ее. Речь идет, конечно, не о догматической вере, догматическая вера у всех у нас есть, ибо все мы веруем во Святую Троицу, в Богочеловека Христа и прочие христианские догматы. Но не об этой вере идет сейчас речь, а о другой — о которой Христос сказал, что если бы ее было в нас хоть с горчичное зерно, то мы двигали бы горы. Вот такой благодатной веры в нас очень и очень мало, а потому и чудеса в наше время хотя и совершаются, но редко. Раньше, в прежние времена, веры в людях было больше, и чудеса совершались часто, тогда для христиан это было привычно и знакомо. Но в наше время вера до крайности оскудела, а вместе с ней оскудели и чудеса Божии.

Благодатную веру христиане должны стараться приобрести. Как ее приобрести? Такая вера есть дар Божий, и дается он тем, кто сам полностью отдал себя в волю Божию и старается жить точно по Его заповедям. Преподобный Амвросий Оптинский причину нашего неверия видел в человекоугодии. Он указывал на известные слова Христа: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» Ибо все мы живем больше по каким-то своим человеческим понятиям, а не по воле Божией, намного больше угождаем людям, чем Богу. Поступая так, мы не даем всемогущим силам Божиим войти в нашу жизнь и действовать в ней. Старец Паисий Святогорец говорил, что эти силы рядом, что они готовы помочь нам, но наше духовное устроение, далекое от совершенства, препятствует этому. Наше устроение должно быть правильным, евангельским, тогда не будет препятствий для помощи Божией и для чуда. Но для того, чтобы прийти в это устроение, нужно много потрудиться, чтобы исполнить в своей жизни заповеди Христа.

Итак, братия и сестры, благодатная вера есть великая сила, соединяющая человека с Богом. Через нее всемогущий Бог входит в нашу жизнь и действует в ней. Такая вера, как и все высшие дары, дается Самим Богом, однако зависит это и от наших усилий, — Господь дает ее в ответ на труды, понесенные ради Него. Чтобы получить дар веры, нужно стараться в своей жизни угождать только Богу, стараться исполнить Его заповеди, Его волю. Если мы их исполним, то получим этот дар, и тогда, подобно святым, тоже будем иметь великое дерзновение к Богу, тогда и по нашим молитвам сотворит Господь чудеса. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *